Как можно расторгнуть контракт в армии
Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное
35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.
36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:
а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);
б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);
а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;
б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);
в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;
г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;
37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:
38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.
39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.
Краткое содержание проведенной беседы с увольняемым военнослужащим отражается в листе беседы, который подписывается лицом, ее проводившим, и увольняемым.
Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:
выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;
рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.
40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:
41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам «в» и «г» части 1 и пунктам «б» и «в» части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.
Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.
42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.
43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.
Что будет, если разорвать контракт в армии?
Служба в армии по контракту становится всё более популярной формой работы в последние годы, благодаря этому создаются новые рабочие места и уменьшается нагрузка на призывников. Обычно и оплата для военнослужащих по контракту предусмотрена вполне приличная, позволяющая вести достойное существование, и социальное обеспечение для себя и семьи также на высоком уровне. Все преимущества такой службы идентичны для всех регионов страны, сужение прав не допускается и ведёт к трибуналу. Напротив, в отдельных регионах возможны повышенные условия, введённые местными властями.
При всех плюсах такой работы, это – трудовые отношения, а значит, нередко возникают причины для их расторжения. Они имеют объективный или субъективный характер и вынуждают контрактников обращаться к руководству с просьбой о прекращении отношений. Особенностью является сфера, ведь это специфические трудовые договора, и причины для их расторжения по согласию сторон также имеют необычный характер. Также нужно знать, что будет, если разорвать контракт в армии.
Важно! Законодательные особенности данной процедуры порой не дают обычным гражданам осуществить задуманное. В случае, если самостоятельно решить данный вопрос не удалось, или он требует срочности, лучше обратиться к юристу. Профессионал по данным вопросам недорого и быстро решит вашу проблему.
Основания для разрыва контракта
Законодательство не закрепляет исчерпывающий перечень причин, по которым военнообязанный может обратиться за расторжением трудовых отношений. Это значит, что указанные в нормативных актах примерные поводы носят характер наиболее распространённых случаев, но могут иметь место и другие, более субъективные. Если учитывать опыт военнослужащих, прошедших данную процедуру, можно выделить следующие базовые варианты:
Любой из перечисленных поводов должен быть указан в соответствующем рапорте о расторжении трудового договора. Конечно, должна присутствовать также корректная аргументация, почему указанные причины делают дальнейшее исполнение обязанностей невозможными вообще или на длительное время – ведь руководство может предложить долгосрочный отпуск, если не хочет терять ценный кадр.
Интересно! Большая часть желающих расторгнуть договора «спотыкаются» именно на составлении заявления. Неумение достаточно хорошо аргументировать – основная причина. Поэтому обращение к юристу – лучшее решение.
Последствия расторжения договора
Во-первых, данное основание, предусмотренное законодательством, автоматически лишает вас возможности претендовать на большое выходное пособие, например, в случае увольнения по инициативе работодателя, оно может быть больше. Также ваш социальный пакет прекращает действие сразу после выхода приказа об увольнении, вне зависимости от изначально предусмотренного срока. Поэтому не соглашайтесь на предложения сделать данную процедуру «задним числом», как это популярно для многих случаев. Если работодатель просит отработать больше смен, чтобы найти замену, обсуждайте условия детально, также пригласите юриста.
Не забывайте, что служебное жилье также следует освободить до фактического увольнения – времени на поиски нового места жительства вам не предоставят. Если данное условие не выполняется, работодатель вполне вправе принудительно выселять всю семью, ведь жилплощадь в данном случае в собственности государства. Поэтому если вы подали рапорт и рассчитываете бороться за расторжение – лучше сразу найдите временное жильё. В противном случае можно заиметь немало проблем от собственного решения – конечно, если не планируется переезд, и вы уже знаете, как обстоят дела с данным вопросом.
Рапорт подаётся с соответствующими документами непосредственно начальнику – лучше проследите за регистрацией данного документа и затребуйте заверить копию идентичными датами с оригиналом. Это имеет значение для подсчёта сроков – дело в том, что ответ на подобный запрос по закону руководство даёт не позднее, чем через 30 дней. Пропуск соответствующих сроков может стать основанием для материальной ответственности – работник может востребовать компенсации ущерба за ожидание сверх положенного. Очевидно, ответ на рапорт может иметь и отрицательный характер – но в таком случае он должен содержать аргументированное возражение на аргументы военнообязанного, почему он хочет покинуть службу.
Конечно, отсутствие ответа или несогласие с ним не даёт вам основания самостоятельно решать данный вопрос – самовольное оставление возложенных обязанностей в данной сфере – это уголовная ответственность. Не рискуйте, вы получите компенсацию за противоправные действия, но их характер должен установить суд. Обратитесь в военную прокуратуру или трибунал, чтобы оспорить действия командования – тут можно действовать самостоятельно, законом не предусмотрено обязательное привлечение адвоката. Впрочем, его наличие сильно облегчит задачу – как показывает статистика, самостоятельно такие споры обычно не выигрываются. Также вы должны быть полностью уверены в своей правоте, поэтому не подавайте заявления без предварительной консультации.
Можно ли военнослужащему досрочно уволиться с контрактной службы в армии и как это сделать?
Для увольнения военнослужащего по контракту недостаточно просто желания, нужны определенные основания. Инициатором прекращения служебных отношений может быть как сам гражданин, так и его командир части. Знание законодательных норм позволит покинуть ряды вооруженных сил без потери льгот и привилегий.
Может ли контрактник уволиться досрочно?
Согласно ст. 51 ФЗ РФ № 53 досрочно уволиться с военной службы возможно:
ФЗ РФ № 53 устанавливает способы увольнения со службы:
Также возможно прекращение службы в армии в связи с осуждением по уголовной статье. Данные об этом заносятся в военный билет и личное дело.
Узнать больше о том, какие есть основания для выхода в отставку, можно здесь.
Основания
Обстоятельства для увольнения по собственному желанию могут быть прямо прописаны в законе (п. 3 ст. 51 ФЗ РФ № 53). Если обстоятельства в законе не указаны, но препятствуют прохождению службы, нужно получить заключение аттестационной комиссии (п. 6 ст. 51 ФЗ РФ № 53). Окончательное решение принимает командир. Он вправе не расторгать контракт со служащим даже при наличии заключения комиссии (п. 46 ППВС от 29.05.2014 г. № 8).
Как быстро уйти из армии контрактному служащему: порядок
Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше. Порядок увольнения военнослужащего регламентирован в Указе Президента Российской Федерации № 1237 и в ст. 23 ФЗ РФ № 76.
При прекращении службы по окончании контракта составление рапорта необязательно.
Установлено, кто имеет право уволить военнослужащего:
Сроки
Срок увольнения после подписания приказа составляет один месяц. Дата при досрочном увольнении не может быть позднее даты окончания контракта. Военнослужащего нельзя уволить в период:
Какие выплаты положены?
Полный перечень таких оснований приведен в п. 4 ст. 3 ФЗ РФ № 306-ФЗ.
Последствия
Увольнение по основаниям, не связанным с нарушением условий контракта и иными негативными обстоятельствами, не несет для гражданина никаких отрицательных последствий. Прекращение службы по состоянию здоровья, по ОШМ или достижению предельного возраста позволяет сохранить все социальные и пенсионные льготы.
При увольнении из-за вины военнослужащего он лишается дополнительных выплат, компенсаций и пособий. К тому же в этом случае гражданин не может:
Во избежание подобного юристы советуют:
Что делать, если не увольняют, а вы не хотите служить?
Причинами отказа в увольнении военнослужащего могут быть:
В случае отказа в увольнении и неправомочной задержке в рассмотрении документов или оформлении приказа военнослужащий может обратиться в суд или военную прокуратуру.
Процедура увольнения военнослужащих отличается от процедуры прекращения трудовых отношений и регламентирована отдельными нормативными актами. Уход из ВС возможен только по уважительным причинам, инициаторами могут быть военнослужащий или его командир. Выбор основания важен для сохранения льгот и дальнейшего трудоустройства.
Как разорвать контракт военнослужащему по собственному желанию, процедура увольнения
Действующий закон говорит о том, что расторгнуть контракт с военнослужащим можно на основании его желания. При увольнении по данному основанию потребуется указать причины, которые побудили к принятию такого решения. Эти причины рассматриваются аттестационной комиссией и пот итогу выносится обоснованное заключение. На практике использование рассматриваемого основания для увольнения часто остается непонятым командирами частей.
Порядок
Когда происходит расторжение контракта по желанию контрактника, то требуется соблюсти определенный порядок. Это относится не только к самому военнослужащему, но и к командованию воинской части. В частности, сделать нужно следующее:
В рапорте нужно указать личные данные военнослужащего, данные командира части. Также обязательными элементами выступают дата и подпись заявителя. Составить документ требуется в двух экземплярах. Регистрировать их нужно в строевом отделе. Один экземпляр нужно оставить части, второй, с отметкой о принятии, забрать заявителю.
Стоит обратить внимание, что отказ сотрудников строевого отдела в принятии рапорта неправомерен. Если откажут, то это можно рассматривать как нарушение установленных правил документооборота. Когда есть возможность – контрактник передает рапорт лично в руки руководству части.
После того, как указанный период времени прошел, военнослужащему поступает ответ, который должен быть мотивированным. Если рапорт не разрешен, то есть возможность составить жалобу на совершение командованием части неправомерных действий. Обращаются в этой ситуации в органы прокуратуры или гарнизонный суд. Обращение составляется в военную прокуратуру, расположенную по месту несению службы. Обязательно отражается причина написания рапорта. Стоит учесть, что приведенные причины в документе должны носить уважительный характер.
Согласно имеющейся практике по расторжению контрактов уважительными считаются причины, которые препятствуют выполнить условия, прописанные в документе. К ним относятся:
При низком уровне дохода оценка дается минимальной зарплате, установленной для региона, где проходит службу человек. Если контрактник в одиночку занимается воспитанием детей, то нужно установить, что отсутствует материальная поддержка от второго родителя. При этом второй родитель не должен быть лишен прав в отношении детей в судебном порядке.
К рапорту прикладываются оригиналы или копии документации, которая будет подтверждать наличие перечисленных оснований для расторжения контракта. Стоит обратить внимание, что возникнуть может одновременно несколько указанных оснований. Подтвердить все из них нужно документально. После того, как командир получил рапорт, он должен передать его аттестационной комиссии. В нее входят сотрудники отдела кадров и юридического, командующие разных подразделений, заместители командира.
Для рассмотрения комиссии поданного документа отводится неделя. Помимо рассмотрения самих материалов дела, комиссия вызывает для заслушивания контрактника. Дается объективная оценка названных им причин разрыва контракта. Причины прекращения трудовых отношений могут быть признаны комиссией уважительными или нет. В результате рассмотрения рапорта составляется протокол, где отражается принятое решение. Подписывается данный документ всеми членами, принимавшими участие в решении поставленного вопроса.
Решение носит рекомендательный характер для командования части. Если он сочтет нужным, то может учесть его при расторжении контракта с военнослужащим. Решение в окончательном варианте принимается командиром, которые наделен в установленном порядке полномочиями, связанными с изданиями приказом, касающихся увольнения личного состава. Если контрактник не согласен с решением, вынесенным аттестационной комиссией или командира, то он имеет возможность обжаловать указанные документы. Чтобы нарушить свои нарушенные права обратиться нужно в органы прокуратуры или суда.
В законодательстве четко не прописан временной промежуток, в течение которого должен быть издан приказ о прекращении трудовых отношений с военнослужащим-контрактником. Это дает основание полагать, что указанный вопрос рассматривается в разумные сроки. Однако, часто на практике можно встретить ситуации, когда процедура разрыва контракта по желанию военнослужащего.
Какие выплаты положены
Министерством обороны издан приказ № 2700, в соответствии с которым военнослужащий при разрыве контракта по своему желанию имеет право на определенные выплаты. В том числе:
В ситуации, когда контрактник обладает государственными наградами, которые он получил в течение прохождения службы, то он также получает дополнительную выплату. Ее размер составляет один оклад, установленный для денежного содержания. Стоит обратить внимание на то, что размерные характеристики перечисленных выплат будут разниться для каждого военного. Это говорит о том, что расчет производится в индивидуальном порядке, так как для разных званий и должностей предусматривается разный размер окладов.
В окончательном варианте сумма зависит от того, какое воинское звание имеется у человека, какая должность им занималась на момент прекращения трудовых отношений. В ситуации, когда процесс увольнения контрактника по собственному желанию не понятен или вызывает вопросы, обратиться за консультацией можно к профессиональному юристу.
Что учесть
Если военнослужащий принял решение разорвать контракт по собственному желанию, то он должен знать каким моментам уделить внимание. В том числе, если принято окончательное решение о расторжении контракта, то требуется составить рапорт и направить его командованию части. Жилое помещение, которое занимал военнослужащий во время прохождения службы, должно освобождено и сдано. Сделать это нужно после того, как командование части приняло решение разорвать трудовые отношения. Если контрактником будет нарушен порядок, установленный относительно освобождения служебного жилья, то применяться будет процедура принудительного выселения.
Юристы отмечают, что в настоящее время военнослужащий-контрактник может изъявить свое желание на разрыв контракта, если возникли уважительные причины. Также решение принимает аттестационная комиссия. Основное значение, которое ей отведено – определить, носят причины увольнения уважительный характер или нет. В законодательстве отсутствует перечень таковых причин. Поэтому каждый военнослужащий, который хочет раньше срока расторгнуть контракт может указать в заявлении наличие ситуации, которая возникла у него в жизни. После рассмотрения рапорта указанная инстанция выносит свое решение. Вердикт комиссии носит субъективный характер.
Важно учесть при написании рапорта опыт других контрактников, которым ранее удалось расторгнуть контракт по этому основанию. Рассмотрение рапорта производится на протяжении месяца, после чего ему направляется ответ. Он выражается в письменной форме. Если возникла ситуация, что контрактник не согласен с принятым решением, то у него возникает правомочие на обращение в военную прокуратуру или суд гарнизонного значения для защиты своих прав.
Последствия
Разрыв контракта может иметь для военнослужащего некоторые последствия. В частности, стоит отметить, что при прекращении трудовых отношений с воинской частью ранее установленного срока – негативных последствий не будет, при условии, что на то имеются уважительные причины. Министерство обороны страны указало в своих правовых актах указало на то, что уволившийся контрактник в таком случае имеет право на получение всех премий и компенсаций, которые ему полагаются по закону.
Также в зависимости от того, в течение какого срока человек нес службу, он также может воспользоваться установленными льготами. На эти положения оказывают влияние и причины, побудившие его расторгнуть контракт. Обратить внимание нужно на то, что возможно затягивание сроков относительно расторжения контракта. Такие положения связаны с тем, что интересы воинской части и ее командования и контрактника-военнослужащего значительно разнятся. Затягивать сроки получится, в том числе, посредством увеличения сроков прохождения рапорта.
Военнослужащему требуется вести учет сроков самостоятельно и если возникнет их нарушение, то подается жалоба. Порядок в этом случае прописан в действующем законодательстве.
Человек, проходящий военную службу на основании контракта, имеет возможность расторгнуть отношения с частью по своему желанию. Для этого должна быть выполнена определенная последовательность действий. Главное – написать рапорт и отразить в нем причины, которые побудили на принятие такого решения. Негативных последствий данное основание для увольнения не несет в себе. В том числе, военнослужащий после увольнения может рассчитывать на выплату полагающихся ему пособий.
В этом видео вы узнаете о том, как уволиться с военной службы по собственному желанию:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Как можно расторгнуть контракт в армии
По вопросу, касающемуся увольнения с военной службы, см. также ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ и ст. 34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с лишением его воинского звания;
д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «д.1» введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
(пп. «д.2» введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)
ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах или войсках национальной гвардии Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
(пп. «л» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
м) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах или войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «м» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
(пп. «н» введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ)
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) как не выдержавший испытание;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
С 01.01.2012 в пп. «е.1» п. 2 ст. 51 слова «с нарушением запретов» должны быть заменены словами «с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей» (ФЗ от 08.11.2011 N 309-ФЗ). В связи с тем, что пп. «е.1» с 03.12.2011 изложен в новой редакции (ФЗ от 21.11.2011 N 329-ФЗ), внесение указанных изменений некорректно.
е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
(пп. «е.1» в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации;
(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На военнослужащих, прикомандированных до 01.01.2007 к федеральным государственным органам, где учреждены должности ФГС, при увольнении по пп. «ж» п. 2 ст. 51 распространяются права и гарантии, предусмотренные при увольнении в связи с ОШМ (ФЗ от 06.07.2006 N 105-ФЗ).
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Об условиях продолжения службы лицами, имеющими на 01.07.2021 гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, см. ФЗ от 30.04.2021 N 116-ФЗ.
и) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «и» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
(пп. «л» введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 415-ФЗ)
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 5 пп. «в» п. 3 ст. 51 см. Постановление КС РФ от 27.05.2020 N 26-П.
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(абзац введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 200-ФЗ)
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 01.05.2019 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.