Как называется футбол на мотоциклах
Существует такой вид спорта как мотобол — футбол на мотоциклах
Что получится, если объединить футбол и мотоциклы? Получится мотобол — популярный в Европе моторизованный спорт. Разумеется, спорт этот далеко не безопасен — спортсменам на мотоциклах в погоне за мячом приходится проявлять невообразимую ловкость и совершать умопомрачительные трюки.
Во многих странах Европы есть даже национальные сборные по мотоболу. Что интересно, многие лучшие мотоболисты мира родом из России.
Матч по мотоболу проводится на футбольном поле. В игре участвуют две команды по пять игроков в каждой: четыре ездока и вратарь — единственный, кто не сидит на мотоцикле. Цель игроков на мотоциклах — большой мяч 40 см в диаметре и весом около одного килограмма. Когда игрок подъезжает к мячу, он одной ногой притормаживает, а другой пинает мяч.
За матчем следят двое судей. Матч делится на четыре тайма по 20 минут. Вратари стоят в красной области перед воротами, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Зато в их распоряжении всё остальное поле, по которому они и ездят на огромной скорости, иногда около 100 км/ч. Есть несколько правил безопасности: например, игроки не имеют права таранить друг друга или пинаться, но от травм это не всегда спасает.
Мотоциклы, на которых ездят игроки, специально разработаны для мотобола и подогнаны под тело ездока. Сейчас такие мотоциклы производятся в Испании — мотобольные клубы Франции, Германии, России, Беларуси, Украины, Литвы и Нидерландов покупают технику у одной компании.
Мотобол — любимый вид спорта в нескольких небольших городах России. Но первый неофициальный матч по мотоболу состоялся во французском городе Дижон. Игра быстро завоевала популярность, и через десять лет в неё уже стали играть в Англии, Нидерландах, Испании и Бельгии. А первый официальный матч прошёл в 1963-м году в СССР.
В наши дни есть несколько ежегодных чемпионатов по мотоболу: Кубок европейских наций, Кубок Франции, Кубок европейских чемпионов и другие. Почти каждый год выигрывает Россия, а второе место чаще всего достаётся Франции.
Мотобол. Правила и безопасность. Мотоциклы и особенности
Популярнейшим из всех командных спортивных дисциплин, безусловно, является футбол. В него играют в разнообразных вариантах: на пляже, в болоте, на столе. Но поклонники игры не останавливаются на достигнутом, желая новых ощущений. Так, в начале 20 в. кому-то в голову пришла мысль поиграть в футбол на мотоциклах. И появился еще один младший брат футбола — мотобол.
Историческая справка
Первыми погонять за мячом на байках придумали французы. Это произошло в 1930-м г. Мотобол выделился в отдельный вид спорта, очень быстро — стали открываться многочисленные клубы. 1931 г. прошли первые неофициальные соревнования. В 1933-м состоялся международный турнир. Выиграла в нем, разумеется, Франция.
Это послужило толчком для развития мотобола в европейских странах. К 1936 г. клубы существовали в Германии, Италии, Бельгии. А к 1955 г. мотобол распространился по всему земному шару.
В России первая игра в футбол на мотоциклах имела место в 1937 г. — студенты Института физкультуры г. Москвы выехали на поле на байках. В скором времени их примеру последовало множество команд по всей территории страны. Матчи стали проводиться на главных стадионах — в Лужниках и на Динамо, их показывали по телевидению.
Первый чемпионат СССР был организован в 1965 г. при участии пятнадцати команд из союзных республик. А через год отечественная команда по мотоболу «Домбай» выступила на международной арене, где к тому времени встречались лидеры Западной Европы. «Домбай» не ударил в грязь лицом, одержав две победы и один раз сыграв в ничью.
В 1967 г. советские мотоболисты впервые соревновались в чемпионате на Кубок Европы, где одержали чистую победу (1:0) над десятикратным чемпионом — французской командой «Камаре». С этого времени российские спортсмены прочно зарекомендовали себя профессионалами в мотоболе. На их счету не только многократные первенства в Кубке Европы, а с 1986 г. — титул чемпионов Европы.
Сегодня проводится три вида турниров по футболу на байках:
Для всех уровней состязаний действуют единые правила. Их разрабатывает Европейский союз мотоспорта (ЕСМ).
Правила игры
К игре допускаются лица, достигшие 16 лет. Поле для матча имеет унифицированные параметры — 85 (110) х 45 (85) м. Разметка отличается от классической футбольной: нет круга в центре, а территория ворот обозначена полукругом. Трава на поле также отсутствует — покрытием выступает асфальт с песком, что дает мотоциклистам возможность маневрировать при ведении мяча и ударах по нему.
Мяч похож на футбольный, но превосходит его габаритами — длина окружности 119-126 см., а масса 900-1200 г. На игровой площадке всего 5 спортсменов – четверо мотоциклистов и вратарь. Еще имеется 6 запасных, 2 механика и тренер.
Судейство ведут 4 судьи: 2 полевых и 2 боковых.
Матч по мотоболу состоит из 4-х периодов продолжительностью 20 мин. каждый, между которыми имеются 10-минутные перерывы. После второго периода между командами происходит обмен сторонами площадки. Мотобол не предусматривает ничью: при равном счете на играх мирового уровня назначаются дополнительные периоды — два по 10 мин. На рядовых состязаниях победитель определяется серией из четырех пенальти.
Очки начисляются по схеме:
Мотоциклисты вправе двигаться по игровому полю в любом направлении, но в зоне вратаря (полукруг возле ворот) появляться запрещено. Даже на линию ее разметки наезжать нельзя. Центральную линию переезжать допускается, если при этом выполняется пас.
Вратарь не вправе покидать свою зону и владеть мячом в ней более 10 сек. Атаковать владеющего мячом игрока разрешается исключительно параллельно направлению его движения со стороны, где находится мяч.
Мотобол запрещает:
Гол фиксируется, когда мяч целиком оказывается в воротах, в том числе, если попал туда в результате удара головой. А вот попадание от удара в пределах зоны вратаря не засчитывается. Победителем становится сторона с большим количеством попаданий по воротам соперника.
За нарушения правил игроками предусмотрены наказания:
Байки для игры в мотобол
Мотоциклы, на которых ездят мотоболисты, в целом аналогичны тем, что используются для мотокросса или туризма. Но имеются некоторые изменения в конструкции:
Опасна ли игра
Те, кто ни разу не присутствовал на матче по мотоболу, уверены: это неуклюжее побоище с большим количеством столкновений, падений и серьезных увечий. В действительности мотобол менее травмоопасен, чем классический футбол, и представления о повышенной опасности игры слегка надуманы. На поле выезжают только профессионалы, умеющие и тормозить и падать.
Основы безопасности игроков заложены в самих правилах игры:
Нетрудно догадаться, почему мотобол настолько интересен и собирает полные трибуны зрителей и болельщиков. Искусство владения байком, большие скорости и азарт делают игру зрелищной и захватывающей, а матчи — непредсказуемыми. Футбол на мотоциклах выгодно отличает еще и то, что в нем не крутятся большие деньги — это лишь повышает интерес к этому спорту. У него есть все шансы в будущем получить статус олимпийской дисциплины.
Мотобол
Поиск по статьям
История появления мотобола
Особенности и правила игры в мотобол
Турнир проходит на стандартизированном поле с габаритами в 85-110 на 45-85 метров, которое имеет некоторые отличия в разметке и конструкции по сравнению с полем для классического футбола. Центральный круг отсутствует, а площадь возле ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля также отличается – используется гаревое или асфальтовое покрытие с песком, который повышает маневренность мотоциклов во время игры и позволяет совершать заносы для резких поворотов или ударов по мячу.
Игра ведется мячом, который схож с футбольным, но существенно больше классического мяча по своим габаритам – 119-126 см в окружности. Каждая команда состоит из пяти игроков – вратаря и четырех «полевых игроков» на мотоциклах.
Правила мотобола достаточно просты – игра проходит в четыре периода по двадцать минут каждый, между периодами предусмотрены 10-минутные перерывы, между вторым и третьим периодами команды меняются сторонами поля. В случае «ничьей» по счету в кубковых матчах проводятся два дополнительных периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. Если «ничья» произошла в рамках обычных соревнований – игроки совершают серию из четырех пенальти и, в случае необходимости, по одному дополнительному пенальти до окончательной победы одной из команд.
Система начисления очков выглядит следующим образом – 2 гола означают победу одной из команд, ничья определяется по одному голу в ворота каждой команды, отсутствие голов у одной из команд равносильно поражению.
