Как на электрогитаре сделать визг
Как делать искусственный флажолет на электрогитаре
В этом видеоуроке мы поговорим о том, как делать искусственный флажолет
Как играть искусственный флажолет
Иногда складывается ощущение, что более распространенной ошибки сложно придумать. Все здесь ошибаются примерно концептуально одинаково. На самом деле в головах у людей засел какой-то плотный стереотип. Насмотрелись, наверное, уроков, где советуют, чтобы большой палец касался струны в определённой точке… В итоге, вот эта самая ключевая фраза, что большой палец должен касаться, приводит к тому, что люди кладут большой палец туда заранее. В результате флажолет получается плохо, и возникают дополнительные проблемы, которые приводят к том, что приходится радикально менять тип движения или правая рука теряет контроль над глушением вышележащих струн. Дело кроется в других деталях.
Большой палец действительно касается струны гитары при медиаторном флажолете, но вопрос, как он это делает, как это происходит, ‑ механический.
Конечное положение имеет разницу градуса 2-3. Вот с этого ракурса, наверно, будет видно, где конечное положение правой руки при атаке третьей струны простым ударом вниз, и как отличается это положение при флажолете (вот я сейчас занял конечное положение при ударе и внимание на правую рук [2:45 – 3:03]). Это отличие буквально в повороте на 2-3 градуса на самом деле – ничего больше. Это не просто стандартное, вращательное движение, как в риффовой атаке. Вся разница в том, что рука провернулась всего лишь на пару градусов больше [ 3:09 – 3:30]. Уверен, это даже практически не заметно. Я смотрю на отражение в мониторе и не вижу радикальной разницы – в этом вся фишка.
Вся фишка, искусственного флажолета на электрогитаре в обычном вращательном движении. Обычно на посадку в руки такого движения уходит 3-4 занятия, а далее как только встречаются флажолеты, новый навык применяется автоматически
Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих.
Общая информация
Флажолеты – это особый прием игры на струнных и струнно-смычковых музыкальных инструментах, который позволяет извлечь чистый обертон без тона. Он активно применяется в различных музыкальных жанрах, начиная от фолк-музыки, и заканчивая тяжелым металлом, где приобрел огромную популярность. Однако очень многим гитаристам-новичкам не совсем понятно, как извлекать тот самый «визжащий» звук – и именно тому, как делать флажолеты, и посвящена данная статья.
Термины
Разумеется, перед тем, как начинать рассказывать непосредственно о приеме игры, надо разобраться с терминологией, которую мы будем использовать в статье.
Флажолет на гитаре
Как уже было сказано – это прием, при котором извлекается обертон. На гитаре он имеет глухой, очень высокий призвук, который очень часто используется в аранжировках. На электроинструменте, особенно с эффектом дисторшн, это громкий и визжащий звук, который часто используется в соло-партиях.
Флажолеты бывают искусственные и натуральные. Они отличаются как самим звучанием, так и способом их извлечения. Подробнее будет описано ниже.
Обертон
Это – остаточный призвук, который находится в диапазоне выше основного тона. Грубо говоря, это остаточный эффект от колебания струны, который не входит в картину всего звука. Сам по себе обертон имеет очень высокое звучание, чем-то напоминающее звук флейты.
Как играть флажолетами
Натуральный флажолет
На гитаре данный тип обертонов чаще всего извлекается в трех местах – на пятом, седьмом, и двенадцатом ладу. Секрет этих зон в том, что именно на них гитарная струна делится на равные части – четверти, трети, и половины, соответственно. Это самый простой тип флажолетов, и извлечь его без подготовки сможет любой гитарист.
Полная таблица натуральных флажолетов
Для этого просто положите палец на порожек между пятым и шестым ладом, либо между седьмым и восьмым, или между двенадцатым и тринадцатым, не прижимая при этом струну к грифу, и дерните за нее. У вас должен получиться высокий, ровный звук, который не пропадет даже после того, как вы отпустите палец. Самое главное в этом – не давить на струну и буквально немного касаться ее.
Искусственный флажолет на электрогитаре
Данный тип обертонов извлекается гораздо сложнее – при помощи глушения играющей струны так, чтобы замолчал только основной тон, и при этом звук высокого диапазона остался звучать. Как ни странно, но на электрогитаре искусственный флажолет может извлекаться двумя различными способами.
Медиаторный
Для того, чтобы выполнить этот прием, нужно для начала понять, как держать медиатор правильно – поскольку он извлекается удобнее всего только при нормальной постановке рук.
Итак, ваша задача – зажать струну на любом ладу, дернуть за нее, и потом сразу прикоснуться к ней так, чтобы не до конца заглушить. Это выполняется либо большим пальцем, при движении вниз, либо указательным – при движении вверх.
Вам понадобится какое-то время для того, чтобы приноровиться извлекать флажолет, однако просто пробуйте и пытайтесь заставить инструмент звучать так, как на примерах ниже. Вам достаточно один раз найти ту самую нужную позицию – и после этого без труда сможете возвращаться к ней.
Пальцевый
Это более сложная техника, однако, она пригодится вам для извлечения обертонов при игре перебором. Способ игры следующий – одни пальцем вы дергаете за струну, а другим сразу же глушите ее похожим способом, что и при игре медиатором. Таким образом, вы также извлекаете только обертон. Самое главное тут — найти ту самую позицию, при которой это, получается, отработать ее, и потом использовать буквально на автоматизме.
Искусственный флажолет на акустической гитаре
Он очень похож на пальцевый способ взятия флажолетов на электрогитаре. Большим пальцем вы бьете по струне, и после этого сразу же глушите ее указательным или любым другим удобным вам. Разумеется, таким образом звучать он будет гораздо глуше, однако им все равно можно украсить партию и сделать ее более разнообразной.
Обозначение флажолетов на табулатуре
В программе Guitar Pro флажолеты никак не обозначаются на «цифровом» нотном стане, однако над каждым числом, обозначающим лад, будет выставлено обозначение – N.H. (от Natural Harmonics), P.H. (от Pinch Harmonics) или просто Harm. Кроме того, нота будет визуально меньших размеров на обычном стане выше.
Натуральные флажолеты – упражнения
Ниже представлено несколько упражнений, которые помогут вам лучше понять, как играются натуральные обертона, а также добавят в вашу копилку несколько интересных фраз и мелодических рисунков.
Схема #1
Прослушать упражнение #1:
Схема #2
Прослушать упражнение #2:
Схема #3
Прослушать упражнение #3:
Схема #4
Прослушать упражнение #4:
Схема #5
Прослушать упражнение #5:
Схема #6
Прослушать упражнение #6:
Схема #7
Прослушать упражнение #7:
Схема #8
Прослушать упражнение #8:
Где можно удачно применить этот прием?
На самом деле – в огромном количестве случаев. Например, они очень удачно звучать при аранжировке различных переборов – особенно если исполняются в паре с другой гитарой. Кроме того, они прекрасно звучат в металлических соло – если вы хотите акцентировать внимание и подчеркнуть определенный момент в песне. Разумеется, перед этим стоит понять, как играть соло, чтобы хорошо отработать технику игры и фразировку. Кроме того, таким образом можно усилить напряжение во время того, как вы играете тремоло, если вам надо перейти с этой партии на что-то более тяжелое.
В каких стилях музыки часто используются натуральные и искусственные флажолеты?
В целом – практически везде. Очень часто они применяются в акустической музыке, когда надо подыграть под красивые переборы. Искусственный флажолет в соло – любимый прием любого метал-гитариста, который позволяет подчеркнуть нужный момент и фразу.
Не стесняйтесь использовать их в любом стиле музыки, который играете – они всегда будут хорошо звучать, если исполнены к месту. Кроме того, обертона часто извлекаются в различной математической и микротональной музыке, где огромное количество гармоний построено именно на них.
Видео по теме для вдохновения
Как играть флажолеты на гитаре
Гитарное искусство отличается множеством разных приемов извлечения звука. Один из них – флажолеты на гитаре. Новичкам бывает сложно понять, каким образом получается характерный звук флажолета. Требуется разъяснение, практика, усидчивость.
Что такое флажолет?
Название происходит от старого французского слова flageolet, что означает «маленькая флейта». Особенность приема флажолет заключается в извлечении звучания класса «обертон». Используется разными струнными, смычковыми инструментами, акустикой, гитарами и электрогитарами. Флажолет — это наименование способа извлечения звука.
Обертон – это остаточное звучание от колебания выше основной тональности, напоминает флейту.
На гитаре, других струнных немного прижимают струну в определенных местах – точках, которые делят длину на октавы. Например, ровно посередине – повышение на одну октаву, одной четвертой – две и так далее.
Прием флажолет дает высокий, слегка глуховатый, мягкий призвук. Особенность – можно извлечь более высокую ноту, чем позволяет гитара. Применяется флажолет для аранжировок мелодий, сольных партий. На электрогитаре сочетание флажолета с дисторшном (звуковой эффект в музыке) дает достаточно громкое звучание, напоминающее визг. Понять, что такое флажолет, лучше получается на слух.
Различают искусственный, натуральный, сложный флажолет, слэп и другие виды.
В каких стилях используют флажолеты?
Используется прием в абсолютно разных стилях игры на гитаре – от фолк-направления до разновидностей тяжелой музыки (металл в частности). При игре акустическим инструментом подстраивают под мелодичные переборы. Искусственный флажолет популярен среди металл-исполнителей, бас-гитаристов – во время сольного выступления флажолет позволяет выделить нужные моменты.
Нет неподходящих стилей для использования флажолета. Поставленный к месту, он позволит обратить внимание на необходимый момент песни, сыграть яркий акцент на гитаре, привлечь внимание слушателя.
Обозначение флажолетов
Чтение табулатур (нотных таблиц) для музыканта – необходимый навык. Табулатура (табы) – это запись мелодии символами. Линии – гитарные струны, обозначения аккордов, приемов – различны.
Обозначение флажолета зависит от его вида, используемой литературы. Натуральный в изданиях советского периода обозначается «Фл.», в иностранных – «Harm» (harmonic), «NH» (natural harmonic). Искусственный – «Иск. флажолет», «A.H.» (artificial harmonic). Иногда добавляется значение лада. Головка нотного символа может быть овальной или ромбовидной формы.
Иногда используются более сложные форматы символов из трех нот. Верхняя определяет натуральное звучание (значок малого размера), средняя – ромбик указывает место, где палец правой руки зажимает струну, нижняя – место грифа для левой руки (показывает длительность).
Подобный способ записи считается более приемлемым, подходит для проигрывания флажолета на музыкальных инструментах, а не только для гитары.
Внимание! Существуют и другие методы записи, описаны наиболее распространенные.
В каждом случае рекомендуют пробовать играть на гитаре и больше практиковаться.
Искусственный флажолет
Различают способы извлечения звука гитарой – открытыми струнами, прижатыми к грифу. Искусственный отличается тем, что выполняется вторым методом. Профессионалы считают его более трудным (в сравнении с натуральным) по техническому исполнению.
Левая рука отвечает за прижатие струн к грифу гитары, правая – извлекает звук. На слух все виды не отличаются, различны: способ проигрывания, метод касания, положение рук, пальцев.
Искусственный флажолет часто используют при исполнении соло на электрогитаре. Подключенная аппаратура увеличивает приглушенное звучание, делает его более ярким, громким.
Нотная запись искусственных флажолетов
Для нотной записи в гитарных табулатурах используют специальные обозначения. Литература советского периода использует буквы «Иск. Флажолет», иностранные издания – «A.H.» (artificial harmonic). Универсальные методы записи стали использовать в табулатурах последних лет.
Для определения необходимого звучания, способа игры требуется практический подход. Иные версии записи табов также могут обозначать флажолет, профессионалы советуют вдумчиво подходить к каждому варианту.
Натуральный флажолет
Натуральный вариант флажолета проигрывается открытыми, не зажатыми струнами гитары. Исполняется простым движением пальца правой руки, не следует нажимать – только слегка коснуться струн гитары и отпустить, одновременно отпуская пальцы левой руки. Получается звучание натурального флажолета первого обертона.
По сравнению с обычным звуком, изменяется тембр. Основная тональность отсутствует. Разница замечается на слух.
Нотная запись натуральных флажолетов
Запись приема в нотных табах отличается: «Фл.», «Harm» (harmonic), «NH». Также, как и для других видов флажолета, могут быть использованы универсальные или необычные способы записи. Требуется проигрывать символы, чтобы понять, какое именно звучание следует из записи.
Другие виды флажолетов
Флажолеты различают не только по закрытым или открытым струнам. Существует разделение по способам извлечения звука.
Обыгрывать флажолет можно с помощью техники слэп – фалангой большого пальца. Особо отмечают сложные флажолеты. Обычное звукоизвлечение дополняется аккомпанементом. Натуральный флажолет выполняется как искусственный, левая рука аккомпанирует.
Как правильно извлекать флажолет?
Существует определенный метод, как играть классический флажолет на гитаре. Начинают с двенадцатого лада (XII), чаще всего он обозначен двумя точками. Если специальной пометки нет – от первого отсчитывают двенадцать ладов. Одновременно выполняют движения пальцами обеих рук – левой слегка касаются над металлической линией (тяга минимальная), правой дергают саму струну гитары.
Внимание! Многие новички считают, что правильно исполнить флажолет можно только дорогой гитарой, а дешевыми вариантами не следует и пытаться. Мнение ошибочно. Профессиональный гитарист извлекает необходимый звук любым инструментом.
Важно не зажимать, не давить. Действия должны быть легкими. Потребуется время, практика, тренировки, чтобы руки легко, но точно выполняли флажолет на гитаре.
Рекомендации новичкам
Главный совет профессиональных музыкантов – постоянная практика. Даже несколько минут ежедневной игры позволят быстро научиться приему флажолет.
Извлечь звук возможно только двенадцатым, седьмым, пятым ладом – в тех местах, где возможно деление целым числом отрезков (октавные). Основная сложность – развить достаточную ловкость пальцев.
Общие техники флажолета описывают звукоизвлечение шестиструнными гитарами. Существует масса дополнительных нюансов, тонкостей для инструментов с другим числом струн. К примеру, можно поиграть не с правой стороны, а с левой. Получается тот же обертон.
Во время обучения приему флажолет могут возникнуть сложности. Предусмотреть и описать все невозможно. Работа с преподавателем может ускорить освоение флажолета и других тонкостей, сделать обучение проще, понятнее.
Способы игры >Гитарные трюки: Как заставить гитару петь, как птица, и ржать, как лошадь
Гитара — удивительный инструмент. У нее очень много возможностей.
В умелых руках гитара способна издавать звуки, которые сложно или даже невозможно извлечь на других инструментах. Это могут быть звуки, привлекающие внимание слушателя и одновременно поражающие других гитаристов своей необычностью.
Наверняка вам уже приходилось слышать какой-нибудь странный, но очень клевый звук, издаваемый гитарой, и вы думали: «Как же, черт возьми, это делается?!» Если да, эта статья для вас.
Мы расскажем о нескольких уникальных гитарных техниках, которые в любом случае удивят ваших друзей так же, как и удивили вас, когда вы впервые услышали результат их применения.
И если такие имена, как Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen), Джон Петруччи (John Petrucci), Кирк Хэмметт (Kirk Hammett), Джо Сатриани (Joe Satriani) и Стив Вай (Steve Vai), что-то значат для вас, вы поймете, что мы имеем в виду.
Особые флажолеты
Обычно натуральные флажолеты извлекаются на пятом, седьмом и двенадцатом ладах, но вообще-то их можно найти по всей длине струны.
Ручки регулировки громкости
Это прием в духе Ван Халена. Для того, чтобы исполнить его (см. РИС. 2 ), нужна гитара с электроникой типа гитар Les Paul, то есть с отдельными ручками регулировки громкости для бриджевого и нэкового звукоснимателей.
Сначала выставьте громкость одного звукоснимателя на 10, а другого — на ноль. Извлеките исходную ноту, а затем начинайте крутить ручки по очереди туда-сюда в указанном ритме. Так вы получите эффект, сходный с тремоло. Ноты извлекайте приемом хаммер-он.
Экзотика
Ударяйте по более низкой ноте, а основную ноту извлекайте средним или указательным пальцем правой руки (тэп/пулл-офф). Следите за тем, чтобы ваши удары были достаточно сильными, иначе ноты будут звучать с разной громкостью, и это произведет впечатление неровного звучания.
Верхний порожек
Струны позади верхнего порожка тоже могут нам помочь. Послушайте, например, “Runnin’ with the Devil” Ван Халена. Фраза на РИС. 4А завершается проведением медиатора в обратную сторону по струнам позади порожка. Это дает высокий звук, наподобие колокольчика.
РИС. 4В — бенд за верхним порожком делает звучание гитары похожим на стил-гитару. После извлечения аккорда G (такт 2) исполните бенд, прижав вторую струну средним пальцем правой руки. Послушайте, игру Джерри Донахью (Jerry Donahue) из Hellecasters. Он — мастер таких бендов и других эффектов, связанных с верхним порожком.
А что за грифом?
Всем нам когда-нибудь случалось, играя соло, сдергивать первую струну с грифа. Итогом был очень некрасивый звук. Но ведь его можно использовать и по-другому!
Пронзительный визг гитары Кирка Хэммета в соло “Master of Puppets” — результат именно такого приема.
На РИС. 5 показаны два примера применения этой техники. На второй доле играйте ноту C# на девятом ладу, затем стяните струну с грифа и отпускайте ее в указанном ритме, как будто бы вы исполняли обычное вибрато на бенде. Такт 2 — аналогичные операции на первой струне с нотой Е.
Птичьи трели
Трель рычагом тремоло лучше всего исполнять на гитаре, оборудованной машиной Floyd Rose. На РИС. 6 фраза в духе Джона Петруччи (“Under the Glass Moon”, Dream Theater). Рычаг должен указывать в противоположную грифу сторону.
После извлечения каждой ноты в тактах 1, 3 и 4 ударяйте по кончику рычага, чтобы слегка повысить звучащую ноту. Так вы получите пульсирующее звучание, ведь рычаг будет возвращаться в исходное положение.
Звуки животных
И в заключение еще два трюка с рычагом.
РИС. 7А — это вариант исполнения того самого «лошадиного ржания» гитары Эдди Ван Халена. Извлеките ноту на открытой струне, затем опустите рычаг до предела. После этого слегка прикоснитесь к струне указательным пальцем левой руки, чтобы прозвучал флажолет. Постепенно отпускайте рычаг, покачивая его.
На РИС. 7В — один из трюков с рычагом в стиле Джо Сатриани. Вам понадобится гитара с синглами, у которых выступают полюсные наконечники. Опустите рычаг так, чтобы струны провисли, а третья струна коснулась наконечника. Затем отпускайте рычаг, получая тот самый «чихающий» звук.
Способы игры >Энциклопедия слайдов, скрэтчей и других шумов
Пронзительное звучание слайдов и агрессивный медиаторный скрэтч — вот все, что нужно для большого взрыва! Это и есть настоящая рок-н-ролльная пиротехника, от которой мурашки бегут по коже. Но вот вопрос: а правильно ли вы исполняете эти приемы? И сколько их видов вы сможете сыграть?
Я уже много лет выступаю на рок-шоу и заметил, что определенные приемы способны сделать игру гитариста намного эффектнее. Поэтому сегодня мы позволим себе отвлечься от гамм, фраз и нот и обсудим особые приемы и «фишки» рок-гитары, о существовании которых часто незаслуженно забывают. Но не волнуйтесь! В них нет абсолютно ничего сложного, и они принесут вам много пользы.
Возможно, вы считаете, что уже знаете все о медиаторных скрэтчах и слайдах, но я готов поспорить, что это не так. Мне довелось выступать в бродвейском шоу Rock of Ages вместе с богом гитары Джоэлом Хокстрой (Joel Hoekstra). Тогда я открыл для себя много нового.
Это мюзикл в духе рока восьмидесятых годов, поэтому он просто до краев полон всевозможными скрэтчами и слайдами. Все они довольно просты, но я, как импровизатор до мозга костей, всегда стараюсь разнообразить свою игру и на каждом выступлении придумать что-нибудь новое — разумеется, в рамках своих возможностей и в масштабе шоу.
Возможно, это немного, но с другой стороны, при помощи подобных эффектов вы можете изменить кое-какие детали и освежить материал, сохранив общую канву. Вот слова моего друга (и коллеги по Rock of Ages) Ангуса Кларка (Angus Clark): «Кто-нибудь когда-нибудь вообще играл концерт с таким количеством медиаторных скрэтчей?!»
Вот десять вариантов этих приемов, которыми я пользуюсь очень часто. Есть одно правило, которое работает почти всегда: определенный уровень гейна на усилителе или педали дисторшн способен заставить вашу гитару «говорить» и даже «кричать». Все «фишки», которые я покажу вам сегодня, можно использовать в любом музыкальном контексте, поэтому просто экспериментируйте и выбирайте то, что понравится именно вам.
Примечание: для достижения как можно более драматического эффекта все примеры заканчиваются аккордом Е5. А иначе зачем вообще делать слайд!
Виды слайдов и скрэтчей:
Упражнение 1 — Классический скрэтч
Его можно услышать везде. Расположите медиатор перпендикулярно басовым струнам, чтобы он как бы врезался в обмотку струн (для более мощного звука лучше взять две струны, расположенные рядом). Начните скрэтч около бриджа и сделайте слайд в направлении нэка. Вы сами должны определить, на какой скорости он звучит лучше всего. Имейте в виду, что форма медиатора и материал, из которого он изготовлен, тоже оказывают значительное влияние на звук. Для любого скрэтча очень важен ритмический рисунок. Классическим скрэтчем лучше занять целый такт.
Упражнение 2 — Слайд вниз
Это тоже классика. Расположите звукоизвлекающую руку на басовых струнах (на пятнадцатом ладу или выше), ударьте по ним медиатором, после чего сделайте слайд вниз звукоизвлекающей рукой. Этот прием обычно хорошо звучит на высокой скорости. В нашем примере слайд начинается на третьей доле и длится половину такта.
Упражнение 3 — СРВ
Это упражнение очень похоже на предыдущее, но здесь мы играем на высоких струнах. Конечно, гитаристы пользовались этим приемом и до Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan), но для меня именно он стал первым гитаристом, исполняющим его так эффектно. Отсюда и название.
Упражнение 4 — Набираем обороты
Как вы уже поняли по названию, этот пример похож на звучание набирающего обороты двигателя. Начните в районе третьего лада на басовых струнах и делайте слайды вниз-вверх в общем направлении вниз. Здесь просто жизненно важно следить за ритмом. В моем примере каждый слайд занимает целый такт.
Упражнение 5 — Скрэтч и слайд
Это очень мощная комбинация. Выполните классический скрэтч. Как только звукоизвлекающая рука пройдет нэк, сделайте хаммер-он левой рукой на высокие лады басовых струн и слайдом сдвиньтесь к головке грифа. Потребуется неплохая координация движений, но результат стоит того. Кроме того, это очень эффектно смотрится на сцене. Лучше всего исполнять на протяжении полного такта.
Упражнение 6 — Скрэтч и слайд набирают обороты
А этот прием мне нравится больше всего! Это просто мегаэффектная комбинация примеров 1, 2 и 4. Начните с того, что вы делали в упражнении 4, но на этот раз по направлению вверх. Затем сделайте скрэтч вниз и слайд вниз. Движение вверх по грифу служит как бы вступлением к скрэтчам и слайдам.
Упражнение 7 — Слон
Эту фишку я тоже очень люблю. Она напоминает мне звуки, которые издает это замечательное животное. Начните на второй доле. К четвертой доле доберитесь до высокой ноты и сделайте как можно более глубокий бенд на басовой струне. Симпатично, не правда ли?
Упражнение 8 — Душитель
Очень похоже на «Слона», но здесь вы остаетесь на ноте, к которой вы приходите, и делаете активное вибрато.
Упражнение 9 — Gojira
На этот прием меня вдохновила экстрим-метал-группа Gojira, пользующаяся им и его вариациями очень часто. Эта «фишка», пожалуй, не так универсальна, как все те, о которых мы говорили только что.
Расположите левую руку за последним ладом и надавите на высокие струны, как будто вы зажимаете их на ладу. Затем медленным апстроком пройдитесь от первой струны к шестой. К моменту, когда вы достигнете шестой струны, левая рука должна находиться на грифе, потому что вы будете делать слайд вниз. А апстрок отлично вводит этот слайд. Божественно!
Упражнение 10 — Шумовая бомба
Думаю, вы уже поняли, что вас ожидает. Расположите левую руку высоко на грифе на высоких струнах (захватите столько струн, сколько получится). Затем начинайте исполнять тремоло на нескольких струнах и одновременно делайте слайд вниз. Этот прием тоже очень специфичен, поэтому пользуйтесь им с осторожностью.
Желаю вам от души повеселиться с этими приемами! Возможно, они даже вдохновят вас на новые открытия. И не забывайте о том, что «уродливые звуки» и «беспорядочный шум» — такие же элементы творчества, как и гаммы, ноты и прочие «стандарты».