Как красиво выделить текст в тетради
Как можно красиво оформить конспект
Чтобы хорошо усвоить учебный материал, нужно правильно вести конспект. Записывая ключевые моменты лекции, вы помогаете им откладываться в памяти. Потом это поможет при подготовке к экзамену. А чтобы тетрадь не только содержала полезную информацию, но и аккуратно выглядела, мы расскажем, как красиво оформить конспект.
Больше крутых лайфхаков от опытных студентов и преподавателей мы раскрываем в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь и будете в курсе эффективных решений учебных проблем.
Как оформить конспект занятия
Чтобы записи были полезными и легче запоминались, их можно вести не сплошным потоком, а по одной из эффективных методик.
Как оформить конспект: лучшие методы
Метод Корнелла. Предполагает разделение листа на две колонки. В правой (называется «Заметки»), более широкой, записывается основная информация, которую излагает преподаватель. На основе ее анализа формулируются ключевые тезисы, которые потом заносятся в левую, более узкую колонку (называется «Основные мысли»).
Метод «Вопрос-ответ-доказательство». Удобная смысловая схема ведения конспекта. Тема формулируется в виде вопроса, потом следует основная мысль — ответ на этот вопрос, затем — доказательства: пояснения, аргументы и пр.
Ментальные карты. Это принципиально новая организация текста, которая подойдет скорее не для записи уроков или лекций, а конспектирования источников. На таких картах в центре листа располагается ключевое слово или тезис, а в разные стороны от него уходят дальнейшие мысли и объяснения.
Как правильно оформлять конспект: полезные советы
Прежде чем пробовать, как оформлять конспект лекций, купите подходящие тетради. Самой удобной будет тетрадь или блокнот большого формата со сменными блоками, которые можно располагать в разном порядке.
Можно вести записи и на листах формата А4, но если они будут не скреплены, есть риск потерять часть данных.
Пишите аккуратно и понятно, чтобы записи можно было легко разобрать. Не старайтесь писать образцово-каллиграфическим почерком: это отнимает время и вы не успеете зафиксировать информацию.
Используйте ручки с синими, черными или темно-фиолетовыми чернилами. Текст, написанный красным или зеленым цветом разобрать сложнее.
Там, где это возможно используйте сокращения: например, заменяйте слова и словосочетания аббревиатурами (пресса, телевидение, радио = СМИ).
Без лишней надобности не пишите на полях: оставляйте их для дат и обозначений.
Как красиво оформлять конспект в тетради
Кроме правил ведения конспекта, дадим несколько рекомендаций и по его оформлению.
Как оформить конспект строго, но красиво
Главное условие красивого конспекта — аккуратные и понятные записи. При этом понимать их должны именно вы, поэтому можете разработать собственную систему условных обозначений, которые помогут сэкономить время при конспектировании лекций.
Похожим методом пользуются стенографисты, которым нужно записывать большие объемы информации.
В красивом конспекте нет пропущенных кусков информации: любые пробелы старайтесь заполнить сразу после пары.
Кстати! А мы поможем заполнить пробелы в знаниях и предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы
Чтобы конспект был и полезным, и красивым, используйте разные способы выделения информации: подчеркивайте ключевые слова, рисуйте схемы и таблицы, отмечайте важные вещи маркерами.
Хорошим способом, как оригинально оформить конспект, являются стикеры. Ими можно помечать новые тематические разделы конспекта.
С удобным и красивым конспектом легче учиться
Как оформить заголовок конспекта
Заглавие темы — важный элемент конспекта, который облегчает поиск нужных записей. Есть 2 способа, как красиво оформить заголовок конспекта:
Как красиво оформить дату в конспекте
Чтобы даты занятий не сливались с остальным текстом, указывайте их на полях и выделяйте цветом. Так вы быстро найдете информацию с конкретного занятия.
Как красиво оформить зарисовки в конспекте
Старайтесь рисовать аккуратно, используя карандаш, а не ручку: так вы сможете поправить набросок, если что-то пошло не так. Делайте рисунки достаточно крупного масштаба, чтобы можно было отобразить все нужные детали и сделать краткие записи-пояснения.
Как красиво оформить конспект в Word (ворде)
Многие студенты используют возможности технического прогресса и берут с собой на пары не тетрадки, а ноутбуки или планшеты, где и делают записи.
Теперь, когда вы в курсе, как красиво писать конспекты, вам будет легче готовиться к зачетам и экзаменам. В подготовке также поможет студенческий сервис. Его эксперты объяснят любую непонятную тему или помогут оформить учебную работу.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как писать конспекты, что бы через пол-года разобрать свои каракули.
Решила поделиться методами ведения конспекта, которые я использую.
В начале учебы мои конспекты выглядели так
В последствии я старалась применять различные правила ведения конспекта, и конспекты стали выглядеть так
Во время учебы мне приходилось конспектировать двумя способами:
Конспектировать из учебника и на паре, слушая лектора.
Конспект из учебника.
Подготовка к записи конспекта.
Для этого следует понять, какого объема должен быть материал, что бы быть для вас наиболее легким в усвоении.
Можете прочитать главу о царстве растений?
Или вам легче сначала прочитать про мхи и лишайники, а после переходить к следующему отделу царства Растений?
Выработайте собственную систему пометок (впоследствии она понадобится и для конспектов, записываемых на слух).
Я советую отмечать:
— Места, требующие особого внимания, которые в последствии надо будет подробно разобрать.
— Пометки карандашом (не забудьте их стереть, если книга вам не принадлежит).
В электронных книгах есть функция заметок, но мне не нравится скорость, с которой она работает, и я ей не пользуюсь.
Часто, основные понятия уже выделены авторами учебника за вас. Они используют жирный шрифт или курсив, в таком случае – помечать не требуется.
3) Тип тетради при конспектировании из учебника не так важен.
1) Выделение цветом в конспекте.
Я советую использовать для разметки текста цвета из одного семейства. Это могут быть выделители, гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши.
— Если вы смешаете разные «семейства», то конспект будет выглядеть неаккуратным и трудным для чтения.
— Выделяйте темы разных уровней по-разному:
Название глав обводите в рамку желтого цвета.
Темы подчёркивайте волнистой линией зеленого цвета.
Подтемы отмечайте пунктирной линией розового цвета.
Зарисовывая схемы и рисунки, старайтесь понимать, в чем их суть, а не просто бегло просматривать и рисовать «нечто похожее». Будьте внимательны к деталям.
— Если с навыком рисования или черчения «не очень», то лучше нарисовать карандашом, или распечатать картинку и вклеить ее в конспект.
Пример плохой схемы.
3) Использование сокращений.
Сокращения могут быть локальными для одной главы или книги, а могут быть глобальными.
Глобальные сокращения – те, которые вы часто используете, ведя записи и заметки.
Локальные – чаще всего сокращение часто встречающегося слова до одной или нескольких букв.
— Примером глобальных сокращений для меня стали знаки из математики. Их я использую везде. От самой математики, до биологии и философии.
— Избегайте обильного количества локальных сокращений, велик шанс того, что вы не сможете разобрать свои записи в последующем.
Старайтесь вести записи понятным почерком. Очень тяжело готовиться к экзаменам, когда ломаешь глаза о собственные записи.
— Делайте различимыми группы буквы П, Н и К и Ш и Т.
— Незнакомые слова и термины можно и вовсе писать печатными буквами.
Идите на любые ухищрения, что бы в последствии вам самим было комфортно читать ваш конспект.
Подготовка к коснпекту.
Если есть возможность, ведите конспект в тетради с кольцами.
— В такую тетрадь можно вставить файлы с необходимыми материалами.
Например: формулы по математике или распечатанные рисунки по биологии.
— В ней можно вести сразу несколько предметов, без ущерба для качества конспектов.
— Можно докупать листы блоками, в итоге все лекции по одному предмету будут аккуратно храниться в одной папке.
Пишите одной пастой.
Желательно тонкой, т.к. толстая паста имеет свойство размазываться по тетради, по вашим рукам, по Аллаху.
Разная толщина и разные оттенки синего будут вас отвлекать при чтении конспекта, а так же это выглядит неаккуратно.
Особо злобствующие лектора могут придраться к неаккуратному конспекту.
Если у вас проблема с тем, что бы быстро писать есть несколько способов помочь себе, то
1) Используйте диктофон.
Спросите, согласен ли учитель быть записанным на диктофон и положите микрофон на стол, ближайший к доске.
Вы можете это не делать, и просто сесть за парту, ближайшую к доске.
В последствии, записи можно использовать при подготовке к экзамену.
Мобильные телефоны спасают тех, кто медленно пишет, плохо зарисовывает схемы и страдает от плохого преподавательского почерка.
Делайте фотографии слайдов, рисунков и прочих материалов, предоставленных лектором, и вы можете разобраться с ними дома, в более комфортной обстановке.
Если вы стесняетесь, подумайте, как будет здорово, если у вас спросят данную тему на экзамене.
Если у вас не возникает никаких трудностей.
1) Выделение цветом.
Все тоже самое, что и при конспектировании из учебника.
Если вы слышите, что учитель опирается на ранее озвученный материал, имеет смысл, вернутся к этому месту в своем конспекте и сделать в нем пометку.
Ссылки могут быть пронумерованы по всему лекционному материалу, или же начинаться с единицы на каждой теме.
Дополнительно, для тех кто хочет заморочиться.
Существует система Cornell note taking.
Лист делится на три блока.
В самой большой части – ведется конспект.
В боковой части отмечаются все то, что поможет быстро ориентироваться в своих записях.
— Пометка о том, что на странице есть теорема
В нижней части то, что требует дополнительного разбора.
— краткое содержание темы
Не знаю, продаются ли такие тетради в России. Я их не видела, но можно самостоятельно расчертить тетрадь.
Лучше использовать тетрадь большого формата, например, А4.
Что я не советую делать:
— Стараться уместить конспект на небольшом пространстве и всячески экономить место в тетради.
— Делать карточки по каждой лекции. В последствии, повторяя материал по этим карточкам вы повторяете урезанный материал. Лучше прочитать конспект полностью.
— Выделять яркими маркерами большие отрезки текста. Лучше сделать отметку на полях. ( мое имхо).
— Писать под диктовку учителя, не разбираясь в структуре предмета. Лучше сделайте запись на диктофон или в черновик, а затем сделайте конспект в более приемлемом виде.
— Вести конспект и решать задачи с семинаров в одной тетради.
Спасибо, что прочитали.
Надеюсь, мои советы пригодятся в учебе.
Прошу простить за ошибки =)
Автор, не слушай этих нерях, красивый конспект это круто, и не раз добавлял бал на экзаменах и зачётах. Просто потому что он красивый, хоть бы даже и переписанный. Даёшь конспектодрочерство!
Сохранил.. Для дочи. на будущее.
Какой вуз? Разброс впечатляет: от линейки до биологии.
Кто то конспекты пишет?
Почувствуй разницу
Удивительное дело, психфак не для детей. Продолжение истории Алисы Тепляковой со стороны родителей студентов и педагогов
— Уже встречала этот аргумент в комментариях под статьями об Алисе. Но что там такого уж недетского?
— Например, на лекциях по психологии обсуждали насильников, самоубийства, Эдипов комплекс, пациентку Фрейда, которая испытывала сексуальное возбуждение, когда ее бил отец…
— Это на первом курсе рассказывают?
— Да. А анатомия и физиология ЦНС (центральной нервной системы) даже взрослых девиц в транс вгоняет. На лекции в сентябре профессор пошутил, указывая на изображение голого человека: мол, в следующем году придется прикрывать фиговым листочком.
— Программа первого курса вообще сложная?
— Не просто сложная, а очень сложная. Попробуйте осилить хотя бы одну страницу психологической теории Леонтьева. Прочитать это можно, но осмыслить трудно даже взрослым. Кроме того, на первом курсе сложная линейная алгебра. Алиса сдала ЕГЭ на низкий балл, подозреваю, что интегралы и логарифмы она знает не очень хорошо.
— Какие экзамены сдают первокурсники?
— Русский, математику, право, введение в психологию и анатомию ЦНС.
— Серьезное испытание. Но, может, папа сможет Алисе помочь, он ведь тоже по образованию психолог?
— Когда сдавали онлайн, это было возможно. Но сейчас возвращается оффлайн, и Алисе придется все сдавать самой. Если, конечно, не будет каких-то преференций от факультета.
Но вообще, я не понимаю, зачем так обходиться с собственным ребенком? Дочь говорит, что Алиса похожа на обычную девочку, которой нравится прыгать в классики, что она и делает в перерывах между парами…
«Над девочкой ставят эксперимент»
— Тепляковы говорят, что у них революционная методика обучения детей. И, судя по комментариям, есть люди, которые их поддерживают и все это одобряют.
— Может ли ребенок в девять лет освоить такие массивы информации по психологии, философии, логике?
— Никаких данных о том, что девочка освоила дисциплины на должном уровне, пока нет. Думаю, что это все-таки имитация. Чтобы постичь философию, нужно иметь собственный жизненный опыт, который позволяет пережить чужой опыт, осмыслить чужие суждения и сформировать на этом сплаве собственного и чужого нечто новое. У этого маленького человека еще нет опыта, который позволяет рассматривать категории добра, зла, смерти, любви…
Говоря простыми словами, в этом возрасте мозг и психика имеют предел по восприятию и вдумчивому перевариванию информации. Если этот предел перейти, будет сбой. Именно так, по словам нашей собеседницы, произошло с американским вундеркиндом-математиком Уильямом Сайдисом. Мальчик в 11 лет стал студентом Гарварда, очень много знал, но его психика не выдержала. Аналогии между Сайдисом и Алисой четко прослеживается еще и в том, что там тоже папе очень нужен был ребенок-гений.
Еще одно случайное совпадение
Ответ на пост «На них вуз держится»
Есть схожая история, но она докарантинных времен еще)
Дело было на 3 курсе. К тому времени мы уже пообтерлись, приспособились и к преподам и с зав кафедры нашли общий язык, но все же были еще не наглыми, а по учебе начинались основные профильные предметы.
Появилась у нас преподавательница- Марина Юрьевна. Вела два или три предмета, но они все были очень смежными, поэтому, как бы правильно сказать- она нам задала вектор, и мы уже по нему шли, изучая все три предмета.
Нас было 5 парней в группе, повторюсь, мы немного наглели, вечно ржали, но учились, не клали на учебу! По крайней мере, не в открытую. Так вот значит, до этого наши преподы давали нам материал либо читали нудные или не совсем нудные лекции, мы там что-то конспектировали, кто-то прогулилвал, кто-то на этих лекциях делал лабораторные ну как много где, да)? Но с первого занятия с Мариной Юрьевной мы поняли- все изменится. Нас было мало, и читать нам лекции ей не особо хотелось видимо, или изначально она была настроена на другой способ преподавания, ктож знает) У нас начались пары, которые проходили следующим образом- мы разбирали с ней тему, я готовлю то, второй это, третий то и так далее, а на следующем занятии мы уже преподносим материал для своих друзей-одногруппников. Надо уточнить, были в группе у нас разной ответственности парни, но тут уже не списать, не спросить у друга, если не знаешь, ведь ты же ему должен рассказать материал. Так же были у нас разного рода ролевые игры типо) например: изучает матрицы или процессоры- я должен быть покупателем, а друг-продавцом, и вот я должен выбрать из каких-то процессоров по определенным критериям наиболее оптимальный и тд.
А еще самый прикол, в том, что за пропуск без уважительной причины у нас были штрафы) не денежные, нет, а то зарою сейчас препода) а, так скажем, отработка- стих рассказать, песню спеть и тд. я рассказывал раз стих, пацаны пели песню дуэтом, еще один урок пикапа нам рассказывал, мы оборжарилсь все)))
Заканчиваю) Честно- итак тягомотина вон какая, но окунаюсь в те годы снова и вспоминается то одно, то другое)
Она вела у нас год занятия, мы все сдали успешно, в предметах шарили, более-менее уверенно, СПАСИБО за это ей! После нее, кто вел нам пары часто удивлялся- почему мы это знаем, то знаем) а мы просто с ней играючи это прошли.
Преподаватель, учитель- это призвание! Цените таких людей, они дают нам намного больше, чем оценку в зачетку!
180 идей красивого оформления тетради — примеры
Основные понятия
В результате конспектирования человек получает хорошую структурированную запись, которую он может использовать для лучшего запоминания информации. Посторонний читатель легко получит краткое представление о теме. Подобная работа важна не только для лекций, но и для работы с научной литературой.
Обычное дословное копирование частей учебника или урока бесполезно по нескольким причинам:
Лучше правильно писать конспект, который пригодится во время подготовки к экзамену. В тексте можно выделять особо ценные моменты яркими маркерами и цветными ручками. Иногда полезно представить информацию в виде схем, диаграмм, таблиц.
Всего выделяют несколько видов конспекта. План-конспект представляет собой перечисление основных тем лекции. По ходу занятия преподаватель раскрывает каждый подпункт, и студент может записать основные тезисы. Подобный вид работы хорошо подходит для подготовки к семинарам или к публичным выступлениям.
Делать схематический план лучше всего для проработки книги. Информацию фиксируют в виде таблицы или взаимосвязанных блоков. С помощью такого наглядного материала легче понять взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала.
Текстуальный конспект составить сложнее, так как он должен содержать цитаты из первоисточника. Это необходимо при изучении литературного произведения или философских трудов. Тематический конспект составляется на основе изучения нескольких источников.
Каждый студент сам решает, как ему вести записи. У некоторых преподавателей может быть только одно требование: все должно вестись от руки и без использования печатного текста.
Важность конспекта для успешной учебы
Казалось бы, зачем в наше время вести конспекты, ведь всю информацию можно получить из учебников или найти на просторах интернета? Но прочитать – не значит запомнить. Самостоятельное составление конспекта помогает:
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом.
Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы.
Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
означает «-ание» или «-ение» (повед
А вот пример удачной:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Виды и типы конспектов
Различают несколько типов конспектов, где каждый из них предназначен для определённой области или вида работы. Поэтому необходимо их различать и знать, где лучше использовать, а также научиться красиво оформлять конспекты.
План-конспект
Этот конспект составляется на основе уже данного или самостоятельно составленного плана, разделённого на пункты и подпункты. Остаётся только под каждым из заголовков кратко записать раскрывающую его информацию.
План-конспект имеет свои преимущества: помогает мыслить последовательно, выделять самое главное, разбивать информацию на несколько частей. Удобен для записи лекций, если преподаватель заранее даёт план. Также помогает эффективно готовиться к экзаменам: вы можете смотреть на заголовки и по памяти рассказывать их содержание.
Схематический план
Для его составления нужно записать вопросы, а затем дать на них краткие ответы, состоящие из пары предложений. Чтобы быстрее ориентироваться в записях, можно разделить лист на две части: в левой колонке записывать вопросы, а в правой – ответы. Работать с ним просто и удобно.
Текстуальный конспект
Данный вид конспекта состоит из цитат (главной мысли), которые располагают в логической последовательности или в соответствии с составленным планом. Текстуальные конспекты используются, когда необходимо проанализировать высказывания автора, определить их правдивость или ложность, ведь для этого потребуется переписать мысли автора точь-в-точь. Поэтому текстуальные конспекты широко используются в литературе, философии или науке.
Но их не рекомендуется создавать, если вы можете обойтись записью главных идей автора своими словами. Почему? Этот тип конспекта не развивает память, не помогает проработать и запомнить весь материал и не даёт о нём представление в целом. Поэтому текстуальный конспект лучше использовать как полезное приложение к основному конспекту, если вы уверены, что вам потребуются цитаты.
Тематический
Он даёт исчерпывающий ответ на выбранную тему, при этом, для полноты раскрытия, используют различные виды источников информации. При его составлении самая главная задача – не конспектировать по отдельности содержание каждого из источников, а выбирать только то, что поможет лучше раскрыть заданную тему.
Данный конспект помогает углубиться в изучение выбранного вопроса/проблемы, провести анализ с разных сторон, учитывая разные мнения. Но для его составления нужно проработать немало литературы, так он получится очень информативным и ценным.
Графический
Из названия следует, что данный конспект передаёт информацию в графическом виде: через таблицы, графики или схемы. Но они подкрепляются краткими пояснениями и выводами. В основном, эта техника используется для конспектирования технических тем, но в некоторых случаях подходит и для гуманитарных.
Конспект лекций
В конспекте лекции нужно наиболее точно и полно раскрыть главные идеи, передаваемые лектором. Для этого нужно уметь выделять ключевые моменты, анализировать информацию, отсекать всё лишнее и быстро записывать. В основном, конспект лекций представляет последовательную запись того, о чём рассказывает лектор, так как на составление чёткого плана не остаётся времени.
Свободный конспект
Этот тип конспектов подойдет для настоящих гуру. В свободных конспектах успешно сочетаются элементы всех типов. Здесь для наиболее полного и точного отображения темы переплетаются схемы, цитаты, графики, рисунки и вопросы. Но составить его непросто – есть риск получить несвязную логически и неинформативную кашу, в которой трудно разобраться. Поэтому для начала лучше набраться опыта, поработав с каждым из выше описанных типов.
Принципы ведения конспектов
Есть несколько правил грамотного составления конспектов.
Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово. Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях.
Чтобы оставаться вовлечённым:
Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:
Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.
Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:
Визуализируйте, используйте графику.
Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.
Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску. Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов.
Перечитывайте конспект. Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:
Подводите итоги для каждой темы или лекции. Напишите после занятия небольшое резюме по всему конспекту. Ответьте на вопросы: «Что вы усвоили? О чём был этот блок информации? Что было самым важным?» Когда вы пытаетесь ответить на них, мозг вынужден включаться в работу. Если какие-то моменты остались для вас непонятными, вернитесь к ним: погуглите ответ, спросите преподавателя или сокурсников, загляните в справочник.
Методы ведения конспектов
Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность. Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять.
Корнелла
Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века. Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков.
Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:
Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.
Ментальные карты
Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).
В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.
У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.
Метод предложений
Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).
Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.
Метод течения
Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.
Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.
Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.
Метод отступов
Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:
Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.
Метод боксов
Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».
Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.
Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий. В общем, много чего.
Пробуйте разные методы ведения конспектов для разных задач и предметов, смотрите, что подходит и ближе всего именно вам. Экспериментируйте: скомбинируйте несколько методов, модифицируйте какой-то из них под себя или создайте свой собственный. Главное — чтобы он работал: информация легко усваивалась и оставалась надолго в памяти.
Оформление записей в тетради
Как оформить заголовок конспекта
Важным элементом конспекта является заголовок темы. С его помощью в дальнейшем автору будет проще найти нужные записи. Поэтому оформлению названия лекции уделяется особое внимание. Существует пара способов для красивого представления заголовка:
Автор может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Следует избегать чрезмерного использования разных цветов в тексте. Необходимо разработать определенную систему написания заголовков. К примеру, заглавия отмечать желтым цветом, термины писать красным шрифтом, а зеленый маркер использовать для примеров.