Как наблюдательность помогает человеку в жизни
Наблюдательность: почему она важна?
Иван Антонович пододвинул вазу с яблоками к ученикам: «Угощайтесь, ребята! Я хочу, чтобы каждый из вас, взяв яблоко, нашел в этом фрукте какую-то важную мысль для себя». Мальчишки задумались. Они любили приходить в гости к своему учителю и слушать его интересные рассказы из жизни. И теперь Иван Антонович предложил им самим, проявив наблюдательность, рассказать свою историю.
Шли годы, мальчишки выросли, у них появились свои дети, но и теперь они с уважением вспоминают своего учителя, который привил им пытливость ума и умение замечать незаметные вещи.
Что такое наблюдательность?
Задумывались ли вы над вопросом, для чего людям нужно такое качество как наблюдательность? Чем будет отличаться жизнь внимательного человека от жизни невнимательного? Почему мы должны заботиться о том, чтобы привить своим детям наблюдательность и проницательность?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь разобраться, что же такое наблюдательность. Словарь Ожегова дает такое объяснение этому понятию:
«Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать». Синонимы этого слова смогут больше раскрыть его суть: зоркий, недремлющий, проницательный.
Для одного человека все встречи, события, ошибки, радости – всего лишь вспыхивающие на краткий миг этапы жизни, которые сегодня есть, а завтра о них уже никто не вспоминает. Для другого же каждый день полон уроков и интересных заметок, такой человек делает выводы из всего, что случается в его жизни и старается глубоко осмыслить все происходящее.
Марине семь лет. Она подвижная и веселая девочка. У нее вспыльчивый характер, из-за чего ей сложно проявлять постоянство в дружбе. Она не замечает, как обижает других детей, поэтому всегда удивляется, когда они отказываются принимать ее в игру. На обычные для ее возраста вопросы: «Когда у тебя день рождения?», «В каком городе ты живешь?» она обычно не отвечает, а мама разводит руками, утверждая, что дочь должна знать, но, вероятно, забыла.
Кто-то будет вполне согласен с таким подходом, кто-то воздержится от комментариев, пока не увидит плода подобного воспитания. Великие открытия, творчество, наука и техника – все это сферы, где действовали и действуют мыслящие люди, способные заметить, проанализировать, сделать вывод.
Причем, образование здесь играет далеко не первостепенную роль, т.к., например, всем известные пословицы и поговорки были составлены в основном людьми из простого, малограмотного народа, умеющими тонко чувствовать жизнь, замечающими окружающие мелочи. Нужны ли подобные качества нашим детям?
Всем нам известно, что в детстве у человека закладывается основа его личности. Если мы не воспользуемся возможностью вложить в ребенка привычку быть внимательным и наблюдательным, это скажется на всех сферах его жизни.
Общение
Во-первых, это проявится в сфере общения. Чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, человеку необходимо быть внимательным к себе и к близким.
На шестом дне рождения Кристины были пятеро ее лучших друзей. Спустя два дня девочка встретила Максима, одного из своих приятелей, во дворе. У детей зашел разговор о прошедшем празднике. Максим спросил у Кристины, понравился ли ей его подарок. На вопрос девочка ответила вопросом: «А ты был на моем дне рождения?»
Подобные казусы могут случиться с каждым из наших детей, однако, как мы на это будем реагировать: посмеемся и забудем, или примем к сведению, что ребенок не заметил на своем празднике лучших друзей, и будем в дальнейшем работать над развитием его внимания?
С малых лет важно привить ребенку уважительное отношение к другим людям, помочь ему увидеть свои неправильные действия, которые обижают окружающих, и подсказать, как исправить ситуацию.
Развитые внимание и чуткость помогут ребенку вовремя попросить прощения, почувствовать настроение близкого человека, понять, как и с кем ему стоит общаться. В дальнейшем проницательность сослужит хорошую службу при выборе друзей, позволит избежать нежелательных отношений.
Учеба
Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей. Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.
Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.
Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.
Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.
Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.
Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.
Работа
Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.
Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.
Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.
Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.
Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.
Семья
Наблюдательность и внимание проявятся в выборе супруга и в дальнейшей семейной жизни. Мало того, что мы, родители, можем указать своим чадам на те или иные отрицательные стороны их избранника еще до того, как они решат пожениться. Мы всего не увидим, а поэтому важно научить ребенка самому быть проницательным и замечать те моменты, которые недопустимы в семейной жизни, а также уметь правильно вести себя со своим партнером.
Девятнадцатилетняя Вероника познакомилась с Олегом на дне рождения подруги. Молодые люди сразу понравились друг другу. Олег очень трепетно относился к девушке, старался во всем ей угодить.
Веронике нравилось такое поведение молодого человека, однако о том, что она и сама должна вложить свою лепту в развитие их отношений, она не думала. Ей казалось, что она должна делать только то, что нравится ей. Если Олег звал ее прогуляться и пообщаться в то время, когда ей хотелось просто посидеть у телевизора, она отвечала: «Не хочу». Она считала, что не должна проявлять никакого внимания к молодому человеку, т.к. это ниже ее женского достоинства. Никто не подсказал девушке, что в построении правильных отношений каждый должен, прежде всего, думать, как угодить не себе, а партнеру.
Попытавши счастья, разочарованный Олег отступился. Вероника долго ждала его звонков и недоумевала, что не устроило парня в отношениях с ней. И только позднее она поняла, что сделала большую ошибку и своими руками разорвала дружбу с хорошим человеком.
В семейной жизни умение наблюдать скажется в отношениях со второй половинкой, с родителями обеих сторон, с детьми, с семьями друзей. Чтобы вовремя разрядить обстановку, попросить прощения, найти слова утешения, человек должен чувствовать других людей, понимать, что важно им в данный момент.
Воспитывая детей, внимательные родители смогут легче находить путь к сердцу ребенка, сумеют обойтись без лишних криков и наказаний. Проницательность поможет сохранить общение с чадом на близком уровне, стать другом ребенку, и, конечно же, научить малыша наблюдательности с ранних лет.
Что такое наблюдательность и как ее развивать?
Зачем развивать наблюдательность?
Людмила Регуш доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?
Наблюдательность — это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Наблюдательность прежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а также условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:
Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.
Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.
Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.
Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.
Н. В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.
Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт. Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?
Третья предпосылка развития наблюдательности — связь наблюдательности и прогнозирования. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:
Поэтому чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый наблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является. «Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» — спрашивают обманутую пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет».
В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.
Таким образом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Как развить наблюдательность: 9 простых упражнений
Наблюдение и наблюдательность
Наблюдательность — способность видеть характерные особенности людей, предметов, явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Мы можем годами ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. Если, конечно, это не отремонтированный тротуар: отсутствие ям сложно не заметить, особенно если носишь каблуки.
Чаще всего наблюдательность проявляется на отдыхе, когда мы никуда не спешим и с любопытством рассматриваем памятники архитектуры, людей, чужой уклад жизни, а особенно понравившиеся детали запечатлеваем в памяти. В обыденной жизни наше внимание притупляется, рассеивается, мы смотрим, но не видим.
А ведь наблюдение — важная часть познавательного процесса. Значение имеет не наблюдение само по себе, а умозаключение, которое за ним следует и из него выводится. Простейший пример: «В последнее время ты постоянно щуришься. Возможно, у тебя упало зрение».
Наблюдательность — ценное качество. Она дает нам возможность замечать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от наших глаз, а значит, лучше понимать происходящее. С ее помощью мы можем быстрее узнать другого человека и понять, чего стоит и не стоит ожидать от него в будущем.
Наблюдательностью отличаются художники, писатели, ученые, а есть профессии, в которых без нее просто никуда. Например, детектив.
Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность — его вторая натура.
Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и интуиция позволяли ему быстро находить преступников.
Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист» сыграл актер Саймон Бейкер, также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем было совершено преступление. К его неоценимым услугам прибегало Калифорнийское бюро расследований.
Следить за ходом мысли детективов и сыщиков — немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью». Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!
Как стать Шерлоком Холмсом?
Начать лучше с самых простых упражнений, развивающих зрительную память: человек с плохой зрительной памятью, как правило, не отличается наблюдательностью.
Американский психолог Джон Аткинсон предложил некоторые упражнения, развивающие наблюдательность.
1. Рассматриваем предметы и запоминаем, как они выглядят
Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство людей смотрит, но не замечает.
Проверим это: возьмем какой-нибудь предмет — книгу, вазу, игрушку, цветок, внимательно посмотрим на него несколько секунд, запечатлевая в памяти, закроем глаза и попытаемся описать максимально точно. Затем откроем глаза и проверим, насколько наше описание соответствует действительности.
Снова закрываем глаза и представляем этот же предмет с уже уточненными подробностями. И снова себя проверяем. Делаем так до тех пор, пока не останется незамеченных деталей.
2. Отражаем мысленные образы на бумаге
Опять берем какой-нибудь не слишком простой предмет, рассматриваем его, убираем и мысленный образ переносим на бумагу. Не обязательно иметь художественные способности, ведь главное здесь — вспомнить и отразить все детали, характеризующие данный предмет. Когда нам покажется, что мы уже справились с заданием, можно еще раз окинуть предмет взглядом, убрать его и дорисовать недостающие детали. Получившийся в результате наших стараний рисунок должен полностью соответствовать выбранному предмету.
3. От деталей к общему
Если в первых двух упражнениях мы сначала рассматривали предмет в целом, а затем переходили к деталям, то сейчас начнем с деталей.
Многие ли из нас легко запоминают лица новых знакомых? Вряд ли. Если нас попросят, мы не сможем составить фоторобот даже хорошо знакомого нам человека. Мы помним его лицо в целом, но не замечаем, какие у него нос, уши, губы, брови, нос, овал лица и даже цвет глаз, если, конечно, они не каких-то выдающихся размеров, из-за чего на них нельзя не обратить внимание.
Приучаем себя смотреть на людей более внимательно, замечая малейшие подробности их наружности. (Конечно, чтобы не вызвать недоуменных взглядов, это нужно делать незаметно. Удобнее всего рассматривать людей в очереди, кафе, транспорте. Можно наблюдать не только за их внешностью, но и за мимикой, жестами, позами и на основе их поведения пытаться разгадать характер, настроение.) И вскоре мы уже будем замечать и запоминать чужие «приметы» машинально.
Для закрепления результата мысленный портрет человека перенесем на бумагу.
4. Описываем несколько предметов
Попросим кого-нибудь положить на стол до десяти предметов и накрыть их платком. Убираем платок, 10 секунд рассматриваем предметы и снова накрываем. Затем подробно описываем их на бумаге и сверяем с лежащими на столе. По мере развития зрительной памяти количество предметов нужно увеличивать.
Таким же образом можно рассматривать витрины, тем более что ничья помощь по подбору предметов тут не потребуется.
5. Читаем по-новому
Охватываем взглядом сначала несколько слов, затем строчку, несколько строчек, абзац, при этом вникая в смысл прочитанного. Таким навыком уже обладают некоторые люди, привыкшие быстро просматривать почту, газеты и журналы.
6. Описываем обстановку
Обстановка комнат в нашей квартире или доме нам уже столь хорошо знакома, что мы легко передвигаемся по ним даже с закрытыми глазами. Поэтому мысленно «сфотографируем», к примеру, рабочий кабинет, запишем увиденное и сверим с тем, что мы имеем в действительности.
Вполне вероятно, что мы не ответим даже на элементарные вопросы, касающиеся интерьера. И, возможно, не скажем точно, что из себя представляет стул, на котором мы сидим вот уже несколько лет.
7. Смотрим телевизор с выключенным звуком
При отсутствии звука мы будем более внимательно смотреть на экран, стараясь по действиям героев понять суть происходящего. По движениям их губ, мимике, жестам мы постепенно научимся понимать смысл сказанного. Таким образом будет развиваться наша наблюдательность.
8. Воспользуемся советом от замечательного наблюдателя — писателя К. Паустовского
«Хороший глаз — дело наживное, — говорил он. — Попробуйте месяц-два смотреть на все с мыслью, что вам это нужно обязательно написать красками. …Через 2-3 дня вы убедитесь, что до этого не видели … и сотой доли того, что заметили теперь. Через 2 месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
9. Находим в Интернете тесты на наблюдательность
И проверяем, каких результатов мы достигли за время тренировок.
Кстати, в Интернете можно найти и онлайн-тренажер для развития памяти и внимания Wikium. Сначала нужно пройти тестирование существующего уровня наблюдательности, а затем в соответствии с ним предлагается определенная программа тренировок.
© Тимошенко Елена, TimesNet.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Эффект наблюдателя: квантовая физика и сознание человека
Здравия всем, друзья.
Я в своих практиках и тренингах много говорю о Наблюдателе, более того, этот персонаж является основным принципом всех записей. Много раз дал его характеристику и местонахождения, но было бы глупо утверждать, что данные характеристики исчерпывают этот принцип Сущего. Наблюдатель неисчерпаем ни в чем, ибо является тем, кто стоит выше Абсолюта, точнее – это его активная часть, но и пассивная.
Если Абсолют никак не обусловлен, то Наблюдатель при состоянии потенциала, создает, творит и сам живет в своих Творениях (смотрите «Квантовый парадокс»).
Каким образом и как активировать этот неисчерпаемый источник и направлены все мои тренинги и статьи.
Дело в том, что есть много методов пробуждения Наблюдателя в человеке, я же даю самые простые, доступные, безболезненные для человека. Важно только одно – наличие воображения и представления, но и к развитию этих уникальных космических энергий ведет метод наблюдения за своими мыслями, а далее состояниями и переживаниями души, то есть человек выступает от имени Наблюдателя и все полевые формы жизни его боятся, ибо сам по себе процесс наблюдения ведет их к смерти – полевая система жизни (та же мысль, переживание) архивируются в элентальную частицу, что является смертью для «волны».
Но где же еще он находится, каким образом его можно разбудить и начать действовать? Разберем на примерах мужчины и женщины.
Принцип человека, энергетическое строение мужчины и женщины
Как работает принцип «Наблюдателя»
Принцип человека — встреча Рассвет-Заря
Общие понятия
Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали – это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой – это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.
Что такое внимательность и внимание?
В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер – это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.
Что такое наблюдательность
В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали – навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.
Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно
Одним из основных процессов познания является восприятие. С его помощью человек знакомится с окружающей действительностью, создает собственную картину мира, и именно оно формирует такое качество как наблюдательность. Развитые восприятие и наблюдательность помогают достичь успехов в учебе, позволяют более эффективно выполнять любую работу и достигать профессионализма в любой области. Сегодня мы рассмотрим, что кроется за этими понятиями, и узнаем, как сделать восприятие более совершенным и развить наблюдательность.
О восприятии и наблюдательности
Восприятие – это познавательный процесс отражения в психике предметов и явлений, формирования на их основе целостной картины мира. Другими словами это то, благодаря чему мы можем контактировать с окружающим миром: мы видим картины природы, слышим собственный голос и голоса других людей, ощущаем предметы, чувствуем запахи, т.е. воспринимаем все это. Получается, что восприятие – это совокупность всех данных, получаемых органами чувств. Однако не все так просто.
Данный процесс не сводится только к обобщению различных ощущений. Иначе все люди видели бы мир одинаково. При восприятии подключается также обработка получаемых от органов чувств данных на основе мышления и памяти о прошлом опыте человека. В результате этого получается совершенно субъективная картина, которая может сильно отличаться от реальности. Чтобы минимизировать различие и сделать восприятие более объективным, его необходимо развивать.
Восприятие также является основой наблюдательности. Это психическое свойство, качество, являющееся результатом познавательного процесса и таких операций мышления, как анализ и сравнение. Благодаря наблюдательности мы можем находить сходства и различия между объектами, различать очень похожие объекты между собой и подмечать всевозможные детали. Все это существенно помогает нам в жизни.
Если у школьника плохо развиты восприятие и наблюдательность, то это может приводить к затруднению усвоения школьного материала, трудностям в выполнении учебной, а затем и профессиональной деятельности. Чтобы этого избежать, необходимо развивать и тренировать эти аспекты познания, для чего существует множество упражнений.
Мотивация на выполнение упражнений
Чтобы упражнения на развитие восприятия и наблюдательности имели хороший эффект, необходимо, чтобы ребенок захотел их выполнять и делал это ответственно. Для этого можно:
Пишем картины
Дайте установку ребенку смотреть на все окружающее так, будто это необходимо запомнить, чтобы позже изобразить на картине. Просите подмечать малейшие детали, чтобы полнее отразить их в рисунке. При этом школьнику совсем не обязательно рисовать: сама принятая установка будет заставлять его включать восприятие на полную мощность и тренировать наблюдательность.
Найди различия
Всем известны детские задания на поиск различий между двумя картинками, которые направлены как раз на развитие наблюдательности. Чем сложнее изображение, тем лучше тренируется это качество. Брать картинки можно из детских книжек, в интернете или создавать самостоятельно (для тех, кто умеют работать с графическими программами).
Запись увиденного
Попросите ребенка просто описывать то, что он видит перед собой. Это может быть вид из окна комнаты, картины, наблюдаемые во время поездки, обстановка в доме или в школе, происходящее в парке и т.д. Очень важно делать записи как можно детальнее и подробнее. Например, написать не «прошел человек», а «прошел мужчина с русыми волосами, высокого роста в длинном пальто».
Можно превратить упражнение в увлекательную игру. Родитель и ребенок должны описать наблюдения за каким-либо событием (например, что происходит во дворе дома в течение пяти минут). Запись ведется каждым индивидуально и молча. Кто более детально и понятно опишет происходящее, того и нужно считать победителем.
P.S. Если Вы специалист по части наблюдений, то сделайте ребенку небольшую поблажку, чтобы он стремился к совершенствованию своего навыка, но не потерял интереса к игре, постоянно проигрывая.
Узнай предмет по его части
Для этого упражнения необходимо найти несколько изображений различных предметов. Лучше всего, если картинки будут достаточно большого размера (формат А4). Далее они разрезаются на части так, чтобы по каждой из них можно было догадаться, что это. Школьнику предъявляются части изображений (например, носик чайника), а он должен сказать, что же это за предмет. За каждый правильный ответ можно начислять баллы, потом обменивая их на какой-нибудь приз, или поощрять любым другим образом (правильный ответ – похвала или конфетка).
Угадать по деталям
Для этого упражнения понадобится как минимум два человека. Ребенку дается задание рассмотреть изображения предмета во всех подробностях, запомнить как можно больше деталей. Затем он рассказывает об этих деталях другому человеку так, чтобы тот смог догадаться, что же это за предмет. Например, школьник рассматривал изображение парка. В своем рассказе он может отразить следующие детали: там есть скамейки (3 штуки), есть фонари, есть дорожка (тропинка), все в зеленом цвете (если парк летний) или все в желто-красных цветах (про парк осенью) и т.д. Если ребенок рассказывает слишком мало деталей, необходимо задавать ему наводящие вопросы: «Есть ли там деревья?», «А каких цветов там больше?» и т.д.
Для учеников более старшего возраста необходимо использовать изображения посложнее. Например, это могут быть репродукции известных картин. Главным условием здесь будет являться то, что угадывающий человек знаком с данными картинами.
Группировка предметов по их признаку
Задание: в течение 10 минут ребенку необходимо вспомнить и написать как можно больше различных предметов по определенному признаку. Например, на букву «М», красного цвета, квадратной формы, сделанных из дерева и т.д. Необходимо выбрать несколько признаков, от 5 до 10-12.
Можно провести упражнение в виде соревнования между детьми или между ребенком и родителем. В этом случае за самый длинный список предметов участнику начисляется балл. Победит тот, кто сможет набрать большее количество баллов.
Пример списка – профессии на П. Источник фото
Распределение по категориям
Это задание для школьников более старшего возраста. Задача: распределить объекты или явления по различным категориям. В качестве категорий можно использовать типы темперамента, особенности телосложения и т.д.
Пример: ребенку вкратце рассказывается о типах темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), отмечаются основные особенности каждого из них (холерик – эмоциональный, «взрывной», активный; флегматик – спокойный, безэмоциональный, медлительный; сангвиник – веселый, жизнерадостный, активный, быстрый; меланхолик – эмоциональный, ранимый, медлительный). Далее ему предлагается отнести своих знакомых к какому-то типу темперамента и объяснить, почему он так считает. В качестве доказательства могут выступать особенности поведения этого человека, ситуации-иллюстрации.
Наблюдение с разными целями
То, что мы воспринимаем и запоминаем, во многом зависит от цели, которая перед нами стоит. Например, желая запомнить позу и внешний вид людей, человек вряд ли будет прислушиваться к их разговору и детально запоминать его, и наоборот, имея цель очень хорошо запомнить разговор, вряд ли он будет особо присматриваться к внешнему виду людей, их одежде, прическе и т.д. Чтобы развить разные стороны наблюдательности, необходимо давать ребенку задание воспринимать различные стороны объектов или явлений. Сначала он наблюдает за позами двух людей (на видео или в фильме), а потом рассказывает о них, затем воспринимает разговор этих людей (тот же самый фрагмент видео), далее – обращает внимание на внешность и т.п. В конце школьнику необходимо отобразить сцену целиком, рассказав обо всех подробностях.
Запоминание лиц
Для упражнения необходимо подобрать несколько фотографий лиц различных людей, которые ребенку не знакомы. Далее ему дается задание внимательно рассмотреть все лица на фото и запомнить их. После этого ученик должен рассказать, какие признаки и детали внешности он выделял для запоминания того или иного человека.
Повторение действий
Покажите ребенку любое действие, которым хорошо владеете, и которого он еще выполнять не умеет. Это может быть сбор кубика Рубика, вязание/вышивание, резьба по дереву, сбор фигурок оригами и т.д. Перед учеником ставится задача наблюдать за действиями родителя с целью дальнейшего их воспроизведения. Такая установка, особенно если деятельность интересна школьнику, заставит его сосредоточиться на детальном восприятии процесса.
Восприятие и наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на их тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова 12 июня 2015
Зачем развивать наблюдательность?
Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:
На сегодняшний день наблюдательность – это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе – это и есть задача современного общества.
наблюдательный
наблюдательный // наблюдательский
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ 1. Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать; выражающий наблюдательность. Синоним: приметливый (разг.). 2. только полн. ф. Служащий для наблюдения за кем-чем-либо, а также (спец.) осуществляющий наблюдение. Синоним: обсервационный (спец.).
Наблюдательн|ый: 1)
• Я не буду в состоянии приходить в её дом, чтоб чувствовать вновь на себе наблюдательный и недружелюбный взгляд её мамы. Н.Морозов. Повести моей жизни. Капитан Мещерский и его разведчики оборудовали наблюдательный пункт в сосновом лесу. Э. Казакевич. Весна на Одере.
НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЙ Относящийся к наблюдателю, принадлежащий, свойственный ему.
Наблюдательск|ий:
ий бинокль, блокнот;
• Работа на пришкольном опытном участке развивает у ребят наблюдательские способности.
Сравните: наблюдательный ум — ум, отличающийся наблюдательностью; наблюдательский ум — ум наблюдателя.
Источник: Словарь паронимов русского языка на Gufo.me
Значения в других словарях
Как развить наблюдательность?
Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение «видеть» основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность – это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.
Как работает принцип Наблюдателя
Вот теперь подошли к «Наблюдателю». Те практики и тренинги, которые я даю, ведут, прежде всего, к нахождению «Наблюдателя», он же Воин, он же Навна-Яросвет, он же Господь Всевышний, единый в веках. Каким образом и где живет «Наблюдатель» в человеке, почему неизбежность проявления безусловная.
Выше я дал некоторое энергетическое строение человека и мужчины и женщины. Так вот, для мужчины «Наблюдателем» является то самое Женское Начало, которое находится в потенциальном состоянии, а для женщины Мужское Начало в потенциале.
При пробуждении «Наблюдателя» активируется потенциал человека, дотоле скрытый, происходит Вселенская Свадьба Мужского и Женского принципов Высшего, и человек (уже Па-Ра) становится Творцом-Творением или тем, кто превышает силою Отца, ему открываются все тайны, появляется умение творить и жить в своем творении.
До воссоединения (появления «Наблюдателя») каждый человек является частью уже существующей системы жизни (матрицы). Если человек выходит из матрицы, он погибает и в духе, и в душе. И нет этому альтернативы.
Разорвав цепь матрицы во времена Лемурии, мы разорвали и себя на две части, в надежде, что когда-нибудь эти разорванные половинки встретятся, хотя бы две из всего количества разорванных частей.
И, считаю, что это произошло, встретились две половинки, и двойственность разделения оборачивается Биномом единения. Дело в том, что двое – мужчина и женщина при понятии процесса творчества уже сами по себе являются системой жизни, независимой и неисчерпаемой. Но об этом я много пишу и буду писать и о других нюансах.
Важно то, что система жизни, любого Творения может существовать только при наличии «Наблюдателя», иначе это просто волна, несущаяся в пространстве. Поэтому обязательно должен быть Творец, который и играет роль «Наблюдателя» в своем Творении.
Создав принцип человека – Па-Ра, мы процесс творения «Наблюдателя» передали друг другу, мужчина является вечным Возлюбленным (Наблюдателем» для женщины), а женщина является вечной Возлюбленной («Наблюдателем» для мужчины). Получилось два «Наблюдателя», независимых от Матрицы – Творца в своем Творении, как и Творения в своем Творце.
В жизни в паре мужчина является наблюдателем для своей половинки, как и женщина является наблюдателем для своего мужчины. Система универсальная сама в себе. Вот что такое «Наблюдатель» и к чему он ведет – к полному освобождению от всего, что было, есть и будет, от Отца Небесного, от любого вида обусловленности, как вверху, так и внизу.
Упражнения на развитие
Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:
Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.
Нежелание брать на себя ответственность
Во всем, на что направлены наши самостоятельные усилия, мы должны нести индивидуальную ответственность. Это касается как работы, так и правил внутреннего распорядка. Важные решения, которые мы принимаем в жизни, всегда, во всех случаях имеют свои последствия. Так вот, ведомый человек – это личность, которая боится смотреть в будущее и строить грандиозные планы. Она настолько не уверена в имеющихся возможностях, что даже не пытается устанавливать собственные правила, не осмеливается жить наперекор общественным установкам.
В случае возникновения серьезных конфликтных ситуаций такой человек часто прячется, не высказывает своего мнения, потому что боится быть непонятым, осмеянным. Он не станет раскрывать свою точку зрения только затем, чтобы быть услышанным. Гораздо важнее для него самого – душевный комфорт и благополучие, не задеваемое никакими встрясками. Ответственность он понимает в том, чтобы быть максимально полезным другим людям и часто служит какому–то отвлеченному идеалу.