Как музыка влияет на жизнь человека
Влияние музыки на жизнь человека: 7 факторов
В этой статье мы рассмотрим влияние музыки на жизнь человека, на его настроение и здоровье!
Многие люди имеют большую склонность к музыке. Это логично, ведь музыка влияет на нас во многих отношениях.
Вы когда-нибудь задумывались, что музыка обладает терапевтическими свойствами? Между тем, это правда, именно музыка – лучший партнер для тех, кто страдает от депрессии, стресса и тревоги. Для некоторых музыка является основным ключом к спокойствию и удовлетворению.
Но что делает музыка с человеком и почему так важно слушать музыку?
Почему музыка влияет на человека?
Рассмотрим некоторые причины целительных свойств ваших любимых песен и музыки!
1. Тексты песен вызывают переживания
Большинство треков популярны не только из-за ритма и мелодии, но и из-за текстов и эмоций, заложенных в них. Многие люди находят утешение в словах и лирике, они чувствуют надежную защиту в музыке.
Музыка интуитивно очень понятна для нас. Слушая ее, нам кажется, что кто-то как будто бы знает наши самые сокровенные чувства. Мы начинаем ощущать себя свободнее, безопаснее и немного счастливее.
2. Музыка облегчает боль
Научно доказано, что прослушивание музыки уменьшает боль. Это не только психологический феномен.
Читайте также на нашем сайте:
Музыка оказывает огромное влияние на ум и выработку некоторых гормонов. В совокупности эти факторы уменьшают чувство боли как физической, так и психической.
3. Музыка сохраняет мозг здоровым
Музыка укрепляет нейронные связи и не дает нейронам “выгорать”.
Кроме того, музыка естественным образом улучшает мыслительные функции мозга. Очень благоприятно заниматься музыкой детям, это дает толчок в развитии творческого мышления, аналитических способностей и навыков решения проблем.
Влияние музыки на мозг человека сложно переоценить.
4. Музыка улучшает настроение
Музыка плодотворно влияет и на настроение человека. Прослушивание музыки увеличивает выработку серотонина, окситоцина и других гормонов, которые влияют на настроение.
“Музыка призвана рождать пламя в душе”.
Людвиг ван Бетховен
Музыкальная терапия крайне рекомендуется людям, страдающим от различных психических расстройств. Музыка улучшает настроение и вызывает положительные эмоции. В результате, человек становится немного счастливее.
5. Музыка уменьшает стресс
Помимо увеличения выработки гормонов настроения, музыка успокаивает и расслабляет ум и тело. Вот почему многие люди прибегают к прослушиванию музыки, когда чувствуют подавленность и стресс.
Кроме того, музыка оказывает большое влияние на сон человека, это также связано со снижением стресса.
6. Изучение музыки развивает навыки общения и IQ
Навыки общения и умственные способности также являются одними из факторов, которые может улучшить музыка.
Не случайно люди, которые имеют высокий IQ, менее склонны к стрессу и депрессии.
7. Музыка порождает общение
Общение – это один из самых важных навыков современного человека. Музыка помогает его развивать.
Люди постоянно общаются с окружающими с помощью музыки – они делятся своими любимыми ритмами и легко находят единомышленников. Общение в свою очередь вызывает чувство удовлетворения и снижает риск развития депрессии и подавленности.
Заключение
Быть счастливым – это цель каждого, и музыка – один из путей к ней. Положительное влияние музыки на человека огромно. В следующий раз, когда вы почувствуете грусть и уныние, включайте свои любимые треки!
Видео про влияние музыки на жизнь человека
Как музыка влияет на человека и его психику
У всех нас имеются любимые мелодии, зачастую ассоциирующиеся с определенным жизненным этапом. Влияние музыки на человека бесспорно, и замечено не одно столетие назад. Оказалось, что различные ритмы могут положительно сказаться на настроении, психике и здоровье. В статье вы узнаете, как именно музыка влияет на человека и его самочувствие, и в чем ее главная польза.
Как музыка влияет на организм человека
Вопросы влияния музыки на человека актуальны давно. Уже в древние времена выяснилось, что мелодии вызывают грусть, радость, снимают раздражительность и боль. В Древнем Египте хоровое пение излечивало от бессонницы, несло эффект обезболивания. Древнекитайские врачи вписывали в курс лечения прослушивание мелодий. Знаменитый ученый Пифагор был убежден, что музыка влияет на человека, избавляя его от пассивности души, гнева, заблуждений, ярости. В свою очередь Авиценна эффективно использовал музыку при лечении душевнобольных.
Звон колокольчиков применялся на Руси для лечения головной боли, снятия сглаза, болезней суставов, порчи. По мнению современных ученых, звон имеет ультразвуковое и резонансное излучение, уничтожающее множество вирусов.
Позднее появились научные доказательства способности музыки влиять на человека, повышая и снижая уровень кровяного давления и участвуя в ЦНС, газообмене, сердечном ритме и других процессах жизнедеятельности. Пожалуй, вред может нанести лишь слишком громкая музыка, вызывая звучанием головные боли. Депрессивные песни при серьезном стрессе могут усугубить положение.
Воздействие музыки на мозг человека
Мозг человека имеет центры удовольствия. Происходит что-то приятное? Мозг вырабатывает гормон дофамин, отвечающий за положительные ощущения. При малой выработке дофамина, человек испытывает стресс.
Проводились многочисленные эксперименты, призванные определить, как музыка влияет на человека. В ходе одного из них команде испытуемых было предложено послушать несколько десятков музыкальных композиций. В период эксперимента, мозговая активность участников фиксировалась аппаратом МРТ. Итог: нравящаяся музыка больше всего воздействует на область мозга, получившую название прилежащее ядро. Она же приходит в активность на стадии полового возбуждения или опьянения. Чувствуете смятение, но не имеете под рукой способа повысить уровень упомянутого гормона? Слушайте музыку!
Прослушивание композиций воздействует на выработку дофамина, соответственно, занятия музыкой в любом возрасте оказывают положительное влияние на развитие человека. Между правым и левым полушариями распределяются психические функции, улучшается моторика, усиливается концентрация внимания.
Влияние классической музыки на психику человека
Влияние музыки на человека бесспорно, и особенно актуально в случае с классикой. Подберите нужный музыкальный фон для поднятия настроения или сосредоточивания на работе. Классические хиты способны помочь.
Работа мозга стимулируется произведениями Антонио Вивальди – одного из ярчайшего композитора всех времен. Он творил в период барокко, и его произведения отличились размеренным темпом и высокочастотными гармоническими обертонами, дающими эмоциональную наполненность. Каково ее воздействие на настроение? Небыстрый ритм ведет к успокоению, не затормаживая умственный процесс. Эффект подтвержден на научном уровне.
Изучая с томографом работу мозга при прослушивании барокко, исследователи заметили, что пиковая активность мозга происходит в короткие мгновения тишины между музыкальными частями. Объясняется определенной долей непредсказуемости музыки барокко: слушатель подсознательно строит прогнозы и анализирует возможные мелодические комбинации в следующем музыкальном фрагменте.
Аналогичное влияние музыки на человека фиксируется и при прослушивании Генделя, Баха, Альбинони. Вслушайтесь в хиты времен барокко, зарядите мозг на активную работу. Постарайтесь использовать терапию не для сопровождения умственной деятельности, а предшествуя ей.
Интересные факты: музыка и здоровье человека
Некоторые интересные факты о влиянии музыки на человека:
Благодаря длительному влиянию музыки на человека, предотвращается потеря слуха. В ходе простого исследования, участниками которых стали 160 испытуемых (половина из них бывшие музыканты), было предложено несколько тестов. Выяснилось, что даже 70-летний музыкант различает речь в шумной обстановке лучше, чем обычный человек или, например, 40-летний музыкант.
Как жанр музыки влияет на мировосприятие
Согласно опытам, проведенным исследователями HWU, доказано, что музыка влияет на человека и на его характер: узнав, какой жанр предпочитает человек, вы можете многое о нем сказать.
В испытаниях провели участие свыше 36.000 людей, что позволило ученым сделать выводы, определяющие характеристики личности поклонников того или иного жанра:
Как правильно слушать музыку
Музыка влияет на человека положительно, и для достижения максимального эффекта стоит учесть некоторые нюансы:
Просмотр клипа и прослушивание музыки – это несколько разное. Чтобы ощутить нужный эффект, не обязательно сопровождение визуального ряда. Включите мелодию, закройте глаза, представьте ситуацию, описанную в куплетах. Не понимаете текст? Положитесь на восприятие музыкальных мотивов, их эмоциональный окрас.
Не игнорируйте свои эмоции, позвольте чувствам трансформироваться под воздействием услышанных звуков.
Послушайте микротоновую музыку. Возможно, вы ощутите новую эмоциональную реакцию, услышав что-то отличное от привычных звуковых сочетаний. На просторах интернета немало композиций подобного типа.
Включите «Времена года» Вивальди, и если вы мало знакомы с его творчеством, попробуйте, не смотря на названия, на слух угадать, какому сезону соответствует то или иное произведение. Вы изумитесь, насколько яркими могут оказаться иллюстрации в вашем воображении.
Любите слушать музыку в наушниках? Пользуйтесь только качественными. Плохие наушники не позволят сполна насладиться замыслом автора и могут испортить впечатление от хорошей музыки.
Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект
Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции. Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.
РБК Тренды публикуют главу из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер».
Исполнительные функции
Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде.
Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект. Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции. Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями. Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Эффект Моцарта
В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.
Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?
В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер. В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора. По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность. Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания.
Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.
В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.
Влияние музыки на человека
Влияние музыки на человека, а если быть точнее, то влияние на психику человека, было замечено еще в доисторические времена, когда ее использовали для сопровождения сакральных церемоний и шаманских врачеваний. Музыка сопровождает сейчас многие сферы деятельности человека и оказывает свое влияние на их продуктивность и общее эмоциональное состояние. Важным моментом является сочетание определенных музыкальных ритмов с тем, чем именно занят человек и какого результата хочет добиться. Простые примеры из жизни каждого дают понимание о том, что релаксирующая спокойная музыка помогает снять раздражительность и уснуть, а бодрая способна активизировать силы организма и являться вдохновляющим фактором при тяжелой физической работе или спортивных нагрузках. Но также музыка может сбивать с мысли и отвлекать, погружать в негативные эмоциональные состояния и поднимать давние травматические события прошлого, делая их актуальными в восприятии.
Влияние музыки на мозг более всего изучено на примерах классических произведений, среди самых ярких замеченных эффектов находятся снижение головной боли, улучшение памяти, избавление от бессонницы и расстройств депрессивного спектра. Отдельного внимания заслуживает разделение влияния различных музыкальных жанров не только на человеческую психику и физическое состояние, но также на процессы развития (актуально это для большинства живых организмов, а не только человека).
Помимо подобных общих исследований следует помнить о национальных и культуральных особенностях, ведь произведение, имеющее национальный или культурный характер будет очень питательным и благоприятным для психики представителя данной группы или религиозной направленности, тогда как для представителей других культур чужая музыка может иметь негативное воздействие. Постоянное прослушивание чужой музыки может приводить к развитию серьезных психологических отклонений, тогда как прослушивание собственной этнической музыки способно развеивать подобные нарушения.
Как именно музыка влияет на человека
Имеет влияние не только жанр и этническая принадлежность, ритм и громкость, а также музыкальные инструменты, участвующие в исполнении произведения. Из практики музыкальных исследований было выявлено, что произведение, сыгранное на скрипке, вызывало у человека головную боль и приступы тошноты, тогда как исполнение на барабанах вселяло радость и энергию, нормализуя ход внутренних процессов организма. Сюда же стоит отнести влияние музыки на нейроэндокринную функцию, когда звучание некоторых инструментов (пианино) очищает щитовидную железу, стимулирует мозговую активность.
Влияние музыки на психику было замечено и используется сейчас даже в сфере маркетинга и продажи: для того, чтобы покупатели быстрее совершали покупки, ставят динамичную и бодрую музыку, а чтобы дольше засиживались в ресторанах – медленную и расслабляющую. Невольно ритмы человеческого организма подстраиваются под ритмы звучащей мелодии. Замедляется или ускоряется частота сердечных сокращений, дыхания, резкость движений, скорость принятия решений и яркость испытываемых эмоций.
Музыка способна влиять на настроение человека и его здоровье – еще в древности при помощи музыки лечили и считали это воздействием духов, которые приходят на зов инструмента и помогает страждущему. Сейчас это называется музыкотерапией, где проводились исследования влияния частот и вибраций непосредственно на ткани организма и психику.
Музыка своим воздействием охватывает полностью все существо человека, невозможно выделить какую-то отдельную систему или эмоцию, а остальные убрать от влияния звуков и вибраций (сюда относятся обменные процессы и интеллектуальный уровень, количество ошибок в работе и координация движений).
Разноплановость воздействия обусловлено тем, что влияние музыки на мозг огромно, а отсюда и на все остальные процессы, подчиняющиеся ему. Не стоит полагать, что все воздействия позитивны, поскольку, как и любое сильнодействующее вещество, музыка способна нанести и вред. При несоответствии ее вибраций происходит разрушение тканей организма, может вызываться мышечное напряжение и боли. В случае совпадения ритма и частот музыки с частотами работы мозга возможно возникновение психических отклонений (маниакальные состояния и психотические видения), но и без совпадения частот минорные мотивы способны вызвать депрессию или усугубить имеющуюся вплоть до суицидальных попыток. Фоновая музыка, столь распространенная не только в общественных местах, но и дома, воспринимается мозгом как шумовые эффекты и лишние раздражители, что перегружает нервную систему.
Влияние музыки на здоровье человека
Здоровье человека имеет зависимость от музыкального воздействия, объясняющуюся, прежде всего тем, что любая музыка или ритм синхронизирует работу органов и систем. Делается это в сторону улучшения или нарушения баланса – вопрос подбора произведения, но факт чувствительности физического тела к воздействию волн различной частоты и вхождения с ними в резонанс, от чего перестаиваются ритмы работы организма, является неоспоримым.
Влияние музыки на нейроэндокринную функцию используется наиболее часто, поскольку дает положительный эффект в довольно короткие сроки, т.к. именно нервные сенсорные пути являются самыми восприимчивыми. Снижение тревожности и уменьшение болевых ощущений связано с повышением производимости гормонов радости и покоя. Подобное влияние актуально как для снижения головной боли, причиной которой является нервное перенапряжение, так и при физических травмах (в исследовании, когда подавался небольшой электрический разряд, участники прослушивающие музыку практически не чувствовали дискомфорта, тогда как остальные отмечали существенный уровень боли).
Оказание общего расслабляющего эффекта на организм снимает мышечные зажимы, причиняющие боль, помимо этого расслабленные мышцы более адаптивно реагируют на болевое воздействие, расступаясь и амортизируя давление, тогда как напряженные оказывают сопротивление, чем усиливают боль.
Музыка улучшает работу сердца и нормализирует давление, что достигается путем расслабления пережатых сосудов и синхронизации работы органов. В принципе все заболевания органов имеют одну общую черту – это изменение ритма работы, восстановить который можно прослушиванием музыки имеющей схожие волны и ритмы для здорового состояния органа.
Определенные звуки (особенно колокольные) способны разрушать вредоносные вирусы и бактерии. Но также некоторые звуки способны разрушать клетки самого организма. Поскольку каждый орган вибрирует и работает в своем ритме, а также каждая клеточка в нем, то музыкальные вибрации могут либо являться определенным оздоравливающим массажем для них (ведь эти вибрации проникают глубоко в тканевую структуру), либо разрушающим молотом. Проводя исследования звучания человеческого организма на вибрационном уровне, были выявлены схожести со звучанием мелодий (ДНК похожи на индийские храмовые мантры, а раковые клетки звучат сходно с траурными маршами).
Выбирая, что слушать и в каком количестве, мы сами либо оздаравливаем, либо окончательно добиваем свое физическое и психическое состояние, причем не только на внешнем уровне, но на клеточном.
Влияние музыки на детей
На детский организм оказывает не только самое мощное воздействие, но является формирующим фактором для развития всех систем органов и восприятия окружающей действительности. Она является фактором, расширяющим потенциальные возможности личности, так дети, постоянно слушающие классическую музыку, начинают говорить быстрее своих сверстников, им доступно большее количество звуков для произнесения, они уже в детском возрасте хорошо владеют интонационной передачей смыслов.
Влияние музыки на детей начинается не с колыбельных и звуков мира за окном. А еще когда ребенок находится в утробе, что закладывает силу нервной системы, позволяет синхронизировать процессы внутренней работы (так же как у взрослых, стой лишь разницей, что для взрослых актуальна нормализация работы сбившегося органа, а для плода актуально его формирование, что является залогом здорового рождения).
Музыкальное воздействие отлично справляется со снятием тревожностей и страхов у детей, когда не подходят логические доводы о безопасности подкроватного пространства, а колыбельные являются лучшим седативным и снотворным препаратом. Они настраивают волны работы мозга на гармоничное течение, провоцируют расслабление мышечного напряжения. Со стороны нервной системы, именно музыка является природным и эффективным методом коррекции личностных и эмоциональных проблем у детей.
В первые годы жизни особенно важным является подобрать вместе со специалистом подходящее музыкальное сопровождение, поскольку оно помогает ребенку быстрее и органичнее адаптироваться в незнакомом мире. Кроме этого, снижается воздействие негативных последствий рождения или беременности. Особенно при кислородном голодании в анамнезе.
Музыка способствует стимуляции выработки необходимых ферментов, повышает активность нервных путей и всего организма, что обычно снижено при недостаточном питании тканей кислородом. Неврологические нарушения возможно скорректировать, прибегнув к музыкотерапии, но тут не стоит ждать быстрых результатов, как успокоения от медленной мелодичной музыки, скорее понадобится годичная музыкотерапия. Цифры не столь большие с учетом абсолютного природного воздействия и активизации собственных сил организма, вместо медикаментозного лечения, к тому же это вполне можно включить в естественный ход будничной жизни.
Естественно есть противопоказания, как в выборе композиций, так и в особенностях ребенка, при тяжелых заболеваниях, судорожных припадках и повышенном давлении лучше отказаться от музыкального воздействия, а скорректировать острое состояние, воспользовавшись консультацией врача.
Влияние музыки на развитие ребенка
Ребенок начинает воспринимать мир звуков с пятнадцатой недели внутриутробного развития, а к двадцатой фиксируются проявления активности к музыкальному воздействию, содержащему мелодию и ритмику. Именно с этого возраста и начинается воздействие музыки на развитие ребенка, непосредственным влиянием на частоту дыхания и мышечный тонус, а эти показатели являются ведущими в формировании правильного функционирования соматических и психических особенностей. Насыщение и питание тканей кислородом способствует их полноценному формированию для чего необходимо снижение мышечного напряжения при помощи классической музыки. Любителям рока стоит готовиться к гипервозбудимости ребенка, его агрессивности и нервности. Прослушивание матерью (а соответственно и ребенком в утробе) классических и других гармоничных произведений оказывает положительное влияние на формирование высокого интеллекта, закладывает ускоренное развитие речевых способностей.
Что касается рекомендаций, то есть общие о том, что музыка должна быть мелодичной и сбалансированной, без низких частот и резких звуков, но в любом случае не стоит следовать предписаниям статей, рекомендующих определенное произведение, если реакция ребенка на него негативная. Дети тонко чувствуют потребности своего организма и знают, что является для них благом, а что разрушительно – поэтому экспериментируйте и ставьте ту композицию, которая нравится малышу. Со временем возможно узнавание знакомых мелодий ребенком, находящимся в утробе, обычно он успокаивается, замирает, засыпает.
Для дошкольников музыка актуальна в развитии памяти и мозговых функций, неоценима при проблемах с речевым аппаратом и концентрацией внимания, нервно-психическом напряжении. Помимо коррекции музыка развивает интеллект, логическое и пространственное мышление, способствует формированию целостной и зрелой личности. Творческие способности ярче проявляются у детей, знакомых с музыкой с детства, а также у них формируется врожденный эстетический вкус (таким малышам обычно не приходится рассказывать о сочетаемости и уместности одежды и поведения, а чувство такта у них врожденное).
Личность, имеющая контакт с музыкой не только развивается быстрее и гармоничнее, но легче справляется с кризисными эмоциональными моментами (будь то возрастные кризисы или событийные моменты нарушения привычной среды).
Музыка предоставляет нервной системе различные варианты реагирования, а также плацдарм для экологичного проживания скопившихся эмоций, что повышает адаптивность и устойчивость.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»