Как называется бесконкурентная торговля история
Торговые барьеры
Торговые барьеры — это меры, которые препятствует обмену товарами и услугами, в частности, торговле между государствами в протекционистском отношении. Такие протекционистские меры подразделяются на тарифные и нетарифные торговые барьеры.
Тарифные барьеры в торговле
К тарифным (таможенным) торговым барьерам относятся:
Нетарифные барьеры в торговле
Нетарифные торговые барьеры, не входящие в ЕС, представляют собой меры торговой политики, направленные главным образом на ограничение импорта или стимулирование экспорта отечественных предпринимателей. К ним относятся:
Нетарифные торговые барьеры могут серьезно повлиять на международную торговлю. Устранение этих торговых барьеров и, следовательно, содействие международной торговле требует международного консенсуса в отношении определения и количественной оценки нетарифных торговых барьеров.
Интеграционная политика
Экономической целью интеграционной политики всегда является либерализация торговли между экономиками. Такие организации как ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ВТО (Всемирная торговая организация) должны принести пользу всем вовлеченным странам.
Первый этап: Зона свободной торговли
Первым этапом интеграции является слияние некоторых стран в зоне свободной торговли (например, ЕАСТ — Европейская ассоциация свободной торговли, НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле). Характеристики зоны свободной торговли:
Второй этап: таможенный союз
На втором этапе устанавливаются общие таможенные пошлины, применимые к импорту товаров и услуг из стран, не являющихся членами, в страны-члены. Это называется таможенным союзом. Характеристики (в дополнение к характеристикам зоны свободной торговли) следующие:
Третий этап: общий рынок
Следующим шагом интеграции является общий рынок (например, ЕС). Характеризуется особенностями таможенного союза, а также:
Четвертый этап: единый валютный союз
Другим шагом к интеграции является единый валютный союз (например, Европейский валютный союз). Он подразумевает:
Пятый этап: политический союз
Последний шаг к объединению всех экономических институтов — это объединение в политический союз, в новую конфедерацию государств.
Эффекты протекционистской внешнеторговой политики
Не каждое снижение торговых барьеров повышает эффективность международной торговли. Протекционизм создает как эффекты развития торговли, так и эффекты снижения торговли.
Эффекты, развивающие торговлю
Устранение существующих торговых барьеров открывает рынки внутри таможенного союза и укрепляет внутренний рынок. Этот эффект, развивающий торговлю, всегда возникает, когда через снижение тарифов или другие барьеры внутри региона торгуются дополнительные товары, которые ранее были импортированы из третьих стран.
Эффекты, снижающие торговлю
Усиление таможенных барьеров или других торговых барьеров приведет к закрытию рынков за пределами таможенного союза по отношению к странам-участницам таможенного союза. Таким образом, потенциальная торговля с третьими странами заменяется увеличением торговли между странами-членами Таможенного союза.
Теория второго лучшего
Согласно теории второго лучшего, может быть более выгодно с точки зрения эффективности глобальной торговли отказаться от (частичного) снижения тарифов, если эффекты, развивающие торговлю, перевешивают снижающие торговлю эффекты.
Критика
Всемирная торговая организация (ВТО), которая включает подавляющее большинство всех наций, поставила перед собой задачу либерализации торговли и сокращения торговых барьеров, в конечном итоге создавая состояние глобальной свободной торговли, которое, по их мнению, обеспечит большее благосостояние для всех наций. В результате политики ВТО тарифные барьеры значительно сократились в прошлом, что привело к увеличению числа нетарифных барьеров в относительном выражении, поскольку страны продолжают пытаться использовать протекционизм по ряду причин. В частности, мощные промышленно развитые страны нарушают закон ВТО и занимаются протекционизмом, например, в виде сельскохозяйственных субсидий (включая ЕС).
Протекционисты выступают против либеральной позиции ВТО о том, что торговые барьеры необходимы для защиты и, следовательно, для продвижения собственной экономики, чтобы обеспечить ее существование под жестким конкурентным давлением мирового рынка. Это особенно важно для развивающихся стран, которые имеют (почти) полностью либерализованную экономику, но не смогли придерживаться стратегии интеграции в мировые рынки из-за более слабых собственных рынков, что частично объясняется их слабым промышленным статусом. Различные торговые барьеры еще больше осложнят положение развивающихся стран.
Бывшие развивающиеся страны, такие как Китайская Народная Республика или так называемые государства-тигры (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань) смогли значительно усилить свою собственную экономику или новые, еще не конкурентоспособные отрасли промышленности благодаря протекционизму до такой степени, что теперь их можно назвать развивающимися или даже промышленно развитыми странами.
Либерализация торговли
Опубликовано 15.06.2021 · Обновлено 15.06.2021
Что такое Либерализация торговли?
Понимание либерализации торговли
Либерализация торговли – дискуссионная тема. Критики либерализации торговли утверждают, что такая политика может стоить рабочих мест, потому что более дешевые товары наводнят внутренний рынок страны. Критики также предполагают, что товары могут быть более низкого качества и менее безопасными, чем конкурирующие отечественные товары, которые могли подвергаться более строгим проверкам безопасности и качества.
Ключевые моменты
Преимущества и недостатки либерализации торговли
Однако либерализация торговли может негативно повлиять на определенные предприятия внутри страны из-за усиления конкуренции со стороны иностранных производителей и может привести к снижению местной поддержки этих отраслей. Также может возникнуть финансовый и социальный риск, если продукты или сырье поступают из стран с более низкими экологическими стандартами.
Страны с развитой системой образования, как правило, быстро адаптируются к экономике свободной торговли, поскольку у них есть рынок труда, который может адаптироваться к меняющимся потребностям, и производственные мощности, которые могут сместить их акцент на товары, пользующиеся большим спросом. Страны с более низкими образовательными стандартами могут с трудом адаптироваться к меняющейся экономической среде.
Краткая справка
Критики считают, что либерализация торговли приводит к потере рабочих мест и снижению заработной платы. Сторонники считают, что это стимулирует конкуренцию и рост.
Пример либерализации торговли
Североамериканское соглашение освободной торговле (НАФТА) был подписан 17 декабря 1992 года в Канаде, Мексике и Соединенных Штатах.Оно вступило в силу 1 января 19941 г. Соглашение отменило тарифы на товары, которые продавались между тремя странами.Одна из целей НАФТА заключалась в интеграции Мексики с высокоразвитыми экономиками США и Канады, отчасти потому, что Мексика считалась прибыльным новым рынком для Канады и Соединенных Штатов.Три правительства также надеялись, что торговая сделка улучшит экономику Мексики.2
Критики НАФТА утверждают, что соглашение вызвало потерю рабочих мест и стагнацию заработной платы в Соединенных Штатах, потому что компании переместили свое производство в Мексику, чтобы воспользоваться преимуществами более низких затрат на рабочую силу.2 Еще неизвестно, как USMCA повлияет на эти факторы.
Краткая история международных торговых соглашений
С тех пор, как Адам Смит превозносил достоинства разделения труда, а Давид Рикардо объяснил сравнительные преимущества торговли с другими странами, современный мир становится все более экономически интегрированным. Международная торговля расширилась, а торговые соглашения стали сложнее. Хотя за последние несколько сотен лет наблюдалась тенденция к большей открытости и либерализации торговли, путь не всегда был прямым. С момента вступления в силу Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) наблюдается двойная тенденция увеличения числа многосторонних торговых соглашений, заключаемых между тремя или более странами, а также большего числа местных, региональных торговых соглашений.
От меркантилизма к либерализации многосторонней торговли
Доктрина меркантилизма доминировала в торговой политике основных европейских держав на протяжении большей части шестнадцатого века до конца 18 века. Ключевой целью торговли, по мнению меркантилистов, было достижение «благоприятного» торгового баланса, при котором стоимость экспорта должна превышать стоимость импорта.
Меркантилистская торговая политика препятствовала заключению торговых соглашений между странами. Это потому, что правительства помогали местной промышленности, используя тарифы и квоты на импорт, а также запрещая экспорт инструментов, основного оборудования, квалифицированной рабочей силы или всего, что могло бы помочь иностранным странам конкурировать с отечественным производством промышленных товаров.
Одним из лучших примеров торговой политики меркантилизма в течение этого времени был Британский закон о навигации 1651. иностранных судов были запрещены принимать участие в каботаже в Англии, и должны были быть перенесен либо британскими судами или весь импорт из континентальной Европы суда, которые были зарегистрированы в стране, где были произведены товары.
Вся доктрина атакой через сочинения Адама Смита и Давида Рикардо, оба из которых подчеркивали желательность импорта и заявил, что экспорт был только необходимыми затратами на их приобретение. Их теории приобрели все большее влияние и помогли разжечь тенденцию к более либерализации торговли – тенденцию, которую возглавит Великобритания.
В 1823 году был принят Закон о взаимности пошлин, который в значительной степени помог британской кэрри-торговле и позволил взаимное устранение ограничения на импорт зерна, а к 1850 году была отменена большая часть протекционистской политики в отношении британского импорта. Кроме того, договор Кобдена-Шевалье между Великобританией и Францией предусматривал значительное взаимное снижение тарифов. Он также включал положение о наиболее благоприятствуемой нации ( НБН ), недискриминационную политику, которая требует, чтобы страны относились ко всем другим странам одинаково, когда дело доходит до торговли. Этот договор помог спровоцировать ряд договоров о НБН во всей остальной Европе, положив начало либерализации многосторонней торговли или свободной торговле.
Ухудшение многосторонней торговли
Тенденция к более либерализованной многосторонней торговле скоро начнет замедляться к концу 19 века, и мировая экономика впадет в серьезную депрессию в 1873 году. Продолжавшаяся до 1877 года депрессия усиливала давление в сторону усиления внутренней защиты и ослабляла любой предыдущий импульс к доступу. зарубежные рынки.
Италия установит умеренный набор тарифов в 1878 году, а в 1887 году – более жесткие тарифы. В 1879 году Германия вернется к более протекционистской политике со своим тарифом на «железо и рожь», а Франция последует за ним со своим тарифом Мелин 1892 года. Великобритания, из всех крупных западноевропейских держав, продолжала придерживаться политики свободной торговли.
Однако все эти протекционистские меры были мягкими по сравнению с более ранним меркантилистским периодом, и, несмотря на антисвободную торговую среду, включая ряд изолированных торговых войн, международные торговые потоки продолжали расти. Но если международная торговля продолжит расширяться, несмотря на многочисленные препятствия, Первая мировая война окажется фатальной для либерализации торговли, начавшейся в начале 19 века.
Рост националистических идеологий и мрачные экономические условия после войны привели к подрыву мировой торговли и демонтажу торговых сетей, которые были характерны для предыдущего столетия. Новая волна протекционистских торговых барьеров подтолкнула недавно сформированную Лигу Наций к организации Первой Всемирной экономической конференции в 1927 году, чтобы наметить многостороннее торговое соглашение. Тем не менее, соглашение не имело бы большого эффекта, поскольку начало начала Второй мировой войны.
Многосторонний регионализм
Поскольку США и Великобритания вышли из Второй мировой войны как две великие экономические сверхдержавы, две страны почувствовали необходимость разработать план более совместной и открытой международной системы. Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Международная торговая организация (ITO) возникли на основе Бреттон-Вудского соглашения 1944 года. В то время как МВФ и Всемирный банк будут играть ключевую роль в новой международной структуре, ITO не удалось материализовать, и его план по наблюдению за развитием непреференциального многостороннего торгового порядка будет принят ГАТТ, учрежденным в 1947 году.
Хотя ГАТТ был разработан для поощрения снижения тарифов между странами-членами и, таким образом, создания основы для расширения многосторонней торговли, в последующий период наблюдалось увеличение числа новых региональных торговых соглашений. Менее чем через пять лет после создания ГАТТ Европа приступит к реализации программы региональной экономической интеграции путем создания в 1951 году Европейского сообщества угля и стали, которое в конечном итоге превратится в то, что мы сегодня знаем как Европейский союз (ЕС).
Европейский регионализм послужил стимулом для многочисленных других региональных торговых соглашений в Африке, Карибском бассейне, Центральной и Южной Америке, а также помог продвинуть вперед повестку дня ГАТТ, поскольку другие страны стремились к дальнейшему снижению тарифов, чтобы конкурировать с преференциальной торговлей, которую породило европейское партнерство. Таким образом, регионализм не обязательно развивался за счет многосторонности, но в сочетании с ней. Толчок к регионализму, вероятно, был вызван растущей потребностью стран выходить за рамки положений ГАТТ, причем гораздо более быстрыми темпами.
После распада Советского Союза ЕС настаивал на заключении торговых соглашений с некоторыми странами Центральной и Восточной Европы, а в середине 1990-х годов он заключил некоторые двусторонние торговые соглашения со странами Ближнего Востока. США также вели собственные торговые переговоры, заключив соглашение с Израилем в 1985 году, а также трехстороннее Североамериканское соглашение о свободной торговле ( НАФТА ) с Мексикой и Канадой в начале 1990-х годов. Многие другие важные региональные соглашения также были подписаны в Южной Америке, Африке и Азии.
В 1995 г. после Уругвайского раунда торговых переговоров Всемирная торговая организация (ВТО) сменила ГАТТ в качестве глобального надзора за либерализацией мировой торговли. В то время как основное внимание ГАТТ уделялось товарам, ВТО пошла гораздо дальше, включив политику в области услуг, интеллектуальной собственности и инвестиций. К началу 21 века ВТО насчитывала более 145 членов, а в 2001 году к ней присоединился Китай (
В то время как ВТО стремится расширить многосторонние торговые инициативы ГАТТ, недавние торговые переговоры, похоже, открывают этап «многостороннего регионализма». Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (TTIP), Транстихоокеанское партнерство (TPP) и региональное сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (RCEP) составляют значительную часть глобального ВВП и мировой торговли, что свидетельствует о том, что регионализм может развиваться в более широкие масштабы. более многосторонняя структура.
История международной торговли может выглядеть как борьба между протекционизмом и свободной торговлей, но современный контекст в настоящее время позволяет обоим типам политики развиваться в тандеме. В самом деле, выбор между свободной торговлей и протекционизмом может быть ошибочным. Развитые страны понимают, что экономический рост и стабильность зависят от стратегического сочетания торговой политики.
Барьеры для входа
Что такое Барьеры для входа?
Ключевые моменты
Как работают барьеры для входа
Некоторые барьеры для входа существуют из-за вмешательства государства, а другие возникают естественным образом на свободном рынке. Часто компании лоббируют правительство, чтобы установить новые барьеры для входа. Якобы это делается для защиты целостности отрасли и предотвращения того, чтобы новички представили на рынке низкокачественные продукты.
Как правило, фирмы предпочитают барьеры для входа, чтобы ограничить конкуренцию и претендовать на большую долю рынка, когда они уже комфортно устроились в отрасли. Другие барьеры для входа возникают естественным образом, часто со временем, когда определенные игроки отрасли устанавливают доминирующее положение. Барьеры для входа часто классифицируются как основные или вспомогательные.
Первичный барьер для входа представляет собой только барьер (например, высокие стартовые затраты). Вспомогательный барьер сам по себе не является препятствием. Скорее, в сочетании с другими препятствиями это ослабляет потенциальную способность фирмы войти в отрасль. Другими словами, это усиливает другие барьеры.
Краткая справка
Барьеры для входа могут быть естественными (высокие начальные затраты на бурение новой нефтяной скважины), создаваемыми правительствами (на этом пути стоят лицензионные сборы или патенты) или другими фирмами (монополисты могут покупать стартапы или конкурировать с ними).
Государственные барьеры для въезда
Обычно труднее всего проникнуть в отрасли, жестко регулируемые государством.Примеры включают коммерческие авиалинии, оборонных подрядчиков и кабельные компании.123 Правительство создает серьезные барьеры для входа на рынок по разным причинам. В случае коммерческих авиакомпаний не только жесткие правила, но и правительство ограничивает новых участников, ограничивая воздушное движение и упрощая контроль. Кабельные компании строго регулируются и ограничены, потому что их инфраструктура требует обширного государственного землепользования.
Иногда правительство создает барьеры для входа не по необходимости, а из-за лоббистского давления со стороны существующих фирм.Например, в нескольких штатах требуется государственная лицензия, чтобы стать флористом или оформителем интерьера.45 Критики утверждают, что регулирование таких отраслей бесполезно, поскольку ничего не дает, кроме ограничения конкуренции и подавления предпринимательства.
Естественные барьеры для входа
Барьеры для входа также могут образовываться естественным образом по мере формирования динамики отрасли. Идентичность бренда и лояльность клиентов служат барьерами для входа потенциальных участников. Некоторые бренды, такие как Kleenex и Jell-O, имеют настолько сильную идентичность, что их торговые марки являются синонимом типов продуктов, которые они производят.
Высокие затраты на переключение потребителей являются препятствием для входа на рынок, поскольку новые участники сталкиваются с трудностями, побуждая потенциальных клиентов платить дополнительные деньги, необходимые для внесения изменения / перехода.
Специфические отраслевые барьеры для входа на рынок
В отраслях промышленности также есть свои собственные барьеры для входа, обусловленные характером бизнеса, а также положением влиятельных игроков.
Фармацевтическая индустрия
Причем только 18% заявок одобряются в первом цикле.7 Каждое приложение невероятно политическое и даже более дорогое.Между тем, авторитетные фармацевтические компании могут воспроизвести продукт, ожидающий рассмотрения, а затем подать специальный 180-дневный патент на исключительную рыночную исключительность, который по сути крадет продукт и создает временную монополию.8
Электронная промышленность
Бытовая электроника, пользующаяся массовой популярностью, более восприимчива к экономии на масштабе и размаху в качестве препятствий. Эффект масштаба означает, что устоявшаяся компания может легко производить и продавать еще несколько единиц существующей продукции по дешевым ценам, поскольку накладные расходы, такие как управление и недвижимость, распределяются между большим количеством единиц. Небольшая фирма, пытающаяся произвести те же самые несколько единиц, должна разделить накладные расходы на относительно небольшое количество единиц, что делает производство каждой единицы очень дорогостоящим.
Известные компании-производители электроники, такие как Apple ( AAPL ), могут стратегически увеличить затраты на переключение, чтобы удержать клиентов. Эти стратегии могут включать в себя дорогостоящие контракты, которые сложно расторгнуть, или программное обеспечение и хранилище данных, которые нельзя перенести на новые электронные устройства. Это распространено в индустрии смартфонов, где потребители могут платить за завершение соединения и сталкиваться с расходами на повторное приобретение приложений, когда они рассматривают возможность смены поставщика телефонных услуг.
Нефтегазовая промышленность
Барьеры для входа в нефтегазовый сектор чрезвычайно сильны и включают высокую долю владения ресурсами, высокие затраты на запуск, патенты и авторские права в сочетании с патентованными технологиями, государственными и экологическими нормами, а также высокие фиксированные эксплуатационные расходы. Высокие стартовые затраты означают, что очень немногие компании даже пытаются войти в сектор. Это снижает потенциальную конкуренцию с самого начала. Кроме того, запатентованные технологии вынуждают даже тех, кто имеет высокий стартовый капитал, сразу же сталкиваться с операционными недостатками при входе в сектор.
Высокие постоянные операционные расходы заставляют компании со стартовым капиталом опасаться входа в сектор. Местные и иностранные правительства также заставляют компании отрасли строго соблюдать экологические нормы. Эти правила часто требуют наличия капитала, что вынуждает более мелкие компании уходить из сектора.
Индустрия финансовых услуг
Как правило, создание новой компании по оказанию финансовых услуг обходится очень дорого. Высокие постоянные издержки и большие невозвратные издержки при производстве оптовых финансовых услуг затрудняют конкуренцию стартапам с крупными фирмами, которые обладают эффективностью масштабирования. Между коммерческими банками, инвестиционными банками и другими учреждениями существуют нормативные барьеры, и во многих случаях затраты на соблюдение нормативных требований и угроза судебного разбирательства достаточны, чтобы удерживать новые продукты или фирмы от выхода на рынок.
Затраты на соблюдение нормативных требований и лицензирование несоразмерно вредны для небольших фирм.Большой колпак поставщик финансовых услуг не должны выделять вкачестве большой из процента своих ресурсов для обеспечения его не возникнут проблемы с Комиссией по ценным бумагам и биржам ( SEC ),11 Истина в кредитовании Закон ( Тила ),12 Закон о справедливой практике взыскания долгов ( FDCPA ),13 Бюро финансовой защиты потребителей ( CFPB ),14 Федеральная корпорация по страхованию вкладов ( FDIC )15 или множество других агентств и законов.
Великолепный обмен. История мировой торговли. Книга за 10 минут в кратком изложении
Свидетельства глобализации на полках магазинов не удивляют современного покупателя мы привыкли видеть электронику, привезенную из Тайваня, фрукты из Аргентины, одежду из Китая и автомобили из Кореи. К ярлыкам “сделано в. ” на товарах мы относимся, как к чему-то само собой разумеющемуся. В то время как межконтинентальная торговля возникла сравнительно недавно, торговля между различными географическими регионами и между разными народами была важной составляющей в жизни людей уже с глубокой древности. Тысячи лет назад торговцы везли в дальние страны только самые ценные товары – шелк, золото и серебро, пряности, ювелирные камни, фарфор, целебные снадобья, – пользуясь существовавшими веками маршрутами, шедшими по суше и по морю, например Великим шелковым путем. Доставлять товары на большие расстояния было чрезвычайно трудно и дорого, хотя из деревень на городские базары издревле регулярно возили сельскохозяйственную продукцию.
“В какой-то никем незадокументированный доисторический момент один человек или группа людей положили начало международной торговле, сев в лодку и отправившись в путешествие по воде”.
Историки и археологи располагают многочисленными подтверждениями существования международной торговли с доисторических времен. У жителей Северной Европы лодки появились около 15 тысяч лет назад, и именно их, судя по всему, использовали для перевозки товаров. Оседлые племена транспортировали по воде продукты сельского хозяйства и выменивали их у охотников и собирателей на шкуры диких животных. Одним из первых предметов торгового обмена был обсидиан – твердый материал, образующийся при охлаждении расплавленных горных пород, который прекрасно подходил для изготовления режущих инструментов и наконечников копий и стрел. На территории материковой Греции, где обсидиан не встречается в природе, ученые находят осколки, возраст которых – 12 тысяч лет. Скорее всего, “вулканическое стекло” было привезено с острова Милос, находящегося на расстоянии примерно 120 километров от материка. На территории Месопотамии, где нет месторождений меди, археологи нашли медные шлемы, которые носили шумерские воины в третьем тысячелетии до н. э. Медь привозили с медных копей, расположенных за сотни километров, для обмена на местные продукты.
“Одним из самым первых товаров, доставлявшихся водным путем, был обсидиан – вулканическое стекло”.
Перевозить товары водным путем было и проще, и дешевле, чем по суше. Греческий историк Геродот оставил нам описание лодок – первых “торговых судов”, использовавшихся для торговли между Арменией и Вавилоном. По своей форме такая лодка напоминала круглый щит, а по конструкции представляла собой деревянные рамы, обтянутые шкурами. Самая большая лодка могла транспортировать до 14 тонн груза, правда, только вниз по течению. В конце путешествия шкуры снимали с каркаса, который сжигали, или везли обратно на ослах. В древние времена перевозка товаров была смертельно опасным предприятием. На дорогах купцов подстерегали разбойники, которые, не раздумывая, убивали их ради того, чтобы завладеть грузом. Морские маршруты были еще опаснее – суда были ненадежными, знания навигации – очень примитивными, и торговцы гибли во время штормов или от руки пиратов. И все же товары продолжали доставлять и по суше, и по морю – настолько огромные прибыли приносила торговля.
“Когда около 3300 года до н. э. появилась письменность, занавес истории поднялся, и обнаружилось, что на сцене уже давным-давно существуют отработанные схемы международной торговли”.
Верблюды, парфюмерия и разбойники
В период позднего плейстоцена, закончившегося около 10 тысяч лет назад, между Аляской и Евразией на месте Берингова пролива существовал перешеек, который ученые назвали Берингией. По этому “мосту” люди мигрировали в западное полушарие, а в восточное полушарие попали лошади и верблюды. Последнее событие имело огромное значение для развития торговли. Верблюд очень рационально устроен его тело чрезвычайно экономно расходует влагу, он теряет намного меньше жидкости с потом, чем другие животные. Благодаря этим свойствам верблюды могут несколько дней, и даже недель, жить без воды и прекрасно чувствуют себя в засушливых районах. Эти выносливые животные стали основным грузовым транспортом в Азии, в том числе и в Аравийской пустыне. Купцы также использовали и ослов, но основную работу делал неутомимый верблюд. Один погонщик верблюдов, у которого в распоряжении было от трех до шести животных, мог за один день перевезти 2 тонны груза на расстояние от 30 до 100 километров. Торговцы везли через пустыню только самые дорогостоящие товары благовония и парфюмерные масла – то, что очень ценилось в те времена, когда люди подолгу носили одну и ту же одежду и редко мылись, а общественной канализации не было вообще, либо она была в зачаточном состоянии. Ладан и мирра были самыми востребованными товарами наряду с шелком.
“Как товары попадали из Китая в Рим Доставка занимала очень много времени, была сопряжена с огромным риском и состояла из множества этапов”.
В семье, принадлежащей к племени богатых аравийских купцов, появился на свет основатель ислама пророк Мухаммед. Его преемник Абу Бакр был торговцем тканями. Возникнув в среде, где одним из основных занятий людей была транзитная торговля, ислам всегда с уважением относился к движению и продаже товаров. В Коране говорится “Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию”. Религия не позволяла первым мусульманам красть у своих единоверцев, но к ограблению неверных отношение было совсем другим, поэтому мусульмане становились грабителями на дорогах, не опасаясь божьего гнева. Ислам быстро распространился, и контроль над важнейшими караванными путями оказался в руках у мусульман, поэтому большую часть международной торговли осуществляли именно они. Арабский флот царил на море, а на суше разбойники держали в страхе тех, кто пользовался сухопутными маршрутами. После смерти Мухаммеда в 632 году ислам стал главной экономической и социальной силой в Евразии, сохраняя свое значение до конца XI века, когда христиане отвоевали ряд территорий в Испании и другие земли в Южной Европе. Вскоре после этого состоялся первый крестовый поход. Однако мусульмане по-прежнему оставались основными действующими лицами в международной торговле вплоть до XVI века, а в некоторых регионах и в Новое время.
“Согласно имеющимся письменным свидетельствам, на всем протяжении истории торговли из всех производимых человечеством изделий товаром номер один были ткани”.
Торговля с Китаем велась с древних времен и арабскими племенами, и народами, населявшими Европу. К VII веку н. э. арабы уже проникли далеко вглубь территории Китая. Арабские купцы, в особенности персы, активно торговали с китайцами, используя Великий шелковый путь. Китайцы в свою очередь собирали большие морские флотилии и совершали экспедиции за сокровищами Индии, к островам Яве и Суматре, а позже и к побережью Восточной Африки.
“Торговля перцем была для древних римлян тем, чем для современных предприимчивых и неравнодушных к богатству людей является инвестиционная деятельность, – быстрым способом сказочно разбогатеть”.
На море
Для античного мира была настолько важна морская торговля, что древнегреческие государства ожесточенно сражались друг с другом из-за проливов Геллеспонт (Дарданеллы) и Босфор. Почвы в Греции не отличались особенным плодородием, и чтобы выжить, грекам приходилось менять оливковое масло и вино на привозные пшеницу и ячмень. Афины стремились к господству над другими городами, которое позволило бы им стать великой морской державой и контролировать жизненно важные поставки зерна. Борьба за узкие морские проливы, а значит, и за всю торговлю между Черным и Эгейским морями велась в основном между Афинами и Спартой. Перевес оказывался то на одной, то на другой стороне. Когда Александр Македонский пришел к власти, он позволил греческим судам беспрепятственно провозить товары в своих водах.
“К началу XVII века все дороги вели в Нидерланды – именно они создали первую в истории торговую сеть, охватывающую весь мир”.
В промежутке между XIV и XVII веками корица, гвоздика, мускатный орех, перец и другие пряности сменили масла и благовония как самые ценные товары. Пряности везли по Великому шелковому пути, через Персидский залив, а затем Красное море. К XVI веку в морской торговле с Азией главную роль стали играть португальцы, за которыми последовали генуэзцы, венецианцы и через некоторое время – голландцы. Торговля с дальними странами приносила разнообразные выгоды всем – от знати, которая одевалась в тончайшие китайские шелка и душилась сладкими восточными благовониями, до целых народов, таких как греки, рацион которых складывался в основном из импортируемых зерновых. Однако по оживленным торговым путям транспортировались не только необходимые товары и предметы роскоши, но и смертельные инфекционные заболевания, например чума. “Черная смерть” была завезена из азиатских степей в Европу и на Восток, где она, по некоторым оценкам, унесла в XIV веке жизни ста миллионов человек.
“Как оказывается, в основе глобализации лежит не одно событие и даже не цепочка событий, а процесс, который медленно развивался на протяжении огромного периода времени”.
Открытие Нового Света
В 80-х годах XV века генуэзский мореплаватель Христофор Колумб обратился к испанским монархам с просьбой выделить деньги на снаряжение экспедиции с целью расследования нового западного пути к сказочным базарам Индии и Китая. В то время многие образованные люди, такие как Колумб, уже не сомневались в том, что земля круглая, но Фердинанд и Изабелла сочли план Колумба настолько трудновыполнимым и безрассудным, что сначала отклонили его предложение. Позже, однако, они согласились вложить средства в смелое предприятие, и в 1492 году три судна Колумба достигли Нового Света. В тот же период португальский мореход Васко да Гама совершил плавание в Индию вокруг Африки, проплыв в общей сложности свыше 40 тысяч километров. В течение 95 дней его корабли находились вдали от суши. Такие экспедиции, которые по тем временам были настоящим подвигом, коренным образом преобразили мировую торговлю и экономику.
“Если границу не дозволено пересекать товарам, то это делают солдаты”. (Фредерик Бастиа, французский экономист XIX века)
По мере того как отважные мореходы и купцы открывали новые земли в западном полушарии, наполняя сундуки своих могущественных патронов и не забывая о себе, мировая коммерция начала развиваться в совершенно новом направлении. Старый Свет познакомился с растительными культурами Америки, в частности, с кукурузой и картофелем, а колонисты привезли в западное полушарие кофе и сахарный тростник. Одним из самых прибыльных направлений международной торговли стала торговля рабами с начала XVI века по 1860-е годы из Африки в Новый Свет было доставлено около 9,5 миллиона рабов. Межконтинентальные контакты повлияли и на другие стороны жизни путешественники по-прежнему распространяли иноземные болезни, теперь уже перевозя их через океаны. В XIV веке конкистадор Эрнан Кортес “импортировал” в Новый Свет оспу. В то время как у его испанского экипажа был иммунитет к этому заболеванию, ацтеки оказались перед ним беззащитны, и эпидемия оспы стала одной из причин гибели целой цивилизации.
“В целом свободная торговля приносит человечеству выгоду; она же порождает множество неудачников, которые не могут спокойно примириться с новым порядком”.
К началу XVII века голландские и испанские мореплаватели нанесли на карты все основные направления ветров, благодаря чему морские путешествия стали не такими трудными и рискованными. Открытие испанцами огромных залежей серебра в Перу и Мексике подтолкнуло развитие денежной системы; испанская монета в восемь реалов получила хождение во всей Америке. В международной торговле стали главенствовать большие корпорации. С появлением в колониях новых источников дешевой рабочей силы и средств производства сельское хозяйство и текстильная промышленность Старого Света впервые испытали сильное воздействие конкуренции.
“У человека есть внутренняя потребность что-то куда-то везти, торговаться и менять одну вещь на другую”. (Адам Смит)
Мир становится ближе
Связи с дальними странами изменили характер коммерции. Между континентами шел интенсивный обмен такими культурами, как хлопок, кофе и сахарный тростник; даже чай, который прежде был “фирменным продуктом” Китая, научились выращивать в других странах. В XVIII веке китайский шелк уступил в популярности хлопку. Эти события привели к изменению структуры международной торговли. В XIX веке огромный шаг вперед сделал транспорт. Строились железные дороги и пароходы, возникли новые технологии охлаждения пищевой продукции, было усовершенствовано производство стали. У производителей появились более удобные, надежные и дешевые способы транспортировки товаров, позволившие доставлять их на большие расстояния. К тому же благодаря изобретению телеграфа продавцы и покупатели теперь могли быстро договариваться о поставках.
Свободная торговля
Начиная с XV века Англия ввела ряд законов, устанавливавших пошлины на ввозимое зерно. Эти так называемые Хлебные законы со временем устарели, и о них никто уже не вспоминал. Однако, когда в 1756 году началась Семилетняя война, запасы зерна истощились, и граждане внезапно заинтересовались торговой политикой своего государства. На улицы вышли тысячи людей, протестовавших против нехватки зерна. Затем внимание нации сосредоточилось на других импортируемых товарах, в частности, хлопчатобумажных тканях из Индии. Дебаты по поводу того, какой пошлиной облагать импорт и как выстраивать структуру экспорта, с тех пор не прекращаются; сегодня они ведутся не только в отдельных странах, но и на уровне международных организаций.
Соединенные Штаты, имеющие гигантский внутренний рынок, всегда устанавливали высокие тарифы на импортную продукцию. Республиканцы обычно выступают за протекционистские меры, а демократы – против. Принятый в 1930 году Закон Смута-Хоули о тарифах, “один из самых скандальных законов, когда-либо одобренных Конгрессом”, поднял и без того уже высокие пошлины на импорт еще выше. В ответ и другие страны повысили свои таможенные тарифы, в результате чего в начале 1930-х годов объемы международной торговли сократились почти до нуля. Госсекретарю США при Франклине Рузвельте Корделлу Халлу удалось убедить Конгресс в необходимости поощрения свободной торговли. Благодаря Халлу в 1934 году был принят Закон о взаимных торговых соглашениях, который открыл американский рынок для других стран. С тех пор в течение последующих 50 лет внешняя торговля США росла в среднем на 6,4% в год.
Беспошлинная торговля приносит неоспоримую выгоду народам всего мира. Исследования показывают, что ВВП в пересчете на душу населения больше в странах, в которых нет ограничений внешней торговли, чем в странах с жесткой торговой политикой. Свободная торговля подобна любой игре с нулевой суммой – если одни игроки выигрывают, другие обязательно проигрывают. А счет ведется в денежных знаках и километрах.
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: