Как нагнетать атмосферу в рассказе
Как нагнетать атмосферу в рассказе
Первый класс для писателей запись закреплена
ПРИЕМЫ НАГНЕТАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:
Автор заставляет читателя сильно желать наступления какого-то события и тут же вводит ряд препятствий для его отдаления.
Например, герой никак не может признаться героине в любви – то мама войдет, то телефон зазвонит, то пожар начнется.
Возможен и микс, когда автор соединяет приемы беспокойства и задержки.
Герой ставится в опасное положение и одновременно создается возможность его спасения. Читатель будет усиленно желать, чтобы все обошлось одновременно бояться. Напряжение сцены можно усилить до невозможности, если очень быстро приближать опасность и одновременно ставить на пути к спасению новые препятствия.
Приемы нагнетания напряжения:
1. Обманутое ожидание
Повествование строится таким образом, что читатель вполне уверен, что вот-вот наступит какое-то событие, тогда как автор неожиданно (но оправданно) поворачивает действие на другой путь, и вместо ожидаемого события наступает другое.
2. Тупики
Автор заводит персонаж в положение, из которого, казалось бы, нет никакого выхода, а затем неожиданно (но опять-таки оправданно) дает какой-нибудь выход.
3. Узнавание
Персонаж стремится узнать что-либо (что — обычно уже известно читателю). Если от узнавания существенным образом зависит судьба действующего лица, то благодаря этому может возникнуть драматическая напряженность.
Как нагнетать атмосферу в рассказе
Место действия, например, квартира, дом, парк или вагон метро, многое даёт повествованию. Хороший сеттинг служит каркасом, к которому крепятся другие элементы сюжета. Если вы создаёте яркое описание места, в котором разворачивается действие, то буквально переносите туда читателя.
Грамотное описание места действия задаёт нужную атмосферу и настраивает на требуемый лад, придаёт контекст происходящему и добавляет необходимые детали.
В определённых случаях сеттинг способен и сам стать двигателем сюжета. Например, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи все персонажи оказываются заперты в поезде, застрявшем на горном перевале. С одной стороны, передвижения персонажей ограничены десятком вагонов, но с другой стороны, замкнутая локация значительно нагнетает напряжение. Эркюль Пуаро отчётливо понимает, что убийца Рэтчетта где-то в поезде.
Для того, чтобы локация работала на атмосферу, требуется:
Начинайте сцены с описания локации, в которой разворачивается действие — читатель должен понимать, в какой обстановке находятся герои. Нарисуйте общий план и дайте максимально широкое описание места, затем переходите к крупному плану и переключайтесь на детали, не видные издалека.
Если герои никуда не уходили, вам следует время от времени напоминать, что действие всё ещё разворачивается в том же месте. Если протагонист периодически будет возвращаться в локацию, то подробное описание следует давать только в первый раз. В последующие достаточно будет подчеркивать наиболее заметные детали.
Избегайте общих фраз и описаний (дом был большим, а город не очень). Старайтесь выделять те конкретные детали, которые присущи этому конкретному месту. Посмотрите, как одним предложением характеризует место действия «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес:
«Макондо был тогда небольшим поселком из двадцати глинобитных, с камышовыми кровлями домишек, стоявших на берегу реки, которая несла свои прозрачные воды по ложу из белых, гладких и огромных, как доисторические яйца, валунов».
Вот так начинает описание французского городка Джоан Харрис в романе «Шоколад»:
«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».
А вот Герман Мелвилл описывает будни американских китобоев в «Моби Дике»:
«Однако из кухни потянул горячий дымный аромат, в значительной мере опровергавший мои безрадостные опасения. Когда же дымящееся блюдо очутилось перед нами, загадка разрешилась самым восхитительным образом. О любезные други мои! Послушайте, что я вам расскажу! Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной соленой свининой! Все это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!»
Не стоит включать в начало каждой главы несколько абзацев описания локации, и только потом переключаться на действие. Персонажи и сеттинг не должны существовать отдельно друг от друга, они должны взаимодействовать. Если персонаж едет в поезде, то пусть описания окружающего мира перемежаются с его мыслями, наблюдениями и действиями. Если действие разворачивается в кафе, пусть герой закажет кофе, изучит меню, осмотрится по сторонам, присмотрится к посетителям или поищет глазами свободный столик.
Хороший сеттинг поддерживает экшен, помогает нагнетать напряжение или поддерживает развитие персонажей. Почему действие многих триллеров разворачивается на тёмных улицах или заброшенных складах? Потому что подобные места нервируют сами по себе. Однако одна и та же локация в зависимости от нужд сюжета может как навевать благостные чувства, так и приводить в ужас. Самая обычная съёмная квартира, такая уютная и желанная после тяжелого трудового дня, может превратиться в комнату ужасов, если герой заметит, что в его отсутствие в ней кто-то побывал: слегка приоткрыта створка шкафа, вещи стоят несколько иначе. А если ещё где-то послышится шорох или скрип…
Пишем книгу: Атмосферность произведения
Атмосферность (иначе – собственно атмосфера произведения) – это явление, благодаря которому история становится зримее, осязаемее, ощутимее.
Именно атмосферность помогает читателю с головой окунуться в повествование. Без нее история, даже сверхинтригующая и интересная, скажем так, «не смотрится». И не ощущается. Без атмосферности история – лишь сценарий, заготовка, которая, да, держит в напряжении, но читатель остается посторонним, а не участником событий. А дело писателя – не только в том, чтобы рассказать, но и в том, чтобы показать. И помочь читателям ощутить на своей шкурке все прелести истории.
Из чего состоит атмосфера произведения?
Мы живем в трехмерном мире, и повествование также должно быть трехмерным: вижу + слышу + ощущаю = чувствую. Атмосферность – это яркие детали видения, звучания и ощущения, благодаря которым появляется чувство присутствия, сопричастности.
Из чего, к примеру, состоит атмосфера ярмарки – праздника?
1. Это обилие ярких красок – нарядная одежда, украшенные дома и палатки торговцев, развивающееся флаги; это непрерывное движение – на сценах, в толпе; это эмоции на лицах людей – улыбки, предвкушение, недовольство.
2. Это звуки – крики зазывал, праздничная музыка, жалобы «держи вора!», разговоры у праздничных палаток, гудки рожков.
3. Это ощущения – запах жареной кукурузы и шашлыка, парфюма и канализации, осеннего (или весеннего ветра) и увядания (или цветения); это толчки и тычки толпы, отдавленные ноги и отбитые локти; это жар от шашлычной жаровни или холод ветра; это боязнь толпы и так далее.
4. Это чувства: радости – от долгожданного события, от участия в празднике; осторожности – воров много, толпа опасна; бесшабашности – наесться шашлыка и напиться, а потом – на танцы; сопричастности и т. п.
Элементы атмосферности, как правило, есть везде, главное – уметь их замечать, отмечать и вплетать в историю. И, конечно, важно:
а) не переборщить, ибо атмосферность – это зачастую описания;
б) обойти противоречия – элементы атмосферности должны дополнять друг друга, создавая единое трехмерное пространство.
Где в истории можно найти место для атмосферности
1. Время года и погодные явления.
Почему мы любим осень? Не только за ковры из ярких листьев, но и за особую атмосферу – это романтика увядания, прощания, это домашний уют и тепло, когда за окном льет дождь. У каждого времени года есть своя неповторимая атмосфера, которую «выражают» как погодные условия – ощущения, так и видимое-слышимое.
Конечно, не стоит писать «простыни» о любви-ненависти к осени и в деталях изучать каждую смену погоды, но вот отмечать – по выходу героя из дома, в пути – нужно. Шорох листьев по мостовой, туман над рекой, крики перелетных птиц в серых небесах, сырой ветер, пробирающий до костей, не занимают много места, но помогают читателю проникнуться атмосферой времени года.
Здесь же – необычные явления (красная луна, солнечные затмения) и время суток (закаты, рассветы мы тоже за что-то любим, верно?).
2. Локация.
Древние развалины, старинный город, крупная деревня, покосившаяся лачуга, соловьиная рощица или пустынные земли – все имеет свою особую атмосферу. В развалинах пахнет сыростью и уныло воет ветер; в старинном городе восхищают или пугают вычурные строения готического стиля, воркуют на красных крышах голуби и пахнет булочками с корицей; в лачуге грязно и неуютно. И так далее.
В каждой локации можно найти элементы атмосферности. Две-три яркие черты от каждого восприятия – и атмосфера города и леса проявляется. А в соединении явлений и локации объемность проявляется во всей красе. Кого не пугали или не интриговали полнолуния на заброшенных кладбищах или безлунная ночь в старом лесу, где, кажется, из-за каждого дерева за тобой наблюдают чьи-то голодные глаза.
Вы научитесь подбирать необходимую информацию и перерабатывать ее в новые сюжетные идеи, а также узнаете, из чего состоит атмосфера мистики, как придумать мистический сюжет и прописать достоверного мистического персонажа.
По итогам работы у вас на руках будет план истории + проработанные детали мира, мистической атмосферы + опыт в написании мистических сцен.
Заказать практикум
3. Обстановка.
Разбросанные по комнате вещи, запах краски в мастерской художника, натертые до блеска полы и запах воска, ползущий по стене дома плющ, круглая комнатка с восточными коврами на стенах, яркими подушками на полу и запахом табака, книжные полки на стенах и вышитые занавески – все эти бытовые, обычные на первый взгляд детали создают атмосферу обстановки.
Уютная и домашняя, неряшливая и необжитая, обстановка бывает разной, как в доме, так и на улице или на лесной поляне, где «дубы-колдуны что-то шепчут в тумане». Элементы обстановки всегда перекликаются (или совпадают) с деталями локации и погодных явлений.
4. Отношения.
Взаимоотношения между героями/персонажами (семья, пара влюбленных/врагов, между напарниками, друзьями или студентами в группе) – это так же часть общей атмосферности, о которой не стоит забывать. Это взгляды, интонации в беседах, жесты и проявленные чувства: дружелюбие, враждебность, равнодушие и т. д.
5. Персонажи.
Отдельные личности героев/персонажей (или группы) тоже могут быть частью атмосферы: это и национальная одежда, и вероисповедание с его ритуалами, и профессия.
Художник, рисующий на пристани закат; уличный музыкант, играющий на флейте; цыганский табор на городской ярмарке.
Персонажи как носители культуры – это очень яркий элемент атмосферности.
Конечно, необязательно учитывать все детали и рассказывать обо всех элементах, тем более что атмосферность бывает разной: «крупной», общей – мира, страны или города, и «точечной», ситуационной – для дома, семьи, праздника, персонажа. Однако помнить о ней нужно.
Атмосферность – залог объемного мира истории
Атмосферность – явление «штриховое», «набросочное», образное: там – черта, здесь – деталь, тут – образ. Но именно из совокупности всех штрихов и складывается общая атмосфера как всей истории, так и отдельных ее эпизодов.
И напоследок: ищите свои черты атмосферности, свои образы и слова для ее создания. Золотая осень и жалобные крики чаек – это, конечно, понятно, но, к сожалению, шаблонно. Нельзя сказать, что шаблоны в описаниях мира совсем плохо, но это – обыденно, как цветы на поляне.
Каждый из нас видит, слышит, ощущает и чувствует мир по-своему, и ничто не мешает нам в наших историях создавать собственную атмосферу. Ибо запоминается то, что отличается от стандарта.
Атмосфера произведения
Создается атмосфера мелкими фразами, деталями, а иногда и прямыми указаниями. Это делается либо с первых строк, либо по ходу сюжета.
Атмосфера произведения задается с первых строк — это самый распространенный, самый простой и самый эффективный способ. Вот тут вы можете посмотреть несколько примеров того, как авторы задают настроение и погружают читателя в сюжет с первых строк. Такое начало нужно, если на протяжении всего произведения эта интонация, атмосфера будет сохраняться.
3) Самый сложный для автора (да и читателя тоже) вариант — когда произведение начинается с энергичного «бэмца», а потом вдруг начинаются авторские сопли, описания и отступления, которые в итоге отталкивают читателя (самый старательный просто перелистнет эти описания, но большинство закроет книжку и больше к ней не вернется). Так что, выбирая этот подход, нужно стараться очень осторожно и выверено перемешивать «глагольные» и «описательные» куски.
Факторы создания атмосферы
Для создания атмосферы произведения нужно четко определить а) время действия и б) визуальные ориентиры.
а) Время действия определяется двумя показателями:
б) Визуальные ориентиры должны помочь читателю «увидеть картинку» — кстати, не обязательно описывать все до мелких деталей, важно лишь дать наметки, по которым читатель сможет воссоздать картинку на основе своего воображения и жизненного опыта. Эти ориентиры включают:
Средства создания атмосферы
Для создания атмосферы произведения используются самые разные средства. Вот основные из них.
1. Использование особых слов. Ни на что напрямую не указывается, но через ключевые слова атмосфера становится понятной и приятной/отталкивающей для читателя. ВОТ ТУТ вы можете посмотреть, как различные слова-триггеры влияют на восприятие текста читателем.
2. Использование ритма. Ритм текста может быть:
3. Прямое указание на настроение и фон. «Настроение у меня было поганым», «Улицы города были грязны, тротуары выщерблены», «Сама природа, казалось, пела гимн жизни».
Этот прием используется либо не слишком мастеровитым автором, который не может создать атмосферу другими средствами, либо хорошим автором для экономии сил (своих и читателя). У хорошего автора это ВСЕГДА только архетипические образы:
Существует множество других средств (разговор / авторский текст, прямое указание / завуалированный намек и т.д.), но каждый автор находит их сам для себя.
Рекомендуем также почитать:
Понравилось? Поделись с друзьями!
Какая атмосфера в рассказе? (с примерами)
Содержание:
В атмосфера рассказа это место, где происходит действие рассказа и где встречаются персонажи. Это то же самое, что пространство в любом повествовательном и лирическом литературном жанре, таком как роман, басня, стихотворение или драма.
Окружающая среда описывается рассказчиком, независимо от того, является ли он внутренним рассказчиком истории (например, главные герои или второстепенный персонаж) или внешним рассказчиком.
Среда выполняет функцию дополнения действий и характеристик, окружающих персонажей (Образовательный портал, соединяющий нейроны, 2017), чтобы мы могли лучше узнать их и помочь вызвать сочувствие к ним.
Поскольку рассказ представляет собой короткий повествовательный текст, он имеет тенденцию сокращать описания окружающей среды и персонажей, хотя читателю удается в общих чертах понимать характеристики персонажей и среду, в которой он происходит.
Со своей стороны, роман, представляющий собой более длинный повествовательный текст, позволяет повествователю более точно детализировать характеристики окружающей среды, темперамент персонажей, эмоции и ощущения в определенный момент истории и т. Д.
Стоит отметить, что окружающая среда должна сопровождаться темпоральностью, которая контекстуализируется, чтобы знать, древняя это история или современная, происходит ли она днем или ночью, в течение нескольких дней, в определенное время года и т. Д.
Классы по установке сюжета
Очень важно, чтобы окружение было связано с сюжетом и персонажами, чтобы придать истории больше правдоподобия и объединить все элементы, которые вмешиваются в сюжет.
Есть три основных класса среды, которые не исключают друг друга. Это означает, что в рассказах может быть преобладающий тип окружения, но они почти всегда смешиваются с другим, чтобы дать более полный и подробный обзор синопсиса и персонажей.
1- Физическая среда
Это место, где разворачивается история и сходятся персонажи. Обычно эти открытые или закрытые среды могут казаться очень реальными, даже если они не существуют в реальной жизни.
Например, город, страна, море и т. Д. Опять же, длина повествовательного текста позволяет или не расширять описание физической среды.
Чтобы лучше понять этот момент, давайте рассмотрим случай Три поросенка, древняя народная сказка, происходящая из устной традиции.
История начинается с рассказа о том, что три поросенка жили под открытым небом и недалеко от леса, где жил волк, который часто угрожал их съесть.
Это все описание пространства, которое они предлагают, и получатель истории должен представить детали среды с этими параметрами.
2- Социальная или социологическая среда
Это социальное состояние, в котором разворачивается действие, с учетом культурного, экономического, религиозного и социального класса, к которому принадлежат персонажи повествования (Образовательный портал, соединяющий нейроны, 2017).
Иллюстрируя эту ситуацию, сказка Золушка Адаптированный Шарлем Перро, действие происходит в далекой стране, где красивая девушка с зелеными глазами и светлыми волосами живет со своей деспотичной мачехой и капризными сводными сестрами.
В ее обязанности входит выполнение всех домашних дел, она ест остатки, которые ее сводные сестры оставляют после себя и обычно грязные, поэтому они назвали ее Золушкой.
В этой истории они не описывают, что было внутри дома, в каком городе был дом, насколько большим было здание, но они рассказывают нам, что она нежная и милая девушка, которую мачеха эксплуатирует и подвергает плохим условиям, когда Они объясняют, что она оставалась грязной, засыпанной пеплом, социально изолированной и была единственной, кто выполнял всю тяжелую работу по дому.
3- Психологическая среда
Это духовная атмосфера, которая окружает персонажей и действие (Educarchile.com, 2017). Другими словами, это эмоциональная и интимная среда, которую испытывают персонажи, результат психологических подходов, таких как любовь, гнев, месть, страх и т. Д.
Ужасные истории часто играют в этой среде, чтобы передать читателю или слушателю напряжение, чувство страха и ожидания и т. Д.
В рассказе Гадкий утенок Ганса Христиана Андерсена, кратко опишите, что события происходят на ферме, но продолжайте немного дальше в том, что другие птицы дразнили Гадкого утенка, в его печали, в неприятии всех, в его побегах из разных мест, в заброшенность, непонимание, его стремление стать лебедем и т. д.
Из предыдущего случая мы понимаем, что автор акцентировал внимание на эмоциональной картине, происходящей внутри Гадкого утенка, больше, чем в физической среде, в которой он находился.
В случае с романом Властелин колец, Фродо, один из главных героев, происходит из маленькой, тихой и уединенной страны, которая по темпераменту Фродо сотрудничает, чтобы быть послушным, добрым, простым и безмятежным.
В своей миссии по уничтожению Единого Кольца Фродо должен пройти через разные места, где он сталкивается с проблемами, которые синхронизированы с его настроением и эмоциями.
Наконец, он прибывает в Мордор, мертвое место, полное зла и опасностей, в котором истощение и суровые испытания окончательно изменили психику персонажа.
Ссылки
Постоянные вложения: какие, доход, виды, примеры