Как музыка влияет на детей
Влияние музыки разных жанров на психику ребёнка
Задумывались ли вы о том, какие звуки окружают малыша, в этом индустриальном мире?
Шумы автодорог. бесконечных строительных работ, агрессивной музыки.
Так ли мы представляем идеальную картину для жизни и развития человека. Конечно, каждый из вас хочет чтобы маленького гражданина этот мир встречал пением птиц, шумом весеннего леса, ароматом садов, лёгким дуновением ветерка, и наконец, то, что является самым главным для малыша—это голос мамы, ласкающий, убаюкивающий, который может передать все самое прекрасное, что есть в этом мире ….
Чтобы малыш полноценно развивался музыка должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни, поскольку она влияетна его эмоциональную сферу:
* прекрасная музыка вызывает положительные эмоции, и младенцы познают мир быстрее;
*музыкотерапия благотворно действует на развитие детского мозга, ведь благодаря ей связи между нервными клетками—нейронами—активизируется;
*посредством музыки грудничок учится слушать, а позднее представлять слышимое.
Таким образом, постепенно музыка способствует обучению работы с образом, а именно проводить анализ и синтез. Так у малыша развиваются различные виды восприятия, память и воображение. Кроме того, специально подобранная спокойная музыка для новорожденного имеет умиротворяющий и расслабляющий эффект в те моменты, тогда ребёнок беспокоен или чрезмерно возбуждён.
Какую же выбрать музыку для новорождённых детей?
К подбору музыкальных композиций для малыша необходимо подойти очень тщательно. Признан тот факт, что классическая музыка для новорождённых наиболее подходит и оказывает сильное положительное действие. Особенно психологи советуют включать ежедневно для прослушивание произведения “Ave Maria” (Аве Мария) Шуберта, “Зима” Вивальди, Ода радости Бетховена, Лунный свет Дебюсси, “Воздух” Баха, “Серенада” Гайдна и др. классиков.
Известен и эффект музыки Моцарта для новорожденных. Это явление было открыто в конце прошлого столетия. Согласно исследованиям, даже кратковременное прослушивание музыки гениального композитора повышает интеллектуальные показатели. Что касается “эффекта” Моцарта, музыка для новорожденных не только способствует развитию, но и вызывает чувство психологического комфорта, поскольку переходы в музыке созвучны с биоритмами мозга. В целом произведения Моцарта помогают выявить внутренний потенциал малыша в раннем возрасте.
Кроме того, можно использовать успокаивающую музыку для новорожден-ных перед сном, во время кормления или при беспокойном поведении.
Музыка на фоне звуков природы, звуки леса, морского побережья, пение птиц, включая специальные сборники колыбельной музыки.
Как правильно слушать музыку.
Для того чтобы музыка приносила пользу,необходимо придерживаться нескольких правил:
1. Не включайте музыку громко, поскольку она травмирует психику младенца.
2.Не надевайте малышу наушники: звучащая таким образом музыка производит шоковый эффект.
3. При звучании каждой мелодии наблюдайте за реакцией крохи, если музыкальное произведение вызывает беспокойство, включать её не стоит.
4. Ни в коем случае не слушайте при ребёнке тяжёлый рок и клубную музыку.
5. Музыкальные произведения следует подбирать по характеру для бодрствования или сна.
6. Общая продолжительность прослушивания музыки в день не должна превышать одного часа.
-Мелодичная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) –дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности.
-Классическая музыка Гайдна и Моцарта способствует повышению концентрации внимания, развития памяти и пространственного восприятия.
-Музыка романтизма (Шуберт, Шопен, Чайковский, Шуман, Лист) пробуждает индивидуальность.
-Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель) вызывает приятные образы в сновидениях.
-Джаз, блюз, регги и другие танцевальные формы, в основе которых лежат африканские мелодии, ритмы, обостряют чувство юмора, иронию, повышают общительность.
-Рок-музыка может создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
Рок музыка, а также музыкальный ритм, темп которого составляет 120 ударов в минуту, несет разрушающий слой, который обрушивается на детский организм.Кто-то захочет возразить: громкие и даже резкие созвучия есть и у классиков.Ответ прост: в классических произведениях они символизируют зло, тогда как, в частности в тяжелом роке, преподносится как нечто доставляющее наслаждение.
Много информации можно встретить о том, как различные музыкальные жанры влияют на психическое состояние человека, а тем более это значимо, когда речь идет о младенцах. Но мы знаем, что во многих жанрах можно встретить как высокохудожественное, так и далекое от искусства произведение, поэтому хочется обобщить за что «отвечают» в музыке мелодия, ритм и гармония. МЕЛОДИЯ—связь с душой, ее настроение, переживания, эмоциональные проявления, чувства. РИТМ—пульс, связь с физеологической составляющей личности. ГАРМОНИЯ—связь духа, высших проявлений человека с природой. В произведениях классиков эти три составляющие гармонично сосуществуют.
Однако самым узнаваемым и приятным для малыша является голос мамы, которая может напевать колыбельные или др. детские песенки.
Влияние музыки на развитие речи дошкольников О. Н. Дорофеева ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребёнка» Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребенка» Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов:.
Консультация «Влияние музыки на психику ребенка» Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или,.
Подборка литературных произведений разных жанров для инсценировок Подборка литературных произведений разных жанров,для инсценировок и театрализованной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного.
Синдром эмоционального выгорания и его влияние на психику Синдром выгорания и его влияние на психику Астанаева Е. И., Горн А. В., Котова Е. В. Вас сопровождает чувство усталости на протяжении всего.
Влияние цвета на психику ребёнка Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить.
Влияние классической музыки на здоровье детей дошкольного возраста Первыми на проблему влияния музыки на здоровье детей обратили внимание врачи. Опираясь на точку зрения доктора-хирурга, российского долгожителя,.
Влияние музыки на развитие личности Ни для кого не секрет, что ребенок с рождения живет в мире звуков, они окружают его везде и всюду. Для самых маленьких конечно подойдет.
Влияние музыки на здоровье ребенка Консультация для родителей «Влияние музыки на здоровье ребенка» Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение. Обучая.
Влияние современных мультфильмов на психику ребенка Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество анимации не соответствуют.
Консультация для педагогов «Влияние музыки на психику ребёнка»
Светлана Климова
Консультация для педагогов «Влияние музыки на психику ребёнка»
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т. к. усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Можно использовать спокойную музыку во время рисования, выполнения аппликации, лепки и других настольных игр. Ведь музыка помогает (как установили психологи) выполнять движения спокойно, плавно; дети более сосредоточены на выполнении задания.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная поп и рок-музыка, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат снижение уровня интеллектуального развития. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, самовыражении и самоутверждении личности.
Психологи рекомендуют в работе с детьми использовать музыку, как эффективное воздействие на развитие эмоциональной сферы и психического здоровья дошкольников.
• заторможенным детям с вялым двигательным эмоциональным проявлением необходимо использовать музыкальные произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа, например «Комаринская» П. И. Чайковского, «Кенгуру», «Антилопы» К. Сен-Санса, «Дискотека» Г. Гладкова.
• возбужденным детям наоборот предлагаем прослушивание музыкальных композиций с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающим общее гипервозбужденное состояние. Это своего рода успокаивающая музыка,например: «Мелодия» Х. Глюка, «Ноктюрн» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса.
• Детям, у которых,в течении дня может происходить смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии мы рекомендуем использовать стабилизирующую музыку, умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы и одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Но с её помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
По данным всемирной организации здравоохранения сейчас наблюдается большой рост психологических заболеваний, это не случайно, ведь мы отражаем всё то, что происходит в современном мире. Безусловно, всё это сказывается и на детях. ВОЗ призывает сегодня заботиться о психологическом здоровье не меньше, чем о физическом.
В настоящее время мы стали замечать повышенную агрессивность, конфликтность детей, и, к сожалению, гиперактивность становится сегодня «нормой».
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле и душе. Это объясняется тем, что наша нервная система излучает определённые биоритмы, которые нарушаются при стрессе, что ведёт к заболеванию, а музыка помогает нам восстановиться, благодаря воздействию на нас
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов Маргариты Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что
В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.
Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома, поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом-детский сад! И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!».Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.
Воздействие музыки просто поражает. Она активизирует у малыша все виды восприятий — слуховые, зрительные, чувственные. Вместе с восприятием развивается и память. Так же классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Кроме того, ее используют для лечения заикания у детей. Ведь как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. Если грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносить свои первые звуки и слова, так как она стимулирует его шевелить язычком, актиктивизирует при этом умственную деятельность, пробуждает к общению.
Музыка способна не только благотворно влиять на психику ребенка, но ее так же используют в качестве коррекции различных нарушений у детей
психо-эмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени схожести. Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на сознание. Если воспитатели хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Выбирая музыку, необходимо учитывать настроение и характер ребенка,. Что бы музыка приносила малышу только положительные эмоции.
Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыки Что важнее – любить или понимать музыку? «Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам.
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.
Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.
Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Влияние компьютерных игр на.
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.
Консультация «Как сохранить здоровой психику ребёнка?» Каждый день ставит перед детьми новые проблемы, решение которых зависит, в том числе, и от их душевного равновесия, умения справляться с.
Как музыка влияет на развитие мозга ребёнка
Лёгкий способ повысить настроение и стать умнее
Музыка может сыграть важную роль в развитии вашего рёбенка, даже до его рождения. И, если обратить внимание на пользу музыки и правильно применить её ещё на раннем этапе жизни, это поможет гарантировать, что ваш ребёнок вырастет более здоровым и счастливым, чем без неё.
Исследования показали, что воспроизведение музыки для младенцев, пока они еще находятся в утробе матери, может помочь стимулировать развитие их мозга, а знакомство с музыкой в младенчестве и дошкольном возрасте способно регулировать настроение детей и улучшить их когнитивные навыки. Подробнее — в нашем материале. Добро пожаловать в мир полезности музыки!
Какое влияние оказывает музыка на младенцев в утробе матери?
Доказано, что музыка играет важную роль в развитии мозга ещё до рождения младенца. Прослушивание музыки во время беременности не только успокаивает и поднимает настроение беременной, но и положительно влияет на будущего ребёнка.
Примерно на 16−18 неделе беременности ребёнок в утробе матери слышит свой самый первый звук. К 24 неделе его уши начинают быстро развиваться. Известно, что младенцы поворачивают голову в ответ на голоса и шум в последние несколько месяцев беременности, а ещё не родившийся ребёнок узнаёт голос своей матери, её родной язык, модели слов и рифмы.
Высокий уровень стресса у матери вреден для развития ребёнка в утробе. Если беременная женщина слушает успокаивающую музыку, которая помогает ей расслабиться, это косвенно пойдёт на пользу и её младенцу. Что касается прямой пользы для развития ребёнка, то слушание музыки (особенно классической) усиливает нейронные связи в мозге и помогает строить его структуры. Некоторые исследования даже показывают, что младенцы в состоянии запоминать определённую музыку в течение четырёх месяцев после рождения.
Как музыка может помочь в развитии мозга маленького ребёнка?
Музыка стимулирует все области развития ребёнка и помогает изучать навыки, необходимые для подготовки к школе, особенно в части овладения языком и чтения. Обучение игре на музыкальном инструменте может улучшить процесс изучения точных наук и даже повысить успеваемость в школе.
Слушание музыки пробуждает в нашем мозгу определённые виды мышления. Послушав классику, взрослые могут быстрее выполнять некоторые пространственные задачи, например, собирать пазлы. Почему так происходит? Маршруты классической музыки в нашем мозгу похожи на пути, которые мы используем для пространственного мышления. Когда мы слушаем классическую музыку, пространственные пути «включаются» и готовы к использованию. Но эффект длится недолго. Наши улучшенные пространственные навыки исчезают примерно через час после того, как мы перестаём слушать музыку.
Музыка вызывает эмоции, поэтому она может быть полезным средством, чтобы успокоить младенца и помочь ему заснуть. Даже тяжёлый металл иногда бывает хорош, однако быстрый ритм и постоянные звуки барабанов способны вызвать стресс у младенцев, если они слышат их слишком часто, так что лучше ограничиться классической музыкой или чем-то спокойным. Музыка должна быть мягкой, успокаивающей, расслабляющей, чтобы создавать спокойную атмосферу, способствующую режиму сна. Знакомая мелодия или песня превращаются в сеанс музыкальной терапии. Медленная, мягкая, повторяющаяся музыка фактически замедлит сердцебиение и сделает дыхание более спокойным и глубоким.
Какие музыкальные инструменты лучше всего подходят для малышей?
Есть много способов, которыми вы можете бесплатно и без всяких усилий создавать музыку вместе со своим ребёнком. Голосовые связки — единственный врождённый музыкальный инструмент человека, и в процессе воспитания детей стоит ими пользоваться. Есть и другие инструменты — а именно ударные, такие как хлопки, щелчки, топание и похлопывание по бёдрам. Кроме того, в доме обычно есть множество вещей, которые легко приспособить для создания музыки: например, если вы возьмёте деревянную ложку и поиграете ею на кастрюле, вы сможете вместе с ребёнком создать мелодию.
Лучшие музыкальные инструменты для детей, — это игрушечный барабан, шейкеры или погремушки, ксилофоны, маракасы. Но их стоит использовать только во время музыкальных сессий, чтобы уберечь уши соседей.
Обучение игре на музыкальном инструменте может иметь более длительное влияние на пространственное мышление. В нескольких исследованиях дети, которые брали уроки игры на фортепиано в течение шести месяцев, улучшили свои способности решать головоломки и решать другие пространственные задачи на целых 30 процентов.
Почему именно классическая музыка — самая полезная?
Из-за особенностей её строения. Конечно, если будущая мама терпеть не может классику, не стоит себя «насиловать» и слушать то, что совсем не по душе. Как мы уже обозначили, эмоции передаются ребёнку, и так можно взрастить в нём такое же неприятие классической музыки, как и у мамы.
Предлагаем искать компромиссы и слушать разное, также рекомендуем обратить внимание на менее известные произведения и композиторов. Вполне возможно, многим уже приелась «популярная» классика, но на самом деле её гораздо больше — и там вполне может найтись что-то приятное именно вам.
Возвращаясь к строению классической музыки — оно включает в себя множество элементов как по горизонтали (повторяющиеся главные и побочные партии, моменты интенсивного развития в специально отведённых для этого местах), так и по вертикали (гармония — это отдельная музыкальная наука, сложная и насыщенная), и всё вместе является богатой «едой» для ушей и мозга. В популярной музыке концентрация таких моментов во много раз ниже, а кое-где ничего «полезного» для ума и вовсе нет.
Также напоминаем, что существует некоторая путаница в понятиях «классическая музыка». Здесь мы имеем в виду всё, что создано до 20 века, кое-где и включительно — первая половина уже тоже стала скорее классикой, чем нет. Однако, в музыкальной среде принято отдельно выделять направление «классическая музыка» — это такие композиторы, как Гайдн, Моцарт, Бетховен и несколько менее известных. Да-да, Бах — это на самом деле не классика, а барокко!
Может ли музыка помочь ребёнку социализироваться?
Музыка помогает детям выражать себя и делиться чувствами. Даже в раннем возрасте они могут раскачиваться, подпрыгивать, двигать руками в ответ на мелодию, которую слышат. Некоторые даже сочиняют свои собственные песни. Дети учатся смеяться, повторять слова, и это побуждает их использовать эти слова и запоминать их.
Так или иначе музыка присутствует в нашей жизни во многих аспектах. Дома она может стать частью вашей повседневной жизни. Она сильно влияет на наши эмоции. Тихая нежная колыбельная может успокоить суетливого малыша, а величественный припев — вызвать волнение. Но музыка также может повлиять на то, как мы думаем. У детей, которые растут, слушая музыку, в мозгу развиваются сильные музыкальные связи. А обучение игре на музыкальном инструменте может иметь даже более длительный эффект на определенные навыки мышления. Удачи на музыкальном поприще вам и вашим детям!
Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.