Как мусульмане празднуют новый год
Новый год по Хиджре – праздник или нововведение?
8 августа 2021 г. с заходом солнца наступит новый, 1443-й год по лунному календарю, первый месяц которого в исламе называется Мухаррам.
Летоисчисление у мусульман, как известно, ведётся с важной точки отсчёта – Хиджры, т.е. переселения первых правоверных из Мекки в Священную Медину (что соответствует 622 году по Григорианскому стилю, принятому в подавляющем большинстве государств мира).
Дозволенность празднования
В светском обществе и многих иных культурах дате смены календаря уделяется значительное внимание. «Классический» Новый год считается одним из важнейших государственных праздников даже в ряде мусульманских стран, в которых лунному летоисчислению придаётся второстепенная роль по сравнению с солнечным григорианским. Так следует ли приверженцам ислама праздновать «свой» Новый год?
Подавляющее большинство мусульманских учёных придерживается мнения, что новогодняя дата по Хиджре не считается какой-то особенной. Основным доводом тому служит приводимый Абу Даудом и Ахмадом хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.), в котором сказано: «Создатель заменил Вам все праздники на два других, которые лучше для Вас – это Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает)». Исходя из этого, не стоит наделять Новый год по лунному календарю признаками торжественности и воспринимать его соответствующе.
Существует также мнение о том, что в целом Новый год – это нововведение (бидат), вводящее людей в заблуждение. Ключевым аргументом в пользу этой позиции служит то обстоятельство, что при Посланнике Аллаха (с.г.в.) люди не уделяли абсолютно никакого внимания наступлению нового года.
Действительно, во времена Мухаммада (с.г.в.) не существовало исламского календаря. Нынешний мусульманский календарь был введён в эпоху правления 2-го праведного халифа Умара ибн Хаттаба (р.а.), который, проводя реформы, понимал важность наличия системы летоисчисления в государственном делопроизводстве. Первые правоверные не стали внедрять существующие на тот момент календари язычников, иудеев и христиан, а решили создать свой собственный. В качестве отправной точки была выбрана Хиджра как одно из важнейших событий в жизни уммы. Хотя некоторые сахабы предлагали отталкиваться от даты ночного вознесения Пророка Мухаммада (с.г.в.), и дату начала пророческой миссии, и другие события.
Некоторые богословы возражают против придания Нового года по Хиджре статуса нововведения, воспринимая его исключительно как памятную дату и начало наступления месяца Мухаррам – одного из четырёх запретных месяцев.
Как отметить наступление Нового года мусульманину
Не придавая статуса праздника этому дню, тем не менее, верующие могут себе позволить совершение благих дел и подведение итогов прошедшего года. Например, мусульманам дозволено ходить друг к другу в гости, дарить подарки детям и даже строить планы на будущее, при этом прося Всевышнего, чтобы очередной год принёс в дом больше радости и блага. Для кого-то этот день может стать отправной точкой или поводом для старта каких-то важных благих начинаний.
Также стоит помнить о том, что месяц Мухаррам – месяц Творца, в который желательно соблюдать пост. В хадисе подчёркивается: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам» (Муслим, Абу Дауд).
В 1-й день нового года (9 августа) следует также воздерживаться от конфликтов и ссор, ведь Мухаррам был назван запретным месяцем именно потому, что Всевышний в это время запретил людям все виды распрей. Так что сердца верующих должны быть переполнены исключительно позитивными эмоциями.
У различных мусульманских народов существуют свои традиции встречи очередного года исламского календаря. Во-первых, в этот день особое внимание уделяется подбору блюд. Основным ингредиентом мясных яств становится баранина, из которой готовятся различные угощения для семейного ужина.
В течение всего Мухаррама, и особенно в первый день верующие могут раздавать милостыню, кормить бедняков, помогать тем, кто нуждается в поддержке, одаривать подарками и угощениями чужих детей и многодетные семьи – словом, создавать хорошее настроение другим людям. И тогда, по воле Всевышнего, такие деяния обернутся благим уделом.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Как мусульмане празднуют Новый Год?
Новый год — особенный праздник для каждого человека, вне зависимости от культуры и вероисповедания. Различия в традициях привлекают туристов необычными обрядами и традициями.
В глобализированном мире есть возможность изучить все и познать других людей благодаря коммуникации. Знания тысячелетних традиций празднования мусульманского Нового года позволят глубже узнать таинственную религию.
Новый Год по мусульманским традициям
Главным различием между празднованием НГ христианами и мусульманами является масштабность и важность. В исламском мире наступление очередного года — это не светский праздник, а напоминание о том, что всегда следует совершать хорошие деяния, помогать другим и беспокоится о близких.
Традиционно мусульмане проводят этот день в молитве, прося Высшего о благосостоянии. Мусульмане верят, что молитвы тех, кто придерживался поста перед праздником, будут обязательно услышанные Аллахом.
Новый год у мусульман настает в первый день особо почитаемого месяца — Мухаррам. Каждый год эта дата меняется. Например, в 2018 году празднество выпало на 11 сентября. Новый год 2022-го года по мусульманскому календарю будет отмечаться в ночь с 30-го на 31-е августа.
В исламе есть особое понятие «харам». В дословном переводе слово значит «запрет». Мухаррам — один из 4-х месяцев в году (вместе с Раджаб, Зуль-каада и Зуль-хиджа), когда верой запрещено участвовать в любых военных конфликтах. Также очень важно придерживаться поста, который занимает особую важность в мусульманском мире, уступая лишь Рамадану. Бытует мнение в исламском мире, что поведение человека в первом месяце отразится на весь год.
Особенности в исламских празднованиях
К Новому год по исламу принято готовиться заранее, примерно за месяц до торжества. Прежде всего, следят за чистотой дома, доводят ее до совершенства. Ближе к празднику, мусульмане начинают проращивать ростки пшеницы и чечевицы. А непосредственно за несколько дней, хозяйки активно готовятся к приему гостей, создавая неповторимые угощения.
Священнослужители желают, прежде всего, милости Всевышнего Аллаха, благополучия и добра в доме. Традиции мусульманского празднования видны даже за столом. Молитвами, обращенными к Аллаху, сопровождает начало и окончание трапезы. Очень важно, чтобы хозяин дома первый отведал блюда за столом. Следом к приему пищи могут приступать другие члены семьи
Первые 10 дней Мухаррама называют благословенными. В эти дни молодые стараются сыграть свадьбу, предприниматели — открыть бизнес, решаются важные решения и строятся планы на светлое будущее.
Вслед празднованиям наступает мусульманский пост. Предание Пророка Мухаммеда гласит: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов». Верующие целый месяц соблюдают пост, минимум 3 дня в неделю: четверг, пятница и воскресенье. Во время поста действуют серьёзные ограничения. Верующие отказываются от употребления пищи и воды, веселия, половых связей, купания, курения и даже использования благовоний. Воздерживаются до захода солнца.
Соответственно, с наступлением рассвета весь народ должен посвятить все свое время служению Аллаху. Таким образом происходит духовное очищение, в покаянии и богослужению. Лишь с заходом солнца люди могут насладиться житейскими слабостями, при этом имея ряд ограничений, например, среди блюд.
Отмечают ли мусульмане 31 декабря?
Вера — это не только определенный символ на теле или одежда, это образ жизни. На системе ценностей выстраивается целая культура, которая учит, как общаться между собой, что ценить и каких правил придерживаться.
Хадисы (рассказы о поступках и выражениях Пророка Мухаммеда) призывают к сохранению собственной уникальности культуры. В исламе не приветствуется возвеличивание праздников других религий.
Когда Посланник Аллаха прибыл из Мекки в Медину, он увидел, как жители города целых два дня продолжали веселиться. Когда Пророк спросил — какова причина их бурного празднования, они сказали, что празднуют по традициям джахилии. В ответ Посланник Аллаха произнес такие слова: «Воистину, эти праздники вам заменили лучшими: Идуль фитри и Идул азха».
Новогодние меню
Праздник наступления Нового года по мусульманскому календарю проводят в кругу семьи или же с близкими друзьями. Кроме тщательной уборки, хозяйки готовят праздничный стол.
Выделяют 7 основных блюд, которые обязательно должны присутствовать на застолье:
В меню в этот день должны быть лишь те блюда, которые начинаются на букву “син” в арабском алфавите. Украшением блюд служат ароматные веточки мяты.
В меню новогоднего стола непременно входит баранина. Начинается празднование из дегустации кус-куса, приготовленного по семейному рецепту. Невозможно приставить стол мусульман без сладостей, риса и фруктов. Также гостям предлагают несколько видов чая, кофе или же соков. За столом запрещено употреблять алкогольные напитки.
Различия между культурами
Мусульманский Новый год по хиджре имеет определенную дату, соответственно нет необходимости праздновать наступление НГ по традициям других религий, хотя это не запрещается.
Стоит немного больше рассказать о самой Хиджре. Хиджра — отдельный календарь для мусульман, летосчисление которого начинаться с момента переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (по григорианскому календарю эта дата припадает на 16 июля 622 года).
Основой мусульманского календаря Хиджры служит годичный лунный цикл, составляющий лишь 354-355 дней в году. Соответственно каждый год солнечный и лунный календари смещаются на 11-12 дней.
НГ мусульмане празднуют согласно хиджре в разное время года. Это может быть осень, зима или лето, ведь месяцы Хиджры не имеют отношения к временам года или к сезонным работам на земле. Узнать, какого числа отмечать мусульманский Новый год, можно лишь с помощью специальных подсчетов.
Наши традиции не подходят другим
Новый год мусульмане празднуют в непривычный нам способ. Мусульмане отмечают лишь два праздника – Разговение и Жертвоприношение.
Существует множество причин, почему мусульмане не принимают христианские традиции:
НГ у мусульман — это не праздник по европейским нормам. Несомненно, это повод всем вместе собраться за праздничным столом, увидеть дальних родственников и разобраться в своем внутреннем мире.
Современная жизнь и ее ценности отделяют людей от уставленных предками норм.
Можно ли мусульманам отмечать Новый год по традициям других религий, к примеру, христиан или нельзя – на этот вопрос сложно ответить однозначно. Некоторые европейские традиции запрещены в исламе, однако ничто не мешает мусульманину и христианину пообщаться за одним столом.
Заключение
На Востоке, Новый год у мусульман — это нечто особенное. В это время каждый мусульманин пытается очиститься, проанализировать все свои поступки, подумать, что полезного мы принесли в мир, скольким людям помогли обрести свой путь и себя.
Не зря ведь в первый день НГ нужно воздержаться от грехов, неправильных помыслов и ссор, ведь тело можно очистить во время поста, а за своими мыслями нужно следить постоянно, так как именно то, о чем мы думаем, наполняет нашу жизнь смыслом или же наоборот.
Блог «Аравийские записки»: как отмечают Новый год в мусульманских странах
Автор фото, Maria Sashinskaya
Приглашающая сторона предупредила, что свинину, алкоголь и порнографическую продукцию с собой ввозить нельзя. Западные журналы мод и конфеты с ликером под эти требования тоже попадали.
Мы летели в Саудовскую Аравию. Дело было перед Новым годом, поэтому всякую околоелочную атрибутику нам тоже посоветовали оставить дома.
Но это все строгие требования, и далеко не все мусульмане и не все мусульманские страны отказывают себе в новогодней ночи.
Пусть она проходит без больших застолий и тостов, но, тем не менее, новогодняя ночь остается особенной.
Автор фото, Getty Images
Новогодний фейерверк в Дубае вошел в Книгу рекордов Гиннеса
К слову, справедливости ради можно вспомнить, что и в православной традиции на зимние празднования есть большие ограничения. На новогоднее время всегда выпадает Рождественский пост, поэтому формально у многих из нас тоже есть повод отложить веселье и угощения до самого 7 января.
Табу на красные розы
Другие популярные на Западе праздники, по убеждению мусульман, пришли из язычества или христианства, поэтому являются подражанием немусульманам, что религией совершенно не приветствуется.
Так, в День Святого Валентина, в той же в Саудовской Аравии цветочным магазинам запрещено продавать красные розы и сувениры в форме сердец, хотя в любой другой день в году все это находится в свободном доступе.
Но в Арабских Эмиратах или Омане, например, таких запретов нет, и даже на Хэллоуин в обычном супермаркете можно найти разнообразие тематических масок и костюмов.
С одной стороны, дни рождения в мусульманской традиции праздновать не принято. Это опять-таки воспринимается как подражание немусульманам.
Поэтому каждый раз, когда меня приглашают на чей-то день рождения, я оказываюсь в растерянности. Никогда не знаешь, как все будет выглядеть.
Часто бывает так, что именинник что-то устраивает и угощает гостей, но при этом как бы не празднует и не принимает подарки, потому что ненужное расточительство не поощряется религией.
Автор фото, Maria Sashinskaya
Супермаркет в Дубае в рождественский период
Мусульманский Новый Год
И все-таки свой, мусульманский Новый год тоже существует. Это такой же первый день нового месяца, но с плавающей датой, потому что летоисчисление в арабских странах основано на лунном календаре и ведется не от рождества Христова, а от момента Хиджры, т.е. переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (произошло это спустя 622 года после рождества Христова).
Так, в привычном нам 2016-м, новый мусульманский год начался не 1 января, а 3 октября. И теперь официально мы все тут живем в 15 веке, а точнее в 1437 году по Хиджре.
Вместо заключения
Блогу Аравийские записки на ВВС Russian скоро исполняется три года. Признаюсь, за это время заниматься жизнеописанием мусульманских стран стало сложнее. Любая, даже самая безобидная тема становится красной тряпкой и поводом для навешивания ярлыков.
Мы живем в странном мире, где люди находят больше поводов друг друга сторониться, чем поводов, чтобы быть вместе.
Я призываю своих читателей уважать всех людей и религии, и воспринимать мой блог исключительно как информационно-познавательный.
С наступившим Новым годом. Пусть он будет лучше, чем предыдущий.
Ислам и празднование Нового года
Скоро наступит праздник, который отмечает почти весь мир, — Новый год. Как относиться мусульманам к празднованию его?
В мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним. При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!). Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно — мусульмане не празднуют языческие праздники. Но с другой стороны — нужно учитывать, что никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется, ни елочке, ни Снегурочке, ни Деду Морозу. Это очевидно.
Сегодня для многих жителей Земли празднование Нового года является государственным праздником, цель которого — отметить окончание очередного календарного года[1]. Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности.
Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников. Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят им подарки, вкусности, водят на новогодние представления, концерты, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе. Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям.
Хадисы по теме праздников
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[2]. Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[3].
Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.
Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе.
Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.
При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.
Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году.
Хадисы и 5 важных аргументов
Несведущий интернет-пользователь, особенно из новичков в религиозной практике, любящих запрещать все и вся, может прислать вам ролик о «запрете Нового года», где будут фигурировать слова «ширк» (язычество), «куфр» (безбожие). В ответ на такие «богобоязненные додумывания и выдумывания» приведу несколько хадисов:
1) Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]»[4].
Если вы не поклоняетесь новогодней елочке, Снегурочке или Деду Морозу, тогда нет язычества, нет обожествления чего-либо, помимо Бога, а потому и запрета нет.
2) В наше время появилось много интернет-»шейхов», завлекающих людей «обоснованными» запретами, которые на самом-то деле додуманы или выдуманы ими. Вынужден напомнить им и их последователям: если прямого и однозначного текста в Коране и Сунне нет, тогда и запрета нет. Канонические запреты – прерогатива Аллаха (Бога, Господа). Если кто-то хочет что-то запретить, косвенно обосновывая Кораном и Сунной, то это его личное мнение, которому можно следовать по желанию, а можно и игнорировать. Мнения в мусульманском богословии исчисляются сотнями тысяч, а возможно, и миллионами, но если идет речь о запрете (харам), то на это должен иметься прямой и однозначный Божий запрет в тексте Корана и Сунны. Жизнь подтверждает: народные «законотворцы» подводят людей в итоге к радикализации либо к полному отчуждению от религии. И те из вас, кто имеет более 20 или 30 лет опыта совершения религиозной практики, наверняка видели тому много живых подтверждений. Не зря пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически; физически] те, кто щепетилен (чрезмерно строг). [Опасайтесь перфекционизма, в том числе и в вопросах веры, религиозной практики, иначе это погубит вас! Упрощайте, а не усложняйте]». Он (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды[5]. Также пророк Мухаммад предупреждал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры (религии)! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[6].
3) Сторонники запрещать Новый год любят цитировать следующий достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[7]
Имеет ли этот хадис отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником. Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может. К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.
Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).
4) Также современные интернет-»шейхи» и их последователи любят цитировать в адрес осуждающих их слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями]. Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]». Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами [а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света – Корану и Сунне]»[8].
И если посмотреть на этот хадис объективно, то он адресован именно самим законотворцам мусульманских запретов. Ведь основой в шариате является разрешенность (ибаха), если нет прямого и однозначного запрета (тахрим) в Коране и достоверной Сунне. Именно выдумывающие запреты и являются сбившимися с верного пути и сводящими с него («сами заблудились и других вводят в заблуждение»[9]).
5) Для тех, кто хоть чуть-чуть разбирается в мусульманском богословии, проведу параллель с запретами (тахрим) на европейскую одежду, которые были категоричными на начальном этапе появления ее в традиционно мусульманских странах, где стиль одежды совсем иной.
Вот, что сказал один из главных и очень авторитетных богословов саляфитского течения Ибн ‘Усаймин (1929-2001)[10], отвечая на вопрос о возможности ношения европейской одежды: «Ношение ее запрещено (харам). Но это в том случае, если надевают ее лишь и только безбожники. Надев ее, ты становишься одним из них. В хадисе сказано: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11]. Но если она, европейская одежда, станет чем-то распространенным среди людей (все ее надевают, независимо от вероисповедования), тогда элемента стремления походить на кого-то нет, а потому нет и запрета»[12].
Один из величайших мусульманских ученых современности ‘Али Джум‘а[13] относительно истории появления европейской одежды в мусульманских странах сказал: «На начальном этапе появления европейской одежды (шляп, костюмов) мусульманские ученые запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной (отсутствие привязки к представителям какой-либо религии), никто (абсолютно никто) из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение»[14].
Некоторые современные интернет-пользователи заявляют о запрете в Исламе Нового года, обосновав это якобы языческими корнями данного праздника. Такой подход и хукм (богословский вывод) – очевидное невежество. В современных реалиях России это просто светлый семейный праздник, не имеющий никакого отношения ни к язычеству, ни к какой-либо из религий. Запрещать его — значит не знать, как выводится хукм в Исламе, как дается богословское заключение (фетва). Обзывать празднующих его мусульман кяфирами — очевидное заблуждение и проявление такфиризма. И замечу, что я говорю о праздновании Нового года, а не Рождества, и именно в рамках мусульманских канонов, когда отсутствует явно запретное, например, алкоголь. И уместно вспомнить, что 12 месяцев как лунного календаря, так и солнечного являются знамением Господа миров и упоминаются в Коране[15].
Какому мнению последуете вы, читатель, для меня не имеет значения. Моей обязанностью, как профессионального богослова с многолетним стажем, было прояснить вопрос с точки зрения Корана, Сунны и шариата.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: