Как называется библиотека в минске
Национальная библиотека Беларуси
Национальная библиотека Беларуси (National Library of Belarus)
Национальная библиотека Беларуси – это 23-этажное сооружение, расположенное в северо-восточной части Минска и ставшее главным книгохранилищем и интеллектуальным символом республики. Футуристическое здание, напоминающее своей формой драгоценный камень, вместило в себя Центр международных встреч и переговоров, инженерно-технические помещения, фондохранилище, социокультурный центр, а также 18 читальных залов, способных одновременно принять более 2000 посетителей.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Национальная библиотека Беларуси
Историческая справка
Главная библиотека страны была основана в 1922 году и носила название Белорусской государственной и университетской библиотеки. Учреждение, фактически принадлежавшее Белорусскому государственному университету (БГУ), располагалось в Минске, на Захарьевской улице (сегодня проспект Независимости) и обладало весьма скромным читательским фоном в 60 тыс. экземпляров.
В 1926 году библиотека вышла из состава БГУ, а в 1932 г. переехала в новое здание, построенное по проекту архитектора Г. Лаврова. Учреждение активно развивалось: уже к 1941 году в его хранилищах насчитывалось около 2 млн книг и периодических изданий, которыми пользовались более 15 тыс. читателей. К сожалению, в период немецко-фашистской оккупации 83% литературного наследия библиотеки было безвозвратно утрачено. В основном за границу были вывезены редкие и старопечатные издания. Кроме того, в результате пожара сгорел почти весь резервный фонд.
После развала Советского союза учреждение получило статус Национальной библиотеки Беларуси. К тому времени оно значительно расширилось, в связи с чем встал вопрос о необходимости строительства большего помещения.
Строительство «белорусского алмаза»
Конкурс, целью которого был выбор лучшего проекта нового библиотечного здания, провели в 1989 году. Его победителями стали архитекторы В. Крамаренко и М. Виноградов, продемонстрировавшие жюри оригинальную модель в форме ромбокубооктаэдра. Конструкцию, представляющую собой сложный многогранник, предлагалось установить на стилобате (подиуме). Фасад «кристалла» предполагалось покрыть зеркальными панелями. По задумке архитекторов, такая форма Национальной библиотеки должна была символизировать бесконечность и бесценность знаний.
Долгих 13 лет чертежи пролежали на полке, пока в 2002 году республиканское правительство не приняло решение о строительстве. Всего в этом масштабном проекте было задействовано 200 организаций и более 5 тыс. человек. Строительные работы велись круглосуточно, при этом на самой площадке всегда присутствовало не менее 3 тыс. рабочих. Торжественная церемония открытия Национальной библиотеки Беларуси состоялась в июне 2006 года.
Внутреннее и внешнее оформление
Первой посетителей Национальной библиотеки встречает статуя белорусского первопечатника Франциска Скорины, расположившаяся неподалеку от парадного входа. Если вы неравнодушны к различного рода световым шоу, постарайтесь посетить здание вечером. Именно в это время в «алмазе» включается внешняя подсветка, превращающая его в гигантский медиафасад. Огромный, диодный «экран» способен демонстрировать около 20 световых комбинаций, изображающих причудливые узоры и фигуры.
Попасть в вестибюль «белорусского бриллианта» можно через парадный вход, оформленный в виде раскрытого книжного тома. В просторном холле библиотеки разместились гардеробная, детская комната, зоны отдыха, оборудованные мягкими уютными креслами, а также касса, электронные каталоги, пункты экскурсионного обслуживания и справочные. Кстати, если поднять голову вверх, то на стенах атриума можно увидеть различные декоративные панно, выполненные белорусскими художниками, а также часть уникальной системы по доставке литературы – книголифта.
Следующие три этажа Национальной библиотеки Беларуси занимают читальные залы. В них созданы комфортные условия для посетителей, кроме того, залы оснащены необходимым оборудованием для людей с ограниченными возможностями. Специфика внутреннего устройства библиотеки такова, что помещения, рассчитанные на прием посетителей, располагаются в нижней части здания – стилобате. При этом свободные площади самого многогранника занимают библиотечные фонды.
Сегодня Национальная библиотека располагает рекордным количеством литературных и информационных ресурсов, среди которых:
В 2005 году в Национальной библиотеке Беларуси было начато оборудование Международного центра, предназначавшегося для встреч глав государств. Идею, поданную президентом республики, воплотили в жизнь, выделив в здании площадь под Круглый и Овальный залы заседаний, пресс-центр, а также зал для конференций.
Национальная библиотека Беларуси – это не обязательно место «тусовки» минских библиофилов и «ботаников». Учреждение с удовольствием посещают и сторонники здорового образа жизни. Дело в том, что на территории библиотеки действует собственный физкультурно-оздоровительный комплекс, оборудованный современным спортзалом, сауной и фитнес-баром. Место пользуется особенной популярностью среди минчан из-за низкой стоимости услуг.
Помимо спортивного центра, Национальная библиотека включает в себя музей книги, несколько художественных галерей, в которых периодически организуются всевозможные выставки, зоны рекреации и смотровую площадку.
Информация для туристов: время работы, экскурсии
С 1 мая по 31 сентября в здании Национальной библиотеки Беларуси проходят следующие виды экскурсий:
Экскурсионные мероприятия проводятся ежедневно, кроме понедельника (вт., ср., пт. – с 10:00 до 18:00; чт., сб., вс. – с 10:00 до 17:00). Записаться на них можно по электронной почте ekskursii@nlb.by или по телефонам (8 017) 293 29 66, (8 017) 293 28 53
Есть в программе учреждения и несколько детских программ, например «День рождения в библиотеке» и «Путешествие в страну книжных сокровищ». Увлекательные прогулки по залам, подъем на обзорную площадку, веселые викторины и игры в детской комнате, а также получение символических призов – все это ждет маленьких читателей в главной библиотеке Минска.
Интересные факты
Библиотечной системой электросетей управляют целых три подстанции.
Около полумиллиона долларов было пожертвовано учреждению бывшим иракским лидером Саддамом Хусейном.
Национальная библиотека Беларуси занимает 11 строчку в рейтинге самых фантастических архитектурных объектов современности, по мнению издания Flavorwire, и 24-ю в топ-50 самых нестандартных сооружений, по версии онлайн-журнала Village of Joy.
Первый читательский билет Национальной библиотеки принадлежит главе и политическому лидеру республики А. Г. Лукашенко.
Как добраться
Адрес Национальной библиотеки: г. Минск, проспект Независимости, д. 116.
Добираться до Национальной библиотеки Беларуси удобно с помощью 1-й линии минского метро. Просто выйдите на станции «Восток» – и вы на месте. При желании можно воспользоваться и другими видами общественного транспорта. До библиотеки ходят автобусы (маршруты № 25, 27, 34, 64, 77, 80, 87с, 89э, 91, 95, 113, 145с, 165, 921) и троллейбусы (маршруты № 41, 42).
Национальная библиотека Беларуси (Нацыянальная бібліятэка Беларусі)
Национальная библиотека Беларуси — главный читальный зал и крупнейшее книгохранилище республики, за необычный облик здания ставшее одной из обязательных остановок в обзорных экскурсиях по Минску. Это культурный и научно-просветительский центр, который поддерживает тесные связи с Россией и десятками других стран, здесь проводятся открытые лекции мирового уровня, литературные фестивали, белорусские книжные ярмарки и творческие встречи с именитыми писателями.
Цены и режим работы Национальной библиотеки Беларуси
На 2021 год получить абонемент библиотеки может любой посетитель старше 14 лет, никаких ограничений или особых условий для граждан России нет. Стоимость читательского билета в формате пластиковой карты с дубликатом на случай утери — 2 рубля 15 копеек, само оформление бесплатное. К оплате принимаются только новые белорусские рубли, как наличными, так и банковской картой.
Стоимость платных услуг Национальной библиотеки Беларуси в 2021 году:
При заказе любой экскурсии продолжительностью от 45 минут в стоимость уже будет входить подъём на обзорную площадку и доступ ко всем выставкам, кроме тех, которые проходят в читальных залах — чтобы попасть туда, нужно оформить абонемент.
Режим работы книгохранилища зависит от дня недели. С понедельника по пятницу — с 10:00 до 21:00 без обеда, по выходным дням — до 18:00. Смотровая площадка открыта с 12:00 до 23:00, последний подъём на лифте — в 22:30. Музеи и выставочные залы закрываются в 18:00.
История
Впервые о центральной публичной библиотеке в молодой советской республике узнали в 1922-м, тогда это было небольшое хранилище при Белорусском университете на 60 тысяч книг. Спустя 10 лет фонды выросли, а читальные залы не вмещали всех желающих, так появилось первое здание на будущем проспекте Независимости. К началу Великой Отечественной войны в нём хранилось почти 2 миллиона экземпляров, но оккупация перечеркнула годы развития — 80% фонда разграбили и вывезли в Европу.
Восстановление шло мучительно долго — волевым решением Академии Наук часть всесоюзных тиражей безвозмездно передавалась библиотеке. О новом здании заговорили после конкурса 1989-го года, когда победил проект двух архитекторов, решивших превратить книгохранилище в сложную геометрическую фигуру — ромбокубооктаэдр. Почти 15 лет чертежи оставались «на бумаге» из-за перестроечного кризиса и нехватки финансов — руководству страны пришлось привлекать частных инвесторов.
Национальная библиотека сегодня — это культурный центр мирового уровня. Держатели абонементов имеют неограниченный доступ к открытым фондам, 18 читальным залам и электронному каталогу. Работу здания и всей системы поддерживают 1500 сотрудников. Сюда ежегодно приезжают иностранные делегации, проходят встречи на высшем уровне, а по количеству туристов и проводимых экскурсий здание входит в первую пятёрку достопримечательностей республики.
Смотровая площадка Национальной библиотеки Беларуси
Все экскурсии охватывают смотровую площадку на 23-м этаже — попасть туда можно только на лифте с торца здания. Подъёмник изготовлен по специальному заказу в Финляндии — плавный ход с прозрачным полом создаёт иллюзию полёта, и у неподготовленного гостя гарантированно захватит дух. У центрального парапета стоит обзорный бинокль с 30-кратным приближением, который позволяет детально рассмотреть виды белорусской столицы — ближайшие дома и парки.
Реже в обзорах пишут о закрытой площадке — она находится этажом ниже и идёт кольцевым коридором с широкими окнами. Пространство в ней оформлено в формате картинной галереи, где выставляются современные художники Беларуси — нет постоянной экспозиции, нужно следить за анонсами. По периметру выставлены интерактивные экраны с программой «Виртуальный тур» — в них собраны фотографии Минска и экскурсионные материалы об интересных местах города.
Музей
Открывшийся вместе с новым зданием белорусский Музей книги с первых же дней стал предметом повышенного интереса библиофилов. Уже на момент создания за ним закрепили 80 тысяч экспонатов, в том числе и настоящие печатные сокровища, ранее недоступные широкому зрителю. Так, здесь хранится единственный в мире переписанный фолиант на древнегреческом языке, который считают первым в истории Европы описанием Африканского континента.
Другие витрины — дары библиотеке от частных коллекционеров и почётных делегаций, приезжавших в Беларусь. Из интересных и необычных подарков — манускрипты с вычурной арабской вязью, деревянные японские грамоты, книжные оклады из золота с драгоценными камнями. На базе музея открыто несколько секций для школьников и студентов, в залах ежегодно проводят по 5–7 выставок на тему книгопечатания, устраиваются творческие встречи с писателями.
Интересные факты
Белорусская Национальная библиотека — рекордсмен по громким международным титулам. Она официально занимает 24-е место в ТОП-100 самых необычных зданий мира. В этот рейтинг также вошёл вьетнамский отель Crazy House в городе Далат, Танцующий Дом в Праге, Музей Гуггенхайма в испанском Бильбао и Храм Лотоса в Нью-Дели. Минский Кристалл ежегодно становится героем телепередач, документальных фильмов и научных изысканий ведущих мировых архитекторов.
В библиотеке работает «умный» стол заказов. Зарезервировать интересующие книги с открытым доступом можно с любого компьютера в холле или читальных залах. Введя персональный код и данные об издании, остаётся только дождаться, когда его спустят из хранилища на одном из верхних этажей. Для этого разработан специальный лифт футуристического дизайна — он переносит книгу по рельсам в защитном боксе, и она буквально спускается с потолка в руки читателю.
Любая архивная книга, поступающая в фонды, проходит многоступенчатую систему очистки — для этого здесь создана крупнейшая на постсоветском пространстве дезинфекционная комната. Сначала сотрудник в стерильных перчатках пролистывает каждый том вручную, чтобы в нём не было закладок, мусора и пр. После этого всё обрабатывается под высокой температурой — пароочистителем с добавлением формалиновой смеси, чтобы книга стала абсолютно безопасной даже для ребёнка.
Техническое совершенство библиотеки обходится дорого — за стабильное электроснабжение отвечают 11 мини подстанций, к которым идут 700 километров проводки, для внутренней связи между отделами создана собственная АТС. Рассчитанная масса здания — 270 тысяч тонн, полезная площадь фасада — 1500 квадратных метров. Благодаря светодиодной иллюминации на 4500 лампочек, с наступлением темноты подсвеченное здание превращается в крупнейший рекламный экран Европы.
Как добраться до Национальной библиотеки Беларуси
Книгохранилище находится в Первомайском районе Минска в шаговой доступности от станции метро «Восток». Выходить из зала нужно на чётной стороне проспекта Независимости (рядом с ТРЦ «Dana Mall»), и пешеходный переход будет перед глазами буквально в 100 метрах. Позаботился о читателях и наземный транспорт — остановка «Национальная библиотека» ещё ближе к центральному входу, прямо перед памятником Франциску Скорине.
Заказывая такси, нужно помнить, что стабильно в Минске работает только служба Яндекса, приложение Uber BY запущено в 2019-м году, классическая программа «Убер» формально недоступна. Помимо них в белорусской столице есть несколько десятков местных диспетчерских служб, вызывать машину лучше через них, уличные таксисты, как и везде, наживаются на кошельках туристов, особенно в сезоны отпусков.
Тем, кто путешествует на своём автомобиле, переживать не о чем — в парке Писателей со стороны Жасминовой улицы прямо перед зданием библиотеки оборудована огромная бесплатная парковка (53.931565, 27.648300). Стоянку на обочинах в последнее время сильно ограничивают знаками — лучше не рисковать, штрафы у белорусского ГАИ немаленькие.
Районы, кварталы. Национальная библиотека: история ромбокубооктаэдра
В конце 1980-х годов, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, правительство БССР задумало очередную большую всенародную стройку. Было решено, что республике решительно не хватает вовсе не колбасы в магазинах, а нового здания Государственной библиотеки имени Ленина. В этой связи даже был объявлен крупный конкурс союзного масштаба, победил в котором проект минских архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова. Вскоре СССР распался, стало не до библиотеки, но кто бы мог тогда подумать, что спустя 13 лет про грандиозную идею вспомнят, проект Крамаренко и Виноградова достанут из архивов, стряхнут с него пыль и обеспечат реализации щедрое финансирование. Так 10 миллионов белорусов узнали о существовании геометрической фигуры «ромбокубооктаэдр», а жители остального мира — о том, что безумству форм предела нет. Об истории проектирования и строительства минского «Алмаза знаний» рассказывает блогер Darriuss.
Важнейшим из искусств для большевиков может и было кино, но всеобщей грамотности они также уделяли значительное внимание. По всей большой Стране Советов в 1920-е годы массово открывались избы-читальни, а в крупных городах было задумано построить государственные библиотеки. В Москве такое строительство началось только в 1930 году, когда в Минске аналогичный процесс уже год как шел.
Белорусская государственная библиотека была учреждена 15 сентября 1922 года в структуре недавно возникшего университета. Первым зданием, которое она заняла, был так называемый Юбилейный дом — бывший церковно-археологический музей, построенный в 1913 году к 300-летию дома Романовых в составе архиерейского подворья. Здание в редком для Минска ретроспективно-русском стиле, спроектированное епархиальными архитекторами В. Струевым и И. Фоминым, сохранилось до настоящего времени.
Достаточно скоро выяснилось, что небольшой дом не может справиться со страстной тягой людей к чтению. Уже в 1926 году библиотечный фонд превысил 300 000 экземпляров, пользовались которыми ежедневно 500—600 человек. 14 мая 1926 года Государственную библиотеку выводят из структуры БГУ и тогда же начинают задумываться о необходимости ее перевода в более крупное здание. В Наркомате просвещения БССР образуют специальную комиссию, и по итогам ее работы в 1929-м Совет народных комиссаров республики принимает решение о строительстве в Минске, на улице Красноармейской, нового здания библиотеки.
Архитектором был выбран Георгий Лавров, много в то время строивший в белорусской столице (корпуса БГУ в университетском городке, больницы №1, политехнического института). Лавров предложил проект, в котором протяженный объем читальных залов библиотеки контрастировал бы с высотным книгохранилищем в глубине квартала. К сожалению, последнее в конечном итоге так и не было реализовано.
Основной же корпус был закончен в 1932 году и стал одним из первых крупных минских общественных зданий нового типа, к тому же построенным в ультрасовременном конструктивистском стиле.
У главного входа в библиотеку установили парную скульптурную группу, изображающую беседующих о судьбах страны В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Интересно, что старая Ленинка, наверняка запомнившаяся абсолютному большинству жителей Минска белой, первоначально была темно-серой.
В ходе заканчивающейся в настоящее время реконструкции здания под размещение Совета республики Национального собрания РБ фасадам возвращена оригинальная колористика: оно вновь отделано декоративной мраморно-антрацитовой штукатуркой.
Главный читальный зал Государственной библиотеки им. Ленина в 1975 году:
А в 1950-е в его торце стояла статуя Сталина, внимательно наблюдавшего за происходящим в зале.
Затем зал реконструировали, покрасили в жизнеутверждающий розовый цвет, а вместо Сталина повесили портрет Франциска Скорины. Сейчас же, вполне возможно, тут разместится основной зал заседаний Совета республики.
К концу 1980-х годов устарела и перестала справляться с многократно возросшими нагрузками и библиотека Лаврова. В 1989 году был объявлен конкурс на новый корпус Государственной библиотеки БССР имени В. И. Ленина, возвести который планировалось в зеленой зоне напротив жилого района «Восток». Конкурс носил всесоюзный характер, но не вызвал большого интереса за пределами республики. Всего в конечном итоге на него было представлено семь проектных предложений. Рассмотрев их, жюри констатировало: «Несмотря на то, что ни один из представленных на конкурс проектов не ответил в полной мере поставленным условиям и не может быть рекомендован к реализации в предложенной авторами редакции, за относительно лучшие проекты присудить все три премии». О проекте-победителе чуть позже, пока же рассмотрим оставшиеся шесть поданных на конкурс заявок.
Вторую премию в размере 3000 советских рублей получил авторский коллектив «Белгоспроекта» (арх. В. Белянкин, Т. Розова и др.). Согласно замыслу автора Минского дворца молодежи, здание представляет собой три сблокированных параллелепипеда высотой 6 этажей, соединенных внутри по центральной оси многоцветным садом-атриумом. На первом этаже планировалось разместить административно-хозяйственную зону с зоной хранения литературы, второй и третий занять зоной хранения полностью, а на этажах 4—6 устроить зону обслуживания читателей. Развитие комплекса библиотеки предусматривалось путем наращивания дополнительных блоков, то есть пристройки к имеющимся параллелепипедам новых.
По замыслу архитектора здание библиотеки должно было напоминать лежащую на земле раскрытую книгу. Фасады комплекса, расположенного под углом к Ленинскому проспекту, планировалось украсить цветными абстрактными композициями в технике суперграфики.
Недостатками проекта жюри обозначило «геометрическую жесткость объема здания, вступающую в противоречие с его живописным окружением». Нерациональным было также признано заглубление книгохранилища под землю в условиях высокого уровня грунтовых вод на предлагаемом к застройке участке.
Третьей премии в размере 2000 рублей удостоили работу московского ЦНИИЭП (Центральный НИИ экспериментального проектирования) им. Б. Мезенцева (арх. Ю. Евтух, А. Иванова, И. Лукьянов и др.). Руководитель авторской группы Юрий Евтух, уроженец Минска и белорус, при создании художественного образа для главной библиотеки родины, по его собственным словам, находился под впечатлением от белорусского барокко, поэтому главным декоративным элементом выходящего на проспект фасада здания должен был стать стилизованный барочный щит, который акцентировал бы центральный вход в комплекс.
Как и в проекте В. Белянкина, получившем вторую премию, книгохранилище предполагалось разместить в том числе и в подземных этажах, что опять-таки было подвергнуто критике со стороны конкурсной комиссии.
Общественные и служебные помещения библиотеки пристраивались к главному фасаду в виде раскрытого в зеленую зону веера. Многоярусный силуэт композиции, внедрение в нее элементов исторических стилей, сочетающихся при этом с вполне современно выглядящими большими поверхностями остекления, полностью соответствовали набиравшей в те годы силу постмодернистской эстетике.
Еще четыре проекта были оставлены без премий. Предложение выдающегося туркменского архитектора Абдуллы Ахмедова, в то время работавшего в московском институте «Гипротеатр», было отмечено за живописную пластику композиции здания и тщательную проработку благоустройства территории с устройством фонтана в большом круглом бассейне с перекинутым через него мостиком.
. но в то же время раскритиковано за чрезвычайное усложнение объемно-пространственного решения, дробность многочисленных объемов, большое количество непараллельных и наклонных поверхностей, что существенно усложняло бы процесс строительства. Наличие большого количества открытых террас в условиях нашего климата также было объявлено нецелесообразным.
Вариант архитекторов «Брестгражданпроекта» (арх. В. Кескевич, В. Чайковский) удивил конкурсную комиссию подковообразным в плане зданием с входным двориком перед ним. Жюри отметило, что включение в его композицию больших наклонных остекленных поверхностей, служащих для освещения огромного атриума высотой в несколько этажей, значительно осложняет эксплуатацию комплекса.
Кстати, остекление атриума предполагалось делать многоцветным.
Предложение архитектора А. Соболевского («Белгоспроект») больше напоминало крупный торговый центр. Читальные залы располагались по периметру трапециевидного здания и были облицованы зеркальным стеклом. В нем, согласно задумке авторов, должна была отражаться (и тем самым маскировать комплекс) зелень окружающего библиотеку парка.
Книгохранилище проектировали в глухом объеме над читальными залами.
Наконец, Олег Ладкин из «Минскпроекта» предложил для Государственной библиотеки БССР и вовсе образ брутального зиккурата. Тем не менее, по мнению автора, «это было бы легкое, летящее, очень доступное здание».
Вероятно, «легкость» и «летучесть» достаточно громоздкой массивной форме должны были придавать гигантские цветные витражи, лентами которых планировалось окружить все многочисленные ярусы комплекса по периметру.
На террасах ярусов планировалось устроить обзорные площадки, выход на которые был предусмотрен из каждого читального зала. Это должно было способствовать эмоциональной разрядке посетителей библиотеки после сеанса напряженного умственного труда.
Впрочем, по грандиозности конструкции всех претендентов обошел проект, получивший в итоге первую премию конкурса и целых 5000 пока еще более-менее полновесных советских рублей. Виктор Крамаренко, архитектор, тогда работавший в «Минскпроекте», рассказывал впоследствии в интервью, что форма «алмаза» для книгохранилища ему приснилась. Сон этот оказался в руку: совместный проект Крамаренко и Виноградова визуально определенно превосходил конкурентов. Итак, что же представлял собой победитель конкурса 1989 года, пусть и не отвечавший, по мнению жюри, в полной мере всем поставленным условиям, но тем не менее выигравший его единогласным решением?
Над ступенчатым трехэтажным стилобатом, в котором размещаются читальные залы и все службы библиотеки, возвышается компактный (насколько это возможно для сооружения диаметром 60 метров) объем главного книгохранилища в форме ромбокубооктаэдра, сложного многогранника из 18 квадратов и 8 треугольников. За эту форму Национальную библиотеку Беларуси уже, похоже, навсегда прозвали «Алмазом знаний», хотя формально это в лучшем случае бриллиант, а когда-то, давным давно, ее еще сравнивали и с кристаллом.
Книгохранилище имеет сплошную стеклянную облицовку и опирается на железобетонный сердечник, в котором размещены лифты, лестницы, другие коммуникации и четыре отдельно стоящие колонны. Сужение этого объема книзу позволяет сохранить естественное освещение расположенных под ним залов читательских каталогов, по периметру к ним примыкают аванзалы выдачи и приема литературы, а также расположенные веером на всех трех нижних этажах читальные залы, конференц-зал и служебные помещения.
Любопытен перечень недостатков, на которые при своем выборе указывала конкурсная комиссия. Среди них — невозможность развития комплекса после заполнения центрально расположенного высотного книгохранилища, связанное с этим же увеличение «пробега» книги в телелифте от полки до читателя, преувеличенная высота здания в сравнении с окружающей застройкой. Отдельно отмечалась сложность конструирования консольно нависающего над стилобатом «алмаза» с учетом огромного веса книжного фонда и непростого состояния грунтов в точке строительства. «Противоречивые чувства вызывает и образ здания, который ассоциируется с большим выставочным павильоном или ботанической оранжереей», — отмечал архитектор Виктор Аникин, комментировавший в журнале «Архитектура и строительство Белоруссии» результаты конкурса.
В каком-то смысле задержка с реализацией проекта помогла его авторам. По крайней мере, сложные в условиях конца 1980-х инженерные расчеты в начале 2000-х осуществлять было уже гораздо легче, что позволило архитекторам избежать упрощения художественного образа книгохранилища. По словам Виктора Крамаренко, существовали предложения переделать «алмаз» в обычный шар или даже в «рюмку» (!). Последний вариант, конечно, был бы глубоко символичен.
Авторы комплекса специально подчеркивали неслучайность выбранной для книгохранилища формы. Жесткая по своей природе, с диагональными связями, она позволила упростить конструктивные решения. Центральное высотное расположение книжного склада реализовало на практике принцип «суперкомпактности», когда с использованием современных транспортных систем максимально сокращается путь книги до читателя. Отдельно надо отметить и выбранный принцип хранения книг в наземном объеме: подземные хранилища требуют куда более сложной организации с точки зрения необходимого микроклимата как для объектов хранения, так и для субъектов, которые его осуществляют.
Первые компьютерные визуализации и макеты Национальной библиотеки, появившиеся с реанимацией проекта в начале 2000-х, создали впечатление, что изначально предполагалась облицовка основного объема комплекса золотистым зеркальным стеклом, от чего впоследствии по каким-то причинам отказались, заменив его прозрачным. Если это и было так, то сведений об этом в литературе не сохранилось. Тип стекла нигде не упоминался. Подчеркивалось только, что между стеклянной внешней стеной и внутренней бетонной специально оставлены коридоры, позволяющие применять «эффект термоса» при регулировании температурного режима внутри хранилища. Воздушная прослойка между стеклом и бетоном снижает перепады температуры внутри здания.
Фактически после проведения конкурса и до распада Союза к реальным проектным работам победившие авторы приступить не успели. Эскизный проект был разработан институтом «Минскпроект» совместно с уже самостоятельными творческими мастерскими авторов в 1992 году. В этот же период вместе с персоналом Национальной библиотеки проводилась аналитическая работа по прогнозу ее (библиотеки) развития, определению состава помещений, отделов, секторов и штата сотрудников с учетом этого перспективного развития. На стадии «архитектурный проект» работы продолжились только в 1998 году. В этот период была определена вместимость книгохранилища (14 млн единиц хранения) и расчетный период, на который этой вместимости хватит, — 35 лет.
Строительство комплекса началось 1 ноября 2002 года. Нормативный срок завершения работ составлял 71 месяц, но постановлением правительства был сокращен более чем в два раза — до 32 месяцев. Таким образом, директивно было предписано обеспечить ввод «Алмаза знаний» в эксплуатацию к июлю 2005 года. Несмотря на привычный для нашей страны аврал и штурмовщину, выдержать такие сроки оказалось невозможно.
Первый пусковой комплекс (котельная, очистные сооружения, система энергоснабжения, внешние инженерные сети, благоустройство территории) был сдан только в октябре 2005-го. Вторая очередь (практически весь основной объем библиотеки с читальными залами, служебными помещениями, книгохранилищем и прочим) была готова в декабре того же года. Третий пусковой комплекс, включавший в себя помимо прочего и информационно-технологическую систему, фактически управлявшую работой библиотеки, доделали только весной 2006-го, что позволило 31 мая торжественно открыть новый символ нации. Параллельно, с января 2006 года, 20 000 тонн книг, журналов, газет и прочих единиц хранения на грузовиках перевозились из старых хранилищ в новое.
Объем работ, проведенный за неполные четыре года на северо-востоке Минска, поражает до сих пор. Котлован глубиной 12 метров, из которого вынули 60 000 кубометров грунта, монолитная плита фундамента объемом 3600 кубометров, строительный объем здания в 388 000 кубических метров, из которых книгохранилище занимает 200 000 кубов. Трудоемкость работ в 200 000 человеко-дней. Вес здания — 100 000 тонн.
В принципе, библиотека получилась такой, какой ее и задумывали еще с 1989 года, начиная с конструктивного решения и заканчивая большим количеством предметов монументально-декоративного искусства внутри здания, что нетипично для современной белорусской архитектуры, но вполне традиционно для ее архитектуры советской. Большинство минчан более-менее знакомо с общедоступными помещениями, расположенными в стилобате здания. Основной интерес представляет устройство книгохранилища. Типовой план его этажа:
Посмотрим, как это все выглядит изнутри. Переход из лестнично-лифтового ствола в основной объем хранилища:
Под нависающим консолью «алмазом» — зал каталогов в стилобате.
Ядро комплекса, столы сотрудников библиотеки, работающих на этом этаже:
Рабочие места, впрочем, оборудованы по всему этажу.
Пересечение балок перекрытий:
Знаменитый библиотечный телелифт в ядре хранилища. Состоит из трех рельс: двух — для сквозного движения через всю толщу здания (вверх-вниз), и одного, обслуживающего данный конкретный этаж. Труба на переднем плане — ограничивающий барьер.
Барьер весьма кстати. Лифтовая шахта проходит сквозь все этажи комплекса, и туда можно очень легко упасть. Внизу виден контейнер с книгами, едущий в читальный зал, а также третий монорельс нижнего этажа.
Устройство стрелки. Чтобы отправить книги вниз, в читальные залы, сначала необходимо вызвать контейнер из «хранилища пустых контейнеров». Он приезжает снизу и останавливается на выделяющейся части центрального рельса, после чего та передвигается в разрыв третьего рельса и контейнер продолжает свое движение на этаж.