Как назвать встречу про увольнение
Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.
Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.
Начните с плана на переходный период
Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.
При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.
Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.
Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.
Действуйте постепенно
Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:
1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.
2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».
О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:
Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.
Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.
Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).
На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.
Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.
Четыре вида реакций на увольнение
Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.
4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».
5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.
На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.
А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.
И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-
Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press
Как корректно сказать сотруднику об увольнении: различные методы
Психологи убеждены в том, что увольнение работника по инициативе собственника — это большой стресс для человека. Кандидат на увольнение озадачивается поисками новой работы, а сам факт расторжения трудового договора не по его желанию задевает самолюбие.
Подобные проблемы затрагивают не только трудящегося, но и администрацию, которая пытается мягко сказать сотруднику об увольнении.
Необходимость увольнения
Может быть несколько причин, по которым руководство приняло решение об увольнении сотрудника:
Для того чтобы уволить сотрудника, нужно иметь довольно веские основания, которые указаны в Трудовом кодексе РФ. Решение о прекращении трудового договора не может приниматься спонтанно, оно должно быть обосновано объективными причинами.
При регулярных опозданиях, возникновении конфликтных ситуаций, появлении работника в нетрезвом состоянии не нужно спешить его увольнять. Рекомендуется сделать виновному замечание при свидетелях и предупредить о том, что в следующий раз последует увольнение. Тому есть несколько причин:
При недостаточной квалификации работника проблема решается направлением на курсы за счет предприятия. Гораздо выгоднее все-таки взращивать свои кадры, чем принимать персонал со стороны.
Бывают ситуации, когда расторжение трудового договора является единственным выходом. Если сотрудник работает на конкурентов, разглашает секретную информацию или когда речь идет о другом грубом нарушении, администрации придется попрощаться с таким специалистом. Такие люди не меняются, поэтому увольнять их нужно без сожаления.
Нередки ситуации, когда работник ответственный, добросовестный, но при этом в полной мере не справляется с возложенными на него обязанностями, он не может двигаться вверх по карьерной лестнице и развиваться как специалист. Рано или поздно руководителю предприятия придется решать эту проблему, так как страдает его дело.
Полезные и вредные советы
Если руководство приняло решение уволить работника, значит оно взвешенное и обдуманное, но сказать сотруднику, что он уволен сложно. Страшную миссию по уведомлению работника об увольнении можно возложить на начальника отдела кадров, но если фирма небольшая, то это придется делать руководителю. Прежде всего нужно опровергнуть некоторые мифы об увольнении, которые доносят до людей бизнес-тренеры.
Присутствие свидетелей и короткий разговор
Считается, что если при разговоре с кандидатом на увольнение будет присутствовать еще заместитель руководителя или другой специалист, то это поможет поддерживать правильную атмосферу и не опускаться до обвинений и ругани. На самом деле подобный разговор не нуждается в присутствии третьего. Под властью эмоций уволенный может выражать свое недовольство и предъявлять претензии, вряд ли кто-то третий поможет этого избежать. Такие новости рекомендуется все-таки сообщать без свидетелей.
Есть мнение, что разговор должен быть коротким и не занимать более 15 минут. За это время все смогут высказаться и договориться о дальнейших планах. Не нужно затягивать беседу, так как она неприятна ни одной, ни другой стороне. Согласиться здесь можно только с тем, что разговор действительно неприятный.
Что касается продолжительности, то это зависит от обстоятельств и характера уволенного: один захочет высказаться, а другой заплачет. Выслушать человека администрация обязана, так как даже суд предоставляет обвиняемому право последнего слова.
Без прелюдий, но с извинениями
Считается, что перед тем как сказать человеку, что он будет уволен, не стоит восхвалять его, он может не понять, почему его решили уволить. На самом деле, говорить о достоинствах не только можно, но и нужно. Это подготовит сотрудника к увольнению. Метод кнута и пряника работает всегда.
Бизнес-тренеры утверждают, что администрация не должна извиняться перед уволенным сотрудником, потому что подобное поведение может посеять сомнения в обдуманности решения. Но ведь не трудно извиниться перед сотрудником, особенно в ситуации, когда руководитель действительно жалеет о том, что ему нужно уйти. Ко всему прочему, принесенные извинения снимут большую часть претензий со стороны трудящегося. Вариантов, как сказать сотруднику об увольнении, очень много. Каждый выбирает для себя более приемлемый.
Бесконтактное расторжение трудового договора
Есть несколько психологических приемов, которые позволят администрации подвести сотрудника к тому, что он сам захочет уйти из компании. К ним относятся:
Разговор перед прощанием
Если руководитель предпочитает откровенно сказать работнику, что он не нужен компании, то для начала необходимо собрать информацию о «жертве», чтобы иметь возможность правильно подбирать слова в разговоре. Желательно во время беседы быть уверенным в собственном решении. Все это делается лишь во благо собственного предприятия. Есть несколько рекомендаций:
Если хочется расстаться с сотрудником без взаимных обид, то нужно общаться с ним как с человеком. Ведь он отдал предприятию определенную часть своей жизни.
Пример поведения руководства
Есть один пример диалога с сотрудником, который можно назвать «Заезженная пластинка». Руководитель постоянно повторяет свои требования, стараясь не допускать диалога. Шоковая ситуация приводит к тому, что 9 человек из 10 все-таки пишут заявление по собственному желанию.
Выглядит этот диалог следующим образом:
Чаще всего в этот момент человек уже сломлен и даже не пытается что-то говорить в ответ. Он просто уходит. Этот метод не самый гуманный, таким образом нельзя расстаться с человеком, не задевая его чувство собственного достоинства, но когда ситуация требует того, можно применять любые способы.
В России подход, ориентированный на личность, уступает бездушному менеджменту по-американски. Руководители все чаще забывают о том, что перед ним стоит не робот, а живой человек, который способен переживать, чувствовать и бояться. Нет универсального способа увольнения, всегда нужно действовать по ситуации. Пожалуй, самый правильный способ сделать все по-человечески — мысленно поставить себя на место кандидата на увольнение. Тогда руководитель будет действовать и говорить так, как хотел бы, чтобы говорили с ним. Кстати говоря, этот метод хорош не только при увольнении.
Сообщение об увольнении: как сказать сотруднику, что его увольняют
Первое и главное правило — расставаться с сотрудником всегда нужно хорошо. Сам процесс расставания должен состоять из двух встреч: сообщения об увольнении, собеседования при увольнении и в некоторых случаях подготовительной работы.
Как сообщить об увольнении
Сообщение об увольнении
Вам следует кратко пояснить причину увольнения. Например, были такие-то планы и они не выполнены, или человек создает в компании некую ситуацию, которая не способствует развитию бизнеса, а только ухудшает атмосферу. Обязательно приводите аргументы, сотруднику должно быть понятно, что это не эмоциональное решение руководителя непонятно с чего, а взвешенное решение компании. Если говорить о моем опыте, то обычно я приглашаю сотрудника в переговорную, мы садимся за круглый стол, и я спокойно объясняю позицию компании: статистика по твоей работе такая-то, твое рабочее место стоит столько-то, а работа не приносит ту прибыль, которую мы планируем, или вовсе ведет к убыткам; вероятность, что ситуация изменится в ближайшее время, очень мала, поэтому экономически целесообразнее для нас найти другого человека.
Также во время сообщения об увольнении нужно сказать сотруднику, что за день или два до его ухода (примерно через полторы недели) с ним состоится еще одна встреча. Кратко опишите задачу этой встречи, чтобы человек не волновался и мог собраться с мыслями.
Собеседование при увольнении
Это более подробная беседа непосредственного руководителя (возможно, с участием службы персонала) с увольняемым сотрудником. На собеседовании об увольнении следует обсудить, почему не удалось решить конкретные задачи, что можно было бы сделать по-другому, чтобы достичь необходимого результата, как можно было бы улучшить работу сотрудника и компании в целом. Такая беседа обычно дает очень хороший положительный эффект — если человек достаточно долго проработал в компании, у него наверняка есть наболевшие проблемы и ему необходимо выговориться, закрыть все темы, сказать то, что он раньше, может быть, боялся сказать. Поэтому вероятность, что сотрудник откажется от подобной встречи если и существует, то минимальная. Риска же, что он просто проигнорирует встречу, тоже нет. Работник вплоть до увольнения подчиняется своему руководителю и обязан выполнять его распоряжения.
