Как на руси наказывали женщин
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
За любую провинность — невкусно приготовленный обед, нерационально потраченные деньги — женщина могла получить «нравоучение». В селе не говорили «бить», говорили «учить», рукоприкладство вовсе не было чем-то неприемлемым, напротив, считалось обязанностью любого уважающего себя мужика («жену не бить — толку не быть»).
За какие провинности крестьянские женщины могли быть битыми
Такая жестокость объясняется риском зачать и родить ребенка от чужака. В крестьянской среде рождение нового члена семьи означало, что работать придется больше, а также делить ресурсы на большее количество людей. Перспектива кормить незаконнорожденного крайне нежелательна для главы крестьянской семьи. Не всегда физические истязания по отношению к изменнице были инициативой мужа. Нередко решение о наказании принималось на сходе, а супруг был лишь исполнителем.
Для преступлений против супружеской верности было актуально «вождение» или «посрамление» с элементами физического насилия. В селе Ярославской губернии обманутый муж запряг жену в телегу вместе с лошадью и стал наносить удары кнутом поочередно — то животному, то женщине. Таким образом крестьянин преодолел расстояние в 8 верст. Женщина скончалась.
Как пишет тамбовский историк В. Безгин, рождение ребенка женского пола тоже могло вызвать негодование родни, это связано с тем, что земельные ресурсы в сельском сообществе распределялись лишь в расчете на мужское население. Рождение девочки не сулило семье расширение надела. Случалось, что побои заканчивались смертью, существуют многочисленные свидетельства, подтверждающие летальный исход. Но такие уголовные дела вести было сложно, так как свидетели происшествия, как правило, давали ложные показания, защищая мужа-деспота от наказания.
Обращение в суд ухудшало положение вещей
Женщины, которые искали защиты у властей, рисковали. Такая позиция воспринималась сообществом как бунт против семейных традиций. В. Безгин пишет о следующих примерах. После рассмотрения дела в волостном суде Тамбовской губернии о побоях от мужа крестьянку-заявительницу ждало осрамление (публичное вождение по селу в знак осуждения), организованное супругом и свекром. Приговором суда был арест виновного на 7 дней. В Сараевском волостном суде, где разбиралось дело о принуждении свекром крестьянки к интимной близости, было принято наказать истицу за клевету. В качестве меры наказания назначен арест на 4 дня.
Жертва становится убийцей
Самый простой способ прекратить издевательства — вернуться в дом родителей — осуждался в крестьянском сообществе, так как противоречил православной морали. Не только женщина обретала плохую репутацию, но и те, кто ее приютил, получали звание потворщиков «бабьего своеволия». Жены, которые не могли выносить побоев, решались на убийство. Чтобы не встретить сопротивление физически более сильного человека, преступление совершалось, когда обидчик спал. Орудием убийства служили тяжелые предметы (топор, камень), которыми наносились удары по голове.
Способ, не вызывающий особой неприязни односельчан, — это отравление (как правило, мышьяком). Им пользовались более трети угнетаемых женщин, решившихся на убийство обидчика. Действующее законодательство никак не выделяло этот метод среди прочих, квалифицируя как преднамеренное убийство. Но в крестьянском сообществе демонстрировали некоторое снисхождение к отравительницам. Это объяснялось тем, что преступница действовала не открыто, не проявляла дерзости, не вела себя отчаянно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как на Руси наказывали за супружескую измену женщин и мужчин
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Плата за измену
Почувствуйте разницу
Были отличия в отношении к неверности и в разных сословиях. Дворяне относились к неверности более терпимо, а провинившаяся женщина всё же могла рассчитывать на заступничество со стороны родственников. Самым страшным наказанием для неё мог быть как раз сам развод и заточение в монастырь. Крестьянкам же некуда было обращаться за помощью, ибо от них отворачивалась вся семья. Простую женщину, уличённую в измене, считали позором всей семьи и отказывались иметь с ней дело. Не вступался никто за неё даже в том случае, когда муж принимался «учить» неверную всеми доступными способами, в том числе и кулаками, палками или плетью.
Супруг, не желавший развода, продолжал жить с изменницей, но заполучал полную над ней власть. В этом случае «воспитание» могло длиться всю жизнь, а женщина должна была безропотно сносить его, ибо деваться ей часто было просто некуда. Кстати, положение мужчины было выгодно настолько, что он мог почти без труда получить развод, если вдруг «старая» жена ему надоела. Найти людей, готовых лжесвидетельствовать против женщины, было делом нехитрым, а требование развода с «изменницей» удовлетворялось незамедлительно.
Строгость и снисходительность
Если мужчина получал развод с лёгкостью, то женщина без согласия мужа не могла рассчитывать на расторжение брачных уз. После развода, инициированного мужем из-за измены, неверную жену суд мог приговорить к общественным работам или вовсе отправить под арест. А вот в отношении мужчины такие виды наказаний не применялись никогда. Не порицали супруга и за публичное избиение жены. В городах это, конечно, было редкостью и имело место обычно в рабочих семьях, а вот в деревнях наказание могло быть крайне жестоким.
Ситуация изменилась уже в ХХ веке, когда физические наказания перестали применяться, а женщина, наконец, получила равные права с мужчиной в отношении развода.
Древние традиции требовали, чтобы девушка была невинной до брака, но возникали ситуации, когда невеста не могла похвастаться своей чистотой. За такой проступок её сурово наказывали и в деревнях, и в городах, причём ответственность несла и сама женщина, и её родители.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
7 самых странных наказаний для женщин на Руси
Однако, на протяжении столетий бытовали и такие наказания, которые современному человеку могут показаться не только жестокими, но и странными. Такие наказания полагались за проступки, обычному юридическому праву не подвластные, а подлежащие исключительно нравственному суду. Речь идет о женской чести.
Кубок с дыркой
Все знают, какое значение придавалось целомудрию невесты в прежние времена. Девица должна была сохранить себя до свадьбы, чтобы торжествующий жених мог бросить ее окровавленную сорочку свахе, которая терпеливо дожидалась под дверью опочивальни. Сваха выносила сорочку пирующим, и веселье разгоралось с новой силой. Если же нет, то гости быстро разъезжались, и свадьба считалась омраченной. Ключевский описывает и такой обычай, бытовавший в знатных семьях, а затем перекочевавший и в крестьянский быт центральной России: жених, выйдя из опочивальни, подносил кубок с медом или вином отцу невесты. Если невеста оказывалась «честная», то с кубком все было в порядке, и отец радостно выпивал за здоровье молодых. Если же невеста была не честна, то кубок был с дыркой. Подавая его тестю, жених затыкал дырочку пальцем, но как только тесть брал кубок в руки, напиток проливался на его одежду. Это был страшный позор и для невесты и для ее родителей. Многие девушки предпочли бы побои, лишь бы не было такого публичного унижения.
Хомут, как символ нечестия
Многие этнографы, в том числе Д. Орлов, П. Варламов и другие, описывали еще один вид наказания для «нечестной» невесты. Наутро после первой ночи дружки спрашивали у жениха: «Грязь топтал али лед ломал?». Если он отвечал «Грязь топтал», то на невесту, а иногда и на ее мать надевали хомут и так прогоняли по двору. Это считалось очень унизительным наказанием за утрату «девства». Хомут в этом случае символизировал женские половые органы, и в то же время приравнивал непутевую девку к животным, которые не могут держать свои страсти в узде. Хомут рассматривался как противоположность цветочному венку – символу чистого девичества, поэтому иногда его мазали дегтем или другой гадостью. Иногда заменителем хомута становились бублики или баранки, жених вручал их родителям невесты, всячески подчеркивая наличие дырки.
На четвереньках перед свекровью
Н. Пушкарева описывает такое наказание для непутевой девушки: в день свадьбы она должна была при гостях стоя на четвереньках, выглядывать из-под стола, а свекровь всякий раз била ее по лицу. Продолжалось это до тех пор, пока муж не произносил: «Будет! Я свою жену только сам наказывать могу!». Это означало, что он простил жену. После этих слов она могла занять место за столом рядом с мужем.
