Как можно рассматривать зарождение квалиметрии
Содержание 2 введение 9 глава 1 основные сведения о квалиметрии 12
1.1.3. Зарождение, развитие и будущее квалиметрии
1.1.3.1. Причины зарождения квалиметрии как науки
Квалиметрия – следствие процесса квантификации познания
В то время появление этого термина (и соответствующего понятия) показалось неожиданным, почти случайным. (Для многих такое отношение сохраняется к нему ещё и сегодня).
На самом же деле говорить о случайности квалиметрии было бы неверно. Наоборот – ее появление должно рассматриваться как одно из многих, совершенно закономерных свидетельств общего процесса расширения сферы квантификации, т.е. количественного выражения, использования количественных методов в научной и вообще в познавательной деятельности.
Всеобщий и императивный характер тенденции увеличения сферы применения квантификации как одного из важнейших инструментов познания очень точно сформулировал Галилей, утверждавший: «Надо измерять все измеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению». В наше время по существу ту же мысль несколько иначе выразил отечественный математик Д.Б. Юдин: «Качество – это еще не познанное количество».
Так, широко известно мнение К. Маркса, признававшего наукой только то, что имеет под собой математический фундамент. Но еще за столетие до Маркса, И. Кант в «Метафизических началах естествознания» писал: » Я утверждаю, что в каждой специальной естественной науке можно найти собственно науки лишь столько, сколько в ней математики». За три столетия до Канта так же высказывался Леонардо да Винчи: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
Подобным же образом за пять столетий до Леонардо думал и знаменитый арабский ученый IХ века Абу-Юсуф бен Исхан Аль-Кинди, видевший в математике основу и предпосылку всех наук, включая философию и естествознание. А еще тринадцатью столетиям раньше древнегреческий философ Ксенофонт из Халкедона сформулировал античное понимание математики в следующем афоризме: «Математика есть рукоятка философии». Несколькими же десятилетиями раньше Ксенофонта (или за 23ОО лет до наших дней) его учитель Платон сказал так: «Если исключить из любой науки математику, измерение и вес, то немного после этого в ней останется».
Наконец, можно упомянуть в связи с этим и такой замечательный древнейший памятник культуры, как Библия, в которой говорится: «Но ты все расположил мерою, числом и весом».
Сфера применения квантификации постоянно расширяется. Одним из свидетельств этого процесса можно считать рост числа таких научных дисциплин или таких методов решения технических задач, в названиях которых используется древнегреческий глагол «метрео» (мерить, измерять). Вот только некоторые примеры:
абсорбциометрия, автометрия, авторефрактометрия, адаптометрия, аксиометрия, акселерометрия, акваметрия, актинометрия, альгометрия, амперометрия, ангиостереометрия, антропометрия, асимметрия, астрокалориметрия, астрометрия, астрофотометрия, аудиометрия, аурометрия. ацидиметрия, аэрофотометрия, батиметрия, билирубинометрия, биометрия, библиометрия, вакуумметрия, велоэргометрия, визометрия, вискозиметрия, водометрия, волнометрия, вольтамперометрия, волюмоспирометрия, гемакоагуметрия, гемометрия, гемоуитометрия, гигрометрия, гидрометрия, глюкометрия, гравиметрия, градиометрия, денситометрия, дидактометрия, дилатометрия, динамометрия, диоптриметрия, диэлектрометрия, дозиметрия, доплеометрия, изометрия, иммунорадиометрия, импедансеметрия, инклинометрия, интерферометрия, ионометрия, искусствометрия, историометрия, калипометрия, калориметрия, кератометрия, кератопахиметрия, клиометрия, коагулометрия, комплексонометрия, кондуктометрия, колориметрия, краниометрия, кулонометрия, ликвороманометрия, липометрия, люксметрия, люминометрия, магнитометрия, манометрия, масс-спектрометрия, медиометрия, меркуриметрия, микродозиметрия, микроколореметрия, морфометрия, наукометрия, натодинамометрия, нефелометрия, нитритометрия, новометрия, оксиметрия, оксмометрия, оптометрия, ордометрия, орсонометрия, осциллометрия, офтальмометрия, офтамотонометрия, параллелометрия, периметрия, пикофлуометрия, пирометрия, ph-метрия, планиметрия, пульсоксиметрия, пульсотамометрия, поляриметрия, психометрия, потенциометрия, прикладная эконометрия, профилометрия, пульсоксиметрия,. радиометрия, радиотермометрия, редоксметрия, резистоцервикометрия, рентгенометрия, рефкератометрия, рефрактометрия, сахариметрия, сенситометрия, синхрометрия, СО-оксиметрия, социометрия, спектрометрия, спектрорадиометрия, спектрополяриметрия, спектрофотометрия, спирометрия, спироэргометрия, стабилометрия, стереометрия, сфигмоманометрия, сфинктерометрия, тахиметрия, тахометрия, тензометрия, термокондуктометрия, термометрия, технометрия, титрометрия, тонометрия, турбидеметрия, урофлоуметрия, уф-радиометрия, флуориметрия, фолликулометрия, фотограмметрия, фотоколориметрия, фотометрия, хронометрия, хронорефлексометрия, цианометрия, цистометрия, эквилибриометрия, эконометрия, экспонометрия, электрометрия, эргометрия, эргоспирометрия, эхобиометрия, эхоостеометрия, эхотахометрия.
(Разумеется, было бы неправильным считать, что применение квантификации обязательно связано с наличием в названии корня «метрия»).
В этом же, постоянно удлиняющемся ряду, стоит и квалиметрия.
Квалиметрия – инструмент повышения эффективности любой работы.
Но почему же квалиметрия появилась именно в 60-х годах ХХ века?
В современной науке об управлении сформулированы пять необходимых и достаточных условий обеспечения успешности любой работы. Их можно представить в виде схемы, представляющей собой “дерево условий” (см. рис. 1).
Четыре из этих пяти условий (знать, уметь, успевать, стимулировать) в методологическом плане обеспечить относительно легко. Ведь нормативные документы, необходимые для проведения соответствующих расчетов, уже разработаны. Например, во всех отраслях материального производства есть справочники нормировщика, с помощью которых подсчитывается число людей, необходимое время и орудия труда, нужные для выполнения определенной работы (условие «успевать»). В других (в тарифно-квалификационных справочниках) указываются требования, с учетом которых для каждой успешно производимой работы могут быть подобраны нужные исполнители (условие «уметь»). Сравнительно несложно обеспечить и условие «знать» – для этого нужно только четко поставить задачу исполнителям работы. Наконец, для соблюдения условия «стимулировать» в распоряжении любого руководителя имеется достаточно широкий спектр стимулирующих воздействий на подчиненных: материальных и моральных, положительных («пряник») и отрицательных («кнут»), направленных на индивидуума или на коллектив, единовременных или распределенных во времени и др.
Квалиметрия как наука: история становления, объект, предмет и структура
Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело для людей большое практическое значение. В настоящее время оценка качества социальных услуг и социального обслуживания населения является наиболее актуальной проблемой современного общества.
Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.
В 20-30 года ХХ-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов ХХ века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции. В годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.
В первой половине ХХ века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.
В 1971 г. в России была издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. В 1972г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии. В 1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».
Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.
В последующие годы и до наших дней в России изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам многих технических вузов, готовящих инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам-менеджерам новой специальности «Управление качеством». Во всех вузах, где готовят менеджеров, преподается дисциплина «менеджмент качества». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике.
Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управления качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами.
Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в России, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оценивания качеств.
Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г.Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В.Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.
Предметомквалиметрии являются как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества продукции.
Задачами квалиметрии являются:
— разработка методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к показателям качества;
— разработка единых методов измерения и оценки показателей качества;
— разработка единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции;
— разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;
— разработка принципов и методов оценки качества;
— прогнозирование и планирование потребностей, технического уровня и качества изделий;
— определение оптимальных (вариантов) показателей качества, их нормирование, разработка технических условий и стандартов на новую продукцию;
— оптимизация уровня качества объектов;
— оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий;
— изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;
— подведение итогов деятельности организации и ее подразделений;
— выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции и др.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:
— общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
— специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
— предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).
В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.
У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.
Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.
Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.
Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.
Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.
Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.
Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:
— прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
— разработка методов определения численных значений показателей качества;
— разработка принципов и методов оценки качества;
— выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
— определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
— определение научно-технического уровня НТД;
— расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
— установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
— планирование разработки и освоения новых видов продукции;
— определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
— оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
— определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
— планирование повышения качества изготовления продукции;
— планирование технического уровня и качества;
— проведение контроля и испытаний;
— установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
— выбор моделей сертификации продукции и СМК;
— проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);
— проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных подсистем;
— выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);
— определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
— изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;
— подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
— выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.
Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.
Таким образом, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину. Это – знания, которые необходимы практическим работникам, занимающихся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов. История зарождения и развития квалиметрии охватывает довольно большой промежуток времени. Это обусловлено тем, что результат любой деятельности должен обладать совокупностью свойств и характеристик, и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым закрепляются в нормативных документах.
1. Что входит в понятие «квалиметрия»?
2. Опишите историю развития количественной и качественной оценки качества товаров.
3. Обозначьте объективные условия и субъективные факторы появления квалиметрии как науки.
4. Когда появилась квалиметрия как наука?
5. Как и кем развивалась квалиметрия в России? Назовите последние работы по квалиметрии и их авторов.
6. Выпишите из журналов, включенных в зарубежные базы (Scopus, Web of Science, Wiley, Oxford University Press, Taylor and Francis, Springer и др.), не менее 3-х статей по квалиметрии.