Как канонизируют святых в православии

Канонизация

Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – офи­ци­аль­ное при­зна­ние Цер­ко­вью пра­вед­ника, одного из своих членов, святым; офи­ци­аль­ное при­чис­ле­ние его к лик святых. Из ска­зан­ного не сле­дует, что только те, кто кано­ни­зи­ро­ван, стя­жали свя­тость, т.к. суще­ствует боль­шое коли­че­ство святых, почив­ших в без­вест­но­сти.

В широ­ком смысле кано­ни­за­цию можно пони­мать как про­слав­ле­ние сви­де­тель­ства реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния и обо­же­ния чело­века.

Кано­ни­за­ция – это закреп­ле­ние актом высшей цер­ков­ной власти реаль­ного опыта молит­вен­ной связи между чле­нами Церкви (и не только ныне живу­щими) и подвиж­ни­ком бла­го­че­стия, – опыта услы­шан­ных молитв, кон­крет­ной помощи и духов­ной связи, кото­рую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощу­щают между собой и угод­ни­ком Божиим. Когда для Церкви эта связь ста­но­вится несо­мнен­ной, тогда и про­ис­хо­дит кано­ни­за­ция ново­яв­лен­ного свя­того – под­лин­ного раба Божия и нашего помощ­ника, о чем многие уже знают по соб­ствен­ной жизни.

Где найти список святых?

Каковы кри­те­рии кано­ни­за­ции святых

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин при­чис­ля­ется Цер­ко­вью к лику святых после смерти. Наи­бо­лее рас­про­стра­нены сле­ду­ю­щие усло­вия кано­ни­за­ции:

Отдель­ный кри­те­рий – муче­ни­че­ская кон­чина за веру.

Кто при­ни­мает реше­ние о кано­ни­за­ции святых?

Ини­ци­и­ру­ется про­цесс кано­ни­за­ции свя­щен­но­слу­жи­те­лями и миря­нами. Далее епар­хи­аль­ный архи­ерей пере­даёт дело епар­хи­аль­ной комис­сии по кано­ни­за­ции святых.. Мате­ри­алы для кано­ни­за­ции в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви рас­смат­ри­вает, изу­чает и про­ве­ряет Сино­даль­ная комис­сия по кано­ни­за­ции святых. Реше­ние о кано­ни­за­ции выно­сит Свя­тей­ший Пат­ри­арх, Архи­ерей­ский или Помест­ный Соборы.. Пат­ри­арх может бла­го­сло­вить почи­та­ние мест­но­чти­мого (почи­та­е­мого в одной епар­хии или реги­оне) свя­того, Архи­ерей­ский или Помест­ный Собор — обще­цер­ков­ное почи­та­ние.

Зави­сит ли посмерт­ная участь свя­того от кано­ни­за­ции?

Нет, не зави­сит. Кано­ни­за­ция лишь сви­де­тель­ствует ещё живу­щим на земле о свя­то­сти, при­част­но­сти к Богу ушед­ших, об их подвиге, о воз­мож­но­сти молит­вен­ного обра­ще­ния к ним.

Как отме­ча­ется при­чис­ле­ние к лику святых?

В Пра­во­слав­ной Церкви при­чис­ле­ние к лику святых в насто­я­щее время отме­ча­ется тор­же­ствен­ной служ­бой в честь ново­про­слав­лен­ного свя­того.

Какой срок должен пройти после земной кон­чины подвиж­ника?

Фор­маль­ного срока в насто­я­щее время не уста­нов­лено.

Исто­рия при­чис­ле­ния подвиж­ни­ков к лику святых

В I–IV вв. почи­та­ние святых опре­де­ля­лось общи­ной и уза­ко­ни­ва­лось епи­ско­пом. Позд­нее почи­та­ние святых и обще­цер­ков­ное рас­про­стра­не­ние такого почи­та­ния опре­де­ля­лось вне­се­нием имени усоп­шего члена общины в список муче­ни­ков (мар­ти­ро­лог). Когда почи­та­ние при­ни­мало повсе­мест­ный, т.е. обще­цер­ков­ный харак­тер, оно под­твер­жда­лось главой Помест­ной Церкви.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви при­чис­ле­ние к лику святых совер­шали на местах епар­хи­аль­ные архи­ереи. Первый пример собор­ного реше­ния о кано­ни­за­ции – поста­нов­ле­ния цер­ков­ных собо­ров 1547 и 1549 гг.

В наше время на мест­ное почи­та­ние подвиж­ника святым тре­бу­ется раз­ре­ше­ние пат­ри­арха, для обще­цер­ков­ного при­зна­ния свя­того – реше­ние Архи­ерей­ского собора. Если святой кано­ни­зи­ро­ван в одной из Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, его имя сооб­щают главам всех осталь­ных. В этих Церк­вях может быть при­нято реше­ние о вклю­че­нии ново­про­слав­лен­ного свя­того в цер­ков­ный кален­дарь. Так, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви почи­тают свя­того Иоанна Рус­ского Испо­вед­ника, пре­по­доб­ных Гер­мана Аляс­кин­ского и Силу­ана Афон­ского, хотя Иоанна Рус­ского и Силу­ана Афон­ского кано­ни­зи­ро­вала Кон­стан­ти­но­поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, а Гер­мана Аляс­кин­ского про­сла­вила Аме­ри­кан­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

пре­по­доб­ный Афа­на­сий Парос­ский в письме к своему уче­нику:
«Ты напи­сал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Бого­слова, у тебя с дру­зьями возник раз­го­вор о ново­му­че­ни­ках, и что неко­то­рые из них, не только мало­зна­ю­щие, но и ученые, утвер­ждали, что святых муче­ни­ков нельзя почи­тать без раз­ре­ше­ния Вели­кой Церкви, а ты вроде бы и хотел воз­ра­зить, но засму­щался, боясь, как бы их слова не ока­за­лись спра­вед­ли­выми. Ты пишешь, что напи­сал мне сие, дабы я посме­ялся, но я не посме­ялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто выска­зы­вают подоб­ные суж­де­ния, сама тема – не смеш­ная, но бла­го­при­стой­ная и святая. Поэтому я больше огор­чился; осо­бенно же меня огор­чило то, что обра­зо­ван­ные люди гово­рят как неуче­ные и мало­гра­мот­ные. Где про­чи­тали о сем эти «ученые», да и где это слы­хано в Церкви Божией, чтобы святые муче­ники ожи­дали зем­ного суж­де­ния об их муче­ни­че­стве, чтобы этот земной суд сви­де­тель­ство­вал о тех, кто запе­чат­лел свой конец испо­ве­да­нием святой веры и кого подви­го­по­лож­ник Хри­стос сразу и немед­ленно спо­до­бил небес­ного венца?»

Источник

Современные аспекты канонизации святых

В чем-то схожая ситуация, по мнению протоиерея Владислава Цыпина, сложилась в нашей стране в 1920–1930-е годы. Тогда гонения на Церковь послужили почвой для нестроений внутри нее. Эти нестроения очень скоро привели к многочисленным расколам. Но наряду с отколовшимися от Церкви «живоцерковниками», заслуживавшими безусловного осуждения как поправшие канонические устои Церкви, в расколе находились и так называемые «непоминающие», несогласные с позицией митрополита Сергия (Страгородского) и отказавшиеся поминать его за богослужением. Этот раскол был вызван не личными заблуждениями или амбициями отколовшихся, а, скорее, разным видением адекватного реагирования на бедственную ситуацию в стране. Так как пострадавшие и расстрелянные были с той и с другой стороны, то необходимо было дать оценку разделениям, исходя из их причины, и решить вопрос о возможности причисления к лику святых тех убиенных, которые были сторонниками какой-либо позиции.

Итак, критериями, которыми руководствуется Русская Церковь при канонизации святого, являются: безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и (или) посмертные чудеса и, в некоторых случаях, полное или частичное нетление мощей. Если речь идет о мученике, то к этому добавляется факт пролития крови за Христа.

Вопрос о канонизации мучеников вообще особенный для нашего времени. Половина XX века в России прошла для христиан под венцом мученичества. И огромная часть всех дел по канонизации, с которыми работала образованная в 1989 году Синодальная комиссия, была так или иначе связана с жертвами репрессий. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться при подготовке канонизации новомучеников, осветил член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) в своем докладе «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских».

Когда речь заходила о расстреле действительно верующего и церковного человека, необходимо было выяснить всю совокупность обстоятельств его жизни и служения в Церкви. При тщательном исследовании архивно-следственных дел порой вскрывалось, что посаженный в тюрьму за исповедание веры и просидевший там довольно длительный срок оказывался агентом НКВД, исполнявшим функции слежения и доноса. «В советское время одной из форм борьбы государства с Церковью была вербовка под нажимом НКВД осведомителей, должных не только собирать информацию о происходящем в Церкви и передавать ее в НКВД, но и проводить внутри Церкви разрушительные мероприятия по указанию того же НКВД. Это ставит весьма сложные проблемы перед исследователями, так как НКВД старался скрыть своих сотрудников и не во всех случаях привлекал их в качестве свидетелей, чтобы не обнаружить их. По одним только материалам допросов не всегда возможно судить об истинном положении человека – исповедник он или предатель.

Конечно же, докладами игумена Дамаскина (Орловского) и протоиереев Владислава Цыпина и Георгия Митрофанова далеко не исчерпываются материалы конференции «Прославление и почитание святых». Но и из представленных докладов видно, что основная работа Комиссии по канонизации святых лежит в области дальнейшего изучения материалов жизни новомучеников и исповедников XX века. И если относительно пострадавших в 1920–1930-е годы, вероятно, большая часть материалов уже изучена, то неизученными еще остаются 1940–1960-е годы, когда, быть может, было не так уже много мучеников, но много исповедников, тех, которые, растеряв в тюрьмах и ссылках свое здоровье, окончили свой путь служения Церкви уже на свободе.

Источник

Православная Жизнь

В июле месяце этого года произойдет канонизация афонского старца Иоанна Вышенского. Кто может стать святым, какие критерии для канонизации и как познать святость, отвечает архимандрит Тихон (Софийчук), председатель комиссии по канонизации Киевской епархии.

Как канонизируют святых в православии. 052 2. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-052 2. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка 052 2

– Отче, как канонизируют святых?

– История Православной Церкви – это история ее святости. Каждая Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников благочестия, но и соборно прославляет этих угодников как канонизированных святых.

Церковь дала христианскому миру великий сонм подвижников благочестия, мучеников и исповедников.

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали благодать Духа Святого, явили Его силу в нашем мире.

Каждый угодник со своей особой жизнью показывает путь к святости и выступает как образец идущего по этому пути. Церковь учит: угодники Божьи, составляя лик святых, молятся пред Господом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т. е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

Как канонизируют святых в православии. 1450277318.2024antistaroobryadcheskie falsifikacii 22. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-1450277318.2024antistaroobryadcheskie falsifikacii 22. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка 1450277318.2024antistaroobryadcheskie falsifikacii 22

Соборы 1547 и 1549 гг. Современная икона

– Какие условия канонизации?

– Канонизация есть причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых. Слово «канонизация» (лат. сanonizatio – брать за правило), заимствованное из западного богословского языка, употребляется в Русской Церкви наряду с выражением «причтение к лику святых» («вмещение», «вчинение» в лик святых). В греческой агиологии используется термин, означающий «провозглашение» (святым).

Основания, на которых усопшие праведники причисляются к лику святых, сложились еще в Древней Церкви. С течением времени то или иное основание получало преимущественное значение, но в целом они остаются неизменными.

Термин «канонизация» – латинизированная транскрипция греческого глагола, обозначающего «определять, на основании правила узаконивать», – введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину точной аналогии нет, поэтому в подобных случаях она использовала словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Основным условием прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

а) православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения – мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые – святые различались и по распространенности их почитания: местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сегодня выделяют только местночтимых святых, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии, и общецерковных, почитаемых всей Церковью. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена святых, прославленных всей Церковью, сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в святцы.

Как канонизируют святых в православии. 113319 original. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-113319 original. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка 113319 original

– Какова практика прославления святых сегодня?

– Практика прославления такова: сначала рассматривает материалы о прославлении Епархиальная комиссия по канонизации святых. При положительном решении они передаются в синодальную комиссию, которая в случае одобрения направляет их в Синод. День решения Священного Синода и вносится в святцы как день прославления святого. Только после этого святому пишется икона и составляется служба. Что касается местночтимых святых, то разница только в степени прославления в пределах земной Церкви. Им также пишется икона и служба. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

Прошение и документы подвижника веры подаются для изучения вопроса о возможности канонизации правящему архиерею. Прилагаются материалы, свидетельствующие о святости человека. Составляется подробное жизнеописание подвижника, во всей полноте отражающее подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, воспоминания архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни или после кончины. Особенно тщательного освещения требует вопрос о почитании подвижника народом.

Как канонизируют святых в православии. canonization.church.ua. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-canonization.church.ua. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка canonization.church.ua

Заседание Комисcии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Фото: canonization.church.ua

Следует напомнить решение Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2002 года «Об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых». Тогда постановили, что при подготовке канонизации святых следует учитывать такие обстоятельства:

1. Материалы к канонизации подвижника должны быть тщательно подготовлены и рассмотрены епархиальной комиссией по канонизации святых согласно решению Архиерейского Собора 1992 года.
2. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян Русской Православной Церкви. По благословению правящего архиерея все свидетельства должны проверяться на местах. Преподавать благословение для публикации подобных материалов правящий архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием.
3. Недопустима практика сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц, поскольку она порой используется различными силами не в церковных целях.
4. Не следует проявлять поспешность в канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо тщательно и всесторонне изучить документальные материалы их жизни и служения.
5. Мощи канонизированных подвижников обретаются по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины. О результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины.

6. Мощи неканонизированных подвижников нельзя выставлять в храмах для почитания.

В наше время при рассмотрении дел о канонизации пострадавших за Христа необходимо применять дополнительные критерии, учитывая обстоятельства эпохи. В каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного исповедника веры ХХ века, комиссия тщательно изучает архивные материалы, личные свидетельства, если порой удается найти и опросить очевидцев событий либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях или их письма, дневники и другие сведения.

Предметом внимательного изучения являются материалы допросов. Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что люди, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах.

Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна – любыми способами добиться признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признали ни себя, ни своих близких, знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

В то же время Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и сами они пострадали. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация – это прежде всего свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает своих чад Церковь Христова.

Как канонизируют святых в православии. dsc03834.jpg.jpg. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-dsc03834.jpg.jpg. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка dsc03834.jpg.jpg

К описанию жития мученика или исповедника должны быть приложены копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены. А именно: анкету арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор «тройки», акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Если мученик или исповедник арестовывался несколько раз, то необходимо представить копии вышеперечисленных материалов из всех уголовно-следственных дел.

В вопросе прославления мученика или исповедника существует много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения соответствующих органов прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии: не являлся ли он секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам? Установление этих фактов требует большого труда многих людей – членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, работу которых организовывает и контролирует правящий архиерей.

Архивы государства, фонды которого хранят документы об истории Церкви и гонениях на нее, к сожалению, лишь недавно и не в полном объеме стали доступными для исследования. История Церкви ХХ века только начала изучаться. В связи с этим исследователям открываются множество фактов, ранее неизвестных, а также религиозная, нравственная их сторона, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением не допустить ошибки из-за неполной информации и принять правильное решение.

Как канонизируют святых в православии. 111568 original. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-111568 original. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка 111568 original

– Почему в древности мучеников прославляли сразу после смерти, без заседания комиссии и Синода?

– В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников – людей, добровольно принесших себя в «жертву живую», свидетельствуя о славе-святости Божией. Поэтому уже во II веке в церковных источниках можно найти несколько свидетельств о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников. О количестве святых в Церкви в период до Вселенских Соборов можно судить по сохранившимся календарям, мартирологам и минологиям. Самые древние из них – мартирологи III–IV вв. в основной своей части есть перевод латинских судебных протоколов, так называемых проконсульских актов (Acta Proconsuloria), или некоторая их переработка. Эти акты, по распоряжению императора Константина, хранились во всех крупных городах империи. Кроме фактических актов римских властей от этого времени (I–IV вв.), сохранились и первые попытки со стороны Церкви написания житий того или иного мученика, свидетельствующие о его почитании. Так, например, в актах мученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (+107 или 116 гг.), говорится, что составитель описания мученичества Игнатия заметил день и год его смерти, чтобы собираться в этот «день памяти мученика» на агапы, приуроченные к праздничным дням или дням в честь этого святого.

Записи о святых в Древней Церкви довольно кратки, так как в римском суде, проходившем обычно в присутствии «нотариев» – стенографистов, записывались только вопросы судей и ответы обвиняемых. Часто христиане выкупали эти записи. Так, например, в актах мучеников Тараха, Прова и Андроника (пострадали в 304 г.) отмечено, что христиане заплатили за них римским властям 200 динариев.

Эти судебные записи имели вид протокола допроса. Сначала в них обозначалось имя проконсула, в области которого производили суд, затем год, месяц и день, а иногда и время дня суда, и, наконец, уже сам допрос, представляющий собой диалог между судьей, его служителями и обвиняемыми. По окончании допроса проконсул призывал прочитать его вслух, затем судья со своими асессорами выносил решение и читал приговор. Исполнение приговора производилось в отсутствии судьи.

Из этой схемы видно, что полностью в судебных записях описывался только допрос мученика и сообщалось о его свидетельстве и смерти; никаких других подробностей в них не должно было быть. Позднее, с увеличением святых мучеников в Церкви, эти проконсульские акты были помещены в особые сборники-минологи, в которых отмечались страдания каждого мученика в день его памяти по месяцам.

Как канонизируют святых в православии. 111149 original. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-111149 original. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка 111149 original

Подобные исторические источники прекрасно иллюстрируют почитания, празднования умершего христианина как святого. К таковым причислялись все пострадавшие за Христа, они без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига – очищения мученической кровью. Порою Церковь, уже заведомо зная о предстоящем допросе арестованного христианина, направляла к нему на суд как к святому наблюдателя, обязанного записать подвиг свидетельства допрашиваемого. При некоторых епископских кафедрах для этого назначались даже особые лица. Так, Папа Климент назначил на это служение семь диаконов в определенный район города Рима. Эти записи назывались passio (страдание), позднее они были соединены с минологами, и чтения их размещены по дням римского календаря. По их количеству можно определить число святых в Древней Церкви, а также то, какой подвиг святости почитался в Церкви раньше других. Так, в древнейшем западном календаре, принадлежавшем некоему Дионисию Филокалу и известном под именем Бухерианского, отмечены 24 дня памяти мучеников, кроме этого – праздник Рождества Христова и список святых римских пап. К концу IV века, после эпохи гонений, «календарь был полон», т. е. число святых в году увеличилось настолько, что не было ни одного дня, не имеющего памяти своего святого. По преимуществу большинство из них было мучениками. Об этом говорит Астерий, епископ Амасийский: «Вот, всю вселенную наполняет круг подвижников Христовых, нет места, ни времени года без памяти их. Посему, если бы какой-либо любитель мучеников восхотел праздновать все дни страдания их, то для него не было бы ни одного дня в году непраздничного».

Однако такого полного древнего христианского календаря до наших дней не сохранилось. В древнейших, известных ныне календарях западного происхождения, которые получили название martyrologium (мученикословие), – Готфском, Карфагенском и других, памяти распределены не по всем числам года. В самом древнем восточном календаре, составленном в 411–412 гг. в Сирии, больше «памятей» святых, но так же не по всем дням года. Однако надо отметить, что все эти календари составлялись только для отдельных диоцезов, и мученики из одного числа не вносились в другой по причине их отдаленности.

Как канонизируют святых в православии. 1316 2. Как канонизируют святых в православии фото. Как канонизируют святых в православии-1316 2. картинка Как канонизируют святых в православии. картинка 1316 2

– Одни хотят сегодня канонизировать одного выдающегося деятеля, не желая при этом разбираться в его жизни, другие – другого, патриотам нужен святой воин, военным – генерал и т. д. В нашей истории много замечательных и даже выдающихся личностей, но ведь святость – это совсем другое дело.

– Каждый народ имеет своих героев, которых почитает и на которых равняется, желая подражать их подвигу. Есть и в Церкви свои Герои Духа – это святые. Недавно мы праздновали праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. И нет ничего плохого в том, что люди желают видеть примером для подражания своих соотечественников, близких по времени. Важно, чтобы не было тщеславных или каких-то других прагматических причин для прославления того или иного подвижника, потому что это может разделять людей. Такие случаи были во времена апостола Павла (я Кифов, я Павлов), также наблюдались разделения в Церкви, когда одни больше почитали святителя Василия Великого, называя себя Василианами, другие – святителя Григория Богослова, именуя себя Григорианами, третьи – Ионнитами, почитая более святителя Иоанна Златоуста, но эти три святителя явились в XI веке митрополиту Иоанну Евхаитскому и прекратили раздор между своими почитателями, сказав, что они равны пред Богом. По этому поводу был установлен праздник Трем святителям 30 января.

Святые едины в Господе и желают, чтобы мы достигли святости и соединились с Богом – это для них самое высокое почитание, так как в этом заключается, по апостолу Павлу, благая воля Божия: «Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4:3). Когда мы отпеваем усопших православных христиан, то молимся: «Со святыми упокой душу усопшего раба твоего…» Но это не значит, что все православные усопшие христиане, даже если они занимали высокие церковные, военные или общественные должности, могут служить примером для подражания и почитания как святые. Церковь – это не юридическая организация, где решается все по земным законам. Церковь – это живой организм, который живет Духом Святым. Для того и созданы при Церкви и епархиях комиссии по канонизации, которые по выше указанным критериям определяют, почитать ли того или иного подвижника или нет. Святость сама себя являет, а люди лишь только констатируют этот факт, который больше нужен не святым, так как они уже прославлены у Бога, а нам для молитвенной помощи и как пример для подражания.

Святые – это те люди, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых обнаружилось еще теперь, до Страшного суда.

Мы все призваны к святости. И действительно, мы освящаемся в Церкви, Главой и Начатком которой есть Господь Иисус Христос: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). На Божественной литургии перед Святым Причастием мы слышим возглас, относящийся к нам: «Святая святым!» Как звезда от звезды отличается, так и на небесном своде святые разнятся степенью святости. Одни люди усвояют эту святость, становясь святыми, другие – нет. Все зависит от свободной воли человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *