Как можно представить процесс познания
Виды и формы познания мира
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Процесс познания. Этапы познания
Познание представляет собой совокупность процессов, процедур и методов, с помощью которых человек приобретает знания о явлениях и закономерностях мира. Познание выступает как основной предмет изучения гносеологии (теории познания).
Кроме философии существуют и другие дисциплины,изучающие познание: история науки, когнитивная психология, социология знания и другие. Но большое число смежных дисциплин изучает лишь некоторые аспекты познания, поэтому именно для философии этот предмет изучений является особым.
Первый этап познания
Познание предполагает прохождение его субъекта трех этапов. Первый этап включает в себя чувственное познание. Оно выражается в живом созерцании реальности. Чувственный опыт предполагает представления, ощущения и восприятия, которые являются источниками знаний. Эти знания связывают человека с внешним миром.
Главная роль отводится органам чувств человека. К органам чувств человека относятся осязание, зрение, слух, вкус, обоняние. Чувственное познание имеет свои формы. Основные формы чувственного познания – представления, ощущения, восприятия. Форма, наполненная содержанием, предоставляет человеку чувственный результат познания.
Чувственным отражением отдельных свойств предметов, как, например, ощущение температуры, звука, цвета, является ощущение.
Восприятием называют чувственное отражение предмета или явления в целом. Отражение происходит в реальном времени, ощущения выступают в совокупности и единстве об этом предмете или явлении (вид предмета, персонаж в фильме).
Представление выражает чувственный образ. Образ создается за счет хранящего в нашей памяти предмета или явления, который был воспринят ранее (представление удара молнии, представления пасмурной погоды).
Образное мышление использует представления для создания усложненных форм – комбинированные, ассоциативные представления. Познание может выходить за рамки чувственного представления с помощью различных форм мышления.
Самое простое суждение как «голубой василек» демонстрирует форму связи ощущений и восприятий человека. За основу этой связи берутся понятия о растениях и их цвете. В языке человек не сможет выразить свой чувственный опыт, если не обладает понятиями.
Поэтому не существует «чистого» чувственного созерцания. Мышление человека пронизывает его. Как нет «чистого» чувственного созерцания, так нет и «чистого» мышления. Это связано с материалом чувственности в форме наглядных образов и знаков.
Чувственное созерцание действительности связывает сознание с миром вещей, их свойств и отношений. В таком случае чувственное созерцание действительности считается непосредственным. При этом нужно учитывать, что оно обусловлено предшествующей практикой, выработанным языком.
Знания являются результатом осмысления ощущений. Сами ощущения — это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.<< spravochnik_article.html >>
Второй этап познания
На втором этапе происходит логическое познание. На этом этапе наше сознание отражает объективный мир. Главная роль принадлежит абстрактному мышлению человека, которое реализуются с помощью таких приемов как:
Понятия, суждения и умозаключения – основные формы и результаты логического познания.
Понятия отражают существенные свойства, общие свойства предметов и явлений через словесную форму (понятия: «индивид», «зверь», «машина»).
Суждение выступает как связующий элемент понятий. Эта связь дает новое знание (например: техника — это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание — это свойство высокоорганизованной материи).
Умозаключение — это связь суждений. Она дает новое знание (например: субъет обладет сознанием, следовательно он человек).
Третий этап познания
Третий этап является практическим. На данном этапе применяются знания для того, чтобы осуществить какую-либо деятельность. Знания, которые были получены, используются в практических целях. Они проходят проверку и уточнение, при необходимости корректируются в процессе практической деятельности человека.
Результаты деятельности, ее продукты выступают итогом на этом этапе познания. Результаты деятельности или ее продукты носят духовный характер (доктрины, учения, концепции, теории), а также материальный (предметы быта, здания, сооружения).
В данном случае уместнее говорить о слиянии духовных и материальных результатов человеческой деятельности. Человек сооружает объект, который до своего создания был идеально продуман в человеческом сознании.
Для познания практика, являющаяся единством духовно-материальной деятельности человека, имеет важное значение. Этому свидетельствуют такие факторы, как то, что практика выступает:
Практика также определяет потребность познания.
Процесс познания человеком мира
Содержание:
↑ Понятие «познание».
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
↑ Эмпирический уровень познания
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
Формы чувственного познания:
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Формы рационального познания:
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
↑ Интуиция
ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы.
ЕГЭ. Познание
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Ступени рационального познания
Пример.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 3. «Познание».
Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания – это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Ступени рационального познания
Пример.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык – это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык – это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель.
Существует ещё интуитивный способ познания мира.
Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное, и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание – это многозначное понятие:
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Формы человеческого познания
Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:
Виды знаний
Что такое истина
Определений истины несколько. Вот некоторые из них.
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Бывает ли две истины?
Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.
Что является противоположностью истины?
Противоположность истины- заблуждение.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.
Запомните: ложь- не является противоположностью истины.
Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).
Объективная и субъективная истина
Объективная истина – это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно, не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.
Критерии истины
Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
Теоретические критерии истины:
Критерии истины, то есть те основания, которые дают возможность утверждать, что то или иное знание истинно, соответствует предмету познания, были изложены в предыдущей статье.
Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.
Что такое практика
Практика – это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.
Практика – это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.
Виды практики
Практика как критерий истины
Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.
Особенности практики
Функции практики
Абсолютность и относительность практики
Практика одновременно и абсолютна, и относительна.
Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.
Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.
Механизм практики
Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.
Научное познание.
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
Уровни научного познания
Каждый уровень научного познания имеет свои методы изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
Теоретические методы научного познания
Формы научного познания
Социальное познание.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
Принципы социального познания
Источники социального познания
Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
Цели социального познания
Методы социального познания
Эмпирические
Теоретические
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
Методы социального прогнозирования
Самопознание.
Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.
Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.
Я-концепция (или образ « Я») — это представления человеке о самом себе.
Я-образы:
Этапы самопознания
Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.
Методы самопознания
Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов.
Самооценивание –оценивание своих действий. Не всегда оно бывает объективным, самокритичным.
Средства самопознания
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.