Как климатические условия повлияли на особенности
Как климатические условия повлияли на особенности одежды жителей Руси?
Просмотров: 1145 | Добавил: аgent (05.08.2019) (Изменено: 05.08.2019)
Всего ответов: 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение вопроса:
Климат средней полосы России холодный. Потому зимние одежды издревле были из меха и шерсти. Приходилось носить меховые шапки и то, что под влиянием арабов стали называть шубами. Под них одевали шерстяные кафтаны и толстые рубахи из домотканого полотна. Летом было, конечно, теплее. Но большой проблемой становилась мошкара – болот всегда хватало. Потому крестьяне носили рубахи и штаны (женщины – платья) с длинными рукавами. На головах мужчин были шапки, просто более лёгкие, чем зимние, а у женщин – платки. Открытыми оставались только лицо и кисти рук, порой ноги. Летом крестьяне часто ходили босиком, но не всегда. Обувью на все сезоны им служили лапти, просто зимой они одевали под них несколько слоёв шерстяных вещей. Главной особенностью было то, что одежда тогда продавалась дороже. Высоко ценились даже обычные рубахи, потому что ткань для них приходилось ткать вручную. Потому вещей у каждого из людей было мало, их реже, чем сейчас меняли. Одежду берегли и до последнего латали её вместо того, чтобы выкинуть. Как климатические условия повлияли на особенности одежды жителей Руси?Как климатические условия повлияли на особенности одежды жителей Руси? Выясните, какую летнюю и зимнюю одежду носили в древности народы, населявшие местность, где вы живёте. Климатические условия прямо повлияли на одежду жителей Руси. Летом жители Руси (мужчины) носили рубаху, порты и зипуны. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. В особых случаях к рубахе надевали зарукавья и съемные круглые воротники-ожерелья, богато расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Цвет основной ткани был разнообразный, но всегда яркий. Порты, или штаны, делали из холщовой ткани; они представляли собой неширокие, суженные книзу до щиколотки штаны, завязывающиеся на талии шнурком — гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. Зимой мужчины носили простые шубы и шапки. Ноги они оборачивали онучами и поверх надевали лапти. Верхний женский кафтан имел в отличие от мужского широкие рукава, из которых виднелись украшенные зарукавья нижней рубахи. Женская рубаха была длинной (до ступней). Ее носили с нешироким поясом, украшали орнаментом (обычно по низу). Горловину рубахи обшивали узкой каймой. В ассортимент женской одежды этого периода входят также понева — юбка, запахнутая по – верх рубахи на гашнике, запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста, которую девушки носили поверх рубахи. Женская обувь, как и мужская, представлена у князей и бояр мягкими сапогами без каблуков из цветной кожи с вышитыми носочной и нижней частями, у крестьян — лаптями с онучами Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей стран Древнего Мира? Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего ЕгиптаКлимат: Египет находится на северо-востоке Африки. В стране тёплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. С юга на север страну пересекает река Нил. Разливы Нила наполняли землю живительной влагой, обогащали её плодородным илом. Почва была мягкая, жирная. Занятия: Развитие ирригационного земледелия. Выращивали ячмень и пшеницу, горох, лён (из льна изготавливали полотно); на огородах — лук, чеснок, салат, укроп, редис, огурцы. В садах выращивали финиковую пальму, виноград Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Шумерские города. Вавилонское царствоКлимат: Две большие реки — Тигр и Евфрат. Жаркий сухой климат. Глиняные почвы. Занятия: Развитие земледелия. Выращивали яч¬мень и пшеницу, горох, лён (из льна изго¬тавливали полотно); на огородах — лук, чеснок, салат, укроп, редис, огурцы. Са¬мым распространённым садовым деревом была финиковая пальма. Использовали как строительный матери¬ал (из глины делали кирпичи, которые не обжигали, а сушили на солнце). Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей ФиникиbКлимат: Страна на восточном побережье Средиземного моря, на узкой полоске земли между морем и Ливанскими горами. Занятия: Основными занятиями финикийцев было мореплавание, торговля, рыболовство, кораблестроение. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей АссирииКлимат: Горный камень, залежи железной руды. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Персидской державыКлимат: Жаркий сухой климат. Расположение на берегу Персидского залива. Отсутствие больших рек. Песчаные почвы, месторождения золота. Занятия: Развитие скотоводства, борьба за пастбища. Орошение полей и садов стоило очень дорого, каналы принадлежали правителю, земледельцы вынуждены были около трети урожая отдавать ему за пользование оросительными каналами. Чеканили монету из сплава золота с серебром. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древней ПалестиныКлимат: Плодородные почвы в долине реки Иордан. Располагалась в степных и холмистых районах. На пересечении важных торговых путей между Египтом, северными восточными странами. Занятия: Развитие земледелия, скотоводства. Активное участие в мировой торговле. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лён, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древней ИндииЗанятия: Развитие земледелия: выращивание риса, хлопчатника и сахарного тростника, пшеницы, ячменя. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего КитаяКлимат: Находится в Восточной Азии на Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древней ГрецииКлимат: Находится на юге Балканского полуострова. Обилие островов и изрезанность побережья. Отсутствуют большие и полноводные реки. Мало пригодных для земледелия земель, почвы скудные, каменистые, засуха в период созревания хлебов. Занятия. Развитие мореплавания и торговли, рыбная ловля. Кораблестроение. Выращивали неприхотливые растения, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Виноделие и производство оливкового масла. Как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего РимаКлимат. Находится на Апенинском полуострове. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побе¬режья Италии. Много низменностей и долин, пригодных для земледелия, обилие плодородных земель. Тёплый климат, плодородные земли. Занятия. Развитие мореплавания и торговли. Развитие земледелия: выращивали просо, ячмень, пшеницу, бобы. Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 11ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ 1. Соотнесите понятия и определения.
А. Орнамент или рисунок из золотой или серебряной проволоки, напаянной на металлическую поверхность 2. Вставьте пропущенные слова. Первым по времени писателем Руси считается (Иларион). Его («Слово о Законе и Благодати») было впервые произнесено в 1049 г., в честь завершения строительства оборонительных сооружений в Киеве. 3. Три характерные черты Софийского собора в Новгороде:
1. Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси? Становление и развитие государства привнесло новые понятия в жизнь населения Руси. Появились и стали развиваться города, как торговые центры. Жители городов стали в меньшей степени уделять внимание традиционным земледелию и скотоводству, но начали приобретать новые знания и навыки ремесленных дел. Большое количество товаров из разных стран давали возможность сравнивать, учиться и перенимать технологии. Развитие ремесленничества обогатило быт горожан новыми одеждами, посудами, орудиями труда, произведениями искусства и ювелирными изделиями. Также в городах редко можно было встретить полуземлянки. В основном жилище горожанина — это дом, иногда двухэтажный. В остальном быт горожан не сильно отличался от быта жителей деревень. 2. Что вы знаете о повседневной жизни людей в Западной Европе в Средние века? Жизнь для обычного человека того времени вращалась вокруг аграрного и церковного календарей. Много времени уходило на то, чтобы вырастить как можно больше урожая, и обеспечить себя пропитанием на следующий год. Церковные празднества отмечали дни начала посева и жатвы, а также дни, когда крестьянин и его лорд могли отдохнуть от своих трудов. Ярмарки с трубадурами и акробатами проходили на улицах, торговля различными товарами, велась на городских площадях, в азартные игры играли в местных тавернах — так проводили свой досуг средневековые крестьяне. Средневековые свадьбы праздновались всем городом. 3. Какой языческий праздник широко отмечают в России и в наши дни? На Руси с принятием Христианства остались и древние языческие традиции. К примеру, по сей день в России принято колядовать и гадать на Рождество зимой, а летом праздновать день Ивана Купала. Но самым известным языческим праздником является Масленица – по древней традиции люди провожают зиму и встречают весеннее солнце, сжигая чучело зимы. Блины на Масленицу – тоже языческая традиция, символизирующая весеннее солнце. Владимир, Ярослав, Святослав, Мстислав, Всеволод. Каково, по вашему мнению, значение этих имён?
1. Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве? В Древней Руси существовали различные сословия: высшее и низшее. К высшему сословию относились князья, бояре, родоплеменная знать и духовенство. К низшему – свободные общинники, купцы и ремесленники, зависимое население (закупы, рядовичи, холопы, смерды). 2. Как складывалась повседневная жизнь земледельческого населения на Руси? В сельских поселениях люди боролись за существование: распахивали новые земли, разводили скот, ловили рыбу, охотились, оборонялись от разбойников, а на юге ещё и от кочевников. Поскольку содержание хозяйства требовало больших усилий, на Руси семьи были большими. Больше людей в семье – больше рабочих рук. Все члены семьи вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Детей рано приучали к труду. Мальчика лет с семи брали в поле, учили какому-нибудь ремеслу. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали по хозяйству, учились прясть, ткать полотно, шить одежду. А долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали или чинили домашнюю утварь, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. 3. Чем были заняты жители древнерусских городов? Города были центрами культуры. В них существовали школы, иконописные мастерские, где местные художники учились у греков писать иконы. Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла, в городах занимались земледелием, огородничеством, скотоводством. Популярны были общинные пиры — братчины. А в праздничные дни на торговых и городских площадях горожане наслаждались выступлениями скоморохов и гусляров. Также они участвовали в развлечениях, скачках, игрищах и пирах, устраиваемых князьями для простого люда. 4. Составьте короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца/ремесленника» (на выбор). Я живу в небольшой деревушке под Черниговом. Я глава семьи, поскольку я самый старший мужчина в роду. Сегодня жаркий летний день, и мы начали работу с первыми петухами. Всех сыновей, братьев и зятьёв я возьму с собой на сенокос. Мои внуки тоже будут помогать взрослым. Нужно запасти достаточно сена для скота на зиму. А жена с незамужними дочерьми, снохами и внучками будут работать в доме и во дворе по хозяйству. Им нужно будет накормить мужчин, вернувшихся с сенокоса, и позаботиться о домашнем скоте. А еще им нужно будет присматривать за малышами. День будет тяжелым. Но такова наша жизнь. Завтра приедет княжеский даньщик за данью. Её мы уже собрали. Конечно, не хочется отдавать князю то, что дается таким большим трудом, но мы должны платить дань, поскольку князю нужно содержать дружину для защиты наших земель и вершить справедливый суд. Вечером, после сенокоса, мы всей семьей соберемся за столом. 5. Что было общего и в чём заключалось различие в образе жизни знатных и простых людей? Общими в жизни знатных и простых людей были традиции и уклад семьи. Различия были в основном в одежде, быте и развлечениях. 1. Как вы думаете, с какой целью устраивались пиры? Подобные пиры устраивались для того, чтобы показать, что верховная власть близка к народу. 2. Объясните смысл последней фразы из документа. Она означает, что во время пиров представители сословий пировали вместе, а различия между ними должны были стираться. Однако мы можем видеть в различных экранизациях русский сказок, что это не совсем так. Столы для представителей разных сословий были раздельными. Бояре далеко не всегда привечали за своими столами «мужиков-деревенщин». Но все-равно, совместные пиры были хорошей традицией, которая помогала сближению людей разного общественного положения.
1. Покажите на конкретных примерах, как ремёсла, распространённые на Руси, были связаны с повседневным бытом её населения. Ремесленничество в первую очередь должно обеспечивать повседневную жизнь людей. Так, для обработки земли земледельцу нужны были плуг и борона – кузнец ковал зубья для бороны и металлический лемех для плуга. Для нужд обороны кузнецы ковали мечи, наконечники копий и стрел, кольчуги, стремена, подковы и т.д. Гончары делали керамическую посуду для нужд всех слоев населения. Ткачи и портные делали ткань и шили одежду. Для богатых людей удовлетворение повседневных потребностей включало еще и использование предметов роскоши. Изготовлением украшений и изделий из драгоценных металлов и камней занимались ювелиры. 2. Как климатические условия повлияли на особенности одежды жителей Руси? Выясните, какую летнюю и зимнюю одежду носили в древности народы, населявшие местность, где вы живёте. Климатические условия сильно влияли на особенности одежды жителей Руси. Холодные, снежные зимы заставляли людей использовать теплую зимнюю одежду – шубы-кожухи, шапки из меха или войлока, теплые платки, шерстяные юбки, онучи и лапти, валенки. Летом одежда была проще и свободнее, чтобы можно было эффективно работать. 3. Узнайте, какими растительными продуктами питались в древности жители вашей местности. Используются ли эти продукты в наше время? Какие блюда из них готовят? 4. С помощью Интернета соберите информацию на тему «Праздники и развлечения знати в западноевропейских странах и на Руси в Средние века». В эпоху Средневековья в Европе любое событие могло стать поводом для праздника: победа в битве, свадьба, визиты местных сеньоров к знати. Всего насчитывалось до 50 праздничных дней в году, не считая воскресений. В основном это были религиозные праздники. В праздничные дни прерывалась работа, люди ходили на торжественную службу в церковь, участвовали в процессиях, посвященных святым, и развлекались. На праздники в город или в деревню приезжали актеры, сказители, жонглеры и акробаты. Театральные представления вели свое происхождение от литургической драмы, которая разыгрывалась во время богослужения, и носили религиозный характер. В начале XIII в. появились бродячие театральные труппы. В каждом церковном приходе день своего святого покровителя отмечали ярмаркой. Во время нее проходили конные бега, игры в мяч и состязания в других видах спорта. Стрельба из лука, борьба, фехтование на палках и другие игры считались допустимыми, а вот азартные игры были запрещены церковью. Игральные же карты попали в Европу из Персии только в XIV в. На Руси Праздники на Руси были принято устраивать торжественные пиры по поводу торжеств или военных побед. Также проводились и церковные празднования с крестным ходом и торжественными службами в храмах. После крещения Руси искоренялось язычество. Но язычество уходило постепенно, с болью и кровью. Понемногу иссякали родники славянской древней веры, но не могли исчезнуть бесследно. Поэтому и переплелись языческие празднования с христианскими. Стали приспосабливаться и присоединяться друг к другу. Потому-то так тонка грань между двумя религиями, что стали некоторым единым целым, научились сосуществовать и нашли общие мотивы и точки соприкосновения. Поэтому особое место на Руси занимали традиционные обряды и праздники, многие из которых берут свое начало в язычестве. Некоторые из них сохранились и сегодня. Например, Масленица или колядование на Рождество, гадание на Святки, празднование дня Ивана Купала (постепенно этот праздник был объединен с празднованием рождения Иоанна Крестителя). Во время праздников люди устраивали хороводы, и пели в шумных застольях, и танцевали вблизи костра.
1. Каковы причины складывания государства на Руси? Предпосылки создания Древнерусского государства складывались у восточных славян несколько столетий. Считается, что в основе создания государства лежит внутренняя потребность в объединении и необходимость защиты от общих врагов. 2. Какое влияние оказывали географические и климатические условия на развитие Руси? Русь была одним из самых крупных европейских государств. Её географическое положение определяло широкие политические и торговые контакты со многими странами Востока и Запада. Особое географическое положение также позволяло русским князьям контролировать два важных торговых пути – «из варяг в греки» и волжский торговый путь, которые соединяли северные страны с южными, а западные с восточными. Русь не только контролировала транзит товаров, но и самостоятельно вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, странами Западной Европой, народами Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока. Благодаря климатическим условиям Русь владела плодородными землями и богатыми природными ресурсами. В лесах много дичи, в реках и озерах – рыбы, по всей русской земле занимались скотоводством, на северных землях добывали пушнину, на южных и западных занимались бортничеством. На Руси также широко были развиты ремесленные виды деятельности. Именно поэтому Русь обладала большими ресурсами не только для собственного потребления, но и для ведения внешней торговли. Таким образом географические и климатические условия оказали существенное влияние на развитие Руси, сделав государство богатым и сильным. 3. Назовите наиболее значительных правителей Древней Руси. На мой взгляд многие правители Древней Руси оказали большое влияние на становление и развитие государства, но я хотел бы выделить только некоторых из них. 4. В чём сходство и различие в развитии Руси и стран Западной Европы в VIII — начале XII в.? Различия: Считается, что главным различием Европы и Руси был уровень развития технологий, культуры, образования. Основной причиной на мой взгляд является то, что европейская цивилизация старше древнерусской как минимум на 500 лет – христианство стало государственной религией в Риме с IV века, что обусловило более раннее развитие европейской культуры. В Европе внедрялось больше технологий и было больше ученых. Научная мысль в Европе развивались быстрее, чем на Руси. Сходства: Европа и Русь были тесно связаны друг с другом, и многие технологии и обычаи они заимствовали друг у друга, народы Европы и Руси исповедовали христианство и это сыграло большую роль на их общее развитие. Русь очень быстро повторило европейский путь развития, обогатив его собственными самобытными культурными особенностями. В IX-XII веках Русь стала значимой частью единого европейского политического и экономического пространства. Во-первых, Древнерусского государство было одним из самых больших государственных образований на территории Европы. Во-вторых, культурное развитие, религиозное и общественное устройство уже были схожи с другими европейскими странами за счет принятия христианства. В-третьих, европейские страны принимали Русь за равноправного партнера – в противном случае не были бы так распространены междинастические браки и не было бы активной торговли. Кроме того, Русь держала контроль над двумя значимыми торговыми путями. В-четвертых, Русь была сильным партнером в военно-политической сфере – русские дружины оказывали военную поддержку тем или иным странам в различных военных конфликтах. 5. Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?
1. Что означают понятия «быт» и «нравы»? Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь людей. Нравы — устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. 2. Какие факторы влияли на самобытность русского народа? Природно-климатический фактор. Нестабильная урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий, относительно низкий объем совокупного объекта породили: Климатический фактор сформировал такие особенности национального характера русских: способность к крайнему напряжению сил в короткий промежуток времени (сельскохозяйственные циклы – посевная, уборка урожая), чувство коллективизма и доброты. Геополитический фактор. Среди геополитических условий, повлиявших на русскую историю необходимо выделить две группы факторов: Геополитический фактор и, прежде всего, обширность территории, сформировали такие черты характера русского человека, как, с одной стороны, удаль, предприимчивость, умение в критический момент напрячь все силы, а с другой – медлительность и ленность. Так что старая поговорка о том, что русские долго запрягают, зато быстро едут, очень точно описывает особенности русского характера. 3. Сводная таблица «Сравнение жизни земледельцев, горожан, князей и бояр на Руси»
|