Как называется абзац в стихотворении
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Абзац в стихотворении. 6 букв. Какой ответ?
Это легкий вопрос. Ты наверно кроссворд разгадываешь? Правильный ответ строфа.
Вот что говорит Википедия о значении слова:
Так что единственно верным ответом на вопрос данного кроссворда будет
слово СТРОФА (5 букв).
Правильным ответом на представленный вопрос кроссворда будет слово из шести букв СТРОФА. Именно строфой называют абзац в стихотворении, все стихотворение состоит из строф.
Например, выучить несколько строф стихотворения. Не путать со строкой.
Даже имея прекрасное телосложение можно выглядеть в глазах окружающих нелепо, а то и смешно. Без изящной походки, правильной осанки, вся внешняя красота телосложения ничто.
Хочется добавить, что даже не имея прекрасно сложенной фигуры, умение красиво ходить, сидеть и даже стоять,можно выглядеть гораздо лучше, чем кто то в идеальной фигурой.
Движения человека должны быть красивыми, то есть естественны и ловки, были изящными и тогда » глаз просто не возможно оторвать «, а сама комплекция уходит как бы на второй план.
Хорошо, если навыки красивого движения привиты с детства, но развить их можно и со временем.
Так вот именно баллок и подходит идеально под описание кинжала в вопросе. Ведь именно он с усиленным клином, предназначенным для пробивания доспехов. Своим же названием он обязан своей схожестью с мужским репродуктивным органом
и моде носить кинжал на поясе спереди.
Он был популярен в XIII—XVII веках и его использовали в основном для самообороны купцы, ремесленники и другие представители среднего класса.
Рыба,родня трески это дорш ещё называю сайда (морская треска),длина 40-60 см. и есть самые крупные длина до 2 м.Водится в области Атлантического океана.Используют рыбы в кулинарии: её жарят,тушат,запекают,варят супы,заливное и маринуют.Из неё готовят салаты и закуски,добавляют к овощным блюдам.Мясо богат витаминами группы В(полезна для кровеобразования) и витамина РР(для профилактики и лечения печени,желудочно-кишечного тракта).Содержит натрий,магний,фтор и йод а также много фосфора(полезно для мозга)и кальция,а также калия(для роботы сердца),содержит сера(действует на состояние ногтей,волос и кожи). Мой ответ ДОРШ (4 букв).
Альтернативы для ответа не существует, есть только одно слово, точно отвечающее на вопрос, это слово гений. Авторы кроссворда задумали несколько другой термин, который можно использовать в качестве ответа, это слово интеллектуал. Но этот термин лишь косвенно будет отвечать на задание. Сам вопрос в такой форме говорит о человеке особо умном, но термин интеллектуал подразумевает человека с аналитическим умом, активно участвовавшим в общественной жизни. Можно привести простые слова, что бы мысль была понятнее, это грамотный и активный человек. Но выдающийся ум дан только гению, который не подходит нам для ответа. Интеллектуал неразрывно связан с обществом, гению этого не требуется.
Занятие 35. Строфа и её виды
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Абзац
Полезное
Смотреть что такое «Абзац» в других словарях:
Абзац — АБЗАЦ в первоначальном значении своем то же, что и красная строка. Но А. означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения: 1) целесообразности начертательной, 2)… … Словарь литературных терминов
АБЗАЦ — (нем. Absatz от ab от и setzen класть, ставить.). Начало текста, новая строка при типографском наборе букв. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБЗАЦ нем. Absatz, от ab, от, и setzen, класть, ставить.… … Словарь иностранных слов русского языка
абзац — См … Словарь синонимов
АБЗАЦ — котёнку [больше срать не будет]. 1. Разг. Шутл. Все кончено с кем л., с чем л. УМК, 47; Максимов,11. 2. Жарг. шк. Шутл. Об ученике, отвечающем урок у доски. ВМН 2003, 17. Взять абзац. Жарг. мол. Сделать три затяжки при курении. Никитина 2003,15.… … Большой словарь русских поговорок
абзац — АБЗАЦ, а, м. 1. Нечто странное, особенное, необычное, выдающееся. Я такого абзаца еще не видел. 2. Конец, окончание чего л. Под самый абзац работы явился, козёл, а деньги просит. 3. в зн. межд. Выражает любую эмоцию. Абзац, сколько народу!… … Словарь русского арго
Абзац — часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемое отступом в первой строке, и начинающаяся с прописной (заглавной) либо строчной буквы. Абзац заканчивается точкой либо точкой с запятой, если предыдущий абзац заканчивается… … Официальная терминология
АБЗАЦ — АБЗАЦ, абзаца, муж. (нем. Absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
абзац — (неправильно абзац) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
АБЗАЦ — (нем. Absatz) 1) отступ в начальной строке текста.2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1 й строке … Большой Энциклопедический словарь
АБЗАЦ — АБЗАЦ, а, муж. 1. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».
Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.
НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. (Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. (Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна! (Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!» (Лермонтов М.Ю. «Бородино») Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы. Твердые стихотворные формыCтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения Строфа — это…Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене. Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
РифмаСозвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений: Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма. СтансыСтансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд». Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу. Стихотворный размерСхема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б. Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов): Двусложный размерДвухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/. Смешение видов: стансы и сонетДанный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом. Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой. А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я». Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета. Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики. Сколько строк насчитывает сонет? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным. Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы. Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту». Отдельный вид строфики: онегинская Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах «Евгений Онегин». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна: Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.
Как делятся строфические композиции? Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными. В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой. Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.
Многообразие строф в мировой поэзии Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо. Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзия, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку. А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм: Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять». «Романс» строфической науки: александрийский стих Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина. Что такое строфа в стихотворении Изучаем теорию поэзии строфы, рифмы Онегинская строфаОнегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава). Интернациональные строфыДо некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку. В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит. Особенности песенных жанровВ композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию. При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции. Общая характеристикаИзначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой. Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»). В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия. Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д. Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы. В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман). Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа). Что такое строфа?Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения. Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина. Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзииОгромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из «твердых форм», такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.
|