Как называется дворец в стамбуле
10 лучших дворцов Стамбула
Соединяющий Европу и Азию, Стамбул сегодняшний – один из первых городов Турции, вчерашний – сердце Византийской и Османской империй. Его многовековой статус политического и культурного центра требовал соответствующей застройки. Во все времена город застраивался величественными дворцово-парковыми комплексами.
Дворцовые комплексы XIV – XVI веков возводили в европейской части города, XIX века – уже по обе стороны пролива. Их стиль как во внешней, так и внутренней отделке гармонично сочетает традиции османской архитектуры с западными веяниями барокко, рококо, неоклассицизма. Сегодня большинство дворцов Стамбула открыто для посетителей в качестве музеев, ресторанов или отелей. Топкапы и Йылдыз внесены в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
Самые красивые исторические дворцы Стамбула
Список, фото с названиями и описанием!
Топкапы
Основная резиденция турецких падишахов была возведена в 1478 году и сохраняла этот статус вплоть до XIX века. На внушительной площади 700 тысяч м² расположился ансамбль внутренних дворов, крытых павильонов, мечетей, фонтанов. В утонченной огранке каменных фасадов смешались османский и византийский стили. Высокие своды и колонны создали просторные внутренние помещения, украшенные росписью, позолотой, кафелем. На сегодня Топкапы – один из топовых музеев Стамбула.
Долмабахче
Строительство нового главного дворца султанов было инициировано Абдул-Меджидом I и окончено к 1853 году. Падишах стремился возвести дворец краше самых известных европейских замков. Из-за этого Доламбахче присущ стиль барокко, не типичный для турецкой архитектуры. В остальном дворец традиционно состоит из трех главных разделов: мужской половины, большого зала, гарема. Со стороны моря открывается вид на ажурный фасад здания протяженностью в 600 метров.
Йылдыз
На момент сооружения нынешнего дворца на его месте имелось здание наподобие летней резиденции. Капитальная перестройка началась в 1880 году и длилась 18 лет. Йылдыз стал последним представителем османской дворцовой архитектуры. Это сочетание двухэтажных зданий из дерева и камня разного стиля от классики до барокко, окруженных живописным парком. Все окна обрамляют резные деревянные ставни. Дворец не разделялся на мужские и женские покои, чем отличался от подобных дворцов своего времени.
Маслак
Первый павильон на месте будущей дворцовой группы возник в XIX веке по велению султана Махмуда II. Во времена правления Абдул-Азиза комплекс дополнили Имперским особняком, Личными апартаментами правителя, Палаточным павильоном, Генеральскими покоями. Все строения выдержаны в позднеосманском стиле. Павильоны Маслак служили охотничьими домиками, вокруг которых раскинулся лесопарк площадью 170 тысяч м².
Чираган
Воссозданное из руин строение находится в живописном парке по соседству с дворцом Йылдыз. Чираган был возведен в 1867 году. Пожар в январе 1910 года нанес существенный ущерб зданию. В 1989 году дворец был отстроен заново при участии японских инвесторов. В настоящее время функционирует как пятизвёздочный отель. Из Йылдыз-парка в Чираган-Палас можно попасть через мраморный мост.
Бейлербейи
Бывшая резиденция турецких правителей расположена вдоль береговой линии в азиатской части Стамбула. Небольшой, но пышный дворец был сооружен в 1864 году в качестве летней виллы султана. Дворец выполнен из камня и белого мрамора в традициях османского барокко. В Бейлербейи обустроили террасный сад и проделали тоннель из дворца в парк. Сейчас дворец окружает обустроенный ландшафтный парк с платным входом.
Кючюксу
Дворец расположился на азиатском берегу Босфора в живописном междуречье рек Гексу и Кючюксу. Каменный дворец был построен в 1857 году и заменил деревянную виллу для краткосрочного летнего отдыха правителя с семьей. Небольшое двухэтажное здание искусно украшено барельефами, лепниной, нишами, колоннами в духе османского барокко. Обустройство залов было поручено мастерам, занимающимся оформлением Венской оперы.
Текфур
Эта древняя памятка архитектуры – отголосок византийского прошлого Стамбула. Дворец относят к XII – XIV векам постройки. Он является частью Влахернского дворцового комплекса. Историки отождествляют Текфур с дворцом Багрянородного, ссылаясь на византийские источники. Комплекс сохранился в состоянии руин, в которых угадываются элементы монументального для своего времени царского дворца. Текфур сохранился лучше других стамбульских дворцов того периода. Из-за возрастающего туристического интереса к данной достопримечательности, комплекс начали поэтапно реставрировать.
Ыхламур
Название этой бывшей летней резиденции переводится как «дворец под липами». Даже сейчас его окружают липовые рощи. Два здания из песчаника и мрамора – парадный Мерасим и приватный Майет – были закончены к 1855 году. Фасады украшала детализированная резьба из камня в барочном стиле. Не смотря на статус султанской обители размеры строений были малы. Сейчас там расположились музей и ресторан.
Дворец Ибрагима-Паши
Этот дворец выделяется из ряда подобных зданий XVI века. Он выполнен из камня, а не дерева, что тогда применяли для жилых строений. Внешний вид его похож на оборонительное сооружение с мощными стенами, лишенными вычурного декора. Дворец получил свое название в честь именитого собственника – великого визиря Паргалы Ибрагима-паши. После его казни дворец перевели в государственную собственность. С 1938 года и поныне – это музей турецкого исламского искусства.
15 главных дворцов Стамбула
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_67238″>
Один из самых многолюдных городов Европы Стамбул воплощает в себе былое имперское величие римлян, византийцев, латинян и османов. Византий, Царьград, Константинополь – так назывался город в разные эпохи. Каждая из них оставила свой неповторимый след в многовековой архитектуре зданий, поражающих своей величественной красотой и замысловатостью. В целом, весь город – музей под открытым небом, осмотр которого – увлекательное путешествие. Бухтой Золотой Рог город делится на европейскую и азиатскую части. Уникальные дворцы Стамбула – главные объекты, вызывающие огромный интерес туристов.
Топкапы
Масштабный дворцовый комплекс Топкапы, возведённый во времена правления султана Мехмеда II в 1479 г, стал символом победы османов, захвативших Константинополь. Прежний дворцовый символ византийской власти был снесён, как и многие другие сооружения. В названии Топкапы скрываются «пушечные ворота»: каждый выезд султана сопровождался пушечным выстрелом. По сути, это был мини-город, расположенный на площади 700 тыс. кв. м с 4-мя отдельными дворами с различными служебными и жилыми постройками.
Во внешнем облике роскошных дворцовых строений отразилось смешение различных архитектурных стилей. На протяжении столетий они подвергались стихийным разрушениям в результате землетрясений и пожаров. Каждая новая реконструкция добавляла новые элементы в духе времени. Топкапы сегодня – это мир прошлой жизни 25 турецких султанов в рамках музея. Войдя в главные «пушечные ворота», вы увидите великолепный фонтан (1728 г.).
Дворы соединены монументальными воротами, каждые из которых архитектурный шедевр. Роскошный кипарисовый сад, тюремная башня, дворцовые кухни с огромной коллекцией фарфоровой посуды (7-19 в.) производят неизгладимое впечатление. Не может не восхищать экспозиция драгоценных украшений и ювелирных изделий. Впечатляют кафтаны султанов, одежды султанских жён, ковры для молитв и множество других атрибутов роскоши.
Долмахбахче
Один из самых живописных районов города Бекшикташ украшен подлинным архитектурным чудом – дворцом Долмабахче. Строившийся в течение 13 лет за 5 млн. золотых фунтов архитектурный шедевр стал рекордсменом по количеству золота (14 тонн) и серебра (40 тонн), вложенных в его оформление. До 1924 г. дворец был резиденцией султанов. С 1924 г. до 1938 г. использовался Ататюрком (создателем Турецкой Республики) в качестве летней резиденции, где проводились важные политические встречи.
Экскурсия по залам Долмахбахче – погружение в мир невероятной восточной роскоши и пышности убранства. В холле поражает люстра необыкновенной красоты и дизайна, в выставочном зале – потрясающая коллекция драгоценностей, фарфора и хрусталя, в том числе Хрустальная лестница. В самом шикарном помещении – зале Сюфера привлекает внимание громадный иранский ковер ручной работы (9Х10 м.), лежащий на полу. Интерес вызывает медвежья шкура – подарок российского императора Николая II.
56 царственных колонн поддерживают потолок зала, к которому крепится уникальная массивная люстра – подарок королевы Виктории. Здесь находится 40 картин Айвазовского, чью живопись ценил султан Абдул-Азиза. (Художник, получивший из рук султана бриллиантовый Орден Османа, позже выбросил награду в море как знак протеста против геноцида армян) Впечатляет оформление гарема и спальни Абдул-Азиза.
Йылдыз
Любимое место прогулок жителей и туристов – парково-дворцовый комплекс Йылдыз, расположенный на набережной Босфора. Тропическая флора, экзотические цветы, чудесные аллеи, дворцы и павильоны восхищают посетителей. Жемчужина комплекса – одноименный дворец Йылдыз (Звезда) – гордость и одна из визитных карточек города. Отделённый от остальной территории парка витиеватой оградой дворец изумляет своей блистательной красотой. Синтез нескольких архитектурных стилей сделал это великолепное строение настоящим шедевром дворцового строительства.
Внутреннее убранство комнат и залов так же восхитительно, как и внешнее оформление. Особенной роскошной красотой обустройства отличается Церемониальный зал. Сияющие звёзды потолка, пол, застеленный эксклюзивным ковром, сотканным из шёлковых нитей, вызывают восхищение посетителей. Нельзя не залюбоваться и Перламутровым салоном, великолепная дверь которого украшена перламутровыми узорами. Йылдыз не разделён на мужскую и женскую половину, как другие султанские резиденции.
Маслак
Уникальный архитектурный комплекс дворцовых павильонов Маслак был возведён на берегу Босфора в конце 19 века. До настоящего времени сохранилось лишь 4 павильона (название особняков), пленяющих взор османским стилем архитектуры и декором. Они расположены в большом лесопарке, бывшей охотничьей резиденции османских султанов.
Дворец Каср-ы Хумаюн – 2-этажное здание с мансардой и балконом впечатляет своим внешним видом. Внутреннее убранство не может не восхищать: многочисленные фрески украшают стены и потолки всех комнат. Здесь находился рабочий кабинет султана, его спальные покои. Сегодня это музей, посещая который, можно проникнуться духом прошедших эпох. Чадыр Кёшкю (Палаточный павильон) у края лесопарка, выполненный из дерева, представляет собой 2-этажный 8-угольный особняк.
Его архитектура – образец османского деревянного зодчества. Пашалар Даиреси (Генеральские Покои) – 1-этажное здание, заслуживающее внимания размещёнными в них турецкими банями с богато украшенными интерьерами. Мабейн-и Хюмайун (Личные апартаменты) служили летней резиденцией.
Чираган
На европейской стороне пролива Босфор (р/н Бешикташ) высится роскошное грандиозное строение – фешенебельный 5-звёздочный отель «Чираган Палас Кемпински» или Чираган (факел) Сарай. Он предлагает гостям самые дорогостоящие апартаменты в мире (15 тыс. долларов) Каждый номер – королевские покои 21 века. Отель-дворец поражает уровнем сервиса и ассортиментом услуг, красотой оформления, уникальностью дизайна. Но особенно интересна история создания Чирагана. В период правления Абдул-Азиза был построен (1876 г.) дворец его мечты.
Архитектор Бальян, побывавший в арабских странах и Испании, познакомился с мавританским стилем архитектуры и воплотил его в проекте великолепного дворца. Его соединили мраморным мостом с другим дворцом – Йылдызом. Чираган стал на короткое время летней резиденцией Абдул-Азиза: вскоре султана обнаружили мёртвым. В 1910 г. дворец был практически уничтожен сильнейшим пожаром. И только в 1991 г. остов здания восстановили, превратив его в элитный отель и архитектурную достопримечательность.
Дворец Топкапы
Дворец Топкапы (Topkapı Sarayı)
Дворец Топкапы – старинная резиденция турецких султанов в Стамбуле, представляющая собой целый дворцовый городок. Он раскинулся на высоком мысе Сарайбурну, вдающемся в Босфор. Общая площадь дворцовой застройки составляет 70 гектаров, и каждый квадратный метр здесь утопает в роскоши. Склонные к пышным метафорам мусульманские поэты называли Топкапы Дворцом вечного счастья, ниспосланного его обитателям самим Всевышним, ведь турецкие султаны носили еще и титул халифов – хранителей ислама.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Дворец Топкапы
Основные моменты
Кроме покоев правителей Османской империи, в Топкапы располагались государственные учреждения и библиотеки, сокровищница с несметными богатствами, гарем, огромная кухня, военная школа, мечеть, арсенал и другие постройки. Некогда здесь жили до 4000 сановников высшего ранга, дворец обслуживали и охраняли 50 000 воинов. Теперь это один из самых значительных комплексов архитектурных памятников и музеев мусульманского мира, хранящих сокровища правителей обширной Османской империи, которые сумели завоевать территории на трех континентах.
Вид на дворец Топкапы
В 1985 году все многочисленные сооружения Топкапы и расположенный рядом парк Гюльхане с историческими зданиями были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня миллионы туристов, приезжающих в Стамбул, включают в первоочередные планы посещение дворца Топкапы, и в сезон путешествий перед входом в музей собираются рекордные очереди желающих окунуться в роскошную атмосферу, некогда окружавшую могущественных правителей Турции.
Популярность этого музея достигла апогея после выхода на экраны турецкого сериала «Великолепный век» (2011 г.). Многие эпизоды драматичной саги о красавице Роксолане, сумевшей превратиться из рабыни в любимую жену султана, были отсняты в интерьерах гарема и других дворцов Топкапы.
Кадры из сериала «Великолепный век», снятые во дворце Топкапы
История дворца Топкапы
Дворец Топкапы находится в примечательном месте с богатейшей историей, уходящей корнями вглубь минувших тысячелетий. Здесь, на мысе у бухты Золотой рог, люди селились со времен неолита. Наконечники стрел, керамика и другие артефакты в остатках первобытного городища, найденного тут, были изготовлены примерно 8600 лет назад. На территории Топкапы археологи обнаружили подлинную каменную летопись, ее полустертые временем страницы составляют культурные слои всех последующих эпох.
Согласно древним преданиям, о которых нам известно из книг древнегреческих и римских историков, в 667 году до н. э. здесь основали поселение греческие колонисты, прибывшие из античной Мегары, что вблизи Афин. Переселенцы назвали город в честь царя Византия, возглавлявшего поход. Когда провинциальный полис Византий был избран столицей Восточной Римской империи, на мысе выстроили огромный дворец византийских басилевсов, а город переименовали в честь императора Константина.
Макет дворцового ансамбля
После падения Константинополя в 1453 году, султан Мехмед II Завоеватель приказал возвести на руинах императорского дворца свою резиденцию. Хроники того времени сообщают, что Мехмед II задумал построить дворец, превосходящий по красоте самые совершенные здания поверженной империи. Он велел собрать лучших мастеров со всех концов своих обширных владений. Первый камень в фундамент дворца Топкапы заложили в 1459 г., и через десять лет над Босфором вырос настоящий город в городе, окруженный собственной неприступной стеной. Отсюда контролировалось движение судов через стратегический пролив. В оборонительных сооружениях турецкие зодчие использовали и часть мощных фортификаций византийского периода. У стен дворца Топкапы обнаружены остатки акрополя, возведенного еще колонистами из Мегары.
Главные ворота, за бойницами которых прятались пушки, дали название новому дворцу могущественных султанов: «Топкапы» дословно означает «Пушечные врата». Они находятся вблизи собора Святой Софии.
Посол Нидерландов Корнелис Калкоен во время аудиенции у султана Ахмеда III (1727 г. н.э.)
В первой половине XVI века султан Сулейман Великолепный значительно расширил дворец. Почти все последующие правители строили здесь различные здания на свой вкус, поэтому сегодня Топкапы предстает перед путешественниками как невероятно эклектичный, но очень колоритный комплекс сооружений, возведенных за четыре столетия. В тени садов гарема прятались уголки, полные наслаждений, а во мраке подземелий таились мрачные казематы с застенками, внушающими ужас.
Сменяя друг друга на троне, здесь правили двадцать пять султанов. Только в XIX веке Махмуд II перенес султанскую резиденцию за пределы Топкапы, на берег Босфора. Но в старом дворце по-прежнему кипела жизнь, плелись паутины интриг и заговоров царедворцев. В гареме все так же жили красавицы под бдительным присмотром евнухов, сотни поваров суетились на кухне, шуты и музыканты развлекали придворных.
После Первой Мировой войны обветшавшая шестисотлетняя Османская империя рухнула. В 1924 году по приказу лидера турецкой революции Мустафы Ататюрка дворец Топкапы был превращен в музей и открыт для публики.
Музейные объекты и экспозиции
Территория Топкапы разграничена галереями, стенами и воротами на несколько дворов, где располагаются дворцы и беседки, оружейный арсенал, казармы гвардейцев, конюшни, бани, продовольственные склады и прочие службы. Под ними вырыты потайные ходы, ведущие к султанским покоям и за пределы дворцов. Многие из этих подземелий служили еще византийцам.
В наши дни в зданиях дворцового комплекса располагаются тематические музейные экспозиции.
Янычарский двор
Первые ворота в крепостной стене были возведены в 1478 году. Позднее они были облицованы мрамором. Арки украшены позолоченной арабской вязью с цитатами из Корана. Здесь можно увидеть и тугры – каллиграфические монограммы султанов Мехмеда II и Абдул Азиза, при которых ворота ремонтировались. Тугры использовались в качестве личной подписи правителей, их вырезали на государственных печатях, чеканили на монетах.
Главные ворота – Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн Церковь Святой Ирины в Янычарском дворе
Эти ворота, расположенные к югу от дворцов Топкапы, ведут на Янычарский двор, где находятся кассы музея. Здесь, слева от входа, находится первый музейный объект, включенный в комплекс Топкапы – церковь Святой Ирины (IV в.), выстроенная на руинах античного храма Афродиты. Это одна из древнейших сохранившихся христианская базилик в мире. В ее стенах проходил Первый Константинопольский собор, созванный императором Феодосием в 381 г. В VIII веке, в период иконоборчества, все росписи в интерьерах были уничтожены. Сохранилась лишь мозаика в апсиде – черный крест на золотистом фоне.
После завоевания Константинополя турками церковь не была превращена в мечеть, но служила арсеналом. В начале 2000-х годов здесь провели реставрационные работы. Теперь церковь с превосходной акустикой используется как концертный зал.
В стене за церковью есть проход на территорию бывшего Монетного двора Османской империи.
Врата Приветствия
Осмотр музеев Топкапы начинается с главных крепостных ворот. Этот вход, сложенный из блоков бежевого песчаника, – узнаваемая визитка Топкапы, он носит название Баб-юс-Селям, что значит Врата Приветствия. Всаднику любого ранга здесь надлежало спешиться, верхом на коне в Топкапы мог въехать лишь султан в сопровождении личной гвардии.
В привратных восьмиугольных башнях с острыми шпилями кровли из каменных плит томились преступники, приговоренные к смертной казни. Здесь же, в комнате палачей были орудия пыток и плаха, на которой несчастные узники лишались голов. Среди них были знатные аристократы и неудачливые родственники султанов, уличенные в заговорах против повелителя Вселенной. Для устрашения подданных их останки вывешивались над воротами. Их нельзя было предать земле по мусульманским обычаям. Гиды утверждают, что в башнях по сей день обитают призраки казненных. Справа у ворот находится мраморный фонтан Палача. По легенде, в его чаше заплечных дел мастера на глазах перепуганных прохожих мыли обагренные кровью мечи.
Ворота Приветствия Драгоценный кинжал с золотой рукоятью, на которой сияют три больших изумруда
За воротами располагается самый обширный двор резиденции – Диван Мейданы. Справа от входа, у крепостной стены, разместилась выставка конных экипажей. На этом дворе размещались янычарские казармы, конюшни, дворцовая больница, бани, пекарни и кухня. На площади под открытым небом выставлены артефакты, найденные археологами на территории Топкапы, – обломки колонн, саркофаги, фрагменты резных фасадов дворца византийских императоров. Недавние раскопки также выявили, что под двором находится огромная подземная цистерна, возведенная византийцами для сбора и хранения воды.
Диванхане
Главное правительственное здание двора – Диванхане или Диван, место заседаний высших правительственных чиновников и военачальников под председательством великого визиря. Здесь столетиями вершились судьбы народов трех континентов. Как писал итальянский публицист Эдмондо де Амичис, живший в XIX веке, сюда устремляли свои взоры встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка. В Диванхане визири принимали иностранных послов, объявляли соседним государствам войну и заключали с ними недолгий мир.
Над залом заседаний возвышается купол. Пространство ограничено позолоченными решетками, так что увидеть собрание правительства можно было со двора. Это считалось символом открытости и справедливости принятых решений.
Султан мог тайно наблюдать за дебатами через занавешенное решетчатое окно из соседних покоев в Башне Правосудия, куда вел проход из гарема. Башня Правосудия – самое высокое сооружение в Топкапы, ее хорошо видно с Босфора, в то время как стены и кроны деревьев скрывают дворцы, не превышающие двух этажей.
В комнате рядом с залом заседаний хранились рукописные своды законов, государственные акты и архивные документы минувших лет, уложенные в сундуки. В смежном помещении сидели секретари и писцы, заносившие на пергаментные свитки все решения имперского совета. По традиции, под куполом Диванхане устраивались грандиозные торжества, когда дочери султана выходили замуж.
Здание было перестроено в 1792 году, в портике установили арочные ворота с узорчатой резьбой в модном тогда европейском стиле рококо. В этом же стиле выполнены украшения на фасадах. Однако в интерьерах дворца сохранились элементы османского декора XVI века – мраморная облицовка стен, лепка и резьба на колоннах.
Оружейная палата
Оружейная палата во дворце Топкапы Оружейная палата во дворце Топкапы
Из окон музея открывается великолепный вид на Босфор, в одном из залов есть выход на смотровую площадку.
Дворцовая кухня
Напротив Диванхане всю правую сторону двора занимает массивное приземистое здание дворцовой кухни, увенчанное куполами с арочными окнами в барабанах. Над зданием поднимается 40 высоких кирпичных дымовых труб. Под каждым куполом устроено по два помещения. Здесь круглосуточно трудились 1200 поваров. Отдельное помещение было отведено кондитерам, изготовлявшим сладости и прохладительные напитки. Тонны продуктов ежедневно доставлялись сюда из самых отдаленных уголков империи – из Египта и Персии, Аравии и Туниса. Пряности привозили из далекой Индии, янтарное оливковое масло и вино – с островов Средиземного моря.
На плитах, в котлах и в печах готовились деликатесы для султанского стола и обитательниц гарема, обеды для тысяч придворных. Кроме того, кухня обеспечивала довольствием целую армию солдат, охранявших Топкапы. Поколения дворцовых поваров изобрели множество рецептов восхитительных блюд и десертов. Они подробно описаны в старинных поваренных книгах, и сегодня туристы наслаждаются этими изысками в лучших ресторанах Стамбула.
В огромном здании дворцовой кухни расположены музеи, в которых представлены ковры, керамика, фарфор, этнографические экспозиции. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Тут есть любопытная коллекция старинной кухонной утвари и медной посуды.
Выставка изделий из серебра демонстрирует около 2000 прекрасных образцов работ турецких ювелиров и чеканщиков XVI-XIX веков. Эти предметы были важной частью султанской сокровищницы, ведь в Османской империи богатство измерялось, прежде всего, количеством серебра. Многие серебряные вещицы украшают дарственные надписи, они были преподнесены султанам к юбилеям и праздникам.
Дворцовая кухня внутри
Китайский фарфор
Музей китайского фарфора поражает обилием экспонатов. В его экспозиции около 10 700 изделий, эта коллекция – крупнейшая за пределами Китая. Самые ценные предметы инкрустированы золотыми и серебряными нитями, изумрудами и рубинами. Древнейшие расписные вазы были изготовлены в XIII веке. Клейма свидетельствуют, что несколько чаш из тончайшего фарфора под желтой глазурью принадлежали к предметам сервировки в обеденных залах дворцов средневековых китайских императоров.
Обратите внимание на группу изделий, покрытых особой селадоновой глазурью серовато-зеленого оттенка, напоминающего нефрит. По древнему поверью, отравленное питье, налитое в такую посуду, мгновенно теряет ядовитые свойства и не причиняет вреда.
Отдельно представлено 700 изделий японского фарфора XVII-XVIII столетий.
Европейский фарфор
В этой коллекции фарфора представлены столовые сервизы, вазы, фарфоровые часы, канделябры и другие декоративные изделия, произведенные в разных европейских странах в период с начала XVIII века по начало XX столетия. Здесь насчитывается 5000 экспонатов. Наиболее ценные из них – дипломатические подарки султанам. Многие из них изготовлены с учетом османских художественных традиций.
Большую редкость представляют первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в 1717 году: блюда, подносы, шкатулки, коробки для конфет. Огромный столовый сервиз, расписанный лесными пейзажами, в 1830-е годы прислал король Франции Луи-Филипп.
На витринах выставлены образцы русского фарфора, изготовленного в Санкт-Петербурге. Среди них экспонируется часть сервиза из 2000 предметов, присланного императором Николаем I в подарок султану Махмуду II.
В коллекции также представлены предметы из богемского, английского и русского хрусталя. В этом разделе выделяются прекрасные хрустальные бокалы и кувшин для шербета, изготовленные знаменитым мастером Богемского стекольного завода Людвигом Мозером для султана Абдул-Хамида II.
Выставка турецкого фарфора завершает коллекцию.
Двор Эндерун
Третий двор, куда ведут Ворота Счастья и Блаженства, занимали покои особо приближенных к престолу евнухов и родственников султана. Украшенное лужайками, цветниками и фонтанами подворье называется Эндерун. Для входа сюда требовалось особое разрешение, даже великий визирь имел право приходить в Эндерун только в определенные дни.
Здесь располагаются великолепный Тронный зал, Сокровищница (Хазне), павильон Аудиенций.
Тронный зал находится в квадратном здании, окруженном колоннадой. Его выстроили в XV веке. У входа в зале тихо журчит небольшой фонтан, установленный по приказу Сулеймана I. Об этом напоминает персидская надпись, называющая султана источником великодушия и справедливости. Далее туристы попадают в самое сердце империи, где стоит богато украшенный престол. В соседнем помещении находился гардероб, теперь здесь действует выставка драгоценных одеяний султанов, включающая 2500 предметов одежды.
К северо-востоку расположен Павильон Фатих (Завоевателя) – эффектное монументальное здание с красивой аркадой. В его залах хранились султанские сокровища. Это старейшее сооружение дворцового комплекса Топкапы, его возвели в 1460 году. Сейчас тут находится наиболее известный музей дворца, где экспонируются драгоценные украшения, произведения искусства, золотые монеты, ордена и медали империи, а также награды, врученные султанам монархами окружающих стран.
Здание Тронного зала Павильон Фатих
В первом зале привлекают внимание парадные доспехи Мустафы III, украшенные золотом и драгоценными самоцветами. Так же пышно украшены его меч, щит и стремена.
Здесь же можно увидеть эбеновый трон Мурада IV, инкрустированный слоновой костью и перламутром.
На одной из витрин мерцает драгоценная нефритовая чаша. Ее подарил турецкому султану Абдул-Хамиду II русский император Николай II.
В центре второго зала установлен ореховый трон Ахмеда I, инкрустированный панцирем черепахи, перламутром и самоцветами. Под парчовым балдахином на золотой цепи свисает огромный изумруд. Есть здесь и военные трофеи, среди них – золотой трон иранского шаха Исмаила, побежденного армией Сулеймана Великолепного.
Драгоценный кинжал с золотой рукоятью, на которой сияют три больших изумруда
В третьем зале сокровищницы экспонируется наиболее ценный предмет коллекции – крупный грушевидный бриллиант «Кашикчи» в оправе, окруженный двойным рядом из 49 алмазов поменьше. Как эта драгоценность весом в 86 карат появилась во дворце – доподлинно неизвестно. Существует много версий происхождения знаменитого алмаза. По одной из легенд, его нашел на берегу Босфора бедный рыбак и отнес в ювелирную лавку на стамбульском базаре. Хитрый ювелир убедил рыбака, что его находка – стеклянная безделушка, и выменял сокровище на три оловянных ложки. Правдива ли эта история или нет, но название самоцвета «Кашикчи» означает «Ложечник». Рассказывают и совсем причудливые истории о том, что этот бриллиант принадлежал то ли графу Калиостро, то ли матери Наполеона Бонапарта.
Гарем
В четвертом дворе, который некогда обладал статусом запретного места, располагались султанские покои, гарем, покои матерей правящих властителей, носивших титул Валиде Султан. Эта часть Топкапы была доступна лишь султану, членам его семьи и немногим высшим сановникам.
Дворцы окружены прекрасными садами с павильонами и беседками, галереями с видом на Босфор. Здесь же находятся дворцовая библиотека, выставка часов и галерея портретов правителей Османской империи.
Гарем дворца Топкапы
В хранилище священных реликвий есть несколько особо почитаемых в мусульманском мире артефактов и личных вещей пророка Мухаммеда. Здесь хранится древнейшая рукопись Корана, созданная в VIII в., что соответствует концу I века мусульманского летоисчисления.
Практическая информация
Музей Топкапы ежедневно открыт с 09:00 до 18:00 (в зимний период – до 16:00). Выходной день – вторник. Во время религиозных праздников музей открывается после полудня. Входной билет обойдется в 60 лир. Кассы закрываются в 17:00.
Возле помещения касс на Янычарском дворе всегда дежурят местные гиды. Они проведут для вас индивидуальную экскурсию, оплата – 60 лир/час.
Для осмотра помещений гарема нужно купить отдельный билет за 35 лир. Осмотр церкви Святой Ирины стоит 30 лир. Эти музеи работают с 09:00 до 17:00, их кассы закрываются в 16:00.
Фотографировать и проводить видеосъемки в помещениях дворца Топкапы нельзя. Этот запрет не распространяется на съемки архитектурных сооружений на открытой территории музея.
В помещение хранилища священных реликвий могут не впустить туристов в коротких юбках и шортах.
Как добраться
Дворец Топкапы находится в центре Стамбула, в историческом районе Фатих. От собора Святой Софии ко входу во дворец ведет улица Диван Йолу.
Добраться сюда удобно на скоростном трамвае – линия Т1, остановки Sultanahmet или Gulhane.