Как мусульмане относятся к неверующим
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В строении мировоззрения мы, мусульмане, всегда опираемся на Сунну и Коран, то есть на взгляды последнего посланника Бога, пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и слово Всевышнего, ниспосланное в Коране. Эти руководства содержат ответы как на абстрактные явления, например, смысл жизни, главная цель человека, жизнь после смерти и т.п., так и на вопросы обыденной жизни. В общем, Ислам способен дать ответ на любой вопрос, в том числе и на тот, который звучит так: как должен относиться к неверующим мусульманин?
Какое бы покрывало грязи и клеветы не бросали на Ислам его враги, свет мира, любви и справедливости этой религии все равно пробьется через любые преграды ненавистников. Да, вопреки всем разжигателям религиозной ненависти и исламофобии, Ислам – это религия мира. Даже само это слово «ислам» является однокоренным слову «мир» («салям»). Давайте теперь обратимся к достоверным рассказам и аятам Священного Корана, доказывающим это.
Сам Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял снисходительность к иноверцам даже в критических ситуациях. Он говорил: «Поистине, Аллах любит мягкость (доброту) в каждом деле» [3]. Он был великодушным и терпеливым к немусульманам, даже несмотря на то, что они не раз покушались на его жизнь.
Рассказ об отравленной баранине
За меч сподвижники брались только в условиях войны и открытой вражды. Да и то, как мы видим, они были снисходительны даже на территории жестокости и насилия.
Все вышесказанное убеждает нас в «мирности» исламской религии, в способности и желании мусульман жить в мире, добре и согласии с соседями, будь то иудеи, христиане или католики. В связи с этим мне вспоминаются слова Авраама Линкольна, который во время своей инаугурационной речи, обращаясь к разобщенной на Юг и Север Америке, сказал: «Мы не враги, а друзья. Нам нельзя быть врагами. Накалившиеся страсти не должны разорвать узы давней привязанности. Таинственные струны памяти, протянувшиеся от полей сражений и могил патриотов к каждому живому сердцу и очагу этой огромной страны, зазвучат еще во славу Объединения, когда их коснутся светлые ангелы, живущие в наших душах».
Как не хватает сегодня нам голосов, которые повторяли бы те же слова разобщенному российскому обществу. Ну, или хотя бы выразились бы как известный герой мультфильма, кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
Глава 11. Отношение к иноверцам
Таким образом, судя по этим и другим аналогичным мусульманским высказываниям, может сложиться впечатление, что христиане и иудеи для ислама вполне уважаемые представители родственной с ними авраамической религии: «Следуйте этой вере (исламу – авт.) – это религия вашего праотца Ибрахима» (К.22:78). Тем более, что сам Коран имеет весьма благожелательные для христиан аяты: «ты увидишь, что ближе к тебе из всех людей те, которые следовали за Исой и говорили: «Мы – христиане!» И это потому, что среди них есть иереи и монахи, хорошо знающие свою религию и боящиеся своего Господа» (К.5:82).
Но действительно ли это так, действительно ли ислам так толерантен к христианству и иудаизму? На самом деле все эти лояльные и политкорректные высказывания некоторых мусульман не имеют с действительностью ничего общего. Например, в том же 82 аяте 5 суры представлен уже весьма неприязненный взгляд на иудеев: «из всех людей самую сильную вражду испытывают к тебе (Мухаммеду – авт.) и к тем, кто уверовал в Аллаха и в тебя, иудеи и многобожники. » Несмотря на заявление муфтия Равиля Гайнутдина о том, что с мусульманской точки зрения христиане не приравниваются к «неверным» (кяфирам – от арабских букв «ка» «фа» «ра»), сам Коран свидетельствует обратное и обличает его неискренность: «Неверные – те, которые говорят: «Ведь Аллах – Мессия Иса, сын Марйам». Так христиане говорят и теперь» (К.572). Таким образом, согласно Корану, христиане за то, что называют Мессию Иисуса Богом, являются «неверными». Это подтверждается также другим аятом: «О вы, которые уверовали! Не берите себе в союзники и покровители ни иудеев, ни христиан! Они одинаковы в своей враждебности к вам. Тот, кто берет их в сторонники и покровители, тот сам из них. Аллах не ведет к прямому пути неправедного, который вредит самому себе, делая неверующих (т.е. неверных – авт.) своими покровителями и сторонниками» (К.5:51). Таким образом, те мусульмане, которые водятся с христианами, не просто «вредят сами себе», но и будут сбиты Аллахом с прямого пути, а это для мусульманина смерти подобно.
В следующем аяте христиане не только прямо называются врагами ислама, но и стоят в одном ряду с язычниками: «О вы, которые уверовали! Не берите себе сторонниками и друзьями врагов ислама – иудеев, христиан и язычников, которые порицают вашу религию. » (К.5:57)
Некоторые гневно – обличительные высказывания Корана, хотя прямо не упоминают христиан, но однозначно намекают на них: «Нет более нечестивого и несправедливого, чем тот, кто возводит на Аллаха ложь, измышляя, что у Аллаха есть сын» (К.6:21). «Иудеи, христиане и неверующие говорят, что у Господа есть сын. Это ложь. Хвала Аллаху! Ему не нужен сын» (К.2:116). Ввиду этого Мухаммеду дается следующий практичный совет: «Не утруждай себя (о Мухаммад!) тем, чтобы угодить упрямым иудеям и христианам. Они не будут довольны тобой, пока ты не последуешь их вере, которая, как они считают, является путем к Богу. Поистине, путь к Богу – это путь ислама!» (К.2:120). Поэтому, естественно, не может быть никаких разговоров о том, чтобы христиане были друзьями для мусульман: «О вы, которые уверовали! Не входите в искреннюю дружбу с теми, которые не верят в вашу религию, и не открывайте им свои секреты. » (К.3:118) То есть отношения мусульман в адрес всех немусульман изначально (т.е. по приказу Аллаха) обречены на лицемерие и лукавство, так как искренность отношений со стороны мусульман возможна только к их единоверцам. Ибо так приказал Аллах. Более того, за неповиновение иудеев и христиан (обладателей Писаний) религии Аллаха, Коран именует их не иначе, как проклятыми «обезьянами и свиньями»: «О вы (обладатели Писаний – авт.), которых Аллах лишил Своей милости и на которых разгневался, проклял за неверие (т.е. непричастность исламу названа – неверием, следовательно, сами непричастные – неверные – авт.), непокорство, неповиновение и сделал глухими их сердца, и в результате стали они подобны обезьянам и свиньям» (К.5:60).
Коран не только не говорит ни о какой терпимости к христианству, но наоборот, заповедует Мухаммеду привлекать христиан в ислам: «Скажи иудеям, христианам и неверующим из арабов: «Знамения Аллаха уже ясны, признавайте ислам!»» (К.3:20) И наконец, Мухаммеду уже открыто повелевается сражаться с христианами (людьми Писаний) именно за неприятие ими Аллаха и ислама: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые не веруют в Аллаха должным образом. и не веруют в истинную религию – ислам» (К.9:29). То есть Коран признает только тех христиан, которые веруют в Аллаха и ислам. Только становится непонятно, на каком основании они в этом случае должны именоваться христианами? Естественно, если христиане отказываются принимать ислам, то вечного спасения им не видать, поскольку только ислам ведет к спасению: «Поистине, те, которые не уверовали и не приняли ислам из людей Писания и многобожников, будут вечно пребывать в адском огне и не выйдут из него. Они являются наихудшими из творений по своему вероучению и по своим деяниям»(К.98:6).
Таким образом, Коран – самый авторитетный источник для мусульман, не только воздерживается от каких – либо симпатий в адрес христианства, но прямо характеризует это вероучение, как «наихудшее из всех». Он не ставит ни в какое сравнение с исламом религии людей Писаний. Все они именуются проклятыми Аллахом, а их представители названы свиньями и обезьянами.
Для подтверждения этой мысли (хотя Коран не нуждается ни в каких подтверждениях, но сам служит подтверждением для всех высказываний) приведем мнения мусульман, помещенные в других источниках кроме Корана. Так, например, известно, что «неверный» (кяфир) по шариату приравнивается к таким вещам, как: моча, фекалии, кости, свиньи и т.д. При этом иранский революционер Аятолла Хомейни утверждает не только то, что эта норма действует в исламе и по сей день, но и «неверными» называет вообще всех немусульман. «»Есть одиннадцать нечистот, – пишет он, – моча, кал, сперма, кости мертвых, кровь, собака, свинья, мужчина и женщина, которые не являются мусульманами, вино, пиво, пот верблюда питающегося отбросами. » (Ruhollah Khomeiny. Principes politiques, philosophiques, sociaux et reliqieux. Traduit du Persan par J.M.Xaviere. Р.59. Цит. по: Ключников Б. Исламизм, США и Европа. М.2003.С.122). То есть, иными словами, христиане, иудеи, буддисты и атеисты нашей страны для настоящего мусульманина по своей нечистоте сродни свиньям, трупам, поту верблюда или калу. Не потому ли так легко перерезать горло «неверному» – ведь он столь же «нечист», как и свинья. » 290
О какой родственности религий может идти речь, когда мусульмане вообще не пускают в свои запретные мечети никого, кроме своих единоверцев. В то время, как мусульманину не возбраняется войти в христианский храм, христианин, за свою попытку проникнуть, например, в «запретную мечеть» (аль – масджид аль – харам), может быть растерзан толпой «правоверных» на части. И все это потому, что немусульманин, как «неверный», а значит «нечистый», своим присутствием подвергает мечеть опасности осквернения.
То есть проблема всегда будет состоять в присутствии в исламе принципа «двойных стандартов», – «правоверный» – «неверный». Хотя, на самом деле, статус «правоверных», незаконно узурпированный мусульманами, по праву принадлежит христианам, так как об этом еще за 600 лет до Мухаммеда говорил Иисус Христос: «Добрый и верный раб» ( Мф.25:21 ); «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом, неверен и во многом» ( Лк.16:10 ); «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает. и подвергнет его одной участи с неверными» ( Лук.12:46 ). Сам Христос именуется в Писании «свидетелем верным» ( Откр.1:5; 3:14 ); «Верным и Истинным» ( Откр.19:11 ). Эту же мысль в более развернутой форме высказывали и апостолы: «Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев» ( 3Ин.1:1 ); «Дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:3 ); «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим.4:12 ); «Будь образцом для верных в слове. » ( 1Тим.4:12 ); «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать» ( 1Тим.5:16 ); «Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно. но тем более должны служить им, что они верные» ( 1Тим.6:2 ); «Приветствуйте [верных] из дома Аристовулова» ( Рим.16:10 ); «. те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» ( Откр.17:14 ) и т.д.
Также и такое понятие, как «неверные», уже давно обозначает всех некрещеных и не знающих Христа: «. тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ); «Если кто из неверных позовет вас. » ( 1Кор.10:27 ); «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого» ( Тит.1:15 ); «Боязливых же и неверных. » ( Откр.21:8 ). Даже в таком элементарном терминологическом аспекте своего вероучения Мухаммед оказался в зависимости от более древней и более совершенной религиозной системы.
При этом важно понимать, что и христианство по отношению к исламу не горит никакими родственными чувствами. Несмотря на то, что Мухаммед, действительно, является далеким потомком (в 30 поколении) патриарха Авраама, но этот факт не свидетельствует в пользу родственности христианства с исламом, равно как и то, что ни Авраам, ни Измаил не виноваты в появлении ислама как такового. Признавая в равной степени Авраама за пророка Божия, христианство отнюдь не стоит из – за этого на одной ступени с исламом. В отличие от ислама, христианство сохранило неповрежденным преемственность пророчества, данного Богом Аврааму, в котором Он обещает, что «в семени его благословятся все народы земли» ( Быт.22:18; 26:4; 28:14 ; Деян.3:25 ). Апостол же Павел уточняет, что под семенем нужно понимать именно Христа, «искупившего нас от клятвы закона» ( Гал.3:13,16 ).
Поэтому, несмотря на то, что Бог обещает Аврааму благословить Измаила и произвести от него народ великий ( Быт.17:20 ), «но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» ( Быт.17:21 ), то есть свободная. Интересно заметить, что благословив Измаила как семя Авраамово, Бог не распространяет Свое благословение на народ, который произойдет от него. Сказав только, что от него родятся 12 князей и произойдет великий народ, Господь ограничивается этим ( Быт.17:20 ). Таким образом, Господь дает указание одновременно и на то, что Исаак (а не Измаил) будет продолжателем преемственности пророчества, и на тот дух христианской свободы, который принесет в Евангелии Христос – благословенное Семя и исполнение пророчества ( Еф.3:11 ; Деян.13:32 ). Поэтому – то Апостол и говорит, что «верующие благословляются с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ), то есть не просто потомки Авраама получат благословение, но только все подобно Аврааму верующие в пророчество о Христе, данное ему и всем ветхозаветным пророкам.
Будучи сынами рабыни (Агари), мусульмане удивительным образом сохранили этот дух рабства и законничества, в отличие от христиан, которые, по слову апостола Павла, являются детьми свободной (Сарры) ( Гал.4:31 ; 1Пет.2:16 ). Мухаммед не только не подарил своим последователям никакой свободы, но напротив, связал их еще больше своим директивным (приказным) «аравийским иудейством». Подлинная новозаветная свобода (не силой меча, но внутренняя, по духу, которая не ведома ни одному мусульманину) возможна только во Христе. Но нормы Корана не дают последователям Мухаммеда этого увидеть. Доныне, когда они читают Коран, «покрывало лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу (Богочеловеку Иисусу Христу – авт.), тогда это покрывало снимается. Потому что оно снимается Христом» ( 2Кор.3:14,15,16 ).
Несмотря на то, что ислам самым очевидным образом оказался чужд и непричастен пророческим обетованиям, находятся православные священники, которые считают Мухаммеда одним из подлинных пророков Божиих, узкоспециальная миссия которого, оказывается, заключалась в донесении слова Божия арабам. Таким следовало бы вспомнить, что Великий требник учение арабского «пророка» «о Христе Господе нашемъ и пречистой его матери» характеризует не иначе, как «хульнымъ блядословиемъ» (Образ отрицания сарацинского). Сам же автор этого учения квалифицируется в этом чинопоследовании, как «слуга дьявола и лживый пророк». При этом принимающему христианство агарянину заповедуется отречься и проклясть не только Мухаммеда и его «хульное блядословие», но и его «богохульное писание» (Коран), а также его сподвижников (сахаба), зятя (Али), внука (Хасана), даже его жен, которые перечисляются по именам и дочь Фатиму. Подобный радикализм всегда имел место там, где вопросы касались чистоты Православной веры и хулы на Святого Духа (напр. история Анании и Сапфиры ( Деян.5 гл.))
Между строчек так и читается: «Будущее России должно быть за исламом». Незнание господином Гайнутдином элементарных азов истории Святой Православной Руси мы оставим без комментариев. Заметим только, что это пишет все тот же Равиль Гайнутдин, который всего несколько страниц назад буквально братался с христианами. Как уже говорилось, искренние отношения (дружба) для мусульман возможны только в адрес мусульман, т.е. их единоверцев, отношение же ко всем остальным всегда будет разбавлено лукавством.
Таким образом, Коран прямо говорит, что положение немусульман в странах ислама является унизительным. Причем, создав для немусульман унизительные условия существования, самим любимцам Аллаха не пристало унижаться перед немусульманами. Аллах не просто призывает их жить с гордостью и достоинством, но в случае их унижения перед «неверными» угрожает геенной: «Мусульманину следует переселиться в исламскую страну, а не жить в унижении в другом месте. Ведь для тех, которые смиряются с унижением, хотя могут переселиться, убежищем будет геенна – самое скверное пристанище. Мусульманам не следует соглашаться жить в унижении и покорности, им нужно жить с гордостью и достоинством» (К.4:97).
Те, которые выплачивают джизью, носят наименование зимми (от зимма – договор о защите, покровительстве). Мусульмане утверждают, что зимми, исправно выплачивающие джизью, находятся под покровительством исламского государства. Для многобожников и язычников (не людей Писаний) ислам предоставил еще меньше альтернатив, а именно две. По шариату, многобожники должны быть либо насильственно обращаемы в ислам, либо уничтожаемы, третьего для них не дано. И при этом ислам продолжает утверждать, что является религией мира и непринуждения: «В религии нет принуждения» (К.2:256).
Отношения мусульман с иноверцами
Отношения мусульман с иноверцами строятся на двух принципах.
1. Духовная близость между мусульманином и неверующим невозможна. В основе близости лежит любовь, а в основе отстранения — неприязнь. Эти чувства движут душой и телом, и поэтому близость к верующим и отстранение от неверующих является требованием свидетельства «нет божества, кроме Аллаха».
В хадисе, который мы исследуем, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя [качествами]: кто любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное, кто любит людей только ради Аллаха и кто не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть брошенным в огонь».
Есть и другие аяты на эту тему. В них раскрывается истинное лицо людей писания и разоблачаются их прошлые и нынешние дела. Эти тексты указывают на то, что мусульманам необходимо знать тех, кто враждует с ними, и отстраняться от них: «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: “Путь Аллаха — это прямой путь”. Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет ни покровительствовать, ни помогать тебе» (сура 2 «Корова», аят 120) ;
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предостерёг свою общину от близкой дружбы с иноверцами. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не дружи ни с кем, кроме верующих, и пусть твою еду не ест никто, кроме богобоязненных» (Абу Давуд 4833; ат-Тирмизи 2395).
Аль-Мубаракфури пишет: «Слова “не дружи ни с кем, кроме верующих”, т. е. обладающих совершенной верой и совершенствующих её, могут означать запрет на близкую дружбу с неверующими и лицемерами, так как близкая дружба с ними вредит религии. “И пусть твою еду не ест никто, кроме богобоязненных”, т. е. набожный человек, использующий полученную от пищи энергию для поклонения Аллаху».
Известно, что их пленники были неверующими, а не правоверными. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерёг от дружбы с тем, кто не является богобоязненным, и удержал от общения и совместной трапезы с ними, потому что принятие пищи порождает в сердцах дружбу и любовь [Тухфа аль-ахвази].
На эту тему есть много аятов, например: «О вы, которые уверовали! Не делайте Моих врагов и ваших врагов своими близкими. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моём пути и снискать Моё довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает так, тот сбился с прямого пути. Если они случайно встретятся с вами, то окажутся вашими врагами, будут вредить вам своими руками и языками и захотят, чтобы вы стали неверующими. Ни ваши родственники, ни ваши дети не помогут вам. В день воскресения Он рассудит между вами. Аллах видит то, что вы совершаете» (сура 60 «Испытуемая», аяты 1-3) ;
Несомненно, за такой дружбой последуют другие дела, в которые неверующий втянет мусульманина. Это могут быть и запрещённые религией поступки и даже неверие и приобщение сотоварищей к Аллаху. Упаси нас Господь от этого! Поэтому для мусульманина главное не отдавать свою любовь и дружбу никому, кроме Аллаха, Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и верующих.
Вместе с тем ислам уважает права иноверцев. Жизненная практика Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и история ислама свидетельствуют о том, что мусульмане, как никто другой, хорошо относились к иудеям и христианам: их проживание под знаменем ислама было восхитительным примером веротерпимости, в то время как в ряде других стран мусульмане становились жертвами судов инквизиции.
2. Сотрудничество с немусульманами. Мусульманам предписано выстраивать добрые отношения со всеми людьми, независимо от их религиозной принадлежности, если только те не воюют против верующих. Например, если иноверцы проживают в мусульманской стране на договорных основах, то мусульмане обязаны соблюдать условия договора. В хадисе ‘Абдаллаха ибн ‘Амра сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Аль-Куртуби в своём тафсире (6/45) приводит слова Абу ‘Убайды и аль-Фарры, что слова «…не подтолкнёт вас на преступление…» означают: «Пусть неприязнь к людям не побудит вас отказаться от истины в пользу лжи и от справедливости в пользу беззакония».
Если неверующий состоит в родстве с мусульманами, то они должны выполнять свои обязанности перед ним, т. е. поддерживать родственные связи, делать подарки и хорошо относиться к нему. На этот счёт нет никаких религиозных запретов. В хадисе Асмы бинт Абу Бакр говорится: «При жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ко мне приехала моя мать, желавшая [поддержать отношения]. Я спросила Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Следует ли мне поддерживать с ней отношения?” Он сказал: “Да”». Ибн ‘Уяйна сказал: «И Всевышний Аллах ниспослал о ней: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» (сура 60 «Испытуемая», аят 8) » (аль-Бухари 5978).
Её мать была язычницей, о чём сообщается в другой версии хадиса. Передают, что Асма бинт Абу Бакр сказала: «После того как был заключён договор с курайшитами, ко мне приехала моя мать, которая была язычницей. Я обратилась за советом к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: “О посланник Аллаха, ко мне приехала моя мать, которая желает [поддержать отношения]. Следует ли мне поддерживать отношения с матерью?” Он ответил:
“Да, поддерживай отношения со своей матерью”» (Муслим 1671).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ей поддерживать отношения с матерью, несмотря на то, что та была язычницей и продолжала приобщать сотоварищей к Аллаху, не желая принять ислам. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (10/413) пишет: «Если бы она пришла, желая принять ислам, то Асма не нуждалась бы в разрешении, чтобы поддерживать отношения с ней. Известно, что дружба в исламе — один из поступков, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал сам и приказывал другим, и не было нужды спрашивать разрешения на это».
Также сообщается, что ‘Умар сделал подарок своему брату, который оставался язычником. Передают, что Ибн ‘Умар рассказывал: «Однажды ‘Умар увидел в продаже шёлковую одежду и сказал: “Посланник Аллаха, купи её и одевай по пятницам и когда к тебе приезжают делегации”. Он сказал:
“Такое надевает только тот, у кого нет доли [в последней жизни]”. Потом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли одежды, и он послал одну из них ‘Умару. Он сказал: “Как я надену её после того, как ты сказал о ней такое?” Он сказал:
“Я дал её тебе не для того, чтобы ты носил её. Продай её или же дай надеть другим”. ‘Умар послал её своему брату, жившему в Мекке, который ещё не принял ислам» (аль-Бухари 5981).
Мусульманин должен выполнять свои обязанности перед соседями и уважать их права, если даже те неверующие. Передают со слов Муджахида, что в доме ‘Абдаллаха ибн ‘Амра зарезали овцу. Он сказал: «Вы сделали подарок нашему соседу-иудею? Вы сделали подарок нашему соседу-иудею? Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Джибриль столько наставлял меня хорошо относиться к соседям, что я подумал, что он включит их в число наследников”». Ат-Тирмизи (1943) назвал хадис хорошим, но малоизвестным.
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (10/441-442) пишет: «Слово “сосед” охватывает мусульман и неверующих, поклоняющихся и нечестивцев, друзей и врагов, местных и чужеземцев, приносящих пользу и вред, родственников и посторонних, соседей близких и дальних. Степень соседства одних выше, а других ниже. Самый близкий сосед — тот, в ком собраны все первые качества, затем тот, кому присуще большинство этих качеств и т. д. И, наоборот, самый дальний сосед — тот, в ком собраны вторые качества. Каждому из них необходимо отдавать должное сообразно его положению. Передатчик этого хадиса ‘Абдаллах ибн ‘Амр понял его в самом широком смысле и приказал подарить часть зарезанного для него барана соседу-иудею.
Ат-Табарани передал со слов Джабира другой хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Есть три вида соседей. Сосед, имеющий одно право, — это язычник, и него есть право соседа. Сосед, имеющий два права, — это мусульманин, и у него есть права соседа и мусульманина. Сосед, имеющий три права, — это мусульманин, приходящийся родственником, и у него есть права соседа, мусульманина и родственника”».
Одним словом, мы ощущаем неприязнь к неверующему из-за его неверия, но это не мешает нам поддерживать с ним добрые отношения и сотрудничать в разрешённых делах, особенно если у него есть договор с правителем мусульман. В хадисе говорится:
«Жизни правоверных равны. Даже самый жалкий из них может гарантировать безопасность от имени остальных. Они едины в борьбе со своими противниками. Верующий не может быть казнён (по решению суда) за убийство неверующего, и неверующий, заключивший договор с мусульманами, не может быть казнён (по решению суда), пока не нарушит этот договор» (ан-Насаи 4745).
Абу Давуд (2751) передал через ‘Амра ибн Шу‘айба, что его отец рассказывал со слов своего деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Жизни правоверных равны. От их имени самый жалкий из них может гарантировать безопасность и самый далёкий — предоставить покровительство. Они едины в борьбе со своими противниками, и сильный среди них делит трофеи со слабым, а выступающий в отряде — с оставшимся позади. Верующий не может быть казнён за убийство неверующего, и неверующий, заключивший договор с мусульманами, не может быть казнён, пока не нарушит этот договор».
Сообщается, что Умм Хани рассказывала: «В год освобождения Мекки я отправилась к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он купался, и его дочь Фатима прикрывала его покрывалом. Я поприветствовала его миром, и он спросил:
“Кто это?” Я ответила: “Это я, Умм Хани бинт Абу Талиб”. Он ответил:
«Умм Хани, мы гарантируем безопасность каждому, кому ты гарантировала безопасность”. А намаз, который он совершил, был утренним намазом» (аль-Бухари 3171).
Мусульмане обязаны придерживаться Корана и сунны во всех делах и следовать путём Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в любых начинаниях, включая сотрудничество с иноверцами.
Д-р Мухаммад аль-Маграви пишет: «Сотрудничество с иноверцами в исламском государстве необходимо строить так, как этому учил Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. В исламском государстве есть правители, и в каждом городе есть представитель власти. Иудеи и христиане веками живут вместе с мусульманами, и если иудей или христианин проживает в мусульманской стране и находится под их покровительством, если ему гарантирована безопасность, то никому не позволено покушаться на него. С ним нужно обращаться хорошо, и не разрешается ни убивать его, ни посягать на его права» [Вакафат ма‘а-д-ду‘ат, с. 35].