Как назвать кружок по баскетболу

Программа кружка «Баскетбол» для детей 13–15 лет

В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.

Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

В возрасте 13-15 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. По этому начальный курс баскетбола представлен «Школой технико-тактической подготовки». Отличительной особенностью элементов школы является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются.

Количество занятий – 68 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю, продолжительностью 45 минут.

Программа курса баскетбол для детей 13-15 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Школа передач мяча», «Финт», «Владение мячом», «Школа бросков мяча по кольцу», «Групповые взаимодействия». Знать историю возникновения баскетбола. Знать гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви. Знать основные правила игры, владеть следующими двигательными действиями: передачи одной рукой от плеча, двумя от груди, приемлемые виды передач для каждой конкретной игровой ситуации, ведение мяча, повороты, перевод мяча, техника бросков по кольцу двумя от груди и одной рукой в движении.

Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).

ВозрастПолОценка высоты прыжка
среднийвыше среднеговысокий
13 летД

36 и выше14 летД

39 и выше15 летД

Контрольные нормативы в беге на 20 м.

КлассДевочкиМальчики
высокийвыше среднегосреднийвысокийвыше среднегосредний
13 лет3,8 и менее3,9-4,04,13,7 и менее3,8-4,04,0-4,3
14 лет3,7 и менее3,8-4,14,2-4,43,5 и менее3,6-3,83,9-4,1
15 лет3,5 и менее3,6-4,04,1-4,33,3 и менее3,4-3,73,8-4,1

Передачи и броски мяча.

№ п/пКонтрольные упражненияВозраст
131415
1.Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).202223
2.5 штрафных бросков (попаданий).223
3.10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).678
№ п/пТемаКоличество часовВ том числе
теорияпрактика
1.Основы знаний.22
2.Передача мяча.1019
3.Ведение мяча.1019
4.Броски.1017
5.Игра в нападении.10110
6.Игра в защите.10110
7.Игровая деятельность.1616
Итого:68761

1. Основы знаний – 2 часа:

а) история возникновения баскетбола;
б) гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви; оборудование площадки для игры в баскетбол;
в) основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время, начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий.

2. Передача мяча – 10 часов:

а) передача одной рукой от плеча;
б) двумя руками от груди;
в) выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния;
г) передачи на месте и в движении;
д) логика выбора вида передачи в тех случаях, когда перед игроком с мячом располагается защитник;
е) приемлемые виды передач для каждой конкретной ситуации при сопротивлении защитников;
ж) ситуационная техника передач.

3. Ведение мяча – 10 часов:

а) стойка при высоком и низком ведении;
б) характер контакта кисти ведущей руки с мячом;
в) изменения направления движения;
г) вышагивание, скрёстный шаг, поворот;
д) перевод мяча перед собой и за спиной;
е) повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом;
ж) перевод мяча между ногами.

4. Броски – 10 часов:

5. Игра в нападении – 10 часов:

а) взаимодействие двух и трех нападающих;
б) ситуационная техника (в этом отличие предлагаемого материала от традиционного, не встречавшегося до сих пор в учебниках и учебных пособиях);
в) взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача и рывок к корзине с изменением направления движения; рывок за спиной защитника;
г) взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего;
д) взаимодействие двух игроков задней линии и центрового.

6. Игра в защите – 10 часов:

а) групповые взаимодействия защитников: действие в численном меньшинстве;
б) противодействие заслонам;
в) создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч;
г) индивидуальные защитные действия: держание нападающего с мячом в позиции игрока задней линии; держание игрока с мячом на линии штрафного броска, держание игрока с мячом на боковой линии в области штрафного броска;
д) защита в численном меньшинстве.

7. Игровая деятельность – 16 часов:

а) применение полученных знаний в игре;
б) самостоятельные решения игровых ситуаций.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о истории возникновения баскетбола. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Знакомятся с оборудованием площадки для игры в баскетбол. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры. Изучая таблицы и наглядные пособия учащийся получают представления о судействе игры, жестов судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой, таблицами.

При изучении разделов программы 2-6 применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся при изучении раздела программы 7. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.

Список используемой литературы.

Источник

Спортивный кружок «Мы — юные баскетболисты»

Гончарова Л.В.,
инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 98 «Загадка»,
г. Норильск Красноярского края

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности этот вид спорта опережает многие другие. Систематические занятия баскетболом всесторонне развивают организм занимающихся, совершенствуют его функциональную деятельность, обеспечивая правильное физическое развитие, повышают общий уровень двигательной активности.

Занятия баскетболом в ДОО не только способствуют физической подготовке, освоению технической и тактической стороны игры, но и повышают умственную работоспособность, снимают утомление. Баскетбол формирует взаимопомощь, чувство долга.

Важнейшие требования к занятиям баскетболом — дифференцированный подход к занимающимся, учет их состояния здоровья, физического развития, уровня двигательной подготовленности.

Основные цели работы спортивной секции «Мы — юные баскетболисты» — оздоровление детей, формирование у них жизненно-важных двигательных навыков и умений, развитие физических способностей.

На этапе планирования работы секции мы поставили перед собой ряд задач:
— знакомить с правилами игры, действиями игроков;
— совершенствовать технику ве­дения мяча, его передачи, бросков;
— помогать овладевать основами игры;
— формировать стремление достигать положительных результатов;
— развивать координацию и точность, быстроту реакции, силу, глазомер;
— воспитывать целеустремленность, выдержку, решительность, уверенность.

Следующий этап эффективной работы спортивного кружка — создание оптимальных условий для решения поставленных целей и задач:
— изучение специальной литературы;
— разработка консультаций, практических занятий по обучению дошкольников игре в баскетбол;
— подбор обучающих фильмов и презентаций о баскетболе;
— оборудование спортивной площадки и подбор спортивного инвентаря;
— привлечение родителей к решению поставленных задач через организацию бесед, круглых столов, фотовыставок, открытых занятий. Раз в месяц мы проводим занятия соревновательного типа между командами детей, посещающих кружок, и их родителями;
— сотрудничество с социокультурными учреждениями города, учителями по физической культуре начальных классов для организации просмотров тренировок, участия в тренировочном процессе и проведения спортивных соревнований с элементами баскетбола между воспитанниками ДОО и учащимися школ;
— отбор детей в кружок.

Программа кружка «Мы — юные баскетболисты» построена на принципе постепенного усложнения и включает в себя три этапа:
— 1-й — обучение подготовительным упражнениям: ловля и передача мяча, ведение мяча правой и левой рукой, метание на различные расстояния и т.д.;
— 2-й — обучение подводящим к игре упражнениям: на развитие глазомера, с передачей мяча в парах, тройках, броски в цель из различных исходных положений;
— 3-й — ознакомление с правилами баскетбола и отработка их в игре.

В конце года дошкольники, посещающие кружок «Мы — юные баскетболисты»:
— овладели элементами баскетбола, навыками различного способа ведения мяча, броска мяча в корзину;
— улучшили результаты в ходьбе, беге, прыжках.

Три участника кружка успешно поступили для обучения в спортивную секцию «Баскетбол» на базе СОШ № 45 г. Норильска.
Предлагаем вашему вниманию занятия кружка «Мы — юные баскетболисты» для старших дошкольников.
«В стране веселых мячей»

Задачи:
— закреплять умения действовать с мячом (бросать его в горизонтальную цель, находящуюся на высоте 1,5—2 м, при этом сочетать необходимое направление с силой броска), перебрасывать мячи друг другу двумя руками снизу, вести мяч ногой между предметами, отбивать мяч от пола правой и левой рукой;
— развивать внимание, фантазию, двигательную активность, глазомер, меткость броска, ловкость, прыгучесть, координацию движения при выполнении игровых упражнений;
— воспитывать интерес к занятиям физической культурой, добросердечность, желание помочь товарищу.

Оборудование: надувные мячи (по количеству детей), 20 маленьких мячей, резиновые, набивные, мячи-хопы, теннисные, гимнастические, баскетбольные, мягкие мячи (всего перечисленного по 2 шт.), деревянные ложки, воздушные шары (по количеству детей), конус, музыкальное сопровождение.

***
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети строятся в шеренгу.
Инструктор. Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну. Рядом будут ваши старые знакомые, а кто, отгадайте:

Стукнешь о стенку —
а я отскочу,
Бросишь на землю —
а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак
не хочу.
(Мяч.)

Чтобы попасть в страну Веселых мячей, нужно надуть воздушные шары.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Дети делают глубокий вдох, надувают щеки, а затем медленно выдыхают, вытягивая губы трубочкой.

Воздух мягко набираем,
Шарик дружно надуваем.

Инструктор. Закройте глаза и представьте, что ветер несет вас в страну Веселых мячей. Вот мы и на месте. Жители этой страны любят бегать, играть, прыгать, скакать, кататься и кувыркаться. Нам нужно все знать о них.

Блицтурнир «Знатоки мячей»
Вопросы
Почему мы метаем набивной тяжелый мяч, а отбиваем от пола резиновый?
Почему прыгают на боль­ших резиновых мячах, а не на маленьких?
Почему с кожаным волейбольным мячом нельзя плавать?
Бывают ли мячи другой формы, не круглые?
Из чего делают мячи?
Куда спортсмен забрасывает мяч в баскетболе?
Чем ведут мяч в футболе?
Чем ведут мяч в баскетболе?
Как называется необычный мяч с перьями?
Куда забивают мяч в футболе?
Какие подвижные игры с мячами вы знаете?

Инструктор. А теперь отгадайте загадки о видах спорта:

Ребята, очень важно знать правила безопасности при проведении игр с мячом. Не играйте с мячом возле окон, витрин магазинов. Их можно случайно разбить. Нельзя играть возле проезжей части: мяч может выкатиться на дорогу, попасть под колеса машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу. Нельзя прокалывать мяч, это испортит его. А теперь возьмите надувные мячи.

Дети выполняют задание.

Разминка с мячами
Дети выполняют под музыку разные виды ходьбы, бега, прыжков.

Танец «Мячик»
Дети танцуют, выполняя различные упражнения с мячами.
Дыхательная гимнастика

Упражнение «Мяч»
И.п.: стоя, мяч держать двумя руками у груди. Мяч выбросить вперед, одновременно выдохнуть и произнести: «у-х-х-х». (Повторить 5 раз.)

Упражнение «Насос»
Поставить руки на пояс, слегка присесть — вдох, выпрямиться — выдох. (Повторить 3—4 раза).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дети делятся на команды «Мячи» и «Шары».
Инструктор

Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем мы играть.

Оценивать результаты игр и соревнований будут веселые мячи-малыши. За каждую победу команда получает один мяч.

Эстафеты с разными мячами
«Передача резинового и набивного мяча»
Игроки передают мяч назад двумя руками над головой, стоя в колонне по одному; передают его назад ведущему двумя руками снизу между ногами.

«Мяч водящему» (с мягкими мячами)
Дети стоят в кругу, в середине — водящий, который по очереди кидает мяч каждому игроку своей команды. Участники возвращают ему мяч.

«Пронеси и не урони» (элементы тенниса)
Игроки по очереди «змейкой» (обегая маленькие мячики), несут в ложке теннисные мячи, добегают до конусов, обегают их и возвращаются к своей команде по прямой.

«Кто больше забросит мячей» (элементы баскетбола)
Игроки по очереди забрасывают мячи в корзину от груди.

«Прыжки на мячах»
Игроки по очереди прыгают на больших мячах до конусов и обратно.

«Ловкий мяч»
Каждый участник прокатывает большой мяч до конуса и обратно и передает его следующему игроку.

«Салют»
По залу рассыпаны мячи. По сигналу все члены команд начинают собирать их, каждая в свой обруч. Побеждает команда, набравшая больше мячей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Инструктор. Сегодня мы продолжили ознакомление с разными мячами. Дайте свободу воображению и создайте свой чудо-мяч, используя материал для творчества: краски, пластилин, бумагу, ножницы и другое, а также придумайте загадки о мяче.
Дети выполняют задание.

Каждому участнику инструктор дарит воздушный шар. Дети прощаются со страной Веселых мячей.

«Играем в баскетбол»
Задачи:
— упражнять в отбивании мяча на месте правой и левой рукой, бросании его вверх и ловле с 1—2 хлопками; перебрасывании мяча двумя руками от груди, из-за головы; выполнении правильных бросков в корзину с места двумя руками снизу, двумя руками от груди; ведении мяча правой рукой вдоль границы зала;
— учить сохранять равновесие;
— закреплять знание летних видов спорта;
— развивать координацию движений, ловкость;
— вызывать желание заниматься любимым видом спорта.

Оборудование: мячи (диаметр 25 см), баскетбольные мячи, 2 баскетбольных кольца, 4 кегли.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Построение в шеренгу, поворот вправо, ходьба с заданием для рук и плечевого пояса.
2. Упражнение для кистей рук «Замок», «Змейка», «Волна». Важно следить за осанкой и дыханием. Темп средний, дыхание произвольное.
3. Бег в среднем темпе (до 35 с); ходьба обычная, широким шагом с одновременной работой рук, с высоким подниманием бедра, обычная; боковой галоп, бег в медленном темпе (до 1,5 мин); ходьба обычная, построение в колонну. Следить за качеством выполнения. Темп медленный, дыхание произвольное.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Отбивание мяча правой и левой рукой, стоя на месте (выполняется фронтально всей группой) по 20—25 раз. Темп средний, дыхание произвольное. Регулировать силу рук.
2. Бросание мяча вверх, его ловля с двумя хлопками (бросок выполняется двумя руками снизу чуть выше роста ребенка). (Повторить 8—10 раз.) Темп средний, дыхание произвольное. Обратить внимание на правильное и.п. при броске, его точность.
3. Ведение мяча правой рукой вдоль границы зала (выполняется с изменением направления и темпа, с соблюдением интервала движения). (Повторить 2 раза.) Темп средний, дыхание произвольное. Мяч находится сбоку, следить за его направлением.
4. Передача мяча двумя руками от груди (правильный захват мяча сбоку, концентрировать внимание при броске). (Повторить 8—10 раз.) Темп средний, дыхание произвольное.
5. Упражнение «Попади точно»
Броски мяча в корзину с места (расстояние 2—2,5 м от лицевой линии). Выполняются подгруппами в форме соревнования 2 мин. Побеждает команда, у которой больше всего точных бросков. Темп средний, дыхание произвольное. Мяч нужно удерживать близко к туловищу в правильном и.п., бросок выполнять рукой и кистью, хорошо прицеливаться: одновременно видеть цель и мяч.
6. Игра «Отними мяч»
Дети делятся на пары. Каждый ребенок должен отнять мяч у своего «противника». Выполняется 2 мин. Темп медленный. Важно контролировать зрением свои движения, руками не задевать соперника.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Игровое упражнение «Назови летние виды спорта».
2. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий на восстановление дыхания.

Инструктор. Какое упражнение было для вас трудным? Какое упражнение вам понравилось?
Дети отвечают.

Литература
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М., 1983.
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. М., 1992.
Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5—7 лет. М., 2004.
Дудина А.А. Занятие в баскетбольной секции как средство укрепления здоровья учащихся. Из опыта работы // Физическая культура, спорт и здоровье. 2015. № 25.
Занимательная физкультура для детей 4—7 лет: планирование, конспекты занятий / Авт.-сост. В.В. Гаврилова. Волгоград, 2013.
Малыгина О.И., Капнинская О.Р. Особенности обучения детей в ДОУ элементам игры в баскетбол // Развитие современного образования: от теории к практике: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *