Как копается могила у мусульман

Сооружение могилы и погребение умершего

Как копается могила у мусульман. lahd. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-lahd. картинка Как копается могила у мусульман. картинка lahd

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо» (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

Как копается могила у мусульман. zen. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-zen. картинка Как копается могила у мусульман. картинка zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи

Как копается могила у мусульман. 7e9b8a233124e6a2. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-7e9b8a233124e6a2. картинка Как копается могила у мусульман. картинка 7e9b8a233124e6a2

Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи: Unsplash

Когда умирает мусульманин, его близкие собираются, чтобы проводить покойного в последний путь. Подготовка к похоронам и сам процесс захоронения проходит по законам шариата. Что обязательно нужно сделать до ритуала и как проходит традиционный обряд погребения у мусульман?

Какие обычаи перед похоронами у мусульман?

В исламе прощание с умершим проходит по строгим предписаниям, поскольку в каждом действии скрыт глубокий смысл. Чтобы отдать дань уважения покойному и помочь ему получить милость Аллаха, родные готовят тело к погребению. Прежде всего умершему человеку закрывают глаза и подвязывают подбородок, а на живот кладут тяжелый предмет.

Чистота имеет особое значение для мусульман, поэтому обряд омовения обретает сакральный смысл. Как объясняет А. Муслимов в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза», обмывание умершего принадлежит к шести святым обязанностям мусульманина.

Эта процедура символизирует очищение от материального мира и состоит из нескольких этапов:

Омовение у мусульман относится к внешнему тахарату (очищение), полное омовение тела — «гусль». Обряд проводится в мечети или в специальных помещениях на кладбищах. Покойного укладывают на жесткое ложе, половые органы накрывают тканью. Недопустимо укладывать покойника на землю — это мешает достигнуть цели очищения. Запрещено стричь волосы и ногти, изымать золотые зубные коронки. Все эти процедуру должны проводиться при жизни, но не после смерти. Считается, что после омовения душа усопшего готова к встрече с Аллахом.

Как копается могила у мусульман. 3816367ede97494a. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-3816367ede97494a. картинка Как копается могила у мусульман. картинка 3816367ede97494a

Какие обычаи перед похоронами у мусульман: Unsplash

После очищения умершего облачают в погребальные одежды, которые состоят из нескольких покрывал (кафан). Цвет кафана по возможности должен быть белым. Для мужчин это правило обязательно, для женщин есть исключение — у них саван может быть цветным, но не синим или его оттенков.

Кафаном полностью укутывают тело. Ноги должны оставаться босыми. Мужской саван состоит из трех предметов — рубахи, отреза ткани для окутывания низа тела и для всего тела. Женский саван состоит из пяти предметов и дополнительно включает отрезы ткани для окутывания груди и волос. Детей окутывают одним отрезом ткани полностью. В саван покойного облачают близкие родственники, прежде всего те, кто принимал участие в омовении.

Как хоронят мусульман?

Мусульман хоронят только на кладбище. Кремация считается большим грехом, она запрещена и приравнивается к адским мукам. Хоронят умерших без гроба. Вместо него используются тобут — специальные носилки, оснащенные раздвижной крышкой. На тобут стелят одеяло, а крышку покрывают тканью. Сверху кладут одежду умершего. На этих носилках тело относят к могиле, возле которой имам начинает читать главную молитву — джаназу. Так, согласно определению Ефима Резвана в книге «Ислам. Энциклопедический словарь», называется и похоронный обряд в исламе.

В исламской традиции считается, что без этой молитвы похороны состояться не могут. Носилки должны быть установлены перпендикулярно направлению киблы (в сторону священной Каабы в Мекке в Аравии). В этом же положении умерший будет покоиться в могиле.

Могила должна быть просторной, но не прямоугольной. В ней должен быть ляхд — боковая ниша, куда укладывают тело усопшего.

Как копается могила у мусульман. 736bf921a8becdde. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-736bf921a8becdde. картинка Как копается могила у мусульман. картинка 736bf921a8becdde

Как хоронят мусульман: Unsplash

Как проходят похороны у мусульман? Тело умершего опускают в могилу ногами вниз с правой стороны могилы. Над женщинами принято держать покрывало, чтобы тело усопшей не попало на всеобщее обозрение — это запрещено даже после смерти.

Первым в могилу бросает горсть земли имам. Затем он читает суру таубу — молитву-покаяние, в которой звучит мольба Аллаху о прощении грехов, как пишет автор энциклопедического исламского словаря Айдын Али-Заде. После погребения могилу поливают водой семь раз и семь раз кидают землю. Все присутствующие после этого расходятся. Остается лишь один человек, чтобы прочитать молитву — талкин. Она содержит слова о вере умершего в Аллаха.

Поскольку покойного хоронят без гроба, то могилу укрепляют жженым кирпичом. Такой выход мусульмане нашли, чтобы защитить захоронение от диких животных и соблюсти требования шариата. Запах жженого кирпича отпугивает их и перекрывает остальные запахи.

Сразу после погребения не принято устраивать поминальные трапезы. Первые три дня после похорон родственники должны молиться об умершем, а остальные заботы, в том числе хозяйственные нужды, отложить. Роскошные поминки в исламе запрещены.

Как копается могила у мусульман. a6a4df38552b1cf4. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-a6a4df38552b1cf4. картинка Как копается могила у мусульман. картинка a6a4df38552b1cf4

Традиции похорон у мусульман: Unsplash

Почему у мусульман не ходят на похороны? На похороны у мусульман не ходят женщины. Их не допускают на кладбище из опасений, что они могут громко плакать над могилой. Их считают излишне эмоциональными, несдержанными, что неуместно на церемонии прощания. Однако с разрешения мужчины и в его сопровождении женщина может посетить кладбище. Разрешение дают, если речь идет о прощании с близкими родственниками. При этом плакать женщинам запрещено. Ислам требует переносить горе смиренно и терпеливо, сдерживая страдания.

Похороны для последователей ислама — это не только прощание с человеком, но и помощь усопшему. Своими молитвами, соблюдением правил погребения родные и близкие говорят Аллаху о праведности мусульманина. Считается, что усопшие нуждаются в молитвах больше, чем живые в пище и воде.

Согласно Корану, после смерти человеческая душа проходит промежуточную жизнь, которая называется барзах. Затем она отправляется в загробный мир. Обретет ли она покой, зависит не только от земного пути, но и от родственников, которые должны соблюдать обряды и традиции перед погребением. В Коране сказано, что мусульманину, который честно выполнял свои обязанности, Аллах дарует благоденствие.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Как хоронят мусульман?

Когда наступает момент смерти для мусульманина, близкие люди должны проводить покойного в соответствии с теми установлениями, которые предусматривает Ислам. Похоронные обряды в Шариате отличаются особой самобытностью, и представителям других религиозных конфессий они могут показаться даже странными. Но каждый элемент, который предусматривают похороны в исламе, каждое действие и обязанность обладают глубоким смыслом и несут в себе важное значение, играют особую роль.

Первый этап – приведение в порядок тела покойного

Подготовка тела покойного мусульманина включает три этапа:

Мусульманские кладбища оборудованы специальными помещениями, в которых можно провести омовение, и не только родственники и близкие покойного мусульманина могут провести этот обряд: по желанию семьи ритуальное омовение могут провести работники кладбища.

Правила и законы Шариата о похоронах

По Исламу предписано хоронить мусульман только на мусульманском кладбище: не разрешено на мусульманском кладбище хоронить немусульманина, а мусульманина хоронить на неисламском кладбище.

Захоронение покойного мусульманина следует проводить в том месте, где он умер, убитого – там, где он был убит. Но современная мусульманская умма оставляет этот вопрос на усмотрение родственников покойного мусульманина. Как сказал ибн ‘Абдуль-Барр: «Нет в этом вопросе категоричного суждения, что перенос тела умершего – это нововведение, или же что это – Сунна. Пусть верующие поступают, как пожелают». Однако лучше не переносить тело умершего в другую местность, поскольку это может вызвать изменения в его теле.

Всевышний Аллах предписывает мусульманам погребать тела умерших. Обязательному захоронению подлежат тела всех умерших, даже если человек не был мусульманином.

В хадисе Пророка Мухаммада указывается, что покойного следует омывать и заворачивать в саван, но с телами неверных этого делать не велел Пророк Мухаммад. В этом же хадисе сказано, что после того, как будет совершено захоронение тела неверного, мусульманину следует сделать гусль или полное омовение.

Специальные предписания на тему того, как правильно хоронить мусульманина

Похороны в Исламе предполагают захоронение без гроба непосредственно в земле, но это не относится к таким телам, которые сильно изуродованы или представляют собой разрозненные фрагменты тела. Это же правило не применяется к разложившимся трупам.

На кладбище тело покойного следует доставлять на специальных носилках – они железные и имеют закругление сверху, такие носилки называются «табутой».

Покойного мусульманина не кладут на дно могилы («шакъ»), если только почва не осыпается. Могила для умершего делается так, чтобы в боковой стороне ее было отверстие, похожее на полку, которое называется «ляхд», куда и кладут тело покойного. Мусульман хоронят положив тело покойного на правый бок в сторону Каабы.

Затем ляхд следует заложить досками или кирпичами перед тем, как засыпать могилу. Следует прочитать специальные молитвы джаназа над покойным.

Могила по канонам ислама

Как копается могила у мусульман. 07a1b653e82229292b561957492d5ef8. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-07a1b653e82229292b561957492d5ef8. картинка Как копается могила у мусульман. картинка 07a1b653e82229292b561957492d5ef8

После похорон в исламе разрешается устанавливать памятники для обозначения места могилы, чтобы посетители знали, где нельзя проходить между могил, но не следует делать их слишком высокими и заметными. Также нельзя что-то писать на памятниках, а украшать памятники, делать ограждения и соперничать в том, чья могила украшена лучше и богаче – грех.

Для погребения следует вырыть могилу, достаточно глубокую для того, чтобы животные не могли ее разрыть. Ширина могилы должна составлять от 70 до 80 см, а ее длина должна равняться росту покойного с поднятой рукой.

Покойника по мусульманскому обычаю хоронят без гроба, а тело его следует повернуть в сторону киблы. После погребения следует прочитать молитвы.

Одежда покойного для похорон

Существует еще одно правило проведения похорон в исламе, которое касается одежды покойного. Тело усопшего следует завернуть в кафтан или белый саван. Одежду для погребения мусульманин может подготовить еще при своей жизни.

При заворачивании в саван тела покойного мусульманина следует завязать на саване узлы: у головы, у пояса, а также у ног, но перед тем, как тело будет захоронено, узлы следует развязать.

Кафтан мужской должен состоять из трех отрезов полотна, из которых первый кусок должен покрывать с головы до ног тело покойного – этот кусок полотна носит название «лифафа», вторым куском полотна следует обернуть нижнюю часть тела, и эта часть материи называется «изар», а затем надевается рубаха или «камис», у которой должна быть такая длина, чтобы она могла прикрыть половые органы покойника.

Для покойных женщин мусульманок погребальная одежда должна состоять из кафтана, который также состоит из трех таких же частей, но волосы и голову женщины следует покрыть платком, который носит название «кирки», а грудь покойнице покрывают куском ткани, которая носит название «химара».

Сроки и дни, в которые следует проводить похороны в исламе

Есть периоды, когда хоронить нежелательно: в хадисе есть указание на слова Пророка Мухаммада, который сказал, что Всевышний запрещает хоронить покойников в течение трех периодов: на восходе солнца, в полдень и во время заката. Но ученые придерживаются мнения, что это указание касается непосредственно произнесения молитвы джаназа.

Нежелательно проводить захоронение ночью, но это иногда делают при крайних обстоятельствах.

Похороны самоубийц в исламе

По исламу любые насильственные действия по отношению к другому человеку, а также по отношению к самому себе, запрещены, и самоубийство является актом насилия над своей плотью. Когда человек убивает себя, он противится воле Всевышнего Аллаха, ведь Всевышний сам предопределяет судьбу мусульманина, и самоубийство является дорогой в ад, поскольку человек, убивший сам себя, отказывается от вечной жизни в раю его души и спорит в Богом. Никогда на такой шаг не отважится истинный мусульманин: такой грех может совершить человек только по невежеству, тот, кто не знает, какие вечные страдания ожидают его душу в аду.

Но по исламу похоронить самоубийц следует в таком же порядке, как и хоронят мусульманина, умершего своей смертью, хотя исламские богословы неоднократно дискутировали на тему того, как это следует делать правильно.

Что по исламу запрещено делать на кладбище

У мусульман существует ряд запретов и правил, касающихся поведения на кладбище:

Существуют разногласия между учеными на тему того, разрешено ли женщинам посещать кладбища: есть те, кто считает, что этот запрет обоснован в хадисе Ибн ‘Аббаса, где сказано, что Пророк Мухаммад «проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники», но ряд ученых называют слабым этот хадис, указывая на присутствие в его иснаде Абу Салих Маула Умм Хани, не заслуживающего доверия. Но приводится и достоверный хадис, переданный от Абу Хурайры, где также сказано, что Пророк Мухаммад проклял тех женщин, что часто посещали могилы. Наиболее сильно в данном вопросе мнение, что женщинам нежелательно посещать кладбище.

Источник

Правила оформления могил у мусульман

Как копается могила у мусульман. 77.970. Как копается могила у мусульман фото. Как копается могила у мусульман-77.970. картинка Как копается могила у мусульман. картинка 77.970

Вера и религия народа определяют ритуальные традиции погребения, прощания с умершими. Представители ислама руководствуются законами Шариата, их обычаи захоронения отличаются от христианских. Могила мусульманина имеет скромный внешний вид, сдержанное оформление, украшение плит, оградок.

Отличие мусульманской могилы от православной

По Корану не хоронят единоверцев рядом с представителями других религий, выбирают отдельные земельные участки.

Христианские погребения, в отличии от мусульманских, размещаются на православном кладбище, куда помещают домовину с телом покойного. Яма делается по размерам усопшего. Гроб опускают с помощью веревок, тросов.

Мусульманская могила имеет отличия:

Мусульманина нельзя кремировать. Если человек при жизни выразил желание испепелить свои останки, родственники не допустят этого.

Внешний вид могилы в исламе

Согласно шариату, надгробия должны быть обращены в одну сторону. Они смотрят в направлении Мекки. Оказавшийся рядом с кладбищем, по расположению ритуальных плит мусульманин может узнать, куда ему обратиться для чтения молитвы во время намаза.

Ислам – религия, призывающая людей к сдержанности при жизни, после смерти. Захоронение должно быть скромным. Не стоит выделять место упокоения. Не запрещено изображать на плитах, оградах святые места. Свежую могилу без таблички оснащают мусульманской религиозной атрибутикой. Земля, насыпанная сверху, не утрамбовывается, а укладывается полумесяцем.

Кладбища выглядят скромно, но красиво, гармонично. Надгробия оформляют в едином стиле.

Памятник и другие атрибуты

Согласно исламу, мусульманам нельзя украшать могилы, устанавливать памятники. Надгробные плиты могут быть исполнены в форме купола мечети. Если при жизни человек совершил паломничество к Мекке, по святым местам, на захоронении возводят маленькую стелу в виде чалмы.

Коран не разрешает изображать людей на плитах, запрещено помещать фотографию, портрет покойного на могиле. Разрешается написать годы жизни, дату смерти, имя захороненного.

Если другие религии позволяют оформление надгробия по усмотрению родственников (высекают памятные надписи, портреты, сооружают саркофаги), ислам придерживается простоты декорирования.

Мусульманское надгробие должно быть сдержанным, допускаются элементы:

Женские могилы можно отличить по изящному орнаменту: высекают шляпку, цветок, платок. На мужских — мусульманские головные уборы (феска, чалма), полумесяц, цитаты из Корана. По количеству выгравированных цветов можно судить о количестве детей женщины.

Для изготовления памятника используют камень темных цветов. Предпочтение отдается черному. Выбирают гранит, мрамор. Мусульмане, у которых нет денег для надгробья, могилы, ставят конус с полумесяцем, сделанным из железа, мемориальную табличку.

Запрещено ставить свечи, цветы, пищу, оставлять алкоголь. Мусульманские законы порицают распитие спиртных изделий на кладбище — это грех. Остатки еды привлекают птиц, животных, они могут повредить захоронение, потревожить душу умершего. Место упокоения всегда чистое, простое, скромное.

Оформление могил

Согласно Корану, богатый, почтенный человек не должен отличаться от бедняка после смерти. Закон равенства всех людей имеет большое значение для исламской культуры. Богатые помогают малоимущим. Оформление мусульманских могил производится в едином стиле.

Правила для оформления надгробий:

Шариат запрещает строить склепы, мавзолеи, гробницы. На могилах нельзя читать молитву.

Ислам позволяет огораживать захоронение правоверного. Родственники усопшего мусульманина имеют право выбрать материал, украсить оградку без излишеств.

Как и могила, заграждение не должно вызывать зависти. Правильное оформление допускает использование растительных узоров, национальных атрибутов, полумесяца, звезд, цветов. Мастера вплетают исламские символы в кованные ограды, высекают на камне.

Как правильно ухаживать за могилой мусульманина

Исламские кладбища строятся отдельно от мест погребения иноверцев. Они чистые, ухоженные, не запрещено высаживать деревья, цветы.

Погребение не должны зарастать, они требуют регулярного ухода:

Родственник, близкий мусульманина имеет право посетить место его захоронения. Чтобы душа усопшего была в покое, пришедшим к могиле запрещается устраивать на ней празднование. Нельзя совершать намаз, ходить по кладбищу. Родственники не должны бурно выражать чувства, плакать, кричать. Запрещены жертвоприношения на месте вечного упокоения. Недопустимо наступать на захоронения, употреблять спиртные напитки, есть, мочиться, осквернять землю кладбища.

Человеку любого вероисповедания разрешено навещать могилы похороненных мусульман. Посетитель должен уважать веру погребенных.

На территории кладбищенской мечети высаживают фруктовые деревья. Плоды оставляют нетронутыми. Есть их не возбраняется, если деревья сажали для прихожан.

Мусульманские традиции пропагандируют законы Аллаха, которых придерживаются при жизни и после смерти. Могилы представителей исламской веры отличаются скромностью, ухоженностью, правилами организации надгробий.

Источник

Погребение покойника

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч»[1].

Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он[2] [человек, а точнее — душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок»[3].

Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При подготовке места погребения и копании могилы[4] должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне[5] могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда[6]. Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.

Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги[7]. Можно опускать его со стороны киблы[8].

После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы[9], затем могилу закапывают лопатами.

Женщины в могилу не спускаются.

Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено[10].

Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.

‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен[11]»[12].

Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру][13]»[14].

Вопросы по теме

Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?

Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать[15].

У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?

Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?

Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.

Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.

Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным[16].

Можно ли целовать покойного?

Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб[17].

Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?

После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?

Никакой категоричности в данном вопросе нет.

Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?

«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]»[18]. В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!»[19].

Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах[20].

Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю»[21].

В какое время суток запрещено хоронить покойника?

Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:

— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[22];

— в то время, когда солнце находится в зените;

— во время заката солнца»[23].

Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

[2] В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом. Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 238, 239, пояснение к хадису № 1316.

Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.

[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.

[4] Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное — чтобы тело покойного было защищено от хищников.

[5] То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.

[6] В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.

[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.

[8] В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.

[9] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).

[11] Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.

[12] Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.

[13] Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

[14] Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

[15] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.

[16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.

[17] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.

[18] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.

[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.

[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.

[21] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.

[22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

[23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».

Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *