Как на табасаранском будет брат
Как именуется родственники по табасарански?
КАК ИМЕНУЕТСЯ РОДСТВЕННИКИ ПО ТАБАСАРАНСКИ?
Давайте, начнем рассматривать вопрос: как именуются родственников по табасарански.
Начнем с родителей:
Адаш, (гага, гагай, даха, гугай – так в разных местах в табасарани называют своего отца, и эти слова взаимствование из других языков). Большинство называют своего отца родным словом – АДАШ.
Слово АДАШ можно представит и разбить на несколько слов:
1. А (безоговорочно имеющий, естный, существующий, сущий);
2. АД (слава);
3. АДА (есть таки, существующий (всю) таки);
4. АШ (каша) – это такая субстанция изготовленная из праха земли, в последствии из чего прилеплен или изготовлен первый человек на земле;
А вот слова образующие справа на лево:
5. ШАД (радость, удовлетворенность);
6. ШАДА (Один из имен Всевышнего на иврите);
И на несколько звуков:
1. А (первый звук, когда появившийся дитя на свет, который издает);
2. Д (второй звук ребенка и еще, звук издающий при ударе ногтя о живот);
3. Ш – эта, пришла а ум, что формула воды (идущего и текущего дождя МАРХЬ или шаР (воДа), ниР (Река)), потому табасаранцы называют воду ШИД – юд. ШАР – сд. и, ШАР во втором значении означает: дождевой червь. Это, может быть, связь воды и жизни. Но у меня, пока, на это указывающие ссылки или мотивы нет. Может через Д (дождь, воДа)? Или через Р – в третьем значении этого звука. Напоминаю: звук Р в 1-вом значении показывает лицо (человек), например: ккуниР (любимый (речь идет только о человеке, а не иных существах, как например в русском языке)); даккниР (не любимый); ужуР (хороший); харжуР (плохой) и т. д. Звук Р во втором значении показывает множественность, например, адшаР (отцы. Хочу здесь заметит, что АДАШ во множественном значении АДШАР состоять из двух слов АД (слава) и ШАР (вода), видимо, славой отца является, прежде всего, создание воды – это о небесном Отце. Значит, что земной, что небесный, слово АДАШ впитывает в себя вся слава в значении как творителя); дадйиР (мамы (в смысле много)), штаР (воды), хйиР (собаки или псы), гатаР (коты или кошки – учтите, в табасаранском языке нет рода).
Значит: первым АДАШОМ (родителем) первого человека на земле, по дарвинизму, был обезьянин – во как! Который научил своего дитя уму, разуму и языку. Почему-то творенное существо (человек) стал намного выше своего творца (обезьяны), которого в последствии, тварь поймал своего отца и посадил в клетку, как сейчас, дети своих родителей сдают в дома престарелых или поднимают на скалы и сбрасывают – долой обуза с плеч!
Иначе думаете? Подумайте, почему АДАШ (Отцом) мы называем своего Творца и ради чего мы стали называть своего родителя АДАШ ом, сохраняя образ первого Родителя…
Вот как язык помогает найти истоки человечества и его первого орудия – слова, языка.
Дада – по южному диалекту (юд.), дадай – по северному диалекту (сд.) – мама.
ДАДА, ДАДАЙ производное от слово АДАШ.
Здесь, даже не стоит разобраться по словам и звукам, но мы сделаем это, и обнаружим кое что удивительное. Сначала давайте рассмотрим звуки:
1. Д (с этим разобрались выше, и стоит добавить: Д (дающее), не зря один и тот же звук повторяется дважды);
2. А (с этим звуком тоже разобрались, но стоит отмечать повторность и этого звука).
3. Й (этот звук выполняет две функции: 1. утвердительную, например: адай (имеется ведь, имеется же); 2. повелительную: адаай (выводите, выгоняйте)).
А теперь ДАДА, ДАДАЙ поделим на слова:
1. Дад (вкус) – обратите внимание на это слово;
2. АД (слава);
3. АДА (есть таки, существующая (всю) таки);
4. АДАЙ (имеется ведь).
5. АЙ (возглас при боли).
Здесь слова образующие справа на лево – одинаковы с тем что уже мы рассмотрели:
А; АД; АДА; ДАД, кроме ЙАДА.
А слово ЙАДА (это означает: взывание к матери. Сейчас пишется так: ЯДА – северный диалект. А в южном диалекте это слово употребляется в качестве 1. возгласа, типа: что же ты! ЯДА (А – протяжно); 2. в качестве неопределенного обращения, типа: ну уж. Например: Яда ляхнар ч1ур духьнайиз (ЯДА дела испорчены у меня)).
Пожалуйста, Ваши выводы…
Отец (-цы), матери и дети может быт:
гъахир, гъахидар – юд. къахур, къахурар – сд. (родной, родные);
дархир, дархидар – юд. дархур, дархурар – сд.(не родной, не родные),
когда один из родителей не имеет отношение к рождению данного ребенка.
Родственники со стороны мужа (Жилирин пат’ан вуйи багахьлуйир – юж. диалект; жилурдин терефнуан вуйи багахьлуяр – сев. диалект):
Жилирин адаш – сижар аба – по южному диалекту (юд.); Жилурдин адаш – сижжар ава – по северному диалекту (сд.) (Отец мужа – свекор).
Жилирин дада – сижар баб – юд. Жилурдин дадай – сижжар бав – сд. (Мать мужа – свекровь).
Жилирин гъардаш ИЛИ чве – юд. Жилурдин къардаш, ИЛИ чви – сд. (Брат мужа).
Жилирин чи – юд. Жилурдин чи – сд. (Сестра мужа).
Жилирин гъардшин ИЛИ чвуччвун хпир – швушв – юд. Жилурдин къардишин ИЛИ чв’ччвин шив – сусу – сд. (Жена брата мужа – невестка).
Родственники со стороны жены (Хпирин пат’ан вуйидар – юд. Ш’ван терефнуан вуюрар – сд.):
Хпирин адаш – сижар аба – юд. Ш’ван адаш – сижжар ава –сд. (Отец жены – тесть).
Хпирин дада – сижар баб – юд.Ш’ван дадай – сижжар бав – сд (Мать жены – теща).
Хпирин гъардаш ИЛИ чве – сижар ага – юд. Ш’ван къардаш, ИЛИ чви – сижжар ага – сд. (Брат жены).
Хпирин чи – сижар дада – юд. Ш’ван чи – сижжар дада – сд. (Сестра жены).
Хпирин чуччун жилир – юд. Ш’ван ч’ччин жилур – сд. (Муж сестры жены).
Кем жена приходится родственникам мужа (Жилирин багахьлуйириз хпир фуж шулаш – юд. Жилурдин багахьлуярис чан шив фужу шулдуш – сд.):
Жилирин адашиз – швушв – юд. Жилурдин адашдис – сусу – сд. (Отцу мужа – невестка).
Жилирин дадайиз – швушв – юд. Жилурдин дадис – сусу – сд. (Матери мужа – невестка).
Жилирин гъардшиз ИЛИ чвуччвуз – швушв – юд. Жилурдин къардишис ИЛИ чв’ччвис – сусу – сд. (Брату мужа – невестка).
Жилирин чуччуз – швушв – юд. Жилурдин ч’ччис –сусу – сд. (Сестре мужа – невестка).
Жилирин гъардшин ИЛИ чвуччвун хпириз – швушв – юд. Жилурдин къардишин ИЛИ чв’ччвин ш’вас – сусу – сд. (Жене брата мужа – невестка).
Кем приходится муж родственникам жены (Хпирин багахьлуйириз чан жилир фуж шулаш – юд. Ш’ван багахьлуярис чан жилур фужу шулдуш – сд):
Кем родственники жены и мужа приходятся друг другу (Жилиринна хпирин багахьлуйир чиб-чпиз фужар шулаш – юд. Жилурдинна чан ш’ван багахьлуяр чав-ч’вис фужар шулдуш:
Жилиринна хпирин абйир-бабар ва дурарин багахьлуйир чиб-чпиз гъавум-гъардшар шула – юд. Жилурдинна чан ш’ван ав’яр-бавар ва дукьарин багахьлуяр чав-ч’вис къавум-къардушар шулду – сд. (Сват и сватья – родители мужа и жены и их родственники по отношению друг к другу).
Чйирин жилар – пажнахар – юд. Ч’ярин жилар – пажжунухар – сд. (Женатые на двух сестрах – свояки).
Чвйирин шубар духнайидар – ч1уру пажнахар – юд. Чв’ярин шивар духнаюрар – ч1ири пажжунухар – юд. (Женатые на дочерей братьев – дикие свояки).
Чвйирин хпар – хванар – юд. Чв’ярин хвар – ханар – сд. (Жены двух братьев – невестки).
Чуччун биц1идарна жвуван веледарин биц1идар худул, худлар шула – юд. Ч’ччин биц1урарна (бякьиярна) жвуван биц1урарин (бякьиярин) биц1урар (бякьияр) хттул, хттулар шулду –сд. (сын/дочь сестры или дети своих детей – племянник/племянница).
Аба, баб – юд. Ава, бав –сд. – (Родители родителей мужа или жены).
Гудул, гудлар – дети детей во втором поколении.
Ц1удул, ц1удлар – дети детей в третьем поколении.
Бай, риш (сын, дочь) – свои дети.
Биц1инур чвуччвун биц1идариз аьхюну чвуччвун хпир Аьдада шула (Детям младшего брата, твоя жена является второй (запасной) матерью и называют ее иногда АЬДАДА).
БАЖЖИ – так (уменьшительно-ласкательно) называют тебя дети соседей (если ты женского рода), или старшую сестру, или твои дети жену брата, или жену старшего брата жена младшего брата, или старше себя женщин своего села, но при этом нужно сначала произносит имя с добавлением бажжи, например: Надя-бажжи, Алиса-бажжи, Сара-бажжи…
ИМИ – так (уменьшительно-ласкательно) называют тебя (если ты мужского рода) дети твоего брата, или старше себя мужчин своего села, но при этом нужно сначала произносит имя с добавлением ими, например: Филип-ими, Сергей-ими, Иосиф-ими, Рашид-ими…
ХАЛА – так (уменьшительно-ласкательно) называют тебя (если ты женского рода) дети твоей сестры: Надя-хала, Сара-хала. ; и старше себя женщин не сельчанок: Хала. ХАЛА наводит на мысль, что, она в доме (в смысле, что она не бездомная). Так как при разбивании ХАЛА на более мелкие смысловые единицы, то получается: дом имеется
ХАЛУ – так (уменшительно-ласкательно) называют тебя (если ты мужского рода) дети твоей сестры: Сергей-халу, Рашид-халу. ; и старше себя мужчин не сельчан: Халу. Халу наводит на мысль, что, он ХАЛУ есть дом для ХАЛА (в смысле: он является домом для нее). Так как при разбивании ХАЛУ на смысловые единицы, вытекает: домом является.
Табасаранский Народный Сайт
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Разговорник на табасаранском языке
Аьхюр\Старейшина |
Зарегистрирован: 17-08, 01:18
Сообщения: 120
Откуда: فيلايات تاباساران Vilayat Tabasaran
азер.-Табасаран-урсарин Ухьу «Сагъ ишриву» «БаркАллагь) кlуб алабхъура, (узу гьаци кlурза). |
Аьхюр\Старейшина |
Зарегистрирован: 08-01, 04:46
Сообщения: 238
Откуда: Табасаран
Гость\Хялижв |
Зарегистрирован: 24-02, 21:05
Сообщения: 20
Регьбер\Админ |
Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Ичу чуркулари ва хиргъанари к1уди шулдуча чви чвис(чпи чпиз) Ужувлар ибшривус. авадан — изобильный, плодородный, благополучный; |
Аьхюр\Старейшина |
Зарегистрирован: 17-08, 01:18
Сообщения: 120
Откуда: فيلايات تاباساران Vilayat Tabasaran
«баркаллагь» кlуру гаф «беркет ибшривуз Аллагьдикан» кlуру. Гьадиз кlуз гундиязки, «сагъ» гъаьджрарин дар. Хъа «авадан ибшривуз» думу ччара тема ву |
Регьбер\Админ |
Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Аьхюр\Старейшина |
Зарегистрирован: 17-08, 01:18
Сообщения: 120
Откуда: فيلايات تاباساران Vilayat Tabasaran
Зарегистрирован: 02-08, 20:24
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02-08, 20:24
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 02-08, 20:24
Сообщения: 11
Регьбер\Админ |
Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Приезжай поскорее я соскучилась. Гъача чикири (ухдиси) изус тIагъру хьнайяс. |
Регьбер\Админ |
Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Забуду я тебя, а ты забудь меня, так будет лучше для нас двоих. К1алан гьархизуву иву, хъа иву гьарх изу, дици иджири хьиди кьявидарис. |
Зарегистрирован: 02-08, 20:24
Сообщения: 11
Аьхюр\Старейшина |
Зарегистрирован: 07-02, 09:33
Сообщения: 205
Откуда: Dzhul’dzhag
Регьбер\Админ |
Зарегистрирован: 08-01, 11:58
Сообщения: 836
Откуда: Европа
Совершенно верно брат. Часовой пояс: UTC + 3 часа Кто сейчас на конференцииСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 Не все табасаране являются табасаранамиНЕ ВСЕ ТАБАСАРАНЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТАБАСАРАНАМИ Как мы знаем из нашей истории, табасаране произошли от израильтян, т.е. предками табасаран являются Абрахам и Сара. Почему так? Потому что, кроме этого государства, все остальные царства поклонялись выдуманным и сделанным богам. А Табасаран поклонялся только настоящему, только им Себя открывшемуся Богу. Язычники-арабы удивлялись стойкости и могуществу этого народа и когда они ничего не могли с ними делать, они приходили в ярость. И такое воздействие, основанное на гордости и жадности, начала давать свои плоды. Таким образом, силы Табасарана начали ослабевать. Они изменили Писание и написали: пусть все обещанные блага будут бедным, а то что собираем от них (пожертвования, садака) – будет нашим. Наконец, арабы и персы посмотрели на ими внесённый хаос и идолопоклонство в табасаран, обрадовались. И, напав, захватили с потрохами. Ко времени Николая, царя России, количество табасаран уменьшилось с 2-3 миллионов, до 10-15 тысяч человек. Когда пришла помощь из России, поддерживать своих братьев и сестёр табасаран, их количество с 10-15 тысяч постепенно началось расти, что сейчас перешагнуло стотысячный рубеж. Почему же религия так ненавистно уничтожала табасаран? Хоть столько над ними издевались и уничтожались, табасаране никогда не поклонялись арабами созданному религию, как альтернативу Торе. Они из Сирии и, таким подобным из других стран, в табсаран привели 40 тысяч языческих арабских семей. И они начали обучат, не покоряющихся табасаран своему «делу». Так образовывались вокруг каждого селения места, где уничтожались людей, таких как, Гюни-раццар (гумно, где не давали пощады), Кьаркьулиин ифдин даграр (кровавые озёра на горе Каркул), Баярин накьваригъишвар (места захоронений сыновей), биц1ир-кьабир-дишагьлийирин гадар гъап1ушвар (места где молотили детей, женщин и стариков)… Таких мест по всей табасарани множество-множество, но религиозники о них умалчивают и стараются побыстрей их стирать из памяти табасаран, даже не оставляя свидетельствующие немые свидетели (камни, деревья, холмы, ямы, наскальные рисунки, могилы и т. д.) на местах, где остались об этих событиях, хоть какой бы то не было, следы. Во времена Советского союза, религиозники чуть побаивались проводит «очистку» свидетельств, и когда они разграбили СССР, уже без боязни занялись своей «работой». Сейчас тенденция такая пошла: сращивания религии и власти, создавая мощную силу, искажают истинность, вложенное у умы людей Всевышним, по-пытаясь, проникнутся в геном человека, путём изменения кода ДНК. Принимая их действия правильными, во многих семьях произошли расколы и братоубийственные столкновение. До сир пор во всех табасаранских сёлах сохранились тухумы такие как: маллйирин (мулловские, наместники, смотрящие на местах религиозники, которых поставили ещё тогда арабы), кавхйирин (те же надзиратели, но только выше рангом), шихкъарин (по ступеньки иерархии ещё выше находящиеся надзиратели), имамарин (ещё выше «летающие» надзиратели над нищими), эфендйирин (богачи, хитрыми заходами, пожирающие народ), кьазйирин (религиозные судьи, в чьих руках карательные меры в пользу вышеперечисленных). Таким образом, сегодня табасаране делятся на две категории: Главой арабо-табасаран является вымышленный арабский аллах, которому они покланяются, а еврео-табасаран – Рабби, Которому они поклоняются. Если спросите, какими признаками можно отличит эти две категории табасаран, то можно сказать так: 1. главный признак и отличительная черта арабо-табасаран является – не трудясь зарабатывать богатство, есть и развлекаться. Из вышеизложенного напрашивается вывод: В наши дни арабо-табасаране себя называют мусульманами. И из них некоторые придерживаются, временами, канонам ислама. А остальные не знают, что такое ислам. Они вслепую ходят за лидерами, показывая свою гордость и положение в обществе. Не бойтесь! Потому что правда и истина за вами! Не отрекайтесь от вашего Господа Рабби, Который вывел ваших отцов из египетского плена. Поэтому-то и говорят, что евреи и табасаране от – родного брата, а арабы и остальные народы от – не родного. Вот вам история мира с древнейших времён, до сегодняшнего времени вкратце, на базе народа ТАБАСАРАН.
|