Как климат влияет на транспорт

Влияние климата и погоды на состояние дорог и условия движения автомобилей

Как климат влияет на транспорт. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Как климат влияет на транспорт. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Как климат влияет на транспорт. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Как климат влияет на транспорт. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Как климат влияет на транспорт. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Как климат влияет на транспорт. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Климат и погода – составные части природных факторов, которые существенно влияют на транспортно-эксплуатационные характеристики дорог, на режим и безопасность движения, т.е. на условия движения по дороге и режим ее функционирования [10, 12].

Условия движения – та реальная обстановка на дороге, в которой осуществляется движение автомобиля, включающая в себя дорожные условия, транспортный поток и состояние окружающей среды, под которой подразумевают погодно-климатические условия. Погодно-климатические условия существенно влияют на состояние поверхности дороги, по которой движется автомобиль, которую видит и воспринимает водитель при выборе режима движения. При анализе этого влияния различают следующие понятия и определения.

Погода, погодные условия, условия погоды и метеорологические условия используются как синонимы и означают состояние атмосферы, которое характеризуется совокупностью значений метеорологических явлений, факторов или элементов в данном месте, в данный момент.

Климатические или метеорологические явления, элементы (факторы) – это отдельные характеристики состояния атмосферы, которые наблюдаются на метеостанциях (атмосферное давление, температура, влажность воздуха, ветер, осадки, туман, метель и т. д.).

Каждый метеорологический фактор характеризуется вероятностью появления (повторяемостью), продолжительностью действия и последействия, интенсивностью. Данные о вероятности появления, продолжительности действия и интенсивности приведены в климатических справочниках или могут быть получены на ближайшей к дороге метеостанции.

Продолжительность последействия. Время с момента прекращения данного метеорологического явления до прекращения действия его последствий на состояние дорог и условия движения (например, время просыхания поверхности дороги после прекращения дождя) может быть получено только путем наблюдений в различные периоды года.

Климат (климатические условия) — статистический режим условий погоды за длительный период времени (от одного года до многих десятилетий), т.е. это закономерная последовательность атмосферных процессов в данной местности, обусловливающая характерный для этой местности режим погоды. Микроклимат — климат небольшой территории, возникающий под влиянием различий рельефа, растительности, состояния почвы, наличия водоемов, застройки и т.д. Воздействие метеорологических факторов на условия движения передается через состояние поверхности дороги, взаимодействие автомобиля с дорогой и восприятие условий движения водителем. Состояние поверхности дорог оценивается качественными характеристиками: сухое, влажное, мокрое (чистое и загрязненное), заснеженное (покрытие с рыхлым снегом или уплотненным слоем снега – снежный накат), гололед и т. д.

Условия движения в период действия неблагоприятных метеорологических явлений значительно сложнее, чем при сухом, чистом покрытии и обочинах. Различия определяются рядом факторов, основными из которых являются:

снижение сцепных качеств покрытия, изменение взаимодействия автомобиля с дорогой, ухудшение ровности покрытия под влиянием осадков, гололеда, тумана, повышенной влажности воздуха и других факторов;

увеличение сопротивления движению из-за отложений снега, грязи, гололеда, неровностей на дороге, в результате чего снижается свободная мощность двигателя автомобиля;

изменение очертания и внешнего вида проезжей части и обочин, параметров поперечного профиля из-за снежных отложений и образования полос наката, что приводит к изменению восприятия дороги водителем;

уменьшение метеорологической видимости в период туманов, осадков, пурги, пыльных бурь, слепящего действия солнца, изменяющих восприятие условий движения водителем;

ухудшение эксплуатационно-технических качеств автомобиля, прежде всего систем, обеспечивающих удобство и безопасность движения, к которым относятся тормоза, рулевое управление, обзорность, видимость, сигнальная система.

Степень влияния метеорологических явлений на режим и безопасность зависит от интенсивности метеорологического явления и скорости движения автомобиля (табл. 4.11).

Как климат влияет на транспорт. 640 1. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-640 1. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка 640 1

Каждому периоду года соответствуют свои характерные условия погоды, оказывающие существенное влияние на формирование состояния поверхности дороги и условий движения. К зимнему относят период, характеризующийся устойчивой средней суточной температурой воздуха ниже 0 (рис. 4.11). В некоторых случаях под зимним подразумевают период с начала образования устойчивого снежного покрова до момента его схода. На большей части территории России зимний период самый длительный, продолжительность его колеблется от 20 до 260 дней в году.

Переходные периоды — весенний и осенний с неустойчивой погодой, при которой наблюдаются осадки всех видов (твeрдые, жидкие и смешанные). Весенним считается период со средней суточной температурой воздуха от 0 до +15 О С. В целом этот период, отличающийся резкими переходами от потепления к похолоданиям, длится от 30 до 60—80 сут.

Метеорологические факторы и условия движения на автомобильных дорогах

Метеорологические факторыСкорость движения, КРССтепень опасности метеорологических условийИнтенсивность метеорологических факторов различной степени опасности для расчeтных скоростей, км/ч
Метель, м/с1,0—0,75МО0—30—30—30—30—3
0,75—0,5О3—93—93—93—93—9
9>9>9>9>9
Гололeд1,0—0,75МО
0,75—0,5О0,2—0,40,15—0,350,20—0,300,20
0,2>0,2>0,2>0,2>1,2
снегопад, мм/ч1,0—0,75МО0,1>0,1>1,0>1,5>2,5
Туман, видимость, м1,0—0,75МО>350>500>250>200>100
0,75—0,5О170—350200—500150—250100—20070—100
12>20>20>30>30
Температура воздуха, 0 С:
положительная1,0—0,75МО0—300—300—300—300—30
0,75—0,5О30—4030—4030—4030—4030—40
40>40>40>40>40
отрицательная1,0—0,75МО10—3010—3010—3010—3010—30
0,75—0,5О0—100—100—100—100—10
О С до 0. Общее количество осадков осенью меньше, чем летом, но продолжительность их выпадения значительно больше. Длительность осеннего периода на территории страны колеблется в широких пределах — от 70 до 120 сут.

Летний период ограничен датами перехода средней суточной температуры через +15 О С. Летом увеличивается количество осадков, но сокращается продолжительность их выпадения.

Для большинства районов страны наиболее трудные условия движения наблюдаются в зимний и осенне-весенний периоды, а для районов с жарким и сухим климатом — в летний период. Наиболее трудные периоды года и должны быть приняты за расчeтные при выборе методов и средств обеспечения удобства и безопасности движения. Основные характеристики погодно-климатических факторов по их влиянию на условия движения приведены в табл. 4.12.

Характеристики погодно-климатических факторов, влияющих на условия движения

Источник

Транспорт – одна из наиболее климатозависимых отраслей экономики. Транспортный сектор особенно уязвимым по отношению не только к экстремальным явлениям катастрофических масштабов, но и к «вялотекущим» неблагоприятным процессам в связи с изменением климата (ожидаемым ростом средних температур, повышением среднего уровня моря, более частыми наводнениями, засухами и др.).
Различные проявления изменения климата и экстремальные климатические явления могут иметь самые разнообразные последствия для транспортной инфраструктуры и транспортных служб.
Для сухопутного (автомобильного и железнодорожного транспорта) негативные последствия изменения климата связаны, прежде всего, с ростом количества опасных явлений, таких как туман, сильные ливни, снежные лавины, опасные снегопады и метели, песчаные бури.
Усиление обильных осадков может существенно повлиять на состояние автомобильных дорог и железнодорожных путей. Возможны нарушения структурной целостности дорог, мостов, дренажных систем и туннелей, что может требовать более частого проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как климат влияет на транспорт. 1. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-1. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка 1

Ключевыми проблемами для России, возникающими под влиянием меняющегося климата, являются зимнее содержание дорог, безопасность и бесперебойность движения по дорогам в сложных климатических условиях. Зимой опасность на дороге обусловлена ее скользкостью, связанной с гололедицей, гололедом, черным льдом, снежным накатом. Ожидается, что повторяемость формирования условий, способствующих образованию скользкости на дорогах, к середине XXI столетия возрастет. Частые перепады температуры в зимний период также способствуют разрушению покрытия автомобильных дорог.

Как климат влияет на транспорт. 2. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-2. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка 2

Повышение температуры и длительные периоды жары негативно сказываются на состоянии автомобильных дорог, вызывая размягчение асфальтового покрытия. Температуры выше 30 °C могут привести к отказам транспортного оборудования. Сухое и жаркое лето вызывает износ и проседание дорожного покрытия, что приводит к снижению его рабочих характеристик. Возникают также проблемы перегрева автомобилей и износа шин. Из-за повышения температуры может возрасти потребность в использовании холодильной техники, в связи с чем увеличатся расходы на грузоперевозки, особенно в теплых районах региона.
Длительные периоды с экстремально высокими температурами отрицательно сказываются и на железнодорожном транспорте, поскольку могут вызвать деформацию железнодорожных рельсов, что приводит к снижению скорости движения и возникновению аварийных ситуаций на железных дорогах.
Таяние вечной мерзлоты, на севере Российской Федерации приведет к повреждению инфраструктуры. Оно вызывает оседание земляного полотна и криогенное вспучивание, что отражается на прочности и долговечности дорог, приводит к деформации дорожного покрытия. При этом сократится период перевозок по ледовым дорогам. По некоторым оценкам, за последние 30 лет период эксплуатации таких дорог сократился с 200 до 100 дней в год.
Ожидаемое в отдельных регионах Российской Федерации увеличение стока воды, вызовет разливы рек. Это явление будет иметь наиболее катастрофические последствия именно для транспортных сетей, поскольку основные автомобильные и железные дороги пролегают по пойменным равнинам или пересекают их.
Водный транспорт. Внутренние водные пути могут серьезно пострадать из-за снижения уровня воды в периоды аномальной жары. Это может привести к уменьшению числа судоходных маршрутов, сокращению периода навигации, уменьшению грузоподъемности и росту расходов на топливо (т/км), а также более частым посадкам судов на мель.
Вследствие продолжающегося потепления климата следует ожидать сокращение периода ледостава на сибирских реках и в бассейне р. Кама до 15–27 суток с одновременным уменьшением максимальной толщины льда до 20–40%. Возможны также значительные изменения в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек и водоемов. С одной стороны, эти изменения способствуют заметному продлению времени речного судоходства, с другой стороны, сокращают период и возможности доставки грузов в труднодоступные районы по зимним автомобильным трассам, проложенным по замерзшим руслам больших рек.
Изменение уровня моря, усиление разрушительной силы штормов приведет к повреждению инфраструктуры портов и грузов в результате затопления, увеличению расходов на строительство и обслуживание портов.

Как климат влияет на транспорт. 3. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-3. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка 3

Источник

Транспорт и климатические условия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Транспорт и климат

Из всех отраслей хозяйства транспорт является одним из наиболее зависимых от климатических условий, причем он является уязвимым не только к экстремальным явлениям, но и так называемым «вялотекущим» неблагоприятным процессам.

Все климатические проявления для транспортной инфраструктуры и транспортных служб могут нести отрицательные последствия. Такие климатические явления, как ливневые дожди, туман, снежные заносы, снежные лавины, метели, песчаные бури, негативно сказываются на работе автомобильного и железнодорожного транспорта.

Кроме этого обильные осадки оказывают влияние на состояние:

Зимняя опасность на дорогах вызывается гололедицей, скользкостью, черным льдом, снежным накатом. Частые температурные перепады разрушают покрытие дорог.

Высокая летняя температура вызывает размягчение асфальтового покрытия, а температура выше +30 градусов может вывести из строя транспортное оборудование.

Высокие температуры приводят к износу шин и перегреву автомобилей.

Отрицательное воздействие высокие температуры оказывают и на работу железнодорожного транспорта, что проявляется в деформации железнодорожных рельсов и возникновению аварийных ситуаций.

Повреждение транспортной инфраструктуры характерно и для северных районов, где есть вечная мерзлота.

Таяние мерзлоты и криогенное вспучивание вызывает оседание земляного полотна и приводит к деформации дорожного покрытия.

Период эксплуатации ледовых дорог за последние 30 лет сократился с 200 до 100 дней в году.

Увеличивающийся сток вод вызывает сильные разливы рек, что катастрофически влияет на транспорт, потому что главные автомобильные и железные дороги проходят вдоль речных систем.

Что касается водного транспорта, то в период аномально жаркого лета внутренние водные пути снижают уровень воды. В результате сокращается период навигации, уменьшается грузоподъемность, растет расход топлива. Суда чаще могут садиться на мель.

Готовые работы на аналогичную тему

Таяние вечной мерзлоты и арктических льдов могут привести к нарушению работы морских портов.

Положительным моментом таяния льдов является увеличения сроков навигации по Северному морскому пути и экономия топлива.

Воздушный транспорт работает в течение круглого года, но и здесь высокие температуры отрицательно отражаются на объектах инфраструктуры аэропортов и в первую очередь это касается взлетно-посадочных полос.

Для аэропортов северных районов плюсом будет то, что сокращаются расходы на уборку снега и льда.

Меры, принимаемые в транспортном секторе, должны быть направлены на снижение уязвимости и повышение устойчивости всех систем к воздействиям климатических факторов.

Воздействие меняющихся климатических условий важно учитывать при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Важна и проблема экологической безопасности автомобильного транспорта.

Влияние дождя и снега на работу транспорта

Каждое время года имеет свои характерные климатические условия, которые оказывают значительное влияние на формирование состояния дорожной поверхности и условий движения.

Зимний период характеризуется устойчивой температурой ниже 0 градусов и устойчивым снежным покровом, который на большей части территории России, имеет продолжительность до 260 дней в году.

Предвестником наступающей зимы являются заморозки, поэтому поверхность дороги, не успевшая ещё просохнуть от осенних дождей, покрывается тонким слоем льда.

Он, как правило, для глаза совсем незаметен. На тротуарах скользят пешеходы, а тормозной путь автомобилей непредсказуемо увеличивается. Укатанный колесами автомобилей снег становится скользкий и опасный, как лед.

С наступлением оттепелей снег оттаивает и снова замерзает, и опять делает поверхность проезжей части скользкой и опасной.

Сильный и мокрый снег мешает хорошо обозревать дорогу, ухудшая её видимость. Кроме этого проезжая часть становится значительно уже, а снежные валы по обочинам закрывают обзор и скрывают пешеходов.

Рисунок 1. Влияние снега на работу автомобильного транспорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенно опасной дорога бывает в период первого снегопада, когда появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время и пешеходам и водителям надо быть предельно осторожными.

Дождь на работу транспорта оказывает свое отрицательное воздействие – увеличивает скользкость дороги, способствует размягчению обочин, ухудшает видимость.

С наступлением дождя скользкость особенно опасна, потому что пыль или грунт, нанесенный на асфальт, растворяется водой и образует на дороге скользкий слой.

В этом случае большая осторожность нужна на грунтовых дорогах при подъезде к перекресткам и во время съезда на обочину дороги.

Понятно, что скорость, как главное средство обеспечения безопасности, должна быть минимальная.

Во время сильных дождей тормозные колодки могут намокнуть и привести к отказу тормозов или снижению их эффективности. В этом случае они должны быть просушены с соблюдением всех мер предосторожности – нажимают несколько раз на педаль тормоза при небольшой скорости. Фары включаются при любой погоде.

При сильном дожде дворники не справляются с протиранием лобового стекла, поэтому лучше остановиться и переждать, что тоже будет способствовать безопасному движению.

При мокром и скользком дорожном покрытии остановочный путь возрастает в 4-5 раз, а в лужах отражаются фары и фонари, которые дезориентируют как водителей, так и пешеходов.

Грязные лужи скрывают на дороге выбоины в асфальте и возможные открытые колодцы.

Первые капли дождя, смешавшись с дорожной пылью, действуют как смазка, в результате чего сцепление колес с дорогой становится значительно меньше и тормозной путь возрастает.

На таких дорогах запрещается резко прибавлять «газ» и резко тормозить, поворачивать резко руль, потому что не исключена потеря сцепления колеса с дорожным покрытием. Специалисты называют это заносом, и тогда транспортное средство становится неуправляемым. Заносы таких небольших транспортных средств, как велосипед и мотоцикл заканчиваются падением.

Влияние тумана на работу транспорта

Такое метеорологическое явление, как туман, представляет собой особую опасность для всех видов транспорта.

Полное отсутствие видимости при сильном тумане во время движения автомобилей, может закончиться катастрофой, поэтому скорость движения должна быть минимальная.

В пределах европейской части России в течение года может быть до 40 туманных дней.

Кроме ухудшения общей видимости на дороге он способствует снижению истинных расстояний и скорости движения встречных автомобилей.

Создается дистанционная иллюзия, что до встречного автомобиля расстояние больше, а скорость меньше, чем на самом деле.

Длительные поездки в туманную погоду приводят к усталости глаз и снижают остроту зрения.

Большая опасность тумана заключается в том, что он способен изменять цвет, кроме красного. Желтый сигнал светофора может показаться красным, а зеленый – желтым.

При очень густом тумане нельзя различить предметы даже на расстоянии 3-5 м. Дистанция между автомобилями при тумане должна увеличиваться и во время движения быть готовым остановить транспортное средство.

Важно не выезжать на середину дороги, и держаться ближе к краю проезжей части, избегать перестроения, обгона и опережения.

Если в густом тумане требуется разворот или поворот, необходимо подать звуковой сигнал. При сгущающемся тумане и с падением видимости, лучше сделать остановку и переждать.

Источник

Как климат влияет на состояние автомобильного транспорта?

Как климат влияет на транспорт. 82957225. Как климат влияет на транспорт фото. Как климат влияет на транспорт-82957225. картинка Как климат влияет на транспорт. картинка 82957225

На заметку автолюбителям

Машины, эксплуатируемые в регионах с большим количеством ветреных дней в году, подвергаются интенсивному воздействию абразивных частиц. Фракции песка и пыли, поднимаемые в воздух вихревыми потоками, истирают кузов и открытые поверхности подвижных механизмов ТС. Поэтому для регионов с песчаными почвами и большим количеством ветреных дней рекомендуется подбирать автомобили с обтекаемой формой кузова, сглаживающей истирающее воздействие абразивных частиц при езде на высокой скорости.

Немалое воздействие на резиновые детали автомобильного оказывает температура окружающей среды. В частности, у машин, эксплуатируемых регионах с морозными зимами, в холодное время года быстро грубеют покрышки и теряют эластичность стеклоочистители. Эти изменения способны оказать значительное влияние не только на комфортность, но и безопасность езды. Также на резиновые детали автотранспорта оказывают немалое воздействие и высокие температуры. В частности, летом покрышки машин, проезжающих по раскаленному асфальту, становятся мягкими и в некоторых случаях могут начать деформироваться. Таким образом, для регионов с резко континентальным климатом стоит выбирать автомобили, резиновые детали которых выполнены из морозостойкой и не боящейся жары резины.

Лакокрасочное покрытие кузова, в свою очередь, подвергается разрушающему воздействию ультрафиолетового излучения: при большом количестве солнечных дней в году и высокой продолжительности светового дня ЛКП машины может начать выгорать и растрескиваться. К счастью, при эксплуатации авто в таких регионах эту проблему можно решить путем оклеивания кузова защитной полиуретановой пленкой, не пропускающей УФ-лучи. На металлические элементы кузова, не защищенные краской, оказывают немалое влияние осадки. В частности, машины, эксплуатируемые в регионах с тропическим климатом, подвергаются интенсивному ржавлению под воздействием атмосферной влаги. Для таких регионов следует приобретать авто, у которых днище детали ходовой части в заводских условиях обработаны антикоррозионным составом.

Источник

Реферат: Влияние метеорологических факторов на условия движения автомобиля

1. Влияние метеорологических факторов на условия движения. 4

4. Влияние тумана. 9

5. Характеристика условий движения автомобиля ночью. 10

6. Пользование внешними световыми приборами. 13

7. Основные приемы управления автомобилем ночью. 17

Cписок использованной литературы. 20

Одной из особенностей транспорта является высокая степень зависимости его функционирования от природных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метеорологические условия. Неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить и даже приостановить работу транспорта.

Наблюдение за дорогой и взаимодействие участников движения сильно усложняются в условиях недостаточной видимости и в темное время суток. Правила дают четкие определения этих понятий. Управление транспортным средством становится опасным при видимости дороги менее 300 м, что возможно при тумане, дожде, снегопаде. Условия недостаточной видимости характерны для переходного периода от светлого к темному времени суток и наоборот, т.е. в сумерки.

Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием. Температура и состояние почвы оказывают влияние на возможность использования и сроки существования автозимников в северных районах России. К автозимникам относятся сезонные дороги, сооруженные из снега и льда. По продолжительности эксплуатации их подразделяют: на регулярные, возобновляемые каждую зиму; временные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов; разового пользования, служащие для однократного пропуска транспорты» средств. Автозимники прокладывают на суше или по льду рек, озер морей. Эксплуатация автозимников связана с ограничением допустимой нагрузки на ледяное полотно дороги в зависимости от толщины льда.

Для обеспечения безопасности движения по границе ледовой переправы устанавливают вехи и знаки допустимой нагрузки, скорости транспортных средств, интервалы движения, часы работы, особые условия движения и т.д. На переправе не допускаются остановка и обгон. Перевозка пассажиров через ледовые переправы запрещается. При повышении температуры несущая способность автозимников снижается. Они становятся опасными для движения.

Состояние почвы является важным условием функционирования не только автозимников, но и регулярных дорог, действующих всесезонно. В весенний период грунт дорожного земляного полотна переувлажняется, и его прочность снижается. Разжиженный грунт оказывает слабое сопротивлению нагрузке, создаваемой колесами автомобиля на дорожную одежду, которая под их воздействием прогибается, а после снятия нагрузки возвращается в прежнее положение. В это время, являющееся самым неблагоприятным для эксплуатации, дорога выполняет свои функции в большей степени за счет дорожной одежды и подвержен разрушению.

Находящаяся в грунте земляного полотна вода постоянно перемешается от мест с большей влажностью к более сухим и от более нагретых к холодным. Вследствие этого, вода, проникшая в поры земляного полотна, при снижении температуры почвы до отрицательных значений замерзает, увеличиваясь в объеме на 1/11 часть от первоначального. В результате частицы грунта раздвигаются, и происходит выпучивание дорожной одежды. При оттаивании грунта происходит обратное явление: дорожная одежда оседает, ее несущая способность снижается. Поэтому в весенний период на дорогах низших категорий вводят ограничение для движения транспортных средств большой грузоподъемности.

Скользкие дороги являются, согласно статистике, одной из главных причин автотранспортных аварий и катастроф. До 30% аварий на автомобильном транспорте в зимний период обусловлены гололедными явлениями. На большей части территории России длительность этого периода составляет от 5 до 50 дней. Гололедом называют образование слоя льда на поверхности дорожного покрытия. Гололед образуется в результате выпадения дождя или мороси при положительной температуре воздуха (+3°С) на покрытие с отрицательной температурой. В 95% случаев появление гололеда происходит при температуре воздуха, приближающейся к 0°С, и относительной влажности воздуха от 80 до 100%. При возникновении скользкости коэффициент сцепления шин с поверхностью дороги уменьшается до 0,08-0,15, что приводит к резкому снижению безопасности движения.

Высота и состояние снежного покрова на дороге также создают опасность для транспорта. Снежный покров на территории России содержится от 200 дней в северных районах до нескольких дней в южных. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3-5 см вызывает необходимость снижения скорости движения автомобилей, а при высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Уплотнение снега колесами движущихся автомобилей приводит к созданию снежного наката со скользкой поверхностью. Снежные заносы на железных дорогах образуют помехи движению и могут вызвать его прекращение.

На практике встречаются различные виды наземного обледенения, среди которых можно выделить три основные группы. К первой группе относится обледенение, образующееся в результате перехода (сублимации) пара в лед, минуя жидкое состояние. Оно может представлять собой иней, твердый (кристаллический) налет и кристаллическую изморозь. Иней возникает в ясную тихую погоду в виде тонкого слоя ледяных кристаллов на поверхности предметов, создающих сильное тепловое излучение ночью и охлаждающихся при этом до температур ниже 0°С. Твердый (кристаллический) налет толщиной в несколько миллиметров появляется при потеплениях, когда предметы сохраняют более низкую отрицательную температуру по сравнению с пришедшими массами теплого воздуха. Кристаллическая изморозь образуется в тихую погоду при сильном морозе в виде рыхлых снегообразных кристалле льда вследствие пересыщения воздуха водяным паром. Значительно более прочными являются ледяные отложения второй группы, которые обусловлены присутствием в атмосфере переохлажденной воды в виде капель дождя, тумана или мороси. Прочные образования представляют также наземные обледенения третьей группы.

Внепогоду привычная обстановка на дороге иногда очень резко меняется. Еще вчера было сухо и ясно, а утром видимость почти «нулевая», и водитель может просто не увидеть человека на дороге или заметит его слишком поздно. К тому же, если пешеходы пользуются зонтами и надевают капюшоны, то при этом закрывается обзор дороги и легко не заметить автомобиль.

Основные затруднения, возникающие при дожде: повышение скользкости дороги, размякшие обочины, ухудшение видимости.

Повышенная скользкость особенно опасна, когда начинается дождь: пыль или нанесенный на асфальте грунт растворяется водой и образуется очень скользкий слой на дороге. Требуется проявлять особую осмотрительность при подъезде к перекресткам с грунтовыми дорогами, а также при необходимости съезда на обочину. В этих случаях движение с минимальной скоростью — главное средство обеспечения безопасности. При сильном дожде вода проникает к тормозным колодкам, которые, намокая, приводят к отказу тормозов или резкому снижению их эффективности. В таком случае тормоза просушивают: с соблюдением мер предосторожности при небольшой скорости движения нажимают на педаль тормоза несколько раз до появления эффективного торможения.

При сильном ливне включают свет в фарах. Если из-за слоя воды на, лобовом стекле видимость недостаточна, надо остановиться, переждать дождь.

Водителям в дождь приходится включать стеклоочистители, которые не всегда справляются с потоками воды, заливающей лобовое стекло, что мешает безопасному движению. К тому же, во время дождя многочисленные отражения в лужах фар и фонарей дезориентируют водителей’ и пешеходов. В условиях мокрого и скользкого дорожного покрытия остановочный путь увеличивается в 4-5 раз! На грязной или влажной поверхности дороги образуется пленка, являющаяся смазывающей прослойкой между шиной и покрытием дороги, которое становится скользким. К тому же грязь и лужи могут скрывать выбоины в асфальте и открытые колодцы.

Особенно опасны первые капли дождя. Они смешиваются с пылью на дороге, и эта грязевая смесь действует, как смазка! Из-за чего сцепление колес с дорогой резко уменьшается, и тормозной путь резко увеличивается! На такой дороге нельзя резко прибавлять «газ» или тормозить, резко поворачивать руль, так как колеса могут потерять сцепление с дорожным покрытием. Это называется заносом, и транспортное средство становится неуправляемым. Заносы мотоцикла или велосипеда часто заканчиваются падением.

Ближе к зиме начинаются заморозки. Часто не успевшая просохнуть от дождя поверхность дороги покрывается тонким-тонким и незаметным для глаз льдом. Скользят пешеходы, тормозной путь автомобилей увеличивается непредсказуемо. Снег, утоптанный ногами пешеходов и укатанный колесами автомобилей, становится таким же скользким и опасным, как лед. Во время зимних оттепелей лед и снег оттаивают, потом вновь замерзают, делая поверхность проезжей части скользкой и опасной. Вдобавок, если идет снег, он залепляет глаза пешеходам, мешает обзору дороги, резко ухудшает видимость. Зимой из-за снега происходит сужение проезжей части, что усложняет движение транспортных средств, а снежные валы у края проезжей части закрывают обзор дороги, скрывают пешеходов.

Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада, когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водители и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения.

Значительно ухудшаются условия видимости во время снегопада, проливного дождя и особенно при тумане. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, желтый свет в тумане становится красноватым, а зеленый — желтоватым. Пелена тумана может быть настолько густой, что даже с включенными фарами нельзя ничего различить на расстоянии 3-5 м

Статистика ДТП многих стран показывает, что в темное время суток резко повышается опасность движения. Несмотря на то, что интенсивность движения в этот период в 5-10 раз ниже, чем в светлое время, доля ДТП составляет 40-60% их общего числа.

С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно, для опознания их требуется больше времени, чем днем. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 2 раза.

Происшествия в темное время характеризуются большей тяжестью последствий. Основной предпосылкой повышения опасности движения в темное время суток является резкое снижение эффективности зрительного восприятия водителями дороги и окружающей обстановки, обусловливаемое физиологическими особенностями зрения человека. Если учесть, что до 90% информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, водитель получает при помощи зрения, становятся очевидными снижение надежности его действий в темный период и увеличение вероятности отказа в системе ВАДС. Увеличение тяжести последствий ДТП в темное время суток объясняется, таким образом, тем, что водитель позже, чем днем, обнаруживает препятствие и, следовательно, в меньшей степени успевает снизить скорость движения.

В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость своего автомобиля и, что очень важно, подвержен ослеплению светом фар, а иногда и стационарных источников света.

Результаты исследований специалистов по безопасности дорожного движения (табл. 1) подтверждают эти данные.

Название: Влияние метеорологических факторов на условия движения автомобиля
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Тип: реферат Добавлен 01:39:54 15 февраля 2009 Похожие работы
Просмотров: 1133 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Наезды на пешеходов, идущих по краю проезжей части

Наезды на велосипедистов, едущих попутно

Столкновения транспортных средств

Наезды автомобилей на неподвижное препятствие

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Виды ДТПРаспределение ДТП, %
днемночью