Как назвать человека который дразнится
8 причин, по которым одни люди издеваются над другими
Вот несколько причин, почему одни люди травят других.
1. Ощущение превосходства над другими
Некоторые люди склонны к контролю всего и вся и хотят взаимодействовать с окружающими только на выгодных для себя условиях. Если дела идут не так, как хотелось бы, такие люди прибегают к издевательствам.
Чувствуя своё физическое превосходство в школе, университете и даже в рабочем коллективе, они могут прибегать к травле, чтобы получить власть над более слабыми физически и морально. Нередко травители конфликтуют друг с другом, стремясь стать единственным «альфа-самцом» в компании.
Это касается не только физической силы, но и положения в обществе. И поэтому к травле по причине превосходства над другими склонны и мужчины, и женщины.
2. Популярность
Иногда травля может быть проявлением социального статуса. Люди, которые пользуются популярностью, часто высмеивают менее удачливых, особенно аутсайдеров внутри группы. Популярность может побуждать их распространять слухи и сплетни, настраивать других членов социальной группы против определённого человека. И их слушают, так как травители уже получили своеобразный кредит доверия.
Кроме того, травля используется как инструмент для достижения власти в социуме, для привлечения внимания, а также для снижения социального статуса другого человека. Порой именно травля одного человека другим делает последнего популярным, что создаёт своеобразную петлю негатива.
3. Ложное право на ответную реакцию
Некоторые люди, ставшие жертвами издевательств, склонны искать способы отомстить, причём необязательно своим обидчикам. Чаще всего жертвы травли думают, что имеют полное право на ответные действия, так как они сами подверглись издевательствам, и начинают вести себя так же, как и их обидчики, нацеливаясь на более слабого, чем они, человека.
В некоторых случаях жертвы травли даже могут примкнуть к травителям как к более сильным, думая, что таким образом перестанут быть объектами издевательств и даже сами смогут побыть в шкуре обидчика. Яркий тому пример — дедовщина в армии, которая воспринимается жертвами травли как что-то само собой разумеющееся и практикуется ими уже против более молодых сослуживцев, и так по кругу.
4. Низкая самооценка
Люди с низкой самооценкой могут прибегать к издевательствам как к способу скрыть заниженное чувство собственного достоинства. При этом самооценка не повышается и находится на стабильно низком уровне. Любой же отпор травле роняет самооценку обидчика ещё ниже, и он, понимая это, старается охватить своими действиями как можно большее количество людей и заручиться поддержкой сторонников, чтобы свести к минимуму риск ответной реакции.
5. Удовольствие
Некоторые люди, которым просто скучно, иногда прибегают к травле для внесения в свою жизнь волнительных моментов и драмы. В таком случае они выбирают объект травли случайно, не зацикливаясь на определённых деталях и спокойно переключаясь с одной жертвы на другую.
Это один из самых опасных видов травителей, так как они обычно достаточно умны, чтобы не действовать открыто, и предпочитают более тонкие методы воздействия, которые не будут выглядеть в глазах других людей плохим поведением.
6. Предрассудки
Пожалуй, это основная причина травли. И речь не о внешних признаках вроде больших ушей или носа, а о социальных паттернах, вбитых в голову ребёнка родителями, а также обществом и культурой. Из-за этого травитель может испытывать ненависть к определённой нации, причём он не может объяснить, почему именно, считая, что её представители просто плохие и всё, или используя заложенные в его мышление стереотипы.
7. Давление со стороны более сильных членов группы
Порой человек начинает травить другого не по собственному желанию, не испытывая к нему неприязни и не имея проблем с самооценкой, а для того, чтобы заслужить место в определённой социальной группе. Как правило, такая группа предполагает членство физически и психологически сильных людей, и, издеваясь над своей жертвой, человек как бы зарабатывает себе входной билет в это закрытое общество.
Страх быть непринятым в такую социальную группу подталкивает его к более радикальным действиям, порой сильно противоречащим его собственным моральным устоям.
8. Привлечение внимания
Такой вид травли распространён среди детей и подростков и достаточно редко встречается среди взрослых. Дело в том, что ребёнок, чтобы привлечь внимание своих родителей, может начать травить брата или сестру либо выбрать в качестве объекта издевательства других более слабых детей. Такой ребенок чувствует себя брошенным, что озлобляет его и заставляет идти на такие действия.
Помимо этого, травлю для привлечения внимания дети и подростки могут использовать по отношению к объектам их симпатии. Яркий пример — мальчики, которые дёргают девочек за косы, толкают их, высмеивают и в целом ведут себя вызывающе, так как не знают, как выразить возникшее у них незнакомое и непонятное им чувство симпатии к другому человеку.
Значение слова «дразнить»
ДРАЗНИ́ТЬ, дразню́, дра́знишь; прич. наст. дразня́щий; несов., перех.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДРАЗНИ’ТЬ, дразню́, дразни́шь, несов., кого-что. 1. Злить, сердить, намеренно раздражать шутками, приставанием. Ребятишки дразнили пьяного на улице. Не дразни собак. 2. Возбуждать, раздражать, вызывать неудовлетворенные желания. Для виду прейскурант висит и тщетно дразнит аппетит. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дразни́ть
1. намеренно раздражать шутками, приставанием; злить насмешками ◆ Помню, как придя в себя от изумления, мальчишки принялись дразнить долговязого, называли его чокнутым, психом, шутом гороховым, на почтительном, правда, расстоянии… Юрий Вяземский, «Шут», 1982 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Трогательно было это её смущение по пустякам, и ему понравилось необидно дразнить ее, заставляя так смущаться. Анна Берсенева, «Возраст третьей любви», 2005 г. (цитата из НКРЯ)
2. вызывающими действиями провоцировать на ответные действия, обычно агрессивные ◆ Иногда синицы садились на крышу клетки и начинали дразнить клеста, сыпали на него снег и тинькали в самое ухо. Юрий Коваль, «Капитан Клюквин», 1972 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сталин же заботился о том, чтобы ничем не дразнить немцев, думая, что этим можно оттянуть войну, в то время когда она уже стучалась в дверь. Анастас Микоян, «Так было», 1971–1974 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Еще живой тогда Г. С. Семёнов, придя на спектакль, недовольно заметил, что не следует дразни́ть власти и провоцировать их на репрессии. Александр Городницкий, «И жить ещё надежде», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Много лет назад, уже тогда мой младший брат Веня мог сидеть за столом напротив следователя и дразнить, выводить из себя настолько, что не ему, а следователю хотелось его ударить в подбородок со смеющейся ямочкой. Владимир Маканин, «Андеграунд, или герой нашего времени», 1996–1997 г. (цитата из НКРЯ)
3. возбуждать, раздражать, вызывать неудовлетворённые желания ◆ Да нет, Серёга, тут же всякие особняки и дачки, их просто на карту не наносят, чтоб не дразнить народ. Андрей Лазарчук, «Все, способные держать оружие…», 1995 г. (цитата из НКРЯ)
От дразнилки до буллинга: как научить ребёнка правильно реагировать
Жадина-говядина, обманули дурака — на четыре кулака, арбуз-карапуз, ябеда-корябеда. Сейчас эти дразнилки кажутся смешными и безобидными, но в детстве мы могли всерьёз обижаться на них. Как они появились и могут ли перерасти в травлю? Как помочь ребёнку, если его дразнят? На эти вопросы отвечает клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы «Травли NET» Мария Зеленова в рамках кампании телеканала Cartoon Network «Месяц антибуллинга».
Что такое дразнилка?
В 20-х годах ХХ века советские филологи, изучавшие народную словесность, решили выделить детский фольклор в отдельную область. В 80-х доктор филологических наук Георгий Виноградов объединил это направление термином «детская сатирическая лирика». Это понятие делилось на две большие подгруппы: дразнилки/издевки и все виды поддевок.
«Дразнилка заключает в себе шутку-прибаутку, привязанную к имени, к прозвищу или какому-нибудь — действительному или выдуманному — недостатку высмеиваемого: сверстника, или беззащитного взрослого человека, или животного, или домашней птицы; городские дети адресуют дразнилки даже статуям в садах или на площадях. Как правило, дразнилка применяется только к случаю и не закрепляется за отдельным лицом», — писал Виноградов в 1986 году.
Поддевка, по определению учёного, — это искусственный диалог, в котором один из собеседников может, что называется, поймать другого на слове (Например: «Скажи: двести. — Двести. — Сиди, дурак, на месте»), либо естественный диалог, в котором человека могут подловить на слове совершенно неожиданно. «Поддевки отличаются краткостью и чёткостью», — отмечал фольклорист.
Почему дети дразнят друг друга?
Коллега Виноградова, фольклорист и педагог Михаил Мельников, писал, что дразнилки особенно популярны среди дошкольников и учеников начальной школы. После 12 лет дети редко употребляют их.
Дети действительно часто друг друга поддразнивают или обзывают, говорит Мария Зеленова. Это не в последнюю очередь связано с тем, что дошкольники и ученики начальных классов воспринимают сверстников как партнеров по игре. Дразня, они провоцируют и проверяют друг друга, ждут реакции.
«Это смешно, пока смешно всем участникам. Приемлемо до тех пор, пока силы равны. Когда же это становится систематическим, то мы говорим об открытом конфликте. Массовым — о травле», — объясняет Зеленова. Подробно об отличиях конфликта от травли психологи программы «Травли Net» при поддержке телеканала Cartoon Network рассказали в инструкции для родителей.
Условно, если Петю дразнит Вася — это одно, но если к Васе присоединились другие ребята, и кроме цитирования дразнилок, они критикуют, оскорбляют Петю и дают ему неприятные прозвища, то речь идёт уже о вербальном буллинге, говорит психолог. Если дразнящему объясняют, что такое говорить нехорошо, Пете слушать это неприятно и детей, которые бы поддержали нападки, нет, то и в буллинг такая вербальная агрессия не перерастает.
Что делать, если ребёнка дразнят?
По словам Марии Зеленовой, ребёнка изначально нужно научить говорить о своих чувствах. «Очень часто дети стесняются показать, что их задело то, что о них говорят. Но здоровая обратная связь подразумевает умение чётко и ясно, спокойно и уверенно сказать: „хватит“, „мне неприятно“, „прекрати“, „это не смешно“», — говорит психолог. Если обидчик не прекращает провокации, то важно обратиться за помощью к учителю и объяснить, что ребёнок говорил, что ему неприятно, но его не слышат. Кроме того, родителям стоит максимально корректно обсудить ситуацию с родителями дразнящего, и помочь вместе наладить общение детей на взаимоуважительных началах.
«Ребёнку важно понимать, что игнорировать обидное нельзя, и ему нужно об этом говорить. Изменить отношение к происходящему можно, если помнить, что дразнящий в первую очередь говорит о себе — своей агрессии, своих обидах, своем неумении общаться», — говорит психолог.
Ещё один вариант разрешения ситуации — поделиться с ребёнком свои опытом. Едва ли найдётся человек, которого ни разу не дразнили в детстве, или он сам не дразнил сверстников.
«Собственный пример родителя поможет в том случае, если он уверенно выражает свои чувства, как положительные, так и негативные. Не стесняется, не паникует и не впадает в ярость, когда что-то идёт не так. Тогда у ребёнка складывается образ гармоничного взрослого, в ладу с собой и со своими ощущениями», — говорит Мария Зеленова.
Однако, добавляет она, позитивный пример совсем не обязательно сможет решить проблему ребёнка. Что помогало родителю, когда он был маленьким, или на что он не обращал внимание, может совсем иначе восприниматься другим человеком. Его опыт и ощущения важно всё же разделять со своей реакцией, пусть и на похожую ситуацию.
Если ребёнок относится к себе и к другим с юмором, это помогает ему не реагировать чересчур болезненно на многие неприятные ситуации в жизни. «Поэтому чувство юмора (но не обесценивание!), взращиваемое с детства в семье, позволяет ребёнку ощущать бóльшую свободу самовыражения и учит относиться легче к своим достоинствам и недостаткам», — резюмирует Зеленова.
Как назвать людей, которые мешают тебе жить
Жизнь создана для того, чтобы постоянно чему-то учиться. Например, новым словам, с помощью которых можно охарактеризовать людей, которые мешают тебе жить. Зачем это нужно? Можно сказать им их в лицо, не боясь получить по морде. И просто для расширения словарного запаса.
Фанфарон
Значение: человек, который выставляет напоказ свои мнимые достоинства.
Немного о происхождении: корень у слова, как не трудно догадаться, французский. «Fanfaron» переводится как «храбрый на словах», «хвастливый», «бахвал», «хвастун». Также к предтечам слова приплетают испанское «fanfarron» и арабское «farfar», что обозначает «говорливый», «легкомысленный».
Иногда фанфаронство перерастает в эготизм. Отличие эготизма в том, что человек сам начинает верить в свои сильно преувеличенные возможности.
Резонер
Значение: человек, который любит вести пространные рассуждения преимущественно нравоучительного характера, при этом не имея за спиной хоть какого-нибудь опыта.
В жизни: те самые диванные философы и родственники-неудачники, которые самоутверждаются за счет бесконечных советов.
Кэррилист
Значение: человек, который постоянно переспрашивает собеседника. Иногда для того, чтобы выиграть больше времени на размышление.
В любом случае, бесит, когда тебя постоянно переспрашивают во время беседы.
Филистер
Значение: человек с узким обывательским кругом и ханжеским поведением.
Коптокмия
Значение: желание казаться умнее при помощи использования редких слов.
В жизни: собственно говоря, этим ты и будешь заниматься, если последуешь призыву в этой статье. Что характерно, в обычной жизни нас самих такие люди очень сильно раздражают.
Косный
Значение: тяготеющий к чему-то привычному, невосприимчивый к новому, отсталый.
В жизни: возможно, это твои родственники, не понимающие твоих стремлений и увлечений. Или друзья, застрявшие в позапрошлом веке и считающие, что нет ничего лучше группы «Краски».
Сатрап
Значение: деспот, самодур, управляющий по собственному произволу. Другими словами, твой начальник или научный руководитель.
В жизни: Как правило, сатрапы озвиздюливались, а вот озвиздюлят ли твоего начальника — большой вопрос. Деспотичная собака позволяет себе общаться с тобой, как с животным: хамит, дерзит, унижает. Может быть, он просто мразь? Давай, он лучше будет мразью, так понятнее.
Профан
Значение: совершенно несведущий человек, невежа в какой-либо области.
В жизни: не то что бы они мешают жить, но иногда заставляют задаться насущным вопросом: как можно не знать настолько простых вещей?
Сардоническая ракалия
Значение: злобно-насмешливый, колкий, язвительный.
Немного о происхождении: у римлян было такое выражение «risus sardonicus», что переводится как «сардонический смех». Сейчас уже трудно установить, откуда пошло слово «сардонический», но лингвисты склонны предполагать, что виной всему остров Сардиния, где росла очень горькая на вкус трава. Поешь такой травки, и настроение такое же мерзкое, как аромат подмышек грязных галлов и лангобардов.
С ракалией все куда проще. В переводе с французского «racaille» не что иное, как «негодяй» и «мерзавец». Еще Лесков в «Левше» писал: «Ах ты, ракалия этакая, подумал я, еще он сомневается!».
Идиолатрия
Значение: самообожание, самопоклонение.
В жизни: люди, которые любят себя настолько, что во время полового акта представляют себе свой собственный лик. Это нечто большее, чем нарциссизм.
А чего он дразнится?
Наталья Резник,
кандидат биологических наук
Мать и дитя бонобо игриво поддразнивают друг друга. Фото: Millard H. Sharp / Science source
Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.
Вот зачем она кривлялась, обезьяна эта? Самоутвердиться хотела в человеческом обществе, оказаться в центре внимания, позабавить всех? Позабавить в итоге не удалось. Дело, как вы помните, происходило на корабле. Сначала матросы действительно веселились, но мальчик, у которого обезьяна утащила шляпу, рассердился и полез за ней на мачту. Все выше и выше. «На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха». Мальчик едва не погиб, и тут уж конечно все и думать забыли о недавнем веселье.
Палка о двух концах
Толстой описал классическую сцену дразнения, один участник которой подстрекает и раззадоривает другого. Существенную роль в успехе этого занятия играют наблюдатели. Если бы матросы, вместо того чтобы веселиться, вовремя остановили мальчика, не пришлось бы ему с риском для жизни прыгать с мачты в море. Дразнение — явление сложное, отчасти агрессия, отчасти игра, и исход процесса зависит от того, какие элементы преобладают.
Когда человек дразнится, он демонстрирует свою силу и статус, потому что самому затюканному члену группы никто не позволит обзываться и передразнивать других. Если же в этом занятии больше игры и юмора и нет намерения оскорбить, его называют поддразниванием; оно может быть приятным для всех участников и даже поспособствовать их сближению.
Приведу еще пример из русской классики, из повести Куприна «Яма». Студентам хочется посетить публичный дом, однако неловкость мешает им окончательно решиться. Один из компании отговаривает остальных, и они воспользовались ситуацией: «Студенты, смеясь и толкаясь, обступили Ярченко, схватили его под руки, обхватили за талию. Всех их одинаково тянуло к женщинам, но ни у кого, кроме Лихонина, не хватало смелости взять на себя почин. Но теперь все это сложное, неприятное и лицемерное дело счастливо свелось к простой, легкой шутке над старшим товарищем. Ярченко и упирался, и сердился, и смеялся, стараясь вырваться. Они двинулись гурьбою вперед. Ярченко начинал понемногу смягчаться».
Поддразнивать человека сложнее, чем дразнить, потому что дразнящий должен предвидеть реакцию объекта (вдруг он не засмеется, а обидится или рассердится), а дразнимый — понимать дружелюбный настрой шутника. Люди обучаются этому не сразу, годам к 10–12. Маленькие дети воспринимают только негативные стороны поддразнивания. Бывает, что взрослый дразнит ребенка, как ему кажется, вполне дружелюбно, а малыш обижается.
Тем не менее малютки, не достигшие года и не овладевшие речью, охотно поддразнивают взрослых. Специалисты выделили три основных типа младенческого поддразнивания. Тип первый — предложить и не дать, например протянуть родителю игрушку, а когда родитель к ней потянется, отдернуть руку. Есть еще провокационное действие: малявка делает то, что нельзя, или не делает того, что нужно, скажем, сует в рот губку. И наконец, младенцы мешают другим — отбирают предметы, отвлекают. Обычно они повторяют свои действия несколько раз, при этом смотрят на родителя и улыбаются, ожидая, что на них обратят внимание, улыбнутся, поиграют.
Если такое поведение не понравилось, малыши его редко повторяют. Следовательно, они уже в таком возрасте понимают настроение другого человека и предвидят его реакцию. Так, они ожидают, что родитель не только потянется за предложенной игрушкой, но и удивится, если вдруг ее не получит. То-то весело! Эти крохи и сами готовы посмеяться над хорошей шуткой, когда мама, к примеру, делает вид, что пьет из детской бутылочки. И раз их смешат абсурдные поступки, они уже понимают, каким должен быть истинный порядок вещей.
Но если бессловесные младенцы могут и шутить, и оценить чужую шутку, значит, язык им для этого не нужен. Так, может быть, шутливое поддразнивание присуще и животным, в том числе обезьянам? И поскольку ученых всегда интересует, откуда что берется, сразу возникает вопрос об эволюционных корнях игривого поддразнивания и чувства юмора.
Эмоции играют большую роль в жизни животных. В парке приматов Апенхёль в Нидерландах 11-летней самке орангутана Самбодже показывают фотографии возможных партнеров — участников международной программы разведения больших обезьян. Женихи живут далеко, перевозить их сложно. Если Самбоджа заранее выберет того, кто ей больше нравится, это облегчит дело. Фото: Harald Knitter / Wilhelma
Человекообразные обезьяны дразнятся весьма разнообразно, но игривое поддразнивание описано довольно плохо, что удивительно, учитывая, сколько исследований посвящено играм животных. Очевидно, ученые, интересовавшиеся дразнением, сконцентрировались исключительно на его агрессивном аспекте. Так, голландский ученый Отто Аданг, работавший в 1980-х годах в Утрехтском университете, наблюдал за поведением молодых шимпанзе в зоопарке города Арнема. Он видел, как во время игры или в конфликтной ситуации шимпанзе швыряют предметы в других обезьян, не входящих в их компанию. Это была безусловная агрессия, и Аданг предположил, что шимпанзе таким образом устанавливают иерархию доминирования или прощупывают границы собственных возможностей. При этом ученый намеренно исключил из анализа все действия, совершенные обезьянами с характерным выражением лица — рот открыт, лицевые мышцы расслаблены, — которое служит признаком игрового поведения.
Тем не менее некоторые сведения о поддразнивании в литературе обнаружить можно, чем и занялись исследовательницы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под руководством доцента Эрики Картмил. Начали они с поиска упоминаний о тех трех формах игрового поддразнивания, свойственных младенцам.
Действия
Случаев, когда одна обезьяна предлагает что-нибудь другой, а потом не дает, описано много. Шимпанзе и орангутаны разных возрастов протягивают друг другу мячики, палочки, собственные руки. Один самец орангутана в зоопарке просовывал палочку самке, которая сидела в соседней клетке, отделенная сетчатой стенкой. Как только самка пыталась схватить палочку, шутник ее отдергивал. Так они забавлялись довольно долго, им не надоедало, и самка не сердилась.
Интересный эксперимент поставили в 2018 году американские исследователи под руководством Брайана Хэйра, профессора эволюционной антропологии в университете Дьюка. Их интересовало, передаст ли бонобо палку человеку, который об этом просит. Напомним, что бонобо (Pan paniscus) — человекообразная обезьяна, более миролюбивая и социальная, чем другой вид шимпанзе, Pan troglodytes.
Эксперимент выглядит следующим образом. Бонобо сидит в комнате с сетчатыми стенками и видит, как в соседнем помещении один человек демонстративно крадет у другого палку, выходит с ней из комнаты и запирает дверь. Затем обидчик подсовывает палку под стенку обезьяньей комнаты, рядом с ней кладет кусочек банана и уходит. Запертый и ограбленный человек хнычет, трясет дверь, бросает выразительные взгляды на палку и на бонобо, словом, всячески демонстрирует желание получить свое сокровище назад — сам он до палки дотянуться не может. Бонобо в такой ситуации всегда начинали с того, что съедали банан. Затем они вытаскивали палку из-под сетки (иногда), но практически никогда ее не передавали. Дети и шимпанзе в подобных экспериментах возвращали ограбленному его имущество примерно в половине случаев, а бонобо всякие орудия почему-то передают неохотно. Камнем для колки орехов не поделятся, зато орехами угостят, значит, не жадничают. И желание человека понимают прекрасно, потому что дразнятся. Шестеро бонобо из восемнадцати протягивали ограбленному палку и отдергивали, причем такое поведение повторялось регулярно. Исследователи истолковали его как попытку инициировать контакт.
Вторая форма поддразнивания — провокационное поведение (животное делает то, что не положено, или не делает того, что надо). Его сложно выявить, потому что провокацию легко спутать с нежеланием. Например, обезьяна не возвращает данный ей предмет, и поди разбери, в чем дело: она не понимает, чего от нее ждут, не хочет расставаться с предметом или завязывает социальный контакт? По-видимому, животные все-таки устраивают провокации, хотя таких случаев описано мало. Горилла Коко, которую научили языку жестов, регулярно давала неправильные ответы, хотя правильные, безусловно, знала. С Коко работала зоопсихолог Франсин (Пенни) Патерсон. На вопрос: «Чем Пенни чистит твои зубы?» Коко отвечала: «Ногой». А что Пенни кладет на твою зубную щетку? Нос! И поднимает ногу к носу, демонстрируя игривое лицо. Однако случаи, когда обезьяны специально употребляют неправильные слова, трудно интерпретировать, потому что обученных языку животных невольно очеловечивают.
Франсин Патерсон и Коко — полное взаимопонимание. Фото: The Gorilla Foundation
Мешают ли животные друг другу? О, да! Но опять-таки, мотивация такого поведения может быть разной: привлечь внимание, отвлечь внимание, побудить к действию. Наконец, помехи могут быть случайными. Понять их подоплеку помогают сопутствующие признаки, позволяющие истолковать поведение животного как игру. Дикие детеныши шимпанзе часто пристают к взрослым обезьянам, кусают или теребят, и взрослые в ответ либо играют с детенышами, либо отталкивают, но агрессии не проявляют. То же происходит и в неволе. Исследователи наблюдали, как орангутан, живущий в зоопарке Туайкросса, пихал своих соседей по клетке или дергал за волосы, пока кто-нибудь не прерывал своего занятия и не начинал с ним шутливо возиться. В этих случаях мы имеем дело с дружелюбным взаимодействием.
Человекообразным обезьянам по силам даже такая сложная задача, как изучение языка. Бонобо Канзи и Панбаниша и исследовательница Сью Сэвидж-Рамбо с лексиграммами. Фото: W. H. Calvin
Понимание и предвидение
Чтобы поддразнивание не воспринималось как агрессия, шутник должен понимать, что думает и чувствует объект шутки. Это умение (его назвали теорией разума) не следует путать с эмпатией — способностью разделять чувства другого человека, смеяться или горевать вместе с ним. Наблюдения показывают, что теорией разума обладают не только люди, в том числе и младенцы, но и обезьяны.
Чтобы удержать обезьяну перед монитором, ей предлагают пососать сок через трубочку. Фото MPI-EVA (Институт эволюционной антропологии Макса Планка)
Много экспериментов с шимпанзе провели исследователи разных стран под руководством Майкла Томаселло, профессора Института эволюционной антропологии Макса Планка. Они выяснили, что шимпанзе понимают не только цель другой обезьяны или человека — например, подают ему оброненную палку, до которой он не дотягивается, но и намерения.
В одном из экспериментов человек сидел на табуретке и угощал шимпанзе виноградом через окошечко в перегородке. Время от времени он вставал и переходил к другому окошечку в нескольких метрах от первого и там предлагал этой же обезьяне виноград из другого ведра. На одном месте шимпанзе угощали от одного до трех раз подряд, так что он не мог предвидеть, когда человек сменит позицию. В эксперименте участвовало несколько обезьян, все они быстро привыкли к такому порядку и, когда экспериментатор вставал, перемещались к другому окну, чтобы продолжить пиршество. Но иногда рядом со вторым ведром звонил телефон или помощник бросал туда блокнот, тогда человек шел подобрать блокнот или ответить на звонок. Обезьяны прекрасно понимали, зачем он встает, к другому окошку не бросались и ждали, не вернется ли кормилец на прежнее место.
В другой серии экспериментов Томаселло с коллегами доказали, что человекообразные обезьяны правильно оценивают чужую осведомленность. Не думайте, что это просто, дети такую премудрость осваивают не сразу. Малышам показывают небольшой спектакль, в котором кукла Салли прячет некий предмет. Потом она выходит из комнаты, а другая кукла тем временем эту вещь перепрятывает. Когда детей спрашивали, где будет Салли искать свое сокровище, когда вернется, малыши указывали на то место, где предмет находится в данный момент, и только дети старше четырех лет понимали, что Салли не догадывается о коварстве другой куклы и рассчитывает найти предмет там, где оставила.
Чтобы проводить подобные исследования с обезьянами, ученые используют трекеры, позволяющие следить за движениями глаз животных. Эту технологию разработал в Киотском университете исследователь психологии приматов Фумихиро Кано. Когда обезьяна смотрит фильм, ее взор направлен туда, где что-то происходит или должно произойти, а ученые с помощью трекера узнают, чего обезьяна ожидает. Вот, например, остросюжетное видео о конфликте человека и Кинг-Конга, роль которого исполнял костюмированный актер. Соперники разделены решеткой. Кинг-Конг отнимает у человека камень, прячет его в коробку и прогоняет человека. Затем он перепрятывает камень в другую коробку, а потом вообще уносит. Возвращается человек и хочет достать камень. Поскольку он по другую сторону решетки, ему нужно подтянуть к себе платформу с обеими коробками, взявшись за ручку, расположенную посередине. На этом видео заканчивается, и обезьяна так и не узнает, какой выбор сделал человек. Подсказок тоже нет: человек двигался к центру площадки и смотрел прямо перед собой. Ни жестом, ни взглядом он не дал понять, какая из двух коробок его интересует. Тем не менее обезьяны (в эксперименте участвовали шимпанзе, бонобо и орангутаны) смотрели туда, где, по их мнению, человек рассчитывал найти камень. Взгляд обезьяны опережал движения человека, и большинство животных правильно определили, что он откроет коробку, в которую на его глазах прятал камень Кинг-Конг. Если бы животные просто смотрели видео, то следили бы за актером, но их интересовало, что он предпримет, и они смотрели на предполагаемую цель, угадав ее правильно.
В Киотском университете снимают тестовый фильм для обезьян. Кинг-Конг прячет, человек ищет, обезьяна должна догадаться, где он будет искать. Справа — актер в костюме Кинг-Конга. В левом верхнем углу изображение обезьяны перед экраном. Красная точка показывает направление взгляда животного
Авторы исследования подчеркивают, что обезьяны никогда раньше не видели, как обманывают человека, так что не могли опереться на личный опыт. Они действительно предвидели действия человека, понимая, что он введен в заблуждение.
При таких способностях им раз плюнуть воспользоваться чужим неведением. Сидят, например, два шимпанзе, главный и подчиненный, доминант и субординат, в разных отсеках, откуда им видно друг друга и третий отсек, в котором экспериментатор раскладывает кусочки банана. Потом экспериментатор уходит, в отсек запускают обезьян, и доминант съедает все. Подчиненная обезьяна, даже если войдет первой, не посмеет лакомиться, иначе ей попадет от доминанта. Поэтому она предпочитает вообще не входить в комнату и бананы не брать. Ситуация меняется, если часть обзора загорожена ширмочками и доминант не видит, что куда-то положили банан. А субординат все видит и, если у него появится возможность закусить безнаказанно, своего не упустит.
И еще один пример того, как шимпанзе предвидят действия другого существа и сообразуют с ними свои собственные. На глазах обезьяны в прозрачный бокс помещают два куска банана. Один кладут на стол и прикрывают непрозрачной дощечкой, отчего дощечка наклоняется. Второй кусочек прячут в отверстие в столе и тоже прикрывают дощечкой, но она лежит ровно, заслоняя отверстие и банан. Потом обезьяне загораживают обзор и дают выбрать кусок другому шимпанзе, который не видел, как раскладывают еду. Перед этим шимпанзе стол и на нем две дощечки: одна лежит ровно, другая наклонно, что за ней — ему не видно. У этой обезьяны одна попытка. Потом наступает очередь первого шимпанзе. У него тоже одна попытка. Он не видел, что взял конкурент, и не видит, как сейчас лежат дощечки. Непрозрачный экран загораживает обзор, шимпанзе может только протянуть правую или левую руку сбоку от экрана. В такой ситуации приходится соображать, что предпринял конкурент. А он, по-видимому, выбрал лакомство из-под наклонной дощечки, поскольку не подозревает о тайнике в столе. Следовательно, в тайнике банан должен остаться. И шимпанзе тянется к тайнику.
Где предвидение, там и обман, которым обезьяны тоже пользуются. Например, одна обезьяна пристально смотрит вдаль, остальные глядят туда же, а обманщица тем временем что-нибудь стащит. Или другая ситуация. Взрослая самка павиана кормится на участке разрыхленного дерна. Юному павиану не по чину есть рядом с ней — взрослая самка не позволит. Прогнать ее он тоже не может. И тогда нахал поднимает крик: на него напали, его обидели! На эти вопли прибегает взрослый самец, прогоняет самку, потому что маленьких обижать нехорошо, а манипулятор получает, что хотел.
Так что же, если обезьяны действуют, как веселящиеся младенцы, предвидят поведение другой особи и даже в состоянии им управлять, могут они друг друга поддразнивать или нет? Теоретически — да. А чтобы выяснить это наверняка, нужно больше наблюдать и экспериментировать, обращая внимания на признаки шутливого поддразнивания.
Один из таких признаков — смех, которым часто сопровождаются шутки и развлечения людей. Человекообразные обезьяны, когда в шутку борются или гоняются друг за другом, также издают звуки, похожие на смех. Общий смех сплачивает и улучшает настроение, смеющиеся шимпанзе играют дольше. Однако пока никто не отмечал, что обезьяны смеются во время поддразнивания. Если окажется, что все-таки смеются, значит, действительно шутят.
Другая особенность игрового поддразнивания заключается в том, что обезьяна не получает от него немедленной выгоды. Например, шуточные бои. Исследователи наблюдали поединки горилл: одна нападает и сразу убегает. Другая бросается в погоню, стукает напавшего и сама убегает. Так они и носятся друг за другом. Подобные игры укрепляют социальные связи и доставляют удовольствие участникам, но при одном условии — они должны быть необидными.
По мнению Эрики Картмил, вопрос о поддразнивании приматов нуждается в систематическом изучении. Так получилось, что мы больше знаем о том, кто дразнит, а о поведении и реакции того, кого дразнят, почти ничего не известно. Если прояснить отношения между дразнящим и дразнимым, например родство или иерархию, установить, как меняются с возрастом частота и формы поддразнивания и в каком контексте оно происходит (скука / нейтральные отношения или активные действия), какие эмоции при этом испытывают обе стороны, то можно будет определить различные типы дразнения. А когда ученые выяснят, как и зачем дразнятся обезьяны, они надеются понять, почему это явление так распространено у людей и какова роль шутливого поддразнивания в появлении чувства юмора. Потому что ученые всегда зрят в корень.