Как карамзин показывает развитие чувства
Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» «Ибо и крестьянки любить умеют»
Открытый урок-исследование по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
«Ибо и крестьянки любить умеют»
«Исполнение всех желаний есть самое
опасное искушение любви»
познавательная: познакомить учащихся с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
развивающая: развивать навык сотрудничества в группе;
воспитательная: воспитание ответственности за свои поступки перед людьми.
Оборудование: иллюстрации учащихся к повести; картина О. Кипренского «Бедная Лиза»; запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года»; музыкальный центр; иллюстрации Г.Д. Епифанова к повести.
I. Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». («Апрель»)
II. Проверка степени осмысления повести по вопросам:
– Каков жанр произведения? (Повесть)
– От какого лица идет повествование? (От 1-го лица, автора)
– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью? (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.)
(рисунок 1)
– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой? (Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)
(рисунок 2)
(рисунок 3)
(рисунок 4) (рисунок 5) (рисунок 6)
— Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
(рисунок 7) (рисунок 8)
. «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра». )
— Как разрешается конфликт в повести? (. Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.)
(рисунок 9) (рисунок 10)
(Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились.)
Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?
IV. Исследование повести. Работа в группах.
1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.
(Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.)
Ученик читает стихотворение А. Фета «ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ»
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Так дева в первый раз вздыхает
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(рисунок 11)
О. Кипренский «Бедная Лиза»
(Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!”)
2-я группа. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?
Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си. нова монастыря.)
(рисунок 12) (рисунок 13) (рисунок 14)
(. Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.)
(Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.
Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.
В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования.
Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.
Именно этой иконой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В Успенском соборе хранился и крест, украшенный алмазами и изумрудами, который монастырю подарила царевна Мария Алексеевна. Башни и стены монастыря предположительно строилась в 16 веке. При Борисе Годунове они были укреплены, благодаря чему монастырь смог отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор.
В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.
В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.
До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.)
3 группа. Найдите предупреждение Карамзина молодым людям.
(Карамзин предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви” (эпиграф к уроку).
Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.)
(Ученики писали письмо Лизе, в котором пытались выразить свое отношение к ней.)
— Звучит музыка П.И.Чайковского. Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» («Октябрь»)
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Домашнее задание: написать сочинение-письмо Эрасту.
Конспект урока на тему «Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть». (1792г)
1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» .
2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.
3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления
Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм
1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.
-Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы говорили на прошлом уроке? (в притче говорится о любви, в повести тоже)
— а о каком произведении идет речь?
— Вспомните, какие вопросы по повести «Бедная Лиза» мы с вами обсудили?
(Роль природы в повести, любовь между Эрастом и Лизой, разделили повесть на части и дали каждой название)
-Ребята, а давайте вспомним, к какому литературное направление относится произведение «Бедная Лиза»? ( сентиментализм )
Игра «Да-нет» ( на листах записать ответ, потом взаимопроверка)
-Сентиментализм – это литературное течение эпохи Просвещения? (да)
— Главное для сентиментализма разум человека? (нет, душа)
-Чувственность и способность к сопереживанию рассматриваются как главные достоинства человеческой личности? (да)
— Главные герои сентиментализма воины, монархи и мифические персонажи? (нет, это свойственно классицизму, а в сентиментализме люди, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян)
— Природа для сентиментализма идеальный мир? (да)
— Центральным сюжетом таких произведений чаще становились войны, сражения? (нет, трагическая история несчастной любви)
Слайд с ответами, дети меняются листами
Слайд Своей повестью Карамзин заявил всему миру: «И крестьянки любить умеют!»
Как вы понимаете смысл этой фразы?
— Это высказывание Николая Михайлович Карамзина подчеркивает новаторство повести: обычно такое высокое чувство, как любовь, описывалось в отношениях между благородными и знатными по происхождению героями. Тут же автор пишет про чувства обычной, крестьянской девушки.
Исходя из ваших размышлений, попытайтесь сформулировать цели урока.
Слайд (Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», Образ Лизы в повести)
— как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о любви Лизы к Эрасту)
6) (2мин)Работа над названием произведения.
— Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? ( она главный герой, с ней связана основная мысль повести)
-Почему произведение называется именно « Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная,то есть несчастная)
-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
— Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сегодня и попытаемся разобраться.
— Художник Кипренский Орест Адамович пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Кипренский изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок. Что за цветок мы видим в руке у Лизы? (ландыш)
— символом чего является этот цветок? (любви,)
— На прошлом уроке я просила вас посмотреть значение слова «ландыш». Кто хочет прочитать?
. –Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Так же эти цветы в произведении – символ ее весеннего расцвета, чистоты.
(12 мин ) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи .
(3 мин) – Давайте посмотрим на взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.
— Для этого я предлагаю вам сделать мини-проекты. Вам предлагаю проанализировать образ Лизы, а вам – Эраста. Вам нужно с делать мини- презентацию: возможно, это будут высказывания – цитаты из произведения, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразите на ватмане. На столах есть ватман, фломастеры, журналы, картинки, которые, возможно, пригодятся вам для работы. Время работы 10 минут. Каждая группа получает инструкцию – схему. Не обязательно все ответы на вопросы изображать на своем проекте, что- то можно проговорить устно.
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
4. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
5. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
6. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
7. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
8. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? .
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Рассказать о губительной силе денег
Защита презентаций учащимися. (7 мин)
После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.
«Синквейн» (3 мин) Групповая работа.
Повесть «Бедная Лиза»
Учит, увлекает, наставляет
В жизни правит любовь
Притча:Никто не достоин слёз
Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась.
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, «что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать». После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который «не заставит её плакать».
«Соловьи монастырского ада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…»
(5 мин) Организация рефлексивного пространства.
Сегодня на уроке мне понравилось…………
На уроке мне не понравилось……..
На уроке мне было сложно…….
(2 мин) Дом задание: разного уровня
1.В каком году написано произведение?(1792)
2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)
3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)
4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).
5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)
6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).
8.А почему Лизе пришлось работать?
9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)
10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)
11.Что случилось с главной героиней?
12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Урок литературы по повести Карамзина «Бедная Лиза»
Какими эпитетами наделяет карамзин свою героиню бедная лиза?
Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными. Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности; 2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости. Ход урока. 1. Слово учителя. – Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта». 2. Беседа по вопросам. – Дома вы должны были прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном. – Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.) – С чего начинается повесть? (С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется.) – О чём повествуется далее? (Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.) – Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью? (Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».) – Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней? (Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть. «Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.) – Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте. (Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…») – Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее? («Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.» Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.) – Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?» (А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.) – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста? (Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!». «Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».) – Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось? (В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.) – В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста? («Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.») – Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини? (Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.) – Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.) – Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах. 3. Обобщение. – Так какова же тема повести? (Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.) 4. Комментированное выставление оценок. 5. Домашнее задание. Подготовить доклады : 1) «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»; 2) «А.С. Грибоедов – дипломат». Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике. М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург
» Карамзин «Бедная Лиза»
Класс: 9 А Учитель- Абдурахманова Р.Р.
Тема: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести».
Цели: познакомить с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; найти черты сентиментализма в повести, дать характеристику главным героям повести, раскрыть их внутренний мир, раскрыть общечеловеческие ценности в повести.
1. Вступительное слово:
— Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», их внутренний мир. Утверждение общечеловеских ценностей в повести.». Эпиграфом к уроку мы берем слова Евгения Осетрова
«Бедная Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. Но для начала, мы должны вспомнить, с каким новым литературным направлением мы познакомились на прошлом уроке. (Сентиментализм.) (Один ученик дает определение сентиментализма, рассказывает об основных чертах русского сентиментализма, называет представителей, основной идеал).
— Итак, повесть «Бедная Лиза» является сентиментальным произведением, но в чем заключается эта сентиментальность, мы с вами и попробуем определить.
2. История создания повести. Слово учителя с элементами беседы.
— Самая известная повесть Н.М. Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом, называлась она «Бедная Лиза». Литературоведы пишут, что было повальное увлечение ею, а окрестности Симонова монастыря в Москве, где происходит действие повести, стали местом паломничества сложилась мода ходить в эти места, предаваться здесь уединенному чтению, кто-то вырезал записи на деревьях и т.д.. За короткое время произведение переиздавалось 6 раз. И появился целый ряд повестей – подражаний: «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора»).
— Как вы думаете, почему незамысловатая, простенькая по сюжету повесть имела столь большой успех у читателей? (Читатель сострадал простым людям, сочувствовал жертвам страстей+ очень достоверным выглядел сюжет, словно заимствованный из самой жизни + усиливал это впечатление язык повести, казавшийся намного более простым и понятным, чем язык произведений классицистов: Карамзин словно заглянул в жизнь обычных людей.)
3 Работа с текстом
— А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Найдите в тексте описывающие местность, где будет происходить действие повести. (Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты: окрестности Симонова монастыря: река- Москва, Данилов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское).
-Какое настроение создаёт у вас этот пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)
-Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? ( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и золотом куполов (потом это золото выльется в образ денег) и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Т. о. получается два мира: с одной стороны – это прекрасная естественная природа, а с другой стороны – «алчная» Москва, а между этими двумя мирами находиться река. В мифологии река – это граница между миром живых и миром мертвых. Соединить два берега невозможно, и невозможно гармоничное соединение представителей этих разных миров).
-Кто из героев повести представляет тот и другой миры, данные уже в пейзаже? (Лиза – представительница прекрасной естественной природы; Эраст – алчной Москвы)
Вывод по 3: Уже в самом начале произведения прослеживаются черты сентиментализма. Это яркое противопоставление города и деревни, которое мы будем с вами послеживать по всей повести. Также мы с вами увидели, что описание местности уже предвещает нам трагическое развитие событий. Мы уже понимаем, что главные герои повети не могут быть вместе. Но давайте обратимся к самим героям и посмотрим, что же еще мешает главным героям воссоединиться.
4 Сопоставление героев:
А) Анализ образа Лизы
— Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? (Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего»
— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?
(«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза»).
— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
(« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать»).
— Чем занималась Лиза целыми днями? (Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты).
— А почему Лизе пришлось работать?
(Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни).
— Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь? (Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
— Давайте обратимся к речи матери Лизы? Какая эта речь? И давайте, сразу же здесь обратимся к описанию крестьянскому быту?
— Не может быть такой речи у простой крестьянки и в избе, которые топились по черному – белая кринка, белое полотенце, чистый стакан.
Как вы думаете, зачем Карамзин идеализирует крестьян и их жизнь. (Это условность сентиментализма. Эта жизнь далека от правды, от реальности).
— Итак, давайте сделаем вывод. Какой же перед нами предстает Лиза?
Момент зарождения чувства Лизы — весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.
Б) Анализ образа Эраста.
-Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? (Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.
— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? (Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу
— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
(Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек
— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
(Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. … натура призывает в свои объятия, к чистым радостям»)
-Сделаем вывод: Каким предстает Эраст? Автор показывает внутренний мир Эраста, который полон добрых намерений, хочет чистых отношений и верит, что будет «жить с Лизой, как с сестрой». «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям, — думал он, и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет». Но с другой стороны, Эраст не только как человек слабый, но именно как человек, привыкший к богатству и дорожащий им больше всего, погубил Лизу и себя. Она считала себя преданной возлюбленным, поэтому бросилась в пруд. Он же « продает себя» богатой женщине, вдове, «был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
— Как Н. М. Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. Он – с розовыми губами
-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. (Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Чисты и непорочны были их чувства. Это в момент расцвета чувств
-Обратите внимание на сцену грехопадения падения Лизы: как природа реагирует? (Природа выступает в качестве действующего лица, в качестве мерила нравственности героев, сопереживает им и гневается).
-Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»)
— Чем закончились отношения героев?
(Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета).
-Какова судьба героев? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст безответственный, ему безразлична судьба человека доверившему ему свои чувства, ведь не зря мы говорили, что он был слабым и ветреным. АЭраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове
— Но хочу обратить ваше внимание, что героев в сентиментализме нельзя строго делить на «+» и «-», так как в героях есть черты и те и другие. Эта неодномерность человека – открытие литературы сентиментализма.
— Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).
— Как понимать финальную фразу повести? («Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире))
— А от чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика
— Исчерпывается ли только этим роль повествователя?
(Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Он знаком с Эрастом!Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется даже излишне чувствительным, читая повторяющиеся «Ах!», но можно увидеть в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен
— Что означает слово «бедная» в названии произведения?
Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? (
Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора
).
— Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? (нет, нравственные начала также не могли соединить героев)..
— Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности).
— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?
(Вывод: Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма:
основная тематика повести – любовная;
идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;
в повести резко противопоставляется деревня как мир, близкий к природе, к естественности, городу;
идеализация патриархального быта;
герои многоплановы; их чувства становятся центром повести; идиллическая жизнь героини — на лоне природы;
духовный мир человека из народа богат, ему присуща врожденная нравственная чистота).
1 вариант – пишет в рабочих тетрадях характеристику Эраста;