Как называется главная значимая часть слова
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
Видеоурок
Морфемика и словообразование. Части слова.
теория по русскому 🐻 морфемика
Морфемика – раздел русского языка, занимающийся изучением строения слова. Слово делится на значимые части – морфемы. К ним относятся корень, окончание, приставка и суффикс. Различают морфемы словообразующие (с помощью них образуются новые слова, частично меняется лексическое значение слова) и формообразующие (меняется только грамматическая категория слова при сохранении лексического значения).
стирал – постирал (словообразующая приставка) медведь – медвежонок (словообразующий суффикс)
стирал – стирала (формообразующее окончание, изменился род глагола) красивый – красивее (формообразующий суффикс, изменилась степень прилагательного)
Основная единицы морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.
Окончание
Окончание – формообразующая морфема, оно не служит для образования новых слов!
Основа – часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Корень
Корень – главная значимая часть слова, содержащая общее значение всех однокоренных слов. Например: окно – окошко – подоконник. У слова может быть один корень (учитель) или несколько (водопад), последние слова называются сложными. Корень — единственная обязательная часть слова. Существует множество слов, состоящих только из корня — служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, многие наречия.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. В остальных случаях корни являются связанными. В большинстве слов именно корень выражает основное лексическое значение слова.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Для того чтобы определить в слове корень, необходимо подобрать ряд однокоренных слов. Однако если лексическое значение корня у слов не совпадает, они не будут являться однокоренными: запирать – пировать, мирный – умирать.
Приставка
Приставка, или префикс, – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: читать – прочитать. Её роль – внесение дополнительного значения. Приставка может находиться непосредственно перед корнем или перед другой приставкой: сговорчивый — несговорчивый. Приставки бывают исконно русскими (о-, от-, под-, пере-) и иноязычными (контр-, дез-, суб-, ад-, ин-).
Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов : чудо – чудесный. В слове может быть один (радость) или несколько суффиксов (старинный). Суффикс может находиться непосредственно после корня или после другого суффикса: столяр — столярничать.
Кроме словообразующих суффиксов существуют еще и формообразующие. При помощи них образуются сравнительные и превосходные степени сравнения прилагательных и наречий: ярче, новее, старейший.
Постфикс
Все значимые части слова имеют условное графическое обозначение. Словообразование — это образование новых слов от однокоренных слов. Способы словообразования показывают при помощи каких языковых средств образуются новые слова. Формообразование — это образование новых форм слова. Основным средством, с помощью которого образуются новые формы слов, является окончание.
Способы словообразования
В русском языке есть два основных способа образования новых слов: неморфологический и морфологический.
Неморфологический способ – это переход из одной части речи в другую. Например: 1) В магазине продают мороженое (прилагательное) мясо ; 2) Мы съели вкусное мороженое (существительное).
Среди морфологических способов словообразования выделяют следующие: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.
Соединительные гласные О/Е в сложных словах
Сложные слова – это слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Как правило, образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть: пешеход, ледокол, самовар, лесоруб, счетовод;
Корни в сложных словах чаще всего соединяются при помощи гласной, которая называется соединительной. Соединительных гласных может быть только две: О или Е.
Правописание соединительных гласных О/Е
Примеры: хлебороб, звездолёт, молоковоз, жизнелюб, нефтепровод, птицеед.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.
Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.
Морфемика – от греческого слова морфе – форма.
Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.
Окончание
Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?
Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.
Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.
Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.
Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.
Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.
В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □
У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».
Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.
Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат□,читатель□, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.
Основа слова
В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.
Корень
Как мы уже сказали, в основу входит корень.
Что надо сделать, чтобы найти корень?
Чтобы найти корень, надо:
Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.
А теперь давай поработаем.
Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.
Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.
Суффикс
Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.
Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.
Чтобы найти в слове суффикс, надо:
Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.
Как называют человека, который:
Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.
Приставка
Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.
Чтобы найти приставку, нужно:
Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.
А теперь снова время для упражнений.
Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.
Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.
Проверь себя. Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.
1. Как называется главная значимая часть слова?
1. Как называется главная значимая часть слова?
А) основа в) корень д) суффикс
б) окончание г) приставка
А) упл…тить долг в) вд…леке д) варианты а, в
б) пл…тина г) ум…лять о помощи
А) уг…реть в) изл…гать д) варианты а, б
б) нам…чить г) ск…куны
Какие корни проверяются ударением?
б) кас – кос г) скак – скок
В каком слове нет непроизносимой согласной?
А) трос…ник в) вес…ник д) чу…ствовать
б) уча…ствовать г) лес…ница
В каком слове на стыке приставки и корня не пишется удвоенная согласная?
А) ис…кусный в) рас…просить д) бес…мысленный
б) без…лобный г) бес…нежный
А) пр…поднять, пр…рекания г) пр…ломление, пр…мудрая
б) Пр…уралье, пр…вивка д) пр…увеличить, пр…бить
А) притяжение в) приоткрыть д) привязать
б) прикратить г) приписать
А) в строящ…мся доме, в свеж…м сене г) варианты а, б
б) о прячущ…мся ребенке, о древн…м городе д) нет правильного ответа
в) с прячущ…мся ребенком, с древн…м городом
А) клюквен…ый напиток в) гусин…ые потроха д) ломан…ая линия
б) мышин…ая нора г) вещи разбросан…ы
А) поставленная посуда в) серебряное кольцо д) чугунная ограда
б) поле вскопанно г) львиная грива
Какие слова пишутся через дефис?
А) (десяти)летний, (бело)снежный г) (прямо)угольник, (мото)спорт
б) (двух)метровый, (сорока)градусный д) (юго)западный, (экс)президент
в) (фото)студия, (мясо)комбинат
Какие местоимения пишутся через дефис?
А) ни(для)кого в) (ни)какому д) (не)чему
б) кое(от)чего г) с чем(то)
Где НЕ пишется слитно?
А) Я (не)собираюсь возвращаться.
Б) Статья была (не)интересная, а удивительно скучная.
В) Было принято (не)правильное решение.
Г) Снявши голову, по волосам (не)плачут.
Д) На лекции было отнюдь (не)интересно.
15. Найдите глаголы II спряжения с буквой и в окончаниях.
А) приход…шь, разнос…шь в) спряч…шь, докаж…шь
б) выполня…шь, расскаж…шь г) убира…шь, рису…шь
д) раскладыва…шь, пиш…шь.
Какое слова пишется с удвоенной согласной?
Какое слова пишется с удвоенной согласной?
А) галерея Б) гуманизм В) аккордеон Г) карикатура Д) лотерея.
1. В каких из данных слов не пишется слитно : А) (не)погода Б) (не)серьёзно, а беспечно В) (не)правильно пишет Г) (не)цветёт?
1. В каких из данных слов не пишется слитно : А) (не)погода Б) (не)серьёзно, а беспечно В) (не)правильно пишет Г) (не)цветёт.
2. В каких из данных слов НЕ является приставкой : А) вовсе не легко сделать Б) (не)взлюбить В) (не)сложная задача Г)(не)годовать 3.
Не является частицей : А) (не)ряха Б) (не)ясная погода В) (не)навидит Г) (не)любит.
В слове обделка, почему пишется б?
В слове обделка, почему пишется б?
Есть правило, если да, то какое?
Помогите пж?
Тестирование на тему : “Правописание не с различными частями речи”.
1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А) Учёба (не)забава, а труд.
Б) (Не)правда служит злу.
В) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.
2. В каком предложении не со словом пишется слитно?
А) День был (не)жаркий, а прохладный.
Б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил.
В) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.
3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А) Я срезала (не)распустившиеся цветы.
В) У друга был (не)доумевающий вид.
4. В каком предложении не со словом пишется слитно?
А) (Не)зная броду, не суйся в воду.
Б) У меня (не)было другого выхода.
В) Я (не)навижу обман.
5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А) Лектор говорил (не)громко.
Б) Многое в тексте было (не)ясно.
В) Выполнить задание вовсе (не)легко.
1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А) (Не)приятель отступал.
Б) Ваш поступок вызвал (не)доумение.
В) Он мне (не)друг, а враг.
2. В каком предложении не со словом пишется слитно?
А) Ты принял (не)умное, а глупое решение.
Б) Вид у него всегда (не)ряшливый.
В) Это далеко (не)скромный поступок.
3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А) Мною сделано (не)мало.
Б) Я выгляжу (не)лепо в этом платье.
В) Друг поступил (не)хорошо, а плохо.
4. В каком предложении не со словом пишется слитно?
А) Тяжело жить, (не)навидя весь свет.
Б) (Не)слушая мать, ты совершаешь ошибку.
В) Ничего ему (не)говори.
5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
А) (Не)прекращающаяся война принесла много горя.
Б) На столе лежала (не)прочитанная книга.
В) На полке стоял никем (не)прочитанный роман.
1. Укажите, какие части слова, кроме корня, есть в слове выдумка?
1. Укажите, какие части слова, кроме корня, есть в слове выдумка?
А)Приставка и суффикс
б) Суффикс и окончание
в)Приставка, суффикс и окончание
г)Приставка и окончание
Укажи вариант, в котором верно подобрано проверочное слово для выделенного слова
Укажи глагол второго спряжения
Укажи какие части слова, кроме корня есть в слове шумный?
А)Приставка и суффикс
б) Суффикс и окончание
в)Приставка, суффикс и окончание
г)Приставка и окончание.
В каких словах пишется буква и а) знать о племен?
В каких словах пишется буква и а) знать о племен.
В ) отдыхать на мор.
Где НЕ пишется слитно?
Где НЕ пишется слитно?
А) Я (не)собираюсь возвращаться.
Б) Статья была (не)интересная, а удивительно скучная.
В) Было принято (не)правильное решение.
Г) Снявши голову, по волосам (не)плачут.
Найдите ошибку?
А) поставленная посуда б) серебряное кольцо в) поле вскопанно г) львиная грива.
Укажите вариант, в котором представлено ошибочное суждение : А) В слове рожью пишется разделительный мягкий знак?
Укажите вариант, в котором представлено ошибочное суждение : А) В слове рожью пишется разделительный мягкий знак.
Б) В слове несчастный пишется парный согласный в корне.
В) В слове сломался пишется проверяемая безударная гласная в корне слова.
Г) В слове звездный пишется непроизносимый согласный в корне.
Помогите плс не русскому ))))в каком из вариантов буква Е пишется в слове : А) ВЫВЕЗ_ННЫЙ Б) ПРИПА_ННЫЙ В) ВЫМЕН_ННЫЙ Г) ВЫВАЛ_ННЫЙ?
Помогите плс не русскому ))))в каком из вариантов буква Е пишется в слове : А) ВЫВЕЗ_ННЫЙ Б) ПРИПА_ННЫЙ В) ВЫМЕН_ННЫЙ Г) ВЫВАЛ_ННЫЙ.
Помогите составить тест, вот вопросы :1)В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква а?
Помогите составить тест, вот вопросы :
1) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква а?
2) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква е?
3) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква о?
4) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква и?
5) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется ё (о)?
6) В каком ряду во всех словах пропущена согласная?
7) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишутся двойные согласные?
10) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ю( у) или Я (а)?
11) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется е(и.
1)Из книг мы узнаем много интересного(повествовательное). 2)Ты любишь читать книги? (вопросительное) 3)Не вырывай страницы из книг! (восклицательное) 4)Ты прийдешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм? (вопросительное) 5)Я только с сестр..
Це речення є розповідне, неокличне, двоскладне, поширене, просте. Повне, ускладнене відокремленим означенням.
Заговори приставка за, корень говор, окончание и, основа заговор.
Мы с мамой и Вовкой гостили у тёти Оли в Москве. Утром мама и тётя ушли в магазин. Мы с Вовкой остались дома. Вовка достал старый альбом с фотографиями и мы его рассматривали, и смеялись.
Мы с мамой и Вовкой гостили у тети Оли в Москве. Утром мама и тётя ушли в магазин, мы с Вовкой остались дома. Вовка достал старый альбом с фотографиями и мы его рассматривали, и смеялись.