Как каннибализм влияет на здоровье человека
ТОП-25: Тревожные факты о каннибализме
25. Люди и их предки регулярно практиковали каннибализм
Возможно, это сложно переварить, но тысячи лет назад люди и их предки регулярно практиковали каннибализм. Например, представители Homo antecessor употребляли себе подобных в пищу, даже если вокруг было полно представителей дикой природы. Они проводили застолья каннибалов, в меню которых были их соперники. Когда люди и неандертальцы одновременно бродили по Земле, они разнообразили свое меню, поедая друг друга.
24. Люди не очень питательны
Хотя наши ранние предки питались друг другом, человечина не представляла особой ценности. Мертвым мамонтом деревня неандертальцев могла питаться в течение месяца, в то время как человека хватало на полноценный обед. По своей калорийности люди не могли соперничать с другими источниками питания.
Фото: Wikipedia Commons.com
22. Каннибализм распространен в животном мире
Хотя для людей каннибализм является табу, он широко распространен в животном мире. Самки паука Черная вдова часто после спаривания съедают самцов. Известно, что матери едят своих детей. Более того, некоторые дети едят своих матерей.
21. Известно, что шимпанзе являются каннибалами
Фото: commons.wikimedia.org
20. Употребление в пищу чужаков называется эксоканнибализм
В то время как эндоканнибализм представляет собой обряд поедания члена семьи, эксоканнибализм подразумевает убийство и поедание чужаков. Как правило, эксоканнибализм не является ритуальным, он практикуется для того, чтобы навести ужас на противника, забрать его жизненную силу, или просто поесть. Племя Манмин в Папуа-Новой Гвинее известно своей практикой эксоканнибализма во время рейдов по деревням.
19. Японские каннибалы чуть не съели Джорджа Буша-старшего
Фото: Wikipedia Commons.com
Другим ярким примером эксоканнибализма является случай с Джорджем Бушем–старшим, который чудом избежал того, чтобы быть убитым и съеденным японскими каннибалами. Во время Второй Мировой войны он был сбит во время бомбежки над Чичи-жима (Chichi Jima). В отличие от своих коллег-летчиков, он катапультировался из своего самолета подальше от острова и вскарабкался на спасательный плот. Остальные были убиты и съедены во время пира, устроенного майором Суэо Матоба (Sueo Matoba).
18. На вкус человечина напоминает свинину
Фото: commons.wikimedia.org
17. В 19 веке миссионеры Методисты были убиты и съедены каннибалами
Фото: Wikipedia Commons.com
16. Вкус человеческой плоти зависит от ряда факторов
Хотя мы знаем, что, скорее всего, люди на вкус, как свинина, есть ряд других факторов, которые следует учитывать. Например, пол, возраст, часть съеденного тела и способ приготовления могут изменить вкус человечины.
15. Обычно люди не станут есть друг друга, если только речь не идет о выживании
Фото: Wikipedia Commons.com
В наше время люди не едят других людей, и им становится противно даже от одной мысли об этом. Однако есть одно исключение, и оно называется «каннибализм выживания». Этому не учат, это у нас врожденное. Когда человек становится зверски голодным, просыпается инстинкт выживания, заставляющий нас преодолеть моральные барьеры и сделать все возможное, чтобы выжить. Как правило, такое случается только в крайнем случае, когда все другие варианты были полностью исчерпаны.
14. Авиакатастрофа, случившаяся в 1972 в Андах, привела к каннибализму выживания
Фото: Wikipedia Commons.com
В 1972 году Уругвайский рейс 571 разбился в холодных Андах. После нескольких недель, проведенных в этой ловушке, выжившим пришлось сделать нелегкий выбор: съесть своих друзей, которые умерли, или умереть самим. Они решили съесть своих друзей. Через 72 дня оставшиеся в живых были спасены.
13. В ранней европейской культуре был довольно популярен лечебный каннибализм
В ранней европейской культуре считалось, что употребление мумифицированных тел или частей тела умершего человека может помочь в излечении от различных болезней. Большая часть этих верований сохранялась в Средние Века вплоть до 18-го века. Эта вера запустила своего рода экономический бум, связанный с деятельностью грабителей, крадущих в 11 веке египетские мумии.
12. Каннибализм вызывает привыкание
11. Партия Доннера была трагическим случаем каннибализма
Фото: commons.wikimedia.org
В 1846 году группа из 90 эмигрантов покинула Спрингфилд, штат Иллинойс, отправившись на запад в Калифорнию. Когда лидеры Джейкоб (Jacob) и Джордж Доннер (George Donner) решили провести свою группу по новому маршруту в Калифорнию, они оказались в ловушке в горах Сьерра-Невада. Результаты были катастрофическими, поскольку группе пришлось прибегнуть к каннибализму выживания, чтобы пережить зиму. Калифорнии достигла только половина группы. Когда эта история получила огласку, «партию Доннера» стали связывать с каннибализмом.
10. Каннибализм привел к появлению болезни под названием «Куру»
Фото: commons.wikimedia.org
Когда люди племени Форе в Папуа-Новой Гвинее ели своих умерших, у них развивалось странное новое заболевание, позже названное «Куру» или «Прионная болезнь». Ее симптомами были паралич, неконтролируемый смех и неспособность контролировать функции организма. Некоторые называли ее «Смеющейся смертью». Исследователи обнаружили, что болезнь возникает из-за скрученного белка, который медленно создает дыры в мозге человека; вы можете получить этот белок, только если съедите умершего.
9. Во время голода в колониальном Джеймстауне прибегали к каннибализму
Фото: Wikipedia Commons.com
Жизнь в ранней колониальной Америке была суровой и жестокой, и никто не почувствовал это на себе лучше, чем колониальный Джеймстаун в 1609 году в «голодное время». В ранних записях этого периода упоминался каннибализм, но они были оспорены. Однако исследователи обнаружили новое доказательство: череп 14-летнего подростка, которого убили и съели.
8. Большинство людей практикуют легкие формы каннибализма
Фото: commons.wikimedia.org
В какой-то степени большинство людей практикуют мягкие формы автоканнибализма или поедания собственного тела. Это может включать в себя употребление корочек, сухой кожи или ногтей и, как правило, такое поведение не является чем-то ненормальным.
7. Некоторые люди заходят в автоканнибализме слишком далеко
Автоканнибализм может стать извращенной практикой, приводя к серьезным повреждениям собственного тела. Например, один человек, у которого развилась привычка кусать ногти, начал откусывать свои пальцы. В результате он потерял кончики пальцев. Врачи связали такое поведение с тяжелой диабетической невропатией и социальной изоляцией.
6. Автоканнибализм может передаваться по наследству
5. Европейцы 17 века считали, что кровь умерших может исцелить их
Фото: commons.wikimedia.org
4. Голод в Украине во времена правления Иосифа Сталина заставил украинцев прибегнуть к каннибализму
Когда Иосиф Сталин занимался реорганизацией сельского хозяйства, в России и Украине возник голод. Миллионы умерли, а многие прибегли к каннибализму, чтобы выжить.
Благодаря различным знаменитостям, продвигающим данную практику, плацентофагия, или практика матерей, поедающих свою собственную плаценту, становится все более популярной в наше время. В то время как адвокаты утверждают, что она приносит пользу здоровью, врачи вышли с противоположным утверждением, что нет никаких причин говорить о подобном. Они даже пошли еще дальше, заявив, что такая практика может быть опасной для матери и ее ребенка, если плацента инфицирована или поражена. Инфекция может попасть через грудное молоко и заразить ребенка.
2. Известно, что люди с психическими расстройствами, такими как шизофрения, становились каннибалами
Фото: commons.wikimedia.org
Психические расстройства, такие как шизофрения или психопатия, которые снижают сострадательность и нравственность человека, также становились причиной каннибализма. В одном конкретном случае параноидальный шизофреник по прозвищу «людоед» подробно рассказал о том, как он убивает и готовит своих жертв, прежде чем съесть их. Вместо того, чтобы отвергнуть эту часть своей личности, он с готовностью принял ее.
1. Каннибал Армин Майвес написал объявление о том, что ищет желающих стать его следующим блюдом
Полезный и вкусный… человек
Сентябрь 2019 года ознаменовался бурными дискуссиями в медицинских и научных кругах на тему каннибализма. Сначала шведский ученый Магнус Содерлунд предложил есть умерших людей с целью спасения климата и экологии, затем соведущий Елены Малышевой профессор Андрей Продеус сообщил, что каннибализм не опасен для здоровья.
Видя подобные темы в СМИ, кто-то может подумать, что мир сошел с ума, а кто-то повторит вслед за Содерлундом: «Я был бы готов это попробовать…». И это не шутка. Ученый провел опрос на своем научном семинаре в Швеции, и на «эксперимент» согласились 8% участников.
Откуда взялась идея?
В наши дни идея каннибализма всерьез обсуждается на экране шведского телевидения. Инициатор дискуссии, 56-летний профессор Магнус Содерлунд из Стокгольмской школы экономики, предлагает рассмотреть тему поедания человека человеком ради спасения окружающей среды. Как это связано, спросите вы? Напрямую: неуклонно растущему человечеству не хватает источников питания. 800 млн человек на земле голодают, а 2 млрд не доедают. При этом еще 2 млрд потребляют слишком много калорий и страдают от ожирения. Питаясь неразумно, люди оказывают влияние на экологию. Кроме огромного количества пищевых отходов существует проблема парниковых газов, которые выделяют коровы и другой домашний скот. Ученые подсчитали, что отрыжка и газы всех живущих на земле коров — причина 18% парниковых газов, негативно влияющих на климат нашей планеты. Профессор Содерлунд предлагает свернуть отрасль животноводства и вместо этого переключиться на потребление умерших людей. Он призывает откинуть консерватизм и стереотипы ради здорового будущего человечества.
Безопасно ли есть человечину?
«Если отвлечься от этических и моральных норм, то человеческое мясо ничем не будет отличаться по составу от любого другого», — сказал на днях врач-иммунолог и доктор медицинских наук Андрей Продеус в интервью Ura.Ru. Он добавил, что человеческое мясо может быть вредным лишь в том случае, если человек болен инфекцией. Слова ведущего программы «Жить здорово» облетели многие СМИ и стали предметом для возмущения и шуток. Елене Малышевой пришлось срочно комментировать высказывание соведущего. Она заявила, что каннибализм — это табу и преступление, а трупы умерших людей токсичны и опасны для жизни.
Ярким доказательством того, что каннибализм небезопасен для здоровья, является болезнь Куру. Ее диагностировали в высокогорных районах Новой Гвинеи у членов племени форе, которое даже в XX веке практиковало каннибализм. С 1957 по 1960 год, в разгар эпидемии, от этого неврологического заболевания в племени погибли 1000 человек, преимущественно женщины и дети.
Прионные болезни
Первым связь между каннибализмом и болезнью Куру установил американский педиатр и вирусолог Дэниел Карлтон Гайдузек. Его так интересовала загадочная эпидемия, что он поселился среди аборигенов форе, выучил их язык и обычаи и целый год провел в наблюдениях. Результатом экспедиции стала научная работа 1957 года, которая объяснила природу болезни. Оказалось, что в племени сохранился древний ритуальный обычай: поедать мозг старшего члена рода после его смерти с целью приобретения мудрости и знаний, которыми он был наделен. Врач еще не знал о прионах, но правильно установил причину болезни. За свое открытие он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1976 году.
Спустя несколько лет другой американский врач, Стенли Прузинер, обобщил природу подобных болезней и ввел понятие «прион». Это новый класс возбудителей инфекционных болезней, которые, наряду с бактериями, вирусами и грибами, могут негативно влиять на организм человека. В нормальных условиях прионы — это безвредные клеточные белки. Однако при определенных условиях они могут менять свою структуру и становиться причиной смертельных заболеваний головного мозга у людей и животных, в том числе вызывать развитие губчатой энцефалопатии.
К счастью, случаев каннибализма на земле становится все меньше. Даже племя форе отказалось от своего древнего ритуала, и эпидемии болезни Куру больше не повторялись. За открытие прионных болезней Прузинер получил Нобелевскую премию в 1997 году.
«ЛЮДОЕДСТВО ПЛОХО ОТРАЖАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЛЮДОЕДОВ»
Среди документов, посвященных голоду в нашей стране в начале 20-х годов ХХ века, отдельное место занимают многочисленные свидетельства о каннибализме, когда доведенные до отчаяния люди ели собственных младенцев или убивали «на мясо» путников. Среди прочего сохранился и разворот одной из центральных газет, автор которого доказывал… вред каннибализма для организма каннибалов. С опорой на научные исследования наглядно показывалось, как длительное потребление человечины вредит волосам и ногтям, костям и прочим внутренним органам людоедов и даже может привести к летальному исходу. Текст, надо сказать, впечатление производил опрокидывающее – именно своей отрешенностью от всех моральных оценок. Автор не задавался целью показать, что каннибализм – это недопустимо с нравственной точки зрения, а последовательно бил в ту точку, что каннибализм – занятие вредное для самого каннибала.
Прошли годы, и вот сейчас понимаю, что сама готова писать нечто подобное. Что-то вроде: сограждане-людоеды, поедание людей может вредно сказаться на вашем здоровье! Покроетесь пятнами и струпьями, полезут волосы и откажут печенка, селезенка, не говоря уже о сердце. Давнишний каннибал, съедавший свою жертву в ослеплении голода, потерявший рассудок от сосущей пустоты в желудке, отравляется мясом себе подобного. Сегодняшние сытые и упакованные «душегубы при должности», которые разрушают судьбы себе подобных, отравляются их страданиями, их болью, их тоской…
Медленно, неуклонно, шаг за шагом людоедство становится главной стратегией нашей политики. Идет ли речь о детях-сиротах, которые одним голосованием Госдумы потеряли шанс на семью и обречены плакать ночами в своих казенных кроватках. Или о матерях, отбывающих заключение за не там и не так спетую песенку… О демонстрантах с Болотной, безоружных мирных людях, которых обвинили в насилии по адресу вооруженных до зубов стражей порядка… Или о питерских ученых-искусствоведах, у которых хотят отнять десятилетиями создававшийся Институт искусствознания. О шпиономании, ударяющей по самым благородным организациям нашей страны, – от общества защиты стерхов до общества, помогающего больным детям…
Как и автор той, давней, статьи начала 1920-х годов, я оставляю за скобками моральную оценку действий наших чиновников. Но хочу подчеркнуть, что людоедство рикошетом ударяет не только по каждому конкретному каннибалу, но и по людоедскому сообществу.
Государство-каннибал так же заражено и обречено, как и каждый душегуб в отдельности.
Ужас каннибализма состоит еще и в том, что его эманации отравляют атмосферу. Ужас висит над нашими душами и городами. И вот уже в эту каннибальскую вакханалию вовлекается общество. От чиновников в нашей стране давно никто ничего хорошего не ждет, но вот уже самые мирные обыватели оказываются зараженными бациллами человеконенавистничества.
Ненавидят людей с другим цветом кожи, с другими политическими взглядами, с другими религиозными убеждениями, другой сексуальной ориентации. А ведь ненависть равно разрушает организм ненавистника, будь она направлена на геев или на мусульман, на таджиков или на полицейских.
В самых мирных и радостных сферах нашего бытия – в сфере театрального искусства бушуют бури ненавистничества.
То авторитетный критик, всегда готовый поддержать и возглавить любое прогрессивное начинание, призовет коллег брать пример с одной из самых людоедских статей в истории театроведения. В ней автор в 1931 году (время, когда ломали церкви, сажали в тюрьмы и расстреливали священников) призывал власти обратить внимание и пресечь деятельность театра, христианские ценности пропагандирующего. Сегодняшний критик видит в этом образец смелости и уверяет, что всем-всем-всем надо следовать примеру храброго стукача (вот уж этот вид храбрости у нас никогда не был в дефиците).
Нежные дамы, готовые перевести через дорогу ежика, печатают тексты с призывами к вновь назначенным худрукам немедленно выгнать на улицу актеров, проработавших в театре годами и десятилетиями. И искренне удивляются, когда у худрука хватает здравого смысла не начинать работу со съедания всех неугодных.
