Как классицизм появился в россии
Русский классицизм
Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Постройки в стиле русского классицизма
Галерея
Казанский собор (между 1890 и 1905 гг.)
Здание Главного штаба
Полезное
Смотреть что такое «Русский классицизм» в других словарях:
Классицизм — художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед… … Художественная энциклопедия
Классицизм — лит ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с… … Литературная энциклопедия
Классицизм — (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в архитектуре и изобразит, искусстве 17 начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к идеальному образцу. В целом в русском искусстве К. распространился во 2 й половине XVIII 1 й … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Классицизм — (от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как… … Большая советская энциклопедия
КЛАССИЦИЗМ — (ново лат.). 1) литературное направление, состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. 2) система обучения, в основание которой положено изучение языка и литературы древних греков и римлян. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Русский фарфор — Русский фарфор собирательное название изделий из фарфора (также, нередко, фаянса и майолики), производимые на территории России со второй половины XVIII века и по настоящий момент. В искусствоведении рассматривается как одно из… … Википедия
КЛАССИЦИЗМ — КЛАССИЦИЗМ, а, муж. Направление в искусстве 17начала 19 в., основанное на подражании античным образцам. Каноны классицизма. | прил. классический, ая, ое. Классическая живопись. Русский к. балет. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и… … Литературный энциклопедический словарь
Классицизм — слово, употребляемое: а) как литературный термин и б) как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis, обозначавшего разряды (классы), на какие, сообразно имущественному цензу, были… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русский портрет — Борис Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина. 1921 Основная статья: История портрета … Википедия
Классицизм в России
Предпосылки появления классицизма в России
Идея Просвещения произвела огромное влияние на переход от эпохи рококо к эпохе классицизма. Многие представитель эпохи классицизма увидели в культуре античности реализацию своих идеалов в жизни. Идеалами в эпоху классицизма стали естественность и простота, которые развивали в обществе строгость вкусов и умеренность в жизни.
Мнение большинства известных деятелей того время было схожим в том, что аналогичное искусство прекрасно отвечало образцам гражданской добродетельности. Второй значительной причиной оказалась готовность радикального изменения стиля, и намерения передохнуть от роскоши рококо. Под воздействием концепций Просвещения и благодаря его рассудительности и естественности, классицизм использовался в более разнообразных областях жизни, чем рококо.
Строения эпохи классицизма XVIII века существенным образом отличаются от построек в XVII веке отсутствует в них пафосности и помпезности, которыми прониклись большое количество строений Франции и Англии. Но в то же самое время в классицизме XVIII века отсутствует сдержанность зданий, которые были построены архитекторами Голландии.
Начиная с XVIII века классицизм обращает свой взор открыто к античности, минуя призму ренессансных достояний и постепенно отходя от воздействия барокко, которое было очень большим в XVII веке. Раскопки Помпея и прочих оснований древней культуры, археологами XVIII века, содействовали этому переходу. Одним из известных археологов XVIII века был Иоганн Иоахим Винкельман, немецкий искусствовед. Он являлся основоположником современных представлений того времени об археологии и античном искусстве.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Классицизма разделяется на три этапа своего существования:
Во времена существования в России классицизма, его названия определялось исходя из правящей персоны в стране на текущий момент. Таким образом в Российской империи классицизм выделен тремя этапами:
Приусадебные строения в стиле классицизма чаще всего скромны и примитивны. Их чуть ли не обязательной декорацией является крытая галерея с колонами, а также треугольная или циркульная верхняя часть фасада строения, обусловленная двускатной крышей, с аналогичным украшением над окнами и дверьми. Строение зачастую выгляди в виде призмы.
Однако есть и гораздо непростые зрелищные решения, например, центральный дом усадьбы Люблино в Москве. Принципы философии Просвещения составляют основу классицизма XVIII столетия, и отмечают приверженность к созидательной точности и строгости. В период классицизма свойственны культ рассудка и одновременно устремление к непосредственности.
Это проявляется и в том, что привлекательность сооружений содержится в привлекательности его главных архитектурных компонентов, не идеализированных с помощью декора. Важным является и то насколько здания соответствуют пейзажной среде.
В Российской Империи ранний классицизм ассоциируется с созиданием таких прекрасных представителей этой эпохи, как Василий Иванович Баженов (русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог), Матвей Фёдорович Казаков (русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле) и Иван Егорович Старов (русский архитектор, академик и профессор Императорской Академии художеств). Большинство русских архитекторов первоначально часто наследовали творчество Андреа Палладио.
В интерьерах многих зданий во времена классицизма применялись античные орнаменты. Преференции отдавались гладким поверхностям, модным считался естественный и декоративный мрамор. Прекрасным примером торжественного интерьера российского классицизма является колонный зал бывшего Дворянского, Благородного собрания в Москве архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основные архитектурные постройки времён классицизма в Российской Империи
Академия художеств в Петербурге (1764-1788 гг.). Принадлежит к достижениям раннего классицизма (архитекторы Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Александр Филиппович Кокоринов). Архитектура пока включает в себя компоненты барокко, но лицевая сторона академии имеет в своём составе колонны и пилястры.
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768-1785 гг., архитектор Антонио Ринальди), фасады дворца облицованы естественным камнем с использованием различных сортов мрамора, необыкновенно эффектно выглядел розово-красный тивдийский камень.
Здание Сената в Кремле (1776-1787 гг., архитектор Матвей Фёдорович Казаков). Данное строение построено подобно треугольнику, великолепно вписавшегося в тогда уже действующее сооружение Кремля. Завершение треугольной формы здания осуществляется круглым залом с огромным сводом. Крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию, треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также аналогичные украшения над окнами, дверьми и круглый купол – это сочетание становится классическим для российского классицизма.
Дом Пашкова, Москва (1784-1786 гг., архитектор Василий Иванович Баженов) отражён на рисунке 1, и считается шедевром российской архитектуры XVIII века, относящийся к раннему классицизму, который ещё не является свободным от воздействия барокко и пристрастием к палладианству.
Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789 гг., архитектор Иван Егорович Старов, рисунок 2). На основании формы Таврического дворца, слагающейся из основного корпуса и фланговых пристроек, в дальнейшем будет возводиться основная масса зданий учебных учреждений и царских дворцов времен классицизма. Позади Таврического дворца находится сад, в котором любил прогуливаться князь Потёмкин во время сиесты.
Рисунок 1. Дом Пашкова в Москве
Рисунок 2. Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге
К основным архитектурным постройкам эпохи российского классицизма можно отнести огромное количество зданий, которые являются шедеврами архитектурного искусства. Среди них:
Русский классицизм в архитектуре
С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.
К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.
Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.
Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.
Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.
Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.
Архитекторы, шедевры русского классицизма
Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).
В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.
Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).
Василий Иванович Баженов
В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.
По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.
Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.
Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.
Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.
Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.
Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.
Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)
Матвей Федорович Казаков
Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.
Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.
Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.
Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.
Петровский путевой дворец.
Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.
Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.
Иван Егорович Старов
Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.
Джакомо Кваренги
Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:
— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.
— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.
— Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.
— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.
— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.
— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.
Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.
Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.
Винченцо Бренна
Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).
Большой Гатчинский дворец.
Чарльз Камерон
Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.
Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.
Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.
Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.
Русский классицизм — дитя Просвещения, отец ампира, друг романтизма
Русский классицизм — это национальный стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.
Русский классицизм, таким образом, по сути является неоклассицизмом. Но, поскольку в России не было первой волны, то и приставка «нео» среди искусствоведов как-то не прижилась. Аналогичная ситуация, кстати, произошла и в Германии.
Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.
Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы. В своём развитии стиль прошёл три фазы:
Особенности творчества русских классицистов
В целом для живописи этой эпохи в России были характерны те же черты, что и для европейской школы:
Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, они проявились в высокой идеологизации: вдохновение мастеров-классицистов было поставлено на службу державе и было призвано развивать отечественную культуру в самом широком смысле слова.
Этот стиль пришёл в Российскую империю при Екатерине II, продолжившей по примеру Петра I европеизацию страны. Императрица поддерживала идеи Просвещения, вела переписку с Вольтером, поэтому апеллирующее к разуму и рациональности классицистическое искусство пришлось ей по вкусу и получило поддержку. Идеология этого направления противопоставляла цивилизацию дикости, а искусство провозглашала способом борьбы с пороками. Идеологи Просвещения утверждали, что «художества» способствуют смягчению нравов и «природной суровости», а заодно истребляют «праздность и леность».
Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой талант на службу Отечеству, брали на себя миссию цивилизаторов и просветителей. Стиль недаром называют просветительным классицизмом.
Это направление надолго утвердилось на российских просторах и в связи с благоволением со стороны властей, от которых зависела и деятельность Академии художеств. Живопись художников-классицистов идеально отражала имперские амбиции благодаря торжественной манере подачи. Не случайно в Российской империи получило широкое развитие такое ответвление неоклассицизма, как пафосно-торжественный ампир.
Вторая особенность отечественного классицизма заключалась в его гибкости. Он довольно легко сочетался с другими стилями и это особенно сильно проявилось в живописи. Сначала художники-классицисты испытывали влияние рококо, затем — сентиментализма, после — романтизма. Благодаря такому подходу классицизм почти целый век сохранял свежесть и актуальность. Это ограждало его от вырождения.
Интересно, что в России противостояние живописцев-классицистов и художников-романтиков не было столь жёстким, как в Европе, где Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) дали настоящий бой традиционной школе. В России это взаимодействие было более мягким. Две стилистические традиции взаимодополняли и обогащали друг друга. Например, великолепные образцы романтическо-классицистического микса создал Карл Павлович Брюллов.
Впрочем, влияние других стилистических направлений заметно различалось в разных живописных жанрах. Наиболее сильны «чистые», строго-классицистические традиции были в историческом жанре. Это было связано с существованием госзаказа на такие произведения, что определяло официальный подход живописцев к изображению историко-патриотических и батальных сцен.
Известные художники русского классицизма
Эта эпоха подарила России плеяду крупных портретистов. Удивительным образом сочетал мастерство и плодовитость Фёдор Степанович Рокотов: о нём говорили, что он написал всю Москву. Его кисти принадлежат целые фамильные галереи.
Фёдор Рокотов — автор одной из знаковых картин эпохи. Это «Коронационный портрет Екатерины II» (см. первое фото на странице), отразивший благородное величие просвещённой императрицы.
Вначале на произведениях Рокотова присутствовала рокайльная дымка, но постепенно рококо уходит из его парадных портретов. Они становятся импозантнее, торжественнее, наряднее. Блистают на картинах кружева, шелка, атласы, драгоценности.
Знаменитым мастером камерного и парадного портрета был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822). Авторитет Левицкого был бесспорен, он руководил портретным классом в Академии художеств.
У этого живописца также заметен след рококо — в частности, в изящных и чуточку кукольных портретах смолянок.
Но немало у Левицкого и торжественных работ, выполненных в духе высоких классических традиций. Образец портретистки этой эпохи — его изображение Екатерины II. Уже сам образ, в котором императрица предстаёт перед зрителем — в виде Законодательницы в храме богини Правосудия — апеллирует к идеологии Просвещения, лежащей в основе отечественного классицистического искусства.
А вот у Владимира Лукича Боровиковского заметен след сентиментализма. В его сентиментально-классицистических работах сочетается и великолепие рисунка с традиционным для классицистов акцентом на роскоши атласа, бархата и украшений, и отображение сокровенных чувств людей, которых он изображал.
Боровиковский считается выдающимся мастером портретной миниатюры.
Пример слияния классицистических канонов и романтизма отличает портреты кисти Ореста Адамовича Кипренского. От мастеров-классицистов он взял отточенный рисунок (за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Академия художеств выдала Кипренскому золотую медаль), но добавил романтический дух, тонкий психологизм и выразительную игру светотени.
Великолепны романтически-классицистические шедевры Карла Павловича Брюллова. Он существенно расширил классическую тематику и перешёл от традиционного для классицистов конфликта героев к драмам больших масс людей. «Последний день Помпеи» — триумфальное произведение художника.
В ранних работах Брюллова больше радостных мотивов, но постепенно в его творчестве нарастает психологизм. Художника всё больше интересуют человеческие страсти, глубокие переживания.
Слияние двух подходов отражено в художественной манере Брюллова. Для него характерна античная скульптурность фигур и романтические эффекты: драматическая игра красок, теней и света.
Также следует отметить творчество мастера городских пейзажей Фёдора Яковлевича Алексеева и ряда значительных исторических живописцев:
Заметим, что у поздних классицистов уже доминирует академическая манера. Так, работы Бронникова обычно относят к академическому реализму (он примкнул к передвижникам), а Бруни чаще всего считают эталонным академистом.
Это была логическая эволюция стиля: его каноны ещё долго оставались образцовыми для академической живописи.
А что вы думаете о полотнах живописцев-классицистов? Возможно, планируете создать собственную коллекцию живописи, включив в неё произведения художников этой эпохи? Следите за лотами на онлайн-аукционах — на них часто выставляются работы мастеров XVIII-XIX веков. На сайте VeryImportantLot пополняют личные коллекции почитатели искусства из десятков стран мира. Не менее популярны аукционы сайта и у инвесторов, ведь классика бессмертна и с каждым годом растёт в цене.