Как на гипсе сделать рисунок
Мастер-класс по декупажу на гипсе: Яркие интерьерные подвески в технике золочение
Сегодня в мастер-классе представлен быстрый и совсем не сложный способ порадовать близких и друзей ярким комплиментом на светлый праздник Пасхи.
Ирина Смирнова (irin69)
Материалы:
Итак, гипсовые заготовки. Конечно, их можно приобрести, но всегда интересно сделать что-то своими руками.
Берём гипс и разводим его в воде в соотношении 2:3, то есть две части гипса на три части воды. Должна получиться консистенция довольно жидкой сметаны. Гипс схватывается практически моментально, поэтому сразу вставляем все крепёжные элементы, которые нам нужны в будущей заготовке. И ждём. Время окончательного застывания гипса — около суток в тёплом помещении. К счастью, это единственный долгий этап в нашей работе
Немного подробнее об этих формочках. Это не совсем формы, а крышки от салатов из ресторана. Знаете, как это бывает: сидишь кушаешь салатик, а все мысли о том, какая замечательная форма для отливки получится из этой крышки. И вот уже бежишь за гипсом.
Гипс высох. Слегка шкурим неровности и покрываем в два слоя акриловым грунтом. Грунтуем кистью, хорошо растягивая каждый слой.
Приступаем к декупажу методом файла. Мне больше нравится использовать для этого плотный целлофан для упаковки цветов. Для самого декупажа использую лазерную распечатку на простой офисной бумаге, вырезанную в размер.
Кладём картинку на целлофан рисунком вниз, обильно смачиваем водой. Когда изображение проступит с обратной стороны, сливаем лишнюю воду. И прямо на целлофане переносим картинку на нужный участок, предварительно промазанный клеем.
Прижимаем, центруем и снимаем плёнку, периметр картинки проглаживаем влажной кистью, выгоняем лишний клей и воздух. Ждём полного высыхания.
Ниже немного пасхальных картинок для вдохновения. Сюжет обработан под круглую форму, лишние надписи убраны.
Пока мы отвлеклись на картинки, декупаж высох.
Далее окрашиваем основу в желаемый цвет будущих трещинок на потали. Приклеенную распечатку прикрываем (я воспользовалась целлофаном, но можно заменить листком бумаги). Вокруг декупажа прокрашиваем кистью, остальную площадь тампонируем губкой с большим количеством краски на ней. Так краска лучше распределится и при высыхании не останется читаемых следов губки.
Когда краска высохла, контуром наносим каплевидный орнамент по периметру картинки.
Мне не очень нравится простой вид точек от контура при высыхании, поэтому можно немного усложнить наш орнамент, имитируя таким образом некий резной элемент.
Для этого, через 15 минут после нанесения контура, когда он чуть схватится, на центр каждой капельки слегка надавливаем грифельным карандашом, двигаясь по кругу. Акрил плохо прилипает к грифелю и позволяет моделировать контурную массу. Чтобы контур принял желаемую форму, повторяем надавливания, с каждым новым кругом увеличивая силу давления.
Вот что получилось у меня. Это, конечно, делать не обязательно, но такой не сложный манёвр позволяет усложнить простой точечный рисунок от контура.
Пока застывает контур, можно задекорировать спинку наших подвесок. Декоративной губкой с небольшим количеством золотой краски, тампирующими движениями, хаотично покроем всю поверхность.
Далее всё покрываем шеллачным лаком, он защитит нашу работу в дальнейшем декоре.
Приступаем к золочению. Кистью наносим клей для потали на рамку вокруг картинки, обязательно заходим на контур, но не касаясь самого изображения. Клей для золочения должен быть достаточно жидким, чтобы на поверхности не оставалось следов от кисти и подтёков.
Мой клей на водной основе, он имеет белую, полупрозрачную консистенцию. При высыхании клей становится прозрачным, и это значит, что пора наносить поталь. Отрываем небольшие кусочки потали и слегка сжимаем в ладони, руки при этом должны быть чистыми и сухими (можно воспользоваться х/б перчатками). Аккуратно расправляем поталь и прикладываем на клей, пристукивая подушечками пальцев. Так заполняем всю поверхность.
Теперь можно смахнуть кусочки лишней потали. Используем при этом кисти различной жёсткости, от самой мягкой до средне жёсткой щетины. Но важно не перестараться, поталь — довольно деликатный материал. Для обрывков потали у меня есть отдельная баночка, они отлично подходят для декора рельефных поверхностей.
Теперь самая интересная часть — проявление трещинок на потали. Когда мы сжимали поталь в ладони, оставили на ней заломы, а так как это всё-таки метал, хоть и очень-очень тоненький, все эти мини- и микротрещинки можно проявить с помощью жидкости для снятия лака с ногтей. Набираем на ватку немного жидкости и лёгкими движениями протираем поталь, та часть, которая была«ранена», легко поддаётся к истиранию.
Двигаясь по кругу, проявляем ширину и яркость трещин с каждым новым витком. Так как работа была защищена шеллаком, мы не волнуемся за остальные части подвески, без лака жидкость легко сняла бы и акрил.
Итак, мы довольны всеми потёртостями, трещинками, и теперь можно приступать к финальной лакировке. Поталь лакируют только специальными лаками не на водной основе (шеллачный лак, цапон и полиуретановые лаки).
После лакировки (у меня четыре слоя) можно добавить декоративных элементов, и наши подвески готовы.
Резьба по гипсу: играем в первобытного художника
Это занятие всегда идет «на ура» на моих уроках в художественной школе. Но повторить его можно и дома! Будем пробовать себя в роли первобытного скульптора и создавать цветной рельеф на гипсе.
Материалы:
1. художественный гипс (он же «творческий», «скульптурный», продается в магазинах для художников), палочка для размешивания;
2. плоская емкость с бортиками (например, пластиковая упаковка от пищевых продуктов, крышка от банки, и т.п.), глубина емкости на меньше 1,5 см.
3. стек, или гвоздь, или деревянная шпажка, или инструменты из маникюрного набора;
4. акварель, мягкая кисть, палитра.
5. по желанию — лак, например, акриловый.
Сначала познакомимся с первобытным искусством.
Первые художники жили и творили так давно, что до наших дней сохранились только их изделия из прочных материалов — резьба по кости и камню, росписи на каменных стенах пещер.
Лошадь из пещеры Ласко
Главные персонажи в первобытном искусстве — это животные. Художники восхищались мощью бизонов и медведей, быстротой и грациозностью оленей, стремительными силуэтами грозных пещерных львов.
Некоторых из этих животных и сейчас можно увидеть в зоопарке, но не всех. Только наши далекие предки видели собственными глазами мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов и пещерных медведей.
Древний мастер не просто копировал природу, а фантазировал, подбирал для своих работ разные цвета и техники. У одного художника образ зверя «схвачен» буквально одной линией, а у другого превратился в условную, орнаментальную форму.
Художник пещеры Марсула сделал своего бизона почти абстрактным: едва намеченный контур заполнен красными кругами. А скульптор, живший близ пещеры Мадлен больше 15-ти тысяч лет назад, «поймал» смешной момент, когда неповоротливый бизон изогнулся, вылизывая свою шкуру:
Острым инструментом (например, кремневым резцом) художник процарапывал линии, штрихи и точки, передавая черты, движения животного, поверхность его шкуры.
Мы будем использовать для резьбы гипс. Это более податливый материал, чем камень.
1. Емкость для отливки ставим на лист бумаги и обводим. Теперь можно нарисовать на бумаге эскиз нужного размера, так его будет легче перенести на гипс.
2. Создаем гипсовую отливку:
Емкость для отливки заранее ставим на горизонтальную поверхность и в такое место, где она сможет спокойно стоять несколько часов. Поверхность под емкостью прикрываем чем-нибудь вроде картонки или пакета (чтобы потом не отдирать пролившийся гипс от ценного стола).
Лучше сделать сразу 2-3 отливки, чтобы потренироваться вырезать линии, штрихи, создавать разные фактуры.
В ненужной посуде разводим гипс с водой в пропорции, указанной на упаковке (обычно 1:1). Насыпаем гипс в воду (но не наоборот!). Размешиваем смесь до однородности. Должна получиться консистенция жидкой сметаны. Обратите внимание, что остатки гипса нельзя выливать в канализацию.
Как понять, сколько сухого гипса брать? Из 1 кг. сухого гипса получается примерно столько отливок (на фото средние крышки для банок):
3. Минуты через три аккуратно выливаем смесь в приготовленную емкость. Если через пару часов над поверхностью отливки скопилась вода, ее можно осторожно слить. Оставляем емкость в покое примерно на день-два (в зависимости от толщины вашей отливки).
4. Проверяем: если отливка сухая, значит, можно приступать к резьбе.
Переносим простым карандашом на гипс наш эскиз. Если что-то не получилось сразу, можно стереть ластиком.
5. Выбираем технику: можно процарапать линии, изображающие нашего персонажа, или наоборот — сделать более глубоким фон, тогда персонаж будет выпуклым.
Кладем отливку на лист бумаги или на тряпочку. Начинаем резьбу с основных линий рисунка. В линиях скапливаются пыль и крошки, смахиваем их мягкой кистью. Постарайтесь не чихать над работой, а то окажетесь в облаке гипса:)
Работаем аккуратно, чтобы не отколоть лишнего.
Когда основные линии рельефа сделаны, более тонкими штрихами изображаем фактуру шкуры, травы, и т. д.
6. Смахиваем последнюю пыль с нашей работы. Теперь мы можем затонировать ее акварелью. Разводим в углублении палитры нужный цвет, воды должно быть много. Можно заранее попробовать цвет на листе бумаги. Смело и быстро прокрашиваем работу. Пусть краска затечет во все углубления, там она будет темнее, и наша резьба будет казаться более рельефной.
Если форма для отливки гибкая, можно вытащить из нее рельеф и окрасить его сбоку.
Работа, затонированная одним цветом, будет имитировать резьбу по камню. Но это не обязательно. Рельеф может быть и многоцветным. После полного высыхания краски можно аккуратно, легкими касаниями кисти покрыть рельеф лаком.
Все! Можно любоваться, хвастаться друзьям, дарить бабушке! Небольшой рельеф можно наклеить на однотонную картонку и оформить в рамочку.
Как выполняют объемные рисунки из штукатурки: все о барельефе и панно
Вы когда-нибудь задумывались, на сколько древним является искусство настенной живописи? Пожалуй, с самого зарождения человечества, начиная от наскальных рисунков, человек украшает стены своего жилища всевозможными изображениями.
Объёмные картины, — панно и барельефы наделены большим реализмом, чем плоские изображения. Цветы, деревья и животные, как бы застывшие в гипсе, притягивают взгляды и восхищают.
В этой статье я хочу рассказать вам о технологии создания декоративных барельефов и объёмных рисунков из современных материалов, — штукатурки и шпаклевки. Разберём основные правила и приёмы при работе, а также крутые примеры готовых объектов, которые, возможно, и вас вдохновят сделать нечто подобное своими руками.
Барельеф и панно
Барельеф в переводе с французского значит «низкий рельеф». Это вид скульптурного рельефа, главная особенность которого — рисунок выступает над плоскостью на половину своего объема или менее. Если изображение более выступающее, то это горельеф — «высокий рельеф».
К этому виду объемного рисунка относятся не только архитектурные украшения, но и любые другие изображения, например, на монетах или медалях.
Панно — более приближенное к дизайну помещений понятие, это вид изобразительного искусства, когда на части стены или потолка создается рельефное монументальное произведение. Как правило, панно обрамляют орнаментом, багетами как картину.
Панно может создаваться в совершенно разных техниках: барельеф, мозаика, резная композиция, фреска (роспись по штукатурке) и т.д. Далее речь пойдет о объемных рисунках и картинах из гипса и штукатурки, т.е. о барельефе.
Что такое лепнина
К этому понятию можно отнести всевозможные декоративные накладки на стены: багеты, молдинги, потолочные плафоны, узорные розетки, разнообразные завитушки, пилястры (колонны на стене или в углах), фасадные карниза, накладные рустовые камни на углах дома и т.д.
Лепнину для внутренних помещений часто отливают из гипса. Для фасада более практичны изделия из полиуретана, которые крепят на клей.
Современная художественная штукатурка
Для каждой эпохи характерны свои мотивы в настенной живописи. Техника исполнения барельефов также меняется со временем, современные объемные рисунки из штукатурки более сложные и детализированные благодаря новым материалам, более прочным и долговечным.
Сюжеты картин из гипса условно можно поделить на несколько групп (примеры на фото):
▶ портреты, люди
▶ природа: растения, цветы
▶ животные и рыбы
▶ пейзажи, городские улочки
▶ геометрические рисунки
Материал для барельефа
Как выбрать смесь для художественной штукатурки?
Вот несколько проверенных материалов для выполнения рельефных картин и панно:
Название | Основа | Толщина, мм | Плюсы |
Кнауф Унифлот | гипсовая | 1-5 | Очень гладкая, быстро схватывается. |
Кнауф Фуген | гипсовая | 1-5 | Менее гладка, но «каменная» прочность. |
Сатентек | гипсовая | 1-5 | Идеально гладкая, без зернистости. Легко обрабатывается. |
Волма Слой | гипсовая | 5-30 | Хорошошо шлифуется, можно не шпаклевать. Удобная при нанесении, держит форму. |
Кнауф Ротбанд | гипсовая | 5-50 | Шероховатая, крепкая |
Волма Аквастандарт | цементная | 1-8 | Подойдет для сухих и влажных помещений. Жизнеспособность раствора до 2 часов. |
Вебер VH | цементная | 1-4 | Крепкая шпаклевка для наружных работ |
Актуальные цены на шпатлёвку:
В этом видео рассказано, какая штукатурка и шпаклевка из гипса лучше для объемных картин на стену.
Необходимый инструмент
Когда с материалом определились, нужно подобрать инструмент для работы. Рассмотрим основной минимальный набор мастера по барельефу.
▶ Шпатель и кельма. Это основной инструмент для нанесения штукатурного раствора на большие объемы и выравнивания поверхности. Узким шпателем удобно замешивать материал в небольших ведерках и накладывать на кельму.
Где купить: любой строительный магазин.
О выборе венецианской кельмы для декоративной штукатурки подробно рассказано в этой статье.
▶ Мастихин — главный помощник в формировании контуров и деталей объемных картин. Мастихином наносят на стену небольшие порции пластичного раствора, подравнивают края, подрезают лишнее. Изначально этот инструмент использовался в живописи для смешивания и нанесения масляных красок, но пригодился и в барельефе, когда их стали делать из штукатурки, а не вырезать из цельного камня.
Где купить: магазины для художников, в конц.товарах в отделе для хобби, интернет магазины (Алиэкспресс, например)
▶ Стеки для прорезания. Применяют их для того, чтобы снять излишки полностью или частично застывшего раствора, сделать углубление с аккуратными краями и другие всевозможные выемки. Такие стеки используют также в гончарном деле, при моделировании из пластилина.
▶ Дополнительный инструмент. Также вам может пригодиться стамеска по дереву. Рабочая кромка у них бывает прямая, скошенная, полукруглая. Выбирайте по ситуации, что и где вам нужно подрезать. Стамеской без труда можно снимать гипс и формировать рельефные поверхности.
Наждачная бумага у меня всегда под рукой. Для грубой шлифовки я использую наждачку с зернистостью P 80-100; для доведения до идеальной гладкости беру с размером абразива P 180 или 240.
Основы создания объемного рисунка
Вот мы и подошли к основной и самой интересной части — созданию панно из штукатурки своими руками. Для начала разберемся с таким художественным понятием, как «линейная перспектива».
Перспектива
Перспектива нужна для того, чтобы на плоской стене показать глубину рисунка, т.е. воспроизвести третье измерение. В барельефе это используется далеко не всегда. Множество простых панно из штукатурки, например, цветы, можно выполнить, не прибегая к правилам перспективы.
Простые правила линейной перспективы:
Что важно соблюдать при построении перспективы.
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз человека т.е. 160-170 см от пола. Допустим, на стене изображена улица и идущие по ней люди. Рост взрослого человека примерно одинаковый; чтобы рисунок выглядел гармонично, нужно уровень всех персонажей, и ближе стоящих, и далее, выполнить на линии горизонта. Соответственно, сидящий человек или ребенок будет изображен ниже этой линии.
Точка схода — это место на линии горизонта, в которое сходятся все линии, идущие параллельно земле: дорога, рельсы, уровень крыши дома, подоконники и т.д. (пример линии схода на рисунке ниже)
Точка схода не обязательно должна быть в центре картины, все зависит от того ракурса, который мы хотим передать. Может быть и несколько точек схода, например, если мы изображаем две смежные стены дома, т.е. смотрим на него с угла.
Армирование штукатурки (пошаговый пример барельефа)
После того, как контуры будущего барельефа нанесены на стену карандашом, нужно подумать, какие места будут наиболее выступающие. Их нужно усилить, чтобы защитить штукатурку от сколов, растрескивания под собственным весом.
Для армирования картин из гипса подойдет обычная мягкая проволока, накрученная на саморезы. Делается это так:
Шаг 1. Разметка стены. Эскиз удобно переносить, разбив его на квадраты.
Шаг 2. Сверлим отверстия в пределах контура рисунка, вставляем дюбели и закручиваем саморезы, оставляя на поверхности около 10 мм. Затем между шляпками саморезов накручиваем проволоку. Так получается как бы каркас, который потом будет закрыт штукатурным раствором.
Шаг 3. Формируем общие детали барельефа, армирование полностью закрыто штукатуркой. На этом этапе работаем грубо, без шлифовки. Уже видны все размеры картины, высота рельефа.
Шаг 4. Сглаживаем шероховатости наждачкой, по необходимости шпаклюем фигуру. Все мелкие детали и тонкие линии создаем на этом этапе. После окончания работы панно необходимо загрунтовать перед покраской (если будем красить).
Шаг 5. Барельеф полностью или частично окрашивается. Для тонирования можно использовать лак или воск для декоративной штукатурки, подкрашенный колером.
Техника прорезания
Это простая техника работы со скульптурными стеками и стамесками. Её суть — вылепить из штукатурки общие контуры предмета, а затем по затвердевшему гипсу прорезать детали. Прорезать удобнее, чем лепить из раствора, потому что жидкий материал тянется за инструментом, добиться четких границ барельефа сложно. А вот после затвердевания гипсовая штукатурка и шпаклевка отлично сохраняют форму и не скалываются.
Важно! С цементной штукатуркой после её высыхания уже мало что можно сделать, она как камень. Вырезать по ней нужно через 2-3 часа после нанесения, пока она окончательно не затвердела.
С гипсовыми материалами можно работать и на следующий день. Для этого их необходимо смочить водой из опрыскивателя, подождать 10-15 минут, пока вся влага впитается в панно, и затем работать стеком или стамеской.
Выглядит это так:
Послойное нанесение
Как уже было показано выше на примере с объемным Драконом из штукатурки, сложные рисунки нужно делать в несколько этапов. Если накидать на стену толстый слой раствора и попробовать вылепить на нем небольшие элементы, то это окажется сложно — при формировании деталей фон будет проседать под мастихином.
Поэтому от общих контуров барельефа к деталям нужно переходить за несколько этапов. Послойное нанесение шпаклевки на картину — как бы противоположность техники прорезания, ведь так мы не снимаем лишний материал со стены, а добавляем только необходимое количество.
Сколько ждать перед нанесением нового слоя?
Достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, т.е. не прилипала к пальца и не теряла форму при легком нажатии. В среднем это 1,5-2 часа. Можно оставить панно на ночь, продолжить на следующий день.
Надо ли грунтовать между слоями?
Это не обязательно. Если на поверхности барельефа нет пыли, то достаточно просто смочить водой из пульверизатора и продолжить работу. Смачивать основу нужно для того, чтобы вода из свежего раствора не ушла в уже высохшую штукатурку. Иначе материал преждевременно высохнет и может отслоиться.
Зачастую в работе совмещается вырезание элементов рисунка и послойное нанесение штукатурки.
Окрашивание
Объемный рисунок на стене может выглядеть привлекательным без дополнительной окраски. Достаточно правильно расставить освещение в комнате (на фасаде), и падающие тени эффектно подчеркнут детали и объем барельефа.
Классным способом окрашивания объемной штукатурки является патинирование. С помощью патины выделяют верхушки и впадины рельефа, как правило используют не более двух цветов.
Привило при патинировании простое — углубления на фактуре делают темнее, верхушки и выступы — светлее. Например так:
Базовым цветом покрывается вся стена и рисунок на ней. Краску можно использовать любую интерьерную водоэмульсионную.
После высыхания базового слоя на носят патину. Это может быть декоративная краска с позолотой, серебром, медным цветом или другим с металлическим отблеском.
Другой способ выделить фактуру и объем — это затемнение впадин при втором нанесении краски. Так делают, когда хотят, чтобы основной цвет композиции был светлый, а детали (углубления) темными. Сделать это очень просто.
Рекомендую посмотреть другие статьи по теме: