Как называется где подшивают одежду
Лента для подшивки брюк утюгом
Все брюки, в том числе костюмные, женские или мужские, шьются по определенным стандартам роста. Человек развивается по законам природы и до стандартов может недотянуть или перерасти их. Если рост женщины 173 см, то брюки длиной 170 будут коротки, а 176 – велики. Выход только один – брать модель с длинными штанинами и подшивать их.
Что это за лента для подшива брюк?
Укоротить изделие можно несколькими способами:
Последний способ удобен тем, что применять его можно всем: и тем, кто дружит со швейной машинкой, и тем, кто не умеет шить. Делается это легко и быстро, нужен лишь отрезок клеевой ткани. При этом на лицевой стороне брюк швов видно не будет – ведь их попросту нет. Если есть необходимость, то длину штанов можно изменить, потратив на это совсем немного времени.
Как называется такая липкая лента?
Промышленностью выпускаются разные виды тканых и нетканых материалов с одной или двумя сторонами, на которые особым способом нанесен клей. Для соединения деталей (например, нижнего и верхнего воротника, манжеты рубашки, борта и подборта пиджака), закрепления низа изделия (способом изнанка к изнанке) используется специальная лента. Она имеет полупрозрачную структуру. Вероятно, из-за этого ее назвали паутинкой. Основа – нетканый материал с двусторонним нанесением клеевого состава.
Классификация клеевых лент: какую выбрать?
Паутинка различается шириной (от 5 мм до 70 мм для разных типов тканей и случаев применения) и плотностью (может быть незначительно плотнее или реже – от 0,17 до 0,25 мм толщиной). Это метражный материал, он продается в рулонах и в фасованных пакетиках по 3–5 метров. В магазине отмерят нужное количество, которое обычно высчитывается так:
Совет. Если купить ленту на несколько сантиметров длиннее посчитанной, то небольшим ее кусочком опробуется технология на ненужной ткани. Приступив к работе непосредственно с изделием, можно избежать ошибок и просчетов.
Клеевая лента для подгибания низа выпускается двух видов:
Как приклеить «паутинку»?
Клеевой состав, нанесенный на ленту с двух сторон и помещенный между тканями, расплавляется утюгом в процессе проглаживания. Две изнаночные части изделия соединяются друг с другом, приклеиваясь к ленте с обеих сторон. Сделать это несложно. Лента просто вкладывается в тканевой кармашек, который образуется изнаночными поверхностями при подгибании низа штанины, и проглаживается утюгом. Температура воздействия должна быть достаточно высокой. Только при этом условии паутинка расплавляется. Если что-то не получилось, и приклеивания не произошло, следует побрызгать ленту водой и повторить проглаживание.
Это действительно самый быстрый способ подгиба изделий. У него много плюсов, но есть у этой технологии и недостаток – лента будет держаться только несколько стирок. Взвесив все за и против, принимаемся за работу, если положительные моменты перевесили чашу весов.
Чем пользоваться? Подготовка
Для работы приготовьте следующие инструменты:
Как подогнуть брюки с помощью клеевой ленты?
Попробуем приклеить паутинку-сеточку с бумагой. С ней работать будет легко. Сама технология проста:
Паутинка не применяется для подгибания низа как очень тонких, так и очень плотных, а также трикотажных и ворсованных тканей. Тонкий материал она растянет, с трикотажным растянется сама, а к остальным даже не сможет присоединиться.
Подготовка брючин
Перед приклеиванием ленты брюки нужно укоротить. Этот процесс демонстрируется пошаговой инструкцией:
Как правильно клеить? Пошагово
Теперь, когда брюки подготовлены, следует приступить к наклеиванию ленты. Это тоже можно объяснить поэтапно:
Теперь брюки аккуратно подогнуты и готовы к повседневной носке. Для того чтобы не испортить вещь клеем, лента должна быть спрятана между тканью, а до конца среза оставалось еще 2–3 мм.
На что обратить внимание?
Очень важно правильно определить длину будущего изделия. У мужских брюк ориентиром послужит середина каблука – именно до этой точки должны дойти концы брюк у стоящего человека. С женскими брюками немного сложнее:
Паутинку используют для изделий, которые не нуждаются в частых стирках и не контактируют с водой. Не выставляйте высокую температуру при машинной стирке. Даже при деликатном уходе клеевая лента недолговечна. Не исключен вариант повтора операций по подгибанию низа.
Как удалить остатки клея?
Случается, что лента приклеивается не так, как того требует технология. В результате становятся видны следы клея и требуется срочное исправление дефектов. Те, кто сталкивался с этой проблемой на практике, советуют следующее:
Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
Владелец бренда «Brier» раскручивает свой бренд одежды среди масс-маркета и крупных российских дизайнеров.
Я училась в институте и лицее на модельера-конструктора. Потом работала в свадебном салоне одновременно модельером, администратором, продавцом, расшивала платья и иногда убирала салон. Ушла в другую компанию, где моделировала и конструировала спортивные костюмы — там мои новшества не нашли понимания, и я ушла в «Инканто», оттуда — в другую крупную российскую компанию. Компания занималась производством нижнего белья и купальников, там я проработала старшим дизайнером до декрета.
Потом расписывала стены в рентгенкабинете Морозовской больницы вместе с другими волонтерами и вела занятия для детей в кафе. В это время меня ничего не связывало с созданием одежды.
В 2014 году случился кризис, вещи подорожали и я решила попробовать сама разрабатывать и шить одежду дома. Первую коллекцию сделала сама, дома, а швеей была однокурсница из лицея.
В 2015 году у меня было 35 000 рублей. На эти деньги я купила ткань на складе на пять моделей женских вещей: кардиган, жилет, два пальто, брюки, заказала минимальную партию бирок — 4500 штук, потому что — ну что за вещь без бирок.
Сшила, договорилась с фотографом, чтобы это снять. Сделали фотосессию и разместили всё это в Инстаграме.
Через полмесяца я сделала мужскую коллекцию: брюки, пальто, кардиган.
Вещи увидели мои подписчики, подписчики фотографа, подписчики людей, которые снялись в той первой сессии. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида.
Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида
Дальше я делала съемки, но снимала не моделей, а простых людей: фотографа, военного, биолога, гольфиста.
Многие снимались бесплатно, поскольку хотели меня поддержать, и я им за это очень благодарна.
Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
Сначала клиенты приезжали ко мне домой, и так было полгода. Нас воспринимали как ателье, где можно попросить шить на заказ. Была история, когда женщина говорит: «Мне нравятся ваши модели, я очень хочу вот такое пальто, но давайте возьмем красную ткань, сделаем бархатный черный воротник, пальто приталим и утеплим». И тут я начинала придумывать отговорки: «Простите, моя швея забеременела, ушла в декретный отпуск, уехала к себе на родину, а другую швею не могу найти, извините, пожалуйста».
Потом познакомилась с дизайнером другой российской марки одежды, и года два мы вместе снимали квартиру на Чистых прудах в доме мечты — это дом с животными. У нас было два балкона, один выходил на Чистые пруды, а с другой стороны были видны звездочки Кремля и несколько высоток. Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей.
Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей
Для многих было счастьем оказаться в том доме и посмотреть, как там внутри. Квартиру снимали на троих, и каждый платил по 20 000 рублей, но третий постоянно отваливался.
Я переехала на Хохловку. Сейчас окна магазина выходят на улицу, но вход со двора — зато теперь к нам можно приходить без звонка, и у меня в шоуруме есть чай с сушками.
Магазин обставляла сама
Площадь шоурума — 20 квадратных метров, аренда — 32 000 рублей в месяц. В помещении есть примерочная, шкаф-склад и основной зал с вещами и диваном.
Примерочная у меня открытого типа. Когда приходит покупатель и решает примерить вещь, я закрываю примерочную ширмой. В остальное время ширма открыта, и это дает дополнительный объем.
В основном зале стоят шесть стоек с одеждой. Я развешиваю вещи не по цветам или размерам, а по ассортименту.
У меня есть стойки с рубашками, с легкими пальто, с теплыми пальто, пиджаками, жилетами, платьями и кардиганами.
И еще одна важная деталь — диван с маленьким столиком.
Когда человек приходит один, он может отдохнуть на этом диване. Когда приходят пары, один примеряет вещи, другой отдыхает. Мужчины не очень любят ходить по магазинам: вот он приходит уставший, садится на диван, ему предлагают чай или кофе. Он отдыхает, а дальше включается и помогает с выбором одежды женщине. Мы создаем ощущение, что у нас уютно, как дома.
Еще есть небольшой склад-контейнер площадью 2 х 2 квадратных метра, который арендую за 3000 рублей в месяц. Там храню рулоны тканей, вещи, которые могут понадобиться в магазине. Контейнер арендовала рядом с домом, чтобы можно было заезжать по пути на работу или с работы.
Если мне нужно что-то раскроить и сшить, я делаю это дома, в своей квартире. У меня в планах сделать мастерскую, где можно хранить вещи, которые сейчас в контейнере, кроить, шить и чтобы это не мешало моей семье.
Градацию по размерам делаю не как полагается, а ориентируюсь на своих клиентов и на себя. Я шью одежду на разные типы фигур. Например, у меня есть линия брюк размера S на мужчин ростом 196 сантиметров. Пиджаки я тоже шью с длинными рукавами, при необходимости их всегда можно укоротить.
Маленькие партии невыгодно шить в Китае
Сейчас отшиваю вещи в мастерских в Москве и в Подмосковье. У меня маленькие партии — на все размеры 10—15 единиц вещей. В Китае отшивают только большие партии, иначе невыгодно.
Я рассматриваю вариант шить вещи в других городах России — возможно там фабрики и мастерские не такие сытые, как в Москве и Подмосковье. Но тогда встает вопрос логистики и возможности контроля качества пошива, потому что даже у самой идеальной фабрики будут проблемы. И если мастерская в другом городе, а мне приходит партия, где что-то перекошено или неправильно сшито, тогда мне надо искать возможность отправлять вещи снова на фабрику.
Каждую вещь в партии проверяю сама. Я знаю, в какой модели и какие ошибки могут быть, например у пальто:
Вещи с недочетами оставляю на исправление, чтобы не тратить время и не возить их из магазина на производство и назад. Всегда надо закладывать время на то, чтобы проверить партию после обшивки.
Сезонность — это боль
Если разрабатываю новое пальто, на его запуск уходит минимум 30 000 рублей:
Потом эту сумму делю на всю партию и делаю наценку: партия в 20 штук — значит, на каждое пальто сверху накину 1500 рублей. Если планирую продавать еще партию из десяти штук этого же пальто, тогда наценку считаю на 30 штук.
В стоимость вещей также входит аренда шоурума, расходники и зарплата. Одно пальто стоит от 18 000 рублей, а все рубашки по 6500 рублей. Цены на сайте и в шоуруме одинаковые.
Я запускала марку сама и точно знаю, что не хочу привлекать инвесторов со стороны, потому что для меня важна та свобода, которой я владею. Я сама принимаю решения, распоряжаюсь заработанными деньгами, но мне нужен хороший финансовый консультант — человек, который посчитал бы все мои доходы и расходы, сделал рекомендации и сказал, что можно улучшить, на что тратить меньше, во что вложить побольше. Я, конечно, стараюсь всё записывать, но вот анализировать не получается. И это моя проблема.
Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
Поставщик отматывает ткань, я привожу ее на производство, выкраиваем вещи, а оказывается, что ткань неравномерно прокрашена или на ней дырки. И тогда в брак уходит пять пар брюк — это недобросовестность поставщиков.
В мастерских тоже бывают проблемы: могут нашить бирку «100% шерсть» на хлопковые брюки, а на шерстяные пришить «100% хлопок». На рубашках путают лён с хлопком. Когда вижу такое, либо зачеркиваю, либо отрезаю бирку, либо говорю покупателям, что всё в порядке, это путаница.
Или вместо бирки «ручная стирка» могут пришить бирку «химчистка». На шерстяные пальто мы пришиваем «Химчистку», а на брюки пришиваем «100% шерсть, ручная стирка». Однажды звонит клиентка и в волнении спрашивает: «Неужели придется относить брюки в химчистку?» Говорю: «Не волнуйтесь, просто производство перепутало, можно стирать дома».
В одной партии брюк были некачественные нитки, и постоянный клиент, который покупал уже третьи брюки, позвонил и сказал, что у него на брюках лопнул шов. Я починила брюки и отвезла всю партию в мастерскую, где переделали швы.
Самое сложное — структурировать работу
Мне сложно четко структурировать работу, расставлять приоритеты и находить людей, которым я могла бы полностью доверить свои дела. Они есть, но их услуги стоят дорого.
Трудно найти производство. Я сменила семь или восемь мастерских и каждый раз говорю, что для меня самое важное — сроки. Без ошибок в пошиве мы точно не обойдемся, но мне нужны реальные сроки, когда мне отдадут коллекцию или партию вещей. И вот сроки постоянно срывают на несколько дней, на неделю, на две — и это одна из главных причин стресса.
Сложно найти помощника, потому что многие претенденты думают, что работа с модельером — это прекрасные съемки с моделями, с актерами, с интересными людьми, но они упускают, что помощник дизайнера — это работа с поставками, с отчетами, с клиентами. Нужно не забывать сообщать клиентам про новые коллекции, про то, что надо что-то отдать подшить или забрать уже готовое.
Своя работа — это стресс в удовольствие, я даю себе нагрузку как испытание: смогу я это сделать или не смогу. Я могу в любое время поехать в отпуск, взять выходной или уйти на больничный. Когда работала в офисе, я так не могла. Самое крутое в предпринимательстве — возможность выбирать дорогу, и я не хотела бы работать на кого-то. Сейчас меня никто не ограничивает — я совершаю ошибки, но это мои ошибки.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Швейные профессии: швея, портной, закройщик, технолог, дизайнер, модельер
Современный мир мы уже никогда не сможем представить без разнообразия фасонов и видов одежды. Появляются новые материалы, декор, новые виды обработки и сборки изделий.
Мода все время находится в движении и не стоит на месте. Ее влияние чувствуется повсюду – в обиходе, в архитектуре и конечно, в одежде. Человеку свойственно стремление к обновлению, к переменам. Самый простой способ изменить ощущение мира – поменять гардероб.
Проходя мимо пестрых витрин торговых центров и рассматривая представленные на манекенах и вешалках вещи, мало кому известно, сколько людей вложили свою душу и силы для создания конкретного изделия.
Вам кажется, что перед вами простой джемпер, лазурно-голубого цвета, и конечно, нет в нем ничего особенного. Однако, над созданием именно этого цвета работали именитые дизайнеры, модельеры доводили лекала до совершенства, а технологи подбирали сочетания материалов и фактур. Любая одежда, в первую очередь, создана усилиями команды специалистов швейного производства.
Познакомимся с представителями швейных профессий поближе.
Профессия швея предполагает работу на предприятиях по выпуску швейных изделий. На производствах работа швеи уже давно не ограничивается только шитьем на машинке. Операторами швейных автоматов и полуавтоматов также являются швеи. Данный специалист имеет свой разряд и специализацию. Подразделяют швей женского и мужского ассортиментов одежды, швей по пошиву спортивной одежды, одежды из кожи и меха, трикотажа и т.д.
Вышивальщиц так же относят к швеям. Они занимаются расчетом рисунка на ткани, подбором ниток, бисера, стекляруса и других сопутствующих материалов. В основном, вышивальщицы являются операторами специальных автоматизированных машин, но ручной труд ценится гораздо больше.
Отделяют так же и швей – универсалов. На простом швейном потоке их встретить редкость, специалисты этого уровня работают в швейных лабораториях и экспериментальных цехах, непосредственно под прямым руководством модельеров и дизайнеров.
Портной
Специалист наиболее высокой квалификации. Портной выполняет все виды работ по изготовлению одежды и обуви, от эскиза до готового изделия. Специалисты этой швейной профессии отдельно специализируются на женском и мужском ассортименте, а так же на индивидуальном пошиве. Кроме создания одежды, портной может гармонично и технически правильно отремонтировать или скорректировать вещь.
Закройщик
Изделия перед пошивом необходимо грамотно раскроить, это задача закройщика. Раскрой производят по лекалам вручную ножницами и ножами, на прессах при помощи
специальных резаков (наиболее распространено в производстве обуви), а так же на автоматизированных раскройных комплекса.
Технолог
Технолог швейного производства возглавляет закрепленный за ним цех, контролирует процесс работы и отвечает за финальное качество выпускаемой продукции на его участке. Так же в обязанности технолога входит отслеживание соблюдения сотрудниками режима рабочего дня и контроль над состоянием оборудования. Этот специалист в совершенстве владеет навыками раскроя, сборки и финальной обработки выпускаемой продукции. Так же технолог ведет описание технологических процессов труда, составляет карты обработки, ведет документацию по цеху и занимается запуском новых моделей и видов обработки в производство, пробует и тестирует новые материалы.
Дизайнер
Дизайнер одежды, приоритетно творческая профессия среди швейных направлений. Дизайнер воплощает полет фантазии и генерирует интересные идеи.
Профессия крайне популярна, привлекательна и востребована. Но модным показам и вспышкам фотокамер предшествует монотонный труд.
Обязательными навыками дизайнера является работа в узкопрофильных графических программах и развитый художественный вкус.
В обязанности дизайнера входит:
Модельер
Модельер – конструктор занимается разработкой чертежей и изменением модельных линий изделия согласно эскизам дизайнера или заказчика. Модельер подбирает методы пошива, раскроя, дизайна изделий или разрабатывает новые, упрощая процесс и модернизируя этапы изготовления.
В обязанности модельера входит:
Специалисты швейного дела являются крайне востребованными на современном рынке труда. Швейное производство, не зависимо от его размеров и масштабов выпуска продукции, это слаженный коллектив, где важна каждая трудовая единица, от швеи до модельера.
Основные швейные термины
Оцените материал
В шитье, как и в любой другой сфере, используются специальные термины, которые новичкам могут быть непонятны.
Давайте изучим словарь профессиональных швейных терминов. Информация здесь будет представлена не по алфавиту, а разбита на группы. К большинству терминов есть фото-примеры.
Основная терминология
Конструирование — процесс разработки конструкции: чертежа изделия в натуральную величину.
Моделирование — изменение выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Модель — образец швейного изделия.
Фасон изделия — внешние черты любого изделия, определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделкой.
Плечевые изделия — одежда, которая надевается и носится на плечах.
Поясные изделия — одежда, которая надевается и носится на талии.
Двубортный — изделие с увеличенной по ширине бортовой застёжкой и по одному ряду пуговиц на обоих бортах.
Однобортный — изделие с центральной бортовой застёжкой с одним рядом пуговиц и петель.
Расклёшить — увеличение ширины изделия книзу.
Снятие мерок — измерение основных условных линий на фигуре человека.
Антропометрические точки — хорошо выраженные и легко фиксируемые образования скелета (шероховатости, бугры, отростки костей и тому подобное) очерченные границами на мягких тканях, специфические кожные образования. Точки помогают исключить ошибки при снятии размерных признаков: верхушечная, шейная, основания шеи, ключичная, верхнегрудинная, среднегрудинная, плечевая, лучевая, шиловидная, сосковая, коленная, передний угол подмышечной впадины, задний угол подмышечной впадины, ягодичная, точка высоты линии талии.
Основные линии фигуры — линия шеи, линия груди, линия талии, линия бёдер, линия колен.
Обхват — периметр какой-либо части тела, измеренный сантиметровой лентой.
Основа — нити ткани, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Они не тянутся, звонкие при растягивании, идут вдоль кромки.
Уток — нити ткани, расположенные перпендикулярно основе. Они толще нитей основы, мягкие, пушистые, гибкие. По ним ткань больше растягивается и менее прочная.
Кромка — продольный край ткани, предохраняющий её от осыпания. Указывает на направление долевой нити.
Долевая нить — нити основы ткани, идущие вдоль кромки. Они тонкие, гладкие, прочные, по этому направлению ткань не растягивается.
Атласное переплетение — нить основы проходит под несколькими нитями утка.
Полотняное переплетение — нить утка проходит поочерёдно то над нитью основы, то под ней, то есть в шахматном порядке.
Стежок — повторяющийся элемент ниточной строчки между двумя проколами иглы.
Строчка — последовательно повторяющийся ряд стежков.
Шов — соединение строчкой двух или нескольких слоёв материала, прилегающих друг к другу.
Припуск на шов — расстояние от строчки до среза соединяемых деталей.
Рельефный шов — соединительные и декоративные швы с вытачками или без. Могут быть отстрочены декоративной строчкой.
Отделочный шов — для отделки деталей и изделия в целом. Применяют для создания определённого силуэта.
Соединительный шов — детали изделия лежат по обе стороны от шва.
Терминология деталей
Крой — раскроенные детали изделия и их части.
Вытачка — служит для придания изделию определённой формы по фигуре, а также для лучшего прилегания изделия к телу.
Перед — отрезная или неотрезная деталь по линии талии.
Полочка — отрезная или неотрезная деталь по линии талии, состоящая из двух деталей.
Подкладка — деталь для оформления изнаночной стороны изделия.
Изнанка — оборотная, внутренняя, нелицевая сторона изделия или материала.
Лиф — часть платья на груди и спине.
Кокетка — деталь верхней части переда, спинки, рукава, юбки или брюк.
Запах — заход одной полы одежды на другую.
Американская пройма — открытая пройма без плеча.
Баска — волан, выкроенный по косой, который пришивается к линии талии изделия.
Поло — застёжка до середины груди и мягкий воротник.
Реглан — рукав, переходящий в плечо и составляющий с ним одно целое.
Подборт — деталь для обработки краёв переда и лацкана.
Отлёт воротника — часть воротника, которая вшивается в воротник-стойку и отгибается.
Стойка воротника — вертикальная часть воротника высотой 2,5-4 см, которая вшивается в горловину изделия.
Клапан — верхняя деталь кармана, вшиваемая обычно в разрез кармана под обтачку.
Пата — декоративная деталь, настроченная или втачанная одним концом в шов.
Погон — декоративная деталь, вшитая в плечо изделия.
Рюш — полоса ткани, выкроенная по косой или поперечной нити, собранная посередине в сборку или заложенная в складки.
Волан — вид отделки, выкраиваемый по кругу.
Оборка — вид отделки, который выкраивается под углом 45 градусов к нити основы. Имеет ширину 1,5-30 см. Длина оборки в крое в полтора или два раза больше её длины в готовом виде.
Защип — элемент декорирования, путём застрачивания небольшого участка ткани.
Обтачка — продублированная деталь для обработки срезов изделия из того же материала. Например карманов или горловины. Ширина обычно 3-4 см.
Косая бейка — полоса ткани, вырезанная под углом 45 градусов, которая используется для отделки среза и соединяется с изделием или деталью по двум продольным сторонам.
Кайма — цветная полоса для обрамления края изделия.
Кант — узкая цветная полоса, выкроенная по косой нити, оторочка по краю или шву изделия. Пришивается так, чтобы выступало не более 2-3 мм канта. В кант ещё продёргивают шнурок.
Клеевая кромка — полоса шириной 0,6-0,14 см. Используют для предохранения деталей от растяжения.
Сутаж — тонкая тесьма различных цветов для отделки.
Планка — деталь в виде полоски материала для обработки и декора застёжки.
Гульфик — деталь для обработки застёжки брюк или юбок.
Петля — навесная или прорезная деталь для застёгивания.
Шлёвка — деталь в виде отстроченной вертикальной полосы, предназначенная для продевания в неё другой детали.
Фурнитура — вспомогательные материалы для шитья, такие как кнопки, крючки, пуговицы, пряжки и прочее.
Липучка — застёжка, имеющая одну сторону с мини-крючками, а другую с ворсом.
Блочка — обычно металлическая втулка, которой упрочняют края отверстий.
Страз — искусственный драгоценный камень, используемый для декорирования.
Терминология инструментов
Швейная машина — основное устройство для соединения и отделки деталей швейных изделий.
Оверлок — вид швейной машины для обмётывания срезов.
Портновский манекен — изделие, имитирующее форму верхней части тела, используемое для моделирования и пошива одежды.
Закройные (портновские) ножницы — имеют насечки на лезвии, позволяющие обойтись без оверлока. Насечки могут быть в форме зигзага или скруглёнными.
Раскройные ножницы — используются для раскроя ткани. Имеют различную длину лезвий, но короче чем портновские ножницы.
Кусачки (сниппер) — небольшие ножницы для обрезания ниток с пружинным механизмом.
Портновский метр — гибкая лента длиной 1,5 м с нанесёнными сантиметровыми и миллиметровыми делениями.
Английская булавка — инструмент для скрепления в виде скрученной проволоки с острым концом, запирающимся внутрь головки.
Портновская булавка — имеет основание в виде иглы и стеклянную или пластиковую головку, головка также может быть приплюснутой как шляпка гвоздя или иметь форму буквы Т.
Терминология ручных работ
Сметать — временное соединение двух деталей, примерно равных по величине, с посадкой или без неё по намеченным линиям. Стежки длиной 0,5-2,5 см со стороны смётывания, 0,2-0,5 см с обратной стороны. Строчку прокладывают на расстоянии 0,1-0,15 см от намеченной линии в сторону среза детали, чтобы сметочные стежки не попали под машинную строчку. Смётывают боковые и плечевые срезы, передние и локтевые срезы рукава и другое.
Наметать — временное соединение двух деталей, наложенных одна на другую. Намётывают подборта на борта, накладные карманы на полочку. Длина стежка 0,7-2,5 см. Иногда намётывание производят косыми стежками, когда необходимо получить устойчивое соединение деталей из гладких тканей.
Приметать — временное соединение мелкой детали с крупной или неосновной детали с основной. Примётывают манжеты к рукаву, клапаны к линиям кармана.
Заметать — временное закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек смёточными стежками. Например, низ юбки, платья или рукава. Длина стежка 1-3 см.
Вметать — временное соединение двух деталей по овальному контуру смёточными стежками. Пример: вмётывание воротника в горловину или рукава в пройму.
Выметать — закрепление обтачанного и вывернутого края с образованием канта, рамки или расположением шва на сгибе. Вымётывание производят прямыми или косыми вымёточными стежками длиной 0,5-1,0 см. Строчку прокладывают со стороны той детали, на сторону которой перепускают ткань. Ширина канта 1-2 мм.
Подшить — прикрепление подогнутых краёв одной детали к другой или этой же детали потайными подшивочными стежками. Частота стежка 2-4 на 1 сантиметр.
Пришить — прикрепление к детали фурнитуры, отделки или украшения. Например, пришить пуговицу, крючки, кнопки, стразы или пайетки.
Выкроить детали — вырезание деталей изделия по намеченным контурам, с прибавками на швы.
Декорировать — украшение с помощью любой швейной фурнитуры.
Драпировка — укладывание материала в складки с последующим их закреплением.
Дублирование деталей — склеивание по поверхности с помощью утюжки двух или более деталей.
Проклеивание шва — нанесение клея на края детали из кожи в области шва с последующим приклеиванием полоски материала или тесьмы.
Припосаживание деталей изделия — уменьшение длины изделия путём прострачивания по краю и стягивания нижней нити с последующей влажной утюжкой.
Терминология машинных работ
Стачать — соединение двух и более срезов по совмещённым краям. Это стачивание боковых и плечевых срезов, срезов рукава.
Притачать — соединение мелких деталей с крупными. Пример: притачать клапан, карман.
Обтачать — соединение деталей с последующим их вывёртыванием (именно так говорят профессиональные швеи, а не «выворачиванием»). Например, обтачивание бортов, клапанов, горловины.
Втачать — соединение деталей по овальному контуру. Втачивают воротник в горловину, рукав в пройму.
Настрочить — прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения; прикрепление припусков швов, складки в одном направлении. Настрачивают боковые и плечевые швы, кокетки, накладные карманы.
Расстрочить — прокладывание строчки на детали для закрепления припусков шва, складки, направленных в противоположные стороны. Расстрачивают швы рукава, спинки, полотнища юбки, встречные складки.
Застрочить — прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия.
Отстрочить деталь изделия по краю — прокладывание машинной строчки по краю изделия с лицевой стороны.
Закрепка строчки — закрепление обратной строчкой концов всех внутренних строчек. Длина закрепки — 0,7-1,0 см. При прокладывании строчки по замкнутому контуру концы строчки заходят друг на друга не менее чем на 1,5-2,0 см.
Окантовка припусков деталей — обработка среза детали косой тесьмой с целью отделки или предохранения от осыпания.
Стёжка — соединение двух слоёв ткани, с наполнителем между ними, вместе прямой строчкой, которое на поверхности изделия образует выпуклый узор.
Терминология утюжильных работ
На заметку: профессиональные портные не говорят «гладить». Гладят кошку, а мы — утюжим.
ВТО — влажно-тепловая обработка. Специальная обработка деталей или изделия влагой, теплом и давлением.
Проутюжить — удалить утюгом заломы, складки на деталях кроя (отутюжить) или в готовом изделии.
Приутюжить — уменьшить толщину детали, кроя, шва, сгиба, придавая им правильную форму.
Разутюжить — расправить припуски шва или складки на две стороны, закрепить утюгом.
Заутюжить — направить припуск шва или складки в одну сторону, закрепить утюгом.
Сутюжить — уменьшить длину среза детали, придавая ей необходимую форму, убрать утюгом сборки, слабину, уплотняя ткань.
Оттянуть — удлинить край детали для получения изогнутой формы.
Отпарить — удалить блеск (ласы) при помощи мокрой ткани, сложенной в несколько слоёв, или паром. Отпаривают готовое изделие.
Декатировать — увлажнить и проутюжить ткань перед раскроем для предотвращения в дальнейшем её усадки.
Отутюжить шов «на ребро» — после стачивания двух деталей отутюжить в этом же положении.
Швейных терминов и определений существует гораздо больше, чем приведено здесь. Если всё вместить в одну страницу, получится очень большой, да и ненужный список, в котором можно запутаться. Подробнее со всем мы будем знакомиться по ходу работ.