Как можно охарактеризовать содержание икон
Словесница Искусств
№2 (18) • 2006 • Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды
Друзья и партнеры
Смысл и содержание иконы
Слово иконописца монахини Иулиании (Соколовой)
. Искусство Церкви, и в частности изобразительное искусство (а оно занимает значительное место в храме), получило особое направление, совсем особое содержание, а содержание обусловило и совсем иные формы, то есть внешность его. Уже этой необычностью своих форм Церковь служит спасению человека, напоминая, что есть иной мир и что наша настоящая жизнь лишь малая ступенька к ожидающей нас будущей жизни. Всеми своими установлениями Церковь еще здесь приоткрывает таинственную завесу вечности и ведет к благодатному общению с Богом, Который есть жизнь и дыхание, пища и питие блаженной вечности. Но начало иной жизни должно быть положено здесь, на земле. Одним из таких установлений Церкви является церковное изобразительное искусство.
Образ и подобие Божие в человеке
. Образ Божий в человеке заключается в его разумности, свободе и бессмертии.
. Образ Божий — неотъемлемая принадлежность каждого человека (каждение священнослужителей в храмах предстоящим есть каждение образу Божию).
. Под подобием разумеется способность, возможность, потенциал идти к Богоуподоблению, что совершается по свободному произволению каждого через принуждению себя к добру.
. Совесть (со-весть, со-ведать). Самое слово говорит о том, что это есть некто, соприсутствующий человеку и вместе с ним знающий все, что он делает, до последних мелочей. Это есть голос Божий в человеке, указывающий ему, что хорошо и плохо. Указав, совесть требует исполнения указанного и за исполнение награждает успокоением, за неисполнение наказывает угрызением и лишением покоя и даже неотступным преследованием. Это — законодатель и блюститель закона, неподкупный Судия, обмануть и обойти которого невозможно.
Церковь — тело Христово
Приступая к изучению иконописания, технике написания иконы, необходимо уяснить себе, что это искусство не имеет самостоятельной жизни, как всякое другое (портрет, пейзаж и проч.), оно является частью жизни Церкви.
Зрение духовное
. изобразительное искусство основывается на зрении. Если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее. бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния перед Лицом Божиим.
. К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.
Икона — свидетельство Боговоплощения
Боговоплощение есть основной христианский догмат, по которому Второе Лицо Пресвятой Троицы, оставаясь совершенным Богом и в Своем Божестве неописуемым Словом Отчим, стал Человеком. Заимствовав у Божией Матери человеческую природу в ее полноте, не изменяя Своего Божества и не смешивая его с человечеством, Он явился Богом и Человеком в одно и то же время. Это — снисхождение, истощание Бога. Тот, Кто совершенно недостижим, «неприступен» для твари и ни в коей мере не изобразим, стал описуемым и изобразимым, приняв человеческую плоть.
Образ, икона Христова, есть выраженный в образе догмат о Боговоплощении.
Люди, окружавшие Его, видели в Нем только человека, часто и пророка. Божество же его было скрыто под величайшей простотой внешнего зрака раба. Даже любимые ученики лишь однажды, на Фаворе, узрели Христа в Его прославленном, обожженном человечестве. Церковь же Святая имеет очи, чтобы видеть, а также уши, чтобы слышать (Отк. 2,7), поэтому в Евангелии она слышит Божие слово, а также с непоколебимой верой смотрит на Христа как на Богочеловека.
Поэтому и в иконе она показывает Его не как обыкновенного человека, но как Богочеловека в Его славе, даже в моменты Его крайнего уничижения. Именно поэтому Православная Церковь никогда не изображает на своих иконах Христа как просто человека, страдающего телесно и душевно, как это делает религиозное искусство в картине. На иконах православных и Младенец Христос является как Богомладенец в присущем Ему могуществе и царственной славе.
Этого никак не могли понять иконоборцы. Они спрашивали: как можно изобразить два естества Христа? Православные же совсем не думали изобразить ни Божественную, ни человеческую природу Христа самое по себе, но изображали Его личность Богочеловека, соединившую в Себе два естества без смешения и разделения. Изобразимость Богочеловека основывается на изобразимости Его Матери.
Рождаясь от Отца неописуемого, Он не может иметь образа. «Какому равному образу, — говорит преподобный Феодор Студит, — могло быть уподоблено Божество, изображение которого совершенно запрещено Священным Писанием? Но с тех пор, как Христос родился от описуемой Матери, Он, естественно, имеет образ, соответствующий образу Его Матери, то есть описуемый. И если бы Он не мог быть изображаем при помощи искусства, это значило бы, что Он рожден только от Отца и не воплотился. И если мы иконы отвергаем, то и явление Христа отвергаем.
. Для познания Святой Троицы у нас один только ключ — мы знаем Отца через Сына: Видевый мя, виде Отца (Ин. 14,9; Ин. 12,45).
Следовательно, мы можем изображать только то, что нам открыто: воплотившееся Лицо Сына Божия — Иисуса Христа и Святого Духа. Святой дух изображается в том виде, в каком Он являлся: в виде голубя — при Богоявлении и в виде огненных языков — в день Пятидесятницы.
Присутствие же Бога Отца или вообще присутствие Божие изображается благословляющей рукой, выходящей из неба.
Смысл и содержание иконы
. Древняя икона — составная часть жизни церкви, основанной на земле Христом Спасителем. Христос же, Глава Церкви, сказал о себе: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). И Церковь Христова не от мира сего; ее природа иная, нежели у земного мира. Все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой, и все согласованно служит ее конечной цели — спасению мира.
. в противоположность искусству светскому, древняя икона возникала не на воображении и фантазии художника, не на его личном восприятии и толковании сокровенной Божественной истины, а, с одной стороны, на богопросвещенном разуме святых отцов Церкви, с другой стороны, на самоотреченном послушании голосу Церкви святых иконописцев, которые через свое послушание также приобщались к духовному опыту Церкви, то есть духовному опыту всех предшествовавших поколений отцов, учителей и святых иконописцев, вплоть до святых Апостолов.
Непоколебимость Богооткровенной истины, составляющей содержание изобразительного искусства Церкви, требовала и соответствующей себе формы. И была постепенно (за первые пять — семь веков) выработана разумом Церкви особая форма, отличная от всякой другой формы, постоянная, единая, твердая — канон; форма, призванная выражать не случайность личного мировоззрения художника, а вовеки незыблемую Божественную истину.
Какова же эта форма?
Если картина с внешней стороны есть окно в мир вещественный, то икона по внешней форме есть тоже окно, но в мир духовный, невещественный, не имеющий ни времени, ни пространства в нашем понимании. Отсюда и плоскостность иконописного образа, нейтральный золотой фон и многое другое. Этот мир дается в иконе не в свете личного понимания мастера, а в свете общецерковного духовного понимания.
. Нам известно, как трудились святые иконописцы. Готовясь написать святую икону, древний, истинный иконописец готовил прежде всего себя самого через молитву и пост, через послушание своему духовному руководителю. Он готовился через самоотречение, для того чтобы в его святое церковное дело не вторглась его человеческая, себялюбивая, страстная природа и не исказила Божественную истину; чтобы самому приблизиться, насколько возможно, к миру, которого ему предстоит касаться кистью.
. Свято следуя церковному преданию и завещанию, благоговея перед высотой и глубиной священного образа, древний иконописец, забывая свои личные интересы, почитал себя счастливым, что труд его позволял ему как бы касаться ризы Христовой. И ни один из них не дерзнул подписать созданную им икону своим именем, ибо в ней он не почитал ничего своим, ни содержания, ни формы.
Картина и икона
. Признаком всякой жизни является, прежде всего, дыхание; все живое дышит. Есть дыхание и в области духовной. Святоотеческий опыт свидетельствует: «дыхание души есть молитва». Древние подвижники, встречаясь, спрашивали друг друга не «как поживаешь» или «как твое здоровье», а «как твоя молитва». Живой не может не дышать, живой духовно не может не молиться.
. предстояние перед Богом, эту молитву, составляющую дыхание духовной жизни, выражает икона. Она есть сама молитва, выраженная в линиях и красках. Молитвенность — единый внутренний мир, неизменно хранимый иконой во все века.
О древней иконе:
1. В изображениях святых очертания почти плоские, почти силуэтные, лишены особенностей земной плоти, а всегда наполнены молитвенной отрешенностью, тишиной бесстрастия, величием простоты и смирения, сдержанностью в движениях.
2. Икона показывает и природу: землю в виде своеобразных, стилизованных горок, воду и растительность, все на плоскости, без пространственной глубины, и никогда икона не дает самостоятельного пейзажа без человека, как это бывает в картине.
3. Икона запечатлевает и события, но опять не в их земной обстановке, а в их сверхвременном значении и смысле. Она являет лик события.
. Все древние иконы были чудотворны. Начиналась икона молитвой, по правилам Церкви писалась молитвой, завершалась молитвой. Первый, кто ей молился, был сам иконописец.
. Картина есть окно в мир вещественный, пространственный, чувственный, и если она дает событие, то непременно в его исторической обстановке и последовательности, обязательно через призму личного, земного и часто страстного понимания ее автора.
Икона — окно в вечность, ее образ сверхчувствен, бесстрастен; она представляет события в их сверхвременном значении и смысле через призму церковного, соборного сознания.
20 самых известных икон и их значения
Здравствуйте, уважаемые читатели. Придя в храм, важно знать иконы и их значение, чтобы сразу подойти к нужному вам образу.
Как молиться перед иконой
Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.
Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.
Значение икон
1. Семистрельная
Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.
Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.
Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.
Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.
Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.
2. «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.
Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.
Образ Богородицы надо установить в изголовье кровати больного алкоголизмом или наркоманией и молиться каждый день.
Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.
Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.
Читайте также
Православная икона «Неупиваемая чаша»: что означает, в чем помогает и как молиться
Мир всем читателям блога! Пьянство – греховный порок, охватывающий и молодых и стариков, процветает во всех слоях…
3. Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
Поможет исцелить человека не только от физических болезней, но и душевных. Реликвию можно узнать по изображению Богоматери, стоящей у постели больного человека.
4. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Вся наша жизнь состоит из малых радостей, которые мы часто не замечаем в погоне за эфемерной мечтой, забывая о своих близких людях, о словах благодарности. Поэтому многие мечты, становясь навязчивыми, не дают радоваться новому дню, а потому не услышаны.
О чем молить у лика Нечаянная Радость
Молитва у святыни дарует:
5. «ТРОЕРУЧИЦА»
Чудотворный образ Божьей Матери дарует исцеление от болезней рук. Молебны защищают от пожара, различных болезней, печали и скорби.
6. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Написание образа относится к Х веку. Если нужна быстрая, неотложная помощь, преклоняют колени именно перед святыней. Еще просят:
Читайте также
О чем молятся иконе «Скоропослушница» и какими молитвами
Здравствуйте! Чтобы обращаться к чудотворному лику Богородицы, надо знать, в каких нуждах она поможет, как и когда чтить…
7. «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»
Святой, особенно почитаем в России. Молебен Серафиму Саровскому помогает исцелиться от болей суставов, рук, ног, позвоночника.
8. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
9. НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ
Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.
10. ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ
На Руси особо чтимый образ Пресвятой Богородицы. Перед этой святой мощью происходило коронование царей и избрание первосвятителей.
Молебны помогут усмирить враждующих между собой людей, смягчить злые сердца, исцелить от телесной и душевной немощи и тех, в кого вселился бес.
11. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
Люди всегда прибегали к помощи иконы Святой Богородицы. В каких случаях она может помочь:
12. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
13. НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ
Является олицетворением чистоты, непорочности, поэтому, она встает на защиту юных девушек, помогая им сохранить свою невинность и целомудрие.
Молитвы у образа Неувядаемый цвет помогают выйти замуж за того человека, которого послала сама судьба. Замужние женщины могут просить о благополучной семейной жизни.
14. УМИЛЕНИЕ
Чудотворный лик оберегает и помогает женщинам сохранить чистоту, выдержку, добрый нрав. Если с верой просить поддержки у Девы Марии, то она обязательно исполнит ваше прошение. Девушкам Богоматерь обязательно поможет найти достойного спутника жизни.
Когда женщине выпадают суровые жизненные испытания или она испытывает душевное потрясение, то надо преклонить колени у образа Пречистой, тогда жизнь обязательно наладиться.
15. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.
Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.
Супруги всегда могут обращаться за помощью к этому образу. Святая МАРИЯ поможет любому, кто к ней обратиться с любой чистой просьбой. Если просьба будет негативной, то она не будет услышана.
Как просить помощи
Если вы молитесь дома, то молиться надо с утра:
16. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Редкий, но чрезвычайно могущественный образ, защищающий жилище от злых духов, семью от вмешательства извне, помогает супругам обрести счастье и любовь, всем остальным избавиться от уныния и депрессии.
Поместите ее у входа, тогда она будет защищать жилище от всякой нечисти, и от недоброжелательных гостей. Многие люди подтверждают, что после уединенной молитвы перед этим Святым ликом, проблемы решались сами собой.
Читайте также
Какие иконы должны быть в доме и квартире: как молиться дома перед иконой
Здравствуйте! Икона — это изображение Спасителя, Его святых и Богородицы. Совершая молитвы перед ними, православные…
17. Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»
Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.
Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.
Молитесь у иконы при выходе из дома, а также в уединении. Лучшим местом в доме для вашей Защитницы, стена напротив входной двери или над ней.
18. СКОРБЯЩАЯ
Икона Богородицы помогает людям:
Молитесь лику, и вам придет помощь в работе, в делах и семейной жизни.
Читайте также
Икона заступница как выбрать покровителя по дате своего рождения
Какая икона заступница подойдет именно вам? Какая разница между ангелом хранителем и святым покровителем — все это вы…
19. РАДОСТЬ ВСЕХ РАДОСТЕЙ
Чудотворная икона поможет, если будете без суеты и злости в сердце молиться:
20. ТРОИЦА
Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.
Читайте также
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: истории, знаменательные даты и молитвы
Приветствую всех моих читателей! Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы неверующих ставят на путь истинный, больных…
Уважаемые друзья, теперь вы знаете, в каких нуждах к какому святому надо обращаться, чтобы избавиться от самых сильных бед и переживаний. Не забывайте благодарить Бога за каждый миг вашей жизни, и тогда вы будете счастливы и успешны.
IX. Смысл и содержание иконы
Смысл и содержание иконы выявлены в учении, которое Церковь формулировала в ответ на иконоборчество.
Догматическое обоснование иконопочитания и смысл иконы наиболее полно раскрываются в богослужении двух праздников: Нерукотворного Спаса (службы которого мы уже отчасти касались) и Торжества Православия, праздника победы иконы и окончательного торжества догмата Боговоплощения.
За основу нашего разбора мы возьмем кондак Торжества Православия, своего рода словесную икону праздника. Необычайный по глубине и богатству содержания, он выражает все учение Церкви об образе. Точное время появления этого кондака неизвестно. Предполагается, что он появился не позже X века, но, возможно, что он современен канону праздника. В таком случае он восходит к IX веку, то есть к самому времени Торжества Православия, потому что канон праздника был написан св. Феофаном Начертанным, исповедником Православия второго периода иконоборчества. Святой Феофан был впоследствии митрополитом Никейским и умер в 847 г. Таким образом, канон Торжества Православия написан человеком, лично участвовавшим в борьбе за икону. Он представляет собою плод живого опыта конкретного познания Божественного Откровения, защищавшегося ценой крови. В крайне сжатой и точной форме, всего в трех фразах, по поводу торжества иконопочитания, он выражает все домостроительство нашего спасения, а через него и учение об образе и его содержании:
Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаемь,
и оскверншиися образ в древнее вообразив,
божественною добротою смеси.
но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем
Первая часть кондака выражает нисхождение второго Лица Святой Троицы и тем самым обоснование иконы христологическим догматом. Следующая фраза раскрывает смысл воплощения, осуществление Божественного замысла о человеке и, следовательно, о мире. Можно сказать, что эти две фразы раскрывают святоотеческую формулу: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Конец кондака выражает ответ человека Богу, наше исповедание спасительной истины Боговоплощения, принятие человеком Божественного домостроительства, осуществление нашего спасения через соучастие в Божественном действии: Исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.
Именно образ Бого-Человека, образ Ипостаси Христовой и не могли принять иконоборцы. Они спрашивали, как можно изображать две природы Спасителя. Но православные никогда не имели в виду изображать ни Божественную природу, ни человеческую природу Спасителя: они изображали, как мы уже говорили, Его Личность, Личность Бого-Человека, нераздельно и неслиянно сочетавшего в Себе две эти природы.
И слова Седьмого Собора, и слова преподобного Феодора Студита касаются вопроса, очень остро стоящего в наше время и имеющего большое догматическое значение, а именно изображения Бога Отца, существующего в нашей церковной практике. Мы знаем, что так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII в. Нам придется вернуться к этому вопросу и разобрать его более подробно в связи с запрещением образа Бога Отца Большим Московским Собром (1666–1667). Здесь мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями принципиального характера, касающимися приведенных текстов.
Как мы видим, Седьмой Собор говорит об отсутствии образа Бога Отца, причем это отсутствие образа Отца, как не воплотившегося, невидимого и потому не описуемого, подчеркивает изобразимость воплотившегося Сына Божия: изобразимость Сына через Его воплощение противопоставляется неизобразимости Отца потому, что Он не воплотился. Из этого мы имеем право заключить, что Собор утверждает принципиальную с точки зрения догматического учения Церкви невозможность изображения Бога Отца. И здесь мы снова возвращаемся к евангельскому реализму как основе всей православной иконографии. Конечно, изображать можно все что угодно, ибо человеческой фантазии нет предела. Но дело в том, что не все изобразимо. Многое из того, что касается Бога, не только не выразимо ни словом, ни образом, но и совершенно непостижимо для человека. Невозможность иметь образ Бога Отца Седьмой Вселенский Собор и обосновывает именно Его непознаваемостью, непостижимостью. Ключ к познанию Святой Троицы у нас один: Отец познается Сыном (видяй Мя, видит Пославшаго Мя [ Ин. 12, 45 ] и видевый Мене, виде Отца Моего [ Ин. 14, 9 ]) и Сын познается Духом Святым (никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 )). Поэтому мы и изображаем только то, что нам открыто: воплощенную Ипостась Сына Божия, Иисуса Христа. Духа Святого изображаем через Его проявления в мире: в Крещении Господа в виде голубя, в Пятидесятнице – в виде огненных языков и т.д.
Если первая часть кондака выражает обоснование иконы Боговоплощением, то вторая часть раскрывает, как мы говорили, смысл Боговоплощения, а вместе с тем смысл и содержание новозаветного образа: И оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси.
Что такое образ Божий в человеке и что такое подобие Божие? Отцы толкуют это в том смысле, что если образ Божий присущ человеку, то подобие Божие он должен стяжать: образ должен раскрываться в подобии, и это совершается в свободе и самоотдаче любви. Быть образом Божиим – значит иметь возможность уподобляться Богу. Другими словами, подобие Божие, сходство с Богом, есть задание, данное человеку, динамическая задача, которую он должен исполнить.
Но человек есть малый мир, микрокосм; он – средина и средоточие тварного бытия вообще. Поэтому тем, что он создан по образу Божию, он становится проводником Божественных действий на всякую тварь. Именно в образе Божием получает свой смысл космичность человека: через человека тварь получает участие в жизни духовной. Именно человеку, поставленному во главе всей видимой твари, надлежало в себе объединить все и через себя объединить с Богом, привести мир к такому состоянию, при котором Бог всяческая во всем, ибо конечная цель твари есть ее преображение.
Человеческое возрождение состоит в том, чтобы «нынешнее уничиженное естество» изменить, приобщая его к Божественной жизни, ибо по классическому выражению св. Григория Богослова, который повторяет св. Василия Великого, «человек тварь, но он имеет повеление стать богом». Последуя Христу, становясь Его сотелесником, человек отныне может восстановить в себе подобие Божие и осиять им окружающий мир. По словам Апостола Павла, мы же вси откровенным лицем славу Господа взирающе, в той же образ преобразуемся, от славы в славу ( 2Кор. 3,18 ). Когда человеческая личность достигает этой цели, она становится причастной Божественной жизни и преображает и самую свою природу. Человек становится сыном Божиим, храмом Духа Святого ( 1Кор. 6, 19 ), приумножая дары Его благодати, он становится больше самого себя, восходит и возносится выше меры первого Адама потому, что он не только возвращается к чистоте первозданного человека, но обожается, «смешивается с божественной добротой», становится богом по благодати.
Это восхождение человека – процесс, обратный его падению, начало освобождения мира от беспорядка и тления, ибо обожение, достигнутое святым, есть начаток преображения всего мира.
Образ Божий неизгладим в человеке; он лишь восстанавливается, очищается в святом крещении. Но уподобление Богу может увеличиваться или уменьшаться. Будучи свободным, человек может по своему произволению стать и сыном погибели. Тогда образ Божий в нем затмевается, и он может осуществить в своей природе отвратительное неподобие, карикатуру Бога.
Из сравнения приведенных текстов мы видим, что задача новозаветного образа, как ее понимают св. Отцы, состоит именно в том, чтобы при его посредстве наиболее верно объяснить, наиболее полно выразить, насколько это возможно средствами искусства, истину Боговоплощения. Образ Человека Иисуса есть образ Бога. Поэтому Отцы Седьмого Собора и указывают, что икона – изображение человека обоготворенного – досточтима и свята именно тем, что передает обоженное состояние своего первообраза и носит его имя; поэтому освящающая благодать Духа Святого, присущая первообразу, присутствует и в его изображении. Другими словами, именно благодать есть причина святости и изображенного лица, и его иконы; она же есть и возможность общения со святым через его иконы.
Эта духовная реальность, возвещаемая иконой, получает значение непосредственно относящегося к нам практического научения в последней фразе кондака Торжества Православия: Но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем (то есть все домостроительство Божие, выраженное в первых двух фразах. Слово воображать употребляется здесь, конечно, не в смысле умозрительного представления, а в смысле претворения в образ). Таким образом, кондак завершается ответом человека Богу, принятием и исповеданием спасительного домостроительства Божия.
Как исповедуется спасение словом, мы знаем. Исповедание делом также можно понять как следование Христу, исполнение Его заповедей. Но здесь речь идет не только об этом. Наиболее ясный ответ на это мы находим в Синодике Торжества Православия. Как мы знаем, Синодик этот 202 содержит анафематствования еретиков иконоборцев и провозглашения вечной памяти исповедников Православия. Среди последних параграф третий провозглашает вечную память «верующим и доказывающим свои слова писаниями, и дела изображениями – для распространения и утверждения истины словами и изображениями (иконами)». Итак, изображения предполагают дела, которые и следует показать. Но дела, которые запечатлеваются изображениями, – одно, а делание этих изображений – другое. Слово дело в кондаке имеет, таким образом, двойной смысл: дел внутренних и дел внешних. Иначе говоря, кондак передает здесь конкретный жизненный опыт Церкви, выраженный в словах или в образах людьми, этот опыт стяжавшими, – святыми. С одной стороны, человек может, содействием благодати Духа, восстанавливать свое богоподобие, изменять сам себя внутренним деланием, творить из себя живую икону Христову. Это то, что Отцы называют деятельной жизнью. С другой стороны, человек может также для пользы других людей сообщать свое внутреннее освящение в образах: образах видимых и образах словесных: делом и словом сие воображаем. Человек может творить икону во вне, пользуясь окружающей его материей, освященной пришествием Бога на землю. Можно, конечно, выражать внутреннее духовное состояние одними словами. Но проявляется и показывается это состояние изображениями; ими оно наглядно подтверждается. Слово и образ «указывают друг на друга», по слову ороса Седьмого Собора.
Все, что мы говорили о содержании иконы, можно сопоставить с текстом Первого послания Апостола Павла к коринфянам. Он сравнивает наше смертное тело с зерном, брошенным в землю. В течение настоящей жизни зерно это должно прорасти, то есть в какой-то мере войти в свою будущую жизнь; также и мы должны войти в жизнь будущего века, чтобы в общем воскресении процвести в том виде, какой даст нам Бог. Сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное; (гл. 15, ст. 35–58). Христос, новый Адам, обновил, воссоздал в бессмертие наше человеческое естество: Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ. Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное. Первый человек от земли перстен; вторый Человек – Господь с небесе. Яков перстный, таковы и перстнии, и яков небесный, таци же и небеснии: и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небесного. Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует (ст. 45–50). И немного далее: Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (ст.53). Свет Преображения Христова на Фаворе есть уже слава будущего века. Ибо сила, воскрешающая святых после смерти, есть тот же Дух Святой, Который во время их земной жизни живит не только их души, но и тела. Поэтому мы и говорим, что в иконе мы передаем не повседневное, обычное лицо человека, а его вечный прославленный лик. Потому что самый смысл иконы в том, чтобы показывать нам наследников нетления, наследников Царствия Божия, начатками которого они и являются уже в своей земной жизни. Икона есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и все освящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная, тленная плоть человека. Икона – трезвенная, основанная на духовном опыте и совершенно лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. Если благодать просвещает всего человека, так что весь его духовно-душевно-телесный состав охватывается молитвой и пребывает в Божественном свете, то икона видимо запечатлевает этого человека, ставшего живой иконой, подобием Бога. Икона не изображает Божество. Она указывает на причастие человека к божественной жизни 203
Итак, между почитанием святых и почитанием икон существует органическая связь. Поэтому в конфессиях, не признающих почитания святых, не существует и образа (протестантство). Там же, где понятие святости искажено, искажен и образ (римокатоличество).
Разбор кондака Торжества Православия приводит нас к более ясному представлению о двойном реализме новозаветного образа. Так же как в Богочеловеке Иисусе Христе живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол. 2, 9 ), так и Церковь, Тело Христово, – организм и Божественный, и человеческий. Она сочетает в себе воедино две реальности: реальность историческую, земную, и реальность благодати Духа Святого, реальность Бога и реальность мира. Самый смысл существования церковного искусства и заключается в видимом, наглядном свидетельстве об этих двух реальностях. Оно вдвойне реалистично и именно этим отличается от всякого другого искусства, так же как священный текст отличается от всякого другого литературного произведения.
С другой стороны, икона должна соответствовать священным текстам, которые совершенно ясны. Дело здесь не в поэтическом образе или аллегории, а в совершенно определенной реальности. Эту реальность необходимо передать. Но как же передать в образе это озарение светом, паче солнца сияющим, то есть превосходящим всякие изобразительные средства? Красками? Но краски не в состоянии воспроизвести даже естественный солнечный свет. Как же можно ими воспроизвести свет, превосходящий свет солнца?
Приведенные цитаты являются по существу словесно выраженной иконой, вплоть до деталей, на понимание которых наводит нас поучение св. Антония Великого. Поэтому они имеют капитальное значение для нашей темы. То действие благодати Святого Духа на тело человека, и в частности на органы чувств, которое преподобный Антоний передает словами, на иконе нам показывается. Аналогия между словесным описанием и образом здесь настолько очевидна, что приводит к определенному выводу: здесь раскрывается онтологическое единство аскетического опыта Православия и православной иконы. Именно этот опыт и его результат показывается нам в иконе и передается через нее. При помощи красок, форм и линий, при помощи символического реализма, единственного в своем роде художественного языка, нам раскрывается духовный мир человека, ставшего храмом Божиим. Тот внутренний мир и благоустройство, о котором свидетельствуют подвижники, передается в иконе миром и благоустройством внешним: все тело святого, все детали, даже морщины и волосы, одежда и все, что его окружает, все объединено, приведено к высшему порядку. Это зримое выражение победы над внутренним хаотическим разделением человека, а чрез него и победы над хаотическим разделением человечества и мира.
Итак, икона показывает нам прославленное состояние святого, его преображенный, вечный лик. Но она делается для нас, очевидно, что своим условным языком она обращается к нам, так же как и цитированные выше описания святых подвижников относятся не только к аскетической практике монахов, но и ко всем верующим, так как стяжание благодати Духа Святого является заданием для всякого члена Церкви. Как образное выражение аскетического опыта Православия, икона имеет капитальное значение, которое и является основной и главной целью церковного искусства. Ее созидательная роль заключается не только в научении истинам христианской веры, но в формировании всего человека.
Итак, икона есть и путь, и средство; она – сама молитва Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), о которой говорят Отцы, учит нас поститься глазами, по выражению Аввы Дорофея 231 И действительно, поститься глазами невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактным) или обычным, предметным Только икона может указать, в чем заключается и чем достигается этот пост.
Из вышеизложенного ясно, что цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство Икона не трогательна, не чувствительна. Цель ее – направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения, очищая нас от всякой экзальтации, которая может быть только нездоровой. Так же как обожение человека, которое она передает, икона не упраздняет ничего истинно человеческого: ни психологического элемента, ни различных особенностей человека Всякая икона святого показывает, в чем заключалась его земная деятельность, которую он обратил в духовный подвиг, будь то деятельность церковная, как, например, епископа, монаха, или деятельность мирская, как князя, воина, врача Но, как и в Евангелии, все человеческие мысли, знания, чувства и дела здесь показываются в их соприкосновении с миром Божественным, и от этого соприкосновения все очищается; то же, что не может очиститься, сгорает. Всякое проявление человеческой природы, всякое явление нашей жизни просвещается и осмысляется.
Православное церковное искусство есть, таким образом, видимое выражение догмата преображения, и преображение это понимается и передается как определенная объективная реальность в соответствии с православным учением: показывается не отвлеченное о нем представление и не его индивидуальное более или менее искаженное понимание, а церковная истина.
Поэтому самый смысл иконы не в том, чтобы быть красивым предметом, а в том, чтобы изображать красоту – подобие Божие.
Одежда в иконе сохраняет свои свойства и совершенно логически облекает формы человеческого тела; однако она изображается так, что не скрывает от глаз прославленное состояние святого, а наоборот, его подчеркивает; выявляя дело человека, она становится как бы образом его одежды славы, образом ризы нетления. И здесь аскетический опыт находит свое внешнее выражение в строгости часто даже геометрических форм, света и линий складок. Они перестают быть случайными и беспорядочными, меняют свой характер, становятся строго ритмичными, подчиняясь общей гармонии образа. Освящение человеческого тела сообщается и облекающей его одежде. Мы знаем, что прикосновение к одежде Спасителя, Богоматери, Апостолов и святых подавало исцеление верующим. Достаточно вспомнить евангельскую кровоточивую жену или исцеления от одежды Апостола Павла (см. Деян. 19, 12 ).
Как мы видим, мир в иконе не походит на свой повседневный облик. Все здесь пронизано божественным светом, и поэтому предметы не освещены с той или иной стороны каким-либо источником света; они не отбрасы-вают теней, ибо теней нет в Царствии Божием, где все пронизано светом. На техническом языке иконописцев светом называется самый фон иконы. Об этом мы будем говорить в дальнейшем.
Люди, опытно познавшие освящение, создали соответствующие образы, которые подлинно являются «откровением и показанием скрытого», по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, подобно тому как и скиния, сделанная по указанию Моисея, открывала то, что было показано ему на горе. Образы эти не только несут человеку откровение грядущего преображенного мира, но и приобщают его к нему. Можно сказать, что икона пишется с натуры, но при помощи символов, ибо та натура, которую она изображает, не передаваема непосредственно. Это мир, который в полноте своей откроется только во Второе и славное Пришествие Спасителя.
Мы пытались пояснить содержание иконы как выражение догмата, как плод православного духовного опыта в течение христологического периода истории Церкви, того содержания иконы, которое явлено Отцами и Соборами, в особенности же догматом иконопочитания.
Теперь перейдем к краткому изложению того, как развивался и уточнялся художественный язык иконы, выражающий ее содержание, классический ее язык. Мы рассмотрим и ту роль, которую играла икона в течение столетий, последовавших за иконоборчеством, включая и наше время.
Из Послания к иноку Николаю // Добротолюбие Москва, 1888, т 1, с 420