Как навязывают допы в автосалонах
Роспотребнадзор посоветовал, как избежать обмана и навязывания дополнительных опций при покупке автомобиля в автосалоне
dima_sidelnikov / Depositphotos.com |
Роспотребнадзор рассказал о типичных нарушениях прав потребителей при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах, а также дал ряд рекомендаций о том, как избежать обмана при совершении покупки (Информация Роспотребнадзора от 9 ноября 2021 г.).
В частности, предупреждает ведомство, для привлечения клиентов непосредственно в автосалон недобросовестные продавцы в рекламе и при общении по телефону указывают заниженную стоимость автомобиля. Если машина продается в кредит, недобросовестные продавцы зачастую предоставляют потребителям недостоверную информацию о размере процентной ставки: на сайте автосалона или в рекламных буклетах заявлена более низкая процентная ставка, чем указывается в договоре. Еще один излюбленный прием – навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).
Ведомство напоминает, что до подписания договор нужно внимательно прочитать, не пропуская ни одного пункта. В нем обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации). Если менеджер унес документ, а затем вернул, необходимо перечитать его снова.
Перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов – царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект – сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Только после тщательного осмотра автомобиля можно подписать акт приема-передачи.
Пожаловаться на недобросовестные действия автосалона можно:
Чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб, можно также обратиться в суд с исковым заявлением.
Если речь идет о мошенничестве, необходимо обратиться в полицию с соответствующим заявлением.
В заключение ведомство напомнило, что навязывание дополнительных товаров и услуг запрещено. Компания, нарушившая запрет, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Данные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей.
Как вернуть деньги за навязанные услуги, которые добавили при покупке автомобиля в кредит?
Будьте внимательны: деньги, потраченные на ненужные услуги, вернуть удается не всегда. Поэтому перед покупкой машины узнайте, как продавцы навязывают лишнее и получится ли потом от этого отказаться
Возврат денег за навязанные услуги – задача непростая
Цены на автомобили высокие, а потому 9 из 10 машин приобретаются сейчас в кредит. При этом обычно покупателю навязывают дополнительные, ненужные услуги:
Чаще покупателю навязывают не менее трех услуг. Для этого используют цепочку юридических лиц, которые оформляют между собой агентские или иные посреднические договоры. В результате возврат денег оказывается для покупателя сложной задачей. Вместо одного иска нужно подавать в суд три-четыре. Причем потом может выясниться, что фирма, куда перечислены деньги, – всего лишь агент и не несет перед покупателем ответственности. А отвечать должна другая фирма, с которой нечего взять. Не у каждого хватит терпения распутывать эти клубки.
Я расскажу, как вернуть деньги, потраченные на навязанные услуги. Но прежде вам следует узнать о ситуациях, в которых это не будет иметь смысла.
Нет смысла возвращать деньги за навязанные услуги, если вы хотите вернуть автомобиль
Если получится вернуть автомобиль, то потраченные на дополнительные услуги деньги можно взыскать с продавца как убытки, связанные с заключением договора купли-продажи (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Мы опубликовали целое пособие о возврате автомобиля – изучайте. А тут я приведу лишь один показательный пример.
Ко мне обратилась девушка, которая обнаружила, что в купленной машине скручен пробег. В довесок ей навязали несколько «допов». Я написал претензию продавцу – ООО «РОЛЬФ ЭСТЕЙТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ». Он согласился вернуть деньги за автомобиль. И заодно вызвался оказать содействие в расторжении «допов» (как мило). Такая доброта продавца объяснима: деньги за услуги все равно придется возвращать, так как это убытки, связанные с покупкой машины. Продавец «идет навстречу» еще и потому, что хочет сэкономить. Он попытается вернуть лишь часть сумм, ведь некоторые из них уменьшаются с каждым днем.
Денежные средства в установленные нами сроки продавец не перечислил. Поэтому мы обратились в Московский районный суд Санкт-Петербурга, где благополучно закроем этот вопрос. Откуда такая уверенность? Вот ответ продавца на претензию:
Нет смысла возвращать деньги, если заключение договора оказания услуг было условием «предоставления скидки» на автомобиль
«Предоставление скидки» в кавычках, потому что реальную скидку покупателю никто не дает. Просто на сумму этой скидки, а иногда и на большую ему навязывают дополнительные услуги. Данную ситуацию я комментировал для канала Рен-ТВ.