Все игроки, кроме вратаря, могут свободно перемещаться по всему полю, но им категорически запрещается въезжать в «зону вратаря», которая обозначена полукругом возле ворот каждой из команд с диаметром в 5,75 метра, также игрокам запрещается касаться линии вратарской зоны. Пересекать центральную линию поля в обе стороны игроки могут только с обязательным пасом мяча друг другу. Вратарь может удерживать мяч в своей зоне возле ворот не более десяти секунд. Совершать атаку на движущегося игрока с мячом разрешено только параллельно траектории его движения, исключительно со стороны нахождения ведомого мяча.
К запретам во время игры в мотобол относятся любые варианты блокировки спортсменов противоположной команды, которые не ведут мяч. А также запрещен отбор мяча колесами байков, но в тоже время разрешено ведение мяча колесами мотоцикла или ногами, т.к. во время игры спортсмен и байк считаются целой «игровой единицей».
Гол засчитывается в случае полного прохождения мячом линии между штангами и перекладиной ворот. Если гол был забит головой – он также засчитывается. Однако гол не засчитывается, если мяч был забит в пределах «вратарской зоны», а также, если атакующий спортсмен с мячом и/или его напарники пересекли линию «вратарской зоны» до того, как судьи зафиксировали гол. Победу в матче одерживает команда, забившая наибольшее число мячей в ворота команды противника.
Также матчи по мотоболу делятся на три основных вида – международные матчи сборных команд, международные клубные матчи и национальные матчи. Правила для всех видов матчей, проводимых на территории современной Европы, устанавливаются Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ).
Мотоциклы для игры в мотобол
Изменению подвергаются рычаги системы управления путем установки дублирующего рычага заднего тормоза с левой стороны байка, т.к. одна нога спортсмена чаще всего занята мячом, что делает невозможным использование стандартного ножного заднего тормоза мотоцикла, расположенного справа.
В некоторых случаях применятся дополнительная ручка заднего тормоза, которую размещают непосредственно на руле мотоцикла.
Спереди клетки рамы мотоцикла устанавливаются так называемые «плуги» для комфортного ведения мяча и предотвращения его возможного попадания под колеса байка. Также в районе ведомой звезды и диска переднего тормоза устанавливается дополнительная металлическая защита, которая предотвращает повреждение компонентов мотоцикла в случае столкновения спортсменов во время игры или прямого попадания мяча.
ФУТБОЛ НА МОТОЦИКЛАХ
В мотобол играют две команды по 5 человек. 4 полевых игрока и вратарь. Спортсмены перемещаются по полю на мотоциклах. Размер поля идентичен с классическим футбольным. Покрытие обычно гаревое или же асфальтовое. Отличие — отсутствует разметка в виде круга в центре, а площадь ворот размечена в форме полукруга, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Суть игры заключается в поражении ворот соперника мячом, который в диаметре доходит до 40 сантиметров. Изначально вратарь защищал ворота, сидя на мотоцикле, но позже был лишен этого атрибута. Мотобольные мотоциклы отличаются от своих классических собратьев. У переднего колеса расположены специальные дуги, используемые для ведения мяча и «плуги» для недопущения попадания мяча под мотоцикл.
В 1933 году состоялся первый международный матч между командами из Англии и Франции, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.
После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии.
В Москве мотобольная «премьера» состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры.
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» (г.Элиста) стала первым чемпионом СССР.
Самыми титулованными командами страны являются «Металлург» (Видное) и «Ковровец» (Ковров), которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Несмотря на то, что данную соревновательную дисциплину придумали во Франции, большая часть его истории связанна с нашей страной, поэтому мотобол по праву может считаться русским видом спорта.
Мотобол. Чем он так интересен
Все мы привыкли к таким традиционным видам спорта как футбол, хоккей, баскетбол и даже регби. Ведь как хорошо прийти на трибуну и насладится любимой игрой, эти чувства нужно испытывать как можно чаще.
Но в сегодняшнем материале мы расскажем вам про вид спорта под названием мотобол, который в ближайшем будущем непременно будет иметь вес в обществе. Тем более уже сейчас поклонников данного вида спорта в нашей стране немало. Не зря мотобол имеет международный статус, значит, интерес к нему действительно растет. Кстати, чемпионат Европы по мотоболу в этом году будет проводиться у нас в стране, в городе Ковров.
Содержание
Сравнение с футболом
Мотобол – это один из видов мотоспорта, который представляет собой игру в футбол на мотоциклах.
Игра проходит на поле, которое соответствует по размерам футбольному, то есть 105 метров длина, 68 ширина. Однако, есть небольшое различие в разметке, ведь в мотоболе отсутствует центральный круг, а площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно гаревое или же асфальтовое. Играют мячом, размеры которого намного больше, чем у футбольного мяча.
В каждой команде 5 человек: это вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.
«Чем же отличается мотобольный мотоцикл от кроссового?», – спросите вы. Мы вам ответим. Суть в том, что отличия отмечаются в рычагах управления. На мотоцикле для мотобола установлена дублирующая лапка заднего тормоза с обратной стороны, так как во время игры одна нога мотоболиста занята мячом. На переднее же колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча. А в передней части байка расположены плуги, чтобы во время игры мяч не попал под мотоцикл.
История мотобола
Как вид спорта мотобол появился во Франции в 1931 году и уже 87 лет радует болельщиков своей зрелищностью. Первым профессиональным коллективом стал клуб «Сошо». После этого уже стали возникать команды из таких городов как Реймс, Париж, Витри, Авиньон, Невер и Труа. И именно в 1933 году команда из города Труа стала чемпионом Франции и оставила свой след в истории данного вида спорта тем, что данный коллектив первым готовил специальные мотоциклы для игры. Они же, кстати, нашли и правильное решение для введения мяча в игру – специальный бугель, который в настоящее время до сих пор актуален, только вид его был немного изменён.
В том же 1933 году прошел и первый международный матч между командами из Англии и Франции. После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии. Даже в Северной Африке к концу 50-х годов было организованно десять команд. По итогу мотобол стал официальным видом спорта, имея международный статус.
Правила игры
Вот каковы правила игры в мотобол, утвержденные Европейским союзом мотоспорта:
Мотобол в России
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» из города Элиста стала первым чемпионом СССР. В те периоды никто даже не задумывался о том, что Россия в будущем будет побеждать на чемпионатах Европы.
Вот что на вопрос «Как вы пришли в мотобол?» отвечает нынешний председатель комиссии мотобола в нашей стране Валерий Мосин, которого по праву можно считать легендой этого вида спорта:
«Честно говоря, это была чистая случайность. Я был в молодости всесторонне физически подготовлен, любил спорт. Но вообще-то я хотел заниматься не спортом, а историей, поступал на исторический факультет МГУ три раза. И ни разу меня не взяли. Меня интересовала археология, особенно любопытны были новгородские берестяные грамоты – тогда это была очень «горячая» тема. Но, увы, конкурс был большой, и у меня не сложилось. Да и опыта не было – ни в каких экспедициях не успел побывать.
Отслужил в армии три года. И когда вернулся, стал думать о трудоустройстве. А после армии тогда давалось три месяца, чтобы устроиться на работу и чтобы пошел стаж. И вот эти три месяца уже подходят к концу. Еду я из Видного на электричке и встречаю там свою знакомую с мужем. Мы разговорились, и я узнал, что муж работает в Центральном автомотоклубе. Я рассказал ему свою историю, он подумал и сказал: «А что, приходи завтра к нам на работу, нам нужны толковые люди».
И я пришел. Это был 1968 год. Мой отдел занимался мотогонками на льду, ледовым спидвеем и мотоболом. Спорт я знал и любил, поэтому быстро втянулся. Работал себе и работал, а потом обстоятельства сложились так, что к 1974 году в силу некоторых событий я остался в этом отделе один. Раз один, то и руководить пришлось мне, и я стал ответственным за сборную СССР по мотоболу. Первый блин комом не вышел – в 1975 году сборная выиграла чемпионат Европы во французском Ульгате, и я остался на посту».
Самыми титулованными командами страны являются «Метталург» из Видного и «Ковровец» из Коврова, которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Валерий Мосин вспоминает, что Юрий Гагарин даже однажды заглянул на мотобол:
«Были большие соревнования в Лужниках по множеству видов спорта, и Юрий Гагарин, который был тогда на гребне популярности, был главным судьей всех соревнований. Ну и на мотобол он подошел, там был показательный матч. Но по полю со свистком не бегал».