При увольнении некоторых сотрудников (например, менеджеров по продажам), Генеральным Директорам нужно понять:
Увольнение — это стресс для человека, и в этом состоянии он может повести себя неадекватно. Чтобы этого не произошло, я рекомендую Вам переключить некоторых клиентов (или часть важных вопросов) на себя, прежде чем передавать сообщение об увольнении.
Говорит Генеральный Директор
Александр Кузнецов, Генеральный Директор корпорации «Софит», Саратов
У меня никогда не было такого, чтобы люди, проработавшие больше пяти лет, уходили обидевшись. Доказательством тому служит тот факт, что в течение последних трех — пяти лет многие после увольнения приезжают на наши корпоративные праздники.
Я вижу три основные причины, которые могут побудить расстаться с сотрудником, и, соответственно, три варианта «прощания».
Первая причина. Человек пришел недавно, он переоценил свои возможности, компания возложила на него слишком большие надежды. В этой ситуации никто никому ничем не обязан, человек еще ничего не сделал, особенного вознаграждения не получил. Можно просто сказать: «Спасибо, мы ожидали получить все сразу, нам некогда учить и дожидаться отдачи».
Вторая причина. Человек работает долго, делает массу дел, с точки зрения отношений в коллективе — прекрасный коллега, но потенциалом для роста не обладает. Я же хочу, чтобы человек, занимающий эту позицию, не только выполнял работу, но и думал; вместе с тем понятно, что продолжать ждать изменений нет смысла. Чтобы избежать конфликта, я просто нашел несколько фирм из нашей отрасли, которым нужны были люди, и человека по моей рекомендации переманили, а я не сопротивлялся его уходу.
Третья причина. Не важно, сколько человек проработал, главное, что он или ворует, или представляет собой сильный балласт. В этой ситуации совесть не очень мучает. Если ворует, то увольнять надо не дрогнув; если же неэффективно работает, то сначала лучше попытаться найти подходящее место (в своей компании или в компаниях партнеров), где те навыки, которые уже есть у сотрудника, будут востребованы.
Бархатное увольнение: как расстаться с сотрудником без взаимных обид
Психологи утверждают, что увольнение с работы по инициативе руководства является для человека стрессом, сравнимым с разводом. И даже шутка, что слово «увольнение» является однокоренным понятию «воля», совсем не утешает. Переживания человека, потерявшего работу, связаны, в основном, с необходимостью срочно искать новое место. Не стоит забывать и об уязвлённом самолюбии уволенного. Затаённая обида может грозить организации весьма неприятными последствиями, например, на бескрайних просторах интернета внезапно начнут появляться отрицательные отзывы о вашей фирме, но это покажется вам мелочью по сравнению с угрозой судебного разбирательства.
На начало 2020 года материал полностью актуален.
Однако тягостные раздумья и стресс обеспечены не только работнику, но руководителю, принявшему решение об увольнении. А уж если вам впервые придётся «расставаться» с сотрудником, то несколько бессонных ночей вы себе обеспечите. Но, обо всём по порядку.
А нужно ли увольнение?
Итак, у вас появилась мысль, что некий сотрудник не соответствует вашему представлению о хорошем работнике. Причин тому может быть масса:
Но для увольнения должны быть веские основания, которые расписаны в ряде статей Трудового кодекса РФ.
Решение руководителя об увольнении сотрудника не может быть спонтанным, оно должно иметь под собой ряд объективных причин. Такие причины, как «меня раздражает, когда она громко смеётся» или «у него плохой парфюм» вряд ли можно рассматривать как серьёзные. Более того, в большинстве случаев с увольнением сотрудника следует повременить.
Если человек регулярно опаздывает или появляется в нетрезвом виде, конфликтует с другими сотрудниками, пренебрегает обязанностями и т.д., не спешите расстаться с ним. Лучше всего, если вы прилюдно сделаете провинившемуся замечание и предупредите, что в следующий раз будете вынуждены его уволить. Этим вы «убьёте» сразу трёх зайцев: во-первых, сам «кандидат на увольнение» поймёт, что вы знаете о его «косяках», и в случае дальнейших нарушений он будет наказан; во-вторых, это станет уроком и для остальных сотрудников; в-третьих, прилюдным предупреждением вы стимулируете себя: если сотрудник снова опоздает (придёт пьяным, начнёт затевать очередную ссору, будет бездельничать на рабочем месте и проч.), вы его уволите, ибо не захотите пошатнуть свой авторитет пустыми угрозами.
Проблема несоответствия работника занимаемой должности может быть устранена, например, если вы отправите его на курсы повышения квалификации (разумеется, за ваш счёт). Все же выращивать свои кадры гораздо надёжнее, чем брать специалиста со стороны. Если работник занимает не руководящий пост, а, например, является одним из помощников начальника или специалиста, то попробуйте прикрепить его на время к более успешному коллеге.
Существуют, однако, ситуации, когда вы понимаете, что «расстаться» с сотрудником всё же придётся. За разглашение закрытой информации, параллельную работу на конкурирующую организацию или другое крайне грубое и циничное нарушение, единственно верным будет уволить сотрудника, даже если в его лице вы потеряете уникального специалиста. Практика показывает, что такие люди неисправимы, поэтому расставаться с ними нужно сразу и без сожалений.
Существуют и другие причины увольнения, например, если ваше предупреждение не возымело силы, и работник продолжает регулярно опаздывать, приходить нетрезвым, ругаться с коллегами и т.д. В этом случае вы просто обязаны расстаться с человеком, так как его пример отрицательно сказывается на работе всего коллектива.
Ну, и, конечно, если добросовестность сотрудника не вызывает сомнений, но он не справляется с обязанностями, потому что выше своего «профессионального потолка» ему прыгнуть не удастся, рано или поздно вам придётся решать эту проблему. Вы можете держать работника на прежней должности только за то, что он очень хороший человек, пусть и непрофессионал, но помните, что страдает ваше дело!
Рекомендации специалистов: полезные или вредные советы?!
Если перед вами встал вопрос, как сообщить сотруднику, что он уволен, значит, вы всё же сделали выбор, и он будет для вас единственно верным.
Возможность переложить эту ужасную миссию на менеджера по персоналу или начальника отдела существенно облегчит вашу жизнь. Но, если вы являетесь владельцем небольшой фирмы, то спрятаться за кадровика у вас не получится. «Грязную работу» придётся делать вам.
Для начала, стоит развенчать несколько мифов об увольнении, которые нам навязывают модные сегодня бизнес-коучи (тренеры). Некоторые постулаты странно слышать из уст людей, чьё образование предполагает знания не только в области управления, но и в психологии. Начнём, пожалуй:
Третий – не лишний
Присутствие «третьей стороны», например, заместителя, во время разговора с сотрудником об увольнении, поможет вам не удаляться от темы и соблюдать правила приличия (не обмениваться обвинениями, не опускаться до ругани и т.п.).
Такой разговор считается очень личным, и уж третий – здесь точно не нужен. К тому же, если под воздействием эмоций увольняемый начнёт выражать своё недовольство, вряд ли «третья сторона» станет ему помехой. Соответственно, такие «новости» лучше преподносить без свидетелей.
Чем быстрее, тем лучше
Разговор об увольнении должен быть кратким, не более 15–20 минут. За это время вы сможете высказать все свои соображения и договориться о дальнейших действиях. Не стоит растягивать «удовольствие», потому что разговор малоприятен и вам и вашему подчинённому.
Единственное, с чем здесь можно согласиться, так это с тем, что разговор малоприятен обеим сторонам. А вот насчёт краткости беседы можно поспорить. Всё зависит от личности увольняемого: кому-то захочется забиться в угол, чтобы поплакать, а кто-то решит высказаться. А вам придётся выслушать человека, которого вы собираетесь уволить, ибо даже на суде обвиняемому дают последнее слово.
Давайте без прелюдий
Вы готовы сообщить сотруднику неприятную весть, вряд ли стоит целый час петь ему дифирамбы. Если он такой хороший, то почему вы хотите с ним расстаться?
А почему бы не сказать сотруднику, что он достойный человек и в другой организации непременно будет оценён по достоинству. Метод кнута и пряника никто не отменял. Вам ведь не сложно подчеркнуть положительные стороны сотрудника, а ему это будет не просто приятно, но и необходимо.
Стоит ли извиняться?
Бизнес-коучи не рекомендуют извиняться перед сотрудником, с которым вы расстаётесь, мотивируя это тем, что излишние сожаления об увольняемом специалисте могут натолкнуть его на мысль об ошибочности решения.
Разве так сложно извиниться перед человеком, особенно если вы, действительно сожалеете о том, что ему придётся уйти?! Покажите работнику, что вам также сложно сейчас с ним расстаться, как и ему с вами. Пусть хоть это станет ему утешением. Ваши извинения снимут около половины претензий к вам и вашей организации.
Лучше всего производить увольнение в пятницу
В крупных компаниях обычно увольняют по пятницам, задерживают увольняемого после работы и в опустевшем офисе проводят беседу.
А разве есть подходящее время для плохого известия?! Если сообщить об увольнении в пятницу, то все пройдет, конечно, менее драматично, но тем самым вы не просто испортите сотруднику выходные. Вы оставите его наедине с проблемами, но главное, до понедельника он даже не сможет начать поиск новой работы. А что может быть хуже бездействия?!
Можно ли уволить работника бесконтактно?
Согласно статьям Трудового кодекса РФ увольнение работника возможно:
Некоторые психологические приёмы могут подвести сотрудника к мысли, что он сам хочет уйти из компании.
Письма «счастья»
Поработайте рекрутером: найдите несколько подходящих вакансий для своего сотрудника и отправьте туда его резюме. Через некоторое время ему начнут приходить приглашения на собеседования. Можете также подписать его на ежедневную рассылку с предложениями о работе по подходящим вакансиям. Поверьте, если вашему работнику подвернётся работа с большим окладом или лучшими условиями, он уйдёт от вас без колебаний.
Земля слухами полнится
Запустите по своей организации слух о скором упразднении должности сотрудника, которого вы хотите уволить. Умный работник потихоньку начнёт искать себе другую работу, а найдя, уйдёт по собственному желанию. Даже если сотрудник не озаботится поиском, всё равно, для него уже не будет столь неожиданным скорое сообщение о его увольнении.
Ударим рублём!
Сославшись на трудности, снимите надбавки с работника, который попал в ваш «скорбный список». В большинстве случаев, его основным советчиком будет уязвлённое самолюбие, которое и избавит вас от необходимости увольнять сотрудника. Он сам уйдёт.
За бортом
У японцев есть методика, смысл которой в следующем: неугодного сотрудника постепенно оттесняют от внутренней жизни организации. Оказавшись в изоляции, человек вынужден уйти, несмотря на то, что ему никто не предлагает уволиться. Всё выглядит вполне пристойно. В России этот способ применяется особенно успешно в ситуации, когда нужно «избавиться», например, от бывшего директора, оставившего пост, но продолжающего активно вмешиваться в работу руководства.
Что сказать сотруднику перед увольнением?
Если же вы не склонны «играть во взрослые игры» и предпочитаете открыто сообщить сотруднику о его увольнении, то для начала обязательно соберите информацию о своей «жертве». Это поможет вам подобрать верные слова. Если вам придётся увольнять сотрудника впервые, то постарайтесь выспаться. Вам понадобится свежая голова. Самое сложное, это убедить себя в своей же правоте. Как говорил Остап Бендер, «не надо бить себя ушами по щекам»: вы действуете в интересах организации. Вот несколько рекомендаций:
Кто-то скажет, что вышеперечисленное – «ритуальные пляски», и что можно всё максимально упростить: сообщить об увольнении, выплатить пособие и отпустить «на волю». Конечно, можно. Но ведь вы хотите расстаться с сотрудником без обид? Тогда сделайте так, чтоб он чувствовал себя человеком, а не вещью, выброшенной на свалку. В конце концов, он отдал работе в вашей организации какую-то часть своей жизни.
К сожалению, в нашей стране личностно-ориентированный подход постепенно уступает место бездушному американскому менеджменту. Мы всё чаще забываем, что перед нами не робот, а человек, со своими переживаниями, чувствами, фобиями, наконец! Универсальной формулы увольнения не существует: всегда и во всём нужно действовать сообразно ситуации. Однако, самый верный способ разрешить данную проблему – мысленно поменяться местами со своим сотрудником. Действуйте так, как бы вы хотели, чтоб поступили с вами. Впрочем, это касается не только увольнений.