Как назвать тему исследовательской работы
Как придумать хорошее название для научной статьи 35281
Выбрав проблематику и тему для научной статьи, следует дать ей название. Большинство исследователей не уделяют формулировке названия статьи того внимания, которого оно заслуживает. Между тем, название — это тот крючок, который позволяет зацепить нужного вам читателя и не подать ложных надежд незаинтересованному. Чтобы люди замечали и читали вашу статью, руководствуйтесь несколькими простыми правилами.
Боритесь с сорняками
Сравните два заголовка:
«К вопросу о мотивации персонала в современной компании»
«Мотивация персонала в современной компании»
Смысл у них один и тот же, но у второго есть определённые преимущества. Во-первых, оно короче, и, следовательно, при беглом просмотре легче понять, о чём пойдёт речь в статье. Во-вторых, в таком названии ключевые слова вынесены в начало, и читателю не требуется пробираться сквозь дебри лишних слов, чтобы добраться до сути.
Находите оптимальную длину
Кроме того, краткость не только сестра таланта, но и, если верить журналу Royal Society Open Science, залог более активной цитируемости вашей статьи в будущем. Проанализировав 140 тыс. статей из базы данных Scopus за 2007–2013 год, исследователи пришли к выводу, что статьи с короткими названиями цитируют чаще, чем с длинными. Не только статьи, но и целые журналы с короткими названиями имеют более высокий индекс цитирования (примите это во внимание, когда выбираете, какому журналу доверить публикацию своей статьи ).
Однако не стоит доводить краткость названия до абсурда. Лучше всего следовать принципу разумной достаточности: название статьи должно быть достаточно длинным, чтобы однозначно выразить её главную идею и коротким настолько, чтобы ни одно слово нельзя было выбросить без потери смысла.
С этой точки зрения неудачным будет название статьи «Ценностные ориентации». Такое название заставляет читателя заглянуть внутрь статьи, чтобы узнать, о чём именно пойдёт речь, а то и прочитать несколько выборочных абзацев. И если в результате окажется, что в ней не содержится никакой полезной для человека информации, вряд ли он скажет спасибо автору этой статьи. Уважайте своих коллег. Название статьи «Ценностные ориентации современной молодёжи» будет хотя и длиннее, но конкретнее и информативнее.
В целом, рекомендуемая длина названия научной статьи составляет от 3 до 15 слов (а с точки зрения индексации в заголовке должно быть не более 10–12 слов). Если вы неспособны уложиться в это «прокрустово ложе», вспомните, что кроме названия у вашей статьи есть ещё аннотация, в которой вы и изложите более развёрнуто цель и основные идеи своей статьи.
Учитывайте научную сферу и стиль
В дискуссиях по вопросу о заголовках научных статей можно встретить мнение о том, что степень точности и ясности названия статьи зависит от научной сферы.
Например, в технических, естественных и экономических науках проблема или результат научного исследования должны быть изложены конкретно, ясно и просто — соответственно, и название статьи должно быть простым и чётким. Что касается общественных наук, таких как философия и социология, то научная статья может быть многоплановой, рождать двойные и тройные смыслы, и это можно отразить в её названии, которое будет менее определённым.
В целом же эти различия не настолько велики, чтобы можно было говорить о каких-то значимых особенностях названий, применимых в той или иной отрасли научного знания.
Как правило, название научной статьи принято формулировать не полноценным предложением, в котором есть подлежащее, сказуемое и т. д. (например: «Лазерное излучение и тепло способствуют образованию долгоживущих радикалов белков сыворотки крови млекопитающих»), а в виде ярлыка (без использования глаголов: «Образование долгоживущих радикалов белков сыворотки крови млекопитающих при воздействии лазерного излучения и тепла»). Некоторые журналы допускают в качестве названия статьи полные предложения, но таких журналов немного. Если вы решились на этот шаг, посмотрите, есть ли в журнале другие похожие по стилю заголовки.
В любом случае, не стоит выбирать сенсационные и интригующие названия, использовать в названии статьи сокращения, узкоспециальные и жаргонные термины, а также формулы. Не всегда в заголовке уместен вопросительный знак. Если в своей статье вы не задаёте вопрос читателю, а отвечаете на него, то вопросительный знак не нужен.
Неправильно: «Как придумать хорошее название для научной статьи?»
Правильно: «Как придумать хорошее название для научной статьи»
Правильно формулируйте название
Как же придумать название для своей статьи? И когда лучше это делать? В начале работы над статьёй или когда статья уже готова?
Конечно, к готовому тексту название придумать гораздо проще: вы уже знаете, что есть в вашей статье и чего в ней нет. Вы уже погрузились в тему, ваш мозг обработал всю информацию и с готовностью выдаст вам наиболее подходящее название.
С другой стороны, писать статью, не имея никакого названия, — это значит с гораздо большей вероятностью уйти в сторону от основной проблемы. Поэтому перед началом работы необходимо придумать для статьи рабочее название и приблизительный план, а после того как статья будет готова, сформулировать чёткое и точное название.
Чтобы придумать название для статьи, выпишите все ключевые слова и понятия, определите их взаимосвязь и на основе этого постройте предложение. Найдите слова, точно и однозначно отражающие смысл статьи. Если название длинное (более 5-6 слов), то ключевую фразу лучше вынести в самое начало.
Менее удачное название: «Новые возможности использования нефтеполимерных смол в лакокрасочных материалах»
Более удачное название: «Нефтеполимерные смолы в лакокрасочных материалах: новые возможности использования»
Проверяйте готовое название по чек-листу
Итак, название готово. Проверьте его по этому чек-листу:
1. Название краткое и лаконичное (3–15 слов).
2. Название чётко отражает содержание статьи, а не только область знаний.
3. Каждое слово в название статьи несёт определённую смысловую нагрузку, в нём отсутствуют лишние слова.
4. Все слова в названии сочетаются между собой, название не противоречит нормам и правилам русского языка.
5. В названии статьи используются ключевые понятия, которые способствуют индексации названия в Интернете, помогают найти вашу статью в электронном каталоге библиотеки и привлечь нужного читателя.
6. Название хорошо вписывается в стиль выбранного научного журнала и не будет смотреться «белой вороной» в его оглавлении.
Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей.
Помните, что от правильно выбранного названия зависит, будут ли вашу статью читать и будут ли её цитировать. Конечно, удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное вполне может навредить хорошей. В потоке информации, которая обрушивается на читателя сегодня, важно сделать так, чтобы при первом беглом прочтении названия статьи было понятно, о чём в ней пойдёт речь.
Также рекомендуем прочитать
Примеры аннотации к научной статье
Аннотация – это небольшой текст, который характеризует научную статью. Обратите внимание: не пересказывает, а именно характеризует. Научное сообщество – это не ленивые девятиклассники, которые не могут осилить произведение и читают его в кратком изложении. Вашим коллегам аннотации нужны для другого.
Правила оформления статей. Что это? Зачем это? Для кого это?
Люди делятся на тех, кто любит правила (Шелдон Купер, ага), и тех, кто их ненавидит. Ну ладно, просто терпеть не может их соблюдать. Еще бы: каждый из нас повидал достаточно правил, смысл соблюдения которых покрыт туманом условностей. Поэтому сегодня я хочу рассказать, почему мы придумали правила оформления статей, кому и для чего они нужны и в каких случаях их можно не соблюдать.
Сложные случаи цитирования
В этой статье мы поговорим о том, как правильно оформить цитату в сложных и нестандартных ситуациях, когда общие правила не работают.
Формулируем правильно тему научного исследования
Прежде чем приступить к выполнению научного исследования, автору предстоит определиться: что он намерен изучать, с какой целью, как ее достигать и пр. Немаловажным аспектом, предрекающим и гарантирующим успех работы, является грамотная формулировка темы.
Прежде чем приступить к выполнению научного исследования, автору предстоит определиться: что он намерен изучать, с какой целью, как ее достигать и пр. Немаловажным аспектом, предрекающим и гарантирующим успех работы, является грамотная формулировка темы.
Далеко не каждому исследователю удается правильно сформулировать наименование проекта, из-за чего в дальнейшем могут возникнуть определенные проблемы: несоответствие темы и содержания материала, отсутствие конкретики в заголовке или непосредственно работе, размытость или неточность выражений и пр. Все это в совокупности может привести к дисквалификации научной работы и отказе в ее публикации.
Как и когда формулировать или выбирать тему исследования?
Данный вопрос является отчасти философским. С одной стороны, тема исследования должна подчеркивать его цель, отражать суть всей работы. Из-за этого кажется, что она должна быть изначально выбрана и сформулирована должным образом.
Как правильно выбрать тему для исследования?
С другой стороны, для выполнения какой-либо задачи важно составить план действий, наметить цель и достигать ее. В этом случае можно полагать, что формулировку темы научной работы можно выполнить после написания основного материала, предварительно наметив цель, задачи, предмет и объект, выбрав нужный инструментарий (методология и информационная база).
При выполнении курсовых, дипломных и научных работ эксперты все же рекомендуют изначально выбрать или сформулировать заголовок труда, а в дальнейшем при необходимости он может подвергаться неоднократной корректировке. Если при написании студенческих проектов в большинстве случаев тема утверждается изначально, то при написании диссертаций она может видоизменяться в ходе выполнения исследования и зависеть от располагаемых автором первоисточников.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие требования предъявляются к темам научных исследований?
Студенты ВУЗов и СУЗов редко занимаются самовыдвижением собственной темы. Чаще всего они выбирают заголовок исследования из утвержденного, готового списка, который можно увидеть на кафедре.
Правила выбора темы исследования
Если же студент или автор научной работы намерен самостоятельно сформулировать наименование материала, то ему следует учесть следующие требования:
В заглавиях недопустимо использование сокращений и аббревиатур, двусмысленных слов фраз.
Проще говоря, тема научной работы должна быть четко сформулирована в виде простого предложения, без лишних слов и изысков, отмечая актуальность, значимость проекта, его суть и направление.
Как сформулировать тему исследования?
С чего же начать создание заголовка научного творения? Для начала автору необходимо определиться:
Далее важно ознакомиться с трудами по выбранной проблеме и направлению, понять: что ранее исследователи ученые и каких результатов достигли, что он может привнести? Уже на данном этапе станет очевидна цель исследования и задачи, гипотеза автора, методология исследования. Именно с этого момента целесообразно приступать к формулированию темы научной работы.
Особенности формулирования темы исследования
При создании заглавия можно принимать во внимание схожие работы, ориентироваться на их наименования, перефразировать их «под собственные задумки». Также допустимо использование всевозможных «конструкторов тем», которые учитывают три основных критерия: направление, объект и предмет.
Формулирование темы исследования с помощью перефразирования других актуальных тем
В идеале заголовок научного исследования должен состоять из 5-10 слов, звучать просто и понятно, отмечать действия автора (например, разработка – значит исследователь что-то спланирует и создаст новое, исследование –изучит и подчеркнет уязвимые места, предложит решение и пр.).
Допустим, студент экономического факультета намерен принять участие в научной конференции по экономике. Здесь ему целесообразно выбрать актуальную тему, которая подчеркнет современное состояние и проблемы экономического плана.
Например, учащегося заинтересовал ипотечный вопрос. Здесь важно изучить современное состояние, проблемы, сложности и способы их решений, а далее попытаться предложить что-то новое. В качестве достойного варианта заглавия исследования можно использовать: проблемы рынка ипотечного кредитования в современной России, исследование перспектив развития ипотеки в РФ и пр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Методические рекомендации Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы
Выбранный для просмотра документ методические рекомендации 2016.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №22с углубленным изучением иностранных языков имени В. Тезетева»
Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы
Автор работы: Абмаева Марина Николаевна,
учитель английского языка
Сведения об авторе:
Анализ названий работ, поступающих на конференции и конкурсы, позволяет утверждать, что правильно сформированное название темы исследования организует всю последовательность этапов работы. Самым трудным и практически не описанным в литературе этапом учебно-исследовательской деятельности является выбор темы. Нет смысла рассматривать случай, когда педагог предлагает учащимся выбрать из готового списка уже утвержденные названия тем. При таком подходе теряется главная мотивационная составляющая исследования – осознание личной причастности ученика к самому первому этапу исследования, при этом теряется возможность сказать себе и другим: «Мне было интересно, поэтому я придумал…».
Выбору темы исследования предшествует наиболее творческий этап сотрудничества педагога и ученика – выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Можно обозначить этот этап как предметное раскрытие исследовательских способностей ученика. Данные методические рекомендации нацелены на оказание методической помощи педагогам-практикам и составление алгоритмапри выборе темы и формулировки исследовательской работы.
Собственно выбор темы исследования состоит из двух этапов:
1. мыслительный процесс, изложение отдельных мыслей, рассмотрение типичных аналогий и т. д.
2. вербализация (выражение в виде культурно оформленного текста-описания на языке научных терминов) темы, цели и задач будущего исследования
Умение формулировать свои мысли является обязательным условием формирования культуры исследования.
Сформулировать проблему часто сложнее, чем решить ее. Исследовательская работа и начинается с выбора проблемы, что предполагает выполнение целого комплекса работ и реализуется в следующей последовательности:
— определение цели исследования;
— конкретизация проблемы;- определение актуальности проблемы, обоснование выбора проблемы (темы);
— вопросы разработанные (получившие общее признание научной общественности и проверенные на практике);
— вопросы недостаточно разработанные и требующие научного обоснования (дискуссионные);
— нерешенные вопросы, содержащиеся в литературных источниках, предложенные практикой или возникшие при выборе темы.
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно- исследовательскую работу, отвечающую следующим принципам:
Во-вторых, принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», « Что интересно больше всего?», «По каким учебным предметам получает лучшие отметки?», « К каким из них проявляет большой интерес?», « Какие из своих достижений считает наиболее значимыми?»
В-третьих , принцип научности подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату (терминам, теории).
В-четвертых, принцип доступности, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы. Это темы, предполагающие описание одного уже известного из школьного курса явления, но на новом материале.
«Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину». Например, удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)», «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь», «Нарушение норм литературного языка в рекламе». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Юмор в школе», «Феномен анекдота» и др.
Сегодня все чаще УИР руководит школьный учитель. Это даёт ему возможность реализовать свой творческий потенциал, воспользоваться знаниями, не востребованными на уроках, наконец, проявить индивидуальность.
Интересна научному руководителю (очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога);
Опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
Соответствует принципу научности;
Доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
Посильна по объему и времени, необходимому для её выполнения;
Содержит проблему, требующую решения.
Тема должна быть привлекательна, вызывать удивление
Тема должна быть выполнима, а выполнение должно принестиреальную пользу участникам исследования
Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности инеобычности
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполненаотносительно быстро
Должна быть реализуема в имеющихся условиях
Соотносить желания и возможности
Выбор темы – ответственный этап работы. Недаром говорят, что правильно выбранная тема – это уже наполовину решенная проблема.
Формулировка темы должна существенно определяться основным результатом работы. Чтобы найти для нее ключевые слова, надо задать себе два вопроса: а) о чем будет говориться в работе? б) что именно будет утверждаться?
Тема должна быть сформулирована предельно кратко и в то же время максимально предметно и конкретно. С этой целью термины в названии темы должны быть ограничены только словами, которые указывают на существенное содержание работы. В заглавии не должно быть лишних слов, вводных слов, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Если тему невозможно сформулировать кратко, то часть ее лучше представить в подзаголовке, указав ракурс подхода к теме и отделив его точкой или круглыми скобками. Вводимые в заглавие вспомогательные элементы (например, второе заглавие) должны иметь уточняющее значение.
Как правильно назвать исследовательскую работу.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль названия в исследовательской работе Автор: Н.В. Хлыстунова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Голышмановская СОШ №1»
Требования к теме научно-исследовательской работы 1.Актуальность и новизна, нестандарность 2.Научность 3.Проблемность 4.Точность 5.Оригинальность 6.Соответствие возрасту ученика 7.Конкретность 8.Формулировка темы
3. Биографические темы: «Факты биографии К. Лагунова в романе «Так было», «Счастье учительское – судьба учительская», «Судьба Горшкова Ф.И. в годы ВОв». 4.Психолого-медицинские темы: «Диагностика здоровья человека по почерку», «Цвет. Эмоции. Возраст», «Причины возникновения стресса и его влияние на ученика» 5.Строительство и архитектура: «Детское летнее кафе «Березка», «Внутреннее убранство русской избы», «Декор деревянных зданий Тюменского края» Направление «Социально-гуманитарные и экономические науки»
Что значит корректность названия темы? Некорректные названия Быстрое питание-скорое заболевание Курильщик – сам себе могильщик Мои сияющие глазки Затаился ли свинец? Исследование состояния воздуха Корректные названия Фразеологизмы в русских народных сказках Определение гармоничности физического развития подростков Экспериментальное вычисление роста сказочных персонажей Основные классы неорганических соединений в живописи…
Примеры неудачных названий и их переформулировка Неудачные названия Метеориты – гости из космоса Внимание, акулы! Как компьютер появился на свет Радуга в доме Как понять Шопена Правильные названия Изучение метеоритов в современной науке и их классификация. Исследование причин и факторов нападения акул на человека История преодоления проблем при создании компьютеров Исследование условий возникновения радуги Изучение особенностей восприятия музыки Шопена младшими школьниками
Подведение итогов Название работы должно точно отражать ее содержание, удачная и неординарная тема – залог успеха!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1404170
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.