Как можно развивать казахстанский бренд

Сделано в Казахстане: как продвинуть отечественную продукцию на мировой рынок

Как можно развивать казахстанский бренд. 6819678c667e0ecb7ff08c4b260a1422. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-6819678c667e0ecb7ff08c4b260a1422. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка 6819678c667e0ecb7ff08c4b260a1422

По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, Казахстан экспортирует 800 товаров в 120 стран. Основными экспортными товарами обрабатывающей промышленности являются ферросплавы, цинк необработанный, медь рафинированная, уран, газы нефтяные, трансформаторы и аккумуляторы (51% несырьевого экспорта дает металлургия).

Глава МИИР РК добавил, что, учитывая рост потребления и спрос на мировых рынках, в текущем году ожидается экспортный рост товаров в таких отраслях как: машиностроение, за счет увеличения экспорта трансформаторов, аккумуляторов и подшипников; металлургии, за счет увеличения производства ферросплавов и стальных труб, а также в химической и легкой промышленности.

Кроме того отечественные строительные компании начали осваивать международный рынок строительных услуг. Например, строительство автодорог в Грузии, железных дорог в Словакии (IntegraConstruction), обогатительной фабрики в Кыргызстане (ТОО «ААEngineering»).

Министр сообщил, что в 2019 году ожидается рост экспорта транспортных и строительных услуг. А также в рамках сервисных мер поддержки в текущем году для экспортеров будут организованы 15 торгово-экономических миссий, 7 национальных стендов, 4 презентации товарных знаков, а также участие казахстанских предприятий в 30 зарубежных профильных выставках в странах ближнего и дальнего зарубежья.

По его словам, экспортерам будет оказана поддержка по поиску и организации встреч с зарубежными потенциальными покупателями, рекламе их продукции, а также по оплате расходов экспортеров на аренду выставочной площади, проживание и питание участников, перелет и услуги переводчика. Данной поддержкой будет охвачено 70% экспортеров – это не менее 270 отечественных компаний.

По словам министра, добросовестные экспортеры, вошедшие под зонтичный бренд «Сделано в Казахстане» будут пользоваться широкими мерами государственной экспортной поддержки. Это позволит экспортерам значительно снизить расходы на продвижение и рекламу и упростит процесс выхода на новые рынки.

Он добавил, что возмещение затрат предусматривается за перевозку продукции железнодорожным (оплата тарифа за МЖС, локомотивную тягу и грузовые коммерческие работы) и автомобильным транспортом (не более 300 тенге за 1 км пробега).

Принимаемые системные меры поддержки экспортеров позволят создать условия для увеличения объема несырьевого экспорта в 1,5 раза до 2022 года.

В свою очередь, министр сельского хозяйства РК Сапархан Омарова добавил, что госпрограммой развития АПК планируется довести объем экспорта переработанной сельхозпродукции в 2021 году до 2,4 млрд долларов. При этом в этом году объем экспорта будет доведен до 1,27 млрд долларов.

Так, по итогам прошлого года экспортировано 3,5 млн тонн переработанной сельхозпродукции (26,3% в физическом весе от общего объема 13,4 млн тонн экспорта продукции АПК) на сумму 1,125 млрд долларов (37,2% в денежном выражении от общего объема экспорта продукции АПК на сумму 3,0 млрд долларов).

По его словам, основной вклад в указанный рост производства даст прирост по группе мясопродуктов, рыбопродуктов, молокопродуктов, глубокой переработки зерна, переработки масличных и производство сахара.

Глав МСХ отметил, что в целях обеспечения загрузки перерабатывающих мощностей сырьем в 2019 году продолжится реализация отраслевых программ по приоритетным направлениям АПК. В животноводстве в текущем году планируется создание 2000 семейных ферм мясного направления и увеличение производства говядины на 10%. По птицеводству ожидается расширение действующих мощностей на 8 птицефабриках, в результате рост производства мясо птицы составит 11%. Помимо этого, будет создано 19 промышленных и 31 семейных молочно-товарных ферм с общей мощностью почти 18,0 тыс. голов.

Вместе с тем, Премьер-министр РК Аскар Мамин подчеркнул, что развитие экспортного потенциала страны является стратегически важным фактором обеспечения качественного роста экономики.

Глава кабмина добавил, что отдельное внимание необходимо уделить продвижению экспорта отечественной сельхозпродукции.

По итогам рассмотрения вопроса Аскар Мамин поручил в месячный срок разработать дорожные карты по продвижению экспорта в отраслях и приоритетных секторах услуг, а также обеспечить разработку и внедрение казахстанских стандартов, технических регламентов и норм, соответствующих международному уровню.

Напомним, по итогам 2018 года экспорт несырьевых товаров и услуг составил 23 млрд долл, в том числе несырьевой экспорт товаров — 15,7 млрд долл и объем экспорта услуг — 7,3 млрд долл. В соответствии с экспортной стратегией перед Правительством РК стоит задача по увеличению объема несырьевого экспорта до 32 млрд долл к 2022 году.

Источник

Как на примере Qazaq Republic продвигать бренд страны

Современная подача национальной айдентики

Недавно в парламенте было предложено переименовать Казахстан в Казахскую Республику (Qazaq Republic). Как оказалось, в стране уже два года существует бренд сувенирной продукции с таким же названием. Его основал казахстанский режиссер Сакен Жолдас. Опережая события, бренд пользуется немалым спросом не только у иностранцев, но и у местного населения. Сегодня по Казахстану насчитывается 40 точек Qazaq Republic. Корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Сакен Жолдас рассказал, за счет чего марке удается конкурировать на рынке сувенирной продукции, высоком спросе, стремительном развитии и положительном влиянии бренда на рост туризма в стране.

Создание бренда

Идея создать бренд Qazaq Republic начиналась с мысли о продвижении современной айдентики страны. Первой продукцией марки стали футболки с необычными принтами на латинице. Поняв, что людям нравится неординарная подача, Сакен Жолдас решил акцентировать на этом внимание.

Начало бренду было положено в 2017 году. На тот момент у зарождающейся марки не было страницы в Instagram, но уже стояли стеллажи в «Marwin» и DUTY FREE. Это помогло прощупать почву, убедиться в качестве продукции и спросе на нее.

Как можно развивать казахстанский бренд. aac67eeff08a4dd4ed85e851efd. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-aac67eeff08a4dd4ed85e851efd. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка aac67eeff08a4dd4ed85e851efd

Как можно развивать казахстанский бренд. da9f60b0e71b0fbbac5d19c62f9. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-da9f60b0e71b0fbbac5d19c62f9. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка da9f60b0e71b0fbbac5d19c62f9

Сакен рассказывает, что вовсе не дизайнер одежды, и оценивал бизнес со стороны потребителя. Много путешествуя по миру, предприниматель не раз сталкивался с отсутствием единой символики у страны.

Неожиданно высокий спрос

Инвестированные в проект время, деньги и усилия дали свои плоды. Сакен Жолдас отмечает, что динамика бренда на сегодня хорошая. Спрос превзошел все ожидания.

Инвестиции

На первом этапе вложения были небольшими — около 10 тыс. долларов. Позже Сакен инвестировал в проект еще два раза. Все вырученные от проекта деньги уходят на его развитие. Благодаря активному спросу на продукцию растут не только продажи, но и прибыль.

Выигранные от фонда 20 тыс. долларов помогли команде ввести в ассортимент термобутылку. Стоя перед выбором — открыть онлайн-стор, либо увеличить ассортимент, было выбрано второе. Сакен делится, что, не вкладываясь в развитие, бренд так бы и остановился на продажах футболок.

Сейчас основное внимание команда Qazaq Republic акцентирует на офлайн-продажах. Онлайн планируют развивать в этом году.

Как можно развивать казахстанский бренд. 4bbcfc36c285a1420eddf2f3418. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-4bbcfc36c285a1420eddf2f3418. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка 4bbcfc36c285a1420eddf2f3418

Влияние качества на стоимость

Себестоимость продукции выходит около 50-60%.

Рост Qazaq Republic происходил органическим путем, без рекламы. На момент открытия в Instagram было всего 1000 подписчиков. И только в прошлом году команда стала задумываться о необходимости продвижения.

Производство на аутсорсе и креативный дизайн

Производство бренда находится на аутсорсе. Сакен поясняет, что это не только удобно, но и выгодно. Усилия и деньги, которые могли бы быть потрачены на цех, разумнее вложить в качество продукции и дизайн.

Одними из любимых предметов в ассортименте для Сакена стали эмалированные железные кружки. Заводов по их производству практически не осталось.

Как можно развивать казахстанский бренд. 90e1de5eb40325090e4b0c1f15c. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-90e1de5eb40325090e4b0c1f15c. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка 90e1de5eb40325090e4b0c1f15c

Как можно развивать казахстанский бренд. 5a8592cb87f4da43413cad36a83. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-5a8592cb87f4da43413cad36a83. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка 5a8592cb87f4da43413cad36a83

Born to be Qazaq

Футболки с надписью Born to be Qazaq очень популярны среди иностранцев. Сакен объясняет, что надпись на ней не связана с национальностью. Это игра слов.

Много заказов молодая компания получает из-за рубежа. Но иностранным клиентам приходится отказывать в связи с дорогой доставкой.

Как можно развивать казахстанский бренд. 0106e237431a60df66a7e90f0fc. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-0106e237431a60df66a7e90f0fc. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка 0106e237431a60df66a7e90f0fc

Перспективы

Qazaq Republic носят и узнают в других странах. Таким образом, это помогает казахстанцам вычислить своих. Бренд оказывает положительное влияние на рост туризма в стране.

Источник

Контент

В беседе с казахстанским дизайнером и руководителем фэшн-инкубатора Аяжан Жаксыбай Ц-1 выяснял, как можно улучшить производство дизайнерской одежды в Казахстане.

Как можно развивать казахстанский бренд. kz moda 6. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-kz moda 6. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка kz moda 6Дизайнер и руководитель фэшн-инкубатора Аяжан Жаксыбай; фото: Сергей Монько

На Неделе моды в Милане осенне-зимнего сезона 2017, состоявшейся в конце февраля, впервые принимали участие сразу пять казахстанских брендов: Aika Alemi, GK, Fariza Sultan, Nailya и Zibroo Design.

Последние четыре оказались участниками еще одного – менее громкого, но куда более важного для казахстанских дизайнеров проекта-инкубатора Kazakhstan Brand Incubator Program.

Его запустила в Алматы в 2015 году казахстанский дизайнер Аяжан Жаксыбай, автор бренда Aika Alemi, чья одежда сегодня продается в Цюрихе, Гонконге, Хошимин-Сити, Париже, Москве, Алматы и Лондоне.

Как можно развивать казахстанский бренд. kz moda2. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-kz moda2. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка kz moda2Фото с сайта: aikaalemi.com

Дом моды Aika Alemi, выпускающий женскую одежду класса люкс, называют творцом истинной, некричащей роскоши, чьи творения, словно шкатулки с двойным дном – простые снаружи, но сложные внутри.

В них сочетаются наследие ремесленников и новаторские идеи, отвечающие потребностям современной женщины, которая любит не эпатировать, а поражать, оставляя после себя долгое послевкусие.

Оригинальная одежда, не похожая ни на что другое, но сделанная очень качественно, отвечающая всем международным стандартам, сегодня способна поднять уровень казахстанских брендов на новую высоту, убежден Дом моды Aika Alemi.

О том, как может эффективно развиваться сегмент дизайнерской одежды в Казахстане, Аяжан рассказала Ц-1 на примере своего проекта.

– Ая, расскажите, пожалуйста, как удалось вывезти в Италию сразу пять брендов? Что вообще собой представляет ваш инкубатор, создавался ли он с целью коммерции?

– Инкубатор вырос из обучения. Я сначала обучала, потом меня попросили помочь на практике, стать куратором коллекции. И в какой-то момент я поняла, что можно и нужно делать это в больших масштабах, потребность в таком инкубаторе в Казахстане есть.

Увы, у нас много дизайнеров, которые недотягивают до международного уровня. Иногда просто потому, что не делают коллекции, как нужно. Только когда делаешь не просто набор вещей, а полноценную коллекцию, которая легко складывается в образы, только тогда ты можешь претендовать на то, что у тебя бренд, отвечающий международным стандартам.

Я предложила идею сделать инкубатор моему коллеге, теперь уже сокуратору Филиппу Пурхашеми, бизнес-тренеру инкубатора моды франкоговорящий части Бельгии – Валлонии-Брюсселя Wallonie-Bruxelles Design Mode. Филипп согласился, и теперь мы делаем инкубатор вместе.

Как можно развивать казахстанский бренд. kz moda 4. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-kz moda 4. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка kz moda 4Фото: aikaalemi.com

– Это же базис профессии – как создать коллекцию, разве это не дают на конструкторских факультетах?

– В наших вузах все дается только в теории, и фокус больше на конструировании и технологии. Наши институты так и называются: технологические. Но нужно научить дизайнеров практически создавать коммерчески пригодные коллекции.

В советское время легкая промышленность не была заточена на рынок, государство само размещало заказ и само все выкупало. Поэтому у нас просто нет такого навыка – все учатся на своих ошибках, и коммерческую часть индустрии моды у нас не преподают.

– Что вы делаете в вашем инкубаторе, чтобы этому научить?

– Мы даем полный алгоритм, начиная от идеи до продаж: идея, концептуализация, планирование коллекции, создание образцов, съемка каталога, ценообразование, написание пресс-релизов, стратегия по продажам, маркетинг – все полностью, чтобы подготовить коллекции на зарубежный рынок. У нас было уже три сезона инкубатора, и так мы уже поработали с восемью дизайнерами.

– Почему вы ориентируетесь непременно на зарубежный рынок?

– Если продукт сделан по международным стандартам, то он будет востребован и в Казахстане, и где угодно.

Наш рынок – тоже часть международного рынка, посмотрите, у нас есть все мировые бренды. Я не согласна с такой стратегией, что надо завоевать сначала внутренний рынок, а потом идти за рубеж.

– Откуда у вас понимание этих вещей? Вы в этой сфере находитесь меньше, чем многие казахстанские дизайнеры.

– До того, как прийти в мир моды, я работала в корпоративном бизнесе: много лет была финансовым директором «Бакарди Мартини» по СНГ и Монголии.

Как можно развивать казахстанский бренд. Kz moda. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-Kz moda. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка Kz modaaikaalemi.com

Это не одежда, конечно, но это тоже брендоориентированный бизнес, и многие законы работают и там, и там одинаково.

Поэтому я знаю, что такое рынок, маркетинг, позиционирование, сегментирование, стратегия продаж, стратегия маркетинга, реклама, продвижение, коммуникации с рынком. У нас часто люди даже разницы не понимают между этими вещами.

– На ваш взгляд, совмещать работу во всех этих направлениях под силу индивидуально работающим дизайнерам?

– Дизайнер, который работает в коммерческой фирме и успешно продается, сразу мыслит во всех направлениях.

В больших брендах, конечно, работает отдельно дизайнерская команда, отдельно – коммерческая, отдельно – технологическая, но любой дизайнер все равно всегда слушает обратную связь от рынка, от технологов: технологи и конструкторы помогают ему воплотить идею эффективно, а рынок помогает сделать то, что будет продаваться.

Ты не можешь быть просто талантливым. Чтобы жить на те деньги, которые ты зарабатываешь дизайном, нужно учитывать всё. И уметь строить коммуникации.

– Если опираться на ваш опыт, что нужно делать казахстанскому начинающему дизайнеру, чтобы за короткий срок продаваться в мировых магазинах?

– Например, я сразу сказала себе: в Казахстане маленький рынок, надо ехать за рубеж. Я все изучила, решила запускать марку и в Лондоне наняла пиар-агента.

Очень опытная женщина, которая в свое время привела на британский рынок марку изумрудов и бриллиантов Graff из Южной Африки. Я озвучила ей свои цели, и она делала в соответствии с этим конкретные проекты, предлагала шаги, мы обсуждали.

Коротко говоря, она ввела меня в этот мир, вскоре я сразу попала на выставку Scoop International, и уже в первый сезон приняла участие в трех Неделях моды – в Лондоне, Париже и Киеве.

– Насколько помощь такого специалиста была дорогой?

– Это дорого. Пиар-агент стоила мне пять тысяч фунтов стерлингов в месяц, я с ней работала три месяца.

К сожалению, немногие привлекают таких специалистов. У меня в инкубаторе были известные дизайнеры, много лет работавшие на нашем рынке и даже в Италии учились, но не совсем представляли, как выходить за рубеж.

Многие делают хороший продукт, но не тот, который нужен рынку. А нужно по-другому – необходимо свой креатив преломить под требования рынка.

Конечно, при этом у дизайнера есть еще свое видение, и это хорошо, но направление должно быть таким: от рынка к продукту, а не по-советски: у нас есть такие-то активы и навыки, и мы хотим это продать.

– Зачем вам инкубатор? Не проще ли создавать свою одежду и заниматься ее продвижением?

– У меня есть преподавательские способности и потребность делиться опытом. И хочется, чтобы нас было много, хочется интересную конкурентную среду.

Как можно развивать казахстанский бренд. kz moda1. Как можно развивать казахстанский бренд фото. Как можно развивать казахстанский бренд-kz moda1. картинка Как можно развивать казахстанский бренд. картинка kz moda1aikaalemi.com

Когда я поехала в Лондон первый раз в 2013 году на престижный смотр моды Scoop International, там был большой павильон бельгийских дизайнеров, их было человек 20.

Помню, я им позавидовала: я там была одна, а у них – три зала! Я подумала, как классно было бы выехать большим составом казахстанских дизайнеров. Это большая разница: или ты один приглашаешь байеров (закупщиков), или хотя бы пять дизайнеров зовут в свой павильон. Так что мы уже три раза ездили более широким составом, постепенно вырастая в количестве. В этот раз – пять брендов, и это было классно.

Даже у дебютантов были заказы, нас назвали «новыми талантами из Казахстана», и в следующем сезоне нас снова ждут. Кстати, по итогам Недели вышла статья на Vogue Italia с названием «L’onda Kazaka a Milano» («Казахская волна в Милане») – приятно. Конечно, никакую волну в одиночку не сделаешь.

– Как скоро запускается следующий сезон инкубатора? Вы планируете и впредь заниматься этим регулярно?

– Да, начинаем уже в апреле. Но вообще мы надеемся, что скоро у нас получится заключить договор о сотрудничестве с одним международным финансовым институтом, который хочет поддержать легкую промышленность в Казахстане.

Им понравилась модель нашего инкубатора, и они хотят, чтобы я работала с дизайнерами, которые смогут обучаться и платить уже не всю сумму, а половину, то есть половину расходов наш партнер возьмет на себя.

Также они хотят, чтобы я работала с большими фабриками. Если все получится, думаю, это будет очень хороший толчок для всей отрасли.

Источник

Инна Апенко: 3 секрета создания сильного казахстанского бренда

Инна Апенко, основатель бренда детской одежды Mimioriki, была одной из первых, кто громко заявил, что ее продукт – made in Kazakhstan. Тогда, десять лет назад, это казалось рискованным и не имеющим шансов на успех, но сейчас мы с гордостью выбираем вещи отечественного производства. И вот теперь Инна, опять же, одна из первых, говорит о том, как с помощью бренда можно транслировать ценности своей страны на весь мир. В нашем интервью Инна рассказала о преемственности в бизнесе, о ценностях, которые транслирует Mimioriki, и о том, каково быть единственным казахстанским брендом детской одежды на одной арене с мировыми гигантами.

О преемственности в бизнесе

Я начинала работать в бизнесе своего отца, в производственной компании Textiline. Пришла туда достаточно рано, в 16 лет. Считаю очень удачным, что этот бизнес был мне действительно интересен – папа плавно в него меня погрузил, и в 23 года, когда он ушел в другие направления, я была готова к самостоятельному плаванию. Но не надо, конечно, думать, что это все было без стрессов, конфликтов, депрессий и преподнесено на блюдечке. Думаю, что зачастую папа меньше со мной церемонился, чем с наемными специалистами. С другой стороны, мы гораздо больше времени провели вместе, чтобы больше понять и узнать друг друга, чем это обычно бывает у детей занятых бизнесменов, которым всегда кажется, что отец им не «додает» времени и внимания.

Когда мы говорим о семейном бизнесе в Казахстане, это как правило, носит в большей степени негативный оттенок – часто это истории не про профессионализм, а про кумовство. При этом, в странах, где экономика существенно состоит из предприятий средних и малых, устойчивы как раз семейные форматы ведения бизнеса. В Испании — около 75% семейных компаний, а их вклад в ВВП составляет 65%; в США — свыше 80%, и они дают около 60% общей занятости и создают около 80% новых рабочих мест. И совсем позитивный факт, что семейные компании демонстрируют более устойчивые коэффициенты прибыльности, чем остальные, в том числе в периоды кризисов.

Хотелось бы, чтобы семейный бизнес в Казахстане вбирал в себя именно эти сильные составляющие – преемственность, стабильность, игра в долгую. Семейный бизнес – это про защищенность и минимизацию рисков твоих сегодняшних инвестиций, потому что ты веришь, что завтра твое дело кто-то продолжит.

Как родился Mimioriki: история запуска первого казахстанского бренда детской одежды

Объясню, что это значит. Магазины Mimioriki находятся в крупнейших моллах страны. К примеру, в «Меге» рядом с нами стоят еще 25 мировых брендов детской одежды. И это бренды с 50-летним опытом работы на рынке. Та же Zara – крупнейший игрок в мире с колоссальными ресурсами. Ты понимаешь, что с точки зрения масштабности ресурсов невозможно сравнивать Zara и молодой казахстанский бренд. Но конечный потребитель оценивает их равнозначно, он смотрит на дизайн, на качество, на натуральность материалов, на цену, на сервис. Это, конечно, вызов для тебя. Я часто говорю своей команде: «Представляете, какая это степень ответственности? Наш конструктор должен разрабатывать конструкцию не хуже, чем конструктор из Zara или Mothercare. Да, у них больше ресурсов, но потребитель не делает нам за это скидку. Или наш дизайнер должен настолько глубоко понимать мировые тренды и соответствовать настроению потребителей, чтобы дать дизайн, который будет понятен нам, казахстанцам». Это колоссальная степень ответственности казахстанских специалистов.

Казахстанские бизнесмены очень часто занижают себе планку. Как правило, мы думаем – ну, мы же молодая страна, у нас никогда не было такой истории бизнеса, как у Штатов или у Европы, мы только 20 лет пытаемся что-то делать, поэтому, в принципе, неплохо же? В этом наша большая ошибка. Не нужно сравнивать себя с соседом, который отстает от тебя. Нужно сравнивать себя с сильнейшими в мире. Тогда ты автоматически становишься сильнейшим в своей стране. На каком-то этапе это даже перестает быть ценностью для тебя. Сейчас мы – лучшие в Казахстане, мы единственные, кто системно развивает бренд в сегменте детского фэшн ритейла. Но это никаким образом не делает нам чести, потому что мы по-прежнему проигрываем конкуренцию мировым игрокам. Нам по-прежнему есть куда стремиться. Тезис №1 – выбирай лучший в мире бенчмарк и равняйся на него, тогда ты по умолчанию станешь лучшим в своей стране.

Еще один кейс, построенный нами, может служить рекомендацией для всех казахстанских производителей. Когда мы стартовали десять лет назад, был абсолютно однозначный скепсис ко всему, что сделано в Казахстане. И нам все говорили: «Ни в коем случае не пишите Made in Kazakhstan на этикетке! Вы просто убьете классный продукт, классный формат магазина».

Сейчас это уже в меньшей степени является проблемой, но тогда это действительно говорило о том, насколько низко мы себя оцениваем, когда заявляем, что в Казахстане хорошо делать не могут. Это что за самооценка? Мы же все понимаем, что в Европе уже никто не производит одежду, 80% вещей в мире делают в Китае. То есть мы громко говорим о том, что мы шьем хуже, чем китайцы, индусы или вьетнамцы. Это же очень грустно и обидно. Я никак не хотела с этим соглашаться или мириться, и мы были первые в фэшн-сегменте, кто крупно написал на ярлыке «Сделано в Казахстане» и начал транслировать эту идею. И знаете что? Сначала нам просто никто не верил. Все нами восхищались, аплодировали, даже покупали, но не верили: «Все это здорово, но в Казахстане так не делают».

Мы начали снимать видеоролики о своем производстве, приглашать к себе в пресс-туры, чтобы показывать все большему числу игроков на рынке, что это возможно и как это организовано. Сейчас, спустя десять лет, я могу сказать, что мы сделали большой вклад в развитие ценности казахстанских брендов. Потребитель с большой гордостью относится к нашему продукту, да и в последние три года мы видим, как много казахстанских брендов появляется в фэшн-индустрии, и это становится востребовано, актуально. Люди отмечают, как это классно – носить одежду, сделанную в Казахстане. Тезис №2 и моя вторая рекомендация для предпринимателей, урок, который я вынесла для себя – не бойтесь нести ценности своей страны. Есть такое выражение – смыслопроводящие товаропотоки, когда мы закладываем в бренд смыслы, который хотим доносить глобально до потребителей. Сегодня бренды – еще большие медиа, чем традиционные.

Например, вы были в Штатах? Я не была, но мы с вами знаем об Америке почти все. Знаем их пищевые привычки, потому что у нас есть McDonalds и Coca-Сola, понимаем как организован их быт, потому что видим это в американском кино, уже не говорю про айфоны и айпады, которые не только стали неотъемлемой частью нашей жизни, но и изменили ее ценностные характеристики. А ведь это все бренды! Фастфуд – тоже ценностное поле, привычка потребления пищи в быстром и дешевом формате. И эта система приходит к нам, в Казахстан, в страну, для которой прием пищи всегда был целой церемонией – с правильной рассадкой гостей, с приготовлением бешбармака, с чайными традициями. А теперь мы стоим в очереди в McDonalds и отказываемся от своих привычек потребления пищи – заметьте, более здоровых, несущих в себе больше духовного смысла, нежели те, которые мы перенимаем из западной культуры.

Мы также можем нести свои страновые ценности через смыслопроводящие потоки брендов. Нам есть о чем сказать миру, особенно сейчас, когда наблюдается большой интерес к восточной культуре, потому что Китай становится рынком потребления №1 в мире. И для нас это классный шанс начать закладывать в свои бренды наше культурное и ценностное наследие, и транслировать его на весь мир.

Мы являемся экспортером Mimioriki – продаем в России, чем очень гордимся, пробовали продавать в Украину. И уже на этапе создания бренда, когда у меня спрашивали, почему мы не назовем его «Бота», «Ботакан», я уже тогда была убеждена, что Mimioriki – глобальная история, которая будет понятна разным рынкам, разным языкам, разным ментальностям. Вера и ощущение масштаба должны быть с самого начала, даже пока у тебя нет ничего кроме идеи.

Эти три тезиса – вещи, которыми я живу и смыслы, которые мне хочется транслировать. Я действительно верю в то, что мы можем, более того, мы должны на уровне бизнеса поменять отношение к себе, к своей стране и транслировать наши ценности вовне.

Три главные ценности Mimioriki

Какие страновые ценности несем мы через свой бренд? Прежде всего это – семейные ценности, пожалуй ключевые для нашей страны. Мы – про семью, про большое количество детей, про связь поколений. На своих выступлениях я часто провожу опросы на тему главных страновых ценностей, и ценность семьи традиционно входит в топ-5. И это то, что мы всегда транслируем через свой бренд, даже непосредственно через продукт, создавая фэмили-луки – мама с дочкой, папа с сыном. Также у нас есть свой детско-родительский клуб Mimioriki. В начале своего пути, когда компания была поменьше, мы регулярно устраивали семейные тимбилдинги со своими клиентами. Это одна из тех ценностей, которые устойчиво и структурно заложены в наш бренд.

Еще одна, безусловно, важная для нас составляющая – ценность созидания. Я верю, что все мы приходим в этот мир с задатками творца, в особенности дети. В мире становится так много разрушений просто потому, что мы не культивируем созидание. Создание одежды – тоже созидание. Это не про купи-продай, это про то, что ты из ничего делаешь что-то. Я занимаюсь производством одежды уже в третьем поколении, это наша родовая история. Я росла с установкой привнести какую-то ценность в мир.

На каком-то этапе мы поняли, что бренда одежды недостаточно, чтобы нести эту ценность в мир и в числе наших семейных компаний появилась целая страна Мимиория в Астане – деревня мастеров в ТРЦ «Saryarka». Мы построили страну с творческими домиками, в каждом из которых обучают определенному ремеслу. Домик войлоковаляния сделан в форме верблюда, домик гончарного ремесла – в форме глиняного горшка. Мы были первыми, кто создал такой подход к детским развлечениям в торговых центрах, отвечая на потребность созидания и культивируя эту ценность.

Третья страновая ценность – это ценность гостеприимства. Мне запомнилось, как один из бизнесменов сказал: «Слушайте, не мы должны учиться сервису у Джона Шоула, а запад у нас». Потому что мы всегда были одним из самых гостеприимных народов с потрясающим отношением к гостю, с готовностью отдавать ему лучшее, с умением встречать и провожать с поклонами. Ну зачем мы учимся сервису у запада? Давайте лучше поднимем свои корни, давайте делать гостеприимный сервис, который у нас в крови.

Конечно, мы непрерывно работаем над созданием гостеприимного сервиса и у себя в магазинах, всегда очень открыты к клиентам, вовлекаем их в процесс создания одежды, слушаем их рекомендации и советы. Нам важно находиться в диалоге с конечным потребителем. Вот три страновые ценности, которые мы транслируем через свой бренд – семья, созидание, гостеприимство.

Mimioriki: история любви, труда и преданности

За десять лет существования нашего бренда можно гордиться многим. Но больше всего горжусь людьми, с которыми работаю. За мою трудовую жизнь я поняла, что самое ценное – это люди, которые рядом, которые тебя поддерживают, которые верят в твои идеи, которые вместе с тобой несут крест первопроходца. Чтобы быть лучшими, каждому из членов команды нужно быть лучшим в своем деле.

И если люди приходят с другими ценностями, они просто отсеиваются. А те, кто остаются, формируют костяк нашей команды. Он у нас практически не меняется. К примеру, арт-директор и главный дизайнер Мая работает уже больше 15 лет, она начинала еще с Textiline, с материнской компании. И вся основная команда – долгожители. Все они, как и я, живут идеями Mimioriki, и для меня это большая ответственность. У каждого бизнесмена бывают моменты, когда опускаются руки и ты начинаешь думать – а не бросить ли все это? И вот что меня останавливает в такие моменты, так это ответственность за тех людей, которые все эти годы были рядом с тобой, верили тебе, вместе с тобой сражались, не спали ночами, таскали коробки, открывали магазины. Люди, которые работают в Mimioriki – одна из самых больших ценностей в моей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *