Как называется асфальт с камнями
Типы и марки асфальтобетонных смесей
Асфальтобетоном называют обширное семейство строительных материалов, которые, в отличие от природного асфальта, получают искусственным способом. Основная область применения – дорожное строительство. Различные виды искусственного асфальта, предназначенного для создания дорожных покрытий, различаются по технологии изготовления, составу сырьевых материалов и техническим характеристикам. Средняя плотность АБ составляет 2,5 т/м3. Требования ко всем видам асфальтобетонных смесей регламентирует ГОСТ 9128-2013.
Состав асфальтобетона
В зависимости от заполнителя, смеси разделяют на щебеночные, гравийные, песчаные. В зависимости от величины зерен, на крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. По плотности – на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые. По состоянию вяжущего (битума) – на горячие и холодные.
Для придания особых характеристик в состав материала добавляют резиновую крошку, получаемую переработкой старых автомобильных шин и других резиновых изделий. Такой материал отличается высокой стоимостью, поэтому его используют только в определенных случаях и в ограниченных количествах.
Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу
Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:
Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:
Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона
Марка | Состав | Тип |
1 | песок или отсев, щебень, минпорошок, битум | плотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные |
2 | песок, отсев, щебень, минпорошок, битум | плотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые |
3 | песок, отсев дробления, минпорошок, битум | плотные Б, В, Г, Д |
Виды асфальтобетонов по температуре укладки
По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.
Горячие асфальтобетонные смеси
Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.
Холодные асфальтобетонные смеси
Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.
Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:
Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.
Как делают асфальт: технология производства асфальтобетонных смесей
Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый строительный материал, изготовленный из смеси битума, крупных и мелких заполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и других компонентов. В обиходе асфальтобетонные смеси не совсем корректно именуют асфальтом, т.к. это греческое название черной горной смолы (битума), которая образуется в каменноугольных породах. Существует несколько видов искусственного асфальта, отличающихся между собой составами и технологией изготовления. Каждая разновидность обладает индивидуальным комплексом эксплуатационных свойств и рассчитана на определенные области применения.
Из каких компонентов делают асфальт?
Основные компоненты асфальтобетона:
Виды асфальтобетонных смесей по составу
По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:
По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:
Виды асфальтобетона по технологии производства
По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.
Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства
Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.
Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:
Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.
Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления
Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:
Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.
Наиболее популярные сферы применения:
Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.
Виды асфальтобетонных заводов
Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство холодных и горячих асфальтобетонных смесей, черного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку демонтированного покрытия.
По принципу функционирования АБЗ разделяют на цикличные и непрерывные. На предприятиях циклического действия используются порционные дозаторы и оборудование периодического использования. На заводах непрерывного производства операции подготовки компонентов, их смешивания, выгрузки готовой продукции происходят одновременно.
В зависимости от мощности оборудования АБЗ могут производить от 40 т/ч до 400 т/ч и более. По степени инвентарности заводы разделяют на стационарные, сборно-разборные и мобильные.
Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров
Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими физико-механическими характеристиками, за счет чего и является самым востребованным материалом для строительства дорог. Однако, чтобы обеспечить высокое качество дорожного покрытия недостаточно просто произвести асфальтирование. Важные конструктивные элементы также скрываются под асфальтом.
«Дорожное основание – важная часть конструкции автомобильных дорог и других асфальтированных территорий, влияющая на общее качество, эксплуатационные характеристики, безопасность и срок службы покрытий. Включает в себя несколько слоев, которые обустраиваются по определенной технологии»
Если под асфальтом нет правильно обустроенного основания, покрытие изначально не будет иметь высоких эксплуатационных характеристик. Образование ям, выбоин, трещин, деформаций и провалов будет происходить гораздо быстрее, соответственно чему снизится и срок службы. Также такая дорога не может считаться безопасной.
Как устроена автомобильная дорога
Под асфальтом, который выступает в роли покрытия, скрывается множество различных материалов. При этом на качество автомобильных дорог и других подобных объектов влияют абсолютно все слои, находящиеся под асфальтом, вплоть до грунта в самом низу. Поэтому строительство дорог всегда начинается с устройства грунтового полотна.
При этом стоит обратить внимание, что старту строительства предшествует разведка и подготовка местности, а также расчеты и проектирование. В некоторых случаях характеристики всей дорожной конструкции считаются неудовлетворительными именно из-за ошибок при расчетах и проектировании.
Стандартное устройство автомобильной дороги:
Обратите внимание, что щебеночный слой под асфальтом фактически представляет собой несколько слоев щебня различных фракций: от более крупных к более мелким. В некоторых ситуациях под асфальтом дополнительно укладывается геосетка, под которой расположен еще один асфальтовый слой. Асфальтобетон на дорогах в любом случае укладывается в несколько слоев, чтобы была возможность качественно уплотнить покрытие на всю толщину.
Также при асфальтировании используются битумные эмульсии, которые выступают в роли вяжущих и скрепляющих элементов. Кроме того, на сегодняшний день существуют современные материалы, которые прошли испытания и постепенно вводятся в повсеместную эксплуатацию.
Для чего все это нужно и как работает – рассказываем по порядку.
Земляное или грунтовое полотно
После того, как местность будет изучена, расчищена и подготовлена, экскаваторы начинают разработку грунта. В зависимости от местности и типа грунта, подбираются те или иные экскаваторы, больше подходящие под конкретные задачи.
Этапы разработки грунта:
Важным нюансом устройства дорожного основания является то, что материалы под асфальтом не должны смешиваться между собой. Для этого, в том числе, используется специальный материал.
Геотекстиль
Геотекстиль – синтетическое полотно, которое может быть создано из группы различных материалов. В дорожном строительстве чаще всего используются полипропиленовые и полиэфирные нетканые полотна, созданные из нитей и волокон. Геополотно отличается высокой прочностью, длительным сроком службы, необходимой эластичностью, износостойкостью, экологичностью и так далее.
Последний пункт является немаловажным, хоть и не приносит практической пользы с точки зрения инженерии. Если под асфальтом или другими слоями поместить материал, который будет загрязнять окружающую почву и воду, за десятки лет ущерб будет значительный.
Функции геотекстиля в дорожном строительстве:
Песчаный слой
Когда транспорт движется по дорожному полотну, он оказывает воздействие не только на само покрытие, но и на все элементы, которые находятся под асфальтом. Чтобы минимизировать воздействие на конструкцию, необходимо, помимо прочего, соорудить песчаную подушку.
Устройство песчаного слоя:
Как правило, толщина песчаного слоя составляет около 400 миллиметров. В большинстве случаев этого достаточно для амортизации. Изначально слой имеет толщину более 40 сантиметров, однако в процессе уплотнения сжимается до этих показателей.
Геосетка
Геосетка (плоская георешетка) – материал из высокопрочных нитей и волокон, за счет скрепления которых образуется сетчатая структура. Говоря проще – с виду обычная сетка, однако обладающая уникальными характеристиками. Отличается высокой прочностью, твердым каркасом, длительным сроком службы, износостойкостью и экологичностью.
Укладывается между песком и щебнем, а также может дополнительно монтироваться под асфальтом – между двумя наружными слоями асфальтобетона. Наличие геосетки позволяет сократить расход щебня на 40%.
За счет данных свойств геосетка под асфальтом и под щебнем существенно повышает прочность и износостойкость дорожного полотна, препятствует деформации, увеличивает другие физико-механические характеристики, а также продлевает срок службы.
Щебеночный слой
Щебень под асфальтом выступает в роли непосредственного основания для укладки асфальтобетона. Щебеночный слой существенно повышает прочность и другие характеристики дороги, позволяя выдерживать высокие и интенсивные нагрузки.
Этапы создания щебеночного основания под асфальтом:
На сегодняшний день существует так называемый «черный щебень», который представляет собой искусственный материал из смеси нескольких горных пород. «Черный щебень» обладает более высокими характеристиками, однако пока не используется повсеместно.
Асфальтовое покрытие
Только после того, как все слои под асфальтом были последовательно уложены, можно приступать к укладке асфальтобетона. В зависимости от того, какой вид асфальтовой смеси используется, будет отличаться технология асфальтирования. Классифицировать асфальтобетон можно по многим параметрам, однако основными являются состав и требуемая температура при укладке.
Описание основных типов асфальтобетона
Тип АБ | Описание |
---|---|
Горячий | Обладает высокими эксплуатационными характеристиками, используется для строительства дорог любых категорий. |
При укладке разогревается до 110-130°C. Температура воздуха при проведении работ должна быть не менее +5°C.
Имеет жидкую консистенцию, а также не требует уплотнения после укладки, самостоятельно набирая прочность и плотность.
При укладке разогревается до 190-250°C. Температура воздуха при проведении работ должна быть не менее +5°C.
Преимущество холодного АБ заключается в том, что смесь не требует разогрева при укладке, а работы можно проводить даже при минусовой температуре. Незаменим при необходимости срочного локального ремонта.
Основные составы асфальтовых смесей:
Укладка асфальта производится слоями небольшой толщины (
3-4 см). Больше планируемая нагрузка на полотно – потребуется уложить больше слоев. Все слои необходимо качественно уплотнить дорожными катками, чтобы обеспечить максимальную плотность покрытия.
Каждый слой проливается битумом, что способствует качественному скреплению слоев друг с другом. Также под асфальтом, выступающим в роли финального покрытия, может быть уложена плоская геосетка, чтобы повысить прочность полотна.
Как устроено основание под асфальтом на тротуарах
В большинстве случаев устройство тротуаров производится практически параллельно со строительством автомобильных дорог, поэтому под асфальтом на тротуарах находятся практически те же самые материалы. Однако есть отличия, которые обусловлены различным назначением покрытий.
На пешеходные зоны не оказывается такого же серьезного и интенсивного давления, как на автомобильные дороги. А значит, что и потребности в таких же высоких физико-механических характеристиках тоже нет.
Это позволяет делать каждый слой меньшей толщины, чем для автодорог. Также можно использовать более бюджетные материалы, например, песчаный асфальт вместо дорогого щебеночно-мастичного.
Выводы
Под асфальтом, который мы видим на поверхности, скрывается множество слоев из различных материалов, каждый из которых влияет на характеристики всего дорожного полотна. Очень важно уделять достаточно внимания устройству каждого технологического слоя, чтобы обеспечить высокое качество и длительный срок службы дорог.
Если проигнорировать какой-либо из этапов строительства и асфальтирования, то покрытие будет иметь низкие физико-механические характеристики, вследствие чего быстро разрушится и придет в негодность гораздо раньше нормы.
Под асфальтом автомобильной дороги располагается еще, как минимум, несколько крупных технологических слоев. При этом само асфальтовое покрытие тоже укладывается слоями. Иногда под асфальтом, который мы видим, монтируется армирующая сетка, а под ней располагается еще один асфальтовый слой.
Чем больше планируется нагрузка на дорожное полотно, тем толще будут некоторые слои. Так для новых автомобильных дорог используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, тогда как для тротуаров подходят более бюджетные варианты.
Если вам требуются работы, перейдите на страницу
Что такое крупнозернистый асфальтобетон
Зернистость асфальтобетонных смесей определяется размером фракций гравия или щебня, который выступает в качестве основного наполнителя. В зависимости от диаметра зерен выделяется мелкозернистый и крупнозернистый асфальтобетон, а также песчаный асфальт. Каждая из разновидностей асфальтовых смесей имеет свои особенные свойства, которые обуславливают область применения и зону укладки.
«Крупнозернистый асфальтобетон – асфальтобетонная смесь, имеющая в качестве основного заполнителя гравий или щебень, диаметр фракций которых составляет 20-40 миллиметров. Применяется для устройства покрытий автомобильных дорог и пешеходных зон, а также некоторых других территорий»
Узнать стоимость укладки асфальтобетона вы можете на странице «Цена за м 2 укладки асфальта».
Крупнозернистый асфальтобетон имеет в составе, помимо гравия или щебня, песок и минеральный порошок, необходимые для заполнения пустот между крупными зернами каменной породы. Чем выше качества основного заполнителя, тем выше будут характеристики асфальтовой смеси.
Какими свойствами обладает крупнозернистый асфальтобетон
Основные свойства асфальтовых смесей с крупными зернами не отличаются от свойств других асфальтобетонных смесей. Однако каждая разновидность имеет свои особенности, выраженные в усилении определенных характеристик, параллельно с ослаблением некоторых других.
Свойства крупнозернистого асфальтобетона:
Благодаря тому, что крупнозернистые смеси могут иметь зерна диаметров от 20 до 40 мм, более мелкие фракции частично заполняют пустоты между крупными, однако этого не всегда достаточно.
Как упоминалось выше, пустоты часто заполняются песком и минеральным порошком, однако данные материалы не всегда обеспечивают достаточную прочность. Поэтому крупнозернистые асфальтовые смеси нередко используется в тандеме с мелкозернистыми.
Чем крупнозернистый асфальтобетон отличается от мелкозернистых смесей
Параметр | Крупнозернистый асфальтобетон | Мелкозернистый асфальтобетон | Песчаный асфальтобетон |
---|---|---|---|
Размер фракций | 20-40 мм | 10-20 мм | 1-10 мм |
Плотность | Нормальная | Высокая | Высокая |
Прочность и жесткость | Нормальная | Высокая | Низкая |
Износостойкость | Нормальная | Высокая | Низкая |
Гидроизоляция | Высокая (при заполнении пустот между фракциями) | Высокая (по умолчанию) | Средняя |
Стабилизирующая способность | Хорошая | Практически отсутствует | Есть |
Сравнение приведено с условием полноценного уплотнения после укладки. Если пренебречь трамбовкой асфальтобетонной смеси, ее физико-механические характеристики будут снижены.
Где и для чего используется крупнозернистый асфальтобетон
Сравнение двух видов асфальтобетона разной зернистости показывает, что мелкозернистые смеси имеют более высокую прочность и износостойкость, тогда как крупнозернистые способны стабилизировать покрытие.
Этим продиктована зона укладки асфальтобетона с крупными фракциями – используется в качестве подстилающего слоя асфальтового покрытия, поверх которого укладывается мелкозернистая смесь.
Другими словами, при устройстве асфальтобетонного покрытия сначала укладывается крупнозернистый асфальтобетон, а затем мелкозернистый. Это обеспечивает максимальную плотность, а также стабилизацию покрытия и хорошее сопротивление механическим нагрузкам. Однако в некоторых случаях асфальт с крупными фракциями может использоваться независимо от мелкозернистого.
В каких областях применяется крупнозернистый асфальтобетон:
Разновидности крупнозернистых асфальтовых смесей
В зависимости от основного заполнителя, крупнозернистый асфальтобетон может быть:
На сегодняшний день гравийный асфальт практически полностью замещен щебеночным, так как последний обеспечивает более высокие характеристики. Особенно выделяется щебень из прочных и твердых горных пород – асфальтобетон на такой основе может использоваться для самых загруженных автомагистралей.
Также на качество смеси влияет добавление различных присадок. Например, в щебеночно-мастичном асфальте используются целлюлозные волокна, препятствующие растеканию битума.
Также крупнозернистый асфальтобетон может быть:
Горячий асфальт отличается более высокими эксплуатационными характеристиками. Перед укладкой необходим разогрев до температуры около 120°C, а температура воздуха должна быть от +5°C. Используется для строительства дорог.
Холодный асфальт имеет более низкие характеристики, однако не требует разогрева перед укладкой. За счет этого смесь может использоваться при низких температурах, а движение автомобилей можно запускать гораздо быстрее. Такой материал применяется, в основном, для экстренного ямочного ремонта, а также для асфальтирования территорий с небольшой нагрузкой.
Выводы
Асфальтобетон крупнозернистый характеризуется размером фракций основного заполнителя (гравия или щебня) – от 20 до 40 мм. Используется для асфальтирования автомобильных дорог, а также пешеходных зон и других подобных территорий.
В сравнении с мелкозернистыми смесями имеет более низкие показатели прочности, твердости и износостойкости, однако способен стабилизировать дорожное покрытие, препятствует образованию колеи, а также не пропускает влагу во внутренние слои основания.
В зависимости от характеристик основного заполнителя может изменяться качество смеси. Чем прочнее будет заполнитель, тем выше окажутся характеристики асфальтобетона. В этом плане особо ценится щебень из твердых горных пород.
Если вам требуются работы, перейдите на страницу