Как кататься зайцем в автобусе
Руководство для «зайцев»
Привет, Пикабу! В моем первом посте я бы хотел поведать о моем небольшом хобби. Я с моими друзьями езжу «зайцем» на электричке. (один из них пикабушник Utug) Внимание, длинный пост.
Конечно, это не совсем законно и, по сути, это нервное занятие, но для нас это стало чуть ли не развлечением.
Обо всем по порядку:
И вот мы на платформе. Скорее всего, ни кто за вами не погонится, не за чем. Ждем поезд. Прежде чем поезд остановится можно внимательно поглядывать в окна, дабы углядеть, где находятся контроллеры (они то и станут нашей дальнейшей проблемой), но если вам лень, то можно понадеяться на авось. Входим в вагон и садимся в самый центр, т.к. с каждой стороны могут неожиданно прийти благородные стражи порядка. Далее ждем их появления.
Контролеры обычно ходят в сопровождении охранников. Эти здоровые быки отлавливают зайцев и ведут к женщинам с чековыписывающими машинками. На состав обычно приходится от 2 до 4 контролеров и столько же охранников. Так же у блюстителей порядка существует несколько тактик движения. Первая: с начала и с конца состава по двое двигаются контролеры, спереди и сзади от них ведут разведку охранники. В середине они встречаются и расходятся.
Вторая: каждый контролер берет на себя 2-3 вагона и их контролирует. 🙂
Вернемся к моменту, когда к вам начинает подбираться контролер. Вы встаете, как будто собираетесь выходить на следующей станции и идете в другую сторону. На следующей станции вы можете выйти и перебежать за контролера. Вас могут увидеть в окно и пойти специально к вам, тогда уходите в зону действия другого «охотника». Это действо можно повторять вплоть до вашей станции. Это конечно утомительно, но придает некоторого драйва и интереса. Интерес в том, поймают ли тебя или нет? Если же всё-таки поймали, то не спешите расстраиваться. Вам предложат выйти на следующей станции. Выходите и, делая вид, что уходите, спешите в ту сторону, откуда шли контролеры, и снова садитесь на поезд. Вас могут запугивать передачей в полицию, но это очень маловероятно. Полиция не занимается подобным, а дорожные службы для решения подобных проблем зачастую не существуют на многих ветках.
Если вы понимаете, что ситуация ну очень плохо складывается, то лучше конечно заплатить. В Петербурге не предусмотрены штрафы, если вас поймают без билета в поезде, поэтому вы имеете права оплатить только ту сумму, которая отражает реальную стоимость обычного билета. Про московские электрички, к сожалению, поделиться ни чем не могу.
Я не призываю следовать нашему примеру, а лишь делюсь опытом.
Спасибо, что не поленились прочитать этот пост, и мне бы было очень интересно узнать ваше мнение в комментариях!
Если вам будет интересно почитать про наши приключения, то могу запилить еще пару постов.
Штрафы для безбилетников: выгодно ли ездить зайцем
Несмотря на существенные штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте, некоторые люди постоянно ищут возможность «проскочить» зайцем. Какая ответственность грозит за это? Имеет ли право кондуктор высадить ребенка без билета из автобуса или электрички? Разобраться в этих и других вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла юрист Мария Балагурова.
Почему заяц?
Однозначного ответа на вопрос, почему безбилетников в России называют зайцами, а не барсуками, волками или хитрыми лисами, нет. Согласно одной из версий, в XIX веке зайцами называли пассажиров, которые за билет в поезде платили не через кассу, а лично кондуктору, причем символическую цену. Условие было одно – сидеть в поезде тихо, не привлекать внимание, как заяц, притаившийся под кустом. Со временем зайцем стали называть любого безбилетного пассажира.
Согласно другой версии, зайцами называли быстрых, стремительных людей, которые «проскальзывали» в театр незамеченными – без билетов. А потом слово закрепилось и за теми, кто так же незаметно оказывался в салоне автобуса.
Существует также мнение, что выражение произошло от французского «voyager en lapin» («путешествовать, как кролик»). Как утверждают историки, так когда-то говорили о безбилетниках во Франции.
На электричке
Житель Балашихи Иван уверен, что зайцы в любом общественном транспорте просто неизбежны. Он честно признается: в студенческие годы и сам никогда не покупал билет на электричку.
«Родители давали деньги на электричку, но тратить их не хотелось. Лучше уж какой-нибудь беляш купить на вокзале, газировку. Или денег накопить, чтоб девочке букетик цветов подарить. Так что бегал зайцем. Что уж говорить, ребята, с которыми я каждое утро уезжал в Москву на учебу, делали то же самое – а было нас человек 10–12.
Среди этой толпы был только один «порядочный», как он себя называл. А мы считали, что он мажор и трус. В вагоне всегда занимали места поближе к выходу. Сидишь, озираешься по сторонам. Сигнал к бегству всегда один – такие же безбилетники начинают массово переходить из одного вагона в другой. Значит, по пятам кондукторы идут!» – вспоминает Иван.
Он и сейчас каждый день ездит на электричке в Москву – на работу. Говорит, что зайцы сегодня есть, но не в таком масштабе, как было 15 лет назад. И это логично: наказание за безбилетный проезд в электричках ужесточили.
По словам юриста Марии Балагуровой, штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах регулируются Федеральным законом, а в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» были внесены поправки, касающиеся зайцев.
«На безбилетное лицо возложена обязанность по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению билета в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Также предусмотрены размеры штрафов за отказ от приобретения проездного документа и от внесения платы за его оформление в поездах пригородного сообщения и дальнего следования», – объясняет юрист.
И добавляет: размеры штрафов тоже изменились. Так, за безбилетный проезд в поезде пригородного сообщения придется заплатить штраф в размере 50-кратного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров. Сумма будет зависеть и от класса, категории вагона, в котором был пойман заяц.
«Таким образом, пассажир, который не приобрел проездной документ на электричку, имеет два пути: первый – купить билет и оплатить 150 рублей за его оформление, второй – отказаться и оплатить штраф в 50-кратном размере тарифа за 10 километров. Так что выбор, по-моему, очевиден», – высказывает мнение юрист.
Автобусы, трамваи, маршрутные такси
Согласно закону Московской области, безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте (автобус, трамвай, троллейбус) влечет наложение административного штрафа на гражданина в размере одной тысячи рублей.
Впрочем, с тех пор как в общественном транспорте появились валидаторы, количество зайцев значительно сократилось. А с учетом того, что большинство автобусов оборудованы камерами видеонаблюдения, проскользнуть мимо водителя или кондуктора стало еще сложнее.
С коммерческими маршрутными такси, в которых плату за проезд принимают не кондукторы, а водители, ситуация складывается другая.
«Проработал водителем автобусов почти всю свою жизнь. По опыту могу сказать, что самый большой наплыв зайцев всегда был на коротких маршрутах. Например, возил я автобус от Старой Купавны до железнодорожной станции, к электричке. Народу набивалось так много, что дышать нечем! Где уж уследить за каждым? Вот и зайцев тогда было очень много», – вспоминает водитель Павел Валентинович.
Сейчас он работает в Балашихе на маршруте №9. По словам мужчины, редко кто едет зайцем.
«Теперь тот, кто раньше безбилетником ездил, пытается договориться с водителем: «Есть 10 рублей, подбросишь до фабрики?» А дальше идет обращение к водителю: брат, сват, друг, дед. Самое смешное, что таким «деловым тоном», чаще всего, просят подростки или молодые люди. Я не отказываю таким. Пусть уж лучше попросят, договорятся, чем будут закон нарушать», – рассказывает пожилой мужчина.
Несовершеннолетние пассажиры
Безбилетнику, которого поймали «на месте преступления», выписывается штраф. При этом перевозчик имеет право высадить пассажира из своего транспорта. По закону это правило распространяется на всех пассажиров, вне зависимости от социального статуса или возраста.
«Однако за последние годы произошло несколько вопиющих случаев, когда ребенка за безбилетный проезд выгоняли из транспорта – и в 30-градусный мороз, и в темное время суток, и в безлюдном месте. Потому весной 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, едущих без сопровождения взрослых», – объясняет Мария Балагурова.
Если проезд не оплатил школьник старших классов, достигший 16 лет, контролер обязан выписать ему штраф. Но если погодные условия тяжелые, пассажир имеет право не покидать салон автобуса, а перевозчик обязан обеспечить возможность человеку выйти в населенном пункте, а не на дороге.
Льготный проезд
Некоторые люди, имеющие право на льготный проезд в общественном транспорте, отдают свой документ близким людям. Детям, внукам, друзьям. Казалось бы, что тут плохого, если бабушка, находясь дома, передает свое право льготного проезда, скажем, сыну, который каждый день ездит на общественном транспорте? Однако надо понимать, что законом это запрещено.
«Согласно статье 8.2 КоАП Московской области, неправомерное использование документа, дающего право на льготный проезд, влечет за собой наложение штрафа в размере 2 500 рублей. То есть, если внучка воспользуется бабушкиным льготным проездным билетом и ее поймают, то выпишут штраф в 2 500 рублей. Согласитесь, что рациональнее платить полную стоимость билета, потому что даже один штраф «перекроет» всю вашу экономию. А ведь штрафов может быть много», – поясняет Мария Балагурова.
Как ездят «зайцы»: откровения кондуктора
Как проехать в автобусе или троллейбусе с кондуктором и не купить талончик? И возможно ли такое? Последнее подорожание общественного транспорта в Минске спровоцировало в комментариях на нашем портале обсуждение способов обмануть кондуктора и проехать «зайцем». Оказывается, вариантов не так уж и мало. Но насколько они действенны? Корреспондент www.interfax.by попросил прокомментировать их на условиях анонимности кондуктора одного из минских автобусных парков Тамару Александровну.
«Зайцы»: «музыканты», «сони» и «коллекционеры»
«Заходим и прямо перед кондуктором демонстративно пробиваем талон (ранее уже пробитый и не единожды). Очень редко кто из них смотрит на талон. Хоть и не совсем бесплатно едете, но каждая вторая поездка точно будет бесплатная. (Евгений, Минск)
— Дело не в том, что кондуктор не хочет проверять оплату проезда или такие доверчивые. Кондукторы отлично видят этот ход. Но… кондуктор своего рода психолог. У некоторых таких «экономных», по 2-3 раза пробивающих талончик «зайцев», требовать показать билет – себе дороже.
Кто честно пробивает талон – спокойно его демонстрирует. Тот же, кто пытается смухлевать, сжимает его в руке так, чтобы был виден лишь краешек. И можешь делать что угодно, хоть головой потолок автобуса прошибить – но тебе этот талон в руки не дадут. Даже кричат, что мы не имеем права его брать в руки. Хотя это не мое право, а моя обязанность – проверить талон. Поэтому в таких случаях надеемся на контролеров. Увидишь контроль на остановке – просишь зайти в автобус и проверить на наличие «зайцев». Все-таки контролеров трое.
А вообще с пробитыми по несколько раз талончиками разные казусы бывают. Раз одна немолодая женщина предъявила настолько «замученный» талон, что не удержалась, посоветовала ей тихонько: «Ну поменяйте вы уже талон… Сколько можно его пробивать? Он уже свое отжил.» Через некоторое время снова встретила ее в автобусе. Предъявила новенький, по всем правилам пробитый талон и сказала: «Спасибо, что не опозорили меня на весь автобус. Но мне все равно так стыдно стало…»
Бывают и другие ситуации. Зашел в автобус молодой парень, стал рядом со мной. Через остановку спрашиваю: «Вы оплатили проезд?» «Конечно!», отвечает. Долго копался в кармане, извлек непробитый разорванный пополам талончик и, глядя мне в глаза, заявил, что билет порвался, когда он его пробивал. «Молодой человек», говорю, «не знаю, что и сказать: вы вошли в автобус, встали рядом со мной, я видела, что вы и попыток не делали оплатить проезд. А сейчас достали порванный талончик и нагло доказываете, что пробивали его»… Вышел на следующей остановке.
— Талончики заклеивают, замазывают, слюнявят… И утюжат, естественно. Талоны пробивают несильно – чтобы дырок не было. Если хорошо всмотреться, то утюженные талоны заметны.
«Еще наблюдал пару раз когда кондуктору давали купюру в 100 тысяч, а у него не было нужной суммы на сдачу». (Nocturne)
— Да, это также хорошо известный ход. Мы такие купюры называем «проездными». Как-то раз мне за день три раза их давали. Всем троим нашлась сдача…
Также отмечу, что теперь в автобусах постоянно озвучивается информация о том, чтобы при покупке талонов у кондуктора или водителя давали купюры достоинством не выше Br10 тыс.
Некоторые контролеры отвечают людям с такими купюрами «взаимностью» – имеют при себе заготовленную пачку сдачи из банкнот номиналом 100, 500 и 1000 рублей.
«Заходите в автобус, пробираетесь чуть дальше от двери, вставляете в уши наушники, включаете музыку и наслаждаетесь поездкой. Не всякий кондуктор будет вас тормошить и спрашивать оплату.» (Der Гость)
— Я так люблю этих «музыкантов» обилечивать! Раз пять к нему громко обращаешься: «Молодой человек, оплачиваем проезд!» Дергаешь его за рукав – реакция мгновенная: «Что вы меня трогаете. «
Стоит отметить, что такие «музыканты» в большинстве своем – люди несмелые. В открытую заявить, что он не будет платить, он не может. Но, воткнув наушники в уши, надеется, что «авось повезет!» Такие обычно оплачивают проезд.
Есть еще категория «сонь»: садится в автобус и сразу засыпает. Автобус и сотню метров не проедет, а он уже даже храпит! Тут уж стоит пошутить: «Чего это вы так быстро заснули? Оплатите проезд, потом спите – я вам и «Калыханку» спою». Человек начинает улыбаться «во сне», а потом и вовсе «просыпается» и платит.
— Также далеко не уникальный способ. Хочу предупредить – пусть люди не забывают, что код в компостерах меняется. Примерно раз в месяц. Кроме того, сейчас часто автобусы перебрасывают с маршрута на маршрут. Пусть и в пределах 1 колоны. Так что теперь собирать коллекцию талонов практически бессмысленно.
«Ещё вариант: собираешь кучу пробитых талонов и когда кондуктор подходит говоришь, что уже покупал. она просит показать и ты достаёшь это всё и говоришь «ищите»» (SergSTI)
— А кондуктор ничего и не будет искать! Это дело пассажира – дать мне тот талон, который он пробил именно в этом автобусе или троллейбусе. Да, если честно, теперь такого я не встречала. Раньше было, теперь нет.
«Чаще всего не платят женщины в возрасте 45-55 лет»
На этом варианты «бесплатного» проезда от наших читателей закончились. Но остались вопросы у корреспондента портала www.interfax.by
— Тамара Александровна, а вообще – много сейчас в транспорте «зайцев»?
— Нежелающих платить становится больше?
— Нет, наоборот – их все меньше. Еще три года назад работать было намного тяжелее: кондукторов еще было мало, люди привыкли ездить «бесплатно» и очень не хотели платить. Скандалить начинал буквально каждый третий. Теперь такого нет.
И если честно, многое зависит от… настроения кондуктора. Если у тебя нет настроения, ты просто делаешь свою работу – платят хуже. Если же настроение хорошее, ты можешь пошутить с пассажирами, поговорить с ними – проблем с оплатой не возникает. Кстати, люди очень любят общаться с кондукторами. На любые темы.
— Можно ли нарисовать портрет наиболее типичного «безбилетника»?
— Если разбирать по категориям, то студенты, в основном, ездят с проездными. Талончики покупают единицы. Иногда молодежь любит пошутить, вроде «мы уже заплатили» или «мы не будем платить». Но видно, что это шутка и они оплачивают проезд. В этом отношении у нас молодежь неплохая.
Бабульки разные бывают. Часто их желание заплатить зависит… от самого кондуктора. Как правило, они ездят по одним и тем же маршрутам и нередко от них можно услышать: «Этому кондуктору заплачу, потому что он хороший!» Другие заводят стандартную «песню»: «Я за свою жизнь уже все заплатила! Я всегда платила!»
Мужчины редко не платят. Разве что совсем уж пьяный – и то, пытается ковыряться в карманах.
Чаще всего пытаются проехать «зайцем» женщины в возрасте 45-55 лет. И, кстати, очень хорошо заметно, когда они пытаются обмануть – глаза так и бегают. Стандартным является диалог: «Вы оплатили?» «Да!», «Предъявите, пожалуйста», «Ой, далеко проездной лежит…» А в конце концов оказывается, что проездной забыли «в другой сумке».
— Конфликты часто бывают?
— Некоторые, похоже, только и ждут того, чтобы поскандалить и выплеснуть негативную энергию. Они видны, как только заходят в автобус. И как бы ты культурно к ним не обращался, конфликта не миновать.
Сегодня две дамы заявили: «Не будем платить, мы на следующей остановке выходим!» С одной стороны, даже если вы едете одну остановку оплачивать проезд надо. С другой – они перед этим уже две проехали! Следующий аргумент: «Нам зарплату не повышают!» Так все не повышают. Но практически все оплачивают проезд. Но так они и вышли, не заплатив. Но что ты с ними сделаешь – в драку не полезешь и силой отбирать деньги не будешь…
Часто сами пассажиры требуют «справедливости». Зайдет пьяный вусмерть человек – не пустить его в автобус я не имею права. И о какой оплате может идти речь, если он уже не помнит, где у него карманы и где он находится? Тем не менее, некоторые особо «бдительные» пассажиры (чаще пассажирки) интересуются: «А почему с него за проезд деньги не берете?» Приходится отшучиваться: «Будете в его состоянии – и с вас не возьму».
— Как вообще относятся к кондукторам пассажиры?
— К сожалению, ситуация такова, что кондуктор практически не имеет никакой защиты. Пассажир может тебя обругать, оскорбить, оклеветать. И ответить ты ему никак не можешь.
Недавно был случай: кондуктор на 87-м маршруте потребовала оплатить проезд у пассажирки. Та так и не оплатила, а, выйдя из автобуса, позвонила в парк и заявила, что кондуктор пьян. Кондуктора сняли с маршрута, приказали ехать в парк, отправили на медосмотр – хотя мы и так проходим медосмотр каждую смену. Кондуктор была трезвой и ее отправили работать обратно на маршрут. Но она потеряла значительную часть рабочего дня, да и настроение оказалось окончательно испорченным. А человек, который ее оклеветал, не понес никакой ответственности.
Другая ситуация. Возникла потасовка в автобусе. Одна из пассажирок вызвала милицию, сообщила мне, что на одной из остановок будет ждать машина. Но, когда мы подъехали, милиции там все еще не было. В салоне к этому времени царил мир и водитель отказался ждать – у него есть график движения.
У милиционеров возникли претензии к пассажирке – дескать, был ложный вызов. В результате крайней оказалась я: эта девушка написала жалобу, что, дескать, я ее оскорбляла, бегала по салону и показывала неприличные жесты и т.д. Пришлось писать объяснительную. Меня на 10% лишили премии – при этом считается, что мне поверили и не наказали, а просто «отреагировали на жалобу». Наказание – лишение премии минимум на 50%.
Недавно, сразу после последнего подорожания проезда, возник очередной конфликт: пассажирка, недовольная тем, что я ей продала талончик номиналом Br600 устроила грандиозный скандал: «Я дала вам 900 рублей, дайте мне такой талончик!» Но ведь не я талончики рисую! Она была неправа, но вполне может написать жалобу, и в ней напишет, что я ее оскорбляла и т.д. Пришлось у других пассажиров брать номера телефонов, чтобы те в случае чего подтвердили мою правоту…
— Если честно, на форумах пишут, что кондукторы чуть ли не все наглые, грубые и злые…
— Это пишут, обычно, те люди, которые не хотят оплачивать проезд. Я уверена, что на тех, кто регулярно платит за проезд, кондукторы никогда голос не повысят и плохого слова не скажут. Ну а если человек 10 минут препирается, что платить не будет и, как правило, первыми начинают оскорблять кондуктора – некоторые не выдерживают… Никто из «зайцев» культурно не отказывается от оплаты. Ни один не сказал: «Извините, пожалуйста, я не буду вам платить». «Ходишь здесь с протянутой рукой! Не буду платить, мне зарплату не повышают!» – вот это в порядке вещей.
Кондукторы такие же люди, как и пассажиры. Они не роботы. И готовы даже пойти навстречу. Бывает, у человека украли кошелек. Горе у него. Не будешь же его выгонять из автобуса, чтобы он 10 километров домой пешком шел! Но если ты едешь на рынок и утверждаешь, что у тебя нет Br900 на талончик – извините, это ни в какие ворота не лезет.
Охота на зайцев: как работают столичные контролеры
В ГКУ «Организатор перевозок» подсчитали штрафы. Оказалось, что за прошедший год более полумиллиона пассажиров пытались проехать на городском общественном транспорте бесплатно, за что были оштрафованы на общую сумму 632 млн рублей. Менее 1% от всех перевезенных пассажиров, около 578 тыс. человек, попытались избежать оплаты проезда.
«С начала 2019 года контролеры ГКУ «Организатор перевозок» оштрафовали 543 тыс. пассажиров за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте Москвы и 35 тыс. пассажиров за использование чужих социальных карт», — сообщил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.
На текущий момент штраф за безбилетный проезд составляет 1 тыс. рублей и 2,5 тыс. рублей — за использование чужой социальной карты. «Выгоднее оплатить проезд и проехать 26 раз легально и законно, нежели один раз нарушить и получить штраф», — считает Павел Павлов.
Откровенно злостных неплательщиков не так уж и много. Добровольно оплачено 438 млн рублей штрафов, остальная сумма пришлась на взыскание через судебных приставов.
Кто такие зайцы
Принято считать, что зайцы — это молодежь, но на самом деле типичный безбилетник — чуть старше. «Если говорить без гендерной принадлежности, то это активная категория граждан, экономически активная. Возрастом от 26 до 32 лет», — отметил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.
Студенты и школьники чаще всего имеют право на бесплатный проезд, но и тут могут возникать проблемы: не прикладывают карту к валидатору или убирают ее, не дождавшись автоматической отметки. Среди пассажиров распространено мнение, что проезд можно оплачивать до первой остановки, поэтому некоторые упускают возможность приложить карту к валидатору на входе.
Благодаря данным ГКУ «Организатор перевозок», можно отметить, в каком районе живет больше всего нарушителей проезда. Автобусный маршрут «МЦ1», который курсирует между метро «Лесопарковая» и ММЦ УФМС, стал лидером по безбилетному проезду — здесь зафиксировано почти 17,5 тыс. зайцев.
На самом проблемном трамвайном маршруте № 17 Медведково–Останкино за неоплату проезда контролеры оштрафовали около 11,3 тыс. человек. На троллейбусе больше всего безбилетников обнаружено на маршруте № 72 Проезд Карамзина – метро «Варшавская»: здесь проезд не оплатило около 4,5 тыс. пассажиров.
Что делают контролеры
Контролер — профессия непростая. Ежедневно контролеры ГКУ «Организатор перевозок» совместно с контролерами ГУП «Мосгортранс» проверяют более 4,5 тыс. транспортных средств, максимально охватывая все маршруты городского транспорта. В первую очередь они идут на те маршруты, где фиксируется самое низкое количество валидаций, то есть, предположительно, больше всего зайцев.
Ежедневно на наземном транспорте работает более 250 контролеров ГКУ «Организатор перевозок». В этом году были усилены мобильные группы контролеров, которые не привязаны к конкретному маршруту, передвигаясь по разных маршрутам всего округа и создавая эффект тотального присутствия. Они выходят на маршруты в течение всего дня: на самые ранние и самые поздние маршруты, и даже ночные, то есть контроль осуществляется 24 часа в сутки семь дней в неделю.
Подобная схема работы приносит свои плоды. В этом году число задержанных за нарушение оплаты проезда почти в два раза больше чем в прошлом: 578 тыс. против 351 тыс. соответственно.
Контролер проверяет билет с помощью специального устройства. В случае если у пассажира отсутствует билет, социальная карта или время последней валидации не совпадает со временем поездки, контролер выписывает постановление об административном нарушении. При этом острые конфликтные ситуации происходят крайне редко. На вызов представителя ГКУ «Организатор перевозок» и «Мосгортранс» оперативно откликаются внутренние службы метрополитена или полиция через звонок в службу «112». Если конфликт усиливается до приезда полиции, контролер старается всеми способами успокоить пассажира и не провоцировать его на большую агрессию. Следует всегда помнить, что контролер — это должностное лицо и за любое противоправное действие пассажир понесет уголовную ответственность.
Зачем платить за проезд
Всем потенциальным зайцам стоит знать, что стоимость проезда в общественном транспорте покрывает множество расходов на его содержание. По сути, из наших билетов складываются зарплаты профессиональных водителей и машинистов, персонала, отвечающего за безопасность пассажиров и эксплуатацию транспортных средств, уборщиков. Также деньги, вырученные с продажи билетов, покрывают расходы на закупку новых автобусов, трамваев и электробусов.
Как можно понять, качество услуг на общественном транспорте находится в прямой зависимости от добросовестности оплаты проезда. Благодаря средствам, вырученным с проездных билетов, система общественного транспорта в Москве стремительно развивается. К примеру, перехватывающие парковки обустраиваются возле станций метро, МЦК и МЦД за пределами центра Москвы, чтобы дать возможность едущим с окраин или из области водителям оставить машину и пересесть на общественный транспорт. Более того, департамент транспорта предлагает пассажирам небольшие бонусы: если совершаешь две поездки на метро, МЦК или МЦД — парковка бесплатная. Со списком перехватывающих парковок можно ознакомиться на сайте parking.mos.ru или в приложении «Парковки Москвы»
К слову, административное наказание в виде штрафа, превышающего стоимость проезда в 26 раз, — не самое большое в Европе. К примеру, во Франции с регулярными неплательщиками борются тюремным наказанием: достаточно пять раз проехать зайцем, и вас ждет тюрьма на полгода. В Польше штраф не только в 78 раз больше стоимости проезда, но в случае его неуплаты начисляются проценты, а информация о неплательщике попадает в реестр должников, что отражается на кредитной истории гражданина.