Как мы говорим культура речи
Культура речи: говорим правильно
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие»
Галилео Галилей
Мы уже говорили о различных видах красноречия (академическое, судебное, политическое и так далее), о стилях речи (научный, публицистический, официально-деловой). Но все эти виды и стили являются составными частями в общем русле одного очень широкого и сложного понятия — «культура речи». Или, как иногда говорят, культура общения.
Литературный язык — какой он?
Что же подразумевается под этими словосочетаниями?
Культура речи, или культура общения, это:
Ну а литературный язык, в свою очередь,— это очень широкое понятие, которое охватывает практически все упоминавшиеся нами стили: научный, публицистический, разговорный. Это одна из форм языка национального.
Признаки литературного языка таковы:
Как видим, проще сказать, чего НЕ должно быть в литературном языке, чем определить, что должно там быть, — уж очень сложно дать ему единое определение.
Итак, что не характерно для литературного языка? Чего не должно быть в нашей речи, если мы хотим говорить правильно, культурно, «литературно»?
Не должно быть диалектизмов, то есть слов и выражений, характерных только для какой-то ограниченной территории, определенной этнической группы. Оговоримся сразу: диалектные выражения могут быть очень яркими и образными, но в литературном языке и его разновидностях—официально-деловом стиле, научных работах, публицистике— им не место. Диалектизмы могут быть разных видов. Например, фонетические (в частности, когда какое-либо слово по звучанию и написанию схоже с литературным образцом, но имеет определенные особенности: «бяда» — «беда», «хвартук»—«фартук»), лексические (когда местные слова имеют аналоги в литературном языке: «дюже»— «очень», «поветь»—«амбар, сеновал») и так далее.
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (Виссарион Белинский)
Не должно быть просторечных выражений, характерных для малообразованных слоев населения: «батя», «образина», «дрыхнуть», «завсегда», «отродясь».
Не должно быть излишних заимствований. Конечно, в русском языке, как, впрочем, и в любом другом, существует масса слов, пришедших из других наречий. Но чересчур навязчивое использование иностранных слов звучит странно и смешно: «Я пришлю вам месседж!», «Окей, ауфвидерзейн!»
Не следует злоупотреблять штампами и канцеляризмами: «Производя поливку комнатных цветов, каковые имеют место в любом детском дошкольном учреждении, следует с особым тщанием следить за состоянием подоконников, настенных кашпо и прочего инвентаря. »
Важное уточнение
Иногда можно услышать версию, что, мол, «слишком правильная речь — мертва» и гораздо лучше воспринимается повествование с какими-то языковыми погрешностями, нежели литературно безупречное. Но все же признаем: «погрешности» хороши тогда, когда они лишь подчеркивают общую выверенность текста, как, например, просторечное «далече» в пушкинском «Евгении Онегине». Во всех остальных случаях диалектизмам, просторечным выражениям, ошибкам в грамотном докладе не место.
Типы и нормы
Если брать литературный язык за некую точку отсчета, можно выделить несколько типов речи:
В риторике мы обычно имеем дело с тремя последними вариантами.
Понятие «литературный язык» неотделимо от понятий «правильность речи», «языковая норма».
Языковой нормой называют общепринятое использование таких средств языка, как собственно слова, ударения в словах, произношение, интонация. Например, варианты «звонит», «ложит» не соответствуют языковой норме и в литературном языке, в достойном выступлении использоваться не должны.
«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Лев Толстой)
В целом к языковым нормам относятся (назовем основные):
Как видите, не такое это простое дело — построить доклад в соответствии со всеми нормами литературного языка!
«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им»(Максим Горький)
Классный час «Как мы говорим- культура речи»
Тема: Как мы говорим- культура речи
Цель: создать условия для формирования у детей потребности соблюдать культуру устной речи воспитывать вежливое обращение к окружающим взрослым и одноклассникам
Задачи: выявить, закрепить и пополнить знания детей о культуре речи, воспитывать вежливость, аккуратность в общении с окружающими, пополнить активный словарный запас детей
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с пословицами
Ход классного часа:
— Ребята, сегодня мы с вами будем говорить на очень важную тему. Какую именно вы постараетесь догадаться сами, посмотрев выпуск юмористического журнала «Ералаш». (ПРОМОТР ЕРАЛАША «ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ»)
— Так о чём у нас пойдёт сегодня речь на классном часе? (ответы детей)
Да, ребята, сегодня мы будем с вами говорить о культуре речи, потому что наша речь сопровождает нас всегда и везде, т.к. является главным средством общения людей. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. И тема нашего классного часа сегодня : «Как мы говорим» (слайд)
Наша речь должна быть правильной, грамотной. Этому вы учитесь на всех уроках, а особое внимание уделяем на уроках русского языка и чтения. Ведь как неприятно слышать, когда люди говорят неграмотно. (СВЁКЛА или СВЕКЛА, ЛОЖИ или КЛАДИ) (слайд)
Везде следите за правильностью речи, если сомневаетесь в произношении того или иного слова – спросите у взрослых или обратитесь к словарю. Какие словари вы знаете? (показать) (слайд)
Также наша речь должна быть красивой и содержать вежливые слова. Например, что нужно сказать, если:
вы входите в кабинет и видите, что там находятся люди, с которыми вы сегодня ещё не встречались?
если находитесь в обществе людей и внезапно чихаете?
Таких примеров можно привести множество. Старайтесь как можно чаще употреблять такие слова, как БУДЬТЕ ДОБРЫ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАТРУДНИТ ЛИ ВАС, СПАСИБО, ИЗВИНИТЕ, БЛАГОДАРЮ. (слайд)
Кто знает, что такое КОМПЛИМЕНТ? (Любезные, приятные слова) (игра «Давайте говорить друг другу комплименты!»)
Сейчас вы поработаете в группах. Задание «Собери пословицу» Выполнив задание, вы узнаете, как в народе говорят о культуре устной речи. (слайд)
Красна речь слушанием.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Бог дал два уха, а один язык.
Много говорено, да мало сказано.
Поменьше говори, побольше услышишь!
Сперва подумай, потом скажи!
Чтобы наша речь была красивой, необходимо вырабатывать хорошую дикцию, т. е. говорить надо чётко, эмоционально, не глотая слов. А если этого не делать, то ваша речь будет похожа на речь мальчика Саши из стихотворения Сергея Михалкова «Сашина каша»
Живёт на свете Саша,
С утра во рту у Саши
Слова простые наши,
Слова простые наши,
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где галоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
И буквы он глотает,
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
А он бежит спасать.
Он может, но не хочет
За речью последить,
Нам нужен переводчик
— Ребята, а чтобы с вами не случилось такого, как с Сашей, нужно тренировать свою речь, например, больше читать вслух, учиться произносить скороговорки. (слайд со скороговорками)
А теперь давайте все вместе решим такие задачи:
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал?
— Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» Почему в начале рассказа все и во всём отказывали Павлику? Какое слово ему помогло? Как нужно говорить вежливые, волшебные слова?
— А тетерь давайте посмотрим, какие «волшебные» слова вы знаете?
Растает даже ледяная глыба
от слова тёплого СПАСИБО!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:»ДОБРЫЙ ДЕНЬ!»
Если больше есть не в силе,
Скажем маме мы «СПАСИБО!
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: «ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА»
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят «ДО СВИДАНИЯ»
— Молодцы! Вы знаете «волшебные» слова и я думаю, что не будете забывать об употреблении этих слов в своей речи.
— Ребята, а вы знаете, что иногда «волшебные» слова теряют свою чудодейственную силу? Посмотрите небольшую сценку, и вы в этом убедитесь.
Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей платье.
— А, что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно.
И девочка, и старушка произнесли слово «ПОЖАЛУЙСТА». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
– Поздороваться при встрече.
– Толкнуть, но не извиниться.
– Перебивать во время разговора.
– Уметь соблюдать на уроке тишину.
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек.
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать.
– Помочь поднять упавшую вещь.
– Обозвать обидным словом соседа.
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
Кто скажет, какими словами мы начинаем день? (ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРОЕ УТРО) Произнося эти слова, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как об этом говорится в стихотворении «Доброе утро» поэта В. Коркина.
Классный час на тему: Культура речи, 1 класс
Разработка классного часа о культуре речи для младших школьников 1-2 класса
Ситуативная беседа-рассуждение о культуре речи «Правильно ли мы говорим?»
Цели и задачи занятия:
• привитие интереса к русскому языку, умению говорить правильно; развитие коммуникативных навыков младших школьников;
• воспитание этических норм поведения и культуры речи младшего школьника.
Описание классного часа
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете «слова-паразиты», т. е. слова, которые вовсе неуместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т. д.
Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.
И все, что может видеть глаз, — над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
(А. Шибаев «Слова, слова, слова. »)
Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.
Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.
И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живет в его доме.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.
Учитель: Давайте поиграем в небольшую игру: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов.)
Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи «слов-паразитов», ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.
А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плеткой на главной площади города, на виду у всех горожан!
Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.
Учитель зачитывает стихотворение С. Михалкова «Лапуся»:
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Я ему в ответ сердито
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Но и деду возражаю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Ешь скорее! Стынет супчик. —
Положить еще кусочек? —
Ляг, лапуся, на бочок.
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!
Учитель: Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать? (Рассуждения ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо и т. д.)
Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.
Иногда в речи как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов.)
Конечно, прежде всего пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека, засоряет пространство.
Иногда мама с папой много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родителей, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.
Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Недаром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».
А завершить наш разговор я предлагаю песенкой «Игра» (сл. Р. Рождественского, муз. В. Шаинского). (Песню можно исполнить под фонограмму или прослушать аудиозапись.)
Что это такое — портфель без «фель»?
Это все равно, что медведь без «ведь»,
И, конечно, если трамвай без «вай»,
Это что угодно, только вовсе не трамвай!
Я тебе, я тебе, я тебе говорю:
Сперва научись, научись, научись не глотать слова.
Развитие культуры речи
Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.
Если вы желаете владеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи. В статье мы расскажем, как это сделать.
Элементы культуры речи
Культура речи – обширное понятие. Оно включает совокупность элементов, цель которых – наилучшим образом воздействовать на получателя информации.
Составляющие культурной речи:
Рассмотрим подробнее каждый элемент.
Содержательность
Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».
Содержательная речь должна соответствовать критериям:
Иными словами, ваши высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Чтобы понять, не играете ли вы в словестный пинг-понг, задайте себе вопрос: моя речь обогащает слушателей? Делюсь ли я полезными знаниями, вдохновляю, вселяю уверенность или побуждаю к активным действиям? Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.
Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.
Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:
Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.
Вам потребуется напарник. Подготовьте небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Начните пересказывать подготовленный текст напарнику. В тот момент, когда вы произнесете любое слово-паразит, ваш помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И вы начинаете воспроизводить текст заново. Повторяйте упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.
Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.
За каждое произнесенное слово-паразит выписывайте себе штраф… в 5 приседаний, например. Либо найдите в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».
Возьмите любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Припомните свое излюбленное слово-паразит. Начните читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.
«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.
Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.
Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.
Словарный запас
15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.
Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.
Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.
Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.
Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.
Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.
Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.
Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.
Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.
Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.
Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.
Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.
Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.
Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.
Лексические нормы
Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:
Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».
Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.
Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».
Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».
Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».
Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».
Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.
Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».
Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.
Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».
Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).
Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:
Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.
Логичность
Логика – это умение последовательно излагать мысли, исключать противоречие между ними и строить связный текст. Чтобы каждое ваше высказывание было таковым, необходимо соблюдать 4 основных закона логики и не допускать логических ошибок.
Одно рассуждение – одна мысль.
Типичный пример нарушения закона тождества: «Самое смертоносное цунами произошло в 2004 году: погибло более 230 тыс. человек на острове Суматра, в Таиланде, Шри-Ланке, Индии. Цунами возникает из-за подводных землетрясений. Магнитуда может достигать… Самые разрушительные цунами в истории человечества произошли…Чтобы спасти свою жизнь, нужно…».
В примере тема цунами 2004 года перетекает в рассказ о цунами, как явлении вообще. Появляются две нити повествования вместо одной.
Из двух взаимоисключающих высказываний одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.
Пример нарушения этого закона: «У туристов совсем не осталось еды. На троих – только банка шпрот и два апельсина».
Высказывания, противоположные по смыслу, одновременно истинными быть не могут.
Пример нарушения закона противоречия: «Всем известно, у Сталина не было хобби. Какие же увлечения были у Сталина?» В данном случае истинно лишь одно высказывание: либо у Сталина не было хобби, либо было.
Каждое утверждение должно быть подтверждено убедительными доказательствами.
Пример нарушения этого закона: «Коля – вор, потому что он подписал показания». Тут усматривается нарушение логики, ведь подписание показаний не означает доказательства вины.
Здесь вы найдете перечень полезной литературы, которая поможет вам не допускать ошибок логического типа.
Композиция
Неоспоримый признак культуры речи – четко продуманная композиция высказывания. Было бы некультурно приступить к повествованию, не поприветствовав аудиторию. Или начать речь с кульминации рассказа.
Возможно ли овладеть мастерством композиции? Да. Для этого нужно соблюдать несколько условий:
Правильно построенная композиция позволяет оратору владеть и управлять вниманием слушателей. Наращивать интерес, если аудитория остыла. Чтобы оживить речь, сделать ее эмоционально-привлекательной для слушателей, выполняйте упражнение древнегреческого философа и ритора Горгия.
Возьмите любой предмет. Например, горшок с кактусом. В течение минуты пойте ему дифирамбы. Припомните его положительные качества, пользу, опишите визуальную привлекательность предмета в самых ярких красках. Затем сразу же в течение минуты хулите его.
Старайтесь быть максимально категоричными, радикальными как в порицании, так и в рукоплескании. Обязательно выражайте свои эмоции невербально: мимикой, жестами, выражением глаз. Проявляйте свободу в интонационном выражении.
Дикция
Представьте оратора, который невнятно говорит, еле шевелит ртом или «проглатывает» звуки. О какой культуре речи здесь можно говорить? Безупречная дикция является знаком уважения к собеседнику, а также располагает к нам людей и вызывает симпатию.
Рекомендуем вам совершать 4 действия, которые сделают вашу дикцию четкой:
Чтобы наработать этот речевой навык, читайте вслух, артикулируя выразительнее, чем вы делаете это в повседневной жизни.
На нашем сайте вы найдете скороговорки для улучшения дикции.
Друзья, развивайте культуру речи. Повышайте общую культуру. Уважайте своих собеседников и русский язык в целом. Успехов вам!