Как на руси появились рюриковичи
История Руси. Династия Рюриковичей
Рюриковичи были точно, а вот был ли Рюрик… Скорее всего был, но его личность до сих пор вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов.
О призвании Рюрика восточными славянами повествует «Повесть временных лет». Было это согласно «Повести» в 862 году (хотя и летоисчесление на Руси в те годы было другое, и год на самом деле был не 862). Некоторые исследователи. и это видно в частности из приведенной ниже схемы, называют Рюрика родоначальником династии, но её основание рассматривается только с его сына Игоря. Вероятно, Рюрик при жизни не успел осознать себя основателем династии, потому как был занят другими делами. А вот потомки поразмыслив, решили назвать себя династией.
Сформировалось трёх основные гипотезы относительно происхождения Рюрика.
Княжеская династия Рюриковичей с годами раздробилась на множество ветвей. Не много европейских династий могут сравнится с ней в разветленности и многочисленности потомства. Но такова была сама политика этой правящей группы, они не ставили задачу прочно сидеть в столице, наоборот — отправляли своих отпрысков во все уголки страны.
Разветвление Рюриковичей начинается в поколение князя Владимира (кто называет его как Святого, а кто — Кровавый), причем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича.
Очень кратко о некоторых из Рюриковичей
После смерти Рюрика власть перешла к Святому Олегу, который стал опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря. Вещий Олег объединил русские разрозненные княжества в одно государство. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря:
«Вот сын Рюрика — ваш князь».
Как известно, по легенде умер от укуса змеи.
Далее Игорь вырос и стал Великим князем Киевским. Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян, распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Но в итоге оказался алчным правителем, за что и был убит древлянами.
Одна из самых известных княгинь на Руси.
Святослав. Известен как один из самых видных полководцев из рода Рюриковичей, по большей части не сидевший на месте, а находившийся в боевых походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега, который попробовал претендовать на Киевский престол.
Но и Ярополк был убит, причем опять же братом — Владимиром.
Тот самый Владимир, что Русь крестил. Киевский великий князь Владимир Святославович поначалу был фанатичным язычником, ему также приписывают такие черты как мстительность и кровожадность. Брата он по крайней мере не пожалел и избавился от него, дабы занять княжеский престол в Киеве.
Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления – это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.
Изяслав — I — старший сын Ярослава, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.
Всеволод — I мог быть полезным правителем и достойным представителем Рюриковичей, но не вышло. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Мономахом.
Святополк — II — сын Изяслава-I, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобицы князей за владение городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому владеть отцовской землей», но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька.
Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами.
Ярополк, брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, «мономаховичи» потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича — «Олеговичам».
Всеволод — II. Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.
Юрий «Долгорукий». Князь суздальский с 1125г., Великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157гг., основатель Москвы. Юрий был шестым сыном князя Владимира Мономаха. После смерти отца он унаследовал Ростово-Суздальское княжество и сразу же начал укреплять границы своего удела, возводя на них крепости. Так, например, при нем возникла крепость Ксянтин, как раньше называлась современная Тверь. По его приказу были заложены города: Дубна, Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский, Звенигород, Городец. С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве от 1147 года.
Жизнь этого князя необычна и интересна. Младший сын Владимира Мономаха не мог претендовать на большее, чем удельное княжество. В удел он получил Ростовское княжество, которое при Юрии стало процветающим. Здесь возникло множество поселений. Свое прозвище «Долгорукий» неутомимый сын Мономаха получил за его амбиции, за то, что постоянно вмешивался в чужие дела и за постоянное стремление к захвату чужих земель.
Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий все время стремился расширить территорию своего княжества и часто совершал набеги на соседние земли, которыми владели его родственники. Больше всего он мечтал овладеть Киевом. В 1125 году Юрий перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль, откуда и совершал походы на юг, усилив свою дружину наемными половецкими отрядами. К Ростовскому княжеству он присоединил города Муром, Рязань, часть земель по берегам Волги.
Суздальский князь трижды занимал Киев, но ему ни разу не удавалось задержаться там надолго. Борьба за великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Трижды входил Юрий в Киев в качестве Великого князя, но только в третий раз он остался им до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не любили. Это объяснялось тем, что Юрий не раз прибегал к помощи половцев и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. Юрий Долгорукий был для киевлян «пришлым», с Севера. По свидетельству летописца, после смерти Юрия в 1157 году киевляне разграбили его богатые хоромы и перебили пришедший с ним суздальский отряд.
Андрей Боголюбский. Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. е. править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.
Александр «Невский». Великий князь новгородский (1236-1251). Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (1236-1251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в «Невской битве» (1240 год), в «Ледовом побоище» (1242 год), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.
Иоанн-II Иоаннович, князь кроткий и миролюбивый, во всем следовал советам митрополита Алексея, который пользовался большим значением в Орде. За это время значительно улучшились отношения Москвы с татарами.
Василий — II Темный. Малолетством Василия-II воспользовался Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Боярин надеялся выдать за Василия свою дочь, но обманулся в своих надеждах: Обиженный уехал он из Москвы к Юрию Дмитриевичу и оказал ему содействие в овладении великокняжеским престолом, на котором Юрий умер в 1434 году, когда же сын Юрия Василий косой вздумал наследовать отцовскую власть, то против его восстали все князья.
Василий-II взял его в плен и ослепил: Тогда Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия-II, ослепил его и занял московский престол. Скоро однако Шемяка должен был отдать престол Василию-II. Во время правления Василия-II, митрополит из греков Исидор принял флорентийскую унию (1439), за это Василий-II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты поставляются собором русских епископов. За последние годы великокняжения, внутреннее устройство великокняжества составляло предмет главных забот Василия-II.
Елена Глинская. Назначенная Василием — III правительницей государства, мать трехлетнего Иоанна Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, дерзко нападавшими на русские владения, но среди приготовления к отчаянной борьбе скоропостижно скончалась.
Иоанн — IV Грозный. Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и
грубость содействовали очерствлению его сердца.
В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к московскому государству и царство астраханское. Желание утвердиться на берегах балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье финского залива. Началась печальная эпоха «розысков», опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине.
Рюриковичи. История Династии
Рюриковичи. История правления
Рюриковичи — княжеский род, первая царская династия, правившая Русью семь с половиной веков. История нашей страны тесно переплетена с историей этой династии. Сотни выдающихся представителей рода оказали огромное влияние на все стороны жизни страны, так как среди них были не только правители, но и полководцы, писатели, общественные деятели и даже православные Святые.
Родоначальником Рюриковичей считается новгородский князь IX века Рюрик, о происхождении которого до сих пор ведутся дискуссии среди историков. В «Повести временных лет» — наиболее раннем из дошедших до нас летописных сводов, относящихся к началу XII века, есть сведения о призвании на Русь варягов для прекращения междоусобиц. Согласно летописи Русская земля была основана братьями Рюриком, Трувором и Синеусом, прибывшими из-за моря и осевшими в разных городах: Рюрик — в Ладоге, Трувор — в Изборске, Синеус — в Белом озере (Белоозере). Рюрик единолично стал править страной.
Существует легенда о том, что братья не были такими уж «чужаками». Их дедушкой называют новгородского князя Гостомысла, а матерью — дочь Гостомысла, Умилу, вышедшую замуж за варяжского князя.
Большинство ученых считают, что сюжет о призвании варягов появился в летописи только в конце XI — начале XII веков. Несмотря на это, именно он лег в основу так называемой Норманской теории — одной из исторических концепций происхождения русской государственности.
Рюрик скончался в 879 году. Его преемником стал родственник по имени Олег, которому было также поручено заботиться о сыне Рюрика, Игоре.
К концу X — началу XI веков Рюриковичи захватили власть в восточнославянских землях. Они присвоили только себе право княжить в русских городах. Представители рода защищали это право, помня об общности происхождения, называя себя «братьями», даже в конце XII века. Несмотря на это, к середине XII века Русь была разделена на несколько земель. Вместе с этим появились отдельные ветви династии Рюриковичей — Ольговичи, Мономаховичи, Всеславичи и другие.
Во время монголо-татарского нашествия некоторые Рюриковичи из правителей превратились в бояр и стали родоначальниками таких княжеских родов как Одоевские, Волконские, Долгоруковы, Оболенские, Барятинские и некоторых других.
Московские князья, из рода которых происходили первые русские цари — Иван IV Грозный и сын его Федор Иванович тоже были Рюриковичи. Они были потомками великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо.
Олегу принадлежит заслуга в налаживании отношений с Византией. Именно Олег назвал Киев «Матерью городов русских». Игорь, став киевским князем после смерти Олега, также сделал немало для Русской земли, хотя случались у него и военные неудачи. Князь Игорь погиб, собирая дань с древлян. Те посчитали, что его запросы чрезмерны. Жена Игоря отомстила за него, уничтожив город древлян Искоростень, она послала в город птиц с привязанными к их лапкам подожженным трутом.
Пока сыновья Игоря — Глеб и Святослав были маленькими, русскими землями правила их мать Ольга
Рюриковичи. Княгиня Ольга
. Повзрослев, престол занят старший сын Игоря и Ольги — Святослав, который большую часть жизни провел в военных походах и известен в русской истории, как замечательный полководец.
Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее. При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено — да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей равноапостольной княгини: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому — толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предтекущая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».
Святой равноапостольный великий князь Владимир, вознося свое благодарение Богу в день Крещения Руси, свидетельствовал от лица своих современников о святой равноапостольной Ольге знаменательными словами: «Благословити тя хотят сынове рустии, и в последний род внук твоих».
Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
После убийства своих родственников, княжить в Киеве стал сын Владимира Святополк, получивший нелестное прозвище Окаянный. Однако его вскоре сместил Ярослав Мудрый. Для того, чтобы упрочить связь с Европой, Ярослав Мудрый женился на шведской принцессе Ингигерде, а детей своих женил и выдал замуж за представителей европейских королевских династий. Его дочери стали королевами Франции и Швеции. Ярослав Мудрый действительно прославился своей мудростью, завещая своим потомкам не вести междоусобных воин.
Его сыновья Изяслав (правитель Киевский и Новгородский), Всеволод (князь Ростовский и Переяславский), Святослав (князь Черниговский и Муромский) заключали множество монарших браков, в результате чего образовалось множество ветвей княжеского рода:
Основоположников крупной княжеской ветви семьи Рюриковичей был также сын Владимира Ростислав, который не являлся претендентом на трон. Благодаря своим воинским успехам Ростислав возглавил Тьмутаракан. Его сыновья Володарь, Василько и Рюрик также прославились как умелые воины.
Ветвь Изяславичей Туровских пошла от сына Ярослава Мудрого Изяслава. Он княжил в Турове, но ему пришлось покинуть родные земли, так как в результате ожесточенной борьбы ими овладел Владимир Мономах. И только спустя много лет, Юрий, его далекий потомок, вновь возвратил себе земли своих предков.
Святославичи — сыновья Святослава не могли одолеть своих дядей Изяслава и Всеволода в борьбе за власть.
Знаменитый род Мономаховичей произошел от наследника Владимира Мономаха — Всеволода. «Собиратель земель русских» Юрий Долгорукий был из рода Мономаховичей.
Великая династия Рюриковичей отличалась своей многочисленностью. Например, у Юрия Долгорукого было 14 детей. Несомненно, это становилось большой проблемой при определении права наследования.
Рюриковичи. Закат правления
Еще к выдающимся Рюриковичам относят:
Последним царем из Династии Рюриковичей по прямой линии был сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, умерший бездетным в 1598 году. Однако правивший в 1606-1610 годах царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей.
Избрание на царствование земским собором в 1613 году Михаила Федоровича положило начало правящей династии Романовых. Эпоха Рюриковичей подошла к концу.
Русский историк Н.М. Карамзин писал: « Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием «.
Генеалогическое древо Рюриковичей
Читайте также:
Рюрик. Дискуссия о происхождении легендарного правителя
Откуда взялся родоначальник великой династии Рюриковичей и почему именно его славяне выбрали в качестве правителя?
Главным письменным источником, имеющим данные о биографии Рюрика, является «Повесть временных лет». В ней сообщается следующее:
«В 862 году представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом».
Нужда в таком приглашении заключалась в том, что в формировавшемся союзе племен шли споры о том, кто его будет возглавлять: представитель словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имевший опыт государственного управления, показался самой подходящей кандидатурой.
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»
В том же 862 году, Рюрик, собрав всех своих родственников, приехал в земли славян. В первую очередь он занялся охраной земель от набегов других варягов.
Для этого был построен город-крепость Ладога, в котором на первое время обосновался Рюрик. Младшие братья Рюрика были посланы в другие пограничные пункты: Синеуса* отправили на Белоозеро, а Трувора* – в Изборск. Но через 2 года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному.
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.
*Однако, в соответствии с гипотезой, выдвинутой Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, информация о братьях Рюрика является результатом ошибочного перевода со шведского. По данной версии: имя Синеус — это «свой род» (швед. sine hus), а Трувор – «верная дружина» (швед. thru varing).
**Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.
По летописному преданию, в роли помощников Рюрик использовал своих мужей – представителей знати. Первого послал в Полоцк, второго – в Ростов, третьего – на Белоозеро.
И в это же время в Киев отправились Аскольд и Дир.
Задачами посланцев были оборона от хазар и варягов, сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам Волхову, Вытегре, Западной Двине, Днепру и другим, а также дани с населения. Сам Рюрик переселился в район Новгорода (Рюриково городище). Сам Новгород возник позднее.
И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
Два мужа, Аскольд и Дир, отправились в путь по Днепру и в пути увидели небольшой город на горе. Им поведали, что «было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В 879 году Рюрик умер, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще мал.
Существует множество версий происхождения Рюрика, из которых основными являются Норманская и Западно-славянская. У каждой из них есть свои подверсии.
Далее мы подробно разберём каждую версию.
Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).
Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.
В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 году Рёрик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) еще раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рёрик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию — Готфриду, племяннику Рёрика, по всей видимости в связи с кончиной последнего.
Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рёрика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями.
Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам.По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.
Также с Фризией связано замечание хрониста 12 века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах 17 века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.
Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.
В сочинении исландского скальда начала 18 века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе 1018 года в Уппсале.
Один из участников схода заявил:
Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.
По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик, сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления – 850–860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна.
Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями.
У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.
Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.
И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.
Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:
Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.
Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.
Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в первой половине 19 века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Письма о Севере». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных.
В предании говорится о том, что в 8 веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй – Сиваром Победоносным, третий – Труваром Верным.
Братья решили отправиться в поисках славы на восток. После многих деяний и страшных боев братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыпленное мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей.
Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья умерли, не оставив законных наследников, а Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.
Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
В начале 18 века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племен ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V.
Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
По немецкой версии король ободритов Вит-слав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом.
Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести Временных Лет), что является возможным, но достаточно сомнительным.
Впрочем, датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик – это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.
Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона.
Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами – «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Позже автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей – соколичами, однако такой эпитет с древних времен применялся к людям благородного происхождения.
Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нем изображение скипетра и даже вил.
Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола.
Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939–941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.
Иоакимовская летопись – летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым.
Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград.
На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жен Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Игоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.
Как мы видим, версии абсолютно разные, и тут, как говорится, каждый может выбрать на свой вкус. Конечно, вначале мы говорили о варяжском происхождении первого правителя Руси, но нельзя отвергать теории, выдвинутые и другими учеными, которые наплодили великое множество гипотез. Конец!