Покупатель попадает в капкан. Пусть даже ему удастся расторгнуть навязанные договоры. Поскольку их заключение было условием предоставления скидки, автосалон может обратиться в суд с требованием о взыскании с покупателя суммы этой скидки.
В следующих публикациях я расскажу:
Как обманывают официальные дилеры
Верить нельзя никому
«Серые автосалоны — это ад и ужас, — решили вы после нашей статьи. — Надо брать машину только у официальных дилеров». Но нет: у официалов тоже есть свои приемы.
Заманивают ценой
В чём хитрость: официальным дилерам нужны клиенты, и некоторые из них готовы пойти на безобидную хитрость, чтобы заманить вас на территорию салона. Дилер рассчитывает, что когда вы окажетесь под действием менеджеров, вы обязательно соблазнитесь более дорогой машиной. Если вы против таких манипуляций, просто разворачивайтесь и выходите из салона. Можно не прощаться.
Навязывают оборудование и услуги
Посчитав в уме наценку дилера, вы сообщаете, что сигнализацию приобрести готовы, но установите ее у дяди Васи в гараже. То же с ковриками и защитой картера. Менеджер по секрету сообщает, что оборудование можно поставить только у них в сервисе, иначе автомобиль снимут с гарантии.
В чём хитрость: официалы продают автомобили с минимальной наценкой. Основной источник их дохода — продажа оборудования и обслуживание автомобиля.
Но когда дилер обещает вам проблемы с гарантией, он нарушает Закон о защите прав потребителей:
16. 2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
18. 6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Если дилер хочет отказать вам в гарантийном ремонте, он должен доказать причинно-следственную связь между установкой сигнализации у дяди Васи и поломкой машины.
Покупать запчасти и масло для двигателя разрешено в любом автомагазине. Если вы пройдете техническое обслуживание не у официала, ваш автомобиль не снимут с гарантии.
Предлагают невыгодный кредит
Допустим, вы в салоне, и вам по-прежнему предлагают коврики и сигнализацию за 50 тысяч. Для вас 50 тысяч — не такие уж большие деньги. В итоге вы соглашаетесь на покупку автомобиля.
В чём хитрость: иногда в автосалонах менеджеры предлагают оформить автокредит в том банке, который дает более выгодные условия не вам, а менеджеру. Некоторые банки борются с конкурентами, подкупая сотрудников автосалона деньгами или подарками.
Некоторые банки подкупают продавцов деньгами или подарками
Настаивайте, чтобы сумму ежемесячного платежа рассчитали представители всех банков. Заключите кредитный договор с тем банком, который предлагает самые выгодные условия.
При оформлении кредита вам могут навязать дополнительное страхование жизни или от потери работы. Обуславливать получение кредита оформлением страховок незаконно, и представители банка об этом знают. Отказывайтесь от дополнительного страхования и внимательно читайте кредитный договор.
Сначала читать, потом подписывать
Не выдают ПТС
В чём хитрость: так происходит, когда дилер не выкупил автомобиль у завода-изготовителя. Те деньги, которые вы оставили в кассе, официал перечислит изготовителю, изготовитель отправит ПТС дилеру. Весь процесс может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Всё это время вы будете ходить пешком и платить проценты по кредиту.
Чтобы этого не произошло, уточните у продавца, где находится оригинал ПТС. Если документов в салоне нет, ищите в договоре купли-продажи условие о сроке, в который продавец обязуется передать автомобиль. При нарушении этих сроков продавец обязан заплатить неустойку в размере 0,5% от уплаченной за автомобиль суммы за каждый день просрочки. В случае с Фокусом за 800 тысяч это 4 000 Р в день.
Скрыли недостатки
Лошадь с ПТС прискакала за пару дней, и вот вы — обладатель Форда Фокуса.
Отмечаете покупку с другом-автолюбителем. В дыму кутежа друг решает проверить ваш новый автомобиль толщиномером.
Выясняется, что правое крыло автомобиля было смято, восстановлено, покрыто слоем шпаклевки и закрашено. Машина битая! Но как это возможно? Это же официальный дилер.
В чём хитрость: чаще всего новые автомобили повреждаются при транспортировке в автовозах или во время тест-драйва. Чтобы не снижать цену, дилер тихонько ремонтирует машину и продает как новую.
Если вы подписали акт приема-передачи, доказать, что вам продали битый автомобиль, а не вы сами его разбили и покрасили, практически невозможно. Поэтому тщательно осматривайте автомобиль до подписания акта. Попросите помочь в осмотре друга-эксперта.
Все хитрят
Официальные дилеры не такие беспредельщики, как серые. Но это не значит, что можно расслабиться и пустить все на самотек. Запомните золотое правило покупки машины:
Никогда не выключайте клиента из ада
«Без ковриков не отдадим». Как автодилеры навязывают опции клиентам
Всплеск спроса на новые машины вызвал ажиотаж на авторынке. Продавцы, воспользовавшись этим, навязывают покупателям услуги и не продают популярные модели без дополнительного дилерского оборудования
Российский авторынок по итогам августа стал вторым по объему в Европе. Вместе с тем, в последний месяц лета он снова вернулся к снижению после роста, показанного в июле. И тем не менее всплеск спроса на машины во второй половине лета привел к дефициту новых автомобилей: особенно среди самых популярных и востребованных на рынке моделей.
По словам независимого эксперта авторынка и партнера издательства «Короче, дилер» Артема Самородова нехватка новых автомобилей в салонах и на складах была вызвана тремя основными причинами. Во-первых, сказался простой заводов, вызванный пандемией коронавируса. Во-вторых, многие заводы, которые не прекращали работу во время карантина, ушли в плановые летние отпуска. Ну и, в-третьих, некоторые производители сознательно закрывали отгрузки машин на небольшие сроки, так как оценивали перспективы рынка и пересматривали прайс-листы на свой модельный ряд.
Вместе с тем, продажи машин в июле и первой половине августа росли, потому что сказался так называемый «эффект отложенного спроса», а также не очень стабильный курс рубля к доллару и евро.
«Люди уже поняли, что вкладывать средства в мебель и бытовую технику не так выгодно, как в автомобили. Поэтому все побежали покупать машины. Даже те, кто изначально планировал это делать в более далекой перспективе, а не завтра или даже не послезавтра — продолжает Самородов. — поэтому дилеры начали зарабатывать по стандартной схеме. На фоне ажиотажного спроса сначала они начали отказываться от скидок, а затем предлагать машины с большим набором опций и аксессуаров».
Один из наших читателей рассказал, как во время покупки кроссовера Kia Seltos дилер предлагал автомобиль в наличии с дополнительным оборудованием более чем на 260 тысяч рублей. «Более того, из-за нехватки наличных средств на такую покупку, мне предложили часть стоимости дилерских опций включить в тело кредита на автомобиль» — подытожил собеседник.
Этот случай не уникальный. Алексей, строитель из подмосковного Подольска, в августе подбирал себе автомобиль Skoda Octavia. И вновь продавцы предлагали машину в нужной комплектации ждать несколько недель с завода или взять что-то из того, что есть в наличии, но с большим набором дополнительного дилерского оборудования.
Причем подобные предложения клиентам продавцы делают не только с самыми популярными и востребованным машинами, но и с куда более редкими нишевыми моделями. Так, Борис, дизайнер из Москвы, приобретал новый Kia Soul у одного из официальных дилеров в столице. «Я не очень хотел ждать машину на заказ с завода, поэтому брал из того, что было в наличии. Из трех предложенных вариантов желаемого мною синего цвета был лишь один автомобиль с дополнительным дилерским оборудованием общей стоимостью почти на 150 тысяч рублей» — рассказал наш собеседник.
Продавцы заявили Борису, что машина продается в таком виде. Любой другой вариант нужно заказывать и ждать с завода несколько недель. Причем итоговая стоимость автомобиля на заказ может отличаться от текущей поскольку к моменту доставки прайс-лист на модель имеет шансы быть скорректирован производителем.
«По правде говоря, я не собирался отказываться от парктроников и сигнализации с обратной связью, установленных дилером, но вот защита картера, дорогущие резиновые коврики в салоне и в багажнике, а также дополнительная защитная сетка на решетку радиатора мне не очень-то и были нужны. Но мне сказали, что «эту машину без ковриков не отдадим» и нужно будет ждать другую» — объясняет Борис.
«На языке продавцов это называется елка. Когда на богато-укомплектованный автомобиль в шоу-руме, как на новогоднюю елку, навешивают практически все возможное оборудование и аксессуары, чтобы продать подороже — говорит Артем Самородов — но наши продавцы не уникальным в этом. Например, точно по такой же схеме сейчас работают дилеры США, где рынок тоже столкнулся с дефицитом автомобилей из-за короновирусного простоя производителей».
Эксперт также отмечает, что путем отмены скидок и активной продажи дополнительного оборудования многие дилеры за два летних месяца работы практически полностью компенсировали потери, которые понесли во время простоя в апреле и мае этого года.
Ситуация коренным образом может измениться только тогда, когда дефицит сойдет на нет. Однако никто не берется прогнозировать сроки корректировки. По словам Самородова подобная ситуация может продлиться еще полтора-два месяца и рынок стабилизируется лишь к концу ноября. И то, только при условии экономического штиля и стабилизации курса рубля.
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат», еще более осторожен в прогнозах. «Все будет зависеть от двух факторов: эпидемиологической ситуации и главного экономического показателя — курса рубля к валютам. Если будет вторая волна «короны» и очередной период самоизоляции с остановкой заводов, то такая ситуация на рынке может продлиться очень долго. Опять же, если курс рубля будет также нестабилен, как в начале сентября, то это вновь подстегнет спрос и лишь усилит дефицит. Если же рассматривать наиболее благоприятный сценарий, при котором новых ограничений не будет и заводы продолжат работу в нынешнем режиме, а курс рубля к валютам зафиксируется на текущем уровне, то стабилизация на рынке и выход из сложившейся ситуации могут начаться уже в конце этого или начале следующего года.
О навязывании допов в автосалонах
— БЕЗ ПРИОБРЕТЕНИЯ У НАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА 150.000 РУБЛЕЙ АВТОМОБИЛЬ МЫ ВАМ НЕ ПРОДАДИМ
Именно такой ответ я услышал, когда позвонил в один из автосалонов города.
Большинство уже в курсе того, что происходит на автомобильном рынке, когда дилеры не хотят продавать автомобиль без приобретения дополнительного оборудования.
Представьте, если в продуктовом магазине каждому покупателю будут «комплектовать» буханку хлеба обязательным пакетом и шоколадкой, без которых будут отказываться продавать. Однако, если вы взяли с полки единую упаковку с одной ценой, то это единица товара.
А вот и правовое обоснование.
Автосалон в силу своей деятельности обязан заключить договор на общих условиях при наличии возможности к заключению (наличие автомобиля и/или возможность принять заказ) (Статья 426 ГК РФ, пп. 15-22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»). Запрещено продавать автомобиль, делая условием продажи приобретение и установку дополнительного оборудования (Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП)).
Расторгнуть договор или предварительный договор купли-продажи в одностороннем порядке дилер не может (ст. 309 ГК РФ)
В случае просрочки исполнения обязательства автосалон должен 0,5% в день от суммы предоплаты ( Статья 23.1 Закона «О защите прав потребителей»).
Как этим всем пользоваться?
Приходите в автосалон, слышите требование о приобретении дополнительного оборудования (лучше сделать запись), напоминаете о статье 16 ЗоЗПП.
В ответ на упоминание во время диалога я услышал: «Мы же бизнес как хотим, так и продаем»
— а может не как хотите, а как соответствует законодательству РФ?
— может обратиться в Роспотребнадзор?
— а почему Вы не хотите купить с дополнительным оборудованием, кредитом?
— Вы понимаете, у нас нет автомобилей в наличии, можем заказать.
— Без дополнительного оборудования?
Если диалог не задаётся, пишите заявление о заключении договора купли-продажи с возможностью заключения его посредством заказа автомобиля (опционально). Получаем отметку о получении заявления, ждём приглашения на сделку.
Что дальше? Просите текст предварительного договора и реквизиты для оплаты по нему.
Внимательно читаете! Если всё устраивает, и существенные условия указаны в т.ч. дата поставки и полное описание комплектации, а также цена и зависимость её от РРЦ завода-производителя и/или курса валют, подписываете, вносите предоплату.
В последний день доставки по договору Вы можете внести полную стоимость автомобиля ( например, 2 млн. р.), со следующего дня исчисляется неустойка в размере 0,5% за каждый день (10.000 в день от 2 млн. р.)
Если дилер допустил просрочку исполнения или ошибся с комплектацией, и/или установил непредусмотренное договором оборудование, то это повод отказаться принимать автомобиль и продолжать ждать, исчисляя неустойку в размере 0,5% в день (но не более суммы предоплаты).
Если дилер несговорчивый, фиксируйте все диалоги, подавайте все заявления письменно с отметкой о вручении на копии. Жалуйтесь в Роспотребнадзор, Прокуратуру.
Если Вам предоставили договор, с условиями которого Вы не согласны и говорят, если не нравится, до свидания, Вы можете попросить подписать экземпляр с их стороны, а затем от руки на обоих экземплярах указать с чем согласны, чтобы в дальнейшем доказать в суде навязывание опций.
Отразите свои возражения и замечания и в акте приема-передачи.
Помните, как одно время страховые отказывались заключать договор ОСАГО без страхования жизни или иных видов страховок? В случае с автосалоном действия аналогичны.
Можно обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи. (ч. 4 ст. 445 ГК РФ).
Есть ли в этом смысл и экономическое обоснование? Решать Вам.
Метки: киа, бмв, шкода, skoda, lawyer
Комментарии 131
Да все красиво, только дилеры тоже не дураки, они говорят, что машин нет и когда будут не известно, в связи с чем отказываются от заключения предварительного договора ссылаясь на то, что из за перебоя с поставкой они не могут установить дату поставки даже приблизительно, следовательно, так как дата поставки это существенное условие договора, заключить они его не могут. Извините. Вот и все. Шах и мат всей вашей писанине.
Если так красиво вы все описали, почему тогда покупатели покорно покупают автомобили с навязанным дополнительным оборудованием и в кредит? И все молчат, никто никуда не жалуется и проверяющие органы молчат? Значит наверное не все так просто. Не думаю что дилеры тупые и юридически не подкованные. Скорее всего есть лазейка.
Уже есть много видео, посмотрите. Покупают, ибо верят дилерам. И деньги лишние.
Расскажу как человек работавший на дилере. Машины в салоне укомплектованы, снимать всякие сигнализации и антикоры естественно никто не собирается, поэтому если хочешь автомобиль без допов, то это только заказ. Раньше было не долго, но сейчас в связи со всякими ограничениями по миру сроки поставки заказанных машин 2-3 месяца (бывает меньше, у всех брендов по разному). В предварительном договоре на заказ никто и никогда фиксировать цену не будет т.к. дилеру нужно продать автомобиль по прайсу, действующему на момент полной оплаты автомобиля, т.е. фактически на момент прихода. Как известно цены поднимаются чуть ли не каждую неделю и на момент прихода авто цена может вырасти. У меня на глазах произошёл такой случай, мужчина категорически не хотел брать машину из наличия с допами примерно на 110тр, окей, заказали, машину ждали чуть больше 3-х месяцев, за это время тариф вырос на 150тр, данный персонаж за бОльшую сумму получил точно такую же, но пустую машину. Вот и кто в такой ситуации дурак? Зачастую желание «встать в позу» выходит боком, большинство менеджеров тоже люди, и многие для продажи здесь и сейчас расскажут самые выгодные варианты и вы уедете на новом авто, а не будете бегать по судам, доказывая непойми что, непойми кому.
Если машина дилера, то вопросов к комплектации нет, но когда дилер на машину, которую заказали вешает допы и говорит, что без оплаты допов не отдаст, то здесь дорога в суд
Расскажу как человек работавший на дилере. Машины в салоне укомплектованы, снимать всякие сигнализации и антикоры естественно никто не собирается, поэтому если хочешь автомобиль без допов, то это только заказ. Раньше было не долго, но сейчас в связи со всякими ограничениями по миру сроки поставки заказанных машин 2-3 месяца (бывает меньше, у всех брендов по разному). В предварительном договоре на заказ никто и никогда фиксировать цену не будет т.к. дилеру нужно продать автомобиль по прайсу, действующему на момент полной оплаты автомобиля, т.е. фактически на момент прихода. Как известно цены поднимаются чуть ли не каждую неделю и на момент прихода авто цена может вырасти. У меня на глазах произошёл такой случай, мужчина категорически не хотел брать машину из наличия с допами примерно на 110тр, окей, заказали, машину ждали чуть больше 3-х месяцев, за это время тариф вырос на 150тр, данный персонаж за бОльшую сумму получил точно такую же, но пустую машину. Вот и кто в такой ситуации дурак? Зачастую желание «встать в позу» выходит боком, большинство менеджеров тоже люди, и многие для продажи здесь и сейчас расскажут самые выгодные варианты и вы уедете на новом авто, а не будете бегать по судам, доказывая непойми что, непойми кому.
А вообще здесь все очень индивидуально. Я, например, ни разу не брал из наличия. Вот так вот сложилось, что всегда приходилось ждать. Иной раз по 5 месяцев. И ничего страшного. Подорожание было в эти 5 месяцев. Так и в договоре было прописано. Но это было 20.000. Была бы машина сразу в нужной мне комплектации и цвете… за + допов (нужных мне) на 10-20 тысяч… может и согласился бы. Хотя… покупать ковры в салон за 9000 — это перебор