На коленях вокруг церкви
Не сохранение девственности до свадьбы уголовным преступлением, конечно же, не являлось, и такой проступок находился исключительно в ведении церковного суда. Во многих южных регионах России такую девушку священник должен был подвергнуть очищению. Он назначал епитимью и читал очистительные молитвы. Епитимья заключалась в том, что виновная на коленях оползала вокруг церкви. После этого священник разрешал венчание.
Изменение прически
Далеко не всегда наказанием для женщины становились побои или церковное покаяние. Пушкарева описывает такой обычай, бытовавший в Полесье и на русском Севере: узнав о том, что девушка ведет себя слишком вольно, общий женский сход постановлял запретить виновной носить девичью косу и ленту. Она должна была, как замужняя баба заплетать две косы и прятать их под повойником. Происходило это без всяких обрядов, которыми сопровождается изменение прически во время традиционной свадьбы. «Гулящая» сама расплетала косу, сама делала себе бабью прическу и надевала повойник. Отсюда выражение «самокрутка» — сама себе «окрутила» косы вокруг головы. Но самым позорным наказанием для женщины было острижение волос. Срезать волосы могли не только за «нечестность», но и за другие проступки, например, за мелкие кражи и другие грешки. Иван Бунин в повести «Суходол» описывает наказание дворовой девки, укравшей из барских покоев зеркальце: ей состригли волосы и отправили на дальний хутор смотреть за индюшатами.
Баня со снежком
Наказать за нечестие могли не только саму девушку, но и сваху, которая ее сосватала. Дружки жениха ловили такую сваху где-нибудь на улице, клали на скамейку, задирали подол и парили веником, присыпая снежком. Это было не особенно больно, но крайне унизительно.
На мельничном колесе
Одним из самых странных и, в то же время, позорящих наказаний было «катание» на крыле мельницы. Женщину, виновную в супружеской измене, привязывали к лопасти мельничного крыла, юбку задирали и повязывали на голову, а затем пускали мельницу на малый оборот. Иногда изменщицу привязывали к могильному кресту, точно так же задрав на голову юбку, и оставляли на всю ночь.
Как Серсея: история позорящих наказаний для женщин на Руси
Половой жизнью жили, живете?
Социальная жизнь женщины на Руси очень долгое время ограничивалась ролью хозяйки, жены и матери, поэтому обряду выдачи девицы замуж придавали ну очень раздутое значение — ничего важнее в ее жизни произойти уже не могло. Однако и это событие не было радостным для женщины. Верится с трудом? Ну а как тебе тот факт, что на традиционном «девичнике» перед свадьбой невеста собиралась с подругами — но не для того, чтобы бухнуть винца, а чтобы поплакать. Особенно зажиточные родители приглашали на эту вписку специальную женщину-тамаду, «вытницу» — для создания атмосферы она пела грустные песни, помогая девушкам настроиться на депрессивный лад. Русская свадьба напоминала сюр, в котором все идет по четко прописанному, но максимально абсурдному сценарию. Традиции — они такие. При этом все с нетерпением ждали важнейшего момента: когда невесту проверят на «чистоту» в первую брачную ночь. Сам по себе обряд максимально унизительный для девушки, особенно если учесть некоторые особенности физиологии, при которых девственная плева может и вовсе отсутствовать, а может и не порваться при первом сексе. Как бы там ни было, если на простыне не обнаруживалось кровавое пятно, то девицу и ее родственников ожидали позорные наказания.
Хомут, порка и соленая каша
Наказание за добрачную утрату невинности в разных уголках России отличалось. Но всегда ему были присущи зрелищность и садистский символизм. Право унижать невесту и ее родственников обычно предоставлялось родне жениха. В Киевской губернии «нечистая» невеста должна была во время застолья подползти на четвереньках к тому месту, где сидит мать будущего мужа, забраться под стол и выглядывать из-под него. При этом свекровь била девушку по лицу всякий раз, когда голова показывалась из-под скатерти, — и это продолжалось до тех пор, пока жених не разрешит прекратить унижения и позволит невесте подняться и занять свое место рядом с ним. В этнографических записках «просвещенного» 19 века описано также прилюдное избиение невесты розгами.
Часто за «бесчестие» новобрачной несли ответственность родители или сваха. Они могли отделаться легко — прилюдным исполнением неприличных песен, надетыми на шею венками из соломы или поеданием соленой каши. Но в некоторых случаях доставалось по полной программе: мать невесты запрягали в борону и водили по всей деревне, как скот. Опять же — страдали женщины. Отцу доставалось намного реже и меньше.
В Поволжье за отсутствие девственности невесты расплачивалась сваха: там существовала дикая традиция под названием «паренье». Женщину, ответственную за сватовство, клали на лавку, задирали подол юбки, обнажая ягодицы, и хлестали банным веником. Если свадьбу справляли зимой, то при этом растирали кожу снегом.
С участием церкви
Церковники охотно принимали участие в унижениях невест. Существовала особо унизительная форма наказания с сажанием на цепь, примотанную к церковной двери. Все проходящие мимо люди плевали невесте под ноги и насмехались над ней, осыпая ругательствами. А в случае если девушка перед венчанием сама приходила покаяться в содеянном, то ей предполагалось прочесть очистительную молитву и совершить особую епитимью: проползти всю церковь по кругу на коленях трижды. Можно ли представить, как подобным унижениям подвергается мужчина, лишившийся девственности до брака?
Для замужних
Дальше всех в этом мракобесии ушли казаки. Традиции этого сословия отличались особой жестокостью по отношению к замужним женщинам: убийство супруги, уличенной в измене, не считалось наказуемым деянием.
«За продерзости, чужеложество и за иные вины, связав руки и ноги, и насыпавши за рубашку полные пазухи песку, и зашивши оную или с камнем навязавши, в воду метали и топили за несоблюдение честности».
Этнографы 19 века описывают и другие случаи насилия в отношении замужних женщин. Орудиями издевательств становились ремни и нагайки: мужья избивали неверных жен, подвесив их за волосы к потолочной балке или «к переводине на дворе собственного дома». Иногда женщин за волосы привязывали к оглобле телег или к лошадиным хвостам и в таком виде провозили по деревне, при этом избивая. В газете «Пензенские губернские ведомости» в 1880 году описали подобный случай:
«Один казак, заподозрив в измене свою жену, привязал ее косами к оглобле и с этой несчастной пристяжной проехал во всю прыть до соседнего форпоста».
Еще одним варварским наказанием у южнорусских казаков было привязывание жены на могильном кресте. Подолы юбок завязывались над головой женщины — ноги и гениталии оставались обнаженными. В таком виде она проводила на кладбище ночь. Другой вариант этого наказания — прокручивание в таком виде на мельничном крыле. На такое унижение собиралась посмотреть вся округа.
Многие читают подобные материалы не ради рефлексии нашего прошлого — а просто для забавы, чтобы пощекотать нервы. Мало кто пройдет мимо заголовка со словами «пытки», «казни», «унижения». Никогда не задумывался почему? Все это — темные отголоски той самой изуверской страсти к насилию и издевательствам, которая столько лет просачивалась сквозь показной морализм и нравственность. Она передалась тебе по наследству, и с этим нужно научиться правильно жить. Вся эта ужасная, непростительная жестокость — часть истории, которую нам, современным людям, нужно вдумчиво проанализировать — и сделать верные выводы.
Как и за что на Руси и в средневековой Европе наказывали женщин
Рассказываем, как в разные эпохи и в разных странах наказывали женщин. За неверность, за неповиновение, в конце концов — за сварливость и болтливость. Как ни странно, больше всех в этом деле преуспела средневековая Европа. Сотни лет там придумывали всевозможные приспособления для наказаний женщин. О чём, глядя на современную Европу, даже и не подумаешь.
Фото © The Print Collector / Print Collector / Getty Images
Представьте себе, в Европе в XVI–XVII веках пороком считалась даже болтливость. Женщине негоже было много браниться, сплетничать и точить лясы. Если предупреждения домохозяек не останавливали, блюстители порядка действовали более радикально — надевали на них ругательную уздечку.
Ругательная уздечка — это металлический намордник с расширителем для рта. Последний вставлялся между челюстями. Он придавливал или, наоборот, приподнимал язык, что если не затыкало окаянную, то хотя бы делало её речь неразборчивой. Если жертва всё равно пыталась браниться, её в этой самой уздечке на поводке проводили по центральной улице города.
Впервые сей прибор был применён в 1567 году в Шотландии. А после приобрёл популярность и в Англии. С приходом Нового времени ругательная уздечка уступила место другим инструментам.
Фото © Markus Matzel / Ullstein bild / Kean Collection / Archive Photos / Getty Images
Судя по всему, в Средневековье считалось, что хуже одной бранящейся женщины только две бранящиеся женщины. И для решения этой проблемы изобрели колодки примирения.
С обычными колодками хотя бы по фильмам знакомы все. Это деревянное приспособление, которое надевается на шею и запястья. Так вот колодки примирения — это то же самое, но для двоих. В них в позорное для Европы время заковывали ссорящихся женщин лицом друг к другу и отпускали восвояси. Не снимали «ожерелье» до тех пор, пока они не решали все свои вопросы.
Для пущего эффекта к устройству иногда прикалывались колокольчики. Чтобы горожане заранее узнавали о приближении позорниц и готовили помои, которые непременно выливались и высыпались на головы несчастных.
Фанатами колодок примирения были немцы и австрийцы. К сожалению, в открытых источниках не уточняется, в какой именно период гаджет был в ходу.
Блуд и прелюбодеяние всегда и везде считались большими проступками. В разных местах и в разные времена церковь за это карала по-разному. Но одним из самых распространённых видов наказания в средневековой Европе было применение стула покаяния.
Вариаций у этого инструмента несколько. Где-то он выглядел как табурет с колодками для рук, где-то как стул без сиденья. Встречались версии как из дерева, так и из металла. Применялись гаджеты тоже по-разному. В одних случаях женщин с непокрытой головой и босыми ногами (в Средневековье такой лук считался верхом вульгарности) приковывали к сиденью и оставляли на пороге дома. Дабы остальные люди проходили мимо и потешались над неверной. В других — позорный трон размещали на центральной площади. Последствия такого сидения могли быть гораздо хуже, чем многие себе представляют. Не вынеся позора, женщины часто кончали жизнь самоубийством.
Третий способ — самый жёсткий — в XVII веке придумали англичане. Они привязывали стул к длинной балке. Один из концов — с человеком — располагался над водоёмом, а другой — в руках представителей порядка. Край с провинившейся на потеху и в назидание зевакам погружали в воду. Считалось, что водные процедуры остужают женщин, пылающих от греха.
Волшебный табурет в основном применялся шотландцами и англичанами. В ходу был вплоть до начала XIX века.
Позорный столб. Для него и для неё
Фото © Getty Images
Классикой жанра, пожалуй, во всех культурах является позорный столб. Ведь сделать его очень просто, а работает он при этом эффективно. Едва ли кто-то не представляет, как действует сей инструмент, но на всякий случай напомним.
На площади вкапывается столб, к нему привязывается человек, глашатай объявляет толпе, в чём именно провинился гражданин, толпа осуждающе улюлюкает. А потом и вовсе оплёвывает жертву или закидывает помоями и камнями. Нередко виновных ещё и пороли.
Разумеется, встречаются разные вариации. Где-то столб — просто столб, а где-то — столб с колодками, в которые человека заковывают в неудобной позе. С женщинами часто обходились гораздо гуманнее — им пристёгивали только шею. Руки оставляли свободными. Видимо, чтобы могли растирать затёкшие части тела.
К слову, о Лондоне. Судя по всему, позорные столбы придумали не англичане. Слово pillory («позорный столб») в английской латыни возникло ещё в 1189 году. Оно образовалось от французского pellori (всё ещё «позорный столб»), которое известно с 1168 года. Народ, фанатеющий от гильотин и крутонов, в свою очередь, позаимствовал ноу-хау у древних греков, которые привязывали буйных к pilloria.
Нет носа — нет измен
Красота — страшная сила. И если женщина ею пользуется, чтобы наставить рога мужу, то её этой силы нужно лишить. Примерно такой логики придерживался король Кнуд Великий, который правил Данией с 994 по 1035 год.
Как лишить женщину красоты? Учитывая, что в Средневековье женщине дозволялось демонстрировать только лицо, именно его неверных жён и лишали. Но не целиком — не изверги же. Свод законов Кнуда Великого от 1018 года гласит, что в наказание за прелюбодеяние женщине следовало отрезать только уши и нос.
Биби Аиши. Фото © Getty Images / Arun Nevader / WireImage
В арабских странах, где исламизм имеет радикальную форму, жён подобным образом наказывают до сих пор. В 2010 году весь мир потрясла история Биби Аиши из Афганистана. В 14 лет её женили на бойце «Талибана». Он жестоко обращался с ней, а посему в 18 лет она решила сбежать. Но была поймана. Тогда муж, тесть и трое других мужчин выволокли девушку в горы, отрезали ей уши и нос и оставили умирать. Девушку вскоре нашли и вывезли в США, где она прошла реабилитацию.
Одной из самых ярких сцен в сериале «Игра престолов» является искупление королевы Серсеи. Чтобы смыть грехи, ей приходится пройти голой по городу сквозь толпу. Народ при этом получил законное право высказать королеве всё, что он о ней думает.
Скорее всего, эту сцену авторы шоу подглядели в истории. В XV–XVI веках в Англии жила некая Джейн Шор. Примечательна она была тем, что состояла в интимной связи с самим королём Эдуардом IV и целым рядом приближённых к нему дворян. В конце концов была схвачена и приговорена к церковному покаянию за распутность.
В одно из воскресений Джейн прошлась босиком и в одной ночной рубашке по улицам Лондона. Разумеется, публика не упустила возможности, чтобы повеселиться. Люди бросали в адрес Джейн самые мерзкие оскорбления и смеялись над ней.
Известны и другие похожие случаи. Иной раз процессия организовывалась без разрешения церкви — как самосуд. Женщин выдёргивали посреди ночи из кровати и протаскивали через город в сопровождении жестокой толпы.
Постер к фильму «Поцелуй меня, Кэт» / kinopoisk
Перенесёмся поближе к нашему времени и куда-нибудь подальше. Например, в США. Найдём ли мы там причуды во взаимоотношениях мужчин и женщин? Разумеется, да.
Чуть ли не до конца XX века американские мужья считали нормой пороть своих жён. Под поркой мы подразумеваем размашистые шлепки по ягодицам ладонью или ремнём. Предполагалось, что это приемлемая форма поддержания дисциплины, воспитания и соблюдения гендерных норм.
Забавнее всего, что поп-культура не только не обходила стороной факт бытового насилия, но и охотно его культивировала. Взять, например, голливудский фильм 1953 года «Поцелуй меня, Кэт». На постере картины изображён главный герой, который шлёпает женщину, которая лежит у него на коленях.
Этот образ в кино был настолько популярным, что в какое-то время превратился в троп. То есть порка женщин стала общеупотребимым сценарным ходом.
В тексте нет ни одного примера из русской культуры. Что не значит отсутствие телесных наказаний. В допетровской Руси они были и практиковались часто. О чём свидетельствуют хотя бы поговорки. «Бей жену в младости, чтобы покой был в старости» — гласит одна из них.
Главным памятником, скажем так, бытового насилия на Руси является книга «Домострой», написанная в XVI веке протопопом Сильвестром. Её текст рекомендует мужьям «вежливенько побить плёткою» жену в воспитательных целях. Но делать это мужчина должен сдержанно, без гнева и усердия.
Занятно, что отдельно в книге прописано, как и чем женщину бить нельзя. Нельзя прикладывать к ушам и лицу. Дабы не ослепить или не оглушить. Подручными средствами, деревянными или железными, пользоваться тоже нельзя — сильные увечья можно нанести. Что характерно, запреты установлены только с одной целью: чтобы баба могла продолжать работать.
Главное отличие русской культуры от европейской в этом вопросе, похоже, заключается в том, что у нас государство и церковь редко вмешивались в семейные дела. А если и вмешивались, то проблема зачастую решалась без демонстративных наказаний. С мужика за неверность — штраф, а женщин упекали в монастыри.