Как казнили ведьм в средневековье
Эта статья посвящена ведьмам и пыткам, которые к ним применялись. Во все времена человечество было крайне изобретательным, когда дело доходило до казней или издевательств. После прочтения этой статьи отрубание головы за убийство или отрубание рук за воровство покажется вам детской забавой.
Кто такие ведьмы?
«Ведьмой» часто называют уродливую старуху или, наоборот, красивую молодую женщину. В общем, ведьма – это любая женщина.
Для начала, необходимо уточнить, что наши предки были крайне избирательны, вплоть до составления инструкций и громадных трактатов по отлову и уничтожению «ведьм».
«Он странный».
Чаще всего подозрения в ведовстве падали на людей не из-за обнаружения улик, а из-за того, что их поведение и образ жизни казались странными соседям, а сами они отличались от других. Ведьмами и колдунами объявлялись чужаки, нелюдимые одиночки, чрезмерно болезненные люди или, наоборот, единственные, кто не заболел во время эпидемии, те, кто обладал особыми талантами, кому везло в хозяйстве, кто оказывался богаче других.
О, тут способов было более, чем достаточно. Однако сейчас мы рассмотрим самые неприятные и изощренные методы издевательств над несчастными обвиненными.
Костер
Это было главным способом искоренения ведьминского влияния на чужие безгрешные души. Сгоревшая душа исключала какую-либо возможность смутить или испачкать безгрешную душу. Какие могут быть сомнения?
Груша
Это приспособление вставлялось в самые пикантные отверстия тела и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия. Вообще, вариаций пыток с затрагиванием интимных частей тела было очень много. Самым лояльным из них считалось применение «колыбели». Визуально выглядел как большой треугольник. Ведьму приподнимали на веревке, а потом сажали на «колыбель», причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель.
Очищение души
Во многих католических странах духовенство считало, что всё-таки душа грешника может быть очищена. Для этих целей им приходилось использовать или вливание в горло грешника кипящей воды или закидывание туда же раскаленных углей. Сами понимаете, в заботе о душе места для заботы о теле не находилось.
Железная дева.
Закрывает наш список крайне хитрое и популярное приспособление тех времен. Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной.
Многие ученые считают так называемые «охоты на ведьм» способом социального регулирования и удобным способом для устранения «неугодных». Список обвинений, который вы уже прочитали выше и куча уточнений для различных регионов позволяли обвинить ведьму в чем вашей душе угодно (голод, падеж скота, неурожай, воровство и вандализм, болезни и эпидемии, потеря детей и т.д.)
Столетняя война близилась к концу, и жизнь была очень и очень тяжелой, поэтому для того, чтобы восстановить порядок и контроль над обществом, нужно было найти врага, которого можно было обвинить во всех несчастьях.
Раскалённые шипы и просверленные кости. Как пытали колдунов и ведьм
Массовая истерия, охватившая Европу в XVII веке, сопровождалась чудовищными пытками подозреваемых в колдовстве и стала причиной истребления красивых женщин.
В июне 1692 года начались казни салемских ведьм. Судебный процесс, на котором они были осуждены, стал одним из самых ярких примеров охоты на ведьм. Но уже через несколько лет он воспринимался современниками как позор судебной системы.
Вера в ведьм и колдунов тянулась ещё с древнейших времён. Но только в конце XVI века целый континент охватила колдовская паника, которая продлилась более столетия. Были казнены десятки тысяч женщин, мужчин и даже детей, обвиняемых в колдовстве. Термин «охота на ведьм» с тех пор стал нарицательным, а исследователи до сих пор не могут однозначно объяснить, чем была вызвана паника, охватившая миллионы умов.
Популярным «методом убеждения» было «страппадо» — подвешивание на крюке. Руки человека связывались за спиной и продевались через крюк, который поднимали к потолку. Жертву сначала поднимали к потолку, а затем резко опускали вниз.
Любили гонители колдунов «стул ведьмы», изобретённый в Германии, — деревянный стул, усеянный шипами и оснащённый наручниками. Пытаемого сажали на него на несколько дней и приковывали руки, чтобы он не мог встать. В некоторых случаях сиденье нагревалось огнём, чтобы причинить дополнительные мучения.
Более распространённой пыткой было подвешивание на дыбе. Оно причиняло боль и оказывало сильный психологический эффект на жертву, поскольку одновременно с растягиванием на дыбе палач или его подручный медленно раскладывал перед ним новые инструменты пыток, угрожая применить их к нему и увещевая сознаться. Иногда в качестве дополнительного «метода убеждения» применялось прижигание раскалённым железом.
Инквизиторы, в отличие от светских судов, проявляли большую хитрость в способах добычи признания. Как правило, подозреваемый проходил через несколько стадий. Сначала его уговаривали сознаться инквизиторы, затем к нему отправляли друзей и «добрых граждан». Затем угрожали пыткой.
Такое чередование пыток и заботы оказывало сильный эффект на подсудимого, и он нередко соглашался дать признательные показания, даже если ему не в чем было сознаваться.
На приговор оказывали ключевое влияние три фактора: репутация подсудимого в обществе, свидетельские показания пострадавших от него людей (за исключением тех, кто находился с ним во вражде, таких к процессам не допускали) и признание подсудимого, которое считалось царицей доказательств. Дурной репутации было недостаточно для смертной казни.
Представления о ведьмах
Ведьмы и колдуны крали у коров молоко, портили урожай на полях, вызывали грозу и град, похищали младенцев, наводили порчу и занимались приворотом. Вера в это присутствовала повсеместно. Но далеко не везде она переросла в массовую бойню.
В православной России колдовские процессы были большой редкостью и, как правило, только по делам, связанным с отравлениями и убийствами.
В Европе была распространена вера в связь женщин с нечистой силой, поэтому женщины составляли до 80% обвинённых в колдовстве. В северных странах доминировали мужчины-колдуны. В России по мере движения от юга к северу влияние ведьм падало, уступая позиции колдунам. В северных губерниях России ведьм почти не знали, там царствовали колдуны.
В европейских странах сам факт существования ведьмы был преступлением. В России к ним было более терпимое отношение. Крестьяне нередко обращались к ним за помощью перед заключением сделки или дальним путешествием.
Во многих русских деревнях существовал обычай приглашения на свадьбу колдуна, причём там ему оказывалось особое уважение. Считалось, что если этого не сделать, то колдун наведёт порчу на молодожёнов. Иногда колдуна приглашали на свадьбу, чтобы он защищал молодых от козней другого колдуна.
С ведьмами и колдунами старались не конфликтовать, ведь их помощь могла понадобиться. Но в том случае, если сельские маги вредили местным жителям, дело нередко заканчивалось самосудом. Правда, не всегда со смертельным исходом, колдуна или ведьму могли избить и заставить поклясться в том, что они больше не будут чинить вред односельчанам.
До сих пор так и не удалось дать однозначного объяснения колдовской панике в Европе. В XIX веке была популярна теория о языческих корнях ведовства. Дескать, глупый люд принимал забытые обряды и ритуалы за шабаши ведьм.
Также выдвигалась гипотеза о связи колдовской истерии с Реформацией в Европе. В качестве аргумента обычно указывается тот факт, что особо кровавыми были преследования в тех землях, которые раскололись по религиозному признаку. Но на пике террора в Европе Россия также пережила свой раскол. Однако там это не привело к кровавой вакханалии и число ведовских процессов осталось на таком же невысоком уровне, как и было.
В ХХ веке была выдвинута гипотеза о связи ведовских процессов с ухудшением климата. На рубеже XVI–XVII веков в Европе наступил малый ледниковый период, что привело к ухудшению климата. Похолодание принесло эпидемии, неурожаи и голод, в которых видели происки ведьм и колдунов.
Одного-единственного объяснения просто не существует. Каждый из этих факторов оказал влияние и в конечном счёте послужил основанием для кровавой охоты на ведьм.
Последствия кровавой охоты на ведьм ощущаются до сих пор. В западных регионах, где гонения были особенно безжалостными, а ведьм искали среди первых красавиц, недостаток красивых женщин ощущается и по сей день. К счастью, не везде охотники на ведьм находились в плену этого стереотипа, а местные власти не всегда поддерживали гонения. Скандинавские страны, Восточную Европу и Россию эти «истребления» обошли стороной, поэтому потомки инквизиторов и гонителей могут беспрепятственно любоваться женской красотой.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Приложения
—Новости
—Фотоальбом
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Средневековые ужасы: судебные процессы над ведьмами (18+)
В любой стране Европе существовали две ветви власти:церковь и монархия,так вот первая в погоне за АБСОЛЮТНОЙ властью применяла достаточно жестокие меры устрашения и повиновения паствы,которая и не снилась самому грозному монарху
Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.
Сжигание ведьм в у замка Рейнштейн (близ г. Бланкенбург). 1555
По всей Европе начиная с XV века пылали костры святой инквизиции.
Разумеется, охота на ведьм, как и любое иное историческое явление, нельзя изучать отвлеченно, в отрыве от общей исторической канвы. С этим спорить не приходится. Однако, когда такой подход становится превалирующим, вправе задать вопрос: а не теряется ли за общими выводами само явление с присущими ему особенностями? Факты и свидетельства источников зачастую лишь иллюстрирую т нарисованную исследователем картину. Хотя именно изучение фактов, их деталей первично в любом историческом исследовании.
Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Пожалуй, наибольшее внимание уделяется разнообразным пыткам, приносившим почти стопроцентное признание во всех самых гнусных и чудовищных обвинениях.
Однако обратим внимание на значительно менее известную процедуру, которая предшествовала пытке и по сути служила главным доказательством вины. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой «печати дьявола». Ее искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи старались найти на обвиняемом места, отличающиеся от остальной поверхности кожи: пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что они не ощущали укола иглы.
Исследователь Н. Пшибышевский в работе «Синагога Сатаны» дает достаточно подробное описание этих знаков: «Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Так же редко они отмечены углублением кожи. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди, а иногда, но редко, они меняют место».
Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: «Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль». Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты?
В сведениях, почерпнутых из медицинской литературы, можно найти объяснение и такому явлению, как ведьмин сосок. При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок. Приведем еще одну цитату: «Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени». Совпадает даже месторасположение «дьявольских знаков» и лепроматозных пятен на теле человека.
И, наконец, еще один аргумент, позволяющий отождествить проказу и «дьявольские отметины»: по современным медицинским данным, «нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании».
Во многих католических странах духовенство считало, что всё-таки душа грешника может быть очищена. Для этих целей им приходилось использовать или вливание в горло грешника кипящей воды или закидывание туда же раскаленных углей. Сами понимаете, в заботе о душе места для заботы о теле не находило |
И все же есть достаточные основания утверждать, что охота на ведьм объективно была борьбой с прокаженными.Но для начала обратимся к процедуре опознания ведьм, существовавшей в народе. Известно, что боязнь сглаза и порчи, присущая человечеству с глубокой древности, жива и поныне. Что же говорить о времени раннего Средневековья? Разъяренная толпа нередко устраивала самосуд над человеком, в котором видела колдуна. Но чтобы наказать ведьму или колдуна, сначала их необходимо выявить.Какие только средства, рожденные в глубинах суеверного сознания, здесь не применяли!
Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Правда, любопытный при этом рисковал: если ведьма успеет вырвать и раздавить яйцо, у него должно было разорваться сердце. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху. Поэтому нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием.
Если предположить, что средневековые истребители ведьм и колдунов знали, с чем они на самом деле сражаются, то посчитаем логичным их стремление как можно тщательнее изолировать от общества обвиненных в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи же в своих наставлениях предупреждают об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. Хотя теологи и считали, что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться.
Место казни в Швеции
Всегда вызывала наибольший ужас и рассматривалась как дикий фанатизм казнь обвиненных в колдовстве детей. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий пример дает город Бамберг, где одновременно были преданы огню 22 девочки от 9 до 13 лет. Как уже говорилось, вера в колдовство характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в колдовстве детей отличает лишь Западную Европу XV-XVII веков. Факт в пользу излагаемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а каждый зараженный, взрослый или ребенок, представляет опасность.
В медицинской литературе именно так описывают больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, «в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым». Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре «весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости».
Титульная страница. Редкие Книги.: Психиатрия
Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу. Рассуждая сначала о том, что «имеется известное затруднение, считать или не считать возможным наслание ведьмами проказы и эпилепсии. Ведь эти болезни обычно возникают из-за недостаточности внутренних органов», авторы «Молота» тем не менее сообщают: «Мы нашли, что эти болезни временами насылаются и чародеяниями». А окончательный вывод таков: «Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными».
Есть примеры, когда сами демонологи говорят о ведовстве как о заразной болезни. Итальянский теолог Гуаццо в своем сочинении «Compendium malefikarum» отмечает, что «ведовская зараза может часто передаваться детям их грешными родителями. Каждый день мы встречаем примеры испорченности этой заразой детей».
Огромный интерес при изучении ведовских процессов вызывают труды антидемонологов, людей, которые в период всеобщего страха перед ведьмами осмеливались сказать слово в их защиту. Одной из таких редких личностей был врач Иоганн Вейер, выразивший свой взгляд на проблему ведовства в сочинении «О проделках демонов». В нем он полемизирует с известными демонологами и старается доказать несостоятельность их воззрений. В чем же заключались последние? Как ни странно, один из них, Карпцов, считал, что «самим ведьмам и ламиям идет на пользу, если их как можно скорее предают смерти». Вейер полагает, что «аргумент Карпцова прекрасный довод, который мог бы оправдать убийство: что, если кто-нибудь из нас лишил бы жизни человека ничтожного, рожденного лишь поедать плоды, пораженного галльской болезнью, и объяснил бы свое деяние тем, что лучшим для него было бы умереть поскорее?»
Очень любопытное замечание, особенно, если учесть, что галльской болезнью называли все ту же проказу. Это позволяет увидеть в словах Карпцова стремление оправдаться перед собой и обществом, уверить всех, что истреблением ведьм-прокаженных выполнялась миссия милосердия.
1484 после увещеваний Генриха Инститориса Крамера, автора «Молота ведьм», папа римский Иннокентий VIII издал буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), направленную против ведьм, которая стала причиной многих процессов инквизиции в странах христианской Европы.
Ведьмин памятник в Арбрюке земель Рейнланд-Пфальц.
«Большая охота» на ведьмначалась в середине XVI века и продлилась примерно 200 лет. На этот период приходится около 100 тысяч процессов и 50 тысяч жертв. Больше всего жертв было в государствах Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию, Италию и Испанию. Лишь несколько процессов над ведьмами было в Америке, самый известный пример — Салемские события 1692—1693 годов.
Статуя ведьмы из камня в Гершлице ( Северная Саксония ), мемориала жертвам охоты на ведьм между 1560-1640гг.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 год сжег 42 человека, включая двухлетних детей. Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге.
Памятник жертвам охоты на ведьм в Мария Холл фонтане в Нердлинге, Германия
В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Священник из Альфтера в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ситуацию в Бонне начала XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать». Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве.
По мнению историков, в конце XVI века число процессов над ведьмами резко выросло из-за экономического кризиса, голода и роста социальной напряженности, что было вызвано увеличением численности населения и долговременным ухудшением климата в течение этого века, наряду с революцией цен. Неурожаи, войны, эпидемии чумы и сифилиса порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину этих несчастий.
Камень памяти ведьмам, сожженным в 1563 году в Эккартсберге
Причиной того, что процессы над ведьмами стали массовыми, была также передача дел о колдовстве из церковных судов в светские, что делало их зависимыми от настроения местных правителей. Эпицентр массовых ведовских процессов был либо в отдаленных провинциях крупных государств, либо там, где центральная власть была слабой. В централизованных государствах с развитой административной структурой, например во Франции, охота на ведьм велась менее интенсивно, чем в государствах слабых и раздробленных
Мемориал ведьм в Бернау (часть перечня имен).
Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство, стала Великобритания. Это произошло в 1735 г. (Закон о колдовстве (1735)).
Идштайн, Германия, мемориальная доска памяти жертв охоты на ведьм в 1676
Последним человеком, казненным в Германии именно с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегель, обезглавленная 30 марта 1775 года в Кемптене (Бавария).
Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности. В 1809 году за отравление была повешена гадалка Мэри Бейтман, чьи жертвы обвиняли её в том, что она их околдовала.
Мемориальная доска в передней части церкви Святого Лаврентия в Соботине, Чехии, памяти жертв охоты на ведьм в 1678.году
В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Неопределенность в отношении истиной причины осуждения Здунк вносит и то, что её приговор был оставлен в силе апелляционными инстанциями вплоть до самого короля. Историки склонны считать, что казнь Здунк была мерой снятия социального напряжения, уступкой общественному мнению, требовавшего мести польским солдатам, которые по мнению историков, являются наиболее вероятными поджигателями.
В 1836 году в Сопоте была утоплена во время испытания водой обвинённая в колдовстве вдова рыбака Кристина Сейнова. Её дело иллюстрирует тот факт, что вера в колдовство продолжала сохраняться среди общественности довольно долго после того, как суды перестали принимать такие обвинения, и как в исключительных случаях общественность брала закон в свои руки, когда возникали подозрения в колдовстве.
Ксилография : «Ведьмина кухня»: Два ведьмы готовить отвар для получения града.
Последние наказания за колдовство в Испании (200 ударов розгами и 6-летнее изгнание) были назначены в 1820 годСовременные исследователи оценивают общее число казнённых за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40—50 тысяч человек.В некоторых странах, например Германии, в колдовстве обвиняли преимущественно женщин, в других (Исландия, Эстония, Россия)еще и мужчин.
Ну, кто хочет в Средневековье?
Литература
Григоренко А. Ю. Магия как социальный институт // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — СПб.: РХГА, 2013. — Т. 14, № 4. — С. 13-21.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.,1990.
Гуревич А. Я. Ведьма в деревне и перед судом // Языки культуры и проблемы переводимости. — М.,1987.
Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. — М., 1990. — С. 132—146
Демонология эпохи Возрождения. — М., 1996.
Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. — М.: Книга, 1990. — 221 с. — (Репринтное воспроизведение издания 1899 г.)
Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков. — М.: Эксмо, 2003. — 800 с. — Серия «Великие посвященные».