Как можно решить проблему нищеты
Льготный маневр: как можно уменьшить бедность в России
Несмотря на регулярное повышение социальных выплат в последние несколько лет, проблема бедности в России остается крайне острой. По данным Росстата, в третьем квартале 2019 года 12% россиян (17,6 млн человек) получали доходы ниже прожиточного минимума. Повышение уровня жизни населения станет одной из главных тем послания президента Федеральному собранию, назначенного на 15 января. Но чтобы послание не оказалось разговором в пользу бедных либо не привело к непродуманному заливанию проблем деньгами, нужна более высокая координация уже принимаемых мер.
Перераспределение доходов
Практически все обсуждаемые в Кремле и правительстве шаги, даже кажущиеся простыми, потребуют серьезной перекройки социальной политики. Например, появившийся еще до Нового года проект увеличения стандартных вычетов по НДФЛ до одного-полутора прожиточных минимумов будет воспринят как справедливый всеми, кроме разве что самых оголтелых либертарианцев. Лишние 2 тыс. руб. в месяц не решат проблему работающих бедных, но хотя бы стимулируют потребительский спрос и облегчат кредитное бремя. Однако такой шаг почувствуют на себе регионы, так как НДФЛ направляется в региональные и местные бюджеты, причем от увеличения вычета пострадают самые бедные и дотационные субъекты Федерации.
Правда, одновременно с расширением льгот для малоимущих в правительстве обсуждают и повышение базовой ставки НДФЛ до 16%. Но при таком варианте основные новые поступления пойдут в и без того пухнущие бюджеты Москвы, нефтяных округов и других доноров, не решая проблему выпадающих доходов дотационных регионов. Зато под давлением окажется средний класс, в том числе относительно молодые семьи, не пользующиеся всеми возможными инвестиционными и ипотечными вычетами.
Более эффективный путь — реорганизация НДФЛ в части, не видной широкой публике. Современные технологии позволяют организовать уплату налогов не по месту регистрации работодателя, как сейчас, а по месту регистрации работника. Отсутствие подобной системы лишает немалых доходов бюджеты соседних с Москвой и Санкт-Петербургом регионов. Пора переходить и на уплату НДФЛ на уровне домохозяйства, что позволит суммировать вычеты и снизить бедность многодетных семей с одним прилично зарабатывающим работником. Компенсировать потери регионов можно будет не путем повышения базовой ставки НДФЛ, а за счет увеличения трансфертов — ресурсы в федеральном бюджете есть, в том числе благодаря повышению НДС с 2019 года, которое задним числом кажется явно избыточным. Еще один возможный источник — снижение перечислений в ФНБ. Имеет смысл и создание механизма перераспределения дополнительных поступлений от НДФЛ от богатых регионов к бедным.
Стимулы для работающих
Другим путем повышения уровня жизни является создание качественных рабочих мест. Существенные суммы уже ассигнованы в рамках национальных проектов, но их реализация пока идет медленно. Снижение ставок социальных взносов, то есть нагрузки на зарплатный фонд, было бы самой простой мерой, но это практически немедленно приведет к дырам в Пенсионном фонде и системе ОМС. Более реально расширение действующих программ субсидий по кредитам малому и среднему бизнесу и разнообразных льгот для создания рабочих мест в рамках и за рамками нацпроектов. Возможно, перенимая американский опыт, стоит от ведомств и госкомпаний потребовать (а остальных — стимулировать) размещать трудоемкие центры предоставления услуг в наиболее проблемных городах, повышая тем самым спрос на труд и уровень доходов. Расширение льготных режимов для самозанятых и программ их поддержки на федеральном и на региональном уровне тоже было бы полезно.
Одновременно необходимо заняться качеством рабочей силы. Ситуация на рынке труда в среднем достаточно благоприятная — новых работников мало, миграция из-за рубежа по разным причинам снизилась. Однако навыки, требуемые работодателями и потребителями, отсутствуют у потенциальных работников. Даже при условии ускорения экономического роста увеличение числа качественных рабочих мест или доли самозанятых невозможно без переобучения и переподготовки работников, причем с учетом не модных сейчас профессий, а прогноза динамики рынка труда на несколько лет. Спрос на переподготовку достаточно высок, но пока государство активно занимается переобучением предпенсионеров и бывших военных, причем к содержанию и прикладной пользе начатых программ есть немало вопросов — далеко не всему можно обучить через вебинары или дистанционное обучение. Необходима разработка широкого ассортимента программ, ориентированных как раз на взрослых бедных, с различными субсидиями для оплаты обучения новым навыкам и знаниям у различных поставщиков, не только государственных — с механизмами контроля за результативностью. Нужно и расширение программ по доступности социальной инфраструктуры, снижению неравенства в ее качестве между регионами.
Наконец, для снижения бедности среди тех, кто не может работать, необходимо завершить уже идущий процесс создания адекватной системы проверки нуждаемости и упрощенного предоставления нужных в конкретной ситуации социальных выплат и услуг. Сейчас во многих случаях блага получают не те, кому они максимально нужны, а те, кто умеет собирать бумажки и своевременно отправлять отчеты.
Проблема бедности в России и пути ее решения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Бедность в экономике
Бедность – это макроэкономическое явление, характеризующее положение социальных групп, при котором они не могут удовлетворить минимальные потребности, обеспечивающих их жизнедеятельность.
Это явление считается относительным. В каждой стране устанавливается свой предел бедности, так как уровень дохода населения разный. Исследованием этой проблемы экономисты занялись еще в 18м веке. Еще Адам Смит выяснял природу бедности, связывая ее с социальным стыдом. Он говорил о разрыве между стандартами общества и способностью отдельных граждан их придерживаться. В 19 веке предложили рассчитывать уровень бедности с помощью семейных бюджетов. Такой подход должен был связать зависимость явления от уровня доходов и возможности удовлетворения потребностей.
Бедность является социально-экономическим процессом, поэтому ее особенности исследуются не только экономистами, но и социологами. Последние признают закономерность существования бедности в обществе. Основной конфликт между экономикой и социологией заключался во взглядах на необходимость государственного вмешательства в регулирование данной проблемы.
Причинами возникновения бедности называют:
К экономическим причинам бедности некоторые эксперты относят уклонение от налогов, сокращение заработной платы, увеличение разницы между минимальной и максимальной оплатой труда.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблема бедности в России
2020 год оказался сложным для мировой экономики в целом, и для российской экономики в частности. По некоторым данным почти каждый 7 россиянин оказался за чертой бедности. Уровень бедности определяется с помощью статистической выборки, основанной на обследовании доходов домашних хозяйств. Росстат проводит их ежеквартально, охватывая около 50000 семей.
Финансовая поддержка государства не смогла решить проблему бедности. Вследствие длительного экономического спада, пандемии коронавируса доходы многих граждан снизились. Причем изменения произошли при сохранении официального уровня оплаты труда. Так же эксперты считают, что исследование бедности в России должно опираться, в том числе, на расчет расходов. Прожиточный минимум не учитывает постоянных расходов, которые оказывают существенное влияние на доход. Например, средняя пенсия выше прожиточного минимума, при этом расходы съедают положительную разницу.
Переход к рыночной экономике только усилил разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Становление рынка не является гарантией роста доходов всего населения. Негативный эффект заключается в том, что попав за черту бедности человеку все сложнее оттуда вырваться. В России углубление только усиливается. Проблема связана с особенностями расчета минимального уровня оплаты труда и прожиточного минимума, которые не учитывают целый ряд важных аспектов. Получается, что официальные данные не отражают реального положения дел, что снижает эффективность принимаемых в рамках социально-экономической политики мер.
Пути решения проблемы бедности в России
Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений в политике любого государства. Однако, каждая страна вырабатывает свою методику, учитывающую исторические и культурные аспекты. Существует два способа, который в той или иной форме используются практически всеми странами. Первый направлен на обеспечение минимального дохода населения, который позволит решить базовые вопросы. Второй ориентирован на помощь людям, оказавшимся в сложной социально-экономической ситуации.
В России борьба с нищетой проводится на всех уровнях. Прежде всего, внимание уделяется стабилизации и росту промышленности, поддержанию макроэкономической стабильности, наращиванию минимального размера оплаты труда, разработке общественных программ, увеличению значения и ценности жизни каждого гражданина. Здесь встает вопрос о таких макроэкономических явлениях как безработица, реальный уровень заработной платы населения.
Сложность борьбы с бедностью заключается еще и в том, что самостоятельно человек практически не способен справиться с этой задачей. То есть требуется наличие институтов, которые смогут обеспечить соответствующую проблеме помощь. Основная задача государства – обеспечение экономического роста, который влечет за собой рост занятости и доходов населения. Еще одним обязательным направлением является организация социальной помощи нуждающимся. Помимо экономической нищеты в России растет и финансовая бедность. Более трети трудоустроенного населения получают заработную плату ниже прожиточного минимума, поэтому не могут гарантировать нормальную жизнь себе и своим детям. Номинальный уровень заработной платы может быть выше, но ее покупательная способность остается небольшой.
Полностью ликвидировать бедность невозможно, но есть методы ее снижения. Заинтересованность государства в решении данного вопроса так же важна. К сожалению, в России сверхдоходы от сырьевого сектора делают государственную власть незаинтересованной в росте доходов населения. Если в других системах государство функционирует за счет налоговых поступлений, то в России оно особо в них не нуждается, поэтому многие социальные вопросы либо не решаются, либо решаются медленно и неэффективно. От населения так же требуется пересмотр основных ценностей, который сейчас связан с ожиданием, что власть решит все проблемы за людей.
Рецепт от бедности: как решить проблему малоимущих россиян
В последнее время стало все больше разговоров о том, что проблему бедности в стране можно решить путем повышения адресности социальной помощи. Но с этим понятием — адресность — надо обращаться корректно. Казалось бы, все просто: давайте сконцентрируем выделяемые бюджетные деньги только на нуждающихся. И все будет хорошо: и бедность ликвидируем, и лишних средств не потратим. Вроде бы ясная и понятная модель, к которой надо стремиться.
Фото: Алексей Меринов
Но при столкновении с действительностью такое представление об «адресности» (кстати, весьма популярное в правительстве) оказывается совсем оторванным от реальных социальных процессов.
Начнем с определения целевой группы, которая только и должна получать «адресную помощь». Считается, что это те люди, текущие денежные доходы (зарплаты, пенсии, пособия) которых ниже прожиточного минимума. Официальная статистика сообщила нам их численность в конце 2020 года — 17,8 млн человек, или 12,1% от всего населения. Это немало.
Но хотел бы напомнить, что «прожиточный (физиологический) минимум» начал разрабатываться в начале 1992 года в соответствии с Указом Бориса Ельцина — «на период преодоления кризисного состояния экономики». С той поры, несмотря на то, что было потеряно определение «физиологический», прожиточный минимум с точки зрения методики его расчета принципиально не изменился. Он очерчивает границу «крайней бедности», или, проще говоря, нищеты. В 1992 году треть россиян, по официальным данным, попали в такое положение, что вполне соответствовало глубине тогдашнего социально-экономического провала.
А как предполагалось поступить с «прожиточным (физиологическим) минимумом» тогда, когда «кризисное состояние экономики» закончится? Для этого в упомянутом Указе Бориса Ельцина закреплялась адекватная черта бедности — «минимальный потребительский бюджет», который формировался «исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности». Стоимость этого бюджета примерно в 2 раза больше прожиточного минимума. Правда, правительство проигнорировало «минимальный потребительский бюджет» и не стало его рассчитывать и публиковать.
Но вот наступили благословенные 2000-е годы, когда реальные доходы населения росли как на дрожжах, и в 2012 году доля тех, кто не дотягивал до прожиточного минимума, сократилась до 10,7%. Вот тут бы и вернуться к минимальному потребительскому бюджету, который адекватно, не преуменьшая, оценивает масштабы бедности. Однако этого не сделано до сих пор.
Давайте перейдем к абсолютным цифрам. Прожиточный минимум в среднем по России в конце 2020 года составлял 11 312 рублей в месяц. Поэтому минимальный потребительский бюджет можно оценить примерно в 20–22 тыс. рублей. А теперь посмотрим, какая доля населения жила ниже этой черты. Официальная статистика дает распределение по доходам с порогом 19 тыс. руб., потом идет 27 тыс. руб. Если взять в качестве точки отсечения именно 19 тыс., то, оказывается, в 2020 году 31,8% россиян не дотягивали до этой черты. В доковидном 2019 году эта доля была больше — 33,4%. Таким образом, получается, что в нашей стране бедных людей, которые каждый день борются за выживание, чуть ли не треть населения.
Есть и другие признаки, которые показывают, что в России, к сожалению, бедных людей намного больше, чем это показывает применение прожиточного минимума.
Например, по данным Высшей школы экономики, продолжающееся более двух лет падение уровня жизни в России поставило на грань выживания 70% семей в стране. Менее трети россиян обладают «бюджетом развития» — ресурсом, который может быть инвестирован в сектора образования, здравоохранения, досуга и культуры, строительство нового жилья. У прочих есть лишь «бюджет выживания».
А теперь, обозрев ситуацию с российской бедностью (малообеспеченностью), которая носит не исключительный, а массовый характер, давайте по-новому взглянем на применение принципа адресности социальной помощи.
Среди той трети россиян, которая точно относится к категории бедных, преобладают не безработные или пенсионеры, а вполне себе работающие люди, на содержании которых есть несовершеннолетние дети. Часть этих семей получает то или иное пособие на ребенка, что, конечно, неплохо, но все равно кардинально проблему дефицита их доходов не решает.
Если адресно помогать только тем, кто попал в крайнюю бедность (те 12% населения, о которых заявляет Росстат), то почему будет обделено оставшееся большинство малообеспеченных? На всех нет денег?
И тут возникает следующий вопрос: а является ли адресной та «адресность», которая устанавливается по одному-единственному критерию — прожиточному минимуму? В такой большой и разнообразной по укладам жизни стране, как Россия, тем более имеющей большой объем (не менее 25% ВВП) «теневой» экономики, где крутится не один триллион наличных рублей, вероятность ошибиться при определении материального положения семьи при использовании прожиточного минимума очень велика.
Конечно, можно использовать и косвенные признаки, указывающие на благополучное материальное положение семьи, — наличие солидной недвижимости, двух автомобилей и прочее. Но таких семей явное меньшинство. Наиболее распространенные признаки бедности (помимо нехватки денег) — стесненность жилищных условий и неблагоустроенность, отсутствие таких предметов длительного пользования, считающихся нормой достойной жизни в России, как посудомоечная машина, компьютер, подключение к Интернету, не говоря уж об автомобиле. Важно, что никакая цифровизация, вводимая налоговиками для учета доходов, здесь часто не срабатывает.
Если же говорить об обеспечении настоящей адресности, которая действительно позволяет помочь малообеспеченным, то здесь единственный путь — передать обеспечение социальной помощи на места, лучше муниципалитетам. Именно они, учитывая упомянутое фантастическое разнообразие российских укладов, могут, используя локализованные (а зачастую и уникальные) критерии определения круга семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, действительно адресно помочь им. Эта поддержка может носить самый разнообразный характер и по продолжительности, и по формам. Раздача денег в этом случае не будет универсальным лекарством, которое, как известно, далеко не всем показано. При этом муниципалы могут наблюдать за подопечной семьей очно, а не через экран компьютера, привлекая к своей работе местные общественные организации, что является некой страховкой от появления злоупотреблений как со стороны чиновников, так и получателей социальной помощи. А «прожиточный минимум» и «минимальный потребительский бюджет» надо оставить лишь для макроэкономических оценок, что чрезвычайно полезно для выявления общефедеральной социальной динамики.
Понятно, что вырисовывается следующая проблема: откуда у местного самоуправления возьмутся деньги на предметную работу не только с крайне бедными, но и массивом малообеспеченных людей? Тут на первый план выходят три системных вопроса к федеральным властям.
Первый: перспективы экономического развития России. Речь должна идти не просто о восстановлении экономического роста, а об обеспечении его качественного наполнения. Жизненно важное направление — дать свободу предпринимательской инициативе, которая сможет создать миллионы рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Сейчас там занято примерно 20% трудоспособного населения, в то время как в экономически развитых странах, где бедность (малообеспеченность), как правило, не превышает 15%, в этом секторе экономики трудится 50 и более процентов работающих. Лучшее средство борьбы с бедностью — достойные зарплаты.
Второй вопрос: другая бюджетная и налоговая политика. Здесь жизненно необходима децентрализация в пользу регионов, и особенно местного самоуправления, которое сейчас превратилось в имитацию народовластия.
Третий вопрос также имеет отношение к бюджетной системе: это вложения в человеческий капитал. У нас сейчас доля ВВП, которая тратится государством на образование и здравоохранение (в совокупности около 8%) примерно в 2 раза ниже, чем в экономически развитых странах. В расчете на душу населения разрыв, очевидно, еще больше. А ведь качественное и доступное образование и здравоохранение, как известно, важнейшие предпосылки снижения численности бедного населения.
Подводя итог всему сказанному, хочу еще раз подчеркнуть: то понимание адресности, которое преобладает сейчас при принятии общегосударственных решений, никак не сможет обеспечить настоящей социальной справедливости. Мы снова получим еще одну имитацию бурной деятельности в связи с поручением Президента РФ в 2 раза снизить нищету к 2030 году, когда фактически бессистемно «сверху» будет роздана очередная порция бюджетных денег, а бедность, понимаемая обществом как недоступность достойной жизни, так и не будет преодолена.
Что такое бедность: определение, причины возникновения, методика измерения и пути исправления ситуации
Сегодня поговорим на тему, которая волнует многих в нашей стране и по всему миру – что такое бедность и как из нее выйти. Сразу скажу, что никаких универсальных советов нет и быть не может. Что-то подойдет одному человеку, что-то другому. Цель – подсказать, в каком направлении стоит подумать и собрать конструктивные советы в комментариях. Возможно, таким подходом мы поможем конкретному человеку или семье. И это уже будет наша большая победа.
На тему бедности высказываются и экономисты, и психологи, и политики. Но все эти высказывания, я считаю, носят субъективный характер и не имеют 100 % применения для каждой страны или отдельно взятого человека. Своего мнения в статье я постараюсь не высказывать. Вряд ли читателю, который находится за чертой, оно будет нужно. Расскажу, как в мировой и российской практике трактуют бедность, откуда она берется, как ее измеряют и как предлагают победить.
Понятие и типы бедности
Если провести опрос среди читателей, многие дадут свое собственное определение бедности. Такой подход мы тоже рассмотрим, но сначала все-таки обратимся к научной терминологии.
Бедность как социальное явление – это невозможность удовлетворить минимальные потребности человека, семьи, территории (региона, страны), которые бы обеспечивали нормальный уровень жизни.
Понятие нормального уровня жизни с годами меняется. Если раньше достаточно было, что есть еда, вода и примитивное жилье, то потребности современного человека куда шире. Это потребность в образовании, комфортном жилье, обладании определенными техническими средствами и другими благами цивилизации (например, отоплением, электричеством, канализаций) и пр.
В 1998 г. United Nations Economic and Social Council опубликовал более широкое определение.
Бедность – это невозможность иметь или реализовывать выбор и возможности; это попрание человеческого достоинства. Бедность означает отсутствие элементарных возможностей реально участвовать в жизни общества.
Она проявляется в отсутствии возможностей накормить и одеть семью, учиться в школе или лечиться в больнице, выращивать продукты питания на своей земле или иметь работу, позволяющую зарабатывать на жизнь, а также в отсутствии доступа к кредитам.
Проблема бедности существует на протяжении тысячелетий. Последние десятилетия ею озаботились многие международные организации, такие как ООН и Всемирный банк. Они проводят исследования, конференции, разрабатывают программы искоренения нищеты и пр. По результатам такой работы бедность за последние 25 лет существенно сократилась. Однако, ковидный 2020 год внес свои коррективы. К концу 2021 г. Всемирный банк ожидает, что количество бедных людей в мире увеличится на 150 млн человек (критерием бедности является жизнь на 1,9 долларов в день и меньше).
Ожидают, что изменится структура бедности:
Цель Всемирного банка – снизить уровень бедности до 3 % – оказывается под угрозой.
Условно выделяют 3 типа бедности:
Причины возникновения и последствия
Есть разные взгляды на причины возникновения бедности. Приведу основные. Например, выделяют следующие причины:
Есть подход с точки зрения психологии, когда причиной бедности называют привитые с детства качества типа смирения, фатализма или поиска виноватых в своем положении. Отсюда и поговорки: “Не были богатыми, нечего и начинать”, “Не в деньгах счастье”, “Деньги – это зло” и пр.
Некоторые специалисты даже утверждают, что ген бедности передается из поколения в поколение и используют термин “ловушка бедности”. Спутниками человека, который попадает в такую ловушку, называют низкоквалифицированный труд, отсутствие образования, признание бесполезности отдыха, нелюбимая работа.
Замечательно, если вы не относите себя к бедному человеку. Однако, рост бедности в стране и мире приводит к тяжелым последствиям, которые затрагивают и вполне благополучных людей. Например:
Измерение уровня бедности
Долгое время бедность измерялась через доходы или расходы домохозяйств. Но подобные показатели не представляют всего многообразия проявлений бедности в современном мире. С XIX столетия для целей международных оценок и сопоставлений были разработаны разные подходы к измерению бедности. Зачем вообще ее измерять:
Качественная статистика необходима для мониторинга ситуации и оценки эффективности мер политики, программ и проектов.
В мире
В мире постоянно возникают предложения по совершенствованию методик измерения уровня бедности. Например, Оксфордский центр бедности и человеческого развития разработал для ООН специальный индекс, в котором учитываются следующие индикаторы:
Но для развитых стран такой индекс оказался мало пригодным. В 2017 г. Европейская экономическая комиссия ООН разработала Руководство по измерению бедности. Его цель – повысить международную сопоставимость статистики. Используется два подхода:
В России
В России стараются не использовать термин “бедный человек”, в государственных документах его заменяют на малоимущий. А уровень бедности регулярно рассчитывает Росстат и публикует результаты расчета в открытом доступе.
В России уровень бедности – это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения.
Он определяется по стране в целом и каждому региону в отдельности. Например, по итогам 1 полугодия 2021 г. уровень бедности по России составил 13,1 % или 19,1 млн человек. Только вдумайтесь в эту цифру. Почти 20 миллионов живут менее, чем на 11 653 руб. Наверное, сложно назвать обеспеченными и тех, кто выживает на 12 000 или 15 000 руб.
В 2021 г. изменилась методика расчета прожиточного минимума, поэтому полученные данные нельзя сравнить с данными за предыдущие годы – они не сопоставимы. Но Росстат сообщает о снижении уровня бедности.
Как победить бедность
Не существует “золотого” рецепта для искоренения бедности, и меры должны быть адаптированы к условиям каждой страны с учетом последних данных и анализа, а также потребностей людей.
В мире
Мировые организации рассматривают программу сокращения бедности в 3-х направлениях:
В разных странах применяются разные подходы к решению проблемы. Но можно выделить два основных:
Есть сторонники и критики обоих подходов.
Конкретному человеку
Многие эксперты сходятся во мнении, что наиболее правильными ответами на вопрос, как выбраться из нищеты, будут:
Этот процесс должен постоянно присутствовать в жизни любого человека. Да, это не просто. Да, это отнимает много времени. Да, это требует дисциплины и силы воли. Но это реальный шанс что-то изменить. Можно найти сотни аргументов против. Например, часто встречаю “когда учиться, если работаешь с утра до вечера”, “совсем не останется времени на себя и семью”, “это дорого, а денег нет” и пр. А никто и не говорит, что будет легко.
На все аргументы у меня лично только один ответ: я проверила этот путь на себе, его проверили на себе десятки моих знакомых. Он работает и точка. Не у всех и не всегда, но если делать 0, то и на выходе будет 0. Самообразование должно стать неотъемлемой частью жизни. В этом я убеждена на 100 %. А как результат – смена профессии, повышение квалификации в текущей профессии, дополнительная специальность, которые приведут к увеличению дохода.
Это шаг, который требует серьезной подготовки. Но имеет право на существование и все шансы на положительный результат.
Возьмем для примера регион, в котором я живу – Ивановскую область. Перспектив у него я не вижу: крупных предприятий нет, инвесторы в регион не заходят, малый бизнес загибается, стоимость жизни на уровне благополучных регионов при несравнимой зарплате большинства населения. Мы стабильно занимаем последние места во всех рейтингах, связанных с экономическими показателями развития. Депрессия сквозит не только в экономике, но и в людях. Если нет весомых аргументов здесь оставаться, то стоит рассмотреть вариант с переездом. Это не гарантия успеха, но это действие, а не признание неудачи.
Большая часть нашего блога посвящена именно этому вопросу. Его считают важным и на самом высоком государственном уровне. Если вы не знаете, куда уходят ваши деньги, если вы платите банку проценты по кредитным картам, если вы постоянно оказываетесь участником финансовых пирамид, если вы не пользуетесь налоговыми и другими льготами, то вам точно есть над чем работать.
Управление своими деньгами – это не просто механизм с таблицами и графиками, это смена установок в голове. Когда вы увидите свои статьи расходов, то неизбежно возникнут вопросы от том, насколько они оптимальны и что можно сделать для их сокращения. Голова начнет работать не только в сторону тотальной экономии, но и в сторону возможных путей повышения доходов.
Не случайно этот пункт я поставила сразу после повышения финансовой грамотности. Они взаимосвязаны. Экономия – это не про отказ от еды и одежды, это про умеренное потребление и пользование различными способами сокращения расходов на питание, оплату коммунальных платежей, образование и пр. Знаю, что обязательно найдутся те, кому уже некуда экономить. Но путей всего два: сократить расходы или повысить доходы. Если отпадает один путь, то остается другой. Без вариантов.
Представьте, что человек с рождения живет в окружении людей, у которых никогда нет денег, и они не видят смысла что-то менять, потому что виновато во всем государство или любой другой субъект. Это может казаться нормальным, но только до тех пор, пока в жизни не возникнут совсем другие люди, с другими жизненными установками и целями. Не надо ждать, когда это произойдет. Надо самому найти таких людей и впитать их позитивный настрой и желание что-то изменить.
Я не специалист в вопросах психологии, поэтому воспользуюсь советами опытным психологов. Вот, что они рекомендуют: преодолеть страх перед чем-то новым (профессией, местом жительства, людьми); перестать винить кого-то или что-то в отсутствии денег; изменить отношение к деньгам – они не зло, а средство достижения целей; перестать ждать событий, которые изменят ситуацию – надо действовать самому уже сейчас.
Заключение
Буду рада, если комментарии не превратятся в очередной шквал критики в адрес автора по поводу его непонимания проблемы бедных. Мы все любим и умеем критиковать. Предлагаю другое – написать свои советы, с чего начать и как выйти из бедности условной Маше из Иванова или Пете из Саратова. Если человек воспользуется хотя бы одним советом и добьется положительного результата, мы все вместе порадуемся за него. А критика советов может только навредить, потому что отобьет желание действовать.