Как мыши кота хоронили скульптура
«Мыши кота погребают», русский лубок 18 века | Музей Мировой Погребальной Культуры
Ваш вклад в экспозицию
Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.
Наш адрес
Присоединяйтесь
Часы работы
Магазин уникальных сувениров музея
Не забудь приобрести необычный подарок
Гравюра РНБ была создана в 1760 году и приобретена в 1766 г. Я.И.Штелиным в Москве, у Спасских ворот, в числе других лубочных листов. Она дошла до нас в единственном экземпляре и является самой ранней картинкой на этот сюжет.
Сюжет “Похороны кота мышами” был необычайно популярен в русском лубке. За 200 лет, которые насчитывает его история, было напечатано множество его вариантов и повторений в техниках гравюры, литографии и хромолитографии. Центральное место на картинке отведено коту, со связанными лапами лежащему на дровнях, по обе стороны тянется процессия мышей. Каждая фигура наделена индивидуальностью и представлена шуточной пояснительной подписью. Число мышей в разных редакциях менялось (доходя до 66-ти), переиначивалось также содержание легенд, на одних «перелицовках» действие происходило зимой, на других летом.
О происхождении сюжета не было единого мнения. Долгое время считалось, что это карикатура на погребение императора Петра I, сочиненная противниками его реформ. Исследования последних лет убедительно доказали, что картинка является памятником русского народного творчества, в котором нашла отражение стихия веселья, скоморошества, смеховая культура Древней Руси с ее характерным приемом – “миром наизворот”.
Вторая версия гласит, что кот воплощает обобщённый образ татарина, ведь слова «казанский», «астраханский», «сибирский» в подписи кота могут трактоваться как перечисление завоёванных к тому времени ханств. Тут следует пояснить, что в России XVII—XIX веков Кот Казанский — герой популярных лубков. В текстах «Кот брысь, он же Алабрыс» наделён титулом «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…».
n_dank
N.Dank. Согревая ладошки луж.
Лубок «Как мыши кота хоронили». Происхождение сюжета. Сатирический сюжет в народном творчестве.
Знаменитый мотив русского лубка «Как мыши кота хоронили» является не только сказочным сюжетом, но и одним из самых востребованных на протяжении многих столетий примеров острой социальной сатиры.
Фотографии сделаны в Русском музее в 2017 году. Резная скульптура Фёдора Дмитриевича Ерошкина (1879–1936)
Ерошкин Ф. Д. Коллекция Русского музея. Санкт-Петербург.
Я была уверена, что кот притворяется, а глупые мыши рано радуются. Уверенность моя основывалась на знаниях, почерпнутых когда-то из детской сказки «Как мыши кота хоронили» в пересказе Василия Андреевича Жуковского. У Жуковского хитрый и опасный кот Мурлыка обманул мышей и устроил настоящее мышиное побоище. Оказывается, история эта пришла из глубины веков, и рассказывал её всяк на свой лад.
Рисунки к произведению Жуковского выполнил русский художник Георгий Нарбут (1886—1920).
Издательство: Стрекоза, 2017 год. Серия: Школьная программа
Лубочная картинка XVIII века.
Стасов подробно рассматривает оттиски на бумаге и делает вывод:
* с Резани в тексте 1858 года написано через «е»
Ещё один вариант. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год (б-ка им. Н. А. Некрасова). Примечание: написание фамилии автора через «о».
На этой гравюре «мышка тянет табачишка», сидя в коляске — верхний ряд справа.
Снегирёв, в свою очередь, ориентируется на описание гравюры, сделанное Стасовым:
«Г. Стасовъ почитаеть етотъ естампъ оттискомъ, сдѣланнымъ въ XVIII вѣкѣ съ досокъ, рѣзанныхъ ранѣе того времени, именно въ первой половинѣ тогоже столѣтія, но съ нѣкоторыми только подробностями, принадлежащими XVII вѣку. Въ етой редакции всѣхъ фигуръ 23, между тѣмъ какъ въ позднѣйшей, составленной по образцу первой, ихъ 66; при томъ многія оконечности и надписи прибавлены. Намъ неизвѣстно, когда именно и кѣмъ сочинена и пересочинена ета картинка; но послѣдующая изданія, рѣзанныя на мѣди, не похожи на вышеприведенную нами».
Летний вариант гравюры с 66 мышами. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
Снегирёв даёт описание каждой из 66 мышей, текст можно увеличить (жаргонизмы он запикивает точками):
«Появившиеся на Москве около половины XVII века Немецкие потешные печатные листы – картинки забавного содержания продавались вместе с печатными книгами, рукописями, писчею бумагой, молотковыми и простыми картами в Овощном ряду, потом на Спасском мосту ‹. › Немецкие потешные листы, без сомнения, перерабатывались у нас в особенных исключительных формах; их переделывали на русский лад или, находя в русской жизни подобные предметы для воспроизведения их в художестве, олицетворяли и в лубочных картинках; нередко черты отечественных поверий и обычаев вставлялись в иностранные рамы, а иногда сцены из немецкой жизни облекаемы были в русские формы и наоборот».
Сюжет с охотником в сопровождении зверей был очень популярен во многих европейских странах. Вариантов процессии очень много, какой именно из вариантов обсуждают Снегирёв и Стасов, не знаю.
Снегирёв, так же как и Стасов, видят сходство сюжетов с немецкими картинками, в частности, с Нирембергской (Нюренбергской) картинкой.
«Здесь почти вся обстановка старинных похорон знатной особы, где смешано старое с новым, русское с иностранным; исключено только всё священное и церковное, между тем как на Нирембергской картинке лисица с крестом в лапах явно представляет духовную особу.
Очевидно, целью сочинителя была не одна забава и балагурство; но он хотел олицетворить в каррикатуре освобождение слабых от гонителя, в утешение гонимым и в урок гонителям. Мышам только он присвоил человеческие страсти: лицемемерие, ненависть, злопамятность; внутренняя радость у них прикрыта наружного печалью. Так «Рязанская мышь горько плачет, а сама в присядку пляшет » ; «Мышь веселая в волынку играет, песни напевает, Кота проклинаетъ. Применение этого изображения к случаям в жизни простого народа было весьма близко и легко: по сему, вероятно, эта картинка усвоилась ему. В коте он видит обидчика, в мышах обиженных, в смерти его освобождение и торжество других, отрадный конец гоненениям». стр. 126-127.
Снегирёв вслед за Стасовым пытается углубиться в историю в поисках первообраза:
«Если верить г. Макарову, то в Чешской хронике Венцеслава Гайка 1553 года, изданной в Вене 1782 года, в том самом месте, где упоминается о покушении Римского Первосвященника привлечь Россию к Римской Церкви, на поляхъ отмечено : «приготовили было такую же сатиру, какую Лютеране о погребении кота мышами». На сём основании г. Макаров и предполагал, что первообразом этой Русской простонародной картинки была сатира в лицах, выпущенная в свет сперва Лютеранами, потом Чехами по случаю смерти Папы Пия V, или Григория XIII, преследовавшего и тех, и других. Но так как, к сожалению, г. Макаров не досказал, когда, кем именно и на каком языке сделана приписка: то подобного свидетельства нельзя принять в основание к заключению, что действительно сатира эта сочинена на современного Царю Ивану Васильевичу Римского Первосвященника ».
Далее Снегирёв рассказывает историю о коте царя Алексея Михаиловича, гравюра с оного хранится в Императорской библиотеке, а также поднимает вопрос о том, кому Алексей Михаилович был ненавистен, если речь всё-таки о нём. Снегирёв допускает возможность иностранного первоисточника, но подчеркивает, что эстамп был переработан в национальных формах и применим к отечественным событиям. В своём исследовании он приходит к выводу, что наиболее соответствуют рассматриваемаму сюжету времена Петра I, следовательно картинка выпущена была не ранее начала или середины XVIII века.
Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва:
Ровинский в очередной раз перечисляет различные версии поиска первоисточника. Он считает, что «родословіе кота нашего отъ Лютеранъ и Чеховъ XVI вѣка не под тверждается никакими данными». Ещё менее вероятным кажется вариант из древней Индии, некоторые исследователи приводили в доказательство «индійскую народную картинку, представляющую кота Видало и рисованную отъ руки индійскимъ богомазомъ въ новѣйшее время». Там изображён рыжий с чёрными пятнами и чёрным хвостом кот Видало в окружении мышей. И далее перечисляются похожие сюжеты:
Хотелось бы обратить внимание на ошибку или же путаницу, которую допускает Ровинский. Речь вот об этом портрете кота:
Чешский художник Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского. 1663 год.
Ровинский сообщает, что Снегирёв писал про изображение любимого кота Ивана Грозного ↑. Это не так, в данном случае он вводит читателей в заблуждение. Путаница с котом произошла по вине некого Чижова (или Чижева), который сообщал, что видел в Дрездене экземпляр гравюры с изображением кота, но без датировки, обрезанным снизу, и Чижов решил, что кот принадлежал царю Иоанну IV Грозному. И. М. Снегирёв в книге «Лубочные картинки русского народа в Московском мире» рассматривал, как один из возможных, вариант интерпретации, в котором лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на царя Алексея Михайловича. Гравюра чешского художника Вацлава Холлара «Подлинный портрет кота Великого князя Московского», выполненная в 1660-е годы, могла послужить «предметом к сочинению такой картинки». Изображённый на гравюре Холлара кот в работе Снегирёва именуется как «любимый Царём Алексеем Михайловичем кот». Но вариант о сатире на Царя Алексея Михаиловича не окончательный вывод, более вероятной Снегирёв в своём труде называет версию о том, что лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на Петра I (см. выше две страницы: Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва).
Ровинский, как и Снегирёв, полагает, что автором лубочной картинки про кота и мышей был скорее всего ожесточённый гонениями раскольник, враг петровских нововведений:
«Раскольники имѣли полное право радоваться котову погребенію, потому что этотъ котъ особенно преслѣдовалъ ихъ и ихъ бороды; они звали его Антихристомъ и лютымъ звѣремъ крокодиломъ, а на картинкѣ „отъ Христа паденіе Антихриста» даже нарисовали этого послѣдняго въ образѣ Петра».
Ровинский приписывает раскольникам авторство ещё нескольких лубочных картинок, которые считаются направленными против Петра. Такова, к примеру, картинка, изображающая драку бабы Яги с крокодилом: драка, вероятно, произошла из-за сткляницы вина.
Д. А. Ровинский обращает внимание, что это мог быть ответ на картинку с изображением цирюльника, который собирается остричь раскольнику бороду, — эта картинка, по мнению Ровинского, была сочинена и пущена в народ по приказу самого Петра. Но петровская картинка в ход не пошла, и повторения не имела, — «а время показало, насколько Петр был неправ в этом деле, даже смотря на него с современной ему точки зрения».
Цирюльник хочет раскольнику бороду остричь, тот упирается со словами: «слушай, цирюльникъ, я бороды стричь не хочу, вотъ гляди я на тебя скоро караулъ закричу».
«Въ словѣ о брадобритіи, приписываемомъ патріарху Адріану, даже упоминается, что въ Вильнѣ новокрестившіеся Антоній, Іоаннъ и Евстафій пострадали за брадобритіе отъ невѣрнаго князя Ольгерда и причтены за это къ лику святыхъ. «Безбородому невозможно и въ царствіе небесное внити!» Борода есть Богомъ данная мужскому полу красота! И вдругъ, ни съ того ни съ сего, вышелъ указъ, что бородa-де лишняя тягота».
Кот казанский, ставший героем фольклорных и лубочных сюжетов, представлен на отдельной лубочной картинке XVIII века. Был кот нрава крутого: ««когда въ живности пребывалъ, по цѣлому мышенку глоталъ», и много изобидѣлъ онъ въ жизни своей народа; за то эти обиженные и собрались посмотрѣть на своего недруга и съ радостію привѣтствуютъ стараго лиходѣя. »
«Кот брысь, он же Алабрыс», он же «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…»
Самый полный зимний вариант гравюры, порядка 90 фигур. Текст можно увеличить.
Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
Таким образом, рассмотрены следующие исследования:
1. Стасов на сочинения Равинского, 1858 год
2. Снегирёв, со ссылкой на Стасова, 1861 год
3. Ровинский со ссылкой на Снегирёва и др. 1881 год.
Можно долго гадать о том, какая важная персона изображена на русской лубочной картинке в образе кота, от которого натерпелось мышиное племя. Но меня интересует не столько сама картинка, сколько сюжет. Сюжет гораздо старше всех известных картинок, и является он прежде всего сатирическим. Не мягкий юмор, не просто потешки-небылицы, а жёсткая сатира. Тексты написаны эзоповым языком. Как писал Соловьёв: «Басни на лубочныхъ картинкахъ, по большей части, Езоповы. »
Это только присказка ↑. Новую интересную информацию я нашла в книге «CARICATURE & GROTESQUE In Literature and Art. BY THOMAS WRIGHT» London, 1865.
Книга рассказывает о карикатурных и гротескных фигурах, изображенных на древних манускриптах или используемых в декоративном оформлении древних храмов. В данном случае речь о процессии с лисой, которая на картинке очень напоминает белку. Носилки несут козел и кабан, собака дергает кабана за хвост. Заяц несёт зажженную свечу, впереди него – волк, несущий крест, и медведь, держащий в одной руке сосуд со святой водой, а в другой – кропило. Утверждается, что это скульптурный орнамент Страсбургского Штрасбургского собора, находится он где-то на колонне рядом с алтарём. Я о таком никогда не слышала.
Штрасбург (нем. Strasburg) — город в Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, может быть там находится орнамент с животными (?) Или в Австрии(?) Подтверждения я пока не нашла, не понимаю о каком городе и каком соборе речь.
Английский археолог и писатель Thomas Wright (1810–1877) по поводу данного сюжета ссылается на произведения английского баснописца XIII века Odo of Cheriton (c. 1185–c. 1247):
Odo de Cirington, the fabulist, tells us how, one day, the wolf died, and the lion called the animals together to celebrate his exequies. The hare carried the holy water, hedgehogs bore the candles, the goats rang the bells, the moles dug the grave, the foxes carried the corpse on the bier. Berengarius, the bear, celebrated mass, the ox read the gospel, and the ass the epistle. When the mass was concluded, and Isengrin buried, the animals made a splendid seast out of his goods, and wished for such another funeral.
Баснописец Одо Херитон рассказывает про волка, чью кончину празднуют созванные львом звери: заяц несёт святую воду, ежи – свечи, козы звонят в колокола, вол читает проповедь и т. д. Добро волчье поделено, звери довольны.
То есть басня об освобождении от ненавистного правителя существовала, как минимум, за 300 лет до начала правления Ивана Грозного, а уж к какой конкретной персоне на каком историческом отрезке времени относились шутки-басни-картинки надо разбираться в каждом конкретном варианте отдельно.
Об опасности сатиры.
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор, историк, академик и профессор Императорской Академии художеств — «МОЯ ЖИЗНЬ І ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ», 1876 год.
События 1834 года.
Анна Алексеевна Оленина — дочь президента Петербургской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина.
«В это именно время случилось происшествие, которое могло кончиться для меня неприятностью. Однажды Анна Алексеевна Оленина, которой я давал уроки по рисованию, вместе с подругами своими, графиней Блудовой и Уваровой, попросили меня нарисовать картину «Погребение кота мышами». Милые, умные и любезные просительницы рассказывали, как следовало сделать мышей, в каком мундире нарисовать кота и проч. Всё это исполнял я в точности, ничего не подозревая. Когда картина была готова и я уже забыл о ней, как раз пришел я к Алексею Николаевичу; он открыл бюро, вынул мой рисунок и спросил:
— «Это ты рисовал?»
— Точно так.
— «Ты можешь больно поплатиться за эти шалости. Мы с тобой должны ехать к графу Бенкендорфу».
— Помилуйте, Алексей Николаевич, — сказалъ я, — ведь я ни в чем не виноват: рисовал в вашем доме и под диктовку Анны Алексеевны.
— «Всё равно, надо ехать к шефу жандармов. Я получил предложениe— тебя доставить к нему».
Мы поехали.
— «Это вы рисовали?» — спросил меня Бенкендорф, показывая мой рисунок.
— Я.
— «Знаете, что это каррикатура над известными в столице лицами, — сказалъ мне граф. — Рисунок ваш получил я от императрицы».
Все это было для меня крайне неожиданно. »
Ох, какова Анна Алексеевна! Совершенно непонятно, каким образом рисунок попал к императрице, но это исторический факт, о котором не следует забывать.
Солнцеву поставили на вид, не более того, однако, история запомнилась.
Мыши кота погребают
Чем, по вашему мнению, занимаются мыши? Едят зерно, бегают по полю, прячутся от кота и, наверное, стараются не попадаться на глаза людям. А что, если мы вам скажем, что обычные серые мышки могут похоронить кота? «Мышей боятся слоны, но уж точно не коты», — можете вы возразить. И отчасти будете правы. Погребение кота мышами — это лубочная картинка. Такие, как оказалось, были популярны с XVII и вплоть до XX века.
Мыши, которые хоронят кота, — это часть так называемой смеховой народной культуры
Лубок, о котором рассказываем мы, относится ко второй половине XVIII века. Картинка хранится в Национальной электронной библиотеке. Давайте вместе посмотрим, что на ней творят мыши. Часть грызунов везут в санях кота со связанными лапами. «Кот казанскои, а ум астраханскои, а разум сибирскои» — так усатого-полосатого описывает автор картинки. Еще несколько мышей идут впереди похоронной процессии, у них важная миссия — копать могилу. Есть грызуны, отвечающие за поминки: «пирожница» несет короб с пирогами, вместе с ней идут мыши со «склянцами вина». Сопровождает их «музыкант», который «ввалынку играет песни кота проклинает».
Как появилась эта идея и зачем мышам хоронить кота? На второй вопрос каждый может дать житейский ответ, а вот первый стоит разобрать. На самом деле мыши, которые хоронят кота, — это часть так называемой смеховой народной культуры. В основе этого сюжета лежит идея мира наоборот. Да, мы все привыкли, что кошки гоняют мышей, охотятся на них и наводят на грызунов ужас. Но что, если бы мир «перевернулся?»
Будет нечестно, если мы почти ничего не скажем о коте. Тот самый Кот Казанский — это герой исторических преданий и легенд. Согласно им, в Средние века в Казани обитала особая порода котов-мышеловов. Это были крупные и сильные животные с круглой головой, широкой мордой и развитым телом. Художники, которые изучали изображения Кота Казанского в разных источниках, говорят, что этот зверь также имел густую шерсть, богатые усы и выразительные глаза. Считается, что впервые Кот Казанский появился в легенде об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного — «Как марийцы перешли на сторону Москвы». Кот предупредил казанского хана о подкопе под кремлевской стеной.
Молва о превосходных мышеловах не утихала и во время правления других русских царей и императоров. Так, в 1745 году императрица Елизавета Петровна издала указ о высылке ко двору в Санкт-Петербург 30 казанских котов для «ловления мышей», которые расплодились в недостроенном Зимнем дворце. Коты были определены на государеву лейб-гвардейскую службу и особое довольствие. Продолжатели дела казанских котов и сейчас живут в Зимнем дворце, охраняя от мышей фонды Эрмитажа. Еще больше о том, как коты трудятся в разных точках мира, мы писали в этом материале.
Кот Казанский Алабрыс
Исследователи находят ему сегодня множество толкований – от простых до сложно-политических. Однако мало кто знает, что порода казанских котов действительно существовала, а одно из этих легендарных животных даже увековечено в истории Казани.
Исторические предания гласят, что в древности в Казани действительно существовала особая порода кошек. Судя по описанию, это были настоящие бойцы: крупные и сильные животные обладали круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом. Они были прекрасными мышеловами и отличались особенной сообразительностью. Существует марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного. Согласно ей, любимый кот казанского хана стал его спасителем, так как начал беспокоиться и предупредил о подкопе, который начали рыть под кремлевской стеной. Благодаря этому хан с семьей успел покинуть осажденный город. Впрочем, от Ивана Грозного это Казань не спасло.
Казанские коты были так популярны, что в середине XVIII века о них узнали даже при дворе в Санкт-Петербурге. Дело в том, что мыши и крысы в то время были настоящим бичом недостроенного Зимнего дворца. По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года в Казани было велено сыскать тридцать лучших котов местной породы, «удобных к ловлению мышей», и прислать их в столицу. Отвечал за эту важную операцию сам губернатор Казани.
Указ о высылке ко двору котов, 1745 год
В результате таких исключительных мер котейки действительно были доставлены в Санкт-Петербург, прижились в огромных подвалах нового дворца и прекрасно справились со своей миссией. От этих первых казанских переселенцев ведет свою историю славная братия котов Эрмитажа, которые до сих пор выполняют ту же функцию – спасают музейные ценности от грызунов. Правда, так как животных из Казани везли, согласно указу, только кладеных (т.е. стерилизованных), то, к сожалению, род этих удивительных животных в Питере не сохранился, а местные казанские разбойники за сотни лет так перемешали гены с обычными кошками, что на сегодняшний день порода казанских котов считается утерянной.
Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского, 1663 год, Национальная библиотека Франции
Однако еще задолго до XVIII века Казанский Кот стал героем народных шуток, прибауток и песенок-потешек. В качестве такого юмористического персонажа он появился в лубочном искусстве и был в нем фаворитом вплоть до начала XX века. Известнейший сюжет о похоронах этого самого кота обычно печатался на двух или трех картинках, которые затем составлялись вместе – ведь история была очень обширной. В ней участвовал сам главный герой, который обычно лежал связанным на дровнях, и мыши, которых вокруг него собиралось до 66 штук! Обычно картинка содержала и шуточные подписи, которые поясняли, что делает каждая из мышей. Такой своеобразный комикс очень смешил наших предков, хотя, по мнению некоторых исследователей, сюжет этот можно отнести скорее к черному юмору.
Мыши кота погребают, Россия, Лубок XVIII век
Сегодня русский лубок является предметом многочисленных исследований. Оказалось, что незамысловатые картинки могут много рассказать об истории и быте нашего народа. «Похороны Кота» при этом часто трактуют как политическую сатиру. В разных работах главному герою приписываются аналогии с различными историческими личностями, нелюбимыми на тот момент в массовом сознании. Возможно, что первые варианты лубков – это сатира на царя Алексея Михайловича, более поздние — карикатуры раскольников на Петра Первого, которые становились «обвинительным актом его деяний государственных и исторических». Есть мнение, что «Кот брысь, он же Алабрыс (…) Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…» — это собирательный образ татарина, ведь недаром в подписи перечисляются завоеванные к тому времени ханства.
Кот Казанской, Лубок. Россия. XVIII век
Интересно, что этот народный юмор нашел свое продолжение в начале XX века в виде политических карикатур. Знаменитый сюжет с котом обыгрывался, например, вот таким необычным способом:
П. Н. Лепешинский. Как мыши кота хоронили, карикатура, 1903 год
Карикатура появилась после II съезда РСДРП, где произошел раскол членов партии на большевиков и меньшевиков. После этого говорили о «политических похоронах» Ленина. На миниатюре вокруг повешенного кота пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Впрочем, это только первая картинка из трех. Следующие рассказывают о том, как внезапно оживший кот-Ленин без труда и с большой фантазией расправляется с меньшевистскими мышами.
Памятник Коту в Казани на улице Баумана
Через сто лет после этих драматических событий на исторической родине решили увековечить память Кота Казанского – верного спасители от мышей и героя народных преданий. В Казани ему сегодня установлено несколько памятников. Самый любимый, ставший одной из главных туристических достопримечательностей, был создан заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым. Скульптура изображает Кота возлежащим под красивым балдахином и, судя по объемам, вполне довольного жизнью. Трехметровую композицию венчает мышка, которая, вероятно, не дает забыть откормленному герою о его славном прошлом.