Как можно сохранить культурное наследие
Как сохранять и развивать объекты культурного наследия
Какие факторы сдерживают капитализацию объектов культурного наследия? Почему при огромном потенциале они остаются непривлекательными для инвесторов? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения круглого стола под названием «Инструменты сохранения и развития объектов культурного наследия», который прошел 25 июня в Калининграде и собрал экспертов, чиновников и предпринимателей. Организатором мероприятия выступил факультет городского и регионального развития ВШЭ (ФГРР).
Руководитель проектной группы ФГРР Виктория Мальцева представила на круглом столе доклад на тему «Меры государственной поддержки частного сектора в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия: анализ текущей ситуации». Она рассказала, почему инвесторы считают данный сегмент недвижимости высокорисковым и низкомаржинальным. Они рассматривают объекты культурного наследия как слишком сложные и трудные для работы из-за множества технических ограничений, недостатка квалифицированных специалистов, а также высоких административных барьеров.
«Главный тезис в том, что объекты культурного наследия будут работать только в случае сохранения баланса между мерами, стимулирующими инвесторов (льготные кредиты, субсидии, гранты, налоговые льготы), и ограничениями (регулирование, различные паспорта и т.д.)», — объяснила Виктория Мальцева.
Чтобы предложить государству комплексную программу работы с объектами культурного наследия, которая позволили бы делать проекты экономически жизнеспособными и сохранять исторические центры городов, проектная группа Виктории в 2018 году начала большое исследование. Об одной из частей этого исследования — мерах господдержки — спикер рассказала на круглом столе. Исследователи проанализировали все меры государственной поддержки в России и попытались понять, можно ли оценить их эффективность и сопоставить их с зарубежной практикой. Всего было проанализировано 11 стран и 85 регионов.
Виктория Мальцева, руководитель проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
Основной вывод, который мы сделали, — за рубежом все три уровня власти — федеральная, региональная, муниципалитет — работают вместе. Помимо этого, у них для каждого города существуют индивидуально разработанные программы. Когда же мы принялись анализировать не количественно, а качественно наши российские документы, которые регламентируют меры поддержки, мы пришли к выводу, что они просто скопированы друг у друга. Когда-то Москва приняла первую пилотную программу, и во многих регионах она, как под копирку, выглядит точно так же. А мы должны понимать, что уровень экономической активности в Москве и регионах разный, и сами города разные, но адаптация нормативно-правовых актов не происходит.
После выступления Виктории Елена Кукушкина, председатель комитета по охране культурного наследия Вологодской области, отметила, что большинство проблем в области сохранения и развития объектов культурного наследия лежат в законодательном поле. Тем не менее, в России встречаются и удачные кейсы работы с такой недвижимостью, например, в Вологодской области.
«В последние годы у нас произошел всплеск предпринимательской активности благодаря совместной деятельности регионального органа власти и муниципалитета, — поделилась Елена Кукушкина. — В частности, в первую очередь, он случился в крупных городах на территории области. Например, муниципалитет города Вологда 5 лет назад начал с нашей подачи заниматься вопросом реставрации объектов деревянного зодчества, которые долгое время пустовали и находились в неудовлетворительном состоянии. Мы предложили им заняться вопросом предоставления льгот только не аренды, а продажи за один рубль имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, с предложением эскизного проекта».
По словам Елены, это помогло реализовать практически все объекты деревянного зодчества: у всех сегодня имеются инвесторы. При этом несколько иная ситуация складывается на территории муниципальных образований области, где расположены небольшие города. «Это связано с отсутствием там предпринимателей, у которых вообще есть свободные средства, — объяснила спикер. — Но эта проблема лежит в области каких-то экономических проблем, и это нужно решать на другом уровне. Еще большую проблему составляет вопрос, связанный с земельным участком.
Наше законодательство позволяет приобрести в аренду «за рубль» объект в неудовлетворительном состоянии, но не позволяет предоставлять на тех же условиях земельный участок
О том, как обстоят дела в Калининградской области, ставшей хозяйкой фестиваля «Архитектурное наследие», на круглом столе рассказал Кирилл Лило, руководитель Центра «Мой бизнес».
«По инициативе губернатора в конце прошлого года у нас была разработана программа по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот Калининградской области, и со второго квартала этого года мы начали ее успешно реализовывать», — отметил Кирилл Лило.
По его словам, цель региональной программы — не восстановление и сохранение объектов культурного значения, а, в первую очередь, создание на их базе бизнеса, точек притяжения туристических потоков и точек притяжения для сопутствующих проектов, таких как мелкая торговля, общепит, гостиничный бизнес. Кирилл Лило детально описал программу: сумму финансирования и срок кредитования инвесторов, требования к ним, условия и т.д.
Кроме того, на круглом столе выступили заместитель директора департамента, начальник отдела проектов и программ развития территорий АНО АИР Московской области Андрей Татарников, который поделился, как инвестиционные паспорта становятся инструментом вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот, а также Даниил Баранов, руководитель направления «Реставрация» ООО «Седрус». Он объяснил, какова роль бизнеса в сохранении объектов, имеющих историко-культурную ценность.
Татьяна Гудзь, ведущий научный сотрудник, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» — это всегда интересное событие с насыщенной программой широкого спектра вопросов охраны, сохранения и популяризации, использования памятников архитектуры, исторического ландшафта и градостроительной среды, поэтому мы решили тоже «высказаться» и организовали круглый стол по одной из тем, которые сегодня разрабатываются на факультете. ФГРР помимо темы, связанной с развитием объектов культурного наследия, приспособления их к современному использованию и вовлечения их в экономику города, также сосредоточен на вопросах гармонизации градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия и преодоления рассогласованности региональных и городских документов, определяющих режим использования объектов в границах зон охраны и застройки и не являющихся ОКН. Следующая тема, в которой мы работаем, — это регулирование застройки с учетом требований по охране объектов культурного наследия с разработкой релевантного инструментария для правил землепользования и застройки. Экспертиза и в этой теме является перспективной. Это подтверждается интересом к нашим специальным курсам в рамках магистерской программы и программы дополнительного профессионального образования по правовому зонированию, где целый блок посвящен наследию и регулированию застройки. В следующем году мы планируем расширить свое присутствие на фестивале в городской повестке — по развитию ОКН, по вопросам регулирования исторической застройки в городах, в федеральной повестке — по теме совершенствования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Как сохранять охраняемое?
С тех пор как оттуда выехала местная больница, он стал стремительно приходить в плачевное состояние. Но… поначалу-то энтузиасты (члены Совета и тогдашний начальник управления культуры Александр Исаев) были настроены оптимистично и многое сделали. Привлекли волонтёров, расчистили помещения как от медицинского инвентаря, так и от следов пребывания бомжей, заколотили окна, потом здание обнесли забором. Однако с упорством, достойным лучшего применения, бомжи продолжали совершать набеги. И однажды случился пожар. Но вовремя прибывшие пожарные спасли здание.
Сейчас администрация округа пытается его продать, выставив на аукцион. Желающих купить пока нет. Так же как нет и тех, кто хотел бы инвестировать средства в его реставрацию. А памятник – федерального значения. И стоит он, обдуваемый всеми ветрами, на берегу Оки как укор нам, ныне живущим.
Судьба его не перестаёт волновать неравнодушных выксунцев. Только и слышишь, что вот мол, ездил в Досчатое, смотрел на Баташевский охотничий домик. Вопрос «что делать, как сохранить то, что ещё не разрушилось окончательно?» переходит в разряд вечных.
У памятника должен быть хозяин
Как известно, художники выражают своё отношение к проблеме иначе – через творчество. Вот и Алексей Усас представил на летний вернисаж новую работу «Охотничий домик». Картина впечатляет философской глубиной, колоритом, необычной композицией. Таинственный дом-замок мог бы показаться заброшенным и нежилым, если бы не свет, робко льющийся из боковых окон. что же тогда за сила искорёжила дерево, сломала и бросила навзничь чугунную решётку, сделала непроезжей дорогу?
Ответ на вопросы Алексей дал в стихотворных строчках под картиной:
Как будто бы есть всё:
И всё же здесь не обрести покоя.
Да, не обрести покоя, пока у дома-замка не появятся хозяева. Хотя формально они есть. Об этом написано в законе об объектах культурного наследия. Поскольку они представляют уникальную ценность, то законом предписана и их охрана. Кем? Органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Кажется, всё так просто. Но… охрана и сохранение – разные процессы. Сохранение – это реставрация и жизнь, а охрана – консервация и медленное умирание. Спасибо статье на сайте Газетастрой. ру, в которой по полочкам разложено, что и как мы должны сохранять и охранять. Эти процессы не могут существовать раздельно. Хотя на деле получается так, что памятник объявляется объектом культурного наследия, на него вешают табличку и запрещают его трогать. А он нуждается в реставрации, потому что это и уцелевший свидетель истории, и ценный архитектурный экземпляр. Как наш охотничий домик. Но кто оплатит работы по его реставрации и содержанию? Одни считают, что федеральный бюджет, другие – местный. А сколько в последнем на это запланировано средств? Их хватит лишь на постоянное восстановление забора и латание оконных проёмов. И так везде, не только у нас. Более того, тут сталкиваются интересы людей, которые говорят, что дороги в посёлке ужасные, а вы на какой-то ненужный нам культурный объект деньги тратите, и интересы органов власти, которые пытаются спасти наследие.
Инвесторам, вкладывающим деньги в определённый объект культуры, важно как можно меньше потратить на реставрацию и больше на то, чтобы он был привлекателен в плане его эффективности. Да, он может сохранить какую-то часть памятника, что обойдётся дешевле, но самого шедевра архитектуры уже не будет. И что особенно непонятно, сами разработчики закона об объектах культурного наследия вводят новые понятия, которые не помогают, а способствуют разрушению памятников.
Связанные одной болью
Например, в Москве в 2012 году в Министерстве культуры состоялось рабочее совещание по разработке методики определения «предмета охраны» объектов культурного наследия. С докладом выступил доктор искусствоведения, заместитель генерального директора по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры музеев Московского Кремля Андрей Баталов. Резкой критике он подверг современное законодательство (имеется в виду Закон об объектах культурного наследия), в котором введено понятие «предмет охраны», что, по мнению докладчика, содержит в себе мину замедленного действия для всех памятников. «Если так пойдёт и дальше, то скоро нам, реставраторам, и защищать будет нечего!» И как сказал докладчик, плоды действия этого понятия – очевидны.
При реставрации Большого театра разгорелись дискуссии по поводу того, можно ли снести северную стену здания. Не могли придти к единому мнению, входит ли она в «предмет охраны». А большинство, между прочим, говорили, что её надо сохранить, ибо она часть памятника. Что в результате? Полный бред! Подлинная стена была разобрана, а предметом охраны объявлена акустика зала Большого театра!
Жизнь показала, что «предмет охраны» служит интересам инвестора. Когда зашла речь о старых домах-памятниках, то процедура определения предмета охраны оказалась очень проста. Раньше как: реставрация стоит дорого, надо утверждать проект, вписывать новые функции в уже существующую структуру здания…Теперь гораздо легче снести всё, застроить участок на всю глубину здания и оставить от подлинного дома один фасад. Так появились в Москве «удивительные» сооружения: На Тверском бульваре, 26, – усадьба Римского-Корсакова. Был памятник архитектуры федерального значения. Сегодня это вылизанный, гламурный фасад, за которым абсолютно другое здание. От усадьбы осталась стена.
Можно лишь представить, сколько таких гламурных новоделов стоит по Москве. Да и в нашем городе есть. От баташевских контор тоже осталась одна стена.
Почему так происходит и что об этом говорит закон? Нашим экскурсоводом по статьям закона согласилась стать специалист по охране объектов культурного наследия Марина Вяткина
Путешествие по статьям Закона об объектах культурного наследия
– Объекты культурного наследия – особая категория. Каковы же принципы работы с ними?
– Культурное наследие – особый культурный слой, требующий соблюдения определённых правил в использовании, гарантирующих их сохранность, как физическую, так и смысловую.
Отношения в сфере объектов культурного наследия регулирует Федеральный закон №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а на территории Нижегородской области – Закон №14-З от 02.02.2016 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области». Органом государственной охраны объектов культурного наследия в нашем регионе является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (УГООКН НО).
– Что может и что не может делать собственник объекта культурного наследия (ОКН)?
– Прежде всего он несёт бремя ответственности за сохранение принадлежащего ему объекта. Должен выполнять все необходимые работы по содержанию и соблюдать правила по его использованию. Все эти условия и правила прописаны в охранном обязательстве, которое заключается между собственником и УГООКН НО и является обязательным документом. Без охранного обязательства продать объект культурного наследия или сдать его в аренду не получится. Охранное обязательство является неотъемлемой частью договора, предусматривающего передачу права собственности.
– Нет, этого мало. Выполнение требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, теперь надо подтверждать. Согласно Приказу Минкультуры России от 1 июля 2015 г. №1887 утверждён Порядок подтверждения. Не позднее 1 июля года, следующего за отчётным, в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области необходимо направлять уведомление с фотографией объекта.
– Как же всё-таки можно сохранять культурное наследие? Например, нашу мызу?
– Первое, что должен знать собственник, запланировав что-то «переделать», это то, что проект работ по сохранению (реставрации) разрабатывается организацией или предприятием, имеющим лицензию Министерства культуры РФ. Далее объект должен пройти государственную историко-культурную экспертизу (с последующим общественным обсуждением) и согласуется в УГООКН НО. Стоимость проекта полной реставрации мызы составляет 1,2 млн рублей, не говоря уже о стоимости проведения самих работ, которые также должна произвести лицензированная организация.
До начала работ необходимо получить письменное разрешение на их проведение в УГООКН НО. К запросу прилагается заявление на их проведение, копия титульного листа проекта, копия договора с подрядной организацией, договор на авторский надзор.
Если затрагивается конструктив (реконструкция), то необходимо получить разрешение на строительство (статья 51 п. 5 Градостроительного кодекса РФ).
– Обязательно ли наличие специальных надписей и обозначений на ОКН?
– Согласно статье 27 Федерального закона №73-ФЗ, на объектах культурного наследия должны быть установлены надписи и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений возлагается на собственников объектов. Но… для изготовления и установки такой надписи необходимо сначала получить письменное задание, выполнить проект надписи с визуализацией её месторасположения, а затем направить на утверждение в УГООКН НО.
– А как закон карает тех, кто не соблюдает охранные обязательства?
– За несоблюдение требований охранных обязательств и нарушение требований сохранения и использования объектов культурного наследия предусмотрена административная и уголовная ответственность. В основном это штрафы (КОАП РФ, статьи 7.13, 7.14, 7.14.1, 7.14.2): от 15 тысяч рублей для физических лиц, от 20 тысяч рублей для должностных и от 100 тысяч – для юридических. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены также обязательные работы и даже лишение свободы (статьи 243, 243.1).
– Получается, что у собственника и без того денег нет на реставрацию, а тут ещё и штрафом накажут?
– Именно так. Кстати, Федеральным законом предусмотрена компенсация затрат за проведение работ на объекте культурного наследия федерального значения за счёт собственных средств (п. 3 статьи 14 Федерального закона №73-ФЗ от 02.02.2016 г.)…
– Надо же, как здорово!
– …но действие статьи приостановлено до 1 января 2017 года.
– Что имеем в результате?
– На первый план выходит вопрос приоритетов. Когда не на что присесть, что мы купим в первую очередь – добротный стул или антикварную софу? Направить средства на ремонт протекающей крыши муниципального учреждения/ремонт дороги/установку детской площадки и другие объекты социальной инфраструктуры или на реставрацию объекта культурного наследия? Для обычного городского жителя не всегда понятна ценность исторического объекта, а дорогами и детсадами он пользуется каждый день. Получается, что памятник истории – свое-образный предмет роскоши, содержать который не всегда представляется возможным. А когда объектом владеет физическое лицо, дело обстоит ещё сложнее. Некоторые из них в принципе не способны соблюдать законодательство в силу отсутствия средств, преклонного возраста, незнания и т.д.
Несмотря на это работа, направленная на сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, ведётся. За первое полугодие 2016 года мы смогли изготовить и установить информационные надписи в парке; в очередной раз отремонтировали забор вокруг охотничьего домика, который вандалы ломают с тупой периодичностью; проведены противоаварийные работы на фасаде школы №11, которая является памятником регионального значения; провели информационный семинар для собственников; издали буклет по организационным и правовым аспектам владения объектами культурного наследия. Мы готовы оказывать консультационную помощь собственникам и пользователям объектов культурного наследия, как физическим лицам, так и организациям.
Заключение:
В качестве итога цитирую выдержку с сайта Газетастрой.ру: «Настоящие объекты культурного наследия должны быть сохранены, но не за счёт мучений людей, и не для потомков, а для современников. К сожалению, в сознании большинства нет представления о памятнике как живом, постоянно меняющемся организме, который не просто ветшает, но влияет на формирование культуры… Очень важно само понимание его неповторимости, того, что в нём сконцентрировано время. Памятник должен жить, и у него должен быть хозяин. Само слово «памятник» означает постоянное накопление памяти в объекте. И как только мы поймём это, он станет для нас живым, ценным, и относиться мы к нему будем с трепетом, вниманием, уважением. Тогда и слова о «любви к отеческим гробам и родному пепелищу» станут не просто красивыми словами, а душевным переживанием».
Фото Марины Вяткиной и Алексея Усас
Как сохранить архитектурное наследие?
9 сентября вышел новый выпуск youtube-шоу «Больше всех надо», посвященный сохранению архитектурного наследия. Его героями стали основатель фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» Андрей Кочетков и координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков. Вместе с ведущими шоу они обсудили, что такое архитектурное наследие и как общество влияет на его сохранение.
«Такие дела» публикуют небольшую памятку о том, что каждый человек может сделать для своего города, системно участвуя в градосохраняющей деятельности.
Что такое культурное наследие и как его сохраняют?
Культурное наследие — это памятники истории культуры: картины, гравюры, скульптуры и целые здания. Таким объектам на законодательном уровне с помощью экспертиз присваивают статус памятника или охранный статус, он может быть регионального или федерального значения. В Москве за это отвечает департамент культурного наследия.
Во всей России около 140 тысяч зданий признаны объектами культурного наследия. Из них только 15% находятся в удовлетворительном состоянии, большая часть расположена в Москве и Санкт-Петербурге.
Архитектурное наследие сохраняют несколькими методами:
Сохранение культурного наследия исключает развитие города?
Нет, город может развиваться и менять свой облик, но при этом сохранять важные исторические здания. Одно из современных и прогрессивных решений этой задачи — «переосмысление». То есть старые здания получают новую функциональность. Один из ярких примеров — центр современного искусства «Винзавод». Такой подход к историческим объектам называют термином «редевелопмент».
Почему важно, чтобы общество помогало сохранять культурное наследие?
Для сохранения объектов культурного наследия важно регулярно проводить их мониторинг. Это невозможно делать силами инспекторов, которые работают в профильных департаментах, из-за недостатка кадров. Поэтому очень важно, что в этот процесс включаются активисты и общественные организации. Например, такие как «Архнадзор». С движением сотрудничает около 300 человек. Они могут ежедневно проверять состояние объектов культурной памяти, расположенных в районах их проживания.
Что нужно делать для сохранения архитектурного наследия?
Андрей Новичков
рекомендует посмотреть
Андрей Кочетков
рекомендует почитать
рекомендует посмотреть
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных