Как морально уничтожить человека взглядом
Существует множество способов управления людьми. В последнее время, правда, макиавеллиевские приемы вышли из моды, а люди начали заботиться об эмоциональном комфорте вокруг себя, в том числе в офисе. Несмотря на это, психологическая манипуляция — эффективная штука. Ее трудно заметить, и еще труднее привлечь манипулятора к ответу. Наша инструкция поможет сделать климат в компании настолько токсичным, что даже работа застопорится.
Увертюра: зачем эти манипуляции
Слово «манипуляция» произошло от латинского manipulus. В нем слышен корень manus — «рука». Изначальное значение — действие, основанное на ловкости рук, — относилось, например, к кукловодам, которые путем ловких трюков заставляли кукол танцевать. И уже потом у слова появилось другое, переносное значение — ухищрение, махинация. Люди обычно недовольны, если обнаруживают, что подверглись манипуляции. Считается, что их, будто бы невидимыми ниточками, привели не к тому результату, которого бы они сами желали.
То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
Читайте также
Такое воздействие в психологии относят к эмоциональному насилию, потому неудивительно, что, столкнувшись с ним, человек испытывает чувство досады, вины, обиды и в целом теряет уверенный настрой. Исследование, проведенное в бизнес-школе Манчестерского университета в 2017 году, доказало, что работа на агрессивного манипулятора — а такие ребята обычно проявляют психопатические и нарциссические черты — грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом, демонстрировали низкий уровень удовлетворенности работой и высокий риск развития депрессии. Между тем нельзя сказать, что отвратительный начальник — такая уж редкость: статистика SuperJob показывает, что с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, знакомы 55% из 3000 респондентов.
Если манипуляции — такая распространенная штука, у нее должна быть какая-то иная, ощутимая выгода, раз на эффективности работы это сказывается отрицательно. И эта выгода для токсичного начальника состоит в чувстве власти.
Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
Как по нотам
Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.
До: страх
Запугивания. Фраза «Нет незаменимых людей». Намеки на то, что вы вот-вот провалитесь, а цена ошибки высока. Красноречивая демонстрация того, что вряд ли на какой-то другой работе вас смогут терпеть. Ну если только вас понизить в должности… Хотя нет… Всё равно не получится.
Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.
Ре: чувство долга
Срочная тревога, аврал, сообщение в мессенджер посреди отпуска и фразы вроде «Если не мы, то кто?». Тут начальник волен самоустраниться, а «мы»… то есть вы делаете работу, которая в данный момент больше похожа на подвиг Александра Матросова. Это особенно ответственное задание, с которым не сможет справиться никто на свете. И только вы, только сейчас (ничего, что уже три часа ночи) героически прикрываете амбразуру.
Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.
Ми: вина
Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.
Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.
Испытывается на людях с патологическим ощущением собственной виновности, на тех, которые вместо того, чтобы сказать: «Я не потерплю комментариев о моей собаке» — или, деловито закатав рукава: «Ок, мог ошибиться, где исправить?» — впадают в панику и рвут на себе волосы.
Фа: самолюбие
Есть подчиненные, готовые свернуть горы, стоит дать им понять, что вы ждете от них чего-то особенного, что они — да-да — избранники судьбы, у них особая роль и особое положение. С такими ребятами можно чередовать лесть и разочарованный вид. Например, человек собрался уйти из офиса в семь часов вечера, а начальник неодобрительно покачивает головой: «Ну-ну, вот именно от вас я такого не ожидал…» И всё — пристыженный работник снова включает компьютер, чтобы не посрамить земли русск… то есть своего славного реноме.
Удары по самолюбию особенно болезненны для людей, которые стремятся к высоким результатами, мечтают о достижениях и хотят быть лучшими. Проигрыш они воспринимают не как игру случая, а как личное оскорбление, что дает возможность топтаться на обостренном чувстве самости… «Помните, голубчик, в прошлом году завалили тендер…»
Соль: любопытство
Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…
Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.
Работает на людях с исследовательской жилкой, которые попадают впросак: сначала босс покупает их лояльность информацией, а потом прикидывается глупцом и вносит элементы путаницы: «На самом деле всё было не так… Ваша командировка планировалась не в январе и не в Калугу…»
Ля: жалость
Волк изображает овечку. Игра в жертву задумана таким образом, чтобы пробудить в работнике сочувствие и ощущение вины: «Если вы мне не поможете, я даже не знаю, что делать…», «Никому нет дела до моих проблем». Тактика «бедный я» может быть очень мощной, вплоть до угрозы наложить на себя руки. Но в итоге все страдальцы разъезжаются по домам, а жалостливый сотрудник коротает ночь над отчетом.
Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.
Си: сексуальные провокации
Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.
Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
При этом ответ «нет», который бормочет жертва, не принимается за ответ, а агрессор проявляет редкое упорство. Еще один распространенный прием: дать понять, что сотрудник обязан своему шефу, ведь он так помог его карьере, а как он может повлиять на нее в дальнейшем — о-го-го!
Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.
Кода: что может сделать жертва манипуляций
Адвокат, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин говорит, что на закон в этом случае рассчитывать трудно. Скажем, если речь идет о сексуальных домогательствах, то скорее имеет смысл взывать к общественному порицанию, а не к юристам. Подобные споры пока не перевели в статус трудовых деликтов, и с точки зрения закона это не нарушение.
А если, например, начальство вынуждает вас работать во внеурочное время, то, по словам Романа, «это ваша добрая воля». Отказ выполнить какую-то работу в воскресенье не может быть основанием для увольнения. Если начальник сатанеет, юрист рекомендует написать жалобу в Государственную инспекцию труда, и эта институция будет разбираться с нарушениями. «Но могу сказать, что в России в отличие от иностранных юрисдикций это не распространено», — печально заключает Роман.
А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:
«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.
В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.
Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.
Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
Проанализируйте притязания начальства: у босса есть право оценивать результаты работы, премировать вас или снять финансовую компенсацию.
Но если человек позволяет себе личные выпады, то он проявляет себя как токсичный руководитель. В любом случае поведение начальства — не финал истории. Именно от вас зависит, как на это отреагировать. Пока вы в зоне манипуляции, значит, мяч на вашей стороне поля и вы должны дать правильный ответ».
Таким ответом станет выражение вашего несогласия играть по правилам манипулятора. И главным здесь будет умение говорить нет. Не извиняясь, не страдая, не впадая в чувство вины, не находя сто тысяч оправданий. «Нет, мне это не подходит», «Нет, я не готов», «Нет, я не терплю такого тона по отношению к себе». Этот полезный навык позволит не вестись ни на лесть, ни на агрессию, ни на иные приемы нападающего.
Держи удар: методы психологической защиты
Как научиться технике психологической защиты
Антонина Глущак пресс-секретарь и ведущий специалист Академии иррациональной психологии
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Предлагаем вам несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.
«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.
Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.
Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.
Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.
Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?
Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.
Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку.
Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».
Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.
Найти и обезвредить: 4 способа справиться с токсичными людьми
Журналист Эрик Баркер дает советы, как определять высококонфликтных людей и как себя вести, чтобы не дать им испортить вам жизнь
Все мы знаем людей, которые считают, что мотать нервы — это часть их работы. Если представить, что жизнь — это видеоигра, то их задача — усложнить этот уровень.
По данным DSM-5, примерно 15% населения соответствуют критериям расстройства личности. И большинство из них никогда не диагностируется. Но вы не психиатр, и я тоже, поэтому ставить диагнозы — не наша задача…
Но мы можем научиться распознавать «высококонфликтного человека» (ВКЧ), ставить диагноз «дрянной человек на мой взгляд» и держаться от него подальше.
Итак, каковы три самых опасных вида высококонфликтных людей?
Нарциссы:
Зачастую на первый взгляд они кажутся весьма очаровательными, но считают, что превосходят других. Они оскорбляют, унижают, обманывают, не проявляют эмпатии к своим жертвам. Они также требуют постоянного незаслуженного уважения и внимания от каждого. Согласно отчету Национального института здравоохранения (НИЗ), опубликованному в 2008 году, это заболевание встречается у более 6% населения. Это более 22 млн человек в Северной Америке.
Пограничный тип:
Они могут вести себя дружелюбно, а потом внезапно и непредсказуемо стать ужасно злыми. Когда происходит такая смена, они могут жаждать мести за незначительное или несуществующее неуважение… Скорость, с которой они переходят от любви до ненависти, захватывает дух… Исследование Национального института здравоохранения за 2008 год показывает, что это расстройство есть у почти 6% населения.
Асоциальный (или социопатический/психопатический) тип:
Они могут быть чрезвычайно харизматичными, но их обаяние — лишь прикрытие для стремления доминировать над окружающими посредством лжи, воровства, публичного унижения людей, нанесения им физического вреда и, в крайних случаях, даже убийства… Крупное исследование НИЗ… определило, что 3,6% страдает этим расстройством. Это примерно 13 млн человек в Северной Америке.
Я хочу подчеркнуть, что это расстройства. Эти люди страдают расстройствами. Они не обязательно плохие люди. Не хочу навешивать ярлыки — но нам нужно уметь защищаться.
Любой ответственный специалист по психическому здоровью посоветует вам держаться подальше от людей с такими проблемами, если это вообще возможно. Эти расстройства не излечиваются без серьезной помощи, и пока эти люди ее не получат, они могут серьезно испортить вам жизнь.
Так как же научиться их идентифицировать и избегать? Давайте получим советы эксперта.
Билл Эдди — лицензированный клинический социальный работник, который более десяти лет работает терапевтом в психиатрических больницах. Он преподавал искусство ведения переговоров и посредничества на юридическом факультете Университета Сан-Диего и был временным преподавателем в Институте Страуса по разрешению споров при Университете Пеппердайн.
Он написал книгу «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь: идентификация и общение с нарциссами, социопатами и другими сверхконфликтными людьми».
Мы рассмотрим три из них, которые могут вызвать самые большие проблемы.
4 модели поведения высококонфликтных людей
У всех бывают плохие дни. Или плохие недели. Так как можно определить, временные ли это проблемы, или перед вами действительно высококонфликтный человек?
Обратите внимание на эти четыре модели поведения:
1) Часто мыслит с позиции «все или ничего»
Высоконфликтные люди склонны рассматривать проблемы с точки зрения одного простого решения (то есть все должны делать именно то, что хочет ВКЧ). Они не анализируют — и, возможно, не могут проанализировать, — ситуацию, услышать разные точки зрения и рассмотреть несколько возможных решений. Компромисс и гибкость кажутся им невозможными.
2) Сильные или неуправляемые эмоции
ВКЧ, как правило, очень эмоционально относится к своей точке зрения. Он часто застает всех врасплох своим внезапным и сильным страхом, грустью, криками или неуважением. Его реакция может быть несоразмерна тому, что происходит или обсуждается, и он часто кажется неспособным контролировать свои эмоции.
3) Экстремальное поведение или угрозы
Выскоконфликтные люди часто замешаны в крайне негативном поведении. Они могут толкнуть или ударить, они распространяют слухи и откровенную ложь, пытаются поддерживать навязчивый контакт… Некоторые ВКЧ используют эмоциональные манипуляции, чтобы причинять боль другим, но со стороны кажется, что они контролируют эмоции, когда делают это… Кажется, они не в курсе, что их поведение оказывает разрушительное и изнурительное эмоциональное воздействие на окружающих.
4) Они озабочены обвинением других
Наиболее распространенная и наиболее очевидная черта высококонфликтных людей — то, как часто и сильно они обвиняют окружающих, особенно близких им людей и тех, кто, как кажется, имеет над ними власть.
Если у кого-то находится один из этих признаков, то все в порядке, никто не идеален. Но если проявляются все 4 — это почти наверняка высококонфликтный человек.
Узнать человека получше — всегда хорошая идея. Особенно, прежде чем доверять, нанимать на работу или жениться. Узнайте об их личной истории, желательно из других источников, а не только от них самих.
Да, некоторым людям не слишком повезло, и их прошлое отмечено проблемами и плохими отношениями. Но ни у кого не может быть постоянного невезения на протяжении десятилетий. Это не просто человек, который из одной проблемной ситуации попадает в другую, вероятно, это «нулевой пациент».
И если вы серьезно подозреваете человека в высококонфликтности, ни при каких обстоятельствах не обвиняйте его в том, что он нарцисс, пограничный или асоциальный тип. С таким же успехом можно написать себе на лбу «пожалуйста, разрушьте мою жизнь».
Итак, у вас есть подозрения. На что нужно обратить внимание? На слова, эмоции и поведение. Давайте начнем со слов…
Показательные слова
Каждый тип дает подсказки, если внимательно слушать:
• Нарциссы: все, что указывает на высокомерие, право и отсутствие эмпатии. Они видят мир состоящим из победителей и проигравших.
• Пограничный тип: в центре всегда будет рассказ о жертве. Вы будете переживать за них, ведь кажется, будто их жизнь полыхает (но они не упомянут о том, что сами ее и подожгли).
• Асоциальный тип: они, вероятно, попытаются побить рекорд по количеству лжи, сказанной в одном разговоре.
Но все трое в конечном итоге будут обвинять других, думать «все или ничего», рассказывать истории о жертвах и демонстрировать желание наказать.
Из книги «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь»:
Остерегайтесь слов, которые привлекают ваше внимание, особенно языкового шаблона мышления «все или ничего». «Ты всегда…». «Ты никогда…». «Будет либо по-моему, либо никак!» «Это ВСЕ ваша вина!» Имейте в виду, что мы все время от времени говорим это. Это пример разговоров, которые должны привлечь ваше внимание.
Показательные эмоции
Чрезмерные. Особое очарование, сильная любовь, ужасный гнев — все это признаки возможной проблемы.
Или кто-то, кто жестко контролирует эмоции до тех пор, пока — БУМ. И контроль потерян. И вдруг они становятся настолько неузнаваемыми, что вы даже не можете попросить их успокоиться и думаете о том, чтобы позвать экзорциста.
Остальные эмоции, о которых нужно знать, принадлежат вам. Как они заставляют вас себя чувствовать? Многие люди оказываются в токсичных романтических отношениях с нарциссами или пограничными типами и задаются вопросом, как же это произошло. Те сильные чувства, которые они испытали, не были любовью — это были эмоциональные манипуляции.
Каждый раз, когда вы испытываете чрезмерные эмоции по отношению к кому-то, кого едва знаете, стоит замедлить ход событий и быть немного осмотрительнее. Так что вы, скорее всего, будете чувствовать с каждым типом?
С нарциссами:
Чувствуете ли вы себя глупо или еще как-то не так рядом с человеком? Чувствуете ли вы трепет перед ним и удивляетесь ли, что он или она проводит с вами время?… Кажется ли вам, что этот человек потерял к вам интерес или оскорбляет вас перед другими?
Когда астрономы наконец обнаружат центр вселенной, нарциссы будут потрясены, что это не они.
С пограничным типом:
Чувствуете ли вы себя крайне разочарованными в этом человеке, например, вам хочется встряхнуть его или накричать, чтобы заставить перестать вести себя неподобающим образом?… Вы удивлены, что ваши эмоции скачут вверх-вниз рядом с этим человеком?
Если вы удивляетесь, как абсолютно взрослый человек внезапно становится самым эмоционально перегруженным манипулятивным подростком, которого только можно вообразить, и кажется, что он перемещается между совершенно разными личностями быстрее, чем можно переключать каналы на телевизоре, — это пограничный тип ВКЧ.
С асоциальным типом:
Иногда вы чувствуете опасность, просто находясь рядом с этим человеком? У вас иногда появляется холодное, жуткое чувство, когда этот человек рядом? Другие люди говорят вам, что этому человеку нельзя доверять, и он мошенник?
Если вы задаетесь вопросом: «Существует ли что-нибудь, что этот человек не сказал бы, чтобы получить то, что хочет?» Привеееет, асоциальный тип ВКЧ.
Показательное поведение
Это может показаться сложным, потому что нет исчерпывающего списка. Но есть простой, достаточно эффективный способ проверки: «правило 90%».
Из книги «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь»:
Когда вы видите что-то крайне негативное, спросите себя: сделают ли это 90% людей? Если ответ «нет», вы почти всегда наблюдаете за высококонфликтной личностью в действии.
Да, они будут искать оправдание. Это не моя вина, у меня был тяжелый день, собака съела мою домашнюю работу, и это инопланетяне построили пирамиды. Что-то всегда найдется.
Но самые опасные оправдания — те, которые вы сами находите, чтобы объяснить такое плохое поведение. Это означает, что вы уже находитесь под их чарами…
Поэтому расскажите историю объективной третьей стороне и спросите ее честное мнение, чтобы убедиться, что вы не заблуждаетесь в отношении человека, с которым имеете дело.
Хорошо, на данный момент вы знаете, что это на 100% высококонфликтный человек. (Хм … поздравляю?) Итак, что делать дальше?
Никаких контактов. Точка.
К сожалению, это не всегда подходит. Поэтому вот 4 простых шага, как себя вести себя на следующей встрече…
Используйте ОАРУ:
• Общайтесь с эмпатией, вниманием и уважением
• Анализируйте альтернативы или варианты
• Реагируйте на дезинформацию или враждебность
• Установите границы высоконфликтного поведения
Во-первых, будьте спокойными. Не нужно срываться и демонстрировать негатив. (А это может оказаться очень сложным с такими людьми.)
Готовы? Хорошо, давайте пройдемся по 4 ступеням…
1) Общаться с вниманием, эмпатией и уважением
С нарциссами и социапатами подчеркивайте уважение. С пограничным типом сосредоточьтесь на сочувствии.
Из книги «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь»:
«Я вижу, что это неприятная ситуация. [Сочувствие] Расскажите мне больше — я хочу понять вашу точку зрения на то, что происходит. [Внимание] Я очень уважаю ваши усилия по решению этой проблемы. [Уважение]»
Всегда ведите себя так, как бы вам хотелось, чтобы они вели себя в ответ.
2) Анализ альтернатив или вариантов
Решая проблему, всегда предлагайте им выбор. Это дает им иллюзию самостоятельности и контроля, что уменьшит дальнейшие конфликты.
Из книги «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь»:
Обсудите варианты или возможности, которые есть у человека. Можно повернуть все так, чтобы человек почувствовал себя более уважаемым и имеющим больше возможностей. Предположим, что нарциссический ВКЧ только что зашел или позвонил вам, требуя внимания. Вы можете ответить: «Я могу помочь вам прямо сейчас, но у меня есть только пять минут. На следующей неделе, если мы это запланируем, я смогу выделить на это около часа. Выбор за вами». Этот подход помогает вам превратить их требования в выбор, сделать так, чтобы они не отнимали ваше время, чувствуя при этом уважение и внимание.
3) Реакция на дезинформацию и враждебность
Используйте реакцию «КИДТ» — краткий, информативный, дружелюбный и твердый ответ.
Из книги «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь»:
Вот, что я называю ответом КИДТ: короткий (лишь предложение или абзац), информативный (просто прямая информация, не защитная), дружелюбный (сохраняйте невраждебную тональность) и твердый (прекращает потенциально враждебную дискуссию).
4) Установить границы высококонфликтного поведения
Если ваши границы выглядят неопределенными, они почти наверняка попытаются подомнуть вас под себя. Нарциссы будут требовать, пограничные будут плакать, а социопаты включат очарование.
Поэтому установите границы так, чтобы они происходили из внешнего источника вне вашего контроля: «Я бы хотела дать вам то, что вы хотите, но мой босс/супруг/доминатрикс не позволяет мне».
Из книги «5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь»:
Вот почему вы не можете просто сказать нет: вы должны подтвердить это твердыми границами и четкими последствиями их нарушения. Возможно, вам придется установить ограничения на темы, которые будете обсуждать, количество времени, которое проведете вместе, задачи, которые вы будете или не будете делать для них — и так далее. На практике мы делаем это со всеми, с кем встречаемся, но люди, не относящиеся к высококонфликтным типам, интуитивно понимают наши ограничения и обычно не нарушают их… Дайте понять, что ограничение не связано с ними. Объясните, как ваш график, ваш начальник или другие внешние обстоятельства требуют, чтобы вы установили это ограничение, и твердо ему следуйте.
И никогда не провоцируйте самый глубокий страх ВКЧ:
Хорошо, мы многое рассмотрели. Давайте подведем итоги и поговорим об опасностях летающих обезьян. Да, я сказал «летающие обезьяны»…
Итоги
Вот как избежать токсичных людей:
Летающие обезьяны — это люди, находящиеся под влиянием высококонфликтных людей. Они поддались на одну из историй про жертву, а в этом повествовании вы — плохой парень. ВКЧ любит хорошую клеветническую кампанию.
Итак, летающая обезьяна думает, что она — хороший друг, приходит на помощь своему приятелю и нападает на вас — на этого ужасного, ужасного человека. Это может привести к распространению слухов в офисе или социальных кругах, из-за которых у вас испортится репутация, и вероятно, будет не легко отследить, кто их источник.
Летающая обезьяна, вероятно, порядочный человек, просто пытающийся «сделать правильные вещи» для своего «друга». И если вы сорветесь на них, то будете похожи на того монстра, которым вас и нарисовали. Если скажете что-то плохое о ВКЧ, просто докажете свою вину. Так что делать, сталкиваясь с летающей обезьяной?
Во-первых, будьте милыми. Во-вторых, единственный способ разрушить заклятье и вернуть свое доброе имя — предоставить достоверную информацию о злодеяниях ВКЧ. Это не гарантия, но если вы сохраните спокойствие и будете говорить то, что можно проверить, вы сможете освободить летающую обезьяну от контроля Злой Ведьмы — и заполучить себе союзника.
И последнее, очень важное замечание: не позволяйте всему этому сделать вас параноиком.
Большинство людей хорошие. Но если ваша интуиция что-то вам говорит, обратите внимание на разговор человека, на свои эмоции, примените правило 90%, используйте ОАРУ — и будьте милы с летающими обезьянами.
В конце концов, единственный способ по-настоящему победить токсичных людей — не играть в их игры.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.