Как корабли бороздили просторы вселенной

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

ТочностьВыборочно проверено

«Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика» — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Лидер советского кинопроката в 1965 году. Состоит из трёх новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“».

Содержание

Новеллы [ править ]

Напарник [ править ]

Пассажир: Гражданин, уступите место, встаньте.
Федя: Если я встану, ты у меня ляжешь. Ик!
Возмущённая пассажирка: Гражданин! Эти места специальные, для детей и инвалидов!
Федя: А она что, дитё или инвалиды? А?
Возмущённая пассажирка: Она готовится стать матерью!
Федя: А я готовлюсь стать отцом! [хохочет]
Возмущённая пассажирка: Да что вы ерунду порете?!
[Появляется Шурик, притворяющийся слепцом]
Женщина: А вот как раз и инвалид!
Возмущённая пассажирка: А, инвалид. Что теперь скажете?
Шурик: Э… Простите…
Федя: А? Закон есть закон.
Шурик: [протирает очки, обращаясь к беременной] Пожалуйста, садитесь.
Пассажирка: Большое спасибо.
Федя: [Шурику] Ах, ты зрячий?! Сейчас будешь слепой!

Милиционер: Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать? А?! На сегодня наряды: песчаный карьер — 2 человека. Карьер песчаный — 2 человека.
Пятнадцатисуточник: Огласите весь список, пожалуйста.
Милиционер: Песчаный карьер — 2 человека. Уборка улиц — 3 человека. Мясокомбинат… [Все пятнадцатисуточные делают шаг вперёд] …на сегодня нарядов не прислал. [Все отходят] Есть наряд на строительство жилого дома. Цементный завод…
Федя: А на ликёро-водочный нет?

Павел Степанович: На сколько вливается товарищ?
Милиционер: На полную, пятнадцать.
Павел Степанович: Ага, полторы декады. Это замечательно! Ну, всего хорошего. До свидания.
Федя: С обедом не опаздывайте!
Павел Степанович: Да-да!

Пробка! Подарок из Африки.

Павел Степанович: …выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари, что в переводе означает «собор Парижской богоматери».
Федя: Какой, какой матери?
Павел Степанович: Парижской. БОГА матери. Прошу!

Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, десяти таким городам, как Хвалынск, или тридцати двум Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что…

…чем в Америке. Таким образом, и вы сможете внести свою посильную лепту в трудовые свершения нашего родного СМУ. СМУ в переводе означает «строительно-монтажное управление».

Федя: Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были?
Шурик: Нет, пока ещё ни одного не было…
Федя: Будут! Пшли…

Работа стоит, а срок идёт. Ты не забывай: у тебя учёт в рублях, а у меня — в сутках.

Павел Степанович: Как напарник?
Шурик: Перевоспитывается.
Павел Степанович: Отлично. А почему шёпотом?
Шурик: Спит.
Павел Степанович: Спит?!

В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…

И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего Большого балета! Пойдём дальше.

Федя: А компот?
Милиционер: Компот.

Милиционер: Руки…
Федя: А?
Милиционер: …мыли?
Федя: Ах, да-да-да-да…

Федя: Ну-с, приступим.
Повар: Приятного аппетита!
Федя: [с набитым ртом] У-у-у-у…

Кто не работает, тот ест! Учись, студент.

Пойми, студент, сейчас к людя́м надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? М? Это НАМ дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… [зевает] Большой театр. А я посплю.

Правильно! И мух отгоняй.

А, влип, очкарик? [Пинает] Это только аванс! Ну, теперь всё! Ну, студент, готовься. Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоём доме будет играть музыка. Но ты её не услышишь!

Федя: Бить будете?
Шурик: Нет.
Федя: А что?
Шурик: Вести разъяснительную работу.

Федя: [Шурик готовит инструмент для порки] Шурик.
Шурик: А?
Федя: Шурик, вы комсомолец?
Шурик: Да.
Федя: Это же не наш метод! Где гуманизм? Где человек человеку? Поймите, Шурик, в то время, когда наши космические корабли, как вы знаете, бороздят…
Шурик: Тебя как звать-то?
Федя: Федя, а вас — Шурик.
Шурик: Женат?
Федя: Да, жена Любушка и двое ребятишек: Леночка и Алёшка.
Шурик: Значит, семья есть.
Федя: Есть.
Шурик: А лет тебе сколько?
Федя: Сорок один.
Шурик: О-о… [заглядывает за спину Феде]
Федя: Может, не надо, Шурик? Я больше не буду, а?
Шурик: Нет… Надо, Федя. Надо!
Федя: [удар] Мама… [удар] Мама… [удар] Мама… [удар]

Источник

Почему космические корабли именно «бороздят» просторы Вселенной?

В фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (новелла «Напарник») заучит фраза в адрес ленивого работника:

«В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…»

В Словаре русского языка РАН Евгеньевой в прямом смысле:

Таким образом, бороздить — это прорезать борозды, а борозды — это длинный прорезы, проведённые на поверхности земли плугом или другим пахотным орудием.

Это в прямом значении.

Но как же от такого прямого значения дошли до метафоры про космические корабли, которые «бороздят» просторы вселенной?

В том же словаре есть ещё такое значение бороздить:

Отсюда следует, что:

«В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…»

Можно понимать как:

«В то время, как наши космические корабли пересекают в различных направлениях просторы Вселенной…»

Но это странный переносный смысл слова «бороздить».

Давайте посмотрим на борозды на поле:

Как корабли бороздили просторы вселенной. rBt0H. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-rBt0H. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка rBt0H
Изображение Free-Photos с сайта Pixabay.

Как видно — борозды параллельны. И это логично, потому что они оставляются пахотным орудием, которое имеет несколько зубьев, и которое тянет трактор в одном и том же направлении.

Даже в выражении «старый конь борозды не испортит», имеется ввиду именно то, что борозды должны быть параллельны.

Таким образом «бороздить» — это создавать параллельные друг другу прорезы, проведённые на поверхности земли.

Почему же «бороздить» ассоциируется с «пересекать в различных направлениях» в переносном смысле.

Что это за такая странная метафора? Где связь?

Как можно себе представить поле, которое борозды хаотично пересекают в разных направлениях? Как на нём можно что-то вырастить?

«. космические корабли бороздят. » можно вообразить, только как то, что они как-то параллельно там летают.

Разъясните, пожалуйста, этимологию метафоры «бороздить — пересекать в различных направлениях».

Дополнение к вопросу, дабы избежать лишних ответов:

Изначально я думал, что в этой метафоре в основе лежит сравнение борозды (как бы черты на земле) с траекторией движения чего-то, поэтому у меня возник вопрос о параллельности.

Например, есть слово чертить — проводить черту (Словаре русского языка РАН Евгеньевой):

И есть переносный смысл (определение из того же словаря):

Летя, двигаясь, разрезать воздух, воду корпусом, крыльями и т. п. (о птице, самолете, судне и т. п.). Вечерние жуки поднялись с земли и, жужжа, стали чертить воздух. А. К. Толстой, Князь Серебряный. Корвет чертит подветренным бортом вспенившуюся поверхность океана. Станюкович, Беспокойный адмирал.

Однако, по всей видимости, сравнение тут другое.

Пользователь «tum_» под моим вопросом написал в комментарии: «Предположу, что изначально корабли „бороздили просторы океана“, например».

Это, скорей всего, и есть правильно происхождение метафоры.

За судном действительно на воде остаётся след, который можно сравнить со следом оставляемым пахотным орудием.

Такое использование есть. Например, текст из Википедии: «„Летучий голландец“… обречён вечно бороздить моря». Это использование согласно данным НКРЯ есть ещё в 1874 г.

Скорей всего, что эта аналогия и была основой метафоры. А «космические корабли бороздят» уже стали употреблять по аналогии с кораблями морскими, хотя они таких следов после себя не оставляют. Просто для придания возвышенного стиля речи, который закрепился за этой метафорой.

Однако другой пользователь «Третий глаз» так же верно подметил, что самолёты когда летят и космические корабли когда взлетают, тоже оставляют за собой подобный след.

След за самолётом тоже очень даже можно сравнить со следом от пахотного орудия. На приведённом изображении он похож на четыре борозды.

Так что, вероятно, происхождение метафоры от сравнения следа, оставляемого пахотным орудием на поле, со следом, оставляемым плавающими и летающими транспортными средствами в воде и в воздухе соответственно. Либо она возникла именно в отношении морских кораблей, а потом употребление расширилось на космические корабли, для придания возвышенного стиля речи, который закрепился за этой метафорой.

Как корабли бороздили просторы вселенной. ebbJt. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-ebbJt. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка ebbJt

1 ответ 1

Источник

Операция Ы Бороздят Просторы Перевоспитывается

Космические корабли бороздят просторы Вселенной Приключения Шурика

Как наши корабли бороздят просторы Вселенной Операция Ы и другие приключения Шурика 1965

В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной

В то время как наши космические корабли бороздят просторы вселенной Операция Ы 1965 г

Давай бухти мне как космические корабли бороздят

В то время как наши космические корабли бороздят просторы вселенной

Космические корабли бороздят просторы вселенной Операция Ы и другие приключения Шурика

Давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр Операция Ы 1965 г

Наши космические корабли бороздят просторы Вселенной

В то время как космические корабли бороздят просторы Вселенной

В то время когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной

В то время когда наши космические корабли бороздят просторы вселенной

Операция Ы и другие приключения Шурика с русскими субтитрами

01:30:38 119.28 MB 27.6M

В то время как наши космические корабли бороздят просторы вселенной

Инопланетные космические корабли бороздят ОКОЛОЗЕМНУЮ орбиту

Космические корабли бороздят просторы фрагмент Онерация Ы

Как космические корабли бороздят просторы большого театра

Пока космические корабли бороздят просторы вселенной

Бухти мне как космические корабли бороздят Большой Театр Приключения Шурика

космические корабли бороздят

Давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр а я посплю

Операция Ы Космические корабли Фразы для монтажа

Как космические корабли бороздят большой театр

18 Космические корабли бороздят просторы Вселенной

11:55:02 941.03 MB 25

В то время как наши космические корабли бороздят просторы вселенной

Операция Ы Пуговкин бороздят просторы вселенной Ровно в 740 раз больше чем было до 1913 г

Давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр

Кто не работает тот то ест Учись студент Приключения Шурика

А я посплю Операция Ы

Ну ладно давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр

как космические корабли бороздят большой театр

Давай бухти как космические корабли бороздят

В то время когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной

Сейчас к людям надо помягше а на вещи смотреть ширше Это НАМ дали пятнадцать суток

Ну ладно Давай бухти мне как космические корабли бороздят Большой театр а я посплю

Космические корабли Операция Ы и другие приключения Шурика

18 Космические корабли бороздят просторы Вселенной

09:01:11 712.24 MB 14

ТОП 7 фильмов о том как космические корабли бороздят просторы Вселенной

Операция Ы Как наши космические корабли

В ТО ВРЕМЯ КОГДА КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ БОРОЗДЯТ ПРОСТОРЫ ВСЕЛЕННОЙ

Как космические корабли бороздят Большой театр

18 Космические корабли бороздят просторы Вселенной

04:32:02 358.02 MB 12

Когда наши космические корабли бороздят просторы

Нет нет Это не надо

Бухти мне Операция Ы и другие приключения Шурика

Для вашего поискового запроса Космические Корабли Бороздят Просторы Вселенной Приключения Шурика мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Операция Ы Бороздят Просторы Перевоспитывается который загружен GrMongol размером 2.61 MB, длительностью 1 мин и 59 сек и битрейтом 192 Kbps.

Слушают сейчас

Космические Корабли Бороздят Просторы Вселенной Приключения Шурика

Келе Жатқан 2018 Жаңажыл Құтты Болсын

Эй Наби Чонам Эй Наби Чонам Наби

С Новым Годом С Матом

1 Час Крутой Музыки Для Дрифта

Kayfda Aytilgan 3 Taloq O Tmaydimi

Музыкальная Заставка Кто В Мешке

Terlalu Istimewa Adibah Noor Versi Rekoder

Моя Любовь На 5 Этаже Edit

Музыкальные Сказки Детские Переделки Новый Год

Vefa Serifova Sevgilime Deyismerem 2019

Komanda Bug Команда Баг Зверем Англ 2017

Должок Варвара Краса Длинная Коса

Казахская Песня Из Тик Тока

Поздравление Для Артема С Днем Рождения

Ұшқалақ 133 Ушкалак Онша Емес

Трек Прости Мой Старый Друг Я Должен Разбудить Тебя

Temiz Kalbin Alametleri Nelerdir

Bu Dunyanin Derdi Bize Qalmaz 2019

Не Сегодня Хиллсонг Москва Hillsong Not Today

Klasky Pitch Effects In G Major 36 Reversed

Aslan Kyatov Твои Губы

Дехкон Бола Dehqon Bola

8000 Hz 8 Khz Sine Wave Sound Frequency Tone

Magic Shop English Cover

Русский Узбекский Словарь 3 Часть Русско Узбекский Словарь Ruscha O Zbekcha Lug At

Пятое Купе Радиоспектакль Слушать

Whoopty Instrumental 1 Hour Loop By Real Cj Blue Cheese

Анисаи Азиз Бачаи Хамсоя Anisai Aziz Bachai Hamsoya

Дискотека Муз Тв Золотые Хиты 2021

Как Прошёл Мой Год

Василя Фаттахова Туган Як Татарча Караоке

Звезды Русского Радио Самые Популярные Песни 2021 30 Песен 30 Хитов

Группа Ту 134 С Лёгким Паром Премьера 2021

Siuuuu Iphone Ringtone

David Gilmour Wots Uh The Deal

Кричалка Bts И Army

Группа Форум Белая Ночь Премьера Песни На Цт Утренняя Почта 1986

Угадай Песню 80 Х По Мелодии Пианино За 10 Секунд Золотые Хиты 80 Х Лучшие Песни 80 Х Годов

Alan Walker X A Ap Rocky Live Fast Instrumental Karaoke Prod By Musichelp

The Matrix Я Оглянулся Посмотреть Не Оглянулась Ли Она

Михаил Галустян Х Григорий Лепс Что Было Дальше

Ali Sofla Delbar Toei Суруди Нави Филми Рузгорони Дар Чукурово Зулайхо Делбар Туи 2021

Best Of Zara Taylor Top Released Tracks Vocal Trance Mix

Copyright ©Mp3crown.cc 2019
Все права защищены

На нашем музыкальном сайте вы можете бесплатно прослушать и скачать любимые, новые и популярные mp3 песни в хорошем качестве. Быстрый поиск любой композиции!

Почта для жалоб и предложений: [email protected]

Источник

Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной…

Самые невероятные космические корабли будущего в представлении компьютерной графики. А может быть это станет реальностью?

Как корабли бороздили просторы вселенной. 15635629871812464. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-15635629871812464. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 15635629871812464

Как корабли бороздили просторы вселенной. 15635630021960900. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-15635630021960900. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 15635630021960900

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1563563011147752150. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1563563011147752150. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1563563011147752150

Как корабли бороздили просторы вселенной. 156356302913861458. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-156356302913861458. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 156356302913861458

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1563563036147333219. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1563563036147333219. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1563563036147333219

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1563563040152867402. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1563563040152867402. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1563563040152867402

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1563563050132712001. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1563563050132712001. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1563563050132712001

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1563563053131897616. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1563563053131897616. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1563563053131897616

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1563563060180786298. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1563563060180786298. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1563563060180786298

Не в обозримом будущем, точно. Сейчас весь мир увлечен выяснением, как будут выглядеть их рожи в старости и где найти источник непрерывного кайфа. Должны пройти тысячелетия, свершиться несколько войн и массовый голод, чтоб человечество, как вид, освободилось от лишнего генофонда, быть может, тогда появится поколение покорителей звёзд

Звездолет из LEXX, самый по-моему, невероятный, но тут его нету.

Такими корабли станут дай бог через пару столетий, когда стройка кораблей будет достаточно дешевая, чтобы можно было думать о «крутом дизайне»

Как корабли бороздили просторы вселенной. 156370792011656539. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-156370792011656539. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 156370792011656539

Или вращающийся цилиндр. Гравитация от центробежной силы или че-то типа того

Лично я думаю, что мы никогда не будем летать на всяких кораблях по Вселенной, для этого у нас будут автономные дроны-разведчики, которые будут отправляться в определенную точку, сканировать целевые параметры, и отправлять данные домой. Это намного логичнее и экономичнее, чем посылать живое существо, на которое нужно столько всего тратить в полёте.

А непосредственно мы будем перемещаться между планетами своей системы, или между системами для колонизации исключительно в криосне, никакой романтики в духе «постоять на мостике и посмотреть как корабль летит в глубины», или там «побыть каким нибудь прям членом команды, неся службу» ре будет.Тупо максимально укрепленный и экранированный от излучений орех, без систем жизнеобеспечения, без жилых помещений, без рубок и мостиков, голая автоматика, и пачки замороженных людей в капсулах. Ну и помещение для разморозки и подготовки к высадке, разве что.

Картинки круты, но у компьютерной графики нет воображения, она не может ничего представить.

пост ради плюсов чисто, как минимум половина уже была в 100500 подборках на пикабу

Как корабли бороздили просторы вселенной. m3144923 2086251212. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-m3144923 2086251212. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка m3144923 2086251212

Как корабли бороздили просторы вселенной. 16248890632111559. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-16248890632111559. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 16248890632111559

Чтобы найти во Вселенной вещество с отрицательной массой, понадобится двигатель из отрицательной материи

В конце 1950-х годов ряд ученых выдвинул заманчивую, но, на первый взгляд, совершенно абсурдную идею о возможности существования вещества с отрицательной массой. Идея довольно простая, если считать положительной массу, которой обладает обычное (положительное) вещество, то вещество с отрицательной массой следует считать отрицательным. И это совсем не то, что является антиматерией, факт существования которой не оспаривается и свойства которой практически изучают на ускорителях частиц.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 161736447025791415. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-161736447025791415. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 161736447025791415

А происходит вот что!

Если пара объектов с положительной массой взаимно притягивают друг друга, и это притяжение мы называем гравитацией, то пара объектов с отрицательной массой будут взаимно отталкиваться, даже не входя в соприкосновение. То есть будут оказывать друг на друга антигравитационное воздействие. Как бы фантастично это не выглядело, но настоящая фантастика могла бы проявиться во взаимодействии пары объектов с положительной и отрицательной массой.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1617364515122461630. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1617364515122461630. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1617364515122461630

Дело в том, что в этой паре каждая масса в контексте гравитационного воздействия проявляла бы себя аналогично тому, как это происходило бы, если бы ее «партнером» была масса с ее же свойствами. То есть положительная масса будет притягивать отрицательную массу, так же как и положительную, отрицательная масса будет отталкивать положительную, так же как отталкивает отрицательную.

В конце 80-х годов прошлого века, развивая теорию об отрицательной массе, американский физик Роберт Форвард понял, что такие свойства позволили бы не только делать эффектные фокусы с парящими над Землей предметами или создавать летающие аппараты, которые можно поднимать в воздух со значительно меньшими затратами энергии, но, что более интересно, создать не требующий топлива привод для космического корабля. Потребность в пополнении запасов топлива это одно из главных ограничений традиционных реактивных двигателей при рассмотрении перспектив дальних межзвездных перелетов.

В своем исследовании Форвард не только обосновал, что существование отрицательной массы не противоречит теории относительности Эйнштейна, но и то, что ее теоретические свойства во взаимодействии с обычной массой не нарушают и другие фундаментальные законы физики, такие как законы сохранения энергии и импульса.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1617364650124565494. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1617364650124565494. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1617364650124565494

Принцип действия двигателя, предлагаемого Форвардом, напоминает известный трюк с осликом и морковкой, когда, сколько бы ослик не шел к морковке, она от него всегда будет удаляться. Только здесь все в некотором смысле наоборот. Привод космического корабля состоит из пары «колец»: кольцо, расположенное по ходу движения впереди, сделано из обычной материи, заднее из отрицательной. «Заднее» кольцо отталкивает посредством антигравитации «переднее», которое в свою очередь, продвигаясь вперед, притягивает к себе «заднее».

Хороший вариант вечного бестопливного двигателя! Осталась самая малость – обнаружить где-то во Вселенной вещество с отрицательной массой. Нельзя сказать, что это совсем безнадежное дело, хотя и не 100%-ное. В своем исследовании Форвард возлагает надежды на определенные «пустоты» и «пузыри» во Вселенной, которые могут оказаться ценными месторождениями нового ценного ресурса. Но, чтобы добраться до одного из них, нужен межзвездный двигатель, не зависящий от возможности дозаправки, с которой на маршруте явно будут проблемы. В общем, тоже вопрос, который замыкается сам на себя, как и трюк с морковкой.

И в конце, важная информация на заметку инженерам, которые будут производить монтаж деталей двигателя с отрицательной массой (после того, как мы найдем отрицательную материю): запчасти из отрицательной материи перемещаются в направлении, противоположном тому, в котором задано движение. То есть, если толкнуть предмет из отрицательной материи в сторону от себя, то он полетит как раз в толкающего. Непривычно, сложно, опасно. Но оно того стоит!

Подробнее попробуем разобраться с тонкостями этой технологии, выглядящей (и справедливо) нереальной, в видео, которое готовится к выходу в ближайшее время на нашем ютуб-канале.

Как корабли бороздили просторы вселенной. m743698 1875742636. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-m743698 1875742636. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка m743698 1875742636

Страсти по «невозможному»: двигатель EmDrive

В конце 2016 года ленты мировых новостных агентств облетело удивительное сообщение: Китай проводит в космосе испытания «невозможного» двигателя EmDrive. Того самого, что вроде как нарушает закон сохранения импульса.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098794167452049. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098794167452049. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098794167452049

На пресс-конференции, проходившей в Пекине, доктор Чен Юи (Chen Yue) из Китайской академии космических технологий (CAST) объявил, что его страна уже давно и успешно тестирует эту технологию в лаборатории. Более того, теперь Китай проверил работу двигателя на борту космической станции «Тяньгун-2». Заявление только подогрело споры, длящиеся уже почти 10 лет. Ведь вопрос, работает ли EmDrive, фактически эквивалентен спору с бароном Мюнхгаузеном о возможности вытащить себя из болота за волосы, да еще вместе с конем. Попробуем разобраться.

Эта история началась в 2001 году, когда британский инженер Роджер Шойер (Roger Shawyer) основал небольшую компанию Satellite Propulsion Research Ltd. В этом ему помог грант, полученный от британского Департамента торговли и промышленности и некоторых частных инвесторов. Сказалась хорошая репутация инженера, имевшего богатый опыт работы в космической промышленности. В частности, Шойер 20 лет был сотрудником компании EADS Astrium – одного из крупнейших мировых производителей космических аппаратов. В результате работы в декабре 2002 года на суд общественности был представлен первый рабочий прототип «невозможного» двигателя, получившего название EmDrive. Фактически устройство представляло собой полый медный конический резонатор, запаянный с обоих концов. К резонатору крепился магнетрон – прибор, генерирующий микроволновое излучение. Такие магнетроны широко используются, например, в СВЧ-печах.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098815117075646. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098815117075646. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098815117075646

Двигатель EmDrive / ©wikipedia

Принцип работы EmDrive сразу вызвал множество вопросов у специалистов. Сам изобретатель утверждает, что работа двигателя описывается давно известными физическими законами и никакой «новой физики» для его объяснения не нужно. Известно, что электромагнитные волны могут переносить энергию и импульс. Эффект давления света хорошо изучен и даже используется для ориентации некоторых космических аппаратов. В EmDrive волны, создаваемые магнетроном, испытывают многократные отражения во внутренней полости резонатора и давят на его стенки. А вот далее начинается наиболее спорное место в теории. По словам Шойера, можно так подобрать размеры и форму резонатора и длину излучаемых магнетроном электромагнитных волн, что давление на боковые стенки конуса будет равно нулю. Тогда получается, что давление на большое и малое основания конуса будут неодинаковы, и в двигателе возникнет тяга в направлении плоскости основания большей площади. Однако этот факт противоречит законам физики, а именно третьему закону Ньютона.

Дело в том, что единственный способ перемещения в космическом пространстве, который пока освоило человечество, – это реактивное движение. В его основе лежит закон сохранения импульса. Тяга в реактивном двигателе возникает за счет того, что ракета-носитель или космический корабль выбрасывает вещество в сторону, противоположную движению. Одна из основных характеристик такого двигателя называется удельным импульсом – это отношение создаваемого двигателем импульса к расходу топлива. Таким образом, чем выше значение удельного импульса, тем меньше топлива тратит космический корабль на изменение скорости. Чем больше скорость, с которой вещество вылетает из реактивного двигателя, тем выше удельный импульс. Такой двигатель может разогнать космический корабль до большей скорости, затратив при этом меньше топлива. Именно поэтому в последнее время в космической промышленности все большую популярность приобретают ионные двигатели. У них низкая тяга, но высокая скорость истечения вещества, что делает их очень эффективными для длительных космических миссий. Однако и они сталкиваются с основной проблемой всех реактивных двигателей – ограниченным запасом топлива.

Другой известный способ перемещения в космосе – это космический парус. Такой аппарат будет использовать для перемещения давление солнечного света или солнечного ветра – потока заряженных частиц, летящих по направлению от нашей звезды с большими скоростями. Также недавно было представлено несколько проектов, предлагающих осуществлять разгон аппарата с парусом с помощью мощного лазерного излучения. Но, несмотря на обилие подобных проектов, все они еще далеки от эффективного практического применения.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098855190530581. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098855190530581. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098855190530581

И реактивному двигателю, и космическому парусу для перемещения необходимо провзаимодействовать с веществом (топливом или солнечным ветром) или электромагнитными волнами. Однако, если поверить изобретателю EmDrive, его двигатель не взаимодействует ни с чем. Фактически Шойер создал устройство, помогающее барону Мюнхгаузену вытащить себя за волосы из болота. Нужно ли говорить, что в работоспособность EmDrive не поверил почти никто.

На протяжении последующих нескольких лет Роджер Шойер занимался усовершенствованием «невозможного» двигателя. В 2006 году он представил усовершенствованную версию EmDrive с водяным охлаждением. По мнению изобретателя, это должно было увеличить тягу. Журнал New Scientist даже разместил фотографию двигателя на обложке от 8 сентября 2006 года. В статье делался вывод, что схема работы устройства выглядит правдоподобно, и всячески подчеркивались аргументы его сторонников. Это вызвало негативную реакцию у читателей журнала. Известный австралийский писатель-фантаст Грег Иган опубликовал открытое письмо, в котором обвинил авторов статьи в научной безграмотности. Впоследствии New Scientist опубликовал письмо бывшего технического директора EADS Astrium Элвина Уилби, в котором тот всячески открещивается от участия компании в проекте Шойера.

Интересно, что EmDrive не единственное подобное устройство. В 2006-м изобретатель Гвидо Фетта разработал похожий проект, названный Cannae Drive, или Q-drive, работающий по аналогичному принципу. Основное отличие двух проектов – форма резонатора. В Cannae Drive это не конус, а уплощенная емкость, похожая на таблетку.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098884161090761. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098884161090761. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098884161090761

Независимая проверка началась только в 2008 году и, что удивительно, в Китае. Под руководством профессора Яна Цзюаня в китайском Северо-Западном политехническом университете был создан работающий прототип «невозможного». По предварительным данным, двигатель развил тягу в 720 мН при мощности в 1 кВт. Примерно так же будет давить на весы груз весом в 72 грамма. Впоследствии результаты, полученные в статье, были опровергнуты самими авторами, так как обнаружилась большая ошибка в измерениях. После ее учета полученная тяга двигателя не превышала 1 мН при затраченной мощности в 230 Вт, что получалось меньше инструментальной погрешности.

Однако с 2013 года к испытаниям «невозможного» двигателя присоединяется лаборатория Advanced Propulsion Physics Laboratory, или просто Eagleworks. Она существует при Космическом центре имени Линдона Джонсона – центре НАСА по разработке пилотируемых космических кораблей, обучению астронавтов и подготовке пилотируемых космических полетов. Eagleworks – это небольшая исследовательская группа, задача которой заключается в проверке новых способов перемещения космических аппаратов. В свое время эта лаборатория уже была на слуху в связи с работой по проверке концепции полуфантастического Warp-двигателя. Это гипотетический двигатель, способный переносить космический корабль на межзвездные расстояния со скоростью большей, чем скорость света. Обычно Warp-двигатель – частый гость фантастических книг и фильмов, а не научных публикаций. Но в 1994 году в журнале Classical and Quantum Gravity была опубликована работа мексиканского физика Мигеля Алькубьерре, в которой он предложил теоретическую концепцию двигателя, искривляющего пространство. В Eagleworks рассчитывали продемонстрировать саму возможность искривить пространство с помощью сильного электрического поля. Но эксперимент, проведенный в лаборатории, не показал убедительных доказательств искривления пространства, хотя сами авторы объясняют это недостаточной чувствительностью установки.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098914199329211. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098914199329211. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098914199329211

Для тестирования «невозможного» двигателя использовались герметичная камера и специальные крутильные весы, способные обнаружить тягу в десятки микроньютонов. На весах исследовались два варианта Cannae Drive, отличавшиеся наличием бороздок внутри резонатора одного из образцов. По предположению Гвидо Фетта, они должны были влиять на тягу. Она измерялась несколько раз, при каждом включении двигателя и один раз после изменения его ориентации на 180 градусов. Также, чтобы устранить возможные аппаратные ошибки, помимо двигателей на весах проводились тесты нагрузки, которая не создает тягу при подаче напряжения. По словам авторов эксперимента, установка получилась настолько чувствительной, что способна «почувствовать» волнение моря в Мексиканском заливе в ветреную погоду. А это примерно 40 километров на юго-восток от центра Джонсона. И тяга порядка 30–50 микроньютонов действительно была обнаружена.

Однако руководитель исследовательской группы Eagleworks Гарольд Уайт объясняет принцип работы двигателя совсем не так, как его создатели Шойер и Фетта. По его словам, «дополнительная тяга в двигателе получается за счет магнито-гидродинамической силы, действующей в квантовой флуктуации вакуума, то есть за счет взаимодействия с «квантовой вакуумной виртуальной плазмой» путем создания виртуального плазменного тороида». Дело в том, что, по современным представлениям, вакуум – это не пустое пространство. Он заполнен постоянно рождающимися и уничтожающимися элементарными частицами, называемыми «виртуальные», так как мы не можем наблюдать их непосредственно. Проще говоря, по мнению сотрудников лаборатории, EmDrive и ему подобные взаимодействуют и как бы отталкиваются именно от этих виртуальных частиц вакуума. Стоит ли говорить, что подобное объяснение было встречено научным сообществом в основном в штыки. Одним из основных аргументов, высказанных против экспериментов в Eagleworks, стал тот факт, что испытания двигателя были проведены не в вакууме. Тяга вполне могла возникнуть в результате конвекции воздуха вокруг образца. Также высказывалось предположение, что «запертое» внутри резонатора микроволновое излучение нагревает весы, что приводит к смещению показаний. В самом НАСА тоже не разделяют оптимизма Гарольда Уайта по поводу невозможного двигателя. В агентстве отмечают, что Eagleworks – это небольшая лаборатория, в которой работает 5 человек. И остальные 18000 сотрудников космического агентства могут не разделять их точку зрения.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098947180065167. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098947180065167. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098947180065167

Установка EmDrive, созданная в лаборатории NASA Eagleworks для экспериментов, и измерительное оборудование / ©wikipedia

Частично недостатки эксперимента, проведенного в центре Джонсона, были устранены в исследовании, выполненном физиками из Технического университета Дрездена. На этот раз испытания проводились уже в вакуумной камере. Также авторы попытались учесть эффекты, создаваемые наведенной электрической проводкой установки. Результатом стало обнаружение тяги в 20 микроньютонов при мощности магнетрона в 700 ватт и частоте 2,44 ГГц. Основной целью эксперимента исследователей из Дрездена была попытка обнаружить аппаратный эффект, вызывающий тягу. Но что ее вызывает, авторам работы понять не удалось.

В следующий раз о «невозможном» заговорили в ноябре 2016 года. В Сеть утекла информация о том, что Eagleworks готовит первую публикацию в рецензируемом журнале. Так и случилось. В журнале Journal of Propulsion and Power, издающемся Американским институтом аэронавтики и астронавтики, было опубликовано новое исследование двигателя. Оно было выполнено более аккуратно. В качестве тестовой модели использовалась именно версия Шойера – та самая, похожая на медное ведро. Исследователи снова воспользовались крутильными весами и на этот раз уже вакуумной камерой (8×10-6Торр), за счет чего удалось еще больше повысить точность опыта. Измерения тяги были проведены для трех значений мощности магнетрона — 40, 60 и 80 Вт. Эксперимент показал, что двигатель дает тягу в вакууме 1,2 миллиньютона на киловатт. Интересно, что это значение в 42 раза больше, чем то, что наблюдалось в немецком эксперименте. Теперь в работе были честно рассмотрены возможные источники ошибок измерений. Их получилось 9, включая возможную утечку фотонов из магнетрона (так называемая фотонная ракета), электромагнитные взаимодействия с токами в электрической цепи установки, температурное расширение некоторых элементов крутильных весов и возможное испарение молекул с поверхности исследуемого образца. Однако, по мнению Eagleworks, все эти эффекты не могут дать наблюдаемый эффект тяги. Например, если бы и имела место утечка фотонов из резонатора, тяга была бы на порядки меньше, говорится в исследовании. По современным оценкам, фотонному двигателю нужно минимум 300 МВт (мощность небольшой электростанции) для создания тяги в 1 ньютон.

Объяснение принципов работы двигателя в статье опять вызвало в научной среде больше вопросов, чем ответов. По мнению авторов работы, тягу может объяснить так называемая теория волны-пилота (Pilot wave). Эта одна из возможных интерпретаций квантовой механики была предложена французским физиком-теоретиком Луи де Бройлем в 1927 году. В ней считается, что квантово-механическое описание свойств элементарных частиц применяется лишь потому, что мы пока не можем заметить их реальную динамику. На самом же деле они движутся подобно макроскопическим телам по определенным траекториям, описываемым скрытыми пока параметрами. Согласно объяснению в статье, EmDrive может взаимодействовать с виртуальными частицами вакуума подобно тому, как корабельный винт взаимодействует с водой, толкая судно вперед. Однако с момента появления теории волны-пилота прошло 90 лет, и в наши дни она совсем непопулярна у специалистов по квантовой механике. Так что особого энтузиазма в научной среде изложенная в работе гипотеза возникновения тяги точно не вызвала.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607098983116473766. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607098983116473766. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607098983116473766

Научное сообщество в основной своей массе не поверило в результаты испытаний спорного двигателя. Марк Миллс, который возглавлял ныне прекратившую существование лабораторию Breakthrough Propulsion Physics lab, считает, что аномальная тяга могла возникнуть в результате взаимодействия двигателя с испытательной камерой. Лаборатория Миллса в свое время занималась задачами, аналогичными Eagleworks, то есть проверкой различных полуфантастических проектов космических двигателей. Так что опыта, чтобы делать подобные предположения, у него достаточно. Астрофизик Технологического института Рочестера и научный обозреватель Forbes Брайан Коберлейн отметил, что публикация статьи в рецензируемом журнале еще не означает, что ее результат окажется верным. И примеры подобного случаются неоднократно, например, недавняя история с коллаборацией BICEP2, в которой заявили о детектировании гравитационных волн на основе поляризации реликтового излучения. Работа вызвала широкий отклик и была опубликована в журнале Physical Review Letters, пользующемся большим доверием. Однако последующий анализ и новые данные с космического телескопа «Планк» показали, что авторы исследования вместо гравитационных волн видели тепловой вклад межзвездной пыли в реликтовый фон. Некоторые специалисты обращают внимание на большую погрешность в измерении тяги двигателя. Ошибки так велики, что при желании можно было провести линию зависимости тяги от мощности магнетрона не возрастающей, а, например, постоянной или даже убывающей.

Кстати, журнал Journal of Propulsion and Power таким доверием не обладает. Его импакт-фактор – отношение количества цитированных в других журналах статей к полному количеству публикаций в журнале – составляет около 1.19 (за период 2015/2016 год). Это довольно мало, на что указывают многие критики публикации. Например, импакт-фактор журнала Physical Review Letters составил 7.6, а журнала Nature – аж 42.3.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607099012194823782. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607099012194823782. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607099012194823782

Космический корабль на основе технологии EmDrive / ©fineartamerica

Российские ученые также раскритиковали идею EmDrive. Астрофизик, главный редактор газеты «Троицкий вариант» и член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой Борис Штерн назвал бредом саму возможность создания невозможного двигателя. «Нет никакой необходимости разбираться в устройстве. Закон сохранения импульса имеет точно такой же статус в фундаменте устройства мира, как и закон сохранения энергии (в теории относительности это один закон – сохранения энергии-импульса). Но уже столетиями новые и новые полуграмотные изобретатели предлагают новые и новые варианты вечного двигателя, некоторые экземпляры даже тихонько работают на паразитных эффектах и приводят в замешательство очевидцев, не слишком твердых в рациональном взгляде на мир. Умельцев с новыми вечными двигателями уже давно посылают с порога», – написал ученый на сайте газеты.

К обсуждению активно подключились и пользователи Интернета, интересующиеся космонавтикой. В конце прошлого года на сайте Reddit.com в соответствующей теме появился интересный комментарий от пользователя с ником thatonefirst, который считает, что обнаружил ошибку в эксперименте Eagleworks. Рассмотрев графики отклонения крутильных весов, на которых испытывался двигатель, он обнаружил, что при включении EmDrive и при подаче тестового импульса поведение установки несколько отличается. При подаче калибровочного импульса балансир отклоняется почти мгновенно и так же быстро возвращается в исходное положение при выключении. Но при отклонении из-за тяги EmDrive крутильные весы ведут себя более инертно и даже вроде бы какое-то время продолжают увеличивать угол отклонения, когда питание двигателя уже отключено. Комментатор предполагает, что это явно свидетельствует о нагреве и тепловом расширении какого-то элемента установки, который в итоге и влияет на показания весов. Сами же экспериментаторы в статье объясняли такое необычное отклонение балансира особенностями конструкции крутильных весов. Кто из них окажется прав, могут показать только дальнейшие испытания.

Однако если бы невозможный двигатель реально работал, это бы коренным образом изменило космический полет. Конечно, космический аппарат не смог бы подняться с поверхности Земли, используя только тягу EmDrive, тут мы по-прежнему не обошлись бы без химических ракет. Ведь в космосе эффективной может стать даже небольшая тяга, главное, чтобы ее можно было поддерживать длительное время. На сегодняшний день перспективный ионный двигатель на эффекте Холла может обеспечить тягу 60 миллиньютонов на киловатт, что значительно превышает возможности EmDrive. Но запас топлива у него не безграничен. А двигатель Шойера и Фетта, работая постоянно, окажется более эффективным. По словам изобретателей, автоматическая станция с таким двигателем могла бы долететь до Марса за 70 дней или доставить груз в 2000 кг на 0,1 св. года за 15 лет. Звучит фантастически? Но даже если отбросить такие оптимистичные заявления, применение «невозможного» двигателя для корректировки орбит геостационарных спутников позволило бы значительно облегчить их вес, а значит, и стоимость запуска.

Как корабли бороздили просторы вселенной. 1607099043149313538. Как корабли бороздили просторы вселенной фото. Как корабли бороздили просторы вселенной-1607099043149313538. картинка Как корабли бороздили просторы вселенной. картинка 1607099043149313538

Концепт фантастического космического корабля НАСА / ©fineartamerica

Но работает ли EmDrive на самом деле? Большая часть научного сообщества уверена, что, скорее всего, нет. Сама история создания EmDrive выглядит весьма ненаучно. Изобретатель, создавший двигатель, и НАСА, проводившие его испытания, предлагают совершенно разные теории, объясняющие принцип его работы. Причем научность этих теорий вызывает большие вопросы.

Такая история вполне могла бы произойти в XIX веке, но наше время уже давно не оставляет шансов случайным открытиям в области физики. Теперь эксперимент почти всегда следует за теорией, либо подтверждая ее, либо опровергая. И это далеко не первый случай, когда изобретатель чудо-технологии «барона Мюнхгаузена» пытается убедить весь мир, что уж его метод точно не подведет. Так было и во второй половине 50-х годов, когда появилась машина Дина. Ее создатель Норман Дин уверял, что с помощью пружинок и эксцентриков может победить силу гравитации. Или недавняя история про знаменитую «Гравицапу» – также двигатель без выброса реактивной массы. Это устройство, несмотря на многочисленные протесты Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, было отправлено в космос на борту малого научного спутника «Юбилейный». Но, как и следовало ожидать, законы физики никто не отменял, и «Гравицапа» в космосе была лишь балластом. Тем не менее, испытания «невозможного» продолжаются. И пусть это не даст человечеству легкий путь освоения космоса, зато научит аккуратнее проводить испытания и внимательнее искать ошибки измерений. Возможно, EmDrive еще принесет свою пользу научному сообществу, пусть и немного не так, как ожидают его создатели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *