Как на руси муж называл жену
Как на руси муж называл жену
На Руси существовала традиция величать своего любимого мужчину не иначе как «Свет очей моих», потому что любящая женщина смотрела на своего любимого с восхищением, как на яркий свет, который освещает всю ее жизнь, все ее естество.
Любимый мужчина — это свет, который помогает женщине не забыть свое предназначение в жизни, свет, который позволяет реализовать ей свое созидательное начало.
Кроме того, свет ассоциировался на Руси с направлением движения мужчины, ведь мужчина — это Путь или Стрела, деятельное начало.
Мужчина же величал любимую женщину «Душа моя», потому что именно она олицетворяла собой тот одухотворенный смысл, ради которого Мужчина двигается вперед, по Своему Пути. Все свершения, все подвиги ради Души.
Кроме того, с раннего детства мы помним слова-обращения к своим любимым, знакомые нам из старых русских сказок. Эти обращения, которые имеют вековую историю, обладают удивительной силой и заряжены позитивной энергией. Они способны исцелить даже самые трудные отношения!
Замечено, что в семьях, где существует конфликт между мужем и женой, подобные обращения друг к другу значительно оздоравливали союз МУЖА И ЖЕНЫ!
Вот некоторые из волшебных слов-обращений. Выберите наиболее приятные вам на слух и говорите их как можно чаще.
Обращение к Жене: Ладушка, Люба моя, Краса Ненаглядная, Голубка моя, Лебедушка белая.
Обращение к мужу: Сокол мой ясный, Люба мой, Добрый молодец, Суженый мой, Богатырь.
Попробуйте утром и вечером обращаться друг к другу по-новому, посылая сильный позитивный образ. Прочувствуйте, какой положительный заряд имеют эти обращения, произнесите их и прочувствуйте! Причем, неважно как произносить эти чудо-обращения вслух или шепотом.
Например, «Доброе утро, Душа Моя» или «Доброе утро, Свет Очей Моих». Провожая мужа на работу, говорите: «Доброго дня тебе, Сокол мой ясный. Возвращайся поскорее». Или же говорите на ночь: «Спокойной ночи, Люба моя».
Как прозвища мужья давали своим женам на Руси, и Почему современные женщины обиделись бы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дружка да водворка на воронежских землях
Если вам придется бывать под Воронежем, то вы можете услышать, как замужних женщин зовут женками. Понятно, что это от слова жена. А раньше крестьяне звали жену не только так, но и бабой, более ласково – бабочкой, а еще чаще – водворкой и дружкой.
На самом деле слово дружка означает «шафер жениха», это если в мужском роде. Но используется и в женском в применении к жене. В словаре Ушакова можно прочитать, что в этом случае оно означает парный предмет. Какая связь с женой? Простая. После того, как женщина выходила замуж она полностью зависела от мужа, становилась таким «предметом». Отсюда и дружка.
Водворкой же называли женщину, которую выдали замуж, и которая поселилась у мужа. Иными словами, пришла «во двор», то есть водворилась, как сказали бы сегодня. Это указано в словаре Даля.
Чем жонка от большухи отличалась
Женка или жонка – так звали своих половинок поморы. Это было даже более распространено в Поморье, чем привычное «девка», «баба». Когда жена была уже в возрасте, она становилась «большухой». И дело тут вовсе не в весе и не в объеме, а в значимости персоны.
Но порой так называли женщину, которая вела хозяйство. Конечно, большуха звучит более уважительно, чем баба или женка,и это связано с тем, что поморские женщины работали наравне с мужчинами, которых часто по полгода не бывало дома. Пока женщины ждали мужиков с промысла, они оставались полноправными домоправительницами, брали на себя роль главы семьи. Ну и как же иначе ее назвать, как не большухой? Кстати, поморские женщины очень ценили этот свой статус и считали, что называть их просто «бабами» неправильно.
Главными в семье признавались большак и большуха, и чаще всего это были муж и жена. Так называемая большина могла быть передана свекровью невестке (или одной из них) в случае болезни и невозможности больше исполнять свои обязанности), при этом на ее муже все так же оставалось бремя большака.
А вот мужчины-небольшаки находились в повиновении у женщины-большухи. Если мать носила это звание, то все сыновья должны были беспрекословно слушаться ее до женитьбы. После того, как свадьба была сыграна, мужчина приобретал некоторый авторитет, но все равно подчинялся большаку, то есть отцу вплоть до момента принятия большины.
Межеумок – женщина или мужчина?
Странным словом межеумок (именно так, в мужском роде) в пермских деревнях величали женщин, которые уходили от мужа. Раньше такое событие случалось очень редко, и бабу, которая так поступала считали выжившей из ума, слабоумной. То есть меж ума.
Потому женщина, которую сегодня могли бы назвать решительной, самостоятельной, не боящейся трудностей и так далее в старой Руси называли межеумком и всячески осуждали. Ради справедливости надо отметить, что такое прозвище мог получить любой человек, который совершал не слишком умные поступки. Но, похоже, понятно, откуда идет желание некоторых российских женщин спрятаться за спину мужа, и любой ценой сохранять свой брак, даже если он не очень-то хороший.
Неряшливая плешница и аккуратная обиходница
Во все времена в жене ценилась чистоплотность, аккуратность, умение идеально вести домашнее хозяйство. Потому и прозвища были соответствующие. Например, в Приамурье таких женщин звали обиходницами. Они умели заботиться о муже и детях, поддерживать в избе порядок, поддерживать старшее поколение. Тут все предельно просто: глагол «обиходить, обихаживать» это ни что иное как «присматривать, ухаживать». Пожалуй, и сегодня жена не отказалась бы от такого милого прозвища, ведь оно словно объединяет в себе все самые лучшие качества хозяйки.
А вот женщин, которым не были свойственны такие черты, то есть ленивым, нечистоплотным, не желающим выполнять свои домашние обязанности присваивалось не слишком красивое прозвище плешница.
Ляпалка, и причем тут воздушный змей
Еще одно прозвище, которое можно было услышать – ляпалка. Тут есть два варианта. Первый: слово произошло от одного из элементов воздушного змея, а именно от брыжа. Это сложенный кусок бумаги, который служит для стягивания углов игрушки. Иначе его еще называли ляпалка, поскольку во время полета он сильно трещал, хлопал, то есть издавал смешные и совершенно бесполезные звуки. А кто еще может заниматься тем же самым? Скорее всего, не слишком умная и болтливая баба, которая, как говорится, языком трещит. Потому таких женщин, например, в рязанских областях, и называли ляпалкой.
Так же болтуний звали и в брянских областях. Если женщина не задумывалась о том, что она говорит, о последствиях, о том, интересно ли это кому-то, и как относится к ее болтовне муж, значит, она – ляпалка. Несдержанная на язык и неумная. Что ж, мужья таких представительниц слабого пола вызывают лишь сочувствие.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как на руси муж называл жену
Современный мир стал очень скуп на слова похвалы, подбадривания, одобрения и поддержки – их словарный запас сократился до десятка слов, большая часть которых вышла из жаргона или является англицизмами.
Ласковое обращение мужчин и женщин друг к другу и вовсе пестрят живодёрней: «зайчик», «котик/-ёночек/-чка», «медвежонок», «цыпа», «пупсик», «чебурашка» и т.п. Причем подобными прозвищами удостаиваются и женщины, и мужчины.
Хотя ещё 50 лет назад ни одна здравомыслящая девушка и женщина не позволила бы себе снисходительного и ласкательного тона по отношению к мужчине старше 7 лет. Это воспринималось как унижение мужского достоинства. Да и мужчины считали себя защитниками, кормильцами, поэтому в их ласковом обращении к девушкам и женам сквозило покровительство, а не унижение.
Кроме того, в ласковых обращениях выделялись, прежде всего, душевные качества партнёра, а не выдающиеся части тела. Сравнения всегда были образны, мифологичны, и, если уж и выбирались животные образы, то те, которые отличались особой верностью, семейностью, например: «лебедин мой» или «лебёдушка», «сокол ясный» и т.д. В общем, давайте вспомним, как наши предки в разные периоды величали друг друга для выражения симпатии, покровительства, душевного расположения и любви. Может, что-то и вы возьмёте на вооружение?
Обращение мужчин и женщин на Руси
В древней Руси и царской России с 14 лет девушки и парни начинали посещать зимой посиделки, которые помогали под присмотром старшого или ведуньи оттачивать навыки межполовой коммуникации, т.к. до этого периода общались с противоположным полом, по большей, части внутри семьи и ближнего рода. Поскольку одной из целей посиделок был «пригляд» к потенциальным женихам и вестам, то существовали разные способы обратить на себя внимание у обоих полов: тут и песни-заигрыши, и шутки, участие в мистериях и лубочном театре, хороводы и игры, и многое другое.
Естественно, что обеим сторонам хотелось словесно выразить своё отношение к понравившейся стороне, ведь объятья, поцелуи, прикосновение к телу были строго табуированы до свадьбы. Даже за попытку взять девушку за руку вне игры и хоровода, можно было получить пряслицем по лбу.
Именно поэтому в заигрышах и причетах, как и в разговорной речи, того времени встречались слова – обращения:
Обращения в просватанных и семейных парах
Просватанная и семейная пара обретала больше «вольностей» в плане обращения, в том числе и словесного:
Также в супружестве существовало множество ласковых слов друг для друга, которые не выходили за рамки спальни или дома. Все они завуалировано или открыто выражали восхищение душевными качествами партнера, а обращенные к мужчине еще и его силой, умением защищать, заботиться, покровительствовать, направлять.
Христианская вера привнесла в семейные отношения такие обращения, как:
Если произнести все перечисленные обращения, которые приведены в нашей статье, то в каждом слове чувствуется: уважение, забота, теплота, восхищение и любовь к своему избраннику/це.
П.С. Современный человек забыл душевные обращения к противоположному полу, темп жизни заставляет общаться урывками. Если так пойдет и дальше, люди совершенно перестанут общаться, а взаимоотношения неотъемлемая часть в жизни для социального человека. Предлагаем вам изучить курс «Риторика взаимоотношений между мужчиной и женщиной». На курсе вы узнаете, как строятся взаимоотношения между мужчиной и женщиной и многое другое.
Традиции ласк существовали во все времена. Ласку мы проявляем к своим родным, к любимому человеку, к ребенку. А как с этим обстояло дело на Руси?
О ласках и интимной жизни древних славян известно очень мало. Ряд исследователей считает, что в дохристианскую эпоху добрачные половые отношения на Руси были нормой, а порой наши предки и вовсе устраивали оргии, как правило, связанные с определенными языческими праздниками.
Так это или нет, спорный вопрос, на который в исторических источниках нет однозначного ответа. Но с приходом христианства интимные отношения стали строго контролироваться Церковью. Хотя, разумеется, не каждая девушка «блюла себя до венца». Но добрачные связи всячески осуждались.
Однако это не значило, что у русских девушек до свадьбы вообще не было никаких контактов с парнями, особенно у крестьянок. Парни и девушки встречались на работе в поле, на посиделках, на праздниках. И нередко между ними завязывались любовные отношения.
Что могла позволить себе незамужняя девушка, если не хотела, чтобы ее сочли блудницей? Разумеется, имели место и объятия, и прикосновения. Парень и девушка, которые нравились друг другу, могли незаметно прикасаться друг к другу ладонями, сплетать пальцы, те, кто посмелее, ходили взявшись за руки. И, конечно, они целовались.
Насколько откровенными могли быть ласки? Во многом это зависело от того, как далеко парень и девушка готовы были зайти. Могли практиковаться и нежности «ниже пояса», но если об этом узнавали, то девушку называли «бесстыжей».
В ходу были ласковые обращения, многие из которых в современном русском языке уже не используются. Например, девушка могла называть своего любимого «задобный» – «милый, любезный, желанный»; «ладушко» – «хороший, любимый»; «месяц мой ясный». Парень, в свою очередь, мог величать возлюбленную «белушкой», «зазнобушкой», «дролечкой», «лапушкой», «любушкой», «душенькой», «милушкой», «лелей». Независимо от пола возлюбленные обращались друг к другу со словами: «Разласка милая!» Обычно так звучало приветствие.
Какие ласковые обращения существовали между женами и мужьями?
Между мужем и женой существовало обращение «сугревушка ты моя теплая!» Замужняя женщина могла обратиться к мужу со словами: «Свет очей моих». Мужчина на Руси являлся для женщины светом, который освещал ей путь, позволял реализовать свое созидательное начало. Были и другие обращения: «сокол мой ясный», «люба мой», «добрый молодец», «суженый мой», «богатырь», «услада сердца моего», «милый друг», «дружочек», «друг любезный». Муж же обращался к жене: «Душа моя», так как любимая женщина олицетворяла собой духовный смысл его бытия, вдохновляла его на подвиги и свершения. Часто жен называли любовно: «краса ненаглядная», «голубка моя», «лебедушка белая».
Особенно ластились женщины к мужьям, если те были не в духе, чем-то разгневаны, старались их успокоить: «Сокол ты мой ясный, свет очей моих, приляг, отдохни с дороги!» Если муж за что-то злился на жену, она могла кинуться ему в ноги, обхватить, со словами: «Услада сердца моего, нет моей вины перед тобою!» Кстати, на Руси долго существовал обычай, когда жена должна была мыть мужу ноги.
Как ласкали детей на Руси?
Свои «ласковые» традиции бытовали и в отношении детей, хотя на Руси их не принято было слишком баловать. Женщина могла прижать к себе ребенка, если он был испуган или она пыталась его защитить, детишек принято было гладить по голове, ерошить волосы, целовать в лоб. Причем нередко женщина вела себя так и с чужими детьми, не только со своими.
Такие современные обращения, как «мальчик», «девочка», «малыш», в ходу не были. Малолетних чаще всего называли словом «дитятко». Подростков в зависимости от пола – «отрок» или «отроковица». Своих детей звали ласковыми прозвищами: «рыбка», «зайчик», «зернышко», «птичка», «солнышко». Мальчика или юношу могли звать «милок», «касатик», «соколик». Девочку или девушку – «девонька». Позднее появились обращения, которые и теперь в ходу: «сынок», «доченька», «внучок», «внученька».
Как видите, времена меняются. В наши дни уже при первом знакомстве ласки между совсем юными парнем и девушкой могут быть очень откровенными. Одни ласкательные слова ушли из обихода, их заменили другие. Но суть от этого не изменилась, и потребность людей в нежности никуда не делась.
Ляпота-то какая, ляпота!! Возрастное ограничение 8+.
Осмелишься подумать, что ты понял женщину — и всё, считай, что твоя песенка спета, приятель
Стоит ли хвалить мужчин за бытовой минимум?
Феминистическое Будущее без мужчин реально?
Праздник любой ценой
Святые макарошки, какая бредятина. блин, и ведь верят же в это. Или это троллинг такой?
Теперь два. Вторая, более исторически глубокая причина: мужчина до недавних (в контексте истории) пор всегда играл роль добытчика. Многие мои знакомые мужчины (в основном старше 35) не допускают мысли, что за них будет девушка платить, потому что это обижает их самость. Это как раз отголоски тех самых древних брачных игр, когда мужчина, прежде чем танцевать женщину, должен был доказать ей свою состоятельность.
Сейчас, да, наметилась тенденция к разделению счёта и других оплат. Так и социальные роли смешались, и менталитет меняется. Всё обусловлено, все логично.
А не вот этот ваш бред про приметы и кровь. Эпик фейспалм.
— А что ты плачешь тогда?- Хочу, хочууууу
Особенно очешуел дед. Стоит, глазами хлопает, челюстями щелкает.
— Сыночек, какую женщину?
Родители рухнули на кушетку.
— Сыночек, да где ж женщину холодную взять? Ночь ведь, поздно.
Блин, мы и не питерские, но, по ходу, я чего-то не знаю.
— А где ж там та холодная женщина?
— В банке, рядом с молоком! Даааай джентину!
Аджика, мать ее, джентина.
Принесла ему, выхлебал прилично так (правда, она не острая была, острой бы я и не дала), прямо из банки. Лег и тут же уснул.
Правильный Хайп Фрик образ(+легкий обзор )
Вот это тролль!)
Обратный РСП бывает?
В последний момент
Среднее количество детей, рождённых африканской женщиной в течение репродуктивного периода
Больше интересных карт в телеграм-канале THEWORLDMAPS
Традиции
Девушки никогда не встречали гостей хлебом-солью.
Это полное искажение русской народной традиции.
Эта хлебосольная церемония не раз была описана различными иностранными путешественниками, посетившими нашу страну в стародавние времена.
Многие так уж шибко привыкли к этому тысячекратно виденному действу, что воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Но, если взглянуть на него по-новому взглядом исследователя, заручившись поддержкой летописных и изобразительных источников, то можно увидеть вопиющее искажение аутентичной традиции нашего народа.
И дело здесь даже не в марсианских псевдорусских костюмах хлебосольных девушек (хотя это тоже, по сути, плевок в сторону народной традиции). А в том, что вообще-то не девушки должны были подносить гостям хлеб и соль, а старики: глава дома, староста поселения, глава края.
Так было издавна заведено на Руси. Старинные дореволюционные фотографии и картины это правило «железно» подтверждают: нет в запечатлённых на них хлебосольных церемониях девушек даже рядом.
Потому, что ни девушка, ни женщина не должна была преподносить хлеб гостям и производить с хлебом какие либо иные действия «на людях».
Вот, что пишут на этот счёт авторитетные исследователи: «В подобных обычаях проявляется основной смысл традиционного застолья: приобщение к «доле», воплощенной в обрядовых напитках и пище и отведенной всем членам данного социума, родовой общины, включая и предков, роль которых исполняли посторонние и странники (эта их роль проявляется и в раздаче пищи и напитков во время поминовения у дома и на кладбище), а нередко и священник». (С.) И. А. Морозов «Обычаи, верования, магия связанные с началом и завершением трапезы».
«Хлеб обычно выпекался без соли, так как он предназначался не только живым, но и мертвым. Такой хлеб имел более высокий статус, чем хлеб с солью (Лаврентьева 1992: 52–53). Солить могли уже испеченный хлеб. Так делалось потому, что соленый хлеб — пища людей. Такой хлеб нельзя предлагать предкам. В поминальные (праздничные) дни и в день похорон хлеб обязательно должен быть пресным. Вообще при всякой выпечке хлебов первый хлеб предназначался предкам (показательно, что, например, в Харьковской губернии домового угощали кашей без соли). Более того, любую приготовленную (горячую) пищу можно было солить только после того, как ее паром насыщались умершие родственники. Именно поэтому соль всегда подавалась отдельно, и солить пищу (или раздавать соль) мог только хозяин». (С.) А. К. Байбурин «Нельзя. но если очень нужно. » (к интерпретации способов нарушения правил и запретов)
Итак, становится совершенно ясным то обстоятельство, почему ни на фотографиях, ни на картинах дореволюционного времени не было никаких церемониальных девушек подносящих хлеб-соль, да ещё в уродских клюквенных нарядах «а-ля рюс».
Животное подняло руку на школьников.Прохожий моментально явился на подмогу
Необходимое решение
Есть знакомый,из разряда поздоровался и пойду дальше. Стал таким из-за того,что спился в край. Как начал выносить вещи из дома жена с детьми уехала в другой город. Живет теперь сычом без газа и электричества подогреваясь самопалом.
Мать года.
Ответ на пост «Рябиновые бусы»
Как раз начался тот самый тёплый кусочек осени, который ещё почти лето, когда с боем нахлобученная шапка за порогом отправляется в карман, а резиновые сапоги надеваются на случай неожиданного свинства, а не из необходимости. Мои дворовые подружки куда-то затерялись в этот день, а сестра училась во вторую смену.
Я отправилась на хутор в гордом одиночестве и встретила там кучку мальчишек. Они ловили ящериц и запускали их плыть по луже.
То ли сочувствие ящерицам сработало, то ли звезды так сложились, но впервый раз в жизни (и в последний скорее всего) я сама подошла знакомиться к мальчишкам. И никто меня не укусил, и даже не послал, мы все вместе слазили в недострой, нашли там пучок проволоки и наделали пулек для рогатки и натырили увядающего топинамбура в палисадниках. Мальчишки не знали, что он съедобен, но попробовать запечь, как картошку именно кто-то из них предложил. И меня отвели на «наше место»! Прикиньте степень доверия. Я была тронута и уже размечталась как мы подружимся, и даже если зиму наша дружба не переживёт, как здорово будет эту осень провести вместе. Не сбылось, естественно.
К нам вломилась наглая девица. В розовой курточке, в туфельках, с косой из-под беретки и таксой на поводке. И сходу предъявила мальчишкам, что они где-то шарятся без неё. Оказалось, что это не захватчица, а сестра одного из них. Настоящая маленькая принцесса, привычно держащая окружающих в цепких лапках.
Потому что сразу откуда-то появился кусок одеяла, чтобы её величество не испачкало сиятельную задницу о бревно, таксин поводок перекочевал к брату, и он послушно попёрся выгуливать псинку, а меня попросили выбрать из костра угощение поприличнее.
На угощение она скорчила презрительную гримаску и больше на меня внимания не обращала. Зато для каждого из мальчишек у неё нашлось что сказать. Поругала, сразу похвалила и что-то попросила, и вот жертва уже радостно несётся исполнять пожелание, сбивчиво оправдываясь на ходу и раздуваясь от гордости от похвалы.
Я тихонько слезла с бревна, чуток простояла в стороне, наблюдая этот хоровод, и пошла себе домой.
Обидно было, чего уж там. Особенно то, что никто даже не заметил, что я их покидаю. И от того, что дружбы не случится тоже было досадно.
Но я и тогда не особо злилась на эту девочку, а сейчас мне разве что интересно, сколько в таком поведении врождённого, а сколько вложено любящей мамой. Но вот брата её мне жалко до сих пор.
Такие обиды, они и во взрослой жизни потом не раз случались, какая бы классная компания ни была, в какой бы дружбе на века не клялись, появление принцессы на горизонте отправит всех «своих парней» любого пола в утиль.