Молодой режиссер, приглашенный на разовую постановку в театр, имеющий легендарное прошлое, размахивает программой, в которой среди прочего стоят угрозы разогнать всех, кто ему не пригодится.
Примеры можно длить до бесконечности.
Инфантильные людоеды-отморозки заполняют самые разные сферы жизни, и трупный запах стоит в воздухе.
Смешно учить взрослых людей элементарным заповедям человеческого поведения, в которых запрет на поедание себе подобных возник одним из первых.
Автор – театральный обозреватель «НИ»
ЖизньОни едят людей:
Что мы знаем
о каннибализме
И где лежат истоки запрета
Американский пользователь Reddit с ником IncrediblyShinyShart, пожелавший сохранить анонимность, рассказал, что стал каннибалом (если быть совсем точными, автоканнибалом), после того как попал в аварию на мотоцикле. В результате инцидента сильно пострадала его ступня, и врачи решили её ампутировать — после чего он попросил забрать удалённую часть тела себе. Спустя несколько недель он пригласил десять самых смелых и открытых странному опыту друзей на ужин — попробовать фахитас из той самой ступни.
Каннибализм — один из мощнейших культурных запретов, тема, при первой мысли о которой накрывает волной отвращения, хочется немедленно прервать обсуждение и не возвращаться к нему никогда. Невозможно представить себе ситуацию, чтобы через сто, двести, пятьсот лет он стал социально приемлемым. И всё же, принимая категоричный запрет, считаем ли мы равными все ситуации каннибализма? Бывают ли исключения или как минимум ситуации, когда мы начинаем задумываться о природе табу?
Абсолютному большинству людей действия американца, приготовившего собственную ступню, покажутся отвратительными — но объяснить себе, на чём основано это ощущение, уже сложнее. В этой ситуации нет насилия — речь о части тела, которую человек и так уже потерял. Все участники ситуации понимали, на что идут, и осознанно на это согласились (и не всем процесс в итоге понравился). В США сам по себе каннибализм не запрещён законодательно: его фактический запрет обеспечивают законы, касающиеся убийства, надругательства над телами умерших, покупки и продажи человеческого мяса — таким образом, то, что делал Shiny и его друзья, было технически легальным.
Сам аноним объясняет, что то, что он сделал, помогло ему примириться со сложными обстоятельствами и травмой. «Это был очень важный для меня период перемен. Я белый парень из среднего класса. Мне никогда в жизни не приходилось за что-то бороться. У меня не было по-настоящему сложных ситуаций. Я не служил в армии, у меня всегда было достаточно денег, мне не надо было бороться за еду или жильё. Мне всё давалось легко, и я это понимаю. До аварии я по-настоящему не ценил свою жизнь и людей вокруг, — рассказывает он. — Огромный поток сочувствия со стороны друзей и близких помог мне смириться с этими большими и сложными переменами. Так что я решил позаботиться о той части тела, которая так долго заботилась обо мне. Я хотел выказать ей уважение и по-настоящему попрощаться». Правда, он добавляет, что несмотря на то, что все его действия были легальными и ненасильственными, комфортными для окружающих его рассказы об этом так и не стали.
От любви до агрессии
Но каннибализм не исчерпывается только представлениями об агрессии. Довольно долго исследователи считали, что в животном мире одни особи поедают представителей своего вида из-за сильного стресса и в экстремальных ситуациях — животных и насекомых, известных как каннибалов, вроде богомолов, считали исключениями. Но сегодня учёные отмечают и другие ситуации — например, головастики лопатоногов прибегают к каннибализму не в ситуации крайней необходимости, а чтобы быстрее вырасти и стать менее уязвимыми для хищников или поскорее сбежать из некомфортной среды. Каннибализм, таким образом, уменьшает конкуренцию между особями и, как следствие, помогает выживать виду в целом. Некоторые грызуны вроде крыс могут поедать собственное потомство, когда детёныш рождается слабым или погибает — или если потомства слишком много и прокормить всех возможности нет. Среди взрослых особей самки могут поедать самцов после спаривания (как, например, у богомолов): в такой ситуации у оплодотворённой самки больше шансов выжить благодаря хорошему питанию.
С каннибализмом в человеческой истории всё тоже не так однозначно. Билл Шутт, профессор биологии в американском университете LIU Post и автор книги «Cannibalism: A Perfectly Natural History», помимо криминального выделяет у человечества сразу несколько видов каннибализма: ритуальный, медицинский, связанный с похоронными обрядами, голодом и устрашением. В других антропологических исследованиях определяют две большие подгруппы: эндоканнибализм, практику поедания плоти члена своей же группы, например, для похоронного обряда — акт любви и признательности другому, и экзоканнибализм, поедание плоти «чужого» человека и акт агрессии.
Существуют свидетельства, что к каннибализму могли прибегать ещё неандертальцы — и понять, было ли это результатом убийства или, например, частью религиозной церемонии, сегодня невозможно.
Эндоканнибализм как часть погребального обряда встречался не так редко, как можно себе представить. Пожалуй, самый известный пример — форе, народ в Новой Гвинее. На похоронах они поедали плоть покойных, считая это демонстрацией любви — они воспринимали такие действия как более гуманные, чем дать телу разлагаться или быть съеденным червями. Похожие обряды существовали у бразильского народа вари — практики прекратились только в середине прошлого века, с появлением миссионеров.
Один из самых известных примеров экзоканнибализма связан с карибами, группой индейских народов в Южной Америке. Собственно, само слово «каннибализм» появилось благодаря тому, как испанские завоеватели исказили их название — «caníbales». Прибывшие на территорию карибов испанцы обвиняли тех в том, что они поедали своих врагов.
Табу на каннибализм — во многом европейский культурный феномен. Но несмотря на это в том числе в европейских странах нередко встречался каннибализм, связанный с медицинскими целями: в Греции пытались лечить эпилепсию с помощью человеческой крови, на территории Швейцарии XVI века боролись с дизентерией порошком из черепов, а в Англии XVII века против эпилепсии и болей в животе использовали истолчённые в порошок мумии (вероятно, из-за ошибки в переводе с арабского).
В относительно современной истории чаще всего речь идёт о каннибализме во имя выживания. Например, известна история отряда Доннера — группы американских первопроходцев, направлявшихся в Калифорнию и застрявших зимой 1846-1847 годов в горах Сьерра-Невада. Считается, что когда у них закончилась еда, они прибегли к каннибализму — хотя сегодня учёные сомневаются в том, имел ли он место на самом деле. Нередко встречаются слухи о каннибализме в Северной Корее — правда, неизвестно, насколько эта информация достоверна и не является ли политической «страшилкой».
Другой известный случай произошёл в семидесятых с самолётом Uruguayan Air Force, разбившимся в Андах. Из 45 пассажиров выжили только 16 — позднее они рассказали, что в те два месяца, что они ждали помощи, им пришлось есть тела погибших пассажиров. Признание шокировало общественность — но выжившие пассажиры позднее рассказали, что думали о причастии, где хлеб и вино символизируют тело и кровь Христову. Эта идея смягчила общественное мнение и помогла успокоить представителей церкви, простивших пассажиров.
Реальность и фантазии
В России ситуация похожа: отдельного закона о каннибализме нет, но ситуацию регулируют статья 105 УК РФ «Убийство» (пункт «м» части 2 конкретно говорит об убийстве «в целях использования органов или тканей потерпевшего»), статья 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (например, если убийства не было — пункт «ж» 2 части говорит о правонарушении «в целях использования органов или тканей потерпевшего»). Наконец, существует статья 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». При этом суды не делают скидки на «экстремальные обстоятельства».
Очевидно, что обстоятельства, при которых каннибал не нарушит ни один из возможных законов, маловероятны. Наказания наступают, даже когда речь идёт о каннибализме по согласию (или выглядящем как каннибализм по согласию — возможность доказать это есть не всегда): когда человек, желающий кого-то съесть, находит того, кто хочет, чтобы его съели. Для этого явления существует отдельное название — ворарефилия, то есть фетиш человека, который получает удовольствие от мысли, что он может быть съеденным или хочет съесть другого (при этом не обязательно реализуя фантазию).
Известны и случаи, когда суд принимал в расчёт культурные различия (правда, единичные): в шестидесятых и семидесятых жителей Новой Гвинеи признавали невиновными, так как их культурный канон каннибализм не запрещал. Правда, в 1978 году в похожих случаях суд руководствовался уже западными юридическими нормами, запрещающими надругательство над телом.
Ещё одна известная история произошла в 1988 году: художник-перформансист Рик Гибсон в Лондоне публично съел несколько миндалин, назвав себя «первым каннибалом в британской истории, публично съевшим человеческое мясо». О происхождении миндалин художник туманно сообщил, что их ему «дал друг». Но с точки зрения закона проблем с перформансом не было — к тому же человеческие миндалины не так романтизированы, как другие органы.
Принцип согласия
Неудивительно, что одна (даже художественная) мысль о разрушении табу вызывает у нас леденящий ужас. Будь то культовое «Молчание ягнят», герой которого похищает и убивает молодых женщин, или «Зелёный сойлент», где обнаруживается, что люди, сами того не зная, едят питательную смесь из человеческих останков.
У страха перед каннибализмом есть и вполне рациональные биологические основания: поедание человеческого мяса может привести к разным заболеваниям. Самая известная среди них — болезнь куру, распространившаяся в Новой Гвинее среди всё того же народа форе, практиковавшего ритуальный каннибализм. Название болезни в переводе означает «дрожь» — она начинается с очень сильной тряски, а заканчивается параличом и смертью, а распространяется благодаря особым белкам — прионам. Круг заболеваний, которые можно заполучить, попробовав человеческое мясо, куру не ограничивается. Впрочем, согласно ряду исследований, чувство отвращения, которое мы испытываем, может быть связано связано с нашими моральными суждениями и влиять на них. Иными словами, ощущение возможного заражения или инфекционной угрозы может непреднамеренно подсказывать нам, что сам поступок нам отвратителен.
В случае с каннибализмом роль играет и невозможность дистанцироваться и представить себе мясо как нечто абстрактное, как мы нередко поступаем в других случаях. «Слова „ножка“, „грудка“ и „печень“ приобретают другое значение, когда мы говорим о „баранине“, „курятине“ или „свинине“. Это вырезка, не части тел, — говорит философ Джулиан Баггини. — Но стоит подумать о каннибализме, и связь между живым существом и мясом становится слишком явной. Ты не можешь избавиться от мысли, что то, что едят, было частью живого человека». Употребление в пищу мяса животных люди объясняют в том числе и идеей «неравного интеллекта» (хотя измерение интеллекта, в том числе и у животных, не такая простая задача, как может показаться). Представить человека не равным себе куда сложнее.
Каннибализм сталкивается и с другими этическими дилеммами. Например, о том же согласии: можем ли мы считать таковым ситуацию, при которой один человек готов к тому, чтобы его съел другой — или речь всегда идёт о насилии и согласие автоматически становится невозможным? Как быть с идеями о неприкосновенности тела после смерти — например, если речь, как в случае с крушением самолёта в Андах, о вопросе выживания?
Неприятие каннибализма — безусловная основа цивилизации. Им пронизаны и психоаналитические идеи, что каннибализм, как и инцест — одно из глубоко сокрытых «примитивных» желаний, с отказа от которых и началась наша культура, и многочисленные приключенческие романы, где «цивилизованные» герои скрывались от «дикарей-каннибалов». Ещё со времён испанской колонизации каннибализм был одним из способов отстроиться от других, основой идентичности, признаком развития, морали и высоких норм.
Нередко это становилось инструментом политической манипуляции. Сегодня учёные, к примеру, высказывают сомнения, была ли практика каннибализма настолько распространена у карибов: не исключено, что завоеватели пытались подчинить их себе, в том числе при помощи подобных обвинений — а заодно оправдать жестокое обращение с теми, кого они считали «дикарями». Примечательно при этом, что медицинский каннибализм не только встречается в наши дни, но и вполне «легитимен»: плацентофагия, или поедание плаценты, — небезопасная практика, к которой, тем не менее, многие прибегают до сих пор.