Как копать туннель под землей

Помогите вырыть подземный ход

Так я, вообще-то, чел сообразительный и примерно представляю, что меня ждет и что нужно делать. Но хотелось бы не изоберетать велосипед, а спросить совета знающих людей.

Назначение: коммуникации (трубопровод, канализация, электрика, инф.сети), при необходимости смывательство или укрывательство от серых человечков.

Какие могут быть проблемы? Как ориентироваться, где копаешь? Если не ошибаюсь, это называется маркшейдерский расчет. Как обеспечить вентиляцию? Что делать если вода все-таки окажется выше? Как это все гидроизолировать (от дождя)? Какие меры безопастности при строительстве? Как рыть подземные комнаты?

Наибольшие трудности вызывает такой момент. Вот прокопал пару метров туннеля, поставил деревянные распорки (кстати, как их правильно ставить?), выкладываем стены и потолок (какие отличия от наземной кладки?), потом производим обратную засыпку. Вот как все это делать в ограниченном пространстве?

absolut

Как копать туннель под землей. 462. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-462. картинка Как копать туннель под землей. картинка 462

Танюшка

ну да, а можешь НЕ копать

прости, не удержалась, долго ржала

Спиногрыз

TonaTiy

Поскольку в моей практике имелся подобный случай- напишу.

1. Что я лично делал- я и еще двое моих сверстников сначала по приколу, а потом и с определенной целью закрытым способом прокопали под бугром сеть ходов общей длиной около 18 метров, вырыли четыре подземных грота. Ширина ходов была 60 см, высота- от 50 до 70 см. При этом над потолком было около 2-3 метров (иногда 1, в одном месте 5).

В-третих, потребуется на один метр:
140 кирпичей- для стен
1 мешок цемента- для пола
еще фиг знает сколько всего для потолка- а это, поверь, самое сложное. Даже если он будет из бревен и досок- то около 8 метров доски 30х150 и 3-4 метра балок 100х100
Песок
Щебень

И того:
от 14 до 21 тыс кирпичей
Около 150 мешков цемента
Минимум 4 машины песка и 2 щебня
Километр досок и полкилометра балок (переведи в кубы)
Минимум 100 дней работы

3. (и последнее) Если речь идет о коммуникациях и смывательстве- думаю, тебе без вопросов хватит ракохода 70х70 см. Решать конечно тебе, но. :-\

P.s. 2х1.5- это ограниченным пространством никак не назовешь.

Как копать туннель под землей. 304. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-304. картинка Как копать туннель под землей. картинка 304

Еретик

TonaTiy

veter

veter

tetra555

Guest

А в каком? Там же книжки есть.

В Летучую Мышь обращусь, спасибо!

TonaTiy

Надо регулярно крепить свод. Делали мы это так:
через каждае полметра ставишь П-образные конструкции из бревнышек около 8-10 см в диаметре. Верхняя поперечина должна не доставать до верха примерно на 5 см.
Потом на эти поперечины кладешь доски например 30х150. Мы понятное дело делали это из старых горбылей.
Нельзя забывать, что предельное расстояние от начала забоя до первой крепи не более метра, лучше полметра.
По поводу корней деревьев да и вообще- нельзя ли делать ход глубже? А то слишком маленькая глубина опасна по двум причинам: во-первых, при этом увеличивается вероятность обвала, во-вторых, зимой почва на 2 метра промерзает, что приводит к деформации пластов и может разрушить потолок. Я бы делал на глубине 2-3 метра от потолка.
По поводу смывания- все равно увидят. :-\

Источник

Добрый вечер, может кто-то сталкивался с подземными работами.
Рассматриваю возможность строительства подземного хода в качестве источника низкотемпературного тепла. Дом у меня расположен на горе, так что рыть есть куда, сильно не опасаясь грунтовых вод. Посредством таджикского экскаватора, предполагаю строить ход в земле на глубине 3-4 метра. Труба диаметром 2метра длиной метров 80. Укреплять стенки планирую армированными бетонными дугами ширина 20см толщина 10см, длина 1,5-1,6м, как бы кольцо, разрезанное на четыре части. Технологию изготовления уже продумал, за раз в одной опалубке можно будет делать 16 дуг. Получатся кольца, составляемые из четырех дуг шириной 20см. Кольца будут укреплять стенки хода с шагом примерно 0,65 метра в дальнейшем при необходимости, кольца для усиления можно будет добавлять дополнительно. Бетона на первичные кольца для 80 метров хода потребуется 15 кубов, это не так и много. Вопрос в том выдержат ли кольца толщиной 10см состоящие из четырех дуг возможные нагрузки. Понятно, что пространственное расположение дуг имеет значение, арматура в дуге будет располагаться ближе к внутренней поверхности или посредине.
Труба еще хороша тем, что в земле можно будет попробовать сделать и пользоваться приспособой позволяющей точно задавать круглую форму хода, что то вроде циркуля, нарезающего в земле точный диаметр под укладку дуг.Так же проще будет задавать и проверять направление хода.

Как копать туннель под землей. 5111ec02057463334c25a39bc7caf75b. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-5111ec02057463334c25a39bc7caf75b. картинка Как копать туннель под землей. картинка 5111ec02057463334c25a39bc7caf75b

Ермила Гир написал :
Рассматриваю возможность строительства подземного хода в качестве источника низкотемпературного тепла.

Интересная идея, расскажите как собираетесь низкотемпературное тепло обрабатывать дальше.
Как запускать в дом какие установки будут подключаться.

Наверно что-то типа Vitocal. Только нужны ли для коллектора такие «подземные ходы»

Все всерьез, без стеба. По цене такой ход будет наравне со 100 метровой скважиной. Скважина лет через 5-10 заилится, понадобятся допвложения для ее реанимации, ход же будет служить лет 50, не теряя свойств. При необходимости возможна замена бетонных дуг колец. Основное что беспокоит, хватит ли толщины кольца 10 см, увеличивать толщину можно, но при этом будет увеличиваться вес дуги. В случае если дуга составляет четверть кольца при толщ. 10см. ширине 20см она весит 80кг, это уже многовато для монтажа. Увеличение количества дуг в кольце, наверно будет уменьшать жесткость.

Tomm написал :
Интересная идея, расскажите как собираетесь низкотемпературное тепло обрабатывать дальше.
Как запускать в дом какие установки будут подключаться.

Если не сложно то поинтересуйтесь, хватит ли толщ. 10см на глубине 3-4м, грунты глина.

Источник

Как правильно вырыть подземный ход

На самом деле обязательная программа мужской жизни звучит так: вырастить сына, посадить дерево, построить дом и вырыть подземный ход. Не спрашивай, откуда мы это взяли, нет времени объяснять. Лучше послушай инженера Алексея Журавского из проектного бюро «Готтард и партнеры» — он рассказал, как вырыть подземный ход правильно.

Как копать

Если не собираешься делать из хода тайну, можно копать «берлинским» способом: роется траншея, в ней строятся стены и крыша будущего хода, после все засыпается. Но соседи придут посмотреть, каждый захочет такой же, только побольше, в итоге кто-то случайно выкопает ад. Лучше копай незаметно, по «парижскому» методу: роется вертикальный колодец, а из него ведут штольню вбок.

Где копать

Песчаные почвы — идеальный вариант. В свое время они позволили нарыть ходов под Берлинской стеной, в том числе знаменитый «Туннель 29» длиной 140 метров. Глину тяжело копать, к тому же выше шанс наткнуться на межпластовые воды. Полезно заранее пробурить скважины по всей траектории хода и выяснить, с чем будешь иметь дело.

Как укрепить

Если роешь штольню, не укрепляя стены и потолок, положи сверху плиту с датами жизни. Когда тебя завалит, родные смогут ограничиться фуршетом. Но лучше укрепляй ход каждые полметра крепью — рамой из просмоленных досок. Когда он будет готов, надо основательно обшить досками стены и потолок или даже забетонировать их, как делают палестинцы в тайных туннелях из сектора Газа в Израиль.

Как обустроить

Чтобы в туннеле было сухо, его надо делать под уклон. Желательно устроить и принудительную вентиляцию: вентилятор у входа и трубы с отверстиями по всей длине сооружения. Одной из проблем «туннеля жизни» в Сараеве, по которому люди выбирались из осажденного города, было отсутствие вентиляции. В итоге пришлось добывать кислородные маски.

Как не засыпаться

Как маскировать

Недавно пойманный колумбийский наркобарон Гусман выводил свои подземные ходы в канализацию, и это ему до поры помогало. Врезаться в общие коммуникации — незаконно, но можно применить сам принцип и замаскировать выход под привычную часть пейзажа — дощатый туалет, пляжную раздевалку или корпоратив с Нагиевым.

Источник

# чтиво | Как строятся подводные туннели?

Помните, у киношных и мультяшных злодеев были машины-буры, которые моментально прогрызались сквозь миллионы тонн грязи и воды? Так вот, построить такую машину достаточно сложно, но обладать одной такой не повредит.

Как копать туннель под землей. 01 surtees chunnel. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-01 surtees chunnel. картинка Как копать туннель под землей. картинка 01 surtees chunnel

Тем не менее, большая часть нашей истории рытья туннелей обязана человеческой изобретательности. Люди начали рыть туннели еще с тех пор, как первый человек решил выкопать себе запасную спальню в пещере, а основы рытья, поддержки и расширения туннелей были хорошо изучены еще древними греками, которые использовали туннели для орошения своих земель.

Подводные туннели тоже на удивление старые. Примерно между 2180 и 2160 годами до н.э. вавилоняне построили один из первых примеров, отведя реку Евфрат. 900-метровый кирпичный, поддерживаемый арками, туннель достигал 4 метра в высоту и 5 метров в ширину, предоставляя пешеходу и колеснице проход между королевским дворцом и храмом.

На протяжении веков туннели рыли в основном шахтеры и средневековые саперы, которые копали под стенами замка, чтобы те обрушились (отсюда, кстати, возник термин «undermine»), но появление транспортных каналов, а затем и железных дорог, предоставило рабочим новые просторы для работы лопатами. 18, 19 и 20 века увидели развитие сложных проектов туннелей, что стало возможным в первую очередь благодаря значительным улучшениям в области геодезии и методов вентиляции. Тем не менее, чрезмерная опасность и дороговизна при рытье подводных туннелей сохранялись до середины 19 века.

Возникает вопрос: если рытье подводных туннелей в буквальном смысле означало рытье могил, буквально или финансово, зачем так рисковать? С этим согласятся многие градостроители, которые обращаются к туннелям только тогда, когда мосты достигнут удушающей перегруженности. Однако мосты — та еще проблема. Они мешают судоходству, занимают ценное место на набережной и портят живописный вид. С точки зрения обороны мосты сразу становятся легкими мишенями для авиаудара и могут представлять опасность при разрушении.

Туннели же, напротив, выдерживают приливы, течения и штормы лучше, чем мосты, могут вытягиваться на длинные дистанции и обладают практически неограниченной грузоподъемностью. Кроме того, стоимость длины туннеля падает по мере увеличения его длины, в то время как у моста совсем наоборот. Туннели требуют крупных первоначальных вложений, а мосты — расходов на техническое обслуживание.

Но давайте не будем принимать точку зрения туннелей. Нет никаких сомнений в том, что у проходов под землей и морем есть свои уязвимости в безопасности. Пожары и аварии представляют страшную угрозу в туннелях, именно поэтому железнодорожные туннели включают пассажирские переходы в тех местах, где поезд переходит с одного пути на другой, равно как служебные туннели, которые могут стать путем отхода в крайнем случае.

Звучит не очень, но подводные туннели настолько распространены, что мы редко задумываемся о том, с какими невероятными опасностями — и экстремальной строительной техникой — связываются эти чудеса современной архитектуры.

Мост под мутной водой

Как копать туннель под землей. 1358875201 777. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-1358875201 777. картинка Как копать туннель под землей. картинка 1358875201 777

Вот, например, туннель «Сейкан» (Seikan), который соединяет японские острова Хонсю и Хоккайдо, в настоящее время является рекордсменом в списке самых глубоких и самых длинных подводных железнодорожных туннелей. Япония начала планировать его строительство после того, как в тайфуне 1954 года в опасном проливе Цугару затонуло пять паромов. Утонуло 1430 человек.

Туннель завершили в 1988 году, и он тянется на 54 километра, достигая глубины 240 метров, но его подводная часть (23,3 километра) — это карлик рядом с Чаннел-Туннелем или «чуннелем» (Channel Tunnel, Chunnel), соединяющим Великобританию и Францию. Его завершили в 1994 году, и подводная часть туннеля насчитывает от 38,6 до 50 километров, однако погружается всего на 75 метров в глубину.

Однако оба туннеля становятся карликами по сравнению с туннелем Мармарай (Marmaray Tunnel), стоимостью 3,3 миллиарда долларов, который был открыт буквально на днях. Его 13,2-километровый железнодорожный путь (в том числе 1400 метров по морскому дну пролива Босфор) соединяет азиатскую и европейскую части Стамбула, тем самым делая его первым железнодорожным туннелем, соединяющим два континента.

Что ж такого замечательного в полуторакилометровом туннеле по сравнению с многокилометровыми «Сейкан» и «Ченнел»? Разница в подходах. В то время как предшественники Мармарай взрывали и пробивались сквозь твердые породы, турецкий туннель был собран по частям в траншее на дне Босфора, что сделало его самым длинным и самым глубоким погружным туннелем, когда-либо созданным. Инженеры выбрали это решение, используя предварительно собранные секции, соединенные толстыми, гибкими, резиново-стальными пластинами, чтобы лучше бороться с региональной сейсмической активностью.

На протяжении какого-то времени культурные и исторические артефакты из старого Стамбула, которые находили на морском дне, замедляли процесс раскопок туннеля Мармарай, поэтому 3,6-километровый туннель Эресунн, соединяющий Швецию и Данию оставался крупнейшим погружным туннелем. Подрядчики выстроили его из 20 элементов по 176 метров каждый, соединенных меньшими, 22-метровыми секциями.

Между погружными туннелями вроде Мармарай и Эресунн и обычными вроде «Чуннеля» есть еще много чего. Давайте углубимся немного и рассмотрим еще один метод строения туннелей, который используется с начала 19 века.

Проходческий щит необычных размеров

Как копать туннель под землей. Tunnel boring machine1. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-Tunnel boring machine1. картинка Как копать туннель под землей. картинка Tunnel boring machine1

Щиты решают распространенную, но весьма неприятную проблему: как копать длинный туннель сквозь мягкую землю, особенно под водой, чтобы его передняя кромка не обрушилась.

Чтобы получить представление о том, как работает щит, представьте себе кофейную чашечку с заостренным концом, в котором есть несколько крупных отверстий. Теперь, взявшись за открытый конец чашечки, продавите ей мягкую землю и увидите как грязь выходит через отверстия. В масштабе настоящего щита несколько людей (mucker и sandhog) будут стоять внутри отсека и очищать его от глины или грязи по мере заполнения. Гидравлические домкраты будут постепенно продавливать щит вперед, а экипаж будет устанавливать металлические поддерживающие кольца, отмечая ими продвижение вперед, а после на их основе делать бетонную или каменную кладку.

Для того, чтобы сквозь стены туннеля не просачивалась вода, передняя часть туннеля или щита иногда подвергается давлению сжатого воздуха. Рабочие, которые могут выдержать только короткие периоды в таких условиях, должны пройти через один или несколько шлюзов и принять меры предосторожности против болезней, связанных с давлением.

Щиты используются до сих пор, особенно при установке трубопровода или водопроводных и канализационных труб. И хоть этот метод достаточно трудоемкий, он обходится лишь в малую часть от того, в какую цену выливается использование его родственников — туннельных буровых машин (ТБМ).

ТБМ — это многоэтажный монстр разрушения, способный прогрызаться через твердую скалу. В передней части его режущей головы находится гигантское колесо с породоразрушающими дисками и ковшами для выгрузки отработанного камня на ленточный конвейер. В некоторых крупных проектах, вроде «Чуннеля», отдельные машины начинали двигаться с противоположных концов и сверлили к конечной точке, используя сложные методы навигации, чтобы не промахнуться в итоге.

Бурение через твердую скалу создает в основном самонесущие туннели, и ТБМ движется вперед быстро и безжалостно (при строительстве туннеля Chunnel машины двигались порой и на 76 метров в день). Минусы: ТБМ ломается чаще, чем подержанная «копейка», и плохо работает с битыми или перекрученными скалами — поэтому иногда продвигаться не удается так быстро, как хотелось бы инженерам.

К счастью, ТБМ и щиты — это не единственные игроки на поле.

Дайте ему утонуть!

Как копать туннель под землей. img 6711. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-img 6711. картинка Как копать туннель под землей. картинка img 6711

ПТТ не пробиваются сквозь камень или почву; они собираются вместе из частей. Уилгус испытал эту технологию при строительстве железной дороги на реке Детройт, соединяющей Детройт и Виндзор. Технология прижилась, и в 20 веке было построено более 100 таких туннелей.

Чтобы сделать каждый сегмент туннеля, рабочие сливают вместе 30 000 тонн стали и бетона — достаточно для строительства 10-этажного дома — в массивную форму, а после дают настояться в течение месяца. Формы включают пол, стены и потолок туннеля и первоначально закрыты с концов, что делает их водонепроницаемыми при перевозке в море. Перевозят формы погружные понтоны, большие судна, напоминающие нечто среднее между козловым краном и понтонной лодкой.

Спускаясь по предварительно вырытому желобу, каждая часть туннеля заполняется достаточно, чтобы утонуть самостоятельно. Кран медленно опускает секцию в нужное положение, а водолазы направляют его, сверяясь по GPS. Как только каждый новый раздел соединяется со своим соседом, их соединяет плотная резина, которая надувается и сжимается. После экипаж снимает уплотняющую перегородку и откачивает оставшуюся воду. Как только весь туннель будет построен, его засыпят, возможно, битой скалой.

Строительство погружных труб может проводиться глубже, чем в других случаях, поскольку технике не нужно использовать сжатый воздух, чтобы удерживать воду за бортом. Команды могут работать дольше. Кроме того, погружные конструкции могут быть отлиты в любой форме, в отличие от туннеля ТБМ, который повторяет по форме путь продвижения машины. Тем не менее, поскольку погружные туннели составляют лишь часть морского дна или русла реки, для наземных входов и выходов требуются другие механизмы и техники строительства туннелей. В подводном туннелировании, как и в жизни, все средства хороши.

Источник

Как люди в древности вели подземные войны, или Правила правильного подкопа

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как копать туннель под землей. 12 underground. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-12 underground. картинка Как копать туннель под землей. картинка 12 underground

С чего все началось

Историки считают, что человечество начало воевать под землей с того времени, когда одно из племен, спасаясь от нападения другого, укрылось в пещере. Завалив вход стволами, ветками деревьев и колючими кустарниками. Нападавшие же, явно не желая напрямую через препятствия лезть на копья защитников, стали искать другие проходы и рыть в земле подкопы.

Как копать туннель под землей. 2914157425. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-2914157425. картинка Как копать туннель под землей. картинка 2914157425

Человеческая цивилизация развивалась, и вместе с ней двигалась вперед и фортификация. Рабский труд дал возможность народам строить грандиозные крепостные сооружения. Так, при царе Навуходоносоре стены Вавилона достигли высоты в 25 метров. Толщина их в основании местами составляла 30 м, а на самом верху стены свободно могла разъехаться пара боевых колесниц вавилонян.

Наряду с этим тогдашние осадные орудия для разрушения крепостных стен были еще очень далеки от совершенства. Это вынуждало военачальников использовать иные тактики взятия городов – осады с целью уморить защитников и население голодом, штурмы с использованием приставных лестниц, или же земляные инженерные работы.

Как копать туннель под землей. minen war. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-minen war. картинка Как копать туннель под землей. картинка minen war

Изображения подкопов при штурме городов начали появляться уже на древнеегипетских рисунках и барельефах примерно за 1,2 тысячи лет до нашей эры. Впервые же детально описали такую военную тактику в своих манускриптах, датируемых 900 годом до н. э., ассирийцы, которые имели в своих войсках отдельные подразделения землекопов.

Фортификация и «подкопная» инженерия

Первые специализированные воинские отряды землекопов состояли либо из наемных рабочих, либо же из рабов. Руководили этими отрядами инженеры. Весь процесс происходил так: рабочие с помощью мотыг и заступов прокапывали в земле узкий проход. Для того, чтобы тоннель не обвалился, его укрепляли изнутри бревнами или досками.

Как копать туннель под землей. 2914130828. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-2914130828. картинка Как копать туннель под землей. картинка 2914130828

Случалось, что такие подземные лазы строились длинной в несколько полетов стрелы, уходя далеко за пределы стен вглубь самого города. Именно такие длинные подкопы, из которых атакующие выходили в центре осаждаемых городов, помогли персам в VI веке взять Халкедонию. А уже через столетие и римлянам при штурме Вейи и Фиден.

При всей незамысловатости и эффективности такой метод взятия городов не мог быть общепринятым или универсальным. Главными «противниками» штурмующих иногда становилась не обороняющиеся горожане, а структура почвы или же ее рельеф. К тому же по узкому тоннелю не могли пройти численные вооруженные отряды, да и выбираться на поверхность внутри чужого города нападающим бойцам приходилось по одному.

Как копать туннель под землей. mine atak. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-mine atak. картинка Как копать туннель под землей. картинка mine atak

В случае штурма крупного города, имеющего внутри численный воинский гарнизон и множество вооруженных местных жителей, подобная тактика скорее всего была обречена на провал. Даже если подкоп позволял одновременно выбираться на поверхность сразу нескольким нападающим. Численное преимущество тех, кто был на поверхности, полностью нивелировало эффект внезапности атакующей стороны.

Такое обстоятельство со временем заставило кардинально изменить назначение подкопов. Теперь тоннели начали рыть исключительно под основанием стен осажденного города. Таким образом инженеры вызывали их обрушение, что позволяло основным силам нападающих атаковать защитников через образовавшиеся проломы.

Начинать рыть нужно с безопасного места

Первые подкопы атакующие начинали рыть чаще всего с тех мест, которые не просматривались защитниками поселения. Это мог быть овраг или крутой берег реки, по которому дальше и была размещена «цель». Однако довольно часто у нападавших не было времени, чтобы рыть такие длинные тоннели.

Как копать туннель под землей. 2914130996. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-2914130996. картинка Как копать туннель под землей. картинка 2914130996

Рациональнее всего было начинать подкоп в непосредственной близости к участкам стен, которые планировалось обрушить. Но ведь защитники вряд ли будут спокойно наблюдать за этим процессом. На землекопов со стен осажденного города летели тучи стрел или сыпался град камней. Чтобы обезопасить инженеров и саперов были придуманы специальные осадные навесы и укрытия.

Первое описание такого сооружения приводит в своих трудах IV в. до н. э. древнегреческий автор Эней Тактик. Согласно его «инструкциям», прежде всего необходимо было связать оглобли 2 повозок в таком положении, чтобы они, будучи направленными вдоль каждой стороны повозки, поднимались вверх с одинаковым уровнем наклона. Далее поверх сооруженной конструкции помещались либо плетенные, либо деревянные щиты, которые в свою очередь обмазывались толстым слоем глины.

Как копать туннель под землей. Lipsius Musculus. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-Lipsius Musculus. картинка Как копать туннель под землей. картинка Lipsius Musculus

После высыхания подобный механизм можно было легко передвигать на колесах к любой точке, откуда планировалось начинать подкоп. Под толстым глиняным заслоном инженерам и землекопам уже не были страшны стрелы и копья осажденных защитников города. Следовательно, они могли спокойно приступать к непосредственному рытью тоннеля.

С годами метод обрушения городских стен с помощью подкопов был намного усовершенствован. В прорытые тоннели могли направить воду (если недалеко была река или озеро), которая быстрее размывала грунт и обрушала стены. Также в готовых подземных коридорах прямо под основаниями стен из смоляных тюков или бочек разводили огромные костры. Огонь выжигал опорные конструкции, и стена рушилась под своим весом и натиском таранных машин.

Подземная оборона

Само собой, защитники осажденного города ждали, что нападающие будут рыть подкопы. И готовились заранее к отражению подземных атак. Наиболее простым методом контрмер было рытье нескольких встречных подкопов. В них специальные вооруженные отряды, неся вахтенное дежурство, ждали появления врага.

Для обнаружения приближения земляных работ противника в «контртоннелях» выставляли медные сосуды с водой. Появление на ее поверхности ряби означало, что землекопы врага уже близко. Так защитники могли мобилизоваться и внезапно самим атаковать неприятеля.

Как копать туннель под землей. underground wars. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-underground wars. картинка Как копать туннель под землей. картинка underground wars

На вооружении осажденных было и еще несколько тактик противостояния земельным инженерным работам нападающих. Так, после обнаружения подкопа, сверху него пробивалось отверстие, в которое защитники лили кипящие масло или смолу, с помощью мехов задували с жаровен ядовитый серный дым. Иногда во вражеские подземные галереи осажденные жители бросали осиные или пчелиные гнезда.

Часто встречные подкопы ставали причиной существенных потерь нападающих не только в живой силе, но и в военной технике. История знает несколько подобных примеров. Так, в 304 году до н. э. во время осады Родоса, защитники города прорыли масштабный тоннель под позиции нападающих. В результате последующего планового обрушения балок и перекрытий в образовавшийся провал рухнули таран и осадная башня атакующих. Так наступление было сорвано.

Как копать туннель под землей. 1234 minewar. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-1234 minewar. картинка Как копать туннель под землей. картинка 1234 minewar

Существовала также стратегия «пассивной обороны» против вражеских подкопов. Внутри города, напротив того участка стены, где нападающими планировался подкоп, защитники рыли глубокий ров. Из извлеченной земли дополнительно за рвом возводился вал. Таким образом атакующие после обрушения участка стены оказывались не внутри города, а еще перед одной линией укреплений.

Подземные битвы

Как копать туннель под землей. A Bridgeman 53089 mdjzsu. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-A Bridgeman 53089 mdjzsu. картинка Как копать туннель под землей. картинка A Bridgeman 53089 mdjzsu

Враги набрасывались друг на друга с короткими кинжалами и ножами при свете тусклых факелов. Начиналась настоящая резня, в которой с обеих сторон гибли десятки и сотни воинов. Довольно часто подобная подземная атака заканчивалась ничем – трупы убитых и умирающих от ран полностью перекрывали проход в подземной галерее.

Такие тоннели чаще всего превращались в братские могилы. Нападающие приступали к рытью нового подкопа, а старый, заваленный трупами, просто засыпали землей. Естественно, точно так же поступали и защитники города по другую сторону стен. Современные археологи часто находят подобные тоннели с горами скелетов.

Из рудокопов в саперы

Начиная со времен Древнего Рима и до XV века во всех крупных военных кампаниях участвовали специальные военные подразделения землекопов, которые можно назвать прообразом современных инженерных войск. Чаще всего они формировались на контрактной основе из свободных мастеров-рудокопов или же надсмотрщиков с шахт вместе с их подчиненными – рабами.

Как копать туннель под землей. 003 800. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-003 800. картинка Как копать туннель под землей. картинка 003 800

Такие «контрактники» получали неплохие деньги, ведь их работа была по-настоящему смертельно опасной. Даже если отбросить вариант внезапного обрушения тоннеля, «саперов» под землей могли ждать и другие ситуации, которые стоили бы им жизни. В первую очередь это вооруженные «контртеррористические» отряды защитников, которые при обнаружении тоннеля и вражеских землекопов в нем, немедленно расправлялись с последними. К тому же довольно часто именно «саперы» первыми принимали на себя «контрмеры» со стороны защитников – раскаленную смолу, ядовитые газы, или тех же самых ос, сброшенных в тоннель.

При этом вклад инженеров с землекопами в некоторые победы сложно переоценить. Наиболее выдающимися сражениями Средневековья, к победе в которых прямо или же косвенно причастны «саперы» были осада турецкой Никеи крестоносцами и взятие в 1453 году османскими войсками Константинополя.

Как копать туннель под землей. konstantinopol istanbul. Как копать туннель под землей фото. Как копать туннель под землей-konstantinopol istanbul. картинка Как копать туннель под землей. картинка konstantinopol istanbul

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *