Как корпорации влияют на политику

Роль ТНК в мировой политике.

Многие события на международной арене связаны с ТНК, обусловлены их политикой или ими инициированы. ТНК активно и органично участвуют в мировой политике, воздействуют на межгосударственные отношения. Экономизация мировой политики становится одним из основных параметров новой системы. Их деятельность углубляет процессы глобализации экономики и политики.

Глобализация в свою очередь усиливает позиции ТНК, формирует более эффективные методы их воздействия на политические режимы стран, расширяет политическое пространство их деятельности. ТНК превратились в присутствующую практически повсеместно силу.

ТНК действуют в мировой политике как через внешнеполитический аппарат государств, где они зарегистрированы, так и в качестве самостоятельной, негосударственной политической силы. Наиболее мощные ТНК становятся коммерческо-политическими организациями, которые проводят свою «внешнюю политику» и свою «дипломатию», оказывая влияние на правительства стран их базирования. Используя в своей деятельности огромные финансовые средства, природные и человеческие ресурсы, международные финансовые институты и технологии, ТНК получили масштабный доступ к воздействию на все структуры мирового сообщества, формируя новый мировой порядок и завоевывая все большее политической пространство. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции, а также оказывать определенное политическое влияние на мировое сообщество и отдельные государства.

Крупнейшие ТНК обладают большей политической и экономической властью, чем многие государства, в которых они осуществляют свою деятельность. Совокупный потенциал ТНК сравним с мировым хозяйством в целом, а совокупный оборот некоторых ТНК превосходит показатели ВВП целого ряда государств: оборот компаний «Форд» и «Дженерал Моторс» больше, чем совместный ВНП всех африканских государств южнее Сахары, а суммарный оборот шести ведущих торговых компаний Японии почти равен совокупному ВНП государств Южной Америки.

На долю ТНК приходится около 80% всего внешнего товарооборота на рынке технологий и патентов.

В Бельгии, Нидерландах, Великобритании Сингапуре, Швеции ТНК производят более 50% ВВП. В США, Нигерии и Бразилии – свыше 45 % ВВП производят ТНК, в Германии, Италии, Франции – 40 % ВВП.

На долю 5 крупнейших ТНК в автомобильной промышленности приходится 60% мирового производства. На 5 ТНК в сфере средств связи – 40 % всей мировой продукции.

Политическая деятельность ТНК оказывает заметное влияние на государственный суверенитет, размывая его. Немецкие инвестиции в сектор СМИ (особенно на телевидение) в Восточной Европе привели к тому, что большая часть прессы и электронных СМИ оказались под контролем крупнейших западных медиа холдингов – а это уже в определенном смысле означает потерю национального суверенитета в данной сфере.

Их деятельность приводит к появлению новых каналов и инструментов транснациональных взаимодействий и ресурсов влияния. ТНК, наряду с другими неправительственными акторами, перехватывают ряд полномочий у национальных государств. ТНК, МНПО, НПО, взаимодействуя между собой, создают новую систему транснациональной власти. Складывается полицентрическая модель мировой политики, в которой правительственные и неправительственные агенты борются за достижение собственных целей

В отсутствие экономической и политической заинтересованности ТНК развивающиеся страны, оставаясь вне сферы их деятельности, оказываются не только на обочине мировой экономики и политики, но и в ситуации «несостоявшихся государств». Именно ТНК во многих развивающихся странах вольно или невольно осуществляют фрагментацию их политико-территориальных структур, вызывая рост сепаратизма и даже терроризма (например, в Нигерии).

Жесткая конкурентная борьба и стремление к получению максимальной прибыли вынуждает ТНК следить за деятельностью своих конкурентов, отслеживать процессы, происходящие в мире, для чего в большинстве ведущих ТНК («Дженерал моторз», «Форд») созданы специальные разведывательные подразделения. На работу в эти подразделения принимаются бывшие сотрудники разведки, армии и полиции. Спецслужбы Разведслужбы корпораций занимаются не только сбором информации, но и подготовкой прогнозов о развитии политических событий в тех регионах и странах, которые представляют интерес для ТНК. О высоком качестве таких прогнозов свидетельствует, в частности, тот факт, что аналитики американской «Галф ойл», в отличие от ЦРУ США, смогли предвидеть свержение шаха Ирана еще за четыре месяца. Благодаря этому компания своевременно перенесла свою деятельность из Ирана в другие страны, не понеся убытков в ходе начавшихся там антиамериканских выступлений.

Между спецслужбами корпораций и страны базирования складываются тесные взаимоотношения. Например, часть контактов между американскими ТНК и ЦРУ США закреплена и регламентирована в правовом порядке.

Действуя в принимающих государствах, ТНК активно включаются в местный политический процесс. Их представители вступают в различные национальные ассоциации, и другие объединения, внутри которых они получают возможность выхода на руководителей местных органов власти. Корпорации вносят свой «вклад» также в избирательные и другие фонды местных политических партий, имеющие своей целью получение определенных коммерческих выгод, косвенно влияя при этом и на политический курс страны пребывания.

Важнейшими направлениями деятельности ТНК в политической области в стране базирования являются взаимодействие и поддержание контактов с руководством центральных и региональных органов исполнительной, законодательной и судебной власти государства, политических партий и общественных организаций, СМИ. Это достигается путем ротации кадров между ТНК и важнейшими госорганами страны пребывания, активного участия корпораций в избирательном процессе, лоббирования интересов компаний.

ТНК финансируют и организуют предвыборные кампании своих ставленников. Политики расплачиваются должностями в национальных администрациях и парламентах, лоббистскими законами. Привлекательность постов для представителей ТНК заключается и в статусе, и в неприкосновенности депутатов. К тому же законы многих стран позволяют большинству депутатов национальных парламентов совмещать свои политические обязанности с бизнесом.

ТНК влияют на национальную политику и законодательство, заставляя правительства государств определять структуру отраслей народного хозяйства, лоббируют изменения и/или введения новых нормативных актов, позволяющих им осуществлять внедрение более эффективно.

В результате разоблачений фактов противозаконной деятельности ТНК были смещены со своих должностей госдеятели, лидеры политпартий, связанные с противоправными действиями корпораций в принимающих странах. После международного скандала, связанного с раскрытием многомиллионных взяток, дававшихся американской «Локхид», в Японии к суду было привлечено 15 госчиновников высокого ранга, включая премьер-министра К.Танаку, получившего в виде взятки 2 млн. долл.; в Италии президент страны Дж.Леоне был вынужден подать в отставку.

Диапазон методов вмешательства ТНК в дела принимающих государств, способов влияния на политическую и социальную обстановку в этих странах весьма широк: так, инвестиции ТНК на Юге Африке образовывали материальную основу режима апартеида.

В 1975 году американская «Стандард фрут» (ранее — «Юнайтед фрут») и несколько других ТНК США, недовольных политикой Панамы, Гондураса и Коста-Рики в области экспорта бананов, создали спецфонд в 5 млн. долл. для подрыва стабильности в этих странах. Для этого планировалось провоцирование вооруженных столкновений, акций саботажа и даже покушение на жизнь президента Панамы. Ранее «Юнайтед фрут» участвовала в высадке отрядов кубинских контрреволюционеров, а корпорация «Хьюз эйркрафт» — в подготовке покушений на Ф.Кастро

Борьба между корпорациями за источники сырья и рынки сбыта приводила даже к войнам между государствами, где они оперировали. «Война Чако» между Боливией и Парагваем (1932—1935 гг.), разорившая обе страны, особенно Боливию, и стоившая последней 60 тыс. жизней, была по существу схваткой между американской корпорацией «Стандард ойл оф Нью-Джерси» (сейчас «Экссон-Мобил») и англо-голландской «Ройал Датч Шелл» за обнаруженные в Чако нефтяные запасы. Кроме того, американской корпорации необходимо было получить доступ к морю для постройки нефтепровода. «Ройал Датч Шелл» к тому времени уже получила концессию на часть нефтеносных полей Чако и боролась за сохранение и расширение своих позиций.

По мере наращивания их экономической мощи, они становятся партнёрами того государства, членами которого владельцы ТНК себя считают. Если государство сильнее, то оно использует ТНК для достижения своих политических и экономических целей, если же сильнее ТНК (например, объемы продаж американской корпорации «Дженерал моторс» превышают ВВП Швейцарии, Австрии и Швеции, вместе взятых), то это означает, что государство и ТНК сливаются в одно целое, и реальные руководители ТНК тайно управляют внутренней и внешней политикой своих государств и установкой на ведущие политические посты «своих людей».

BRITISH PETROLEUM (нефтедобывающая корпорация): нефтедобыча, организованная в Арктике и Аляске (что окончилось экокатастрофой); подавление деятельности профсоюзов; нарушение прав коренных народов (индейцев Южной Америки)

SHELL OIL (нефтедобывающая корпорация): занимается нефтедобычей, наносящей вред окружающей среде; фактическая оккупация государства Нигерия в Африке; жесткая эксплуатация рабочих; деятельность, направленная против профсоюзов; поддержка репрессивных режимов.
EXXON MOBIL (нефтехимическая промышленность): нарушение экобаланса (разлив 11 миллионов галлонов нефти близ берегов Аляски в марте 1989 года); влияние на глобальный климат планеты: являясь одной из крупнейших нефтехимических кампаний, Exxon Mobil дезинформирует общественность о причинах глобального потепления, воздействует на правительство США с целью не допустить подписание Киотского протокола, препятствует внедрению альтернативной энергетики; поддержка репрессивных режимов.

Плюсы и минусы ТНК:

Деятельность ТНК по своим социальным и политическим последствиям далеко не однозначна. С одной стороны, она ведет к увеличению товаров и услуг, национального дохода, к притоку инвестиций, увеличению занятости населения, внедрению новых технологий и корпоративной культуры, расширению экономической базы. Деятельность американских транснациональных корпораций расширяет границы культурного, экономического и политического доминирования США.

Но существует и негативное влияние на те страны, где они функционируют: манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, обходят национальные законодательства, укрывая доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую. Тем самым снижаются доходы государства. Также есть контраст между благополучием крупных ТНК и трудностями страны в целом: неустойчивым развитием производства, массовой безработицей, происходит втягивание развивающихся стран в технологическую, информационную, финансовую, политическую зависимость от них.

Происходит монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе с использованием методов нечестной конкуренции; нарушение платежного баланса государств, способное вызвать, девальвацию национальной валюты; использование экологически вредных производств; нарушение норм трудового, налогового права; политического давления. ТНК тратят огромные деньги на поддержку сомнительных полит режимов, финансирование избирательных компаний, взятки чиновникам.

ТНК могут воспользоваться положением дискриминируемых этнических групп (этнические меньшинства, диаспоры, разделенные народы) для формирования сети собственных институтов в стране. Эти группы могут осуществлять политику давления на государственные и региональные институты: 1) через СМИ, воздействуя на общественное мнение; 2) путем формирования и поддержания общественно-политических организаций и движений; 3) через лоббирование и давление на институты законодательной власти.

ТНК развивают свою деятельность и контролируют национальный и региональный рынки труда, «перекачивая» рабочую силу из страны в страну (привлекая дешевую рабочую силу в развитые страны из стран 3 мира или квалифицированную рабочую силу из развитых в развивающиеся страны) в зависимости от своих потребностей.

Использование этнических диаспор ТНК необходимо для налаживания и укрепления с их помощью конструктивного диалога между страной исхода диаспоры и страной ее пребывания, который может быть выгоден ТНК, имеющей интересы в обоих государствах. Пример: деятельность российской компании «Лукойл», во главе которой стоят выходцы из Азербайджана и которая активно проводит разработку нефтяных и газовых месторождений как в Республике Азербайджан (шельф Каспийского моря), так и на территории Российской Федерации.

Разделенные народы используются для оказания давления на правительства соответствующих государств. Пример: курдский фактор, который позволяет заинтересованным ТНК оказывать давление не только на Ирак, жестко привязывая его лидеров к экономическим и политическим интересам Запада, но и на Иран и Сирию, которые достаточно резко выступают против политического курса, проводимого в регионе как западными государствами, так и ТНК.

37. Сравнительный анализ систем международных отношений Нового времени: возникновение, принципы функционирования и механизмы распада.

И Вестфальская, и Венская системы международных отношений установили новые правила в отношениях между европейскими государствами, сложившись по итогам заключения международных договоров после общеевропейских войн. Вестфальская система возникла после подписания в 1648г. мирного договора в Мюнстере и Оснабрюке в Вестфалии, положившего конец Тридцатилетней войне в Европе (1628-1648). Ее сменила Венская система, сложившаяся по окончанию Наполеоновских воин (1799-1815) и нормативно закрепленная Венским конгрессом 1814—1815гг.

Источник

Роль и влияние корпораций на формирование и реализацию российской внешнеэкономической политики

Слободян Роман Андреевич

Аспирант, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский Государственный Университет

191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, оф. подъезд № 8

Slobodyan Roman Andreevich

Postgraduate at the International Relations Faculty of St Petersburg University

191060, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Smol’nogo, 1/3, of. pod»ezd № 8

Просмотров статьи: 17773 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы воздействия национальных и иностранных корпораций на формирование и реализацию российской внешнеэкономической политики при взаимодействии с государством. Освещаются тенденции становления корпораций как политических акторов на международной арене. В настоящее время наблюдается увеличение роли и влияния корпораций в международной политической системе. В первую очередь это связано с возрастающей взаимозависимостью международной экономики и политики. Отдельные корпорации по своему экономическому потенциалу превосходят целый ряд стран. Корпорация выступает как инструментом реализации государственных интересов на внешней арене, так и объектом воздействия внешних акторов с целью влияния на политику отдельных государств. При проведении исследования автором использовался преимущественно системный подход, а также методы анализа, синтеза и сравнения. Роль и влияние российских крупнейших корпораций на формирование и реализацию государственной внешнеэкономической политики материнского и принимающих государств рассматривается сквозь призму международной политической экономии. Полученные в результате исследования выводы позволяют обратить внимание на отдельные аспекты взаимодействия государства и корпораций в контексте повышения эффективности реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации.

Ключевые слова: международная политическая экономия, внешнеэкономическая политика, транснациональные корпорации, национальные интересы, внешняя политика, экономическая дипломатия, международный бизнес, взаимодействие акторов, политическое влияние, международные отношения

Abstract: The article considers the issues of the influence of national and foreign corporations on the formation and implementation of Russia’s foreign economic policy during their interaction with the state. The author describes the tendencies of formation of corporations as political actors on the international scene.
At the present time, the increase of the role and the influence of corporations in the international political system can be observed. First of all, it is connected with the growing interdependence of the international economics and politics. The economic potential of particular corporations excels those of many countries. A corporation acts both as an instrument of implementation of state interests on the foreign scene, and as an object of influence of foreign actors aiming at affecting the policy of particular countries.
The author uses the systems approach and the methods of analysis, synthesis and comparison. The role and influence of the largest corporations of Russia on the formation and implementation of the state’s foreign economic policy of the kin-state and the recipient states is considered in terms of international political economics. The acquired results help give attention to particular aspects of interaction between the state and corporations in the context of raising the effectiveness of Russia’s foreign economic policy implementation.

international Business, economic diplomacy, foreign policy, national interests, transnational corporations, foreign economic policy, international political economy, interaction of actors, political influence, international relations

Корпорация как политический актор международных отношений

Цели и интересы акторов

Большинство исследователей различных школ политических и экономических наук соглашаются с тем, что корпорация (компания) является базовым субъектом рыночной экономики. А главная цель корпорации заключается в бессрочном получении прибыли. Другие корпоративные интересы являются производными от главной цели. Так, корпорации заинтересованы в достижении монополии в отдельных отраслях на внешних и внутренних рынках, территориальной и отраслевой экспансии, наращиванию контроля над факторами власти.

Государственная обязанность соблюдать «общественный договор» перед населением оказывает влияние на формирование государственных интересов. Государство в первую очередь должно защищать и продвигать права и свободы своего населения, в том числе, за пределами своих границ.

При совпадении интересов корпорации и государства налаживают более тесное взаимодействие с целью достижения синергетического эффекта. Государство может продвигать интересы национальных корпораций на внешних рынках, тем самым способствуя развитию компаний и соответственно, увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет. Расширение зарубежной деятельности корпораций также создает благоприятные условия для усиления государством своих политических позиций на международной арене. В данном контексте государствам выгодны экономически сильные, в меру зависимые национальные корпорации.

Международная правовая легитимность корпораций

Роль российских корпораций в государственной внешнеэкономической политике

Ориентировочное место российских корпораций в глобальной экономике представляется возможным оценить на основе сравнительных исследований рейтинговых агентств и аналитических изданий (см. Таблица 1).

Таблица 1. Корпорации США, Германии и России в рейтинге «Fortune 2017»

В российской экономике выручка 10 крупнейших национальных корпораций составляет около 30% от ВВП страны, совокупные их активы составляют более 90% от ВВП, при этом в данных компаниях работает приблизительно 7% трудоспособного населения России (см. Таблица 2). То есть, крупнейшие российские компании являются системообразующими и выступают значимыми субъектами влияния при формировании и реализации государственной внешнеэкономической политики. К тому же, внутреннее и внешнее воздействие на них может привести к существенным изменениям российской экономической политики.

Таблица 2. Показатели крупнейших российских корпораций

Выручка за рубежом, млрд. долл.

Количество сотрудников, чел.

Источник: ежегодные отчеты компаний

Отметим, что 3 крупнейших российских корпорации (Газпром, Лукойл и Роснефть) около 75-85% годовой выручки получают за пределами Российской Федерации, при этом географическая диверсификация торговых партнеров является средней. Такая ситуация, не смотря на то, что российская энергетическая дипломатия является одним из наиболее действенных инструментов по продвижению национальных интересов, представляет потенциальный вызов для государства.

Анализ иностранных активов крупнейших российских корпораций, дает основания полагать, что в случае их заморозки или экспроприации такая ситуация не будет представлять критической угрозы для жизнедеятельности компаний.

Присутствие иностранных граждан в составе совета директоров крупнейших российских корпораций с одной стороны позволяет использовать их уникальный опыт и связи для развития компаний, с другой стороны может оказыват влияние на стратегические решения, принимаемые высшим органом правления. Отметим, что более половины членов наблюдательных советов корпораций Роснефть и Газпром являются гражданами иностранных государств. В остальных крупнейших российских компаниях уровень присутствия нерезидентов в наблюдательных советах является допустимым и не несет существенных вызовов для корпораций и государства.

По структуре акционерного капитала (Таблица 3) мы видим значительную долю присутствия иностранных физических и юридических лиц в 4-х крупнейших российских корпорациях. В то же время, корпорации РЖД и Ростех являются государственными, еще 4 компании из исследуемого списка контролируются государством. То есть, более половины из 10 крупнейших национальных корпораций можно обозначить в качестве инструмента реализации внешней государственной внешней политики. При этом, внешние акторы имеют возможность оказывать значительное воздействие на 4 крупнейших российских корпорации, что является существенным вызовом для государства в контексте реализации внешнеэкономической политики.

Таблица 3. Структура акционеров крупнейших российских корпораций, 2017

Структура акционерного капитала, %

В свободном обращении

Источник: Ежегодные отчеты компаний

Роль иностранных корпораций в российской внешнеэкономической политике

При рассмотрении отраслевого присутствия иностранных корпораций установлено, что ни в одной из отраслей российской экономики, кроме табачной и автомобильной промышленности, иностранный бизнес не имеет существенного влияния. Так, 3 иностранных корпорации контролируют почти 100% российской табачной промышленности. Более 75% рынка производства и продажи легковых автомобилей также контролируется иностранными компаниями. В целом, в российской экономике, в секторах присутствия, крупнейшие иностранные корпорации получают выручку от 0,1% до 2,6 % от ВВП. В государственно значимых секторах российской экономики доля присутствия иностранных корпораций либо является нулевой либо минимальной (за исключением участия иностранного капитала в 4-х крупнейших российских корпорациях).

2 из 34 иностранных корпораций могут использовать социальный фактор как инструмент воздействия при диалоге с государственной властью. Так, в российских подразделениях «Auchan» и «Mc Donald’s» работает 43 000 и 50 000 сотрудников соответственно. В целом, около 0,3-0,6 % трудоспособного населения страны работают на территории Российской Федерации в корпорациях, контролируемых иностранным капиталом.

Таблица 4. Присутствие иностранных корпораций в России по странам

Количество компаний, выручка более 1 млрд. долл.

Общая выручка в России, 2017, млрд. долл.

Общее количество сотрудников,

% от трудоспособного населения

Источники: Данные Росстата, Рейтинг «Rbc 400», отчеты компаний

Как мы видим, уровень присуствия крупнейших иностранных корпораций в российской экономике является незначительным. Соотвественно, вероятность оказания существенного воздействия на формирование и реализацию российской внутренней и внешней политики со стороны данных корпораций явялется низкой.

При двустороннем межгосударственном взаимодействии уровень влияния внешних акторов зависит от характера политико-экономических отношений между странами.

1. Нейтральные взаимоотношения предполагают наличие значительного потенциала для развития сотрудничества. При этом влияние корпораций на принимающее государство является минимальным по причине узкого поля взаимодействия. У России складываются нейтральные отношения преимущественно с географически удаленными странами (Австралия, ряд государств Африки, Южной Америки).

2. Подобно игре с положительной суммой является ситуация, когда между странами налажено взаимовыгодное, равноправное сотрудничество. При дружественных отношениях соблюдение баланса интересов является одним из значимых вопросов. Пв тоже время, существует необходимость недопущения высокой экономической зависимости от стран-партнеров. С другой стороны, следует исключить чрезмерное политико-экономическое давление на дружественные государства, так как такая ситуация может послужить причиной ухудшения отношений.

3. В случае напряженных отношений стороны склонны оказывать влияние друг на друга с помощью любых способов и мер, в том числе используя иностранные и национальные корпорации как субъекты воздействия. В такой ситуации доминирующее государство старается сохранить двусторонний формат отношений, а более слабая страна старается перенести решение проблемы на многосторонний уровень. На данный момент Россия имеет напряженные отношения с США, Украиной и их союзниками.

Внешние акторы в рамках международных организаций или объединений имеют возможность оказывать воздействие на отдельные государства и корпорации, которые нарушают принятые международные нормы и правила, ущемляющие права участников международных режимов. Так, в рамках ВТО государства получают доступ к равноправной торговле на рынках стран-участниц, но в то же время, национальная экономика должна быть на равных условиях открыта для доступа продукции зарубежных производителей. В данном контексте возникает ситуация, когда часть национального законодательства по использованию мер протекционизма делегируется на уровень международной организации. То есть вопросы предоставления государством финансовой помощи, субсидий национальным производителям, доступа иностранного бизнеса к государственному заказу частично переносятся на наднациональный уровень. Что является признаком сужения суверенитета, особенно если государство не имеет возможности повлиять на выработку правил, норм и решений, принимаемых в рамках ВТО.

В МВФ России принадлежит только 2% голосов, при этом США и ЕС контролируют 47% голосов. Хотя организация и не оказывает существенного прямого влияния на Россию, косвенное воздействие может осуществляться через третьи страны, которые пользуются кредитами МВФ на определенных, в том числе, политических условиях.

Подводя итоги, отметим, что российская внешнеэкономическая политика более подвержена влиянию при двустороннем межгосударственном взаимодействии, чем при взаимоотношениях в рамках действующих международных режимов.

Иностранные корпорации, действующие на территории России не способны оказать существенное воздействие на формирование и реализацию государственной внешнеэкономической политики. При этом, внешние акторы могут оказать влияние на ряд крупнейших российских корпораций.

В целом, реализация российской внешнеэкономической политики является более эффективной в случае нацеленности государства и национальных корпораций на повышение благосостояния населения страны. При этом, наиболее выгодная для акторов является партнерская форма сотрудничества, которая фактически является игрой с положительной суммой.

Государство, как правило, имеет комплексные, многоуровневые цели, которые достаточно трудно сопоставить с однотипными, в определенной степени простыми целями корпораций. В данном контексте, при партнерской форме взаимодействия, национальные корпорации действительно больше являются инструментом российской внешней политики.

В то же время, эволюционным этапом развития корпораций, как акторов мировой политики, является трансформация их экономического потенциала в политический. А наиболее благоприятной средой для проведения таких трансформаций являются платформы международных режимов.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *