Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Попробуйте пройти эти тесты:
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Проверьте свой интеллект
Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
Насколько у вас хорошая логика?
Cколько лет вашей душе?
Каков Ваш психологический возраст?
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
Насколько уникальна ваша личность?
Всего 2% людей могут назвать ВСЕ столицы этих европейских стран. Часть 2
Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний
Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
Вы гений, если пройдете этот тест.
Пройдете ли вы тест на психопата?
Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ
Популярные тесты
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Проверьте свой интеллект
Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
Насколько у вас хорошая логика?
Cколько лет вашей душе?
Каков Ваш психологический возраст?
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
Насколько уникальна ваша личность?
Всего 2% людей могут назвать ВСЕ столицы этих европейских стран. Часть 2
Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний
Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
Вы гений, если пройдете этот тест.
Пройдете ли вы тест на психопата?
Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Человеческая цивилизация прошла долгий путь в своём развитии, и на протяжении всего этого пути людей тянуло к воде. Сначала первобытные люди выходили в реки и озёра на примитивных выдолбленных из ствола дерева лодках или на тростниковых плотах. Со временем они отправились покорять моря и океаны. Уже в этих первых попытках зарождающегося мореплавания стало очевидно, что необходимо устройство, которое позволяло бы удерживать судно на середине быстрой реки или вдали от морского берега.
Первые якоря были каменными
Учёные считают, что первое судоходство появилось шесть тысяч лет назад или ещё раньше. Примерно тогда же, очевидно, появился и первый якорь, который представлял собой самый обыкновенный камень. Камень привязывался к верёвке, которая могла быть сплетена из лиан или из сухожилий убитых диких животных. На протяжении сотен лет такое примитивное устройство оставалось единственным из доступных для первых мореплавателей.
Помимо камней первобытные люди могли использовать мешки из кожи или плетёные корзины, которые также набивались различными камнями, сами мешки также могли привязываться к различным растительным тросам. У таких примитивных якорных устройств была масса недостатков. Они могли выскальзывать из петли троса, а корзины, которые набивались для утяжеления камнями, нередко рвались.
Несмотря на это, благодаря максимально простой конструкции, такие якоря активно применялись по всему миру. Каменные якоря среди прочего использовали в Древнем Египте, о чём в своих трудах упоминал древнегреческий историк Геродот. Он указывал, что во время плавания по Нилу египтяне использовали якорные камни для уменьшения скорости судна, бросая их с кормы.
Со временем якорь совершенствовался. Первоначально в его конструкцию добавился выдолбленный ободок, который упрощал крепление троса. Затем уже в самом камне появилось отверстие, в которое и продевался трос. Уже в начале III тысячелетия до н. э. появились каменные якоря, в которых отверстия были пробиты и в нижней части. Учёные предполагают, что эти отверстия могли использоваться для деревянных вставок, которые зарывались в грунт, удерживая корабль на месте. То есть уже в те годы якоря могли приобрести элемент конструкции, которую позднее назовут рогом.
Каменные якоря активно использовали все мореходы древности – граждане Финикии, Вавилона, Карфагена, Рима и Греции. В знаменитом произведении Гомера «Одиссея» указывается, что якорь на корабле «Арго» также был выполнен из камня. Максимально простой якорь до сих пор можно встретить на маленьких рыбацких лодках и катерах, особенно в тех районах, где присутствует каменистое или плоское дно и якорь с лапами просто не нужен.
Деревянные якоря
Считается, что уже в III тысячелетия до н. э в регионе Юго-Восточной Азии мог быть изобретён якорь, по своему внешнему виду близкий к современным – это был двурогий якорь со штоком и перекладиной. Его изобретателями могли быть предки китайцев или малайцев. В средиземноморье якоря такой конструкции появились гораздо позднее, считается, что они оказались здесь в районе VIII века до н. э.
Такие якоря долгие годы изготавливались из твёрдых, тонущих в воде пород дерева. Деревянные якоря также оказались максимально живучими. Простота конструкции и доступность древесины способствовали их распространению по миру. Такие якоря по-прежнему сохраняются на небольших китайских и малайских джонках, которые можно встретить, к примеру, у побережья Сингапура или Гонконга.
Если первоначально шток на деревянном якоре делали также из тяжёлого дерева или камня, то начиная примерно с IV века до н. э. его начали отливать из свинца. Тяжёлый и массивный шток помогал якорю плотнее прижаться к морскому дну и позволял рогу глубже проникнуть в грунт. В якорях современной конструкции роль прижимающей силы во многом берёт на себя массивная стальная цепь.
Конструкция уже первых двурогих деревянных якорей оказалась настолько эффективной и одновременно простой, что применяется до сих пор в конструкции якорей, получивших название адмиралтейских. Якорь такой конструкции, оказавшись на дне, опирался на основания рогов и на один из концов штока. Подобное положение якоря являлось неустойчивым, и как только на канате возникала тяга, якорь самостоятельно переворачивался на конец одного из рогов, начиная заглубляться в грунт.
Появление железного якоря
Исследователи считают, что якоря в том виде, в котором мы их себе представляем, начали появляться в V веке до н. э. При этом относительно имени и национальности изобретателя до сих пор ведутся споры. К примеру, древнегреческий писатель Павсаний (II век н. э.) утверждал, что первый двурогий железный якорь был изготовлен по заказу фригийского царя Мидаса (VII век до н. э.).
Римский писатель Плиний Младший (62-114 года) утверждал, что конструктором железного корабельного якоря был грек, которого звали Евлампий. Одновременно с этим изобретение железного якоря, рога которого имели на своих концах лапы, Плиний приписывал древним жителям Этрурии.
Ещё одно свидетельство, дошедшее до наших дней, оставил древнегреческий историк и географ Страбон (64 год до н. э.). По его утверждениям, первым изобретателем железного якоря со штоком являлся греческий учёный Анахарисис, имевший скифское происхождение и ещё в VII веке до н. э. перебравшийся в Грецию. Так или иначе, во многих источниках сегодня можно встретить информацию о том, что именно древние греки подарили нам якоря той формы и вида, к которым мы привыкли.
В некотором роде это связано и с происхождением слова. Древние греки называли якорь словом «ankura». Корень этого слова «анк» означает в переводе на русский язык «крюк» или «кривой». Таким образом, «анкура» на русский можно было перевести, как имеющий кривизну или изогнутость. Позднее древнегреческое слово «ankura» перекочевало в другие языки Европы, сохранив общий корень «анк». К примеру, в немецком, датском и норвежском языках слово якорь звучит и пишется как «anker».
При этом не стоит забывать о том, что железный якорь в древнем мире был штучным и очень дорогим товаром. Железный якорь станет обычным изделием для кузнецов наряду с мечом, топором и плугом много позже. Считается, что сколь-либо существенное распространение железные якоря начинают получать только во II веке до н. э., а по-настоящему массовым изобретением они станут только в Средневековье.
Распространению железного якоря долгое время мешала его очень большая стоимость. Вплоть до II века до н. э. железо стоило очень дорого и ценилось наравне с серебром, его стоимость могла быть в 120 раз дороже стоимости меди. Поэтому выковать себе железный якорь могли позволить только богатые судовладельцы. Неслучайно якорь тогда же обрёл сакральное значение.
В Древней Греции якоря, изготовленные мастерами, сначала несли в храм Зевса, где этому изобретению возводились должные почести. Для большей веры в надёжность якоря в античном мире часто его конструкцию украшали символами древних богов, например Посейдона. Моряки античного мира на своей шкуре убедились в полезности данного приспособления. Оно нередко спасало им жизнь, не давая кораблю разбиться о скалы, поэтому моряки считали само изображение якоря символом надежды.
В древнеримском искусстве якорь стал одним из символов возвращения на родину после долгих плаваний и скитаний по миру. По одной из версий, в эпоху распространения в мире христианства у многих народов, которые жили на берегах Средиземного и ближайших к нему морей, якорь был символом надежды, спасения и непоколебимости. При этом верхняя часть якоря со штоком могла напоминать первым христианам изображение креста.
Якорь(англ. anchor ) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Эффективность якоря оценивается коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу якоря.
Величина якоря у военных судов определяется по площади миделя судна (одна четверть погруженной части площади мидель шпангоута в футах, по русскому адмиралтейскому правилу, равна весу якоря в пудах); у коммерческих судов выработаны опытные отношения веса якоря к главных размерам судна (например как в правилах классификационных обществ — Ллойда, Бюро Веритас и т. д.) или же в зависимости от тоннажа судна. Правила эти дают вес якоря адмиралтейской системы; якоря без штока, как держащие сравнительно слабее, и хуже зацепляющие за грунт судна, делаются на 25—30 % тяжелее.
Содержание
Устройство и классификация якорей
Основой конструкции якоря является продольный стежень — веретено, в верхней части которого имеется скоба для крепления якоря к якорной цепи, а в нижней рога, заканчивающиеся лапами с остриями — носками. Рога прикрепляются к веретену неподвижно (узел крепления — тренд) или на шарнире в коробке. Нижняя грань тренда называется пяткой. Некоторые якоря для повышения силы сцепления с грунтом имеют шток — стержень, ориентированный поперёк веретена.
По конструкции якоря разделяются на якоря с неподвижными лапами и якоря с поворотными лапами, по способу крепления на судне после съёмки судна с якоря — на заваливающиеся(со штоками) и втяжные(без штоков).
По назначению якоря делятся на становые(в носу) — для удержания судна на стоянке и вспомогательные(в корме) — для предотвращения разворота судна, стоящего на становом якоре, удержания судна лагом к ветру(стоп-анкеры, верпы). Для удобства хранения становых якорей, их стали делать различной формы, позволяющей удобно их укладывать в носу судна — например якоря системы Мартина, Портера, Паркера, Холла и т. п. Система Мартина заключается в том, чтобы шток и лапы делать в одной плоскости, причём лапы делаются вращающимися, так чтобы якорь, легший плашмя, мог задеть своими лапами за грунт и при дальнейшем движении корабля лапы, поворачиваясь, все более уходили в дно. У якоря Паркера лапы вращаются на шарнире, перпендикулярном своей плоскости. Якоря Паркера и Холла по идее не отличаются от якоря Мартина, но штока вовсе не имеют, а на лапах у них делается выступ, который, задевая за грунт, способствует вращению лап.
Классифицируют якоря преимущественно по числу рогов и лап. В качестве становых использутся обычно двурогие якоря. К однорогим якорям относятся доковый и ледовый. Доковый якорь служит для долговременного закрепления плавучих доков и земснарядов(коэффициент держащей силы 10 — 12), ледовый якорь закрепляют за край полыньи при стоянке судна во льдах. Его масса не превышает 150 — 180 кг., а держащая сила определяется в основном прочностью льда и лапы якоря. К безрогим относится мёртвый якорь (в виде пирамиды, сегмента, грибовидный и винтовой). безрогие мёртвые якоря употребляются для оборудования рейдов и гаваней(удержания швартовных бочек, буёв и т. п.). Якоря с числом лап 3 — 5 в морской практике используют редко.
В настоящее время имеется множество систем якоря без штока, патентованных различными изобретателями; в общем все они схожи, представляя собой приспособление наподобие «кошки» (четырёхлапого якоря), у которой все 4 лапы соединяются между собой, вращаются на шарнире в плоскости одной пары лап; другая же пара настолько обрезана, что слегка лишь выступает от шарнира. Удобство якорей без штока в том, что они втягиваются в клюзы, не требуя сложных приспособлений для подъёма и уборки. Материалом для якоря раньше служило сварочное железо; в настоящее время предпочитается Мартеновская сталь, позволяющая дёшево изготавливать якоря литыми.
Наиболее древний стандартизированный тип якоря — «адмиралтейский», состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причём шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того чтобы якорь не лёг плашмя на грунт и не скользил бы по последнему, не задевая его. На больших якорях этого типа шток делался деревянным, из нескольких частей, стянутых бугелями (прочными обручами).
Громоздкость такого якоря привела к тому, что сначала стали делать — при небольших размерах — шток железным, закрепляющимся при необходимости отдачи якоря — чекой на своём месте; при креплении же по-походному, чека вынималась и шток крепился найтовом к веретену. В таком виде держатся на судах и поныне небольшие якоря — запасные, верпы и т. д.
Виды якорей
Камень
Вероятно, самым ранним и наиболее простейшим типом якоря был камень, обвязанный канатом. Такой тип якоря применяется и в наши дни на небольших рыбацких лодках. Роль камня может выполнять любой массивный предмет.
Малайский якорь
Появился приблизительно на рубеже 2го и 1го тысячелетий до н. э. в районе Южно-китайского моря. Изготовлялся из твердого дерева, отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз — специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. Имел только один рог.
Китайский двурогий якорь
Появился приблизительно в конце 1го тысячелетия до н. э. Изготовлялся из прочного дерева, окованного железом. Шток расположен в нижней части.
Римский судовой якорь
Появился в конце 1го тысячелетия до н. э. в Средиземноморье. Отливался из бронзы или выковывался из железа. В верхней части под скобой для каната находился деревянный шток.
Адмиралтейский якорь
Якорь европейского происхождения появился примерно в XIII—XVIII столетиях. Это тяжелый кованый стальной якорь, со стальной скобой вверху и деревянным штоком над ней. Приблизительно до 1700 года шток состоял из одного куска дерева, а позже его стали изготовлять, как правило, из двух деревянных брусков, соединенных стальными полосами. Шток вставлялся в отверстие наверху веретена или охватывал его снаружи, как у римского якоря.
Якорь Холла
Якорь с лапами, поворачивающимися на оси. Оптимальный якорь на песчаных грунтах. Наиболее распространён в настоящее время (2008).
Якорь Денна
Якорь Денна(англ. Denni`s anchor ) — применяется в американском флоте. В отличие от якорей других типов его веретено упирается утолщённым концом в лапы, благодаря этому надёжность якоря не зависит от крепости соединительного болта, и в случае поломки последнего надёжность держания якоря не снижается.
Якорь Инглефильда
Якорь Инглефильда(англ. Inglefield`s anchor ) — применяется в качестве станового якоря и верпа в немецком флоте. Он состоит из четырёхгранного веретена с двумя скобами, двух лап, скреплённых с веретеном сквозным болтом, вкладыша и скобы якоря. В скобы на веретене закладывается кат при подъёме. Вкладыш заставляет лапы углубляться в грунт и ограничивает их угол поворота. для надёжности действия якорь необходимо отдавать с ходу.
Якорь Марреля
Якорь Марреля(англ. Marrel`s anchor ) — применяется во французском флоте. По своему устройству очень похож на якорь Инглефильда. Лапы якоря выделаны каждая в отдельности и скреплены с толстым болтом, пропущенным через нижнюю утолщённую часть веретена. Для забирания лап имеются специальные приливы.
Якорь Мартина
Якорь Мартина(англ. Martin`s anchor ) — якорь со штоком, четырёхгранным веретеном с утолщением внизу, где проходят лапы, сделанные из одного куска. Лапы благодаря своей цилиндрической форме могут свободно вращаться в утолщённой части веретена. Болт, скрепляющий лапы с веретеном, имеет специальное отверстие — жёлоб, ограничивает поворот. В якоре Мартина новой конструкции лапы имеют специальную коробку. При падении якоря на дно нижняя грань коробки ложится на грунт и, когда якорь под действием натяжения якорной цепи поползёт, заставляет лапы развернуться.
Грибовидный якорь
Грибовидный, или зонтообразный, якорь начал применятся с 1850 г. в основном для длительного и прочного заякоривания плавучих маяков и прочих судов подобного рода.
Якорь-кошка
Для маломерных судов предпочтительным является складной якорь-кошка, на больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1.5 до 12 кг с дискретностью в 0.5 кг. Для небольших, водоизмещением 200—400 кг лодок, достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.
История якорей в России
При Петре I якоря ковались на Демидовских заводах Якоря в России при Петре I. Проверено 16 января 2009., а также в Сестрорецке и в Олонце.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Корабельный якорь» в других словарях:
Якорь (электромашины) — Якорь: Корабельный якорь груз, предназначенный для удержания судна на одном месте. В физике брусок железа, прикладываемый к полюсам магнита. Якорь (электротехника) В электрических машинах подвижная часть электромагнита, состоящая из обмотки с… … Википедия
Якорь — мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (инженеры И. Т. Иохин, А. Ф. Толочко, М. Е. Комаровский). В первоначальном виде сооружён на 8 м км Гостилицкого шоссе в 1967. На этом рубеже в сентябре 1941 батальон курсантов морского училища… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
«Якорь» — «Якорь», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (инженеры И. Т. Иохин, А. Ф. Толочко, М. Е. Комаровский). В первоначальном виде сооружён на 8 м км Гостилицкого шоссе в 1967. На этом рубеже в сентябре 1941 батальон курсантов морского училища… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Якорь (значения) — Якорь: В Викисловаре есть статья «якорь» Корабельный якорь одна из конструкций для удержания судна на одном месте. Якорь … Википедия
Якорь (мемориал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Якорь (значения). Координаты: 59°50′10″ с. ш. 29°44′49″ в. д. / 59.836111° с. ш. 29.746944° в. д. … Википедия
Якорь корабельный — Якорь АПЛ «Акула» Якорь(англ. anchor) специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с… … Википедия
Якорь корабельный — Наиболее древний тип якоря это так назыв. адмиралтейский Я., состоящий из веретена (стержня) с лапами внизу и штоком (поперечиной) наверху, причем шток и лапы лежат в двух разных плоскостях, для того, чтобы якорь не лег плашмя на грунт и не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Бимсы — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия