Как называется ферзь в шахматах
Шахматные фигуры
Игра в шахматы является одной из древнейших, ей уже много веков. Ее развитие было непрерывным: вначале люди играли зернышками, затем — шариками из глины, и только к Средним векам на доске появились те фигуры, которые знакомы нам. Если вы решили научиться играть в шахматы, первым делом стоит разобраться с шахматными фигурами. Это значительно ускорит и упростит процесс дальнейшего обучения.
Сколько белых и черных фигур на доске
Сегодня во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго — черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 единиц. Получается, что всего на доске 32 фигуры обоего цвета. Их мы рассмотрим подробнее чуть дальше. У каждой фигуры есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры.
Вот как выглядит начальная расстановка фигур в шахматах:
Название шахматных фигур с картинками
Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.
Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.
Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.
Итак, теперь вы познакомились со всеми фигурами на шахматной доске. Советуем продолжить обучение и до конца разобраться с правилами шахмат. Мы постарались составить наиболее понятное руководство, чтобы после его изучения можно было сразу приступить к осмысленной игре.
Ферзь
Вот что нужно знать о ферзях:
Ферзь
Ферзи в начальной позиции.
Как ходит ферзь
Ходы ферзя похожи на ходы многих других фигур. Он ходит в любом направлении как король (но на любое количество полей вместо одного). Как и ладья, ферзь может ходить на любое количество полей вперед и назад по вертикали или вправо-влево по горизонтали.
Ферзь может ходить как ладья.
Также ферзь может ходить по диагоналям как слон.
Ферзь может ходить как слон.
Ферзь может сделать ход на любое количество полей, если его путь не преграждают свои или неприятельские фигуры. Ферзь может взять фигуру противника, заняв поле, где она расположена.
Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон вместе.
Ферзь ходит как ладья и как слон!
Заметим, что ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры как конь. Заблокированный ферзь (в начальной позиции) не может ходить!
Проверим себя
Проверим, узнаете ли вы, куда может пойти ферзь. Может ли на этой диаграмме ферзь взять пешку f7?
Может ли белый ферзь сейчас взять пешку f7?
Как мы упоминали, Ферзь может наносить решающие удары в самом начале партии. Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?
Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?
Верно! Белый ферзь может взять пешку f7 и объявить мат!
Заключение
Мы знаем, как расположен ферзь в начале партии, какова его ценность, и как он ходит. Пора дать мат противнику своим ферзем и пройти еще больше интерактивных уроков!
Смотреть видео
Шахматная фигура ферзь
В английском языке эту фигуру называют queen — «королева». И у нас часто можно встретить, как ферзя называют королевой, потому что в начале партии эта фигура стоит рядом с королем. Еще одно устаревшее название ферзя — «дама» (это связано с дамкой в шашках, потому что шашки проходят в дамку, как пешки проходят в ферзя).
Как ходит и бьет ферзь в шахматах
Ферзь обладает самым сильным ходом: он способен передвигаться на любое число клеток по вертикали, горизонтали и диагонали. Ферзь может свободно ходить по любым линиям до тех пор, пока перед ним не возникнет преграда в виде другой фигуры (фигуру соперника при этом он сможет съесть).
Как ходит ферзь в шахматах: схема
Другими словами, ход ферзя совмещает в себе ход ладьи (по прямым линиям) и слона (наискосок). Маневренность и дальнобойность делают ферзя мощной фигурой в атаке. Ферзь может за два хода добраться до любой клетки шахматной доски, и именно ферзь чаще всего ставит мат королю соперника.
Сила ферзя
По разным источникам силу ферзя оценивают от восьми пешек (так как он совмещает в себе ценность ладьи и слона) до десяти пешек (приравнивая его силу к двум ладьям). Наиболее точной представляется оценка силы ферзя в девять пешек: немного сильнее ладьи и слона или ладьи и коня, но чуть слабее двух ладей.
Но все зависит от позиции — часто в эндшпиле ладья и слон удерживают ничью против ферзя (если удается построить «крепость»), а в открытой позиции в миттельшпиле ферзь может быть более грозным, чем две ладьи, если они не взаимодействуют между собой.
Типичные матовые позиции с ферзем
Ферзь в шахматах — это главная фигура в атаке. Многие матовые конструкции с участием ферзя повторяются очень часто, и их знание поможет создать угрозу мата в любой партии. Чаще всего ферзь ставит мат, располагаясь максимально близко к королю соперника под защитой другой фигуры своего цвета. Вот пример типовых матов ферзем:
Детский мат — мат в начале партии нерокированному королю ферзем под защитой слона на поле f7 (f2 для черных).
Мат рокированному королю под защитой слона на поле h7, при этом ферзь и слон могли взаимодействовать по одной диагонали (это называется «батарея», диаграмма 1) или же ферзь атаковал пешку по вертикали, чаще всего с поля h5, под защитой слона по диагонали (диаграмма 2).
Мат рокированному королю при слабом поле g7 под защитой слона или пешки. От такого мата часто невозможно защититься, так как ферзь и слон отрезают вражескому королю все пути отступления.
Мат рокированному королю ферзем под защитой коня на поле h7 (чаще всего), или на поле g7/f7.
Мат ферзем по открытой крайней вертикали под защитой ладьи.
Конечно, этим возможности ферзя не ограничиваются — матовых конструкций с ферзем в главной роли существует бесконечное множество.
Мат ферзем в эндшпиле
В миттельшпиле ферзь чаще всего ставит мат под защитой другой, более слабой фигуры. А в эндшпиле ферзь может заматовать одинокого короля соперника при помощи только своего короля. Отметим, что без короля ферзь не справится: загнать вражеского короля в угол он легко может и сам, а вот для того, чтобы поставить мат, нужен король, который будет защищать ферзя.
Самый простой способ поставить мат ферзем:
сначала ферзь загоняет вражеского короля в клетку, встав от него на расстоянии хода коня и с каждым ходом все ближе оттесняя короля к краю;
затем ходит король, и ферзь ставит мат под его защитой.
Подведем итоги
Мы узнали, что такое ферзь в шахматах: грозный полководец, который играет важную роль в атаке на короля соперника.
Разобрались, как может ходить и есть ферзь в шахматах — на любое количество клеток по вертикали, горизонтали и диагонали, но не перепрыгивая через другие фигуры.
Оценили силу ферзя в пешечном эквиваленте — примерно девять пешек (но все зависит от позиции!).
Разобрали несколько типичных матовых позиций с участием ферзя — осталось лишь отточить их на практике.
Шахматные фигуры
Начальная шахматная расстановка фигур
На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.
На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.
Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.
У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.
Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.
Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑
Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.
Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.
Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.
Ходы шахматных фигур
Король
Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.
Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.
Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.
Пешка
Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.
Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.
А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.
Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.
В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.
Ладья
Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.
Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.
Ферзь
Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.
Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.
Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.
Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.
Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!
От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!
Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.
Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.
На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!
Ферзь
Содержание
Ходы ферзя
В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в углу доски — до 21 поля.
В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.
Ферзь в шахматной партии
Считается, что в начале партии (дебюте) надо проявлять осторожность с развитием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится лёгкой мишенью для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают короля и лёгкую фигуру, почти всегда ― короля и ладью, в большинстве случаев — короля и две лёгкие фигуры, а также короля, ладью и пешку.
Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является проведение пешки в ферзи: успешное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш в партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей, превращенных из пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.
При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно.
Ферзь в шахматных задачах
Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.
Этимология
Название «ферзь» происходит от персидского ferz — «полководец, визирь». [4]
Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии.
По одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во vierge — «девственница, дева, дама».
